Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Т а б л и ц а 33

 

Рациональное соотношение длины и ширины загонов для пахотных

 

агрегатов*

 

 

 

Ширина загонов

 

Длина гона, м МТЗ с одним

ДТ-54 с одним

С-80, С-ЮО

 

плугом

плугом

с двумя плугами

300

40

 

 

500

50

60

80

700

60

70

80

900

70

80

90

1200

70—80

80—100

100—110

1500

70—80

100—110

110—120

2000

70—80

100—110

120—130

*

Организационно-технические

правила производства

тракторных работ

в машинно-тракторных станциях.

М., 1955.

 

ремонт тракторов, комбайнов и автомобилей затрачено 1620 тыс. руб. В общей сложности расходы на ремонт сельскохозяйствен­ ной техники и автомашин составили в год 5663 тыс. руб. Затра­ ты на ремонт поглощают ежегодно 15% всех денежных доходов колхозов и совхозов. Они составляют 18,8% балансовой стоимо­ сти тракторов и автомобилей и около 18,4% стоимости сельско­ хозяйственных машин. Расходы на ремонт машинно-тракторно­ го парка в расчете на гектар мягкой пахоты в среднем по кол­ хозам и совхозам республики составляют 3,0 руб.

Огромные резервы имеются в снижении затрат на ремонт машин, особенно за счет повышения их выработки. При анализе годовых отчетов колхозов Центральной Якутии за 1970 г. вскры­ та следующая закономерность. В группе хозяйств, где на 15сильный трактор за год выработано до 200 га мягкой пахоты (в среднем 186 га), затраты на текущий ремонт машин в расчете на гектар мягкой пахоты составили 65 коп., а в группе с наибо­ лее высокой выработкой (в среднем 307 га) —53 коп., то есть были ниже на 19,5%.

Снижение расходов на ремонт и технический уход связано с повышением качества этих работ, с удлинением межремонтных сроков, экономным использованием запасных частей и материа­ лов. В 1970 г. в мастерских объединения «Сельхозтехника>\ удельный вес затрат на запасные части и материалы при ка­ питальном ремонте тракторов С-100 составил 36,1%, ДТ-75—

27,1%, ДТ-54—30%, М ТЗ—27,5% общей суммы

расходов, а

накладные расходы—40%. Однако возможности

их снижения

используются еще далеко не полностью. Нередко в мастерских выбраковывают и списывают годные для реставрации детали.

68


Перед ремонтом в первую очередь следует определить эконо­ мическую целесообразность восстановления отдельных деталей машин. При этом нужно исходить из условия, при котором стои­ мость ремонта детали, отнесенная к ее межремонтному сроку, должна быть меньше или равна стоимости новой детали, делен­ ной на срок ее службы, то есть:

 

 

 

Р_

С_

 

 

 

 

 

Т ^ Т „ ’

 

 

где

С — стоимость

новой

детали;

 

 

Тни

Р — расходы

на ремонт

детали;

детали

и детали

Т — соответственно срок службы новой

 

после ремонта.

Допустим, деталь

стоит

10 руб., а

Поясним это примером.

трактор может выработать с ней 500 га условной пахоты, тогда:

 

С

10

-

 

 

 

^ —=

ьии

коп. на гектар.

 

 

1 н

 

 

 

После того, как деталь прослужила свой межремонтный срок,

она может быть отремонтирована за

5 руб., а трактор вырабо-

 

 

 

Р

5

коп’ На гектаР

тает с ней 200 га условной пахоты: ~y ==2 QQ= ^

Если С

Р то, что очевидно,

ремонтировать деталь нецелесо-

1 н

1

 

 

 

 

образно.

 

еще большое

количество

хозяйств не

В настоящее время

имеет своих более или менее оборудованных ремонтных мастер­ ских. Несмотря на это, многие из них стремятся проводить ре­ монт машин своими силами, кустарным способом, что снижает качество и повышает стоимость ремонтных работ.

Опыт показывает, что таким хозяйствам ремонт машин це­ лесообразнее и экономически выгоднее проводить в мастерских «Сельхозтехники».

В этом отношении представляют интерес данные разработки сводных годовых отчетов, характеризующие расход материаль­ но-денежных средств на ремонт основных видов машин в сель­ скохозяйственных предприятиях и в организациях «Сельхозтех­ ники» (при комплексном техническом обслуживании).

Из табл. 34 видно, что затраты на ремонт тракторов и ком­ байнов в организациях «Сельхозтехники» значительно ниже, чем в среднем по колхозам и совхозам страны.

Разработка данных сводных годовых отчетов колхозов и сов­ хозов Якутской АССР показывает, что фактические затраты на ремонты значительно превышают среднесоюзные. Так, расход средств на один капитальный ремонт трактора в 1972 г. в кол-

69



 

 

Т а б л и ц а 34

Затраты на ремонт тракторов и

зерноуборочных

комбайнов в среднем

на одну машину1

 

 

Расход средств, руб.

