Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Важно, чтобы министерства эффективнее пользова лись правом дифференциации нормативов по объедине ниям и предприятиям. В прошлом нередко складывалось такое положение, когда предприятия, имеющие немало
морально и физически устаревшего оборудования, не могли своевременно заменить его новым из-за недостатка
финансовых ресурсов. И напротив, у предприятий, осна
щенных новейшим современным оборудованием, подчас
образовывались излишние средства.
Нам думается, что вопрос об использовании амортиза
ционных отчислений на образование фондов развития
производства нуждается в дальнейшей разработке. Известно, что сейчас на цели технического перевоору
жения предприятия вправе, помимо средств фонда раз вития производства, использовать также частично и амор тизационный фонд, предназначенный на капитальный ремонт. Это разрешается в тех случаях, когда проводить капитальный ремонт экономически не целесообразно.
Однако по-своему экономическому характеру модерниза ция действующего оборудования, осуществляемая за счет
амортизации на капитальный ремонт, относится к кате гории расширенного воспроизводства основных фондов. Следовательно, она является одним из элементов капи
тальных вложений. Другими словами, в данном конкрет
ном случае экономическая природа двух |
финансовых |
|
источников — фонда развития |
производства |
и амортиза |
ционного фонда — однотипна. |
Поэтому представляется |
возможным включить средства амортизационного фонда на капитальный ремонт (в доле, относящейся к активной
части основных фондов) в фонд развития производства. По нашему мнению, отказ от смешанных источников по зволил бы предприятиям рациональнее составлять, а глав ное, эффективнее выполнять перспективные планы техни ческого перевооружения, они смогли бы подводить под
эти планы прочную финансовую базу: единый и крупный фопд развития производства.
Мы не согласны с экономистами, утверждающими, что
действенность фонда развития производства мало зависит
от |
порядка использования амортизационных |
отчислений |
и |
в большей мере — от прибыли. Например, |
Μ. Панова |
считает, что роль фонда развития производства снижается потому, что большая его доля зависит не от эффектив ности производства, а от общей стоимости основных про-
102
изводствешіых фондов (отчислений от амортизационных сумм) ɪ. На наш взгляд, стимулировать рост прибыли и
рентабельности производства призваны другие экономи ческие инструменты и вряд ли эту роль следует отводить фонду развития производства. Напротив, в годы восьмой пятилетки через эту функцию достаточно отчетливо про
являлись противоречия, заключавшиеся в двойственном характере фонда: как финансового источника и экономи ческого стимула. Его размеры в немалой степени зави сели от того, как складывались фондообразующие факто ры: рост реализации продукции и уровень рентабель ности. Если они ниже предусмотренных планом, то сумма фонда развития у предприятий меньше. Но нередко в та ком положении оказывались не те предприятия, которые
плохо работали, а те, что остро нуждались в финансовой помощи, у которых слабая техническая вооруженность труда. Поэтому фондообразующие показатели практически слабо выполняли стимулирующие функции. Опыт свиде тельствовал о том, что значение показателя роста реали зуемой продукции в образовании фонда развития произ водства ежегодно снижалось. При этом повышалась весо мость второго фондообразующего показателя — рента
бельности. По отдельным предприятиям удельный вес отчислений от прибыли за счет уровня рентабельности нередко достигал 80—90%. Это объяснялось в основном
тем, что .предприятия не стремились полностью вскрыть все своп резервы и возможности, опасаясь, что в будущем не смогут обеспечить равномерный прирост объема реа лизуемой продукции. Это, естественно, сказывалось на величине фонда.
Однако с точки зрения ускорения темпов технического
прогресса показатель рентабельности, который учитывал ся при образовании фопда развития производства, играл
подчас и отрицательную роль. Поскольку затраты на со здание или внедрение повой техники не приносят немед ленно эффекта и, более того, в течение определенного
отрезка времени могут вызвать снижение рентабельности, предприятия не всегда охотно шли па техническое совер
шенствование производства.
Основным назначением фонда развития производства,
по нашему мнению, должно быть не |
стимулирование |
1 См. «Плановое хозяйство», 1968, № 12, с. |
49. |
4* |
юа |
|
роста реализации продукции (прибыли), а содействие техническому прогрессу. Поэтому вполне оправданным является действующий порядок исчисления фонда разви тия производства по нормативам, установленным непо средственно в долях прибыли. II нет необходимости пх повышать (понижать) при перевыполнении (недовыпол
нении) плана но прибыли и по другим утвержденным показателям. Это придает фонду развития финансовую устойчивость, а следовательно, поднимает его роль в фи нансировании технического прогресса.
Ряд экономистов, исходя из предпосылки, что расши рение производства при прочих равпых условиях вызы вает потребность в увеличении собственных оборотных средств предприятий, предлагает осуществлять его за счет
фонда развития. Так, по мнению Н. Барковского, целе
сообразно было пересмотреть нормативы отчислений в
фонд развития производства с тем, чтобы часть его средств обращать па удовлетворение расширяющихся по
требностей в !собственных оборотных средствах*. Практическая реализация подобных рекомендаций зна
чительно ослабила бы, по нашему мнению, роль фонда развития производства как источника финансирования технического прогресса, фонд постепенно превратился бы в универсальный источник восполпения недостатка собст
венных оборотных средств, па что он иногда используется и теперь.
