Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
них фондов и новых капитальных вложений. За счет пла
ты пока не обеспечивается основная доля доходов госу дарственного бюджета. В целом по промышленности плата за фонды в 1972 г. составила 19% от общей массы прибыли и 32% — от суммы платежей из прибыли в
бюджет, но это средние цифры. В легкой и газовой про
мышленности, например, плата за фонды в последние годы равнялась 40 %, в мясо-молочной — 12, пищевой — 15, в нефтяной — 66, автомобильной — 73, а в угольной —
95% общей суммы платежей из прибыли.
При действующем порядке исчисления платы за про изводственные фонды в сферу обложения не включается значительная часть оборотных средств, покрываемая кре диторской задолженностью поставщикам по акцептован ным платежным требованиям и по неотфактурованным поставкам. Не всегда оправдана система льгот по плате
за OCHOiBHbie фонды. Это также сужает сферу применения платности фондов. В промышленности имеется немало предприятий, где льготы по плате за фонды незначитель
ны и их исчисление только усложняет технику расчетов.
Чтобы еще больше повысить роль платы за производ ственные фонды как финансового рычага, стимулирую щего их эффективное использование, на наш взгляд, пред
ставляется целесообразным взимать плату со всей стои
мости основных производственных фондов и нормируе мых оборотных средств (за вычетом прокредитованной части), резко сократить льготы по плате за основные фонды. Это не ущемит экономических интересов пред
приятий, поскольку существует еще такой вид платежа,
как взносы в бюджет свободного остатка прибыли. В дан ном случае его размер уменьшится. Систему льгот стоило бы сохранить лишь по тем основным фондам, которые законсервированы в соответствии с решением правитель
ства, и по вводимым фондам на вновь строящихся пред приятиях на период, пока эти фонды не будут использо ваться на полную мощность.
По нашему мнению, в более глубокой теоретической разработке и практическом решении нуждается вопрос об уровне платы за фонды. Его нижняя и верхняя границы,
возможно должны быть очерчены средней отраслевой эф
фективностью использования производственных фондов в данном периоде их функционирования. Расчетным пе риодом могла бы служить пятилетка. Такую эффектив
78
ность было бы правомерно считать общественно необхо димой.
Некоторые экономисты в целях усиления воздействую щей роли на повышение эффективности производства та кого !экстенсивного фактора, как численность работников,
предлагают внести плату за ее прирост. Такую позицию
занимает, в частности, А. П. Зайцев1. Функциональное назначение данного платежа он видит в стимулировании повышения производительности труда, лучшего исполь
зования трудовых ресурсов. Финансовое назначение —
покрытие расходов на подготовку рабочих кадров. Плату
за трудовые ресурсы А. П. Зайцев рекомендует взимать с каждого рубля фонда заработной платы или с каждого работающего.
Наїм думается, что такая идея вызывает определенные возражения. Увеличение массы производительного труда, численности работников, занятых в производственной сфере, как уже отмечалось выше, само по себе играет важную роль в повышении темпов экономического роста. Новая стоимость, создаваемая посредством личного фак
тора, по своим размерам всегда больше той, которая не
обходима для воспроизводства рабочей силы. Соотноше
ние показателей увеличения национального дохода и
общей численности работников служит одним из основ ных критериев экономического развитая общества.
Вместе с тем мы согласны с практическими доводами экономистов, выступающих проти® введения платы за трудовые ресурсы. Они справедливо считают, что в на стоящее время далеко не все предприятия могут добивать ся увеличения производства только за счет повышения
производительности труда. В промышленности еще нема
ло таких предприятий, где уровень технической воору
женности труда невысок. В машиностроении, например,
75% мелких и средних самостоятельных предприятий
производят около 18% продукции. В хлопчатобумажной промышленности почти 20% общего числа предприятий
всей отрасли имеют численность работающих до 300 че
ловек, а выпускают они менее 3% объема продукции. У таких преідориятий ограничены возможности самостоя
тельно повышать технический |
уровень производства. |
1 Зайцев А. П. Финансы и экономическое стимулирование |
|
производства. Μ., «Финансы», 1967, с. |
66. |
79
Сказанное ни в какой мере не умаляет большого значе ния проблемы повышения производительности труда, для чего в условиях социализма имеются действенные сред ства и 'экономические рычаги.
Сейчас, на наш взгляд, более своевременной является постановка вопроса об усилении экономических стимулов рационального использования природных !ресурсов — зем ли, воды, полезных ископаемых, лесных богатств. Тем
более, что некоторые из них ограничены, например прес ная вода. В ряде случаев это отрицательно сказывается на возможности расширения производства, требует опрес нения воды, что связано с большими затратами.
Дополнительные трудности в развитии экономики мо
жет вызвать недостаточно эффективное использование и таких природных ресурсов, которые в данный момент не
являются ограниченными. Промышленность СССР, на пример, единственная в мире, все отрасли которой пол ностью обеспечены отечественными минеральными ре сурсами. Однако при все нарастающих масштабах по требления природных благ особую остроту приобретает
проблема их бережного использования, в частности, с по
мощью усиления роли экономических рычагов’.
