Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На станциях, где происходит смена поезД-

Иых локомотивов, перед отцепкой локомотива от поезда (грузового или пассажирского) ма­ шинист обязан затормозить состав автомати­ ческими тормозами. После отцепки локомоти­ ва от прибывшего поезда его состав (незави­ симо от того, что вагоны состава оборудова­ ны подшипниками скольжения или роликовы­ ми) до прицепки другого локомотива на пу­ тях с уклоном не круче 0,0025 может оста­ ваться без закрепления не более 20 мин. При стоянке без локомотива 21 мин и более состав поезда должен быть закреплен ручными тор­ мозами или тормозными башмаками по ус­ тановленным нормам. •

На путях с уклоном круче 0,0025 составы во всех случаях должны закрепляться ручны­ ми тормозами или тормозными башмаками до отцепки локомотива. Машинистам поезд­ ных и маневровых локомотивов при наличии

таких уклонов запрещается отцеплять локо­ мотив от состава (даже в случае, если состав заторможен автоматическими тормозами ва­ гонов) впредь до получения сообщения о его закреплении.

Нормы средств закрепления (тормозных башмаков или ручных тормозов вагонов) раз­ личны для вагонов, оборудованных роликовы­ ми подшипниками и подшипниками скольже­ ния. Состав или группа вагонов закрепляют­ ся по нормам для вагонов на роликовых под­ шипниках, если в составе или группе вагонов количество осей с роликовыми подшипника­ ми равно или больше, чем с подшипниками скольжения.

При закреплении составов или групп ваго­

186

нов должны соблюдаться следующие основ­ ные правила:

если в закрепляемом составе (группе ва­ гонов) есть груженый и порожний подвижной состав, то тормозные башмаки должны укла­ дываться под груженые вагоны—с нагрузкой на ось брутто не менее 10 т. При укладке тормозных башмаков под порожние вагоны или вагоны с легкими грузами (автомашины, порожние контейнеры и т. п.) количество башмаков, необходимых для закрепления,

увеличивается и исчисляется по нормам для групп порожних вагонов;

тормозные башмаки должны быть исправ­ ными и укладываться под разные оси соста­ ва таким образом, чтобы носок полоза баш­ мака касался обода колеса, укладка двух тормозных башмаков под одну и ту же ва­ гонную ось не допускается;

если тормозной башмак укладывается нс под крайний вагон со стороны возможного

ухода закрепляемой группы, то должна быть проверена надежность сцепления с этим ва­ гоном всех других вагонов закрепляемой

группы;

с

составы из вагонов пассажирского парка

роликовыми подшипниками

закрепляются

по

нормам, предусмотренным

для груженых

вагонов с роликовыми подшипниками; на станционных путях с сильно замаслен­

ными поверхностями рельсов (пути погрузки

наливных грузов, очистки и промывки ци­ стерн и т. п.) нормы закрепления составов увеличиваются в 1,5 раза (при роликовых подшипниках — во всех случаях, при подшип­ никах скольжения — на уклонах круче 0,002);

187


при сильном ветре (более 15 м/с), направ­

ление которого совпадает с направлением возможного ухода вагонов, норма закрепле­ ния увеличивается: укладывают под колеса

вагонов

один, дополнительный тормозной баш­

мак, а

при

очень сильном ветре

(штормо­

вом) — два

тормозных башмака.

Каждый

стрелочник на своем посту в указанных слу­ чаях обязан уложить под закрепляемые от ухода вагоны дополнительные тормозные башмаки, не ожидая особого распоряжения дежурного по станции.

На станционных путях в качестве средств Закрепления вагонов могут быть использова­ ны ручные тормоза вагонов из расчета, что

две тормозные оси могут заменить один тор­ мозной башмак для закрепления порожней группы, а три тормозные оси — один башмак для закрепления гружёной группы вагонов.

Если возникла опасность ухода подвижно­ го состава на перегон, каждый стрелочник обязан немедленно использовать все имею­ щиеся в его распоряжении средства для ос­ тановки уходящего на перегон подвижного состава. Нужно в этом случае действовать быстро, четко, не теряя самообладания, в за­ висимости от конкретных условий работы на стрелочном посту. Необходимо помнить, что уход подвижного состава на перегон может привести к самым тяжким последствиям. По­ этому нельзя допускать ухода подвижного

состава на перегон и всеми возможными средствами задержать его на станции: быст­ ро уложить дополнительные тормозные баш­ маки по маршруту следования подвижного состава; перевести стрелку по направлению

188

подъездного пути или предохранительного τy-> пика; оповестить дежурного по станции об уходе вагонов; перекрыть входной сигнал, ес­ ли в это время по стрелкам, входящим в мар­

шрут уходящих вагонов, планируется прием

поезда; подать сигнал общей тревбги; объя­ вить по радиосвязи об опасности ухода под­

вижного состава на перегон и т. п.

6. Прием поезда при запрещающем

показании входного сигнала

Прием поездов на станцию при запрещаю­ щем показании или' погасших основных огнях входного (маршрутного) сигнала допускается в следующихслучаях:

невозможности открытия входного сигна­ ла из-за его неисправности;

приема поезда на путь, не предусмотрен­ ный техническо-распорядительным актом, и

невозможности ввиду этого открытия входно­ го сигнала;

приема на определенные участки путей локомотива-толкача, возвращающегося с пе­ регона;

приема на свободные участки станцион­ ных путей восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, ло­ комотивов без вагонов, снегоочистителей, ав­ тодрезин несъемного типа, а также хозяйст­ венных поездов и путевых машин, возвраща­

ющихся с закрытого перегона после оконча­ ния работ.

