Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
при повышении удельного веса платы за фонды в составе прибы ли до 80% (второй вариант примера) сокращение производствен ных фондов тоже 10% приводит к увеличению расчетной прибыли
на 40%• Но это уже другая крайность.
Аналогичные несоответствия наблюдаются при перевыполне нии или недовыполнении плана по общей сумме прибыли без из менения наличия производственных фондов.
Как показано в примере, перевыполнение плана прибыли на 10% обеспечивает рост расчетной прибыли и соответственно рас четной рентабельности в первом варианте на 10,2%, а во втором на 50%. Все это указывает на то, что должна быть найдена ка кая-то оптимальная норма платы за фонды.
При изменении уровня общей рентабельности будет изменять ся и оптимальный размер платы за фонды. Между показателями общей и расчетной рентабельности, суммой изменения платы за производственные фонды в результате их увеличения или сокра щения, а также вытекающим из этого процентом изменения рас четной прибыли, принимаемой для исчисления фондов эконо мического стимулирования, существует определенная взаимо связь.
Оптимальное стимулирующее воздействие плата за фонды по казывает на эффективность использования последних в случае, если с увеличением (уменьшением) размера производственных фондов Р на т процентов расчетная прибыль Яр, наоборот, умень шается или увеличивается тоже на т процентов.
Расчетная прибыль определяется по формуле
|
(Р — п)Ф |
( 10) |
|
100 |
|
|
|
|
где п |
— норма платы за фонды, %; |
|
Р |
— общая рентабельность, %; |
|
Ф |
— сумма производственных фондов. |
|
Требуется решить задачу, при каком значении платы за фон ды увеличение (уменьшение) суммы производственных фондов на т процентов приведет к уменьшению (увеличению) расчетной прибыли также на т процентов, т. е.:
P — n rU П т |
Р — П / 1 |
ч . |
|
юо |
юо |
юо v |
' |
После соответствующих преобразований получим:
2 п => Р , п — ~ ■
Таким образом, наиболее благоприятной, с точки зрения сти мулирования эффективного использования производственных фон дов, является норма платы, равная 50% общей рентабельности. Но учитывая, что для упрощения расчетов не были приняты во
юз
внимание проценты за банковский кредит (которые для данного случая следует приравнять к плате за фонды), а также то, что значительная часть предприятий имеет более низкую рентабель ность по сравнению со среднеотраслевой, а по высокорентабель ным предприятиям часть прибыли изымается в бюджет в порядке фиксированных платежей, норму платы за фонды следует уста новить несколько ниже, чем на 7г среднеотраслевого нормативно
го процента общей рентабельности.
Проведенный анализ соотношения общей рентабельности и нормы платы за фонды позволяет решить вопрос о наиболее целе сообразном уровне этих показателей на автомобильном транспор те Казахстана.
Очевидно, сумма прибыли в целом по отрасли должна по мень шей мере, покрывать все ее нормативные плановые расходы и, кроме того, примерно на такую же сумму плату за фонды и про центы за кредит (с тем чтобы около 50% накоплений составляли платежи за фонды и кредит, а остальная сумма, образующая расчетную прибыль, оставалась в распоряжении предприятия).
Так как оптимальная ставка платы за фонды вместе с процен тами за банковский кредит в процентах к стоимости платных про изводственных фондов t i \ приближается к ’/2 значения общей рен табельности
п -f- t i \ -*■ , а Р — Pp4-/i + #1}
то платежи за фонды и кредит в совокупности должны быть при мерно равными уровню расчетной рентабельности Рр:
пп х ~ Рр .
Отдельно плата за фонды составит:
И ^ Рр — П у .
Следовательно, для обоснования уровня платы за фонды не обходимо исходить из оптимального отраслевого процента расчет ной рентабельности. Распределение прибыли по автотранспорт ным предприятиям Министерства автомобильного транспорта Ка захской ССР приведено в табл. 23.
Расходы из прибыли возрастают несколько опережающими против производственных фондов темпами. Это наряду с абсолют
ным ростом расходов |
объясняется |
значительным увеличением |
в первые годы работы