Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
1. Обеспечение безопасной, безаварийной и надежной отработки требуемой последовательности движений ра бочих органов машины. С точки зрения логического син теза эти требования заключаются в том, что система уп равления должна содержать необходимое число блоки ровок; число контактов и обмоток аппаратов должно быть по возможности меньшим; структурные цепи выходов должны содержать замыкающие контакты, чтобы не по давались команды управления при отключении аппара тов системы в результате отказов; необходимо защитить систему управления от нежелательных последствий при заземлениях, коротких замыканиях, исчезновении и вне запном появлении напряжения.
2. Обеспечение работы технологической машины в нескольких режимах — наладочном, полуавтоматическом и автоматическом. Это требование приводит к тому, что система управления строится из ряда частей и является многопрограммным релейным устройством. Основные трудности возникают не только при синтезе частей, реа лизующих отдельные программы, но и при синтезе общей структуры системы управления, состоящей из этих час тей.
3. Простота структуры схемы, возможность быстрого изучения и освоения ее обслуживающим персоналом С этой точки зрения может оказаться, что «слишком ми нимизированная» структура, содержащая мостиковые соединения и сложные логические связи, может оказаться ненадежной в эксплуатации и трудной в освоении, что при отсутствии автоматизированных методов диагности ки неисправностей приводт к большим простоям техно логических машин.
4. Ограничение контактной нагрузки отдельных аппа ратов управления. Наиболее простой выход — дублиро вание с помощью реле — часто неприемлем, так как при водит к неоправданному увеличению числа аппаратов управления. Учет данного требования существенно ус ложняет задачу синтеза и требует поиска специальных методов решения.
Эти требования вызывают необходимость инженер ной доработки теоретических методов синтеза, т. е. раз работки инженерных методов логического синтеза, кото рые учитывают специфические особенности систем управ ления технологическими машинами.
Особенности излагаемого инженерного метода синте-
72
за заключаются в том, что он предусматривает проекти рование сложной многопрограммной системы управления на основе синтеза составляющих частей и объединение полученных частей с учетом иерархических отношений между ними. Кроме этого путем использования двух раз личных видов задания исходной информации на синтез, позволяющих использовать опыт проектирования схем и формальные приемы теории релейных устройств, метод позволяет получать схемы управления, удовлетворяющие практическим требованиям.
Изложение отдельных этапов логического синтеза, об разующих «сквозную» методику, ведется в порядке их реализации в общем процессе проектирования системы управления.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ИЕРАРХИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Технологическая машина (см. рис. 2) может работать в различных режимах — наладочном, автоматическом, полуавтоматическом, подготовительном и т. п. Схема уп равления машиной также имеет эти режимы работы. Введем определение понятия режима работы и ее ком поненты, которые понадобятся для дальнейшего изложе ния инженерного метода синтеза системы управления.
Рассмотрим вначале функционирование одного рабо чего органа технологической машины. Как известно из гл. I, работа рабочего органа заключается в осуществле нии определенной последовательности «элементов цик ла». Элемент цикла представляет собой простейшую сос тавляющую технологического процесса, характеризую щуюся постоянством параметров.
Назовем компонентой режима рабочего органа опре деленную последовательность элементов цикла, начина ющуюся после получения пусковой команды и заканчи вающуюся после выполнения последнего элемента цикла этой последовательности. Для технологической машины ьассматриваемого нами типа компонент режима — это законченная последовательность движений и остановов рабочего органа, имеющая определенный инженерный смысл. Например, компонентом режима силовой головки агрегатного станка может быть цикл «сверление», состо
ящий из |
элементов цикла: останов — быстрый |
подвод |
сверла к |
детали — сверление — кратковременный |
оста- |
73
нов — быстрый отвод — останов. Эта же силовая головка, например, может работать и в другом режиме: останов— быстрый подвод сверла — сверление — быстрый отвод — останов. Это уже другой компонент режима этой головки, так как изменилась последовательность составляющих ее элементов цикла.
В частном случае компонентой режима может быть один элемент цикла — одно движение рабочего органа. Каждый рабочий орган машины должен отрабатывать одну или несколько компонентов режима.
Функционирование машины, очевидно, определяется функционированием ее рабочих органов, каждый из ко торых отрабатывает определенный компонент режима. Компонент режима машины представляет собой совокуп ность компонентов режима ее рабочих органов. Каждая технологическая машина предназначается обычно для выполнения нескольких режимов.
