Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ности приготовления постовыми стрелочника­

ми заданного маршрута является главней-, шей обязанностью стрелочников и имеет пер­

востепенное значение для обеспечения безо­ пасности движения. Случаи приема поездов на занятый путь в большинстве своем до­ пускаются из-за неправильного приготовления

маршрута постовым стрелочником, когда старший стрелочник не проверил маршрута или небрежно отнесся к этой ответственной

операции.

Ни в коем случае нельзя докладывать о готовности маршрута, полагаясь лишь на свою память, "без фактической проверки поло­ жения стрелок, входящих в маршрут. Тща­ тельная проверка маршрутов должна быть законом работы стрелочников при различных условиях работы и любой погоде.

На станциях, не оборудованных маршрут­ но-контрольными устройствами, при отсутствии старших стрелочников правильность приготов­ ления маршрутов проверяет лично дежурный по станции;

6) после проверки правильности приготов­ ления маршрута старший (постовой) стрелоч­ ник возвращается в помещение поста, при на­ личии на посту маршрутно-контрольных уст­ ройств вкладывает ключи от контрольных замков замкнутых стрелок в соответствующие гнезда исполнительного аппарата и запирает эти ключи поворотом маршрутной рукоятки.

Если на стрелочном посту имеется марш­

рутно-контрольная доска, то ключи от конт­ рольных замков вешают па полосу, соответст­ вующую данному маршруту, после чего марш­ рутно-контрольная доска должна быть закры-

177

та на замок. Во время этой операции стрелой--

ник еще раз должен внимательно проверить соответствие ключей от контрольных замков заданному маршруту.

Затем стрелочник должен вызвать дежур­ ного по станции и доложить ему о готовности

маршрута, назвав номер поста (район) и

свою фамилию: «4-й район. Симонов». Если один из стрелочников приготовил свою часть маршрута и раньше других подошел к теле­

фону, то он обязан ждать, пока подойдут остальные стрелочники;

7) убедившись в том, что все стрелочники, ответственные за приготовление маршрута, находятся у телефона, дежурный по станции дает распоряжение «Докладывайте».

О готовности маршрута докладывают все стрелочники, ответственные за приготовление маршрута, по форме:

«1-й пост. Маршрут приема поезду № 2331 из Тулы-Вяземской на 5-й путь парка Б готов, путь свободен (в случае если в обязанность

стрелочника данного поста входит проверка свободности пути)»;

«3-й

район. Маршрут приема

поезду

№ 2331

из Тулы-Вяземской на 5-й путь

парка

Б готов (в случае если в обязанность бтрелочника данного района не входит проверка сво­ бодности пути)» и т. д.;

8) убедившись в том, что маршрут приго­ товлен правильно и путь свободен, дежурный по станции открывает входной сигнал (если управление входным сигналом находится у

дежурного по станции) или же дает стрелоч­ нику поста, где расположено управление вход­

ным сигналом, распоряжение о его открытии:

178


« 1 -й пост. Открывайте входной сигнал из ТулыВяземской на 5-й путь парка Æ».

Стрелочник 1-го поста обязан повторить и незамедлительно выполнить распоряжение де­ журного по станции. Докладывать дежурному

по станции об открытии входного сигнала не требуется.

При наличии маршрутно-контрольных уст­ ройств дежурный по станции дает разреше­ ние на открытие входного сигнала не только

по телефону, но и по аппарату путем замыка­ ния им маршрутной рукоятки на распоряди­ тельном аппарате с одновременным отпира­ нием на исполнительном аппарате стрелочно­ го поста сигнальной рукоятки. Тогда стрелоч­ ник, повернув последнюю в соответствующее

положение, вынимает из сигнального замка освободившийся ключ, отпирает сигнальную

лебедку и открывает входной семафор. При открытии сигнала в темное время необходи­ мо проверить, горят ли на нем контрольные огни, число которых должно соответствовать числу крыльев семафора.

После открытия входного сигнала для приема поезда дежурному по станции запре­ щается давать указания об изменении марш­ рута следования. Если же это неизбежно

(например, лопнул рельс на пути приема и т. п.), дежурный по станции обязан закрыть входной сигнал и отменить заданный марш­ рут.

