Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

однородность ооусловливает принципиально одинаковую сущность, одни и те же функции, общую основу органи-

низации всех отраслевых финансов.

На наш взгляд, достаточно исследовать механизм влияния финансов предприятий и отраслей народного хо­ зяйства на примере промышленности — ведущей отрасли

социалистической экономики. К тому же здесь более чет­ ко проявляются основные принципы хозяйственного рас­ чета, его сущность» накоплен наибольший опыт осуще­ ствления хозяйственной реформы. Все это позволяет глубже раскрыть механизм воздействия финансов мате­ риального производства и, в частности, финансов пред­

приятий на темпы экономического роста.

2.Финансы предприятий

исистема экономических рычагов, влияющих на темпы экономического роста

На экономический рост наиболее активное влияние оказывают финансы предприятий, где непосредственно создается общественный продукт. «Корень производствен­

ного успеха или, наоборот, неудачи находится в основной промышленной единице, т. е. на фабрике и заводе. Пра­

вильная постановка дела на каждом отдельном предприя­ тии, и притом не только с техническишромізводственнои,. но и с коммерческой стороны, представляется вопросом решающей ' важности»Отсюда и вытекает значение фи­

нансов предприятий.

В планомерном Использовании финансов предприятий заложены большие возможности экономического воздей­ ствия на факторы экономического роста. Благоприятные предпосылки для их более полной реализации создаются в ходе развития хозяйственной реформы. Все большее

развитие получают такие принципы организации финан­ сов материального производства, как плановость, хозрас­

чет. Ограничено число директивно утверждаемых показа­ телей. Ряд ¡важных показателей, устанавливаемых сверху,, имеет четко выраженную финансовую форму. Это — при­

быль, объем

реализации продукции, платежи в бюджет,.

1 КПСС в

резолюциях и решениях съездов, конференций и

пленумов ЦК, т. 2, с. 420—421.

94

ассигнования из оюджета, централизованные капитальные вложения и некоторые другие.

По мере развития хозяйственной реформы полнее реа­ лизуется ленинское указание о необходимости расшире­

ния самостоятельности и инициативы крупных предприя­

тии в деле распоряжения финансовыми и материальными ресурсами. Как уже отмечалось, расширение оперативно­ хозяйственной самостоятельноісти предприятий должно органически сочетаться с дальнейшим укреплением централизованного планового руководства народным хо­

зяйством. Это особенно подчеркнуто на XXIV съезде

КПСС. Прибыль, отмечалось на съезде, основной источ­ ник не только хозрасчетных фондов предприятий и объ­

единений, но и важнейший источник доходов государст­ венного бюджета.

Экономической основой расширения прав крупных предприятий в распоряжении финансовыми ресурсами является внедрение в их деятельность принципов полного

хозрасчета, который предполагает, в частности, необходи­ мость обмена результатами экономической деятельности на базе большей эквивалентности, более полного учета экономических интересов предприятий, осуществляющих реализацию совокупного общественного продукта. G фи­ нансовой точки зрения это означает, что социалистиче­

ский товаропроизводитель должен получить за продукцию,

переданную покупателю, его продукцию той же стоимо­ сти или равновеликую сумму денег. Эквивалентность

обеспечивает предприятиям возмещение понесенных ими

затрат и реализацию созданных накоплений.

Из принципа возмездности, эквивалентности вытекает и такой главный принцип полного хозрасчета, как само­

окупаемость. Ее границы расширяются до признания не­ обходимости возмещения за счет собственных ресурсов

не только текущих, но и, как правило, капитальных за­ трат действующих предприятий, а также участия их в создании централизованного фонда денежных средств.

Это экономически вынуждает предприятия полнее исполь­

зовать внутрихозяйственные резервы

роста прибыли —

материального источника расширения

производства. Тем

самым полный хозрасчет активно содействует повышению темпов экономического роста.