Как бы пи совершенствовался данный фонд, на наш взгляд, главпое его назначение — развитие, расширение производства, а не покрытие недостатков в деятельности
предприятий.
Производство новой техники и |
быстрое внедрение ее |
в народное хозяйство — важнейшее |
условие повышения |
производительности труда, без которого немыслимы высо кие темпы экономического роста. Время и труд, которые высвобождаются благодаря повышению производитель ности труда, могут быть использованы па расширение производства, развитие новых отраслей науки, техники, культуры.
При апалпзе воздействия финансов предприятий па
.экономический рост важпо поэтому различать индивиду альную и общественную производительность труда. Пер-
1 См. «Деньги и кредит», 1970, № 2, с. 37.
104
вая характеризует плодотворность живого труда при из готовлении продукции и измеряется количеством мате риальных благ, производимых работником в единицу вре
мени, или затратами времени, приходящимися на единицу продукции. Производительность общественного труда ха
рактеризует эффективность не только живого труда, но и экономное использование средств производства.
Экономия живого труда на единицу продукции отра
жает рост производительности труда па отдельном уча стке производства плп на предприятии в целом. Экономия живого труда и средств производства, т. е. общественная производительность труда, свидетельствует о результате,
достигнутом при изготовлении продукта па всех стадиях социалистического производства. Этот результат, как уже
отмечалось, измеряется обычно величиной национального дохода, приходящегося на одного работника материаль ного производства. Такой показатель выражает народно
хозяйственную эффективность общественного труда. По выгнан темпы экономического роста, необходимо повы шать как индивидуальную, так и общественную произ водительность труда.
Благоприятные условия для быстрого роста произво дительности труда созданы хозяйственной реформой, в арсенале которой такие действенные средства, как повы шение научного уровня хозяйственного руководства, совершенствование планирования и усиление экономиче ского стимулирования производственных коллективов.
Итоги восьмой пятилетки показали, что на путях хо зяйственной реформы промышленность в целом добилась определенных результатов в повышении производитель ности труда. Если до реформы в 1961 —1965 гг. она воз росла на 25%, то в период реформы в 1966—1973 гг. —
на 57%, и тем не менее достигнутые темпы нельзя счи
тать достаточными. Возможности и ресурсы социалисти ческой индустрии еще далеко пе исчерпаны. Разрабаты вая планы, некоторые предприятия занижают этот пока затель и повышают потребность в численности работников
п фондах заработной платы. Это приводит к тому, что рост производительности труда нередко отстает от темпов увеличения средней заработной платы, что недопустимо.
Один из крупных резервов увеличения производитель ности труда в промышленности — повышение коэффи
циента сменности. Расчеты Госплана СССР показывают,
105
что повышение этого коэффициента только в машино строении может способствовать производству дополни тельной продукции на 7—8 млрд. руб. и экономии при мерно 6—7 млрд. руб. капитальных вложений.
Есть немало и других резервов. Чтобы полнее их ис
пользовать, важно поднять роль финансово-экономиче
ских инструментов, и, в частности, поощрительных фон дов. Так, в восьмой пятилетке за счет фондов материаль ного поощрения в промышленности было достигнуто более 1A всего прироста средней заработной платы рабо
чих и служащих.
Однако, как показал опыт работы предприятий в вось мой пятилетке, порядок образования фонда материального поощрения нуждался в дальнейшем совершенствовании.
Выявилось, что этот фонд во многих случаях слабо влиял на такой решающий фактор экономического роста, как
производительность труда. Тенденцию предприятий к за нижению планов роста производительности труда, имев шую место до хозяйственной реформы II в годы восьмой
пятилетки, полностью преодолеть не удалось. Сложилось так, что фондообразующие показатели улучшались и без повышения производительности труда. Поэтому предприя тия нередко содержали излишнюю чпсленность работаю щих. В 1968 г., например, по данным Госплапа СССР, промышленные предприятия планировали увеличение объема производства против '1967 г. на 6%, а задание по росту производительности труда установили в размере
2%. Другими словами, около 70% прироста объема произ водства предусматривалось получить за счет увеличения численности работников.
Завышение численности работающих и фондов зара
ботной платы приводило к тому, что в ходе выполнения плана необоснованно нарушались соотношения между ростом производительности труда tí средней заработной платы, а также увеличением фондов экономического сти мулирования и ростом прибыли. Например, в 1968 г. по всей промышленности рост средней заработной платы с
учетом повышения минимума ее, а в |
отдельных отраслях |
и без такого учета опережал рост |
производительности |
труда. Было очевидпым, что если не принять мер к пре одолению такой тенденции, то можно допустить экономи чески не обоснованное изменение пропорций в распреде лении национального дохода на необходимый и приба
106