Виды ремонта

в совхозах

в организ.

в колхозах

«Сельхозтехника»

Капитальный

844

,

 

тракторов

843

632

комбайнов

657

681

582

Текущий

 

 

384

тракторов

609

792

комбайнов

407

600

321

хозах составил 1389 руб., комбайна—750 руб., а в совхозах со­ ответственно—1369 и 833 руб.

Но дело не только в этом. Высокое качество ремонта в спе­ циализированных мастерских «Сельхозтехники» дает возмож­ ность увеличить гарантийный срок службы машин, их выработ­ ку до очередного ремонта.

Исследования научных учреждений показывают, что межре­ монтный срок работы тракторов, отремотнированных в мастер­ ских отделений «Сельхозтехника» в 1,5—1,8 раза больше, чем у тракторов, прошедших ремонт непосредственно в мастерских сельскохозяйственных предприятий.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о снижении сум­ мы амортизационных отчислений, которые по отдельным хозяй­ ствам занимают в себестоимости тракторных работ от 18

до 25%.

В 1965 г. амортизация тракторов и сельскохозяйственных ма­ шин в колхозах и совхозах республики составила 2035 тыс. руб., а в 1971 г.—3125 тыс. руб. В первом случае на 1 га пашни приходилось 20,5 руб., а во втором—30,0 руб. или на 46,3% больше. За это же время объем тракторных работ в расчете на гектар пашни возрос с 14,0 га до 18,1 га или на 29,3%. Таким образом, темпы роста объема механизированных работ отстают от темпов роста амортизационных отчислений. В результате размер амортизации в расчете на гектар мягкой пахоты возрос с 1,47 руб. в 1965 г. до 1,65 руб. в 1971 г. или на 17,2%, что в свою очередь явилось одной из причин повышения себестоимо­ сти механизированных работ. Уровень амортизационных отчис­ лений зависит от целого ряда условий и факторов сельскохозяй­ ственного производства, и прежде всего от темпов вопроизвод-

ства

техники, эффективности

ее

использования.1

1

М. И. Си н ю к о в. Эффективность

использования техники в сельском

хозяйстве. М., «Экономика», 1970, с.

69.

 

70


Повышение эффективности использования техники способст­ вует своевременному возмещению (воспроизводству) машин, снижает издержки производства на единицу выполняемых ра­ бот. Анализируя этот вопрос, К. Маркс отмечал, что ... «произ­ водительность машин... обратно пропорциональна величине той составной части стоимости, которая переносится ими на продукт. Чем продолжительнее период, в течение которого функционирует машина, тем больше масса продукта, на которую распределяет­ ся присоединяемая машиной стоимость, и тем меньше та часть стоимости, которую она присоединяет к единице товара» 1.

Одним из основных факторов, способствующих рационально­ му использованию техники и повышению ее эффективности, является установление научно-обоснованных сроков службы техники и соответствующих им норм амортизационных и ремонт­ ных отчислений.

Использование морально и физически устаревшей техники снижает экономическую эффективность производства, вызывает непроизводительные затраты на ремонт, усложняет и удорожает

ееэксплуатацию.

ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. сказано, что необходимо «разработать и постепенно вводить новые, более короткие сроки амортизации производственного оборудования,

ограничивая объемы малоэффективного капитального ремонта

иувеличивая долю амортизационных отчислений, выделяемых на замену изношенного и морально устаревшего оборудования»12.

Высокие затраты на капитальный ремонт тракторов и авто­ мобилей поглощают большую часть амортизационных отчисле­ ний. За 1965—1970 гг. в колхозах и совхозах республики расхо­ ды на капитальный ремонт превысили сумму амортизационных отчислений по тракторам на 10,1%, а по автомашинам на 21,0%, несмотря на почти полное обновление в последние годы трактор­ ного и автомобильного парка. Это значит, что действующие нор­ мы амортизационных отчислений не покрывают фактические затраты на капитальный ремонт тракторов и автомобилей и не обеспечивают их нормального воспроизводства. Новые тракторы

иавтомашины взамен выбывших приобретаются не только за счет фонда возмещения, но и за счет накоплений, которые сле­ дует направлять на расширение производства.

Правильное начисление амортизации является необходимым условием обеспечения высоких темпов воспроизводства и внед­ рения новой техники, ускорения технического прогресса в сель­ скохозяйственном производстве.

Затраты на текущие ремонты и технические уходы за 8 лет эксплуатации тракторов, то есть за нормативный срок службы» в 2—2,5 раза превышают их первоначальную стоимость.

1 К. М а р к с

и Ф.

Э н г е л ь с . Соч., изд.—2-е, т. 23, с.

414—415.

2 Материалы

XXIV

съезда КПСС. М., Политиздат, 1971,

с. 242.

71