Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

навыки творческого мышления приобретают универ­ сальный характер.

Но формирование таких навыков осуществимо лишь в том случае, если развитие творческих способностей

человека становится специальной заботой обучения и

воспитания. Не случайно Коммунистическая партия и

Советское правительство придают большое значение

внедрению новейших средств обучения и повышения

эффективности учебно-воспитательного процесса.

История педагогики (в том числе педагогики и пси­

хологии взрослых) знает много примеров использова­ ния эффекта коллективного взаимодействия обучаю­

щихся для оптимального усвоения учебного мате­

риала. Однако эти методы находили прежде ограни­

ченное применение. Впрочем, задачи промышленности

на ранних этапах ее развития объективно не нужда­ лись в такого рода учебных приемах.

Долгое время господствовал взгляд на обучение взрослых, а тем более игровыми методами, как на нечто несвойственное, противоречащее природе челове­

ческого интеллекта. И только Октябрьская социалисти­

ческая революция доказала принципиальную возмож­

ность обучения взрослых, сломав традиционную систе­

му образования, сводимую к получению знаний лишь

в школьные и юношеские годы. Человек

способен

к обучению в любом возрасте, но

иными средствами.

Судя по литературе, у нас, к

сожалению,

нередко

воспринимают методы анализа конкретных

ситуаций

(деловые и управленческие игры) как открытия амери­

канского менеджмента. Между тем «конкретный ана­

лиз конкретной ситуации» — одно из важнейших тре­ бований революционного мышления — был сформули­

рован В. И. Лениным и постоянно применялся в прак­

тике строительства социализма. Историками советской науки и техники собран убедительный материал, дока­ зывающий, что родина деловых ситуационных игр — Советский Союз.

Впервые этот метод был разработан в СССР в три­

дцатых годах и с успехом применялся в некоторых

вузах и на предприятиях. Вычислительная и органи­

зационная техника того времени уже создала возмож­

ность имитации процессов управления. Этому, в част­ ности, немало способствовало развитие диспетчерской

— 134 —


техники, которая начала распространяться в те годы на предприятиях страны. Средства диспетчерской свя­ зи, специальные оргприспособления, расчетные при­ боры диспетчерских бюро в сочетании со счетно-пер­

форационными и счетно-клавишными машинами стали

технической базой первых деловых игр.

Приводим краткое описание одной из первых и наи­

более интересных деловых советских игр на тему:

«Срочная, в 48 ч., перестройка производства в связи

с резким изменением производственной программы».

Деловая игра этого типа была разработана Ленин­

градской промышленной академией имени С. Μ. Ки­ рова для тренировки студентов вузов и руководящего

фабрично-заводского персонала. Она проводилась на

ленинградской фабрике «Красный ткач» в 1936 году

в выходные дни.

Игра началась с назначения участников тренировки на должности в условной фабрике № 8 (аналогичной «Красному ткачу») — главного диспетчера (он же за­ ведующий производством) и начальников основных це­ хов — подготовительного, аппаратно-прядильного и ткацкого. Эти руководители заняли четыре отдельных диспетчерских помещения. Здесь на специальных при­ способлениях было отражено состояние производ­ ства — заправка оборудования в цехе на сегодня, не­

выходы рабочих, простои оборудования и все осталь­

ное, что начальники цехов могли бы узнать, обойдя

свои производственные участки.

В пятом помещении разместился командный пункт

производства игрой, состоящий из руководителя, кон­

сультантов, двух посредников и стенографистки. И тут также на оргприспособлениях были подготовлены ма­ териалы, показывающие обстановку в цехах фабрики

8.

Каждый из участников игры, принимая должность,

знакомился с исходными данными по своему цеху на

сегодня и планом всего производства, уточнял, запра­

шивал и получал, если требовалось, у своих подчинен­ ных (через коммутатор руководства игрой) или из от­

делов фабричного управления дополнительные дан­ ные, которые считал нужными, и т. д.

Рабочий день закончился диспетчерским совещани­ ем. Начальники цехов доложили о недочетах и внесли

— 135 —


организационные предложения. Те из них, которые вы­ ходили за пределы компетенции цеха, рассматрива­

лись главным диспетчером и были либо приняты, либо

отклонены.

Во второй и третий дни игры шла обычная теку­

щая работа. Руководство предложило примеры непола­ док, характерных для соответствующих цехов. Вводи­

лись и неожиданные ситуации, требующие углублен­ ного анализа и срочных распоряжений. Играющие, по­

ставленные в напряженную (но не выходящую из обыч­

ных рамок) обстановку, выполняли то, что делали бы

в действительности.

Результаты распоряжений, сказывающиеся на про­ изводственных показателях, подсчитывались руковод­ ством на спецприспособлеииях и клавишных счетных машинах по ходу работы и в конце каждого рабочего

дня '. Полученные итоговые данные выводились на

имитаторы играющих и становились основой для сле­

дующего дня игры.

