Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 32 |
|
|
Зависимость |
себестоимости гектара тракторных работ от годовой |
||||||||
|
|
|
|
|
выработки тракторов (данные 1970 г.) |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Группы колхозов по выработке на условный |
||||
|
|
|
|
|
|
|
трактор |
(га мягкой пахоты) |
|
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
до 200 |
201—250 |
251—300 |
свыше 300 |
итого и |
|
|
|
|
|
|
в среднем |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Колич. |
КОЛХОЗОВ |
|
5 |
|
|
|
|
|||
в |
группе |
|
|
|
8 |
6 |
2 |
21 |
||
Годовая |
выработка на |
|
|
|
|
|
||||
условный |
трактор |
186 |
219 |
270 |
307 |
240 |
||||
Себестоимость |
1 |
Ща |
|
|
|
|
|
|||
мягкой |
пахоты, |
руб. |
5,43 |
5,21 |
5,14 |
5,0 |
5,18 |
|||
В |
том |
числе |
затраты, |
|
|
|
|
|
||
% к I группе: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
горюче-смазочные |
|
|
|
|
|
||||
|
материалы |
|
|
100 |
94,0 |
81,0 |
80,0 |
84,0 |
||
|
текущий ремонт |
|
|
|
|
|
||||
|
и тех. |
уходы |
100 |
86,2 |
71,0 |
61,5 |
81,5 |
|||
|
Амортизация |
|
|
100 |
92,2 |
71,5 |
57,5 |
81,5 |
||
Затраты |
труда |
|
на |
|
|
|
|
|
||
1 |
га |
мягкой |
|
пахоты |
|
|
|
|
|
|
в |
человеко-днях |
|
0,45 |
0,44 |
0,42 |
0,38 |
0,44 |
|||
Оплата |
1 человеко-дня |
4,79 |
5,09 |
5,23 |
5,42 |
5,08 |
Это связано со структурой затрат на оплату труда, с измене нием величины прямых и косвенных затрат. Для пояснения это го положения разберем следующий пример.
В бригаде пять трактористов на тракторах ДТ-75, при выпол нении сменных норм вспахали 30 гектаров. Их общий за работок из расчета по 6 рублей за сменную норму составляет 30 руб. Оплата труда бригадира, учетчика и других вспомога тельных работников составила 15 рублей. Всего затрат на опла ту труда будет 45 руб. или по 1,5 руб. в расчете на 1 гектар ра бот. Допустим, что эти же трактористы, перевыполнив норму, вспахали 35 га, тогда их заработок увеличится до 35 руб., а оплата труда бригадира, учетчика и вспомогательных работни ков останется без изменений. Всего затраты на оплату труда составят 50 руб. и в расчете на гектар—1,42 руб. (50:35). Таким образом, доля затрат на оплату труда в себестоимости гектара работ благодаря увеличению сменной выработки снизится на
« , 3 % .
63
Различия в показателях использования тракторного парка в колхозах вскрывают большие резервы снижения себестоимости механизированных работ.
Только за счет увеличения затрат на амортизацию в колхо зах первой группы по сравнению с хозяйствами четвертой груп пы допущено удорожание продукции растениеводства на 25,7 тыс. руб. Если бы все колхозы 1 группы добились производи тельности, достигнутой колхозами II группы (колхозы II груп пы не ниже III, а колхозы III группы не ниже IV), то это дало бы по колхозам Центральной Якутии 187,5 тыс. рублей эконо мии в год.
Снижение себестоимости гектара тракторных работ до уров ня, достигнутого передовыми хозяйствами каждой группы, поз волило бы колхозам зоны сэкономить 326, 8 тыс. рублей, или 17,3% общих затрат на эксплуатацию машинно-тракторного пар ка в целом.
Приведенные данные подтверждают вывод о том, что высо копроизводительное использование техники — крупный резерв снижения затрат на выполнение механизированных работ. Чем производительнее используются машины, тем меньше затрат на обработку 1-го га земли. Такая закономерность объясняется темг что с ростом выработки часть затрат не увеличивается (оплата труда административно-производственного и обслуживающего персонала, амортизация машин, оборудование, гаражи и т. д.), а в расчете на единицу работ их размер сокращается. С увеличе нием объема механизированных работ, выполняемых при повы шении производительности машин, общепроизводственные рас ходы почти не изменяются, они не связаны с выполнением ме ханизированных работ. Поэтому всякое увеличение объема ме ханизированных работ, не изменяя общего размера общепроиз водственных затрат, ведет к сокращению их доли, приходящей ся на каждую единицу работы, то есть приводит к снижению затрат на механизированных работах.
