Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ных газов, указать на условные цвета окраски баллонов и подроб но остановиться на хранении и транспортировании их. При воз можности следует показать учебный кинофильм «Осторожно — в баллоне газ». Обязательно нужно научить учащихся подсчитывать количество газа в баллоне по показанию манометра или по весу. С этой целью на доске нужно привести формулы для расчета и решить несколько примеров.
Переходя к изучению редукторов для сжатых газов, необходи мо, пользуясь плакатами, ознакомить учащихся с принципом их действия, конструктивным устройством и способами крепления к баллонам. Рассказывая об эксплуатации редукторов, следует обра тить внимание на такие неполадки и неисправности, как утечка газа, воспламенение и выгорание частей редуктора и «замерза ние» его. Надо указать на причины этих явлений и рассказать о мерах предупреждения и устранения их. Учащиеся должны быть ознакомлены с наиболее распространенными марками редукторов для кислорода, ацетилена и газов-заменителей. Их надо научить расшифровывать буквы и цифры, применяемые в обозначении ти пов редукторов.
Разбирая вопрос о сварочных горелках, необходимо отметить, что по способу подачи горючего они бывают двух типов: инжек торные и безынжекторные. Затем нужно подробно остановиться на устройстве узлов смешения газов в том и другом типе и рас смотреть конструктивные особенности их. Желательно было бы показать учащимся диафильм «Сварочные горелки и резаки» и еще раз кратко пояснить их устройство. Особо следует остано виться на обращении с горелками и указать на возможные непо ладки при их работе.
В заключение нужно рассказать учащимся о назначении и устройстве шлангов для кислорода, горючих газов и жидкостей. Нужно привести характеристику шлангов и рассказать о выборе их в зависимости от выполняемой работы.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Опишите устройство передвижных ацетиленовых генераторов низкого давления.
2.Как устроен водяной предохранительный затвор?
3.Опишите устройство баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных
газов.
4.В какие отличительные цвета окрашиваются различные баллоны?
5.Как определяется количество газа в баллоне?
6.В чем состоит принцип работы редукторов для сжатых газов?
7.Опишите устройство и работу инжекторных сварочных горелок.
8.Опишите основные неисправности и неполадки в работе сварочных горелок.
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 153—176 (1), стр. 70—116 (3).
4*
Т е м а 12
СВАРОЧНОЕ ПЛАМЯ
Целью этой темы является ознакомление учащихся со строе нием сварочного пламени, распределением температур в нем и ме таллургическими процессами, протекающими в сварочной ванне. От того, насколько хорошо учащиеся проработают материал этой темы, во многом будет зависеть качество усвоения вопросов тех нологии газовой сварки и резки металлов. Поэтому преподнести ее учащимся следует особенно доходчиво. При изучении материа ла встретится большое количество химических формул и реакций. Если у учащихся возникнут трудности в написании реакций, то нужно повторить им некоторые вопросы, которые они изучали в школе на уроках химии.
Тема эта небольшая, и разбивать ее на отдельные подтемы не следует.
Наглядные пособия
Плакат — Схемы сварочного пламени. Рис. 84 (1).
Плакат — Распределение температур в сварочном пламени.
Рис. 85 (1).
Таблица — Химический состав сварочного пламени. Табл. 16 (3).
План занятий
1.Образование сварочного пламени.
2.Строение сварочного пламени.
3.Распределение температур в пламени.
4. |
Металлургические процессы при газовой сварке. |
5. |
Производительность газовой сварки. |
Методические указания
В начале занятий надо напомнить учащимся, что для образо вания сварочного пламени необходимы горючие газы или жидко сти и кислород. Нужно назвать горючие газы, отметить, что наи большее применение получил ацетилен, и пояснить почему. После этого на доске следует привести химическую формулу ацетилена и написать реакции сгорания ацетилена в кислороде. Поясняя их, надо отметить, что сгорание ацетилена происходит в две фазы: за счет кислорода смеси и за счет кислорода окружающего воздуха. Для уравнивания коэффициентов можно обратиться к группе. Это даст возможность узнать, насколько хорошо учащиеся помнят во просы химии. Написанные реакции учащиеся должны запомнить.
Рассказывая о строении сварочного пламени, следует охарак теризовать каждую зону его и отметить, как в них распределяются температуры. Надо пояснить, какой зоной пламени рекомендуется
52
производить сварку, и пояснить почему. Затем необходимо подроб
но остановиться на видах сварочного |
пламени, |
отметить, при ка |
ких соотношениях смеси ацетилена и |
кислорода они получаются |
|
и каково их влияние на свариваемый |
металл. |
Нужно подробно |
рассказать о пламени, образующемся |
при применении газов — за |
менителей ацетилена, отметить температуру пламени, указать на со отношение смеси метан-кислородного и пропан-бутан-кислородного пламени. Кратко следует остановиться на керосино-кислородном пламени. В процессе рассказа нужно обращать внимание учащих ся на области применения того или иного пламени.
Только после того как учащиеся получили ясное представление о сварочном пламени и уяснили сущность реакций, протекающих в нем, можно перейти к вопросу о металлургических процессах при сварке. Здесь необходимо указать на особенности металлурги ческих процессов при газопламенной обработке металлов, написать на доске реакции окисления железа, марганца, кремния и других элементов, отметить влияние образующихся окислов на качество сварного шва и подробно остановиться на способах раскисления сварочной ванны. Реакции раскисления следует написать на доске,
иучащиеся должны их запомнить.