В конце третьего дня был передан неожиданный приказ о резком изменении программы. Взамен выпу­ ска большого числа разных тканей в основном должна

была выпускаться лишь одна из них

(в количестве

85% всего планового выпуска).

Предлагалось

немед­

ленно составить

оперативный

план

перестройки

и доложить его

через час на

диспетчерском

сове­

щании.

Следующий день был заполнен напряженной мас­

совой перестройкой на новую программу, сочетаю­

щуюся с текущей работой.

Оперативный персонал провел ряд удачных меро­

приятий. Однако выявились и недостатки. Например, отдельные начальники цехов забыли отменить некото­ рые работы, ненужные при новой программе, а также

не учли производственной специфики некоторых

участков. О последствиях своих ошибок участники

игры узнали из информации, передаваемой по теле­

фону от имени мастеров и бригадиров.

План производства в тот день не был выполнен.

1 Расчетные схемы, принятые для вычислений, явились, по существу, прототипом математической модели игры в современ­ ном понимании.


Напряженная работа по перестройке продолжалась

дальше — в пятый и шестой день игры. И несмотря на упущения и усложненную обстановку, созданную ава­

риями, все цеха справились с заданием.

В заключение состоялся разбор игры. Он прошел активно, обсуждались и недостатки, и удачные реше­

ния. Участники игры, занимавшие по ее условиям бо­ лее ответственные должности, чем это было в действи­

тельности, дали высокую оценку деловой игре как сред­

ству расширения своего организаторского кругозора. В частности, было отмечено : работа, которую

пришлось вести начальникам цехов и главному, дис­

петчеру, аналогична действительной; некоторые услов­

ности в игре вполне допустимы и не исключают содер­

жания и методов работы оперативного персонала; игра вызвала у всех участников огромный интерес (време­ нами они даже забывали, что это игра); подобные

игры, несомненно, полезны для проведения их с учеб­

ной целью в вузах и на предприятиях для повышения

квалификации руководящих кадров.

Управленческие игры тематически и организацион­ но исключительно разнообразны. В СССР до войны помимо игры на срочную перестройку производства

проводились игры : диспетчерского типа — по органи­

зации и методам работы диспетчерских служб (напри­

мер, на заводе имени Менжинского и др.) ; пусковые — например, в Ленинградском инженерно-экономическом институте на пуск сборочного цеха Лиговского завода

пишущих машин ОК; проектировочные — на обра­

ботку в процессе игры рабочей проектной документа­

ции по организации управления (завод «Пневматика»,

разработка диспетчерской системы) ; аварийные — на

быструю ликвидацию последствий возможной аварии

(например, аварии на электростанциях в МОСЭНЕРГО

и др.).

C учетом отраслевых особенностей, видов производ­

ства, конкретного назначения, масштабных характери­

стик и структуры игровых коллективов можно счи­

тать, что в советской довоенной практике было выяв­

лено не менее 15—20 характерных вариантов деловых игр. Великая Отечественная война помешала дальней­

шему развитию советских деловых игр. После войны метод этот у нас был почти забыт и заново „открыт”

6 Зак. № 425

—137 —


вСША в 1956 году — спустя 20 лет после применения

вСоветском Союзе.

ВСША, Англии, Франции, ФРГ и других странах

проведено множество игр разных типов, различной

производственной и экономической тематики. Количе­

ство отраслевых и методических типовариантов зару­

бежных деловых игр превысило 100. В том числе раз­ работаны специальные отраслевые игры — для элект­

ротехнической її золотодобывающей промышленности,

строительного производства и др.

Программы занятий курсов по повышению квали­ фикации руководящего персонала передовых фирм обычно включают одну или несколько деловых игр.

Взарубежных странах деловые игры в последнее

десятилетие широко применяются также и высшими

учебными заведениями в учебных процессах, с тем чтобы студенты могли получить опыт в управлении предприятиями еще в стенах высшей школы. Во мно­

гих вузах деловые игры стали признанным и ведущим методом обучения управлению, которому в учебных

планах уделяется немало времени.

Первое условие эффективности любого вида обуче­ ния заключается в том, чтобы учебный процесс был

сосредоточен на слушателях и обращен непосредствен­

но к их познавательным способностям. Только в этом

случае можно вызвать у них стремление к усвоению

учебного материала и овладеть их вниманием. C этой точки зрения ситуационно-ролевые методы обучения

имеют то несомненное преимущество, что они непо­ средственно привлекают обучающегося к личному уча­ стию в решении изучаемой проблемы, способствуя

самопроизвольному запоминанию сообщаемых в это

время сведений.

Однако обучение ни в коем случае не может быть сведено к одной только простой передаче уже готовых

знаний в виде фактов или теоретических построений,

которые пассивно воспринимаются слушателем. Дело не только в том, что из-за избирательности человече­ ского внимания обучающийся воспринимает преподно­ симую ему информацию с той или иной степенью иска­ жения. Важно, чтобы получаемые знания были как бы

заново открыты обучающимся. Именно в этом заклю­ чен секрет возможности переноса усвоенного мате­

138 —