На XXIV съезде КПСС тов. А. Н. Косыгин сказал, что

«методы планирования и стимулирования, критерии оцеп-

95


ни деятельности предприятий и объединений должны

дальше совершенствоваться, с тем чтобы усилить воздей­ ствие реформы на ускорение научно-технического прогрес­ са, улучшение качества продукции, рост производитель­ ности труда и 'повысить заинтересованность предприятий,

объединений и министерств в более высоких плановых заданиях. Это ,сейчас самое главное» ’.

Достижению этих целей важно еще в большей мере подчинить финансы предприятий, объединений, эффектив­ нее использоівать их как рычаг для решения проблем, не­ посредственно связанных с ускорением экономического роста, повышением темпов научно-технического прогресса, производительности труда, снижением материалоемкости продукции и улучшением ее качества.

Научно-технический прогресс и темпы экономического роста — взаимоісівязанная, комплексная проблема. Про­ гресс науки и техники все более выступает как главный рычаг создания материально-технической базы коммуниз­ ма. Вот почему в этой сфере важно отчетливо видеть пер­ спективы, учитывать их в практической работе.

Выработашная XXIV съездом КПСС программа уско­

рения темпов научно-технического прогресса легла в

основу плана девятой пятилетки, предусматривающего решение коренных проблем, от которых зависят эффек­ тивность производства и темпы экономического развития.

В современных условиях развитого социализма проис­ ходят глубокие и качественные изменения в технике и технологии производства, орудиях и предметах труда, в

организации управления производством. Идет невиданная

ранее перестройка производственного аппарата.

Под влиянием научио-технической революции все бо­ лее изменяется структура производительных сил общества и роль в производстве их основного элемента — человека.

Появляются новые синтетические материалы, на службу

народного хозяйства ставятся атомная энергия, лазерная техника и более совершенные орудия труда. Только за последние IIO лет основные производственные фонды на­ родного хозяйства обновлены примерно на 75%.

В девятой пятилетке производство орудий труда уве­

личивается в 1,6 раза. Будет создано около 25 тыс. и освоено производство свыше 19 тыс. новых машин, меха-

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 167.

96

низмав, аппаратов, приборов. Как показывают расчеты

специалистов, один усредненный металлорежущий станок

выпуска девятой пятилетки будет на 20% производитель­

нее станка, выпущенного в восьмом пятилетии. Наме­

чается создать много новых высокоэффективных материа­ лов, значительно улучшится технология производства.

Как же все это скажется на экономическом росте?

Опыт свидетельствует, что научно-технический прогресс прямо и непосредственно воздействует па все основные

слагаемые темпов экономического роста. В целлюлознобумажной промышленности, например, установка новых высокопроизводительных машин в сочетании с частичной модернизацией действующей техники и интенсификацией

технологических процессов

позволяет

увеличить мощ­

ность Сегежского комбината

в 5,8 раза,

Соликамского —

в 10, а Архангельского — в 11,5 раза.

в

народное хозяй­

Экономический эффект внедрения

ство достижений пауки и техники составит в девятой пя­

тилетке не менее 40—42 млрд. руб. Только в промышлен­

ности за счет этого будет получена экономия, эквивалент­

ная труду 5 млн. 300 тьгс. человек. Существенно сокра­ щаются затраты труда на единицу продукции. Если на производство валового общественного продукта стоимо­

стью 1 млн. руб. в 1960 г. затрачивался труд 267 работ­ ников, в 1970 г. — l 50, то в 1975 г. будет затрачиваться

труд только 113 работников. В результате технического перевооружения производства, совершенствования его организации рост производительности труда в девятой пятилетке обеспечит реальную экономию живого труда более 32 млн. работников.

На XXIV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев указывал, что «научно-техническая революция требует совершен ствоваппя многих сторон нашей хозяйственной деятель пости. Иначе говоря, это огромная сила, благоприятствую щая социализму, но ею надо по-настоящему овладеть» 1 Для этого осуществляются сейчас крупные мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления, плани рования, экономического стимулирования, более полному

соединению науки с производством. Благоприятные воз мояаности для ускореиия темпов научно-технического про гресса создает хозяйственная реформа, усиливая роль эко-

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с.'39.

