Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
мнение о целесоооразности перехода к процентному рас пределению массы прибыли между предприятием и госу дарством. Как одни из вариантов решения этой задачи, выдвигается проект ликвидации взносов в бюджет свобод ного остатка прибыли. При этом предлагаются различные способы такой ликвидации. Первый из них — включение свободного остатка прибыли в плату за производственные
фонды. Второй — оставление |
его |
в |
полном распоряже |
нии предприятий. Думается, |
что |
оба |
варианта не прием |
лемы: нельзя увеличить норматив платы за фонды выше верхней границы эффективности действующих производ ственных фондов, т. е. осуществленных капитальных затрат, так как в противном случае неизбежно будет сдер живаться заинтересованность предприятий во внедрении новой техники.
Экономически нецелесообразно оставлять весь свобод ный остаток прибыли в распоряжении предприятий, что может привести к использованию его на второстепенные
нужды и распылению средств. Централизация свободного остатка прибыли в бюджете является важным условием планового сбалансирования материальных и денежных ресурсов в народном хозяйстве, укрепления хозрасчетных начал в работе социалистических предприятий.
Потребность в таком платеже вызывается еще и дру гими причинами, в частности необходимостью передачи государству части дополнительного эффекта, полученного предприятиями, который не отражается в других плате
жах. Плата за фонды, например, выступает как норма тивный платеж длительного действия, гарантирующий
экономические интересы предприятия. В условиях, когда основным принципом социалистического хозяйствования
является |
органическое |
сочетание |
интересов |
государства |
и отдельных производственных коллективов, |
последние |
|||
обязаны |
заботиться о |
пополнении |
общегосударственных |
ресурсов. Это значит, что прирост прибыли, достигнутый благодаря лучшему использованию производственных фон дов, должен стать дополнительным источникам увеличе ния не только хозрасчетных фондов предприятий, но и
централизованных ресурсов государства.
При длительном действии норматива платы за фонды обеспечить общественные интересы можно, имея такой
канал изъятия в бюджет чистого дохода, как взносы сво бодного остатка прибыли, которые служат вспомогатель-
83
ным регулирующий! средством соалансирования плано вой потребности в ней в народнохозяйственном масштабе. Однако экономические границы указанного платежа не должны быть чрезмерно велики, так как в противном слу
чае снижается стимулирующая роль других платежей.
Дальнейшее совершенствование финансово-экономиче ских рычагов позволит еще более усилить воздействую щую роль общегосударственных финансов на экономиче ский рост. Но наибольший эффект, как нам кажется, может быть достигнут тогда, когда одновременно будет улучшаться экономическая и контрольная работа в фи нансовых органах. Ее важно сосредоточить в первую оче редь на выявлении глубинных резервов производства, кроющихся прежде всего в интенсификации производ ства.
Это не значит, что финансисты станут подменять ин
женера, техника пли технолога; они будут содействовать интенсификации экономики с помощью умелого использо вания финансоівых рычагов, правильной организации экономической и контрольной работы.
На всех этапах строительства социализма и комму
низма партия использовала советские финансы в качестве
одного из важных инструментов планового руководства экономикой. В. И. Ленин видел в финансах метод, орудие,
средство для повышения производства. В век крупного машинного производства этот проверенный многолетней практикой метод важно лучше использовать для ре шения проблем повышения эффективности народного хозяйства. Сегодня особенно актуально ленинское поло
жение о том, что «экономист всегда должен смотреть впе ред, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим...» '.
В СССР создана широкая сеть финансовых учрежде
ний. Их деятельность тесно связана с работой предприя
тий, объединений, министерств. В распоряжении финан совых работников имеются всесторонние данные. Финан совые органы не могут проходить мимо фактов отстава
ний с внедрением новой техники, которых пока немало. Мобилизуя в бюджет накопления, финансисты непосред ственно соприкасаются с хозяйством, в ходе экономиче ского анализа и конкретных проверок они имеют возмож-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5, с. 137—138.
84
ность вскрывать причины, тормозящие технический
прогресс, и требовать от руководителей предприятий, объединений, министерств устранения недостатков в ра боте.
