Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направление сварки с направлением сварки отдельных участков. На этот вопрос надо обратить большее внимание.

По окончании изучения этой подтемы преподавателю полезно посетить занятия практического обучения и убедиться, насколько хорошо учащиеся усвоили учебный материал.

В конце изучения всей темы с целью закрепления пройденного

материала желательно показать учащимся

учебный диафильм

«Электросварка» и

учебный

кинофильм

«Газоэлектросварка».

В кинофильме надо

обратить

внимание на электросварку.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Опишите технику сварки стыковых и угловых швов.

2.Каковы особенности техники сварки вертикальных, горизонтальных и по­

толочных швов?

3. В чем состоит сущность обратноступенчатого метода сварки?

Д о м а ш н е е з а д а и и е Стр. 132—140 (1), стр. 113—122 (2).

Т е м а 11

МАТЕРИАЛЫ И АППАРАТУРА ДЛЯ ГАЗОВОЙ СВАРКИ И РЕЗКИ

Приступая к изучению этой темы, учащиеся еще не начали практических занятий по газовой сварке, а поэтому при подготов­ ке к занятиям надо учитывать, что все сведения по газопламен­ ной обработке металлов учащиеся получают впервые. Цель ее со­ стоит в том, чтобы ознакомить учащихся с материалами и аппа­ ратурой, применяемыми при газовой сварке и резке.

Исходя из этого, всю тему целесообразно разбить на две под­ темы:

1.Материалы, применяемые при газовой сварке и резке.

2.Аппаратура для газовой сварки и резки.

Подтема

МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ГАЗОВОЙ СВАРКЕ И РЕЗКЕ

Наглядные пособия

Таблица — Состав атмосферного воздуха. Табл. 2 настоящего пособия.

Таблица — Горючие газы для сварки и резки. Табл. 7 (1). Таблица — Выход ацетилена из 1 кг карбида кальция. Табл. 3

настоящего пособия.

План занятий

1.Кислород, его свойства и получение.

2.Горючие газы и жидкости.

47


0,0000036
0,046
Криптон К г ...................
Ксенон Х е........................
Водород Н о ...................
Углекислый газ С02 . .
0,0005
0,0001
Кислород О о ................
Аргон А г ................... .
Неон N e .......................
Гелий Н е .......................
78,03
20,93
0,9325
0,0018
75,66
23,13
1,2862
0,0012
0,00007
0,0003
0,000009 0,00004
0,00005
0,03
Азот No...........................
по объему
по весу
Наименование газа
Состав* %
Состав атмосферного воздуха
Т а б л и ц а 2

3.Карбид кальция.

4.Флюсы для газовой сварки.

5.Сварочная проволока.

Методические указания

С кислородом учащиеся уже частично ознакомлены в школе при изучении предмета «Химия», а поэтому изучение его не пред­ ставит больших трудностей. Следует кратко повторить его свойст­ ва, напомнить химический знак, отметить, что сам кислород не го­ рит, а только поддерживает горение, и особо подчеркнуть, что

масло при соединении с кислородом самовос­ пламеняется. Пользу­ ясь табл. 2, надо на­ помнить учащимся со­ став атмосферного воз­ духа, сказать, что это механическая смесь га­ зов, и кратко остано­ виться на производстве кислорода из воздуха.

После этого нужно изложить требования ГОСТ к техническому кислороду, сказать, ка­ ких сортов он выпуска­ ется и какое влияние

на свойства кислорода оказывают примеси.

Вопрос о горючих газах и жидкостях удобнее всего изучать по рекомендуемой таблице. Излагать материал нужно в следующей последовательности: назвать горючие газы и жидкости, написать на доске их химические знаки, отметить температуру пламени при

сгорании их в кислороде, указать

 

 

 

 

на теплотворную

способность

и

 

 

Таблица 3

примерные

области

применения

 

 

Выход ацетилена из

1 кг

карбида

каждого из них.

Более

подробно

следует остановиться на ацетиле­

кальция различной грануляции

не и на газах-заменителях, в част­

Размеры

Условное

Выход ацетиле­

ности на пропано-бутановых сме­

обозна че-

 

на, А

кусков,

ние раз-

 

 

сях.

О производстве

ацетилена

мм

меров

1-й сорт 2-й сорт

будет рассказано ниже, после оз­

 

 

 

 

 

 

накомления учащихся с карбидом

2—8

2/8

255

235

кальция.

 

 

 

 

 

8—15

8/15

265

245

Рассказывая о карбиде каль­

15—25

15/25

275

255

ция,

нужно описать его внешний

25—80

25/80

285

265

вид,

цвет и

запах,

рассказать

о

Смешан­

 

275

215

ных раз­

 

 

 

грануляции, написать на доске

 

 

 

меров

 

 

 

химическую

формулу

карбида

 

 

 

 

48


кальция, а также реакцию разложения его в воде. Надо указать на материальный баланс реакции и особо остановиться на выходе ацетилена в зависимости от сорта и грануляции карбида кальция

(табл. 3).