На уровень затрат тракторных работ положительное влияние оказывает оснащение колхозов и .совхозов современной техникой, новыми типами высокопроизводительных машин и их макси мальное использование. Весьма важное значение для снижения затрат на механизированные работы имеет устранение причин, препятствующих высокопроизводительному использованию тех ники.
Значительный удельный вес в затратах на тракторные рабо ты занимает оплата труда. Повышение ее уровня является оп равданным, если оно приводит к более быстрому росту произ водительности труда, к сокращению производственных затрат на единицу работы и снижению себестоимости продукции.
Сокращение затрат по оплате труда в расчете на единицу ра бот дает относительную экономию, изменяет лишь долю этих затрат в себестоимости гектара тракторных работ. В колхозах
6 4
и совхозах имеются большие возможности и для прямой эконо мии затрат труда на механизированных работах, прежде всего, путем сокращения косвенных затрат.
Основным фактором снижения величины оплаты труда в рас чете на единицу тракторных работ является внедрение техниче ски обоснованных норм выработки в.каждом хозяйстве. Завы шение норм на отдельные виды работ приводит к тому, что ме ханизаторы охотно выполняют те работы, которые обеспечивают им твердый заработок. Применение необоснованных, завышен ных норм ведет к снижению материальной заинтересованности механизаторов в высокопроизводительном использовании техни ки.
В структуре себестоимости тракторных работ, как уже отме чалось, значительный удельный вес занимают расходы ,на (горю че-смазочные материалы—от 18,5 до 23,7%. При этом затраты в расчете на гектар условной пахоты в среднем по колхозам рес публики составили 1,05 руб., в том числе в группе, колхозов с выработкой до 200 га мягкой пахоты на условный трактор—1,20, свыше 300 га мягкой пахоты—0,95 руб.
В 1971 г. в колхозах и совхозах республики на выполнение тракторных работ было израсходовано 215 тыс. тонн дизельного топлива или по 11,4 кг на гектар.
Расчеты показывают, что если бы расход (горючего ,на гектар мягкой пахоты уменьшить хотя бы на 0,5 кг, а это вполне реаль но, то в целом по колхозам и совхозам республики Можно было бы сэкономить 1000 тонн нефтепродуктов на сумму свыше 135 тыс. руб. Отсюда можно сделать вывод: борьба за экономию нефтепродуктов является важной народнохозяйственной зада чей, в решении которой должны принимать активное участие все механизаторы и специалисты сельского хозяйства. Одним иэ главных резервов снижения затрат нефтепродуктов — повыше ние производительности машинно-тракторного парка. Так, в рассматриваемых колхозах Центральной Якутии за 1970 г. в группе с выработкой на условный трактор 186 га мягкой пахоты, расход топлива на гектар условной пахоты составил—13 кг, в группе с выработкой 219 га—12,1 кг, а в группе с выработкой 307 г а —10 кг, то есть с повышением выработки расход топлива сокращается до 30%. Это можно проследить и по отдельным хо зяйствам. Так, в совхозах «Якутский» и «Амгинский», где выра ботка на условный трактор в 1970 г. составила 346 и 339 га мяг кой пахоты, в расчете на 1 га было израсходовано 9 и 9,7 кг го рючего, а в совхозах им. Степана Аржакова и «Горный» с выра боткой на условный трактор 187 и 241 га мягкой пахоты расход горючего в расчете на 1 га составил соответственно 12,0 и 13,2 кг.
Огромные резервы в экономии горючего и смазочных мате риалов кроются в правильном хранении, рациональной тран спортировке, рациональном комплектовании машинно-трактор ных агрегатов.
5 Заказ № 59 |
65 |
В этом отношении значительный интерес представляют дан ные А. И. Руденко К
Так, потери горючего и смазочных материалов при перевозке составляют 1,5%, хранении—0,5, заправке—1,5 и при эксплуа тации машин—7,5% или в общей сложности—11% общего рас хода нефтепродуктов в сельском хозяйстве. Потери бензина за сутки в результате испарения через открытую горловину резер вуара емкостью в 10 литров достигают 1,5 кг, а из резервуара емкостью 200 литров —б кг. При этом улетучиваются наиболее ценные составные части топлива, что ухудшает его качество.
На интенсивность испарения горючего большое влияние ока зывает температура нагревания резервуара, которая в свою оче редь зависит от цвета его окраски. В том случае, когда резер вуар окрашен в алюминиевый цвет, потери от испарения за год равны 0,83%, в серый—1,03, красный—1,14, черный—1,24%.
