Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
вал коренного изменения подхода к оценке деятельности предприятии легкой промышленности, главным направ лением деятельности которых должно стать повышение качества товаров, расширение их ассортимента. Для этого необходимо поднять уровень производственной и техно логической дисциплины, не допускать сокращения коли чества отделочных операций, строже соблюдать установ
ленные стандарты, теснее держать связь с торговыми организациями.
C целью повышения качественной стороны деятель ности предприятий в девятой пятилетке осуществляется комплекс взаимосвязанных мер — производственных, ор ганизационных, экономических, политико-воспитательных.
Серьезно улучшается система планирования качества продукции. Наряду с объемом ее реализации этот пока затель в девятой пятилетке стал одним из основных кри
териев оценки хозяйственной деятельности предприятий и отраслей индустрии. Для каждого производственного кол лектива, каждой отрасли теперь планируется доля повой продукции в общем объеме производства.
Одним из важных стимулов повышения качества про дукции является государственная аттестация. C 1973 г. в
СССР проводится единая система аттестации качества изделий по трем категориям: высшей, первой и второй.
Изделиям высшей категории присваивается государствен ный Знак качества. Это озпачает, что технико-экономиче ские показатели таких изделий отвечают лучшим отечест венным и зарубежным достижениям. При ухудшении
свойств изделие лишается Знака качества. В случае отне сения продукции ко второй категории предприятие должно коренным образом усовершенствовать пли же снять ее с производства.
Интересен дневник аттестации, показывающий не уклонное увеличение числа изделий производственного и личного потребления, которым присваивается Знак каче
ства. В июне 1974 г. 2622 предприятия производили свы
ше 17 тыс. наименований изделий с государственным Зна ком качества.
C введением государственной аттестации усилены фи нансово-экономические стимулы повышения качества про
дукции. Если изделие отмечено Знаком качества, то пред
приятие получает надбавку к оптовой цене. Это позволяет не только возмещать дополнительные расходы по совер
120
шенствованию продукции, но и увеличивать долю прибыли на поощрение работников. Такая мера обусловлена тем,
что переход на выпуск изделии со Знаком качества, как правило, требует дополнительных затрат. Для компенса ции их и установлена специальная падбавка к оптовой цене. Вместе с тем, чтобы еще больше заинтересовать предприятия в увеличении выпуска аттестованных изде лий, имеющих Знак качества, до 70% дополнительно по
лучаемой прибыли от их реализации непосредственно по ступает в поощрительные фонды. Средства эти распреде
ляются между каждым из фондов стимулирования про порционально их размерам.
На товары народного потребления, имеющие сортность,
марочность и т. п., надбавки к оптовым ценам не приме
няются. Дополнительные затраты, связанные с улучше нием качества изделий, возмещаются из фонда освоения выпуска новых и улучшенных товаров народного потреб ления. На аттестуемые швейные, трикотажные изделия, обувь, ткани, мебель, выпускаемые предприятиями лег
кой промышленности, устанавливаются |
временные |
повы |
шенные оптовые її розничные цены |
на срок до |
двух |
лет. |
|
|
На изделия производственно-технического назначения повышенные оптовые цены не должны приводить к рез кому повышению рентабельности. Прибыльность таких изделий может превышать норматив, установленный для данной их группы, не более чем па 50%.
В настоящее время на многих предприятиях введена заводская аттестация отдельных деталей и узлов.. Эти предприятия по своей инициативе включили показатель качества изделий в число обязательных условий, которые
учитываются при установлении размера материального поощрения отдельным цехам и бригадам. Все большее распространение находит система премирования отдель
ных рабочих, имеющих право на личное клеймо. Такое право предоставлено рабочим, которые в течение полуго дия все изделия или детали сдают с первого предъявления. За это им выплачивается надбавка в размере 10% к та рифной ставке.
Так с помощью финансов предприятий практически реализуются такие важные факторы экономического роста, как ускорение научно-технического прогресса, по-
5 Ю. Н. Константинова |
121 |
вышеине производительности общественного труда, улуч
шение качества продукции. Отраслевые финансы также
играют большую воздействующую роль на улучшение
этих показателен.
3. Финансы отрасли. Особенности и методы их воздействия на темпы развития экономики
Переход к отраслевому принципу управления про мышленностью позволяет существенно повысить роль от раслевых финансов, охватывающих широкую сферу де
нежных отношений, в обеспечении высоких темпов эконо мического роста. Сюда относятся отношения между предприятиями и хозяйственными организациями, сово купность которых составляет данную отрасль; между органами управления подотраслей, входящих в отрасль;
между отраслью в целом и общегосударственными финан сами и кредитной системой.
