Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
вочный продукт, когда нельзя обеспечить правильного сочетания тех частей национального дохода, которые используются для оплаты труда работников материаль
ного производства, и ресурсов, выделяемых на расширен ное воспроизводство, что неизбежно будет сдерживать общие темпы экономического роста.
При существовавшей системе образования фонда ма териального поощрения предприятия материально мало были заинтересованы в экономии фонда заработной пла ты. Это видно, в частности, из данных анализа влияния экономии фонда заработной платы на рост фонда мате риального поощрения в химической и нефтехимической промышленности, где удельный вес зарплаты в общих затратах на производство продукции небольшой и состав ляет всего 15%.
Кроме того, темп роста прибыли на одного работника в промышленности нередко значительно опережал темп роста производительности труда, между тем как фонд ма териального поощрения на многих предприятиях созда вался в зависимости от прироста прибыли.
Разумеется, суть возникшей проблемы состояла не в том, чтобы искусственно сдерживать оплату труда работ
ников материального производства, а в том, чтобы добить ся более рационального сочетания индивидуального сти мулирования с обеспечением общественных нужд, в том числе потребностей расширенного воспроизводства.
В ходе восьмой пятилетки для решения этой задачи предпринимались некоторые меры. Так, в соответствии с решением Междуведомственной комиссии при Госплане
СССР фонды материального поощрения, социально-куль турных мероприятий h жилищного строительства на 1970 г. были определены в процентах к фонду заработной платы 1969 г. Это значит, что прирост фонда заработной платы
на 1970 г. при образовании поощрительных фондов не
учитывался. Исключение было сделано только для тех случаев, когда увеличение фонда заработной млаты обу словливалось строительством II вводом в строй новых предприятий.
Кроме того, Междуведомственная комиссия признала целесообразным величину поощрительных фондов поста вить в зависимость от роста производительности труда, повышения удельного веса продукции, полученной за счет этого показателя. Фонды поощрения на 1970 г. по
107
ряду министерств были образованы с учетом повышения
производительности труда.
Но это все были частные меры. При составлении де вятого пятплетнего плана было решено существенно из менить порядок образования поощрительных фондов — фонда материального поощрения и фонда социалыіо-куль-
турпых мероприятий и жилищного строительства.
Как известно, в восьмой пятилетке эти фонды созда вались по нормативам за каждый процент увеличения объема реализации продукции пли прибыли, предусмот ренной в плане против прошлого года, и за каждый про цент расчетной рентабельности.
Когда предприятия переходили на новые условия хо
зяйствования, они создавали своп фонды за счет тех
средств, которые были предусмотрены па эти цели в ут
вержденных им планах, п, кроме того, — дополнительной прибыли (до 90%), которую выявлял коллектив в год перехода па повые условия работы.
Однако это привело к тому, что ио существу сложились индивидуальные нормативы образования поощрительных
фондов. Они заметно отклонялись от уровня исходных норм пе только по отдельным предприятиям, по и от раслям промышленности. В результате в трудоемких отраслях (угольная, лесная, черпая металлургия п неко торые другие), имеющих сравнительно низкую рентабель
ность, поощрительные фонды создавались ниже исходных норм. Напротив, в отраслях, располагающих более благо приятными условиями для роста прибыли, фонды образо вывались на уровне исходных норм н в ходе выполнения
планов имелась возможность даже превысить их. Девятая пятилетка была нацелена на дальнейшее уси
ление централизованного начала в планировании фондов экономического стимулирования. Это должно было спо собствовать устранению экономически пе обоснованных
различий в уровнях поощрения в отдельных отраслях промышленности. В то же время преследовалась и дру
гая цель: обеспечить строгое соблюдение экономически обоснованных соотношений между ростом поощрительных фондов и заработной платы. И, наконец, ставилась зада ча более активно способствовать с помощью названных фопдов выполнению пятилетнего плана в целом и его го довых заданий, а также принятию более высоких показа телей па последующие годы пятилетки.
