Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
По расчетам НИИ Госплана СССР, в 196П—1970 гг. 1% прироста численности занятых в материальном про
изводстве (при неизменном объеме основных производст венных фондов) обеспечивал примерно 0,65% прироста национальното дохода, а при неизменной численности ра
ботников 1% прироста основных производственных фон дов увеличивал национальный доход приблизительно на
0,35% ɪ.
Усиление интенсификации использования производст венного аппарата дает еще более весомый результат, не
посредственно ведет к росту .выпуска продукции.
Не менее аффективное влияние оказывает интенсифи кация на снижение материалоемкости производства. Эко номия, например, лишь 0,1% черных металлов, потреб ляемых в СССР, позволяет сберечь такое количество металла, которого достаточно для производства 30 тыс. грузовых автомобилей пли 45 тыс. станков. На XXIV съез де КПСС Л. И. Бірежінев говорил: «Может быть, на каж дом отдельно взятом заводе или в колхозе режим эконо
мии даст сотни или тысячи рублей, по в масштабе па
радного хозяйства это составит |
многие сотни миллионов |
и даже миллиарды» *2. |
экономии материальных |
Насколько велико значение |
ресурсов в производстве, можно судить по таким данным.
В настоящее время в промышленности из каждого мил
лиарда |
рублей |
производственных |
затрат примерно |
|||
700 млін. руб. |
приходится на сырье, |
материалы, |
топливо |
|||
и электроэнергию. |
Достаточно |
на |
1% снизить |
расходT |
||
сырья, |
материаловт |
, чтобы за год народное хозяйство СССР |
||||
смогло дополнительно вовлечь в производство 1150 ТЫС. |
||||||
стали, |
3,5 млн. |
нефти, почти 2 |
млрд, л 3 газа, |
7,4 млрд. |
квт-ч электроэнергии.
ВОбращении Центрального Комитета КПСС к партии
исоветскому пароду подчеркивается: «Бороться за повы шение эффективности производства — значит снижать се бестоимость, уменьшать материалоемкость продукции, строго соблюдать режим экономии. бережно и рачительно
расходовать материалы, особенно металл, топливо, энер-
Кириченко В. Вопросы совершенствования планирова
ния темпов развития общественного производства. — «Плановое хозяйство», 1970, № 5, с. 8.
2 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 64.
30
гшо, каждый рубль капитальных ,вложений, добиваться
увеличения выпуска сверхплановой продукции из сэко номленных материальных !ресурсов».
Чем лучше используются производственные фонды,
тем при прочих равных условиях больше возможности получить па том же оборудовании яі из того же количе ства материалов больше материальных благ. И 'напротив, если фонды используются нерационально, .неэкономно,
общество вынуждено дополнительно расходовать часть
национального дохода на создание новых. А это не может не оказаться ¡на той доле, которая направляется в фонд потребления.
Подчеркивая значение роста фондоотдачи для увели чения темпов роста национального дохода, на наш взгляд, вместе с том неправомерно отождествлять падение эффек тивности общественного производства с повышением фон
доемкости (т. е. показателем, отвечающим па вопрос, сколько производственных фОіИДОВ приходится па Il рубль выпущенной продукции). 13 действительности эффектив ность общественного производства измеряется не IOTHОСІИ-
тельныімті размерами применяемых фондов в расчете на единицу общественного продукта, а величиной обществен ной ¡производительности труда, т. е. размерами физиче ского объема национального дохода па единицу исполь зуемой !рабочей силы.
Поскольку фондоемкость является фактором, сдержи вающим при прочих равных !УСЛОВИЯХ темпы увеличения национального дохода, важно івыяснпть причины ее роста. Их несколько:
закономерный рост перспектіііВіііых отраслей общест венного производства, развитие транспорта (все они, как правило, имеют !высокую фондоемкость);
HpopPЄС-С4IIBное 113Менение TерриториаЛЬHои CT рукт-.уіры общестівеипото ¡производства за счет экономически выгод
ного -развития ¡восточных районов страны, |
что требует |
дополнительных капитальных ¡,вложений, в |
частности на |
с озданпе иііфраструктуры; |
|
комплексная механизация труда и рост его оснащения во всех отраслях ¡материального производства (обусловли вая экономию труда, при тех же объемах производства она вызывает рост фондоемкости) ;
возникновение частичных технико-экономических дис
пропорции ів развитии (взаимосвязанных отраслей произ-
31
водстіва, экономические последствия которых — замора
живание уже созданных производственных мощностей; !введение в действие недостаточно эффективных про
изводственных мощностей, пе отвечающих требованиям современной научно-технической революции;
отдельные неполадки в производствемпо-хозянствен- п,ой деятельности предприятий, потери рабочего времени,
слабое использонание |
внутренних резервов |
производства |
и т. п. |
фактора изменения |
фондоемкости |
Если первые три |
являются объективной необходимостью, отражают про грессивные сдвиги в развитии общественного производ ства, то остальные относятся к числу недостатков в уп
равлении и регулировании процессами производства на разных уровнях экономического руководства. Такие недо статки полностью устранимы. Для этого необходимо, в
частности, постоянно совершенствовать формы и методы планового руководства.