]А>4 Ю. Н. Константинова

97


комических

инструментов, в том

числе и

финансо­

вых.

научно-технического

прогресса

во многом

Ускорение

зависит от производства новой техники. И тут большую роль играют финансово-экономические стимулы. За со­ здание и внедрение в производство новой техники работ­ ники предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций премируются. Премии выплачиваются из

фонда, образуемого предприятиями за счет начислений на

себестоимость продукции, установленных в процентах к фонду заработной платы.

Усиливается материальная заинтересованность работ­ ников научно-исследовательских, проектно-конструктор­ ских, технологических организаций и промышленных предприятий в повышении технического уровня вновь создаваемых машин, оборудования, материалов. Для этого

с 1969 г. размер экономического стимулирования научно-

исследовательских организаций, промышленных пред­

приятий и их работников ставится в прямую зависимость от величины экономического эффекта, полученного в на­ родном хозяйстве в результате реализации научно-техни­ ческих разработок и новой техники.

В электротехнической промышленности эксперимен­ тально введен новый порядок экономического стимулиро­ вания и материального поощрения за создание и освоение

более совершенной техники. Он распространяется на все

научно-исследовательские, проектно-конструкторские, тех­ нологические организации и промышленные предприятия этой отрасли. Премиальный фонд здесь образуется за счет:

отчислений от прибыли, полученной па предприятиях

отрасли благодаря снижению себестоимости в результате использования научных и технических решений, предло­ женных научными организациями и предприятиями;

отчислений от дополнительной прибыли, предусматри­ ваемой в ценах на новые изделия в зависимости от годо­ вого экономического эффекта, который получает народное хозяйство от использования усовершенствованной про­ дукции.

Промышленные предприятия и научные организации произведенные отчисления в премиальный фонд из на­ званных источников распределяют между собой по дого­ воренности. В электротехнической промышленности со­ здается отраслевой фонд премирования за создание и

98


внедрение новой техники. Этот порядок распространяется

па новые изделия п новые технологические процессы IT

применяется в течение двух лет с момента начала освое­ ния серийного выпуска продукции или нового технологи­ ческого процесса. Итоги эксперимента свидетельствуют о- повышении эффективности функционирования финансовоэкономических инструментов; более тесной становится

связь науки с производством.

Заметное влияние на технический прогресс оказывают и те финансово-экономические инструменты, с помощью которых стимулируется развитие изобретательства и ра­

ционализации, принимающих все более массовый харак­ тер. За каждое изобретение и рационализаторское пред­

ложение, принятые к использованию, работники пред­

приятий получают денежное вознаграждение, размер

которого зависит от суммы годовой экономии, получаемой

от внедрения предложения. Все это экономически стиму­ лирует научное творчество трудящихся, содействует тех­ ническому прогрессу.

Итоги проводимого с 1969 г. в электротехнической промышленности эксперимента, направленного на совер­ шенствование системы управления наукой и техникой, в целом, на наш взгляд, можно оценить как положитель­ ные. В этом убеждают следующие цифры и факты. К 1973 г. сроки разработок новой продукции сократились в

1,5—2 раза. В 1972 г. по сравнению с 1968 г., предшест­

вующим началу эксперимента, количество вновь освоен­ ных изделий увеличилось втрое, выпуск продукции высшей категории качества возрос более чем в 3 раза, и во столько же раз сократился выпуск изделий второй категории.

За тот же период (1968—1972 гг.) при росте фондов материального поощрения за новую технику в 1,9 раза реальный экономический эффект от ее внедрения увели­ чился в 3,3 раза. Объем производства повысился на 37%.

Иными словами, темпы технического обновления изде­ лий оказались значительно выше темпов роста !промыш­

ленного производства.

В Министерстве электротехнической промышленности заметно изменился сам критерий оценки повой продукции.

Теперь критерием служит пе только новизна и высокий

технический уровень продукции, по и обязательно — уде­ шевление единицы потребительского эффекта. Если в пер­

V24* 99


вый год эксперимента па 1 рубль затрат из единого фонда развития науки и техники фактический народнохозяй­ ственный эффект составлял 1,2 руб., то в 1972 г. — уже 2,1 руб., т. е. срок окупаемости затрат не превышает пол­

года.