Задание на приготовление маршрута на измененный путь дается вновь установлен­ ным порядком;

9) стрелочники обязаны охранять приго­ товленный маршрут: внимательно следить за

179


наличием проходов по смежным путям, за пе­ редвижением людей, локомотивов, вагонов,

дрезин и других подвижных единиц в преде­

лах поста с тем, чтобы не допустить препят­ ствий на маршруте принимаемого на станцию поезда.

Особо необходимо помнить, что контроль­ ный замок Мелентьева не контролирует взрез стрелки. После приготовления маршрута и от­ крытия входного сигнала стрелка может быть

взрезана в пошерстном направлении движу­ щимся по одному из смежных путей подвиж­ ным составом, но входной сигнал все равно автоматически не перекроется, маршрутно­ контрольные устройства не предупредят о взрезе стрелки, и при приеме поезда в этом случае может случиться авария.

Только бдительной охраной маршрута стрелочник может предупредить тяжелый

случай брака; 10) при подходе поезда к станции стрелоч­

ники входных постов должны подать опове­ стительный сигнал духовым рожком: при

приближении нечетного поезда — одним, а четного — двумя длинными звуками.

Стрелочники должны встречать поезда в случае:

пропуска по главному пути без остановки на станции —днем со свернутым желтым

флагом, а ночыо — с прозрачно-белым огнем ручного фонаря;

приема поезда на боковой путь или при приеме с остановкой на станции — с развер­ нутым желтым флагом, а ночыо — с желтым

огнем ручного фонаря; И) при проходе поезда стрелочники обя-

180

запы обращать внимание на исправное состо­ яние подвижного состава, правильность поло­ жения груза на открытом подвижном составе, наличие предусмотренных сигналов и т. д. О

всех замеченных ненормальностях необходи­

мо немедленно сообщить старшему стрелоч­ нику или дежурному по станции, а в случаях, угрожающих безопасности движения или

жизни людей, принимать меры к остановке

поезда; 12) стрелочник поста, в который входит

стрелка, ограничивающая путь приема, обя­

зан по наличию хвостовых сигналов прове­ рить прибытие поезда в полном составе и его

установку в границах предельных столбиков,

после чего лично или через старшего стрелоч­ ника доложить об этом дежурному по стан­ ции: «5-й пост. Поезд № 2331 из Тулы-Вязем-

ской на 5-й

путь парка Б прибыл полностью,

с толкачом.

Проходы имеются».

Прибывший на станцию поезд должен ос­ тановиться между выходным сигналом и пре­ дельным столбиком пути приема, а там, где на пўтй приема нет выходного сигнала,— между предельными столбиками. В случае если хвост поезда останется за предельным столбиком, стрелочник обязан немедленно до­ ложить об этом дежурному по станции, кото­ рый принимает меры к установке поезда в границах полезной длины пути. Если поезд установит^ в границах пути приема невоз­

можно, то необходимо действовать согласно

порядку, установленному в TPA станции;

13) входной сигнал закрывает дежурный по станции или стрелочник, не ожидая осо­ бого распоряжения дежурного по станции,

181


после прохода сигнала всем составом прибы­ вающего поезда, а на станциях, оборудован­ ных электрической изоляцией путей и стре­

лок, входной сигнал закрывается автоматиче­ ски после прохода изолированного стыка пер­

вой колесной

парой;

 

 

14) после

прибытия поезда стрелочники,

не ожидая

особого

распоряжения,

должны

установить стрелки,

входящие в маршрут, в

нормальное

положение, а в случаях

занято­

сти путей—»по направлению свободного пути.

На некоторых станциях могут быть мест­

ные особенности приема поездов. Порядок действий в этих случаях должен быть опре­ делен в TPA станции.

Инструкцией по движению поездов (§223) предусмотрено, что при необходимости прие­

ма на станцию последовательно нескольких поездов дежурному по станции после получе­

ния доклада о готовности маршрута для при­ ема одного из поездов разрешаетсядавать стрелочникам распоряжение о предстоящем приготовлении маршрута для другого поезда. В этом случае дежурный по станции, выслу­ шав доклад стрелочников о готовности марш­ рута, должен соблюдать следующую форму переговоров: «Верно. 1-й пост. Открывайте входной сигнал из Тулы-Вяземской на 5-й

путь парка Б. После прибытия поезда №2331

приготовьте маршрут приема поезду № 71 из Тулы-Вяземской на 1-й путь пассажирского парка. 4-й район. Повторите».