Финансовым органам принадлежит важная роль в
обеспечении рационального использования материальных
ресурсов, которые еще дорого обходятся государству. Это,, как уже отмечалось, одно из основных направлений ин тенсификации производства и крупный резерв повышения
его эффективности. Достаточно сказать, что свыше 40% всех занятых сегодня в материальном производстве ра ботает в области производства сырья, сельского хозяйства,, добывающей индустрии и на лесозаготовках. Сюда на правляется около 27% всех вложений в народное хозяй
ство страны. При таких затратах на добычу сырья и изго товление материалов исключительную важность приоб ретает проблема снижения материалоемкости производ ства. По подсчетам экономистов, на единицу конечной продукции у нас расходуется сейчас сырья в 4,4—1,5 ра
за больше, чем в США1. В этом одна из причин относи тельно высокого удельного веса в экономике СССР добы
вающих отраслей.
Резервы экономии материальных ресурсов огромны. Только из-за чрезмерно высокой доли резания в условиях недостаточного развития штамповки отходы металла в
стружку ежегодно составляют ß млн. т. C учетом же про чих отходов потери достигают около 12 млн. т. Это состав
ляет 1∕s всего металла, потребляемого в машиностроении и металлообработке. Между тем расчеты показывают, что удельный расход металла в машиностроении можно сни зить на 25—30% 21, если сократить его излишние расхо
ды, и ежегодно можно получать сотни миллионов рублей
экономии.
Крупные резервы экономии в народном хозяйстве
заключены в ускорении оборачиваемости оборотных
средств. За счет этого в плане и бюджете на 1974 г. пре
дусмотрено сэкономить государственных средств на сум
му 1,3 млрд. руб. Чтобы добиться этого, нужно активнее вовлекать в хозяйственный оборот сверхнормативные за пасы материальных ценностей.
1 |
«Плановое хозяйство», 1969, № 10, с. 26. |
2 |
«Правда», 1970, 15 мая. |
85
Еще не ®се предприятия и даже министерства в целом выполняют предусмотренные пятилетним планом задания
по экономии ресурсов. Серьезные недостатки имеются в нормировании их расходов. В первую очередь это отно сится к предприятиям министерств энергетики и электри
фикации, машиностроения для легкой и пищевой про мышленности и бытовых приборов. Устранение причин, порождающих неэкономное использование материальных ресурсов также одна из актуальных задач финансовых ра
ботников.
Значительные резервы повышения эффективности про
изводства имеются в более эффективном использовании трудовых ресурсе®. В промышленности и строительстве
СССР сейчас занято около 40 млн. человек, а в США — 25 млн. человек. Объем производства промышленной про дукции в США в 1,5 раза больше, чем ів СССР, а объем капитального строительства примерно равный1. Здесь
оказываются еще .'высокий удельный вес ручного труда,
недостатки в организации вспомогательных работ.
B Обращении Центрального Комитета КПСС к пар
тии, к советскому народу отмечается: «Страна по праву гордится победами новаторов производства и передовых коллективов. Вместе с тем, отдавая должное успехам, мы не можем успокаиваться на достигнутом. Со всей откро венностью следует сказать, что в развитии хозяйства име ется еще ряд недостатков и нерешенных проблем. Немало
предприятий, строек, колхозов и совхозов не выполняют плановые задания, что снижает показатели хозяйствова ния не только тех, кто допускает такое отставание, но и затрагивает работу десятков, а то и сотен других смеж
ных коллективов, отрицательно сказывается на работе
целых отраслей. Допускаются потери сырья и материа
лов. .. »21.
В этих условиях важно еще более поднять действен ность экономического анализа в финансовых органах и с его помощью способствовать распространению передо вого опыта. В самом деле, в любом министерстве в на стоящее время наряду с отстающими много передовых
предприятий. Порой случается так: работают два завода.
Техника у них одинаковая, |
продукцию выпускают одно |
|
1 |
«Плановое хозяйство», 1970, |
№ 5, с. 5. |
2 |
«Правда», 1974, 4 января. |
|
S6 |
|
|
родную, идентичны планы, равные права у руководителей. Между тем результаты деятельности разные; требуется
глубокий анализ их финансово-хозяйственной деятель ности.
Крупные резервы, заслуживающие интенсивного ис
пользования, имеются в ликвидации распыления капи тальных вложений, совершенствовании структуры произ
водства, удешевлении аппарата управления, максимальной экономии денежных ресурсов.