Ѳ больших возможностях воздействия отраслевых фи
нансов па экономический рост можно судить по характеру денежных отношений, возникающих между предприятия ми и хозяйственными органами, образующими отрасль. Среди них — отношения, отражающие:
перераспределение части прибыли между предприя тиями в пределах главных управлений и между послед ними в пределах министерства;
перераспределение в том же порядке части амортиза
ционного фонда; отчисления предприятий на образование централизо
ванных • фондов отрасли (фонд развития повой техники, фонд финансовой помощи и др.), покрытие ряда центра лизованных расходов;
перераспределение оборотных средств в установленном порядке;
создание на уровне производственных, всесоюзных и республиканских объединений централизованных фондов экономического стимулирования производства;
распределение среди предприятий и хозяйственных
организаций ассигнований, полученных отраслью из госу дарственного бюджета;
перераспределение средств для покрытия расходов по содержанию научпо-псследовательскпх, информационных
Í22
и других организации, обслуживающих все звенья отрас
ли или подотрасли.
Таким образом, финансы отрасли занимают как бы про межуточное положение между финансами предприятии и общегосударственными финансами. Подобно последним отраслевые финансы используются для централизации и перемещения между предприятиями денежных ресурсов, служат финансовым обеспечением потребностей крупного современного производства.
В новых условиях хозяйственного руководства финан сы отрасли все активнее влияют па такой важнейший фактор экономического роста, как укрепление научно-
технического потенциала. Это влияние распространяется па все этапы научно-технического прогресса: зарождение научной идеи п ее практической реализации; конструиро вание новых видов изделий и разработка новых техноло гических процессов; промышленное освоение производства новой техники и налаживание ее серийного выпуска; впедреппе научно-технических достижений в народное
хозяйство.
C помощью отраслевых финансов в настоящее время предпринимается попытка усилить интенсификацию науч ных исследований, повысить их экономическую отдачу.
Это можно сделать, в частности, путем более тесной увяз ки финансирования научно-исследовательских, проектных
її конструкторских работ прикладного характера с тем эффектом, который достигается благодаря внедрению их
результатов в производство, что не противоречит нашему утверждению о том, что основным источником финанси рования научных исследований в СССР является государ ственный бюджет. Ему и в дальнейшем, несомненно, бу
дет принадлежать решающая роль в финансировании фундаментальных исследований. В данном же случае речь
идет о прикладных направлениях развития пауки, основ ные центры которой все более сосредоточиваются в отрас левых институтах, проектно-конструкторских и техноло гических организациях министерств. В особенности это
относится к отраслям машиностроения, где уже сейчас доля бюджетных ассигнований на науку значительно!
ниже, чем в среднем но народному хозяйству.
О целесообразности более полного использования отрас
левых финансов в развитии научных исследований при
кладного характера свидетельствует опыт Министерства
5* |
123 |
электротехнической промышленности СССР. В 1968 г.
ЦК КПСС її Совет Министров СССР приняли постанов ление о повышении эффективности работы научных орга низаций и ускорении использования в народном хозяйстве достижений науки и техники. Среди других мер было признано необходимым провести эксперимент по экономи ческому стимулированию коллективов научно-исследова
тельских, проектно-конструкторских, технологических ор ганизаций, а также материальному поощрению их работ ников в прямой зависимости от фактической экономиче ской эффективности, получаемой в народном хозяйстве в результате использования научно-технических разработок и новой техники. Проведение эксперимента было пору чено Министерству электротехнической промышленности
СССР. Важное место в его осуществлении было отведено
более рациональному использованию отраслевых финан сов.
Прежде основная часть научных работ институтов ми нистерства финансировалась из бюджета. Теперь создан единый фонд развития науки и техники министерства. Образуется он за счет отчислений от плановой прибыли.
Вотличие от бюджетно-сметного финансирования за счет фонда развития науки и техники финансируются не институты в целом, а непосредственно научно-исследова тельские работы, сами научные темы. Благодаря этому появилась возможность маневрировать финансовыми сред ствами. Прекратилось неоправданное во многих случаях
искусственное деление одной разработки на этапы — на
учных поисков и освоения. Оплата только за выполненные темы или этапы явилась жесткой дисциплинирующей ме рой. Она способствует установлению строгого финансового контроля за выполнением планов создания новой техники.