Следует также изложить требования ГОСТ к упаковке, транс­ портировке и хранению карбида кальция. Надо рассказать о пра­ вилах раскупорки барабанов с карбидом кальция. О производстве его можно сказать очень кратко.

О флюсах для газовой сварки нужно дать только общее пред­ ставление. Надо указать на их назначение и отметить, что они применяются в основном при сварке высоколегированных сталей, чугуна и цветных металлов. С марками и составами флюсов уча­ щиеся будут ознакомлены в дальнейшем при изучении соответст­ вующих тем.

Со сварочной проволокой учащиеся уже были ознакомлены при изучении электродов для дуговой сварки, а поэтому можно огра­ ничиться только повторением. Чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся помнят этот материал, надо задать группе ряд вопросов по маркам проволоки, их химическому составу, по назначению той или иной марки. Можно предложить учащимся расшифровать мар­ кировку отдельных марок проволок и т.'д. Вопросы, которые уча­ щиеся несколько забыли, следует изложить подробнее.

В заключение следует ознакомить учащихся с чугунными и бронзовыми присадочными прутками. Надо указать на их назна­ чение и кратко пояснить способ изготовления.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Опишите основные свойства кислорода.

2.Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?

3. Назовите горючие газы и жидкости, применяемые при газовой сварке

ирезке.

4.Напишите реакцию разложения карбида кальция в воде.

5.Для чего применяются флюсы при газовой сварке металлов?

6.Назовите наиболее распространенные марки сварочной проволоки, приме­ няемой при газовой сварке металлов.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 146—153 (1), стр. 56—69 (3).

Подтема

АППАРАТУРА ДЛЯ ГАЗОВОЙ СВАРКИ И РЕЗКИ

Наглядные пособия

 

 

 

Плакат — Схемы ацетиленовых генераторов. Рис.

72

(I).

Плакат — Ацетиленовый

генератор

низкого

 

давления..

Рис. 73 (1).

генератор

среднего

давления

Плакат — Ацетиленовый

Рис. 74 (1).

 

 

75

(1).

Плакат — Водяной затвор низкого давления. Рис.

4 Заказ 205

49



Плакат— Водяной затвор среднего давления. Рис. 76 (1). Плакат— Баллоны для сжатых газов. Рис. 25 (3).

Плакат — Схема устройства

и работы

редуктора. Рис.

 

78 (1).

Плакат — Внешний вид и

разрез

инжекторных

горелок.

Рис. 81 (1).

 

баллоне газ»,

1

часть,

Учебный кинофильм — «Осторожно — в

1968 г.

 

 

 

г.

Диафильм — «Ацетиленовые генераторы», 1 часть, 1963

Диафильм — «Сварочные горелки и резаки», 1 часть,

 

1963 г.

План занятий

1.Ацетиленовые генераторы и водяные предохранительные за­ творы.

2.Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов.

3.Запорные вентили.

4.Редукторы для сжатых газов.

5.Сварочные горелки.

6.Шланги для кислорода, горючих газов и жидкостей.

Методические указания

Материал этой подтемы достаточно велик. Он охватывает всю аппаратуру для газовой сварки и резки, и поэтому к проведению занятий нужно хорошо подготовиться. Особое внимание нужно об­ ратить на подготовку плакатов и обязательно пользоваться ими по ходу урока.

Рассматривая устройство и принцип действия ацетиленовых ге­ нераторов, нужно привести классификацию их по ГОСТ 5190—67. Классифицировать их надо по производительности, по способу устройства и по системе взаимодействия карбида кальция с водой. На системах взаимодействия карбида кальция с водой нужно оста­ новиться более подробно. Каждую из систем генераторов следует рассмотреть по плакату, подробно разобрать принцип ее действия и указать на области применения.

Рассказывая об обслуживании ацетиленовых генераторов, не­ обходимо пояснить учащимся, как производится очистка генера­ тора от известкового ила, заполнение его водой, загрузка карбида кальция в реторты, продувка генератора и отбор газа через горел­ ку. Особо следует остановиться на устройстве и обслуживании водяных и сухих предохранительных затворов. После этого жела­ тельно было бы показать учащимся диафильм «Ацетиленовые ге­ нераторы» и еще раз кратко пояснить их устройство. Для поясне­ ния отдельных кадров диафильма рекомендуется привлекать уча­ щихся.

Затем нужно рассказать об устройстве кислородного, ацетиле­ нового и пропано-бутанового баллона. При этом надо рассказать о наружном и внутреннем устройстве, о давлении газов, об осо­ бенностях устройства запорных вентилей у баллонов для различ­

50