108
Рассчитать фондообразующие показатели в виде роста-
реализации продукции и уровня расчетной рентабельности
оказалось затруднительным при разработке девятого пятплетнего плана. Поэтому в основу исчисления фопдов были приняты показатели роста товарной (валовой) про дукции и уровень общей рентабельности. Наряду с этим в число фондообразующих показателей были дополнитель
но включены также повышение производительности труда и удельный вес продукции высшей категории качества.
Тем самым поощрительные фонды были еще более ориен тированы па стимулирование экономического роста па
основе научно-технического прогресса.
Так были определены поощрительные фонды каждому
министерству в его пятилетием плане с разбивкой по го дам. Их размеры увязаны с ростом производительности труда и заработной платы и с другими плановыми пока зателями по отраслям промышленности. Министерства в свою очередь довели размеры поощрительных фопдов до подведомственных им предприятий и объединений. Нор
мативы установлены в процентах к фопду заработной платы персонала за 1970 г. При этом поставлена задача стимулировать принятие в уточненных годовых заданиях более высоких показателей по сравнению с темп, которые
установлены в утвержденном плане. Размеры поощри тельных фондов, предусмотренных в уточненных планах, повышаются за каждый процент (пункт) увеличения про тив заданий пятилетки по темпам роста товарной (ва ловой) продукции, уровню общей рентабельности и темпам роста производительности труда.
Если уточненный годовой план предусматривает сни жение показателей по сравнению с утвержденными па
данный год в пятилетием плане, то размеры поощритель ного фонда соответственно уменьшаются.
Важно отметить, что в уточненных годовых планах,
как и прежде, планируются объем реализованной про
дукции и уровень расчетной рентабельности. Такие пока затели в большей мере отражают эффективность произ водства. Поэтому поощрительные фонды за выполнение уточненного годового плана, как и в восьмой пятилетке, образуются исходя из показателей роста объема реализа ции продукции, уровня расчетной рентабельности, а так же в зависимости от повышения производительности тРУДа.
109-
Как показывает опыт работы предприятий в новых ус ловиях, большое стимулирующее значение имеет практика выплаты вознаграждений по итогам года. Они выплачи
ваются, как правило, с учетом непрерывного стажа, соблю
дения трудовой дисциплины, качества работы. Это спо
собствует росту производительности труда, укреплению его дисциплины и снижепию текучести кадров.
Получив в результате осуществления хозяйственной реформы по существу неограниченную свободу выбора показателей премирования, хозяйственные руководители,
партийные и профсоюзные организации многих промыш ленных предприятий разработали эффективные системы материального поощрения.
Так, на московском электромашиностроительном за
воде «Динамо» введено ежемесячное премирование за выполнение и перевыполнение пятилетнего задания, уста
новленного каждому рабочему-станочнику в нормо-часах, исходя из планируемого производственному участку роста выпуска продукции и с учетом достигнутой рабочим вы работки. Поощрение мастеров тесно увязано со стимули рованием рабочих. Премии им выплачиваются при условии выполнения плана по участку, равного сумме индивиду
альных заданий, установленных рабочим. Три четверти фонда материального поощрения, используемого на заводе на текущее премирование рабочих, связано со стимулиро ванием роста производительности труда. На Клинском комбинате химического волокна установлен порядок, при котором в случае превышения нормативного уровня за трат труда премии пнжеперно-техннческпм работникам уменьшаются.
Для того чтобы еще больше поднять роль материаль ных стимулов к повышению производительности труда,
встране проводится большая экспериментальная работа. Широкую популярность получил эксперимент Щекин ского химического комбината. На этом предприятии эко номия фонда заработной платы, образуемая в результате сокращения численности работающих, направляется па доплату к тарифным ставкам рабочих и окладов ИТР и служащих, у которых увеличивается объем работы, а также на другие виды поощрения. Данный эксперимент
вцелом себя оправдал, и его целесообразно распростра нять дальше.