Компонент режима машины является простейшей со ставляющей технологического процесса машины, для по лучения которого следует синтезировать схему управле ния. Общую схему управления можно образовать специ альным объединением полученных схем.
Понятие режима работы машины является объединя ющим по отношению к понятию «компонент режима».
Режим работы содержит несколько компонентов (в частном случае один). Например, наладочный режим ра боты станка может состоять из компонентов «разгрузка», «зажим детали», «рабочий ход» и др. Заметим, что режим работы — это не последовательность компонентов режи ма, а их подмножество, где компоненты могут меняться местами.
Рассматриваемая нами технологическая машина мо жет работать в следующих режимах, соответствующих характеру обработки детали, либо характеру подготови тельных, наладочных или установочных движений:
1. В подготовительном, определяющем работу систе мы управления при подготовке машины к работе.
2.В наладочном, обеспечивающем наладочные или установочные движения рабочих органов машины.
3.В полуавтоматическом, обеспечивающем отработку одного цикла работы технологической машины.
4.В автоматическом, обеспечивающем повторение циклов обработки.
74
5. В режиме, определяющем работу системы управ ления при нарушениях в работе машины.
Для возможности реализации перечисленных режи мов система управления строится как многопрограммное релейное устройство, т. е. представляет собой несколько совмещенных систем, каждая из которых реализует от дельный режим или компонент режима.
В процессе отработки определенного режима или ком понента система управления машины должна обеспечить:
1)возможность выбора оператором требуемогб режима работы технологической машины путем установки аппа ратов выбора режимов в соответствующие положения;
2)последовательность движений рабочих органов, опре деляемую технологическим процессом в выбранном ре жиме; 3) безопасную, безаварийную и надежную рабо ту машины; 4) оперативный и технологический останов машины; 5) продолжение, если это требуется, прерван
ной работы; 6) возможность возврата рабочих органов в исходное положение из любой позиции; 7) сигнализа цию о работе машины.
Вследствие взаимодействия частей, обеспечивающих отработку отдельных режимов и компонентов, реализа цию тех или иных функций, система управления имеет, как правило, весьма сложную структуру. Синтез такой системы при достаточной сложности режимов работы и их компонентов представляет собой трудную инженер ную задачу.
Остановимся кратко на сложившемся инженерном подходе к решению задачи логического синтеза систем управления.
Синтез, как правило, начинается с наиболее сложного (автоматического, полуавтоматического) режима работы с последующим «достраиванием» частей схемы, реализу ющих более простые режимы и компоненты. Объединение схемы основного режима со схемами остальных частей осуществляется обычно методом проб и ошибок. При этом появляется необходимость неоднократной передел ки как «достраиваемых» частей схемы, так и схемы ос новного режима. Особые неприятности создают ложные цепи, образующиеся в результате объединения отдельных частей системы.
На основании тщательного изучения большого числа систем управления отечественных и зарубежных проект ных организаций, структурных и функциональных особен
75
ностей этих систем, методов проектирования, а также ис пользования теоретических методов синтеза релейных устройств удалось выработать достаточно общий и систе матизированный подход и на его базе создать формали зованный инженерный метод логического синтеза.
Структурные части системы, соответствующие режи мам или компонентам, описываются в задании на синтез
Рис.16. Классификация функций, выполняемых системой уп равления
раздельно, однако в процессе синтеза между ними возни кают сложные логические связи, в результате чего обра зуется единая структура.
Функциональное строение системы управления приве дено на рис. 16.
Деление функций на главные и вспомогательные от ражает два наиболее существенных момента в работе системы управления: функционирование системы пра правильной работе машины и ее поведение при появлении различных нарушений алгоритма функционирования. Такое деление позволяет синтезировать систему, обеспе чивающую требуемые режимы обработки и безаварийную работу при нарушениях.
