Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эту оценку в глазах товарищей по труду и в собствен­

ном самосознании. Правильно развитое понимание

профессиональной чести, гордости за свой труд служит

моральным стимулом в работе. Честолюбие в благо­

приятном смысле не противостоит принципу коллекти­

визма. Этот мотив поведения коммунистически нрав­

ственной личности предполагает удовлетворенность работой и сознание своего достоинства. Честолюбие со­ ветского человека не имеет ничего общего со спесью, чванством, ложно понятой амбицией. Именно об этом

говорил Ф. Э. Дзержинский, отмечая, что «у каждого должна быть амбиция, известное честолюбие, каждый

имеет имя и лицо» Ч

Потребность смысла жизни тесно связана со стрем­

лением человека к личной определенности, упорядочен­ ности знаний об окружающем мире и самом себе,

а также своем месте в социальной структуре общества,

что в конечном итоге обеспечивает цельность его лич­ ности, единство сознания и деятельности. Именно это

свойство человека, обусловливающее его цельность и последовательность, имели в виду классики марксиз­

ма-ленинизма, когда писали о развитии самосознания

пролетарских масс, формировании классового чутья,

о необходимости осознания пролетариатом своей исто­

рической роли. Каждая страница «Манифеста Ком­

мунистической партии» направлена на пробуждение у

рабочего-борца чувства личной определенности, на осо­

знание себя как частицы самого прогрессивного класса

общества, имеющего ясные жизненные цели.

В условиях мирного созидательного труда фактор личной определенности не утрачивает своего значения.

Человеку для осознания своей неповторимости, только

ему свойственных качеств необходима возможность

сравнивать свои достижения с аналогичными дости­

жениями других людей — так называемая соревнова­ тельная деятельность. Как психологическое явление,

соревнование может возникать при самых различных экономических формах совместной деятельности лю­

дей, но общественная природа его зависит от социаль­

ных отношений, присущих данному обществу: в капи-

1 Ф. Э. Д з е р ж и н с к и й. Избранные произведения, т. 2. Μ., Политиздат, 1967, стр. 377.


талистическом обществе оно носит характер конкурент­

ной борьбы, где каждый участник преследует своеко­

рыстные цели, в социалистическом обществе — это форма взаимного стимулирования активности людей,

имеющая общую для всех участников задачу — повы­

шение благосостояния всего общества.

В то же время социалистическое соревнование спо­ собствует развитию личной инициативы и удовлетво­ рению потребности людей в самовыражении. Показа­ тельно, что при социализме человек, борясь, напри­

мер, за звание «лучший рабочий по профессии» или

«мастер золотые руки», получает признание не только своих профессиональных достоинств, но также и дру­ гих общественно ценных качеств, характеризующих

его как личность. «Соревнование на всех этапах социа­

листического и коммунистического строительства, — отмечается в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем

улучшении организации социалистического соревнова­

ния»,— было и остается могучим средством развития

творческой инициативы масс, формирования социали­

стического коллективизма. Оно всегда служило эффек­ тивным методом подъема производительных сил, со­

вершенствования производственных отношений, воспи­ тания трудящихся, привлечения их к управлению про­

изводством».

Общественная деятельность в рамках социалистиче­

ского соревнования способствует пониманию того, что

непременным условием удовлетворения потребности смысла жизни является труд как решающая форма

самоутверждения человека в мире. Возможность удов­

летворять свои потребности без затраты каких-либо уси­

лий ведет к деградации человеческой личности в связи

с распадом именно системы потребностей, являющейся

источником активности человека. Осознание этой взаи­

мозависимости и свободный выбор генеральной линии

поведения формируют психологическую готовность к труду, придают его усилиям высокий жизненный смысл. При таких условиях для каждого человека строительство коммунистического общества перера­ стает в насущную потребность трудиться по способно­

стям.

Мотивы трудовой деятельности человека полностью опосредованы характером общественных отношений.


В. И. Ленин указывал, что капиталистическая органи­ зация труда держится на дисциплине голода, социа­ листическая — прежде всего «на свободной и созна­

тельной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»

Капиталистическому производству чужды проявле­

ния таких гражданских мотивов трудовой деятельно­

сти, как труд на благо всего общества, бескорыстное стремление реализовать свои способности. Вместе с тем

»буржуазная социология уделяет много внимания изу­

чению личных мотивов деятельности, проблеме моти­

вации труда рабочих, служащих, инженеров и ученых.

Один из крупнейших деятелей промышленности США

Дж. Доути пишет: «Единственное заметное различие между процветающеії и отстающей фирмами сводится

к более совершенной мотивации работников. Неудиви­ тельно, что мотивация составляет основную тему всех совещаний и встреч кадровиков. Это — центральный

вопрос курса, изучающего отношения между людьми,

который читается в управленческих школах и на се­

минарах по управлению».