Разрешением на прием поезда при запре­

щающем показании входного сигнала может

служить:

¾89



пригласительный сигнал на входном све­ тофоре;

«Билет-проводник», вручаемый машини­ сту прибывающего поезда у входного сиг­ нала;

приказ дежурного по станции, переданный машинисту поезда по специальному телефо­ ну, установленному на мачте входного сигна­ ла, или по локомотивной радиосвязи;

приказ поездного диспетчера (при диспет­ черской централизации).

Машинисты подталкивающих локомоти­ вов, возвращающиеся постоянно на одну и ту же станцию, хорошо знают местные условия. Поэтому «толкачи» разрешается принимать на свободные участки путей по пригласитель­ ному, маневровому или специально установ­ ленному для этой цели сигналу, по ручному сигналу стрелочника или сигналиста, а так­ же другим порядком, который указывается в TPA. Там же указывается порядок следова­ ния «толкача» до места остановки, обознача­ емой указателем с надписью «Остановка подталкивающего локомотива».

Восстановительные и пожарные поезда, вспомогательные локомотивы, снегоочистите­ ли, автодрезины несъемного типа в исключи­ тельных случаях (при отсутствии на станции свободных путей) могут приниматься на сво­ бодные участки путей. Получив разрешение на проезд входного сйгнала с запрещающим показанием, указанные поезда следуют до первого стрелочного поста входной горлови­ ны станции, а дальнейшее их движение осу­ ществляется маневровым порядком по сигна­ лам стрелочников или сигналистов. Если при-

190

ем поезда при запрещающем показании вход­ ного сигнала производится с проводником, то

в качестве проводника в зависимости от ме­ стных условий используют стрелочника, сиг­ налиста или дежурного по путям. Указанному работнику выдается установленной формы разрешение «Билет-проводник», изготовлен­ ный из плотного материала, окрашенного в желтый цвет. В зависимости от местных ус­ ловий это разрешение может храниться у де­

журного по станции (посту, парку) или в за­ пираемом шкафу на стрелочном посту.

В последнем случае стрелочник извлекает «Билет-проводник» из шкафа лишь по распо­ ряжению дежурного по станции.

Прежде чем идти встречать поезд в ка­ честве проводника, стрелочник должен еще раз убедиться в свободности пути, на кото­ рый принимается поезд, и в правильности приготовленного данному поезду маршрута.

Поезд, следующий по пути, имеющему

входной сигнал, стрелочник встречает у этого

сигнала, а поезд, идущий по неправильному пути, не имеющему входного сигнала, — у по­ стоянного сигнального знака «Проводник». При этом стрелочник показывает в сторону прибывающего поезда: днем — развернутый красный флаг, ночью — красный огонь ручно­ го фонаря.

Убедившись в том, что машинист прибы­ вающего поезда воспринял сигнал остановки и принял меры к уменьшению скорости, стре­ лочник меняет красный огонь фонаря на проз­ рачно-белый, а днем убирает красный флаг. При подходе поезда стрелочник на ходу при

191


помощи подавателя вручает машинисту (или его помощнику) «Билет-проводник».

В TPA станции устанавливается порядок получения «Билета-проводника» от машини­

ста локомотива и доставки его для хранения на пост дежурному по станции или на стре­

лочный пост.

При наличии телефона, установленного у входного или маршрутного сигнала, маши­

нист прибывающего

поезда

после

остановки

у закрытого сигнала

(при следовании по не­

правильному пути, не имеющему

входного

сигнала — у сигнального

знака

«Граница

станции») вызывает дежурного по станции и получает от него приказ-разрешение на про­ езд запрещающего сигнала или следование на станцию по неправильному пути.

Если на участке имеется поездная радио­ связь, то этот приказ передается дежурным по станции как после остановки поезда, так и заблаговременно при следовании поезда по перегону. В последнем случае машинист вво­ дит поезд на станцию без остановки у входно­ го сигнала или знака «Граница станции».

Во всех случаях при приеме поезда на станцию при запрещающем показании вход­ ного сигнала скорость следования поезда должна быть не более 20 км/ч.

7. Приготовление маршрута отправления поезда

Операции по приготовлению стрелочника­

ми маршрута отправления и доклад о его го­ товности дежурному постанции производится таким же порядком, как и маршрута приема.

192

После доклада всех старших (постовых;

стрелочников о готовности маршрута отправ­ ления и прекращении маневров с пересечени­ ем заданного маршрута дежурный по стан­

ции при свободности перегона (блок-участка)

на двухпутных участках, а на однопутных,

кроме того, при наличии согласия соседней станции открывает выходной сигнал или дает соответствующее разрешение на занятие пе­

регона (жезл, письменное разрешение).

Ma станциях, где изъятие жезлов осущест­ вляется на стрелочных постах, дежурный по станции после доклада всех стрелочников о готовности маршрута дает распоряжение стар­ шему стрелочнику соответствующего поста о выдаче жезла машинисту отправляющегося поезда.

Разрешение на занятие перегона там, где нет выходных сигналов, вручается машини­ сту лично дежурным по станции или через одного из работников локомотивной бригады этого поезда, дежурного по путям (парку),

оператора или стрелочника. На отдельных станциях по перечню, утвержденному началь­ ником дороги, выдача разрешения на заня­ тие перегона допускается параллельно с при­ готовлением маршрута.

Поезда, отправляющиеся со станции, стре­ лочники провожают в местах, установленных TPA, со свернутым желтым флагом—днем и прозрачно-белым огнем ручного фонаря — ночью. При отправлении поезда со станции стрелочники выходных постов, услышав сиг­ нал отправления локомотива, должны подать духовым рожком один длинный сигнал.

7 Зак. 473

193