76
Главные и вспомогательные функции делятся на ос новные и дополнительные. Суть основных функций за ключается в том, что они обеспечивают определенную последовательность движений рабочих органов машины как при правильной работе, так и при нарушениях. До полнительные функции заключаются в создании опреде ленных дополнительных условий для реализации основ ных функций. Понятие дополнительных условий тесно связано с понятием стартового управляющего воздейст вия, которое выступает как непосредственная причина тех шти иных движений рабочих органов. Для реализа ции этих причин нужны определенные условия (опреде ленные положения переключателей режимов, рычагов управления, кнопок, определенное положение рабочих органов, исправное состояние механизмов, узлов и от дельных аппаратов и т. д.). Комплекс этих условий и назван дополнительными условиями. Они могут созда ваться оператором или рабочими 'органами машины. К последним относятся различные блокировки, необходи мость которых определяется тем, что всегда есть опреде ленная вероятность отказов элементов машины, а также неправильных действий оператора. На рис. 16 дано более детальное деление дополнительных условий, относящих ся к главным функциям. Вспомогательные функции в системах управления технологическими машинами раз виты обычно очень слабо.
На рис. 17 дана структура построения систем управ ления (СУ). Показано деление СУ на части, деление СУ на комбинационную и многотактную части. При этом комбинационная часть структуры соответствует форми рованию дополнительных условий работы СУ, а много тактная часть соответствует реализации входных и вы ходных сигналов СУ.
Рассмотрим более подробно структурное деление СУ. Выделение комбинационной (КЧ) и многотактной (МЧ) частей в схеме является по сути дела первым уровнем ее деления. В результате разделения СУ на КЧ и МЧ появ ляется задача синтеза объединяющей части (ОЧ). КЧ реализует дополнительные условия и представляет собой комбинационную контактную схему, синтез которой не вызывает особых трудностей.
Синтез наиболее сложной многотактной части схемы ведется поэтапно для отдельных компонентов режима; структура этой схемы делится на части.
77
В результате исследования практических систем уп равления было установлено существование в схемах функционально-ориентированных частей, управляющих отдельными компонентами режима. Такую же составную структуру имеет многотактная часть схемы, синтезируе мой излагаемым здесь методом. При этом части схемы соответствуют отдельным компонентам режима техноло-1*
Цддта cucmCMbt, обеспечивающие от работ ки компонентов реж им ов
Рис. 17. Структура построения системы управления
гической машины. Между этими частями существуют определенные иерархические отношения, показывающие их относительную сложность и подчиненность. Если рас сматривать подмножества выходных аппаратов отдель ных многотактных частей, то иерархические отношения выражаются в том, что названные подмножества нахо дятся в отношении включения.
Поясним отношения между подмножествами выход ных аппаратов на конкретном примере.
Рассмотрим систему управления горизонтально-про тяжного станка, которая имеет следующие режимы ра боты и их компоненты (см. табл. 22):
1.Подготовительный:
101.Подготовка станка к работе.
2.Наладочный:
201.Загрузка.
202.Вывод фиксаторов.
203.Зажим.
204.Разжим.
78
205.Выгрузка.
206.Рабочий ход.
207.Обратный ход.
3.Полуавтоматический:
301.Отработка одного цикла.
4.Автоматический *:
401.Отработка повторяющихся циклов.
5.Работа при нарушениях:
501.Механизм для удаления стружки не работает.
502.Неправильно установлена деталь.
503.Нет смазки.
Для обозначения подмножеств выходных аппаратов используем идентификатор, состоящий из буквы М и но мера компонента. Элементами подмножеств являются буквенно-цифровые обозначения выходных аппаратов.
Приведем выходные подмножества, взятые из табл.
9 9 9 4 -
’МН)1 = {1К, ЗК>; М201 = {4Э};
М202={2Э};
М203={2Э, 7Э};
М204={1Э};
М205= {1Э, ЗЭ};
М206={2Э, 7Э, 9Э, 11Э};
М207={2К, 8Э, ЮЭ, 12Э}; М301 —{2К, 1Э, 2Э, ЗЭ, 4Э, 7Э, 8Э, 9Э, ЮЭ, 11Э, 12Э}; М501 = {2ЛС};
М502= {ЗЛС};
М503={4ЛС}.
Отношения между выходными подмножествами выра зим в виде диаграммы Венна, представленной на рис. 18. Из диаграммы видно, что часть выходных подмножеств находится в отношении :включения, другие не пересека ются.
Для количественного выражения иерархии многотакт ных частей введем понятие ранга R выходного подмно жества, которым назовем число подмножеств, включаю щих данное. На рис. 18 значения R указаны цифрами в скобках. Значения рангов указывают относительную сложность частей системы управления, связанных отно шением включения: часть СУ тем сложнее, чем меньше1
1 В дальнейшем не рассматривается, так как является много кратным повторением полуавтоматического и реализуется теми же аппаратами управления, добавляется только реле автоматики.
79