Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ченной киркой в определенном порядке, что­ бы избежать возвратных движений и про­

пусков неокиркованных мест. Начинают окир­ ковку с внутренних граней рельсовых нитей в

противошерстном направлении (от правого рамного рельса) и ведут ее до конца контр­ рельса по прямому пути. Затем возвращают­ ся обратно по другой нити пути, очищая по­ путную левую (в том же противошерстном

направлении) часть крестовины. После этого переходят к очистке внешних граней рельсов в обратном порядке: сначала бокового, потом прямого пути. И, наконец, зигзагообразным хо­

дом киркуют лед по всей ширине между рель­ сами прямого, а потом бокового пути, закан­ чивая работу у рамного рельса, противопо­ ложного тому, от которого начали окирковку.

При сильном снегопаде, когда стрелочник не успевает очищать стрелки своего поста, он

докладывает об этом дежурному по станции.

Последний ставит в известность об этом до­ рожного мастера, который обязан выделить

бригаду монтеров пути в помощь стрелочни­ кам и ввести в действие снегоочистительные и снегоуборочные средства.

Монтерам пути, а также временным рабо­ чим старший стрелочник или дежурный по станции указывает, какие стрелки они долж­ ны очищать в первую очередь.

При работе на путях снегоочистителей,

снегоуборочных машин или снегового поезда необходимо следить за их передвижениями,

подаваемыми ими сигналами, обеспечивая бес­ препятственный пропуск их с одного пути на другой. При большом и длительном снегопа­ де, когда снег невозможно разбросать ровным

061

слоем, его временно можно оставлять на меж­ дупутьях в валах и кучах. Но при этом в ва­ лах, через каждые 5 — 9 м делают проходы шириной 1 м, причем высота снегового вала не должна превышар» 1 м, а ширина — 1,75 м

при ширине междупутья 5,3 м.

Ручная очистка стрелок требует большой

затраты труда и времени, в темное время су­

ток является работой повышенной опасности

ив условиях интенсивного движения не всег­ да может обеспечить при сильных снегопадах

иметелях бесперебойную работу станции. Поэтому в последние годы для механиза­

ции очистки от снега и льда стрелочных пе­ реводов применяются три вида станционных установок: пневмообдувка, электрообогрев и газовый обогрев.

Устройствами пневматической обдувки (рис. 35) оборудуются, как правило, стрелки приемо-отправочных и сортировочных пар­ ков. Они состоят из воздухосборника и ком­ плекта труб, по которым поступает сжатый воздух от передвижных компрессоров, находя­ щихся в горловине станции, или от стацио­ нарной компрессорной станции.

К воздухосборнику при помощи резиновых рукавов присоединены два распределительных трубопровода (на перекрестных стрелках—че­ тыре), продувочные трубки которых (по 5 на каждый остряк в старых конструкциях и по 9

в новых) заканчиваются соплами. Через эти сопла сжатый воздух поступает в пространст­ во между остряком и рамным рельсом. Управ­ ление аппаратурой смонтировано в специаль­

ном ящике,

установленном

вместе с

воздухо­

сборником

на бетонном

основний

вблизи

6 Зак. 473

 

 

161


Рис. 35. Устройство пневматической обдувки стрелки:

1 — рамный рельс; 2 —остряк;

3 — стрелочная

подушка; 4 .— обдувочные сопла;

5 — распредели­

тельный

трубопровод;

6 — воздухопроводящие

трубы;

7 — соединительный рукав; 8 — ящик с

 

управляющей

аппаратурой

стрелки. В ящике управления размещены два электропневматических клапана для каждого остряка стрелочного перевода.

Системой пневмообдувки стрелок управля­

ют со стрелочного поста или помещения де­ журного по станции, где устанавливают соот­

ветствующую аппаратуру (реле, шаговые искатели и др.), а к стрелкам прокладывают кабель. Нажатием кнопки на пульте управле­ ния централизованной стрелки приводят в действие устройства обдувки. C помощью шагового искателя срабатывают соответст­ вующие электропневматические клапаны и за

162

один цикл, продолжающийся 3 мин, последо­ вательно очищается 51 стрелка. Если в систе­ му включено меньше стрелок, то отдельные из них за один цикл работы искателя очищают­ ся дважды (или трижды). А если стрелок бо­ лее чем 51, то ставят второй комплект шаго­ вого искателя, и цикл обдувки длится 6 мин.