Теоретической основой буржуазных методов моти­

вации явились работы Абрахама Маслоу и Фредерика

Герцберга, известных специалистов в области инду­

стриальной психологии. Их труды являются своеобраз­

ной библией для прикладных исследований и практи­

ческих рекомендаций. Согласно подходу А. Маслоу,

человек — животное, которое чего-то «желает», но ко­

торому не свойственно постоянно хотеть одного и того

же. Это, так сказать, теоретическое объяснение причин той часто встречающейся ситуации, которая сформули­

рована в циничной жалобе современного капиталиста

на своих рабочих: «Это же сборище неблагодарных

скотов. Я дал им все: хорошую зарплату, длительные отпуска, кондиционированный воздух в цехе. И вот приходит профсоюзный деятель и заявляет мне, что

большинство из них поддерживает не меня, а проф­ союз».

По Маслоу, потребности возрастают по мере их

удовлетворения, а удовлетворенная потребность пере­

стает быть мотиватором трудовой активности человека ;

1 В. И. Лени и. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 14.

— 39 —


напротив, в случае недостижимости желаемого инди­

вид снижает уровейь своих притязаний, концентрируя

усилия на удовлетворении более элементарной потреб­

ности. «Если нет хлеба, человек живет только ради хле­

ба» — вот ключ к манипулированию поведением ра­

ботника. Другими словами, Маслоу рекомендует сдер­ живать процесс развития потребностей, пока они не

достигли уровня осознания человеком себя κaιi свобод­ ной личности.

Ф. Герцберг заостряет внимание не столько на про­ блеме удовлетворения потребностей, сколько на фак­

торах неудовлетворенности трудом с точки зрения его содержания. Неудовлетворенность, по мнению Герцберга, возникает тогда, когда что-то в содержании

труда не соответствует пёрвоначальным ожиданиям че­

ловека. Поэтому нужно делать ставку на чувства че­ ловека, управлять его положительными эмоциями.

«Радостный и бодрый человек не может быть недо­

вольным, если даже у него есть объективные причины

быть таковым». .Тем самым Герцберг делает шаг

вперед по сравнению с бездуховной и биологиза-

торской концепцией Маслоу. Вместе с тем, будучи психологически более утонченной, эта теория может

служить источником

необоснованных

иллюзий

у трудящихся относительно сотрудничества

труда и

капитала.

Эти буржуазные концепции являются по существу

теоретическим обоснованием не мотивации, а капита­

листической стимуляции труда.

Говоря об организации трудовой деятельности при социализме, следует разграничивать понятия мотива и стимула. Мотив — это внутренняя, осознанная потреб­

ность в труде как таковом; стимул — внешнее побуж­ дение, основанное на регулировании различных усло­

вий и факторов деятельности. Б то же время суще­

ствует определенная взаимосвязь между стимулами и

мотивами. Например, премия как вид материального

стимулирования может вызывать у разных людей не­ одинаковые мотивы к труду. Один может рассматри­ вать материальное поощрение в узко утилитарном смысле, другой — как свидетельство признания его

трудовых достижений. Следовательно, между стиму­

лом и мотивом нет прямой связи: между ними лежит

— 40 —


та личностная категория, которую мы определили как

понимание человеком смысла своей жизни.

Чтобы правильно понять мотивы к труду, человека

нельзя рассматривать как изолированного носителя

индивидуальных потребностей. Опросы показывают, что даже удовлетворяя элементарные материальные

потребности, люди ориентируются на общественное

мнение. Кроме того, в нашей стране приобретают

огромное мотивирующее действие стимулы внеэконо­ мического поощрения, обусловленные стремлением лю­

дей к тому, чтобы их достижения признали трудовой

коллектив и все социалистическое общество.

2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И МАЛЫХ ГРУПП НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Общая цель управления — неуклонное развитие об­

щества — достигается посредством соответствующей

социально-правовой организации руководства людьми в рамках больших и малых социальных групп, взаи­ мосвязанных всевозможными государственными и об­ щественно-политическими учреждениями.

Большие группы — это классы, нации, народ­

ности, коллективы предприятий и учреждений (по­ следние именуют также социальными общностями).

В больших группах взаимоотношения людей безличны,

так как непосредственное личное общение каждого

с каждым практически невозможно. Большие группы

состоят из малых, их взаимосвязь образует социальную структуру общества.

Малые группы — это немногочисленные по со­

ставу группы, в которых люди общаются непосред­ ственно, живут и трудятся; каждой из таких групп

присуща тончайшая система межличностных социаль­

ных и, что особенно важно, эмоциональных связей.

Малые группы в том или ином проявлении сопро­

вождают человека всю жизнь. Это — семья, которая

прививает ребенку первичные социальные качества.

Это — друзья, общение с которыми открывает радость сопереживания и единомыслия. Это, наконец, това­

рищи по учебе, труду и общественной деятельности,

помогающие осознать высокий смысл коллективизма.

— 41 —