Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных газов, указать на условные цвета окраски баллонов и подроб­ но остановиться на хранении и транспортировании их. При воз­ можности следует показать учебный кинофильм «Осторожно — в баллоне газ». Обязательно нужно научить учащихся подсчитывать количество газа в баллоне по показанию манометра или по весу. С этой целью на доске нужно привести формулы для расчета и решить несколько примеров.

Переходя к изучению редукторов для сжатых газов, необходи­ мо, пользуясь плакатами, ознакомить учащихся с принципом их действия, конструктивным устройством и способами крепления к баллонам. Рассказывая об эксплуатации редукторов, следует обра­ тить внимание на такие неполадки и неисправности, как утечка газа, воспламенение и выгорание частей редуктора и «замерза­ ние» его. Надо указать на причины этих явлений и рассказать о мерах предупреждения и устранения их. Учащиеся должны быть ознакомлены с наиболее распространенными марками редукторов для кислорода, ацетилена и газов-заменителей. Их надо научить расшифровывать буквы и цифры, применяемые в обозначении ти­ пов редукторов.

Разбирая вопрос о сварочных горелках, необходимо отметить, что по способу подачи горючего они бывают двух типов: инжек­ торные и безынжекторные. Затем нужно подробно остановиться на устройстве узлов смешения газов в том и другом типе и рас­ смотреть конструктивные особенности их. Желательно было бы показать учащимся диафильм «Сварочные горелки и резаки» и еще раз кратко пояснить их устройство. Особо следует остано­ виться на обращении с горелками и указать на возможные непо­ ладки при их работе.

В заключение нужно рассказать учащимся о назначении и устройстве шлангов для кислорода, горючих газов и жидкостей. Нужно привести характеристику шлангов и рассказать о выборе их в зависимости от выполняемой работы.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Опишите устройство передвижных ацетиленовых генераторов низкого давления.

2.Как устроен водяной предохранительный затвор?

3.Опишите устройство баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных

газов.

4.В какие отличительные цвета окрашиваются различные баллоны?

5.Как определяется количество газа в баллоне?

6.В чем состоит принцип работы редукторов для сжатых газов?

7.Опишите устройство и работу инжекторных сварочных горелок.

8.Опишите основные неисправности и неполадки в работе сварочных горелок.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 153—176 (1), стр. 70—116 (3).

4*


Т е м а 12

СВАРОЧНОЕ ПЛАМЯ

Целью этой темы является ознакомление учащихся со строе­ нием сварочного пламени, распределением температур в нем и ме­ таллургическими процессами, протекающими в сварочной ванне. От того, насколько хорошо учащиеся проработают материал этой темы, во многом будет зависеть качество усвоения вопросов тех­ нологии газовой сварки и резки металлов. Поэтому преподнести ее учащимся следует особенно доходчиво. При изучении материа­ ла встретится большое количество химических формул и реакций. Если у учащихся возникнут трудности в написании реакций, то нужно повторить им некоторые вопросы, которые они изучали в школе на уроках химии.

Тема эта небольшая, и разбивать ее на отдельные подтемы не следует.

Наглядные пособия

Плакат — Схемы сварочного пламени. Рис. 84 (1).

Плакат — Распределение температур в сварочном пламени.

Рис. 85 (1).

Таблица — Химический состав сварочного пламени. Табл. 16 (3).

План занятий

1.Образование сварочного пламени.

2.Строение сварочного пламени.

3.Распределение температур в пламени.

4.

Металлургические процессы при газовой сварке.

5.

Производительность газовой сварки.

Методические указания

В начале занятий надо напомнить учащимся, что для образо­ вания сварочного пламени необходимы горючие газы или жидко­ сти и кислород. Нужно назвать горючие газы, отметить, что наи­ большее применение получил ацетилен, и пояснить почему. После этого на доске следует привести химическую формулу ацетилена и написать реакции сгорания ацетилена в кислороде. Поясняя их, надо отметить, что сгорание ацетилена происходит в две фазы: за счет кислорода смеси и за счет кислорода окружающего воздуха. Для уравнивания коэффициентов можно обратиться к группе. Это даст возможность узнать, насколько хорошо учащиеся помнят во­ просы химии. Написанные реакции учащиеся должны запомнить.

Рассказывая о строении сварочного пламени, следует охарак­ теризовать каждую зону его и отметить, как в них распределяются температуры. Надо пояснить, какой зоной пламени рекомендуется

52


производить сварку, и пояснить почему. Затем необходимо подроб­

но остановиться на видах сварочного

пламени,

отметить, при ка­

ких соотношениях смеси ацетилена и

кислорода они получаются

и каково их влияние на свариваемый

металл.

Нужно подробно

рассказать о пламени, образующемся

при применении газов — за­

менителей ацетилена, отметить температуру пламени, указать на со­ отношение смеси метан-кислородного и пропан-бутан-кислородного пламени. Кратко следует остановиться на керосино-кислородном пламени. В процессе рассказа нужно обращать внимание учащих­ ся на области применения того или иного пламени.

Только после того как учащиеся получили ясное представление о сварочном пламени и уяснили сущность реакций, протекающих в нем, можно перейти к вопросу о металлургических процессах при сварке. Здесь необходимо указать на особенности металлурги­ ческих процессов при газопламенной обработке металлов, написать на доске реакции окисления железа, марганца, кремния и других элементов, отметить влияние образующихся окислов на качество сварного шва и подробно остановиться на способах раскисления сварочной ванны. Реакции раскисления следует написать на доске,

иучащиеся должны их запомнить.