Однако технический прогресс — это не только изобре­ тение, создание новой техники, по it ее внедрение в на­ родное хозяйство. И здесь большую роль играют финансы предприятий. На XXIV съезде КПСС отмечалось, что важно «усилить заинтересованность работников предприя­ тий, объединении, министерств не только в текущих, но

и в долговременных результатах — в широком внедрении достижений пауки п техники п улучшении качественных

показателей работы предприятий. Этим целям нужно под­ чинить дальнейшее совершенствование всех экономиче­

ских рычагов, поставив систему материального стимули­

рования в прямую зависимость от выполнения заданий пятплетнего плана»

Одним из возможных путей решения задачи усиления экономических стимулов технического прогресса является дальнейшее улучшение практики образования п исполь­

зования фонда развития производства, который, как изве­ стно, является децентрализованным источником денеж­ ных ресурсов, за счет которых финансируется техниче­ ский прогресс. Но это пе обычное финансирование капи­ тальных вложений. Облеченное в хозрасчетную форму, оно осуществляется в зависимости от результатов деятель­ ности предприятия. Поэтому фонд развития одновременно

является стимулом, экономическим рычагом роста эффек­ тивности производства.

C расширением сферы хозяйственной реформы растет и фонд развития производства. Только в 1970 г. промыш­ ленные предприятия отчислили в этот фонд 3,6 млрд. руб.

По предварительным расчетам, в девятой пятилетке в даппый фонд будет направлено средств в 2 раза больше,

чем в предыдущей.

Возрастает роль прибыли в создании фонда развития производства. Например, в 1971 г. доля прибыли, направ­ ляемой в этот фонд, возросла до 34,6% против 32,6% в

1969 г.

Как показывает опыт, практика образования фонда

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 169.

100

развития в целом отвечает интересам совершенствования

производства п воспроизводства на базе повои техники.

За счет этого фонда предприятия получают новое обору­

дование и модернизируют старое, осваивают изготовление

новых видов изделии, улучшают организацию производ­ ства и внедряют научную организацию труда. Например, па Московском заводе тепловой автоматики прирост про­ дукции па 1 рубль капитальных вложений за счет средств

фонда развития составил уже

в начале его применения

5,5 руб., прибыли — 2,5 руб.

На каждый рубль прироста

основных фондов благодаря фонду развития прирост про­

дукции достиг 45—20 руб., а прибыли — 8—10 руб. Московский Первый часовой завод за счет средств

фонда развития производства приобрел 12-піпиндельныи автомат «Алпмап». Это позволило улучшить качество

часов модели 22-09 «Вымпел» и в 3 раза повысить произ­ водительность труда.

Фонд развития производства создается, как известно, из отчислений от прибыли, амортизации, предназначенной па полное восстановление основных фондов, а также вы­ ручки от реализации выбывших и излишних основных

фондов. Б восьмой пятилетке этот фонд за счет прибыли создавался по нормативам, установленным в процентах к

плановой среднегодовой стоимости основных производст­

венных фондов, с которых взимается плата за них. Эти нормативы определялись за каждый процент роста объема реализации продукции и уровня расчетной рентабельности. Для упрощения техники расчетов с 1971 г. фонд разви­ тия производства за счет прибыли стал создаваться в определенной доле от ее балансовой суммы.

За счет амортизационных отчислений фопд развития производства образуется по дифференцированным норма­

тивам. Опп утверждаются отраслевым министерством в

пределах установленного ему общего норматива. Диффе­ ренцированные размеры нормативов отчислений от амор­

тизации зависят от удельного веса машин и оборудования

всоставе основных фондов и нх технического состояния.

Вдевятой пятилетке фонд развития производства

стал планироваться в целом по министерству. В пределах

утвержденной суммы министерства устанавливают норма­ тивы образования фонда развития производства подведом­

ственным пм промышленным объединениям и предприя­

тиям.

1 ІО. Н. Константинова

101