Седьмой фактор—повышение квалификации ИТР ті рабочих. Интенсификация производства существенно из меняет содержание труда работников. Она предъявляет к иим повышенные требования, ведет к сокращению числа профессий неквалифицированного труда. Для функциони рования новая современная техника нуждается не столь ко IB физической деятельности человека, сколько в умст венной.
В связи с этим развитие образования выступает одним из составных элементов технического прогресса. К. Маркс писал, что крупная промышленность делает «признание перемены труда, а потому и возможно большей много сторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства...» l. Его экономическая эффективность на ходится в прямой зависимости от общего развития знаний
ироста квалификации кадров.
Всовременных условиях образование стало органиче ской частью сложного совокупного труда, который при водит в движение все общественное производство, содей ствует совершенствованию орудий труда, превращению тТРіУДа ® творческую деятельность. Рабочие, имеющие бо лее высокое образование, скорее и лучше осваивают но
вую‘ |
техникуM а р к с ,К., быстрееЭ п г е л ь сповышаютФ. Соч., т. 23,овоюс. 499.квалификацию. |
32
Подсчеты экономистов (применительно к 6—10 классам
средней школы) показали, что увеличение общеобразова тельного уровня рабочих только на один класс обеспечи вает среди них прирост удельного веса рационализаторов: в среднем на 6%. Благодаря вложениям средств иа под готовку кадров и повышение их квалификации в настоя
щее время в СССР создается свыше '/4 части националь ного дохода.
«По имеющимся у нас данным об оплате и продук
тивности труда, — пишет академик С. Г. Струмилин, —
одного работника с высшим образованием можно в сред нем приравнять к двум без всякого образования; среднее
образование повышает Квалификацию работников на 50 %, ниже среднего — примерно на 20 %. Заводская выучка и служебный стаж, конечно, тоже повышают квалификацию труда. Но эту поправку за разные годы можно принять примерно равной при равном среднем стаже и возрасте всех работников»1. C учетом этих факторов академик С. Г. Струмилин приводит следующие экономические рас четы.
За 50 лет численность населения, занятого в народном хозяйстве, увеличилась вдвое. Если же учесть, что коли чество работников со средним образованием возросло за это время в 36 раз, а с высшим — в 40 раз, то с поправкой на образование и ¡в пересчете на простой труд рабочая сила увеличилась ів 2,5 раза. Но дело не только в количе ственном приросте. В то время как число работников, за пятых преимущественно физическим трудом, увеличилось
за 50 лет лишь на 15%, |
количество работников |
преи |
мущественно умственного |
труда возросло более |
чем |
в 10 раз. |
|
|
Все это означает, что интенсификация народного хо
зяйства коренным образом изменяет не только характер и
структуру |
производства, но качественно |
новыми стано |
|
вятся непосредственные участники производства. |
|||
Восьмой |
фактор — |
совершенствование |
управления, |
|
|
планирования и экономического стимулирования. «... Ог ромные масштабы народного хозяйства, — подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, —
возросшие экономические возможности и общественные
потребности диктуют необходимость серьезно повысить
1 «Вопросы экономики», 1969, № 11, с. 63—64.
2 Ю. Н. Константинова |
33 |
|
уровень всей нашей хозяйственной работы, существенно поднять эффективность экономики, превратить все наше огромное хозяйство в еще лучше работающий, хорошо от
лаженный механизм» |
коренных |
Проблема научного управления — одна из |
|
проблем коммунистического строительства. |
Управление |
производством относится (к совокупности экономических отношений, которые оказывают обратное и активное воз
действие на динамику развития |
производительных сил, |
на темпы экономического роста; |
сила такого воздействия |
во мноігом зависит от степени соответствия форм и мето дов управления как уровню, так и потребностям прогрес сивного роста общественного производства. Его экономи ческая результативность, достигаемая на базе интенсифи кации, и эффективность управления —единая взаимосвя занная проблема.
Государственное планирование — центральное звено
руководства социалистической экономикой. Система пла
нового ведения народного хозяйства обеспечивает высокие
и устойчивые темпы экономического роста, позволяет мо билизовать резервы общества для ускоренного создания материально-технической базы коммунизма, решения со циальных проблем.
На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев назвал в числе решающих вопросов экономической политики партии со
вершенствование управления. «Речь идет, по существу, о
том, — говорил он;—как нам лучше организовать дея тельность общества по ускорению экономического и
социального развития, обеспечить наиболее полное
использование имеющихся возможностей, еще теснее объединить сотни тысяч коллективов, десятки миллионов
трудящихся вокруг главных целей партийной |
поли |
тики» 2*. |
|
Конечная цель управления состоит ,в том, чтобы обе |
|
спечить достижение наибольших результатов при |
наи |
меньших затратах трудовых, материальных и финансо вых ресурсов. Именно такие результаты выступают кон центрированным выражением народнохозяйственной ,эф
фективности, а следовательно, и экономического роста, отражающего прогрессивные сдвиги в уровне обществен
'* Материалы XXIV съезда КПСС, с. 39—40. 2Taw же, с. 65.
34