C начала девятой пятилетки при активном участии фи нансовых органов в этом направлении проведена боль шая работа, что позволило сэкономить 2,8 млрд. руб. Сбе реженные средства были направлены на финансирование народного хозяйства и повышение материального благо состояния населения. И тем не менее пока не во всех отраслях налажен строгий контроль за соблюдением штат
но-сметной дисциплины, что требует еще более усилить финансовый контроль, поднять его действенность. В ре зультате дальнейшего совершенствования и удешевления аппарата упраівления, а также упорядочения служебных
командировок в 1974 г. государственный бюджет СССР'
дополнительно получит |
846 млн. руб. сэкономленных |
средств. |
резервов — непременное условие- |
Мобилизация таких |
роста накоплений, важнейшего источника доходов госу дарственного бюджета. Все это обязывает финансовые ор ганы не только организовать правильное распределение
и использование внутрихозяйственных накоплений, но и активнее содействовать их созданию и увеличению.
Глава 111
Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства —
важный рычаг экономического развития
1. Стимулирующие возможности финансов предприятий и отраслей народного хозяйства
Финансы предприятий и отраслей народного хозяй ства, являясь финансами производственной сферы, в кото рой создается ¡совокупный общественный продукт, играют большую роль в повышении темпов экономического роста.
Финансы предприятий и отраслей народного хозяйст ва представляют собой совокупность денежных отноше ний, связанных с образованием и использованием децент
рализованных фондов денежных средств, в том числе
таких, как фонд оплаты труда, амортизационный, оборот ных средств, фонд расширенного воспроизводства, фонды
экономического стимулирования. Все оти фонды — опре деленная сумма финансовых ресурсов, образуемых и ис
пользуемых с применением специфических финансовых методов и отношении. Ряд их одновременно выступает финансовыми рычагами, влияющими на материальные интересы непосредственных участников производства — предприятий и отдельных работников, и благодаря этому используется в качестве эффективных стимулов эконо мического роста.
Возможность такого воздействия объективно заключе
на в функциях финансов предприятий и отраслей народ наго хозяйства и практически реализуется в значитель ной мере через ¡принципы их организации. По вопросу
функций как общегосударственных финансов, так и фи
нансов материального производства в нашей литературе
пока не достигнуто единства взглядов. Мы придерживаем ся концепции о том, что финансы предприятий и отрас
лей народного хозяйства выполняют подобно общегосу дарственным финансам две функции.
Первая функция — распределительная. В пределах фи
88
нансов материального производства она действует вну три предприятий (объединений) и между ними в грани цах отрасли. Ее необходимость и механизм проявления обусловлены различным характером процесса образования денежных доходов и их расходования. Тенденцией дви
жения доходов является систематический их рост, что соответствует природе расширенного воспроизводства.
Закономерность расходов — широкая амплитуда |
колеба |
ний. У одних предприятий они значительны, у |
других |
нет или стабильны. Та же картина наблюдается и в рам ках отдельного предприятия в течение определенного от резка времени, например по годам пятилетки. Поэтому и возникает объективная потребность в постоянном сбалан
сировании расходов и доходов путем распределения по следних в пределах предприятия и их перераспределения между предприятиями (объединениями) внутри отрасли..
Это служит необходимым условием нормального функцио
нирования всего процесса расширенного воспроизводства. Вторая функция — контроль рублем. В практической
деятельности эта функция принимает форму такого кон троля, который вытекает из реального оборота денежных средств. В рамках отдельно взятого предприятия контроль рублем реализуется в основном двумя путями: с помощью финансовых показателей и посредством прямого финан сового влияния.
В первом случае по существу функционирует само контроль предприятия. Отсутствие денег на его расчет ном счете, наличие просроченной задолженности постав
щикам, банку, бюджету или рабочим |
по |
заработной |
плате — все эти финансовые показатели |
«сигнализируют» |
|
о необходимости немедленного принятия мер. |
Тем самым |
контроль рублем выступает важным средством улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Во втором случае контроль рублем действует как бы
автоматически. Как только предприятие не выполнит то
или иное задание плана, у него возникает недостаток финансовых средств. Путь к его устранению — опять-таки
улучшение производственной и хозяйственной деятель ности. В этом и состоит реальное воздействие финансов материального производства через функцию контроля рублем на экономическую эффективность.
■Как уже отмечалось, практически обе функции фи нансов действуют в органической связи между собой, и
89-