Вконце урока надо рассказать о производительности газовой сварки и сравнить ее с ручной электродуговой сваркой.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Напишите и поясните реакции сгорания ацетилена в кислороде.
2.Какова температура ацетилено-кислородного пламени?
3.Назовите виды сварочного пламени.
4.Назовите зоны ацетилено-кислородного сварочного пламени.
5 При каком соотношении смеси ацетилена и кислорода образуется нор мальное пламя?
6.Каковы особенности металлургических процессов при газопламенной обра ботке металлов?
7.Напишите реакции окисления и восстановления, происходящие в свароч ной ванне.
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 177—182 (1), стр. 117—126 (3).
Т е м а 13
ТЕХНОЛОГИЯ газовой сварки
К моменту изучения этой темы учащиеся уже ознакомлены с оборудованием и аппаратурой для газовой сварки, с материалами, применяемыми' при сварке, они уяснили процессы, происходящие в сварочном пламени, и получили представление о металлургиче ских процессах в сварочной ванне. Этих знаний вполне достаточно для понимания вопросов технологии сварки. Целью данной темы Является ознакомление учащихся с подготовкой и сборкой ме талла под сварку, техникой ведения процесса сварки во всех
53
пространственных положениях шва, а также с технологией сварки низкоуглеродистых сталей.
Весь материал темы рекомендуется разбить на две подтемы:
1.Подготовка и сборка металла под сварку.
2.Техника и технология газовой сварки низкоуглеродистых сталей.
Подтема
ПОДГОТОВКА И СБОРКА МЕТАЛЛА ПОД СВАРКУ
Наглядные пособия
Плакат — Сварные швы и соединения. Рис. 49 (3).
Плакат— Виды сварных швов в зависимости от положения их
в пространстве. Рис. 26 настоящего пособия. |
стыковых |
|
Таблица — Подготовка кромок при |
газовой сварке |
|
соединений. Табл. 10 (1). |
выполнения |
прихваток. |
Плакат — Схемы последовательности |
||
Рис. 27 настоящего пособия. |
|
|
Образцы подготовленных и собранных под сварку стыковых, угловых, тавровых и нахлесточпых соединений.
План занятий
1.Области применения газовой сварки.
2.Типы сварных соединений и швов.
3.Подготовка кромок под сварку.
4.Сборка и прихватка детален.
Методические указания
В начале занятий необходимо указать на преимущества и не достатки газовой сварки и увязать их с областями ее применения. Надо отметить, что при газовой сварке возможно очень точное регулирование вводимого в изделие тепла, в результате чего мож но уменьшить выгорание легко испаряющихся элементов (напри мер, цинка при сварке латуни), а также сваривать металлы весьма небольшой толщины. При этом желательно привести примеры при менения газовой сварки при изготовлении тонкостенных конструк ций из углеродистых сталей, из цветных металлов и сплавов, при ремонтной сварке чугунных изделий и т. д.
К недостаткам газовой сварки следует отнести сравнительно низкую производительность процесса, относительно высокую сто имость применяемых материалов, повышенную опасность в связи с использованием горючих газов и кислорода под высоким давле нием, а также чрезмерно большую зону нагрева основного метал ла. Надо пояснить, как влияют эти недостатки на эффективность процесса газовой сварки.
54
С типами сварных соединений и швов учащиеся уже ознако мились при изучении вопросов электродуговой сварки. Чтобы про верить, как учащиеся помнят этот материал, нужно задать группе несколько вопросов, связанных с классификацией сварных соеди-
Рис. 26. Виды сварных швов в зависимости от положения их в про странстве:
а — нижний, б — вертикальный; в — наклонный, г — горизонтальный, д — пото лочный
нений и швов. Ответы учащихся нужно дополнить особенностями, которые имеют место при газовой сварке. Надо отметить, что основным типом сварного соединения при газовой сварке является
стыковое. Угловые соединения применяются при сварке только не |
|||||||||||||||||
больших толщин, так как |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
при увеличении толщины |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
1 4 |
6 |
3 |
7 5 |
2 |
|||||||
резко ухудшается выпол |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
10 |
W |
|
|
|
|
||||||||
нение самой сварки, в свя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
зи |
с |
|
неравномерностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
прогрева кромок и значи |
|
|
в) |
|
|
|
0 |
|
|
||||||||
тельными |
короблениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
при сварке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
По |
плакату (рис. 26) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
нужно |
еще |
раз |
пояснить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
учащимся |
виды |
сварных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
швов |
в |
зависимости |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
положения их в простран |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
стве и указать на области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
применения |
каждого |
из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
них. |
Надо |
обратить |
вни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
мание на то, что швы мо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
гут |
накладываться |
как |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
слева направо, так и спра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ва налево. Более подроб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
но |
о |
способах |
газовой |
Рис. |
27. |
Последовательность |
|
выполнения |
|||||||||
сварки |
|
(правый и левый) |
|
|
|
|
прихваток: |
|
|
|
|
||||||
будет говориться в сле |
а — от |
центра |
листа, б — от |
краев листа, в — при |
|||||||||||||
дующей |
подтеме. |
вопроса |
|
|
|
сборке кольцевых швпв |
|
|
|
||||||||
При изучении |
о подготовке кромок |
под газовую свар |
ку необходимо увязать форму подготовки кромок, а также величи ну притупления с толщиной свариваемого металла. Особо следует отметить, что при газовой сварке угол разделки кромок делается больше, чем для электродуговой сварки, и пояснить почему. Изла гать материал нужно по рекомендуемой таблице.
55