Причем цистерны целесообразно заполнять на 90—95% объема, так как от этого также зависит испарение топлива: если резер вуар заполнен на 90% емкости потери в год составляют 0,3%, на
70—1,0 на 40—3,6, на 20—9,6 %.
Значительные потери горючего допускаются при заправке тракторов и ко1мбайнов вручную —1,0—1,5 кг на машину в день, а за год—250—300 кг. Расчеты показывают, что при работе тракторов на расстояние свыше 2 км выгодно применять авто заправщики типа M3-3904, 03-1401.
Установлено, что из всех неисправностей дизельных двига телей 45—60% падает на топливную аппаратуру. Широкий опыт применения механизированных средств для заправки машин топливом в поле показывает высокую эффективность этого меро приятия. Наряду с сокращением потерь нефтепродуктов, сохра нением их качества и снижением затрат на транспортировку, каждый заправочный агрегат за счет сокращения времени запра вок и уменьшения холостых перегонов машин позволяет ежесу точно увеличить продолжительность работы агрегата на 15—
20%.
По имеющимся данным, трактор в районах с крупными зе мельными массивами в среднем за год совершает 300—350 км холостых переездов, а в районах с мелкими разобщенными по лями —500—600 км. При средней мощности он расходует 2 кг топлива на километр пробега. Это значит, что годовые потерли топлива на холостых переездах составляют в условиях респуб лики 6—7% против 3—4% в степных районах.
По имеющимся расчетам, в колхозах и совхозах недоисполь зуется в среднем 15—20% тяговой мощности тракторов. При та кой недогрузке перерасход топлива составляет от 3,5 до 6% по разным маркам тракторов. Если распространить эти потери на1
1 А. И. Р у д е н к о . Экономь топливо и смазочные материалы. М., «Мос ковский рабочий», 1962.
66
весь тракторный парк, то ежегодные потери |
топлива от недо |
грузки мощности составляют по республике |
1800 т на сумму |
245 тыс. рублей. |
|
Одной из причин излишних расходов топлива является сос тояние землепользования. Небольшие размеры пахотных участ ков с короткими гонами, неровным рельефом и неправильной конфигурацией — серьезная помеха в производительном исполь зовании техники.
Короткие гоны, небольшая ширина рабочих участков не поз воляют полностью использовать тяговую мощность трактора пу тем увеличения ширины захвата прицепных орудий или повыше ния рабочих скоростей.
Основными причинами повышенного расхода топлива в хо зяйствах с худшими природными условиями являются большие затраты времени на повороты, заезды, объезды препятствий и переезды с участка на участок. По данным хронографических наблюдений, на переезды с участка на участок затрачивается б—10% сменного времени и большое количество топлива.
При организации работы машинных агрегатов определение рациональной загонки, выбор правильного соотношения длины и ширины гона имеет большое значение, что оказывает сущест венное влияние на результаты работы машинных агрегатов. Так, при работе трактора ДТ-54 на пахоте при длине гона свы ше 1500 м время на холостую работу агрегата за смену состав ляет 14,3 мин., а при длине гона менее 150 м оно увеличивается до 107 мин., то есть в 7,5 раза. В первом случае расход горюче го на гектар вспашки равен 12,4 кг, во втором —16,8 кг или на
35,5% больше1.
Ширина загонов находится в зависимости от состава агрега тов и принятой длины гона. Размер ее следует устанавливать с учетом организационно-технических правил выполнения трак торных работ, разработанных Всесоюзным научно-исследова тельским институтом механизации сельского хозяйства (табл. 33).
Важное значение в борьбе за экономию топлива имеет повы шение материальной заинтересованности работников в бережном его расходовании.
При творческом подходе к решению организационно-техниче ских мероприятий можно достигнуть хороших результатов в ис пользовании горючего и смазочных материалов, что скажется на снижении себестоимости механизированных работ.
На ремонт сельскохозяйственной техники в целом по респуб лике расходуются огромные средства. В 1972 г. в колхозах и совхозах на текущий ремонт и технические уходы тракторов из расходовано 1665 тыс. руб., сельскохозяйственных машин и ору дий—942 тыс. руб., автомашин—1416 тыс. руб. На капитальный1
1 М. И. С и н ю к о в . -Экономика использования машинно-тракторного
парка в колхозах и совхозах. М., «Колос», 1966, с. 168. |
|
5* |
67 |
|