Нет сомнения, что заинтересованность предприятий в
ПО
повышении результативности производства можно уси
лить її за счет улучшения практики образования фонда
социально-культурных мероприятий її жилищного строи тельства. Конечно, эффективность этого фонда нельзя из мерить непосредственно, так как опа выражается в конеч ных финансовых показателях работы предприятий.
Вгоды восьмой пятилетки указанный фонд создавался па тех же условиях, что п фонд материального поощре
ния. C 1974 г. фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в порядке упрощения расче тов стал устанавливаться по нормативам в процентах к фонду материального поощрения. Министерства получили право дифференцировать эти нормативы по предприятиям
игодам пятилетки с учетом обеспеченности населения в
данном районе жилой площадью, культурно-бытовыми
учреждениями II Т. II.
Внастоящее время фонд социально-культурных меро
приятий и жилищного строительства используется на: строительство, расширение п капитальный ремонт жилых домов, детских учреждений, столовых, буфетов па
предприятиях; строительство її капитальный ремонт клубов, пионер
ских лагерей, домов отдыха, санаториев, спортивных со оружений и других объектов культурно-бытового и меди цинского назначения;
приобретение путевок в дома отдыха, медикаментов
для врачебно-сапаторпых учреждений, на проведение куль турно-просветительных и физкультурных мероприятий;
улучшение быта детей, находящихся в детских лаге
рях, яслях, садах;
возмещение сверхплановых расходов по содержанию
культурно-просветительных учреждений II пионерских лагерей.
По нашему мнению, стимулирующую роль фопда со циально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства можно еще более повысить, если шире развивать кооперирование предприятий для строительства опти мальных по размерам и стоимости объектов. Стоило бы также отдельные формы распределения фонда теснее увя зывать с конкретным вкладом работников в развитие про
изводства. Представляется возможным также за счет части средств данного фопда разрешить руководителям предприятий по согласованию с профсоюзной оргаппза-
Ill
цпеіі предоставлять рабочим и служащим беспроцентные возвратные ссуды сроком, например, на 10 лет для вступ ления в жилищно-строительные кооперативы. Ими должны пользоваться в первую очередь передовики про
изводства, кадровые работники, хорошо зарекомендовав шие себя молодые рабочие и специалисты.
И, наконец, следовало бы усилить ответственность ру
ководителей предприятии за расходование средств фонда социально-культурных мероприятии и жилищного строи тельства строго по прямому назначению. Он должен со действовать рацпональпому использованию внерабочего
времени трудящихся.
Дальнейшее улучшение системы образования и ис пользования поощрительных фондов, несомненно, будет способствовать повышению эффективности общественного производства на основе повышения производительности
труда.
Как уже отмечалось, темпы экономического роста во многом зависят от повышения производительности обще ственного труда. Это предполагает также экономию затрат
прошлого труда, в котором большая часть приходится на труд, овеществленный в сырье, топливе, материалах. Под
считано, что каждый процент экономии прошлого труда вчетверо «тяжелее» одного процента экономии живого труда. Каждый процент сокращения материалоемкости продукции позволяет сэкономить 3—4 млрд. руб. Самые скромные оценки дают основание утверждать, что в ны нешней пятилетке за счет этого фактора можно сберечь до 20 млрд. руб. Достаточно сэкономить 1∕ιo процента чер ных металлов, потребляемых в стране, чтобы сберечь столько металла, что его хватит для производства 30 тыс.
грузовых автомобилей или 45 тыс. станков. Всего лишь один сбереженный киловатт-час электроэнергии позволяет
произвести 8 кг проката.
Или другой пример. Если бы в повой пятилетке нормы
расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии
сохранились на уровне 1970 г., то в 1975 г. нужно было бы иметь больше, чем предусмотрено Директивами XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану: угля — на
70 млн. т, электроэнергии — па 50 млрд, квт-ч, деловой древесины — на 40 млн. м3. А это значит, что потребова лось бы дополнительно создать новые огромные производ ственные мощности.
112