В связи с этим представляется целесообразным отра жать степень использования природных ресурсов на ко нечных финансовых результатах деятельности предприя тий. Мы, в частности, считаем убедительными доводы
о необходимости введения платы за все виды или опреде ленную долю природных ресурсов. Например, введение платы за сброс сточных вод экономически вынуждало бы быстрее внедрять маловодные и безводные технологиче ские схемы. Повышенный размер платы, учитывающий
концентрацию в (воде вредных веществ, способствовал бы более тщательной очистке стоков.
1 Этому содействует проводимая сейчас хозяйственная ре форма. В числе экономических рычагов бережного использования природных ресурсов такие, как фиксированные (рентные) пла тежи из прибыли предприятий; отчисления от себестоимости предприятий в союзный бюджет на покрытие расходов по геоло гическим и геологопоисковым работам; увеличение размера попенной платы за счет себестоимости продукции лесозаготови тельных организаций; компенсация за использование сельскохо зяйственных и лесных угодий для строительства; штрафы, нала гаемые в административном порядке па должностных лиц и граждан, виновных в сбросе неочищенных сточных вод и нару шении земельного законодательства.
80
Определенное влияние на эффективность производст
ва, рациональное использование природных ресурсов оказывают фиксированные (рентные) платежи.
Однако эти экономические рычаги, посредством кото
рых можно одновременно воздействовать на экономиче ский рост, применяются еще слабо. Подавляющую часть рентных п фиксированных платежей уплачивают пред приятия нефтяной, газовой и легкой промышленности.
Следовало бы расширить сферу применения названных
платежей.
Выступая за это, мы в то же время против применения
названных платежей во всех случаях, когда имеется по
вышенная рентабельность, не учитывая особенностей про
изводства. По нашему мнению, применять фиксирован
ные платежи с целью выравнивания рентабельности пра
вомерно только тогда, когда действительно имеются боль шие естественные h технико-экономические различия в деятельности предприятий. В противном случае указан ные платежи противоречили бы своему назначению, по скольку они призваны создавать объективно равные усло вия для соизмерения результатов работы коллективов предприятий с их непосредственными затратами и уси лиями, «отсекая» часть прибыли, не зависящую от дея тельности предприятия, с тем чтобы оставшаяся ее часть служила достоверным критерием эффективности его работы.
В последнее время сумма фиксированных (рентных) платежей в бюджет составляет в среднем 4% от всей сум мы балансовой прибыли промышленности и примерно 7%
■всех платежей в бюджет из прибыли. При этом свыше
40% фиксированных платежей приходится на предприя тия нефтедобывающей промышленности, более 25% —
легкой и 20% —газодобывающей.
По нашему мнению, предстоит повысить стимулирую щее воздействие та рост производства и такого платежа, как взносы в бюджет свободного остатка прибыли. Этот платеж, используемый в качестве финансового ресурса, и сейчас оказывает воздействие па производство. Посту пившие в бюджет средства за счет взносов предприятиями свободного остатка из прибыли государство направляет, в частности, на развитие прогрессивных отраслей народ ного хозяйства, дальнейший подъем науки. Поэтому нель зя не согласиться с тем, что данный платеж столь же
81
обязателен, как и другие новые платежи, так называемые нормированные.
В связи с этим целесообразно усилить ответственность
предприятий за взносы свободного остатка прибыли, раз мер которого зависит от выполнения плана прибыли. Нам представляется обоснованным предложение экономистов об усилении ответственности предприятий за взносы в бюджет свободного остатка прибыли через материальные интересы. В частности, заслуживают изучения такие
рекомендации: взимаемую за несвоевременность плате жей в бюджет пеню относить за счет фонда материаль ного поощрения; не выдавать полностью или частично премий руководящим работникам предприятия, по вине которых не обеспечено выполнение финансовых обяза
тельств перед бюджетом.
В то же время важно поднять роль рассматриваемого платежа и как экономического рычага. Данный платеж стал объектом многочисленных критических выступле ний, но, на наш взгляд, далеко не всегда обоснованных.
Например, Я. Г. Либерман утверждает, что взносы сво бодного остатка прибыли абсолютно ничем не отличаются от действовавшей задолго до экономической реформы сис
темы отчислений от прибыли в государственный бюджет.
Он пишет: «Но если за «свободным остатком» и имеются
некоторые «преимущества», то они с лихвой перекры ваются более сильными отрицательными последствиями.
Ведь такой «зазор» разрывает прямую и жесткую связь между рентабельностью, т. е. эффективностью работы каждого коллектива, и размерами его экономического сти мулирования. Отчисления в бюджет «свободного остатка прибыли» по существу представляют собой «разверстку» финансовых платежей предприятий, осуществляемую по
принципу «чем лучше работает предприятие, тем больше
прибыли оно отчисляет в бюджет». В этом нетрудно раз глядеть те же самые «принципы планирования от достиг
нутого уровня», которые неоднократно и справедливо под вергались критике» ɪ.
C нашей точки зрения, такой взгляд па взносы в бюд жет свободного остатка прибыли не справедлив и эконо
мически |
не обоснован. |
В настоящее |
время существует |
1 Либерман Я. Г. Государственный бюджет СССР в новых |
|||
условиях |
хозяйствования. |
Μ., «Наука», 1970, |
с. 131. |
82