Старший стрелочник 4-го района повторя­ ет: «После прибытия поезда № 2331 пригото­ вить маршрут приема поезду № 71 из Тулы-

Вяземской на 1-й путь пассажирского парка».

182

Остальные стрелочники повторяют:

«1-й

пост — верно»,

«3-й район — верно» и

т. д.

После прибытия в полном составе первого

поезда (№ 2331

на 5-й путь парка Б)

и за­

крытия входного сигнала немедленно гото­ вится маршрут для приема второго поезда

(№ 71 на 1-й путь пассажирского

парка).

При этом стрелки, не входящие в

маршрут

первого поезда, могут быть установлены и за­ перты заблаговременно. Стрелочники докла­ дывают дежурному по станции о готовности маршрута второму поезду (№ 71 на 1-й путь пассажирского парка) одновременно с сооб­ щением о прибытии первого поезда: «1-й пост.

Поезд № 2331_ из Тулы-Вяземской на 5-й путь парка Б прибыл полностью, с толкачом. Про­ ходы имеются, маршрут приема № 71 из Ту­

лы-Вяземской на 1-й путь пассажирского пар­ ка готов. Путь свободен».

Подобную форму доклада соблюдают стрелочники остальных районов и постов, уча- _ ствующих в приготовлении обоих маршрутов: На некоторых станциях малодеятельных уча­ стков один стрелочник обслуживает два стре­ лочных поста. В этом случае порядок приго­ товления маршрутов устанавливается в TPA

станции.

4. Проверка свободности пути для приема поезда

Проверка свободности пути для приема и отправления поездов является одной из наи­ более ответственных операций при приготов­

лении маршрута. В зависимости от размеров

и характера движения поездов, особенностей

183


работы станции и расположения ее путей про­

верка свободности пути может производиться

одним из следующих способов:

за каждым стрелочным постом закрепля­ ется определенная часть пути приема и де­ журный постовой стрелочник данного поста несет ответственность за проверку свободно­ сти этой части пути. Для проверки свободно­ сти закрепленной части пути стрелочник до­

ходит до такого места, откуда хорошо видна

вся проверяемая часть пути;

стрелочник или специально выделенный работник проходит вдоль пути приема;

по хвостовым сигналам поездов, проходя­ щих станцию без остановки;

по контрольным приборам аппаратов управ­ ления на станциях, оборудованных электриче­ ской изоляцией приемо-отправочных путей.

В зависимости от местных условий на станциях могут применяться и другие спосо­ бы проверки свободности пути, но при лю­

бом из них должна исключаться возможность приема поезда на занятый путь.

При проверке свободности пути приема

устанавливается не только наличие или от­ сутствие подвижного состава на данном пу­ ти, но и также соблюдение габарита — отсут­ ствие загроможденное™ пути приема посто­ ронними предметами или грузами, выгружен­ ными или подготовленными к погрузке с на­ рушением габарита.

ВTPA устанавливается конкретный, в ус­

ловиях данной станции, порядок проверки

свободности путей.

Внеобходимых случаях по распоряжению дежурного по станции заблаговременно про-

184

вернется свободность одного или нескольких

путей станции (или парка) с ограждением

каждого проверенного свободного пути с обе­

их сторон переносными красными сигналами, которые снимают после приготовления марш­ рута приема поезда (перед открытием входно­ го сигнала).

5. Закрепление составов прибывших поездов от ухода

Составы прибывших на станцию поездов, оставляемые без локомотива, в необходимых случаях должны быть закреплены от ухода тормозными башмаками или ручными тор­ мозами.

Необходимость и порядок закрепления со­ ставов прибывших поездов в зависимости от местных условий указываются в TPA станции

(а следовательно, и в выписке из TPA, выве­ шиваемой на стрелочном посту), там указы­ вается, на каких путях и каким порядком дол­ жны закрепляться составы от ухода, кто обя­ зан выполнять эти операции, а также изы­ мать тормозные башмаки из-под вагонов или отпускать ручные тормоза. Выполнение этих операций может быть поручено стрелочнику.

Потребное для надежного закрепления со­ става количество тормозных башмаков или осей ручных тормозов определяет начальник станции в зависимости от: количества осей вагонов в составе; уклона, на котором распо­

ложен путь приема; типа подшипников у ва­ гонов (роликовые или подшипники скольже­ ния); нагрузки на ось вагонов, под которые укладываются башмаки.

185