Вконце урока надо рассказать о производительности газовой сварки и сравнить ее с ручной электродуговой сваркой.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Напишите и поясните реакции сгорания ацетилена в кислороде.

2.Какова температура ацетилено-кислородного пламени?

3.Назовите виды сварочного пламени.

4.Назовите зоны ацетилено-кислородного сварочного пламени.

5 При каком соотношении смеси ацетилена и кислорода образуется нор­ мальное пламя?

6.Каковы особенности металлургических процессов при газопламенной обра­ ботке металлов?

7.Напишите реакции окисления и восстановления, происходящие в свароч­ ной ванне.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 177—182 (1), стр. 117—126 (3).

Т е м а 13

ТЕХНОЛОГИЯ газовой сварки

К моменту изучения этой темы учащиеся уже ознакомлены с оборудованием и аппаратурой для газовой сварки, с материалами, применяемыми' при сварке, они уяснили процессы, происходящие в сварочном пламени, и получили представление о металлургиче­ ских процессах в сварочной ванне. Этих знаний вполне достаточно для понимания вопросов технологии сварки. Целью данной темы Является ознакомление учащихся с подготовкой и сборкой ме­ талла под сварку, техникой ведения процесса сварки во всех

53


пространственных положениях шва, а также с технологией сварки низкоуглеродистых сталей.

Весь материал темы рекомендуется разбить на две подтемы:

1.Подготовка и сборка металла под сварку.

2.Техника и технология газовой сварки низкоуглеродистых сталей.

Подтема

ПОДГОТОВКА И СБОРКА МЕТАЛЛА ПОД СВАРКУ

Наглядные пособия

Плакат — Сварные швы и соединения. Рис. 49 (3).

Плакат— Виды сварных швов в зависимости от положения их

в пространстве. Рис. 26 настоящего пособия.

стыковых

Таблица — Подготовка кромок при

газовой сварке

соединений. Табл. 10 (1).

выполнения

прихваток.

Плакат — Схемы последовательности

Рис. 27 настоящего пособия.

 

 

Образцы подготовленных и собранных под сварку стыковых, угловых, тавровых и нахлесточпых соединений.

План занятий

1.Области применения газовой сварки.

2.Типы сварных соединений и швов.

3.Подготовка кромок под сварку.

4.Сборка и прихватка детален.

Методические указания

В начале занятий необходимо указать на преимущества и не­ достатки газовой сварки и увязать их с областями ее применения. Надо отметить, что при газовой сварке возможно очень точное регулирование вводимого в изделие тепла, в результате чего мож­ но уменьшить выгорание легко испаряющихся элементов (напри­ мер, цинка при сварке латуни), а также сваривать металлы весьма небольшой толщины. При этом желательно привести примеры при­ менения газовой сварки при изготовлении тонкостенных конструк­ ций из углеродистых сталей, из цветных металлов и сплавов, при ремонтной сварке чугунных изделий и т. д.

К недостаткам газовой сварки следует отнести сравнительно низкую производительность процесса, относительно высокую сто­ имость применяемых материалов, повышенную опасность в связи с использованием горючих газов и кислорода под высоким давле­ нием, а также чрезмерно большую зону нагрева основного метал­ ла. Надо пояснить, как влияют эти недостатки на эффективность процесса газовой сварки.

54


С типами сварных соединений и швов учащиеся уже ознако­ мились при изучении вопросов электродуговой сварки. Чтобы про­ верить, как учащиеся помнят этот материал, нужно задать группе несколько вопросов, связанных с классификацией сварных соеди-

Рис. 26. Виды сварных швов в зависимости от положения их в про­ странстве:

а — нижний, б — вертикальный; в — наклонный, г — горизонтальный, д — пото­ лочный

нений и швов. Ответы учащихся нужно дополнить особенностями, которые имеют место при газовой сварке. Надо отметить, что основным типом сварного соединения при газовой сварке является

стыковое. Угловые соединения применяются при сварке только не­

больших толщин, так как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при увеличении толщины

4

2

1

3

5

1 4

6

3

7 5

2

резко ухудшается выпол­

 

 

 

 

10

W

 

 

 

 

нение самой сварки, в свя­

 

 

 

 

 

 

 

 

зи

с

 

неравномерностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прогрева кромок и значи­

 

 

в)

 

 

 

0

 

 

тельными

короблениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при сварке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

плакату (рис. 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нужно

еще

раз

пояснить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащимся

виды

сварных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

швов

в

зависимости

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положения их в простран­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стве и указать на области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применения

каждого

из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

них.

Надо

обратить

вни­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мание на то, что швы мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гут

накладываться

как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слева направо, так и спра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ва налево. Более подроб­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но

о

способах

газовой

Рис.

27.

Последовательность

 

выполнения

сварки

 

(правый и левый)

 

 

 

 

прихваток:

 

 

 

 

будет говориться в сле­

а — от

центра

листа, б — от

краев листа, в — при

дующей

подтеме.

вопроса

 

 

 

сборке кольцевых швпв

 

 

 

При изучении

о подготовке кромок

под газовую свар­

ку необходимо увязать форму подготовки кромок, а также величи­ ну притупления с толщиной свариваемого металла. Особо следует отметить, что при газовой сварке угол разделки кромок делается больше, чем для электродуговой сварки, и пояснить почему. Изла­ гать материал нужно по рекомендуемой таблице.

55