Внастоящее время гораздо меньше случаев, когда НИИ
иКБ переносят окончание этапов на более поздние сроки.
Впротивном случае одновременно автоматически умень шаются объемы финансирования. Усилилась экономиче ская заинтересованность и предприятий, которым необ ходимо быстрее возместить средства, израсходованные на
освоение образцов.
Единый фонд развития науки — переходящий. Он не
подлежит изъятию. Вместе с тем условия его образования таковы, что при них как предприятия, так и министерство и его главки экономически вынуждены принимать допол
124
нительные меры, обеспечивающие выполнение плана при были. Дело в том, что средства перечисляются в единый фонд только лишь в меру выполнения этого плана. При
ином положении пришлось бы практически отвлекать на
развитие науки собственные оборотные средства пред
приятий. Между тем их недостаток в новых условиях хозяйствования не возмещается вышестоящими организа циями. Невыполнение плана прибыли неизбежно отрица тельно сказывается на финансировании мероприятий по
новой технике.
Следовательно, единый фонд может двояко влиять па темпы производства в отрасли: с одной стороны, через развитие пауки и техники, ее экономическую отдачу, с
другой — посредством стимулирования выполнения плана прибыли — одного из важнейших источников расширен ного воспроизводства в условиях полного хозрасчета. Если же учесть, что отчисления в единый фонд от сверхплано вой прибыли не производятся, то данный фонд экономи чески заинтересовывает предприятие в принятии напря женного задания ,по накоплениям.
Однако не исключены случаи, когда предприятие, не смотря на успешную работу, все же будет испытывать финансовые затруднения, например, из-за нарушения
платежной дисциплины покупателями продукции. Чтобы
обеспечить своевременное отчисление средств в единый фонд развития науки и техники, министерство вправе предоставить таким предприятиям кредитную помощь.
Помимо единого централизованного фонда развития науки и техники, создаваемого в министерстве, в электро технической промышленности в качестве источника фи нансирования научных работ используются также сред ства, получаемые по хозяйственным договорам. В таком порядке финансируются научно-исследовательские ра боты, выполняемые институтами Министерства электро технической промышленности по заказам предприятий и организаций других министерств и ведомств.
Но не только методы финансирования направлены на ускорение темпов научно-технического прогресса. Значи тельно усилены экономические стимулы. Затраты на науч ные исследования ставятся в большую зависимость от повышения их эффективности, расширяется самостоя тельность институтов в использовании финансовых и ма териальных ресурсов. В каждой научной организации со
125
здаются три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд орга
низации производства. Более широкое развитие получают договорные отношения между научно-исследовательскими институтами, предприятиями — изготовителями и потре
бителями новой техпики.
Прежде финансовая база экономического стимулиро
вания складывалась из следующих источников: 6% отчис лялось от сметной стоимости запланированных работ. Одна половина суммы передавалась в централизованные
фонды поощрения, другая — оставалась в распоряжении самой организации п распределялась по мере выполнения тематического плапа работ. Средства начислялись неза
висимо от степени реализации этих работ в промышлен
ности.
Каждое предприятие отрасли отчисляло в фонд новой техники от себестоимости товарпоп продукции 1% фонда
заработной платы промышленно-производственного персо нала. От этой суммы 40% оставалось на предприятии, 60% направлялось в централизованный фонд министер ства. Другими словами, в расчет не принимались строгие критерии уровня и количества освоенной новой техники.
Иное положение теперь. Экономическое стимулирова ние научно-исследовательских институтов и конструктор
ских бюро непосредственно увязано с серийным выпуском промышленными предприятиями новой техники. Вся сис
тема экономических стимулов поставлена в прямую зави симость от технйко-экопомическою уровня разработан ной продукции и ее количества при освоенном выпуске.
По условиям эксперимента одним из главных источников материального поощрения за создание, освоение и исполь
зование новой техники служат отчисления от прибыли, которые образуются за счет фактического снижения се бестоимости промышленной продукции, получаемого бла годаря применению новых научных и технических реше ний, разработанных и впедренпых организациями и пред
приятиями министерства.
Итоги эксперимента уже за первый год работы пока зали, что в результате дальнейшего совершенствования финансовых рычагов и осуществления других экономи
ческих и организационных мер заметно улучшились эко номические показатели. В 1968 г. в отрасли было освоено
126