Во время всего цикла пневмообдувки на пуль­ те управления горит специальная лампочка, а об окончании обдувки автоматически по­ дается короткий звуковой сигнал. После это­

го дежурный по станции возвращает

кнопку

в нормальное’(исходное) положение,

и дейст­

вие системы прекращается.

 

На подгорочных путях применяют полу­ автоматическую очистку стрелок. Сопла воз­ духодувки размещаются в каждом ящике между остряком и рамным рельсом. Включа­ ет их дежурный оператор горки нажатием

кнопки на пульте управления. Разработаны устройства пневматической очистки стрелок для промежуточных станций, где использу­

ют компрессоры небольшой мощности, каж­ дый из которых может обслуживать три стрелки.

Кроме этого, на некоторых станциях при­ меняют ручную шланговую очистку, при ко­ торой в районе стрелок, подлежащих обдув-,

ке, устанавливают колонки с концевыми кра­

нами и резиновыми тормозными

рукавами,

к которым при обдувке стрелок

подключают

шланг длиной 12—15 м, на конце шланга на­ ходится труба со скребком для скалывания льда и слежавшегося снега. Продолжитель­ ность очистки одной стрелки, включая пере­ ход от нее к другой, составляет 3 мин. В пер-

6*

163


вую очередь, как правило, очищают желоба между остряками и рамными рельсами у всех стрелок, а затем чистят полностью каждую из них. При сильных метелях и снегопадах очи­ щают стрелки через каждые 15 мин. Одним

комплектом воздуходувки можно очищать пять-шесть стрелок.

Для обеспечения личной безопасности при обдувке в районах интенсивного движения у одной колонки должны находиться двое ра­ ботающих: один — чистильщик стрелок, дру­ гой — сигналист, так как поднимающаяся при обдувке снежная пыль затрудняет наблю­

дение

за

подвижным составом, а шум воз­

духа — восприятие звуковых

сигналов. Пнев­

матическую очистку стрелок

с применением

переносных

приспособлений

(шланга, сопла

и др.)

необходимо выполнять

с соблюдением

мер безопасности.

 

Применяемые на железных

дорогах СССР

электрические

обогреватели с трубчатыми на­

гревательными

элементами

устанавливают

вдоль внутренней стороны

рамных

рельсов і

или вокруг стрелочных башмаков

(рис. 36).

В районах с низкими температурами

одновре­

менно

обогреваются рамные

рельсы и баш­

маки. Устройства управления,

и

контроля ра­

боты

электрообогревателей

расположены на

щите, который находится на посту дежурного

по станции или на стрелочном посту.

Взависимости от интенсивности снегопада

итемпературы воздуха система электрообо­ грева обеспечивает два режима электропита­ ния обогревателей: нормальный и облегчен­ ный. Устройства для электрообогрева стрелки

164


Рис. 36. Устройство элекгриобогрева стрелки:

1 — стальная трубка со спиралью; 2 — раздаточ­ ная коробка: 3 — кабель

включает дежурный по станции или стрелоч­ ник. Для этого имеются три кнопки; одной включают электрообогрев при нормальном режиме, другой — при облегченном, третьей

выключают питание обогревателей.

При наличии сведений о надвигающемся снегопаде следует включать устройства элек­ трообогрева заранее (за 40—60 мин в зави­ симости от температуры воздуха), чтобы ме­ талл стрелки разогрелся. После прекращения снегопада необходимо в течение часа дер­ жать устройства электрообогрева включенны­ ми, чтобы испарилась вода растаявшего снега и на деталях стрелки не образовалась наледь.

165

Рис. 37. Устройство газообогрева стрелки:

I — металлическая панель: 2 — труба-горелка; 3 — нип­

пель; 4 — переходник;

5 — газовая форсунка с

инжек­

ционным устройством;

6 — газоподводящий

канал;

7 — сопло; 8 — гибкий шланг: 9 — захват: 10 —- шкаф; II — крестовина; 12— резервуары; 13— газовые обогре­

ватели; 14 — соединительня труба; 15 — газовая труба; 16 — газовая труба-коллектор

166

При ґазообогреве Стрелки Оборудуіот ro∙>

релками, работающими на природном или

сжиженном газе (рис.

37). В первом

случае

газ подается непосредственно от газовой се­

ти, во втором — от

газобаллонной

уста­

новки.

 

один

Горелки в количестве 16—20 шт. на

стрелочный перевод

устанавливают в шпаль­

ных ящиках, крепят к подошве рельса и осна­ щают дистанционным зажиганием, гашением и автоматическим контролем горения с цен­ трального пульта управления. На самом пуль­

те с помощью лампочек контролируется вклю­ чение, горение и отключение всех газовых го­ релок, установленных на стрелочных пере­ водах.

Глава IX

ОБЯЗАННОСТИ СТРЕЛОЧНИКОВ

1. Прием дежурства

Старшие и постовые стрелочники должны являться на дежурство в установленное мест­ ным распорядком время, хорошо отдохнув­ шими и имея при себе необходимые сигналы, а также спички (при керосиновом освещении стрелочных указателей и ручных сигналов).

В помещении, отведенном для сбора всту­

пающей на дежурство смены, регистрируется явка работников на дежурство. Руководитель

-смены (маневровый диспетчер или дежурный по станции) информирует работников смены

167


о плане предстоящей работы н порядке его

выполнения, а также о последних распоряже­

ниях МПС, управления, отделения дороги и начальника станции по вопросам безопасности движения и техники безопасности.

После этого

каждый стрелочник следует

на свой пост по

установленному маршруту,

проверяет одновременно, какие пути свободны

и какие заняты составами или группами ваго­

нов. Принимая дежурство, стрелочник обязан убедиться в том, что поезда и вагоны, стоя­ щие на станционных путях, не выходят за пре­ дельные столбики, а вагоны, с которыми не

выполняются маневры, сцеплены между собой и надежно закреплены от ухода тормозными башмаками или ручными тормозами.

Затем стрелочник должен осмотреть все стрелочные переводы, входящие в его пост, проверить их действие и исправность, очище­ ны ли они и смазаны ли трущиеся части. При осмотре обращается особое внимание на обес­ печение плотного прилегания остряков к рам­ ным рельсам, на крепление болтов у стрелоч­

ных тяг и в корне остряка, крепление серьги к остряку, исправность переводного механиз­

ма, замков, закладок и шарнирно-коленчатых замыкателей. После этого стрелочник прове­ ряет инвентарь, сигнальные принадлежности, инструмент по описи и техническую докумен­ тацию, а на стрелочных постах, где имеются

устройства СЦБ, наличие, и исправность пломб

на аппаратах. Кроме того, стрелочник должен проверить исправность ограждающих барь­ еров, радиосвязи и телефонной связи, наруж­ ного звонка, освещения сигналов и стрелоч­ ных указателей, наличие керосина, запасных

168

ламповых стекол (при керосиновом освеще­

нии) или запасных электрических лампочек,

смазочного материала.

Неисправности, которые постовой стрелоч­ ник выявил при приеме дежурства, он должен немедленно устранить, а о тех неисправностях,

которые не может сам устранить, необходимо

доложить старшему стрелочнику, а при его отсутствии — дежурному по станции для за­ писи в Журнал осмотра и проследить за своевременным устранением этих неисправ­ ностей. Также надо доложить старшему стре­ лочнику (или при его отсутствии — дежурно­ му по станции} об обнаруженном недостатке или неисправности стрелочного инвентаря и инструмента.

Стрелочник, принимающий дежурство,

должен получить от стрелочника, сдающего дежурство, информацию о распоряжениях де­

журного по станции по приему, отправлению поездов и маневровой работе.

Если стрелочник, сдающий дежурство, доложил дежурному по станции о готовности маршрута для приема или отправления поез­ да, то стрелочнику запрещается передавать дежурство до момента прибытия или отправ­ ления этого поезда со станции, или же до тех пор, пока вступающий на дежурство стре­ лочник не убедится лично в правильности

установленного маршрута. Запрещается, что­

бы о маршруте для приема или отправления поезда, подготовленном сдающим дежурство стрелочником, дежурному по станции докла­ дывал стрелочник, вступающий на дежурство.

Старший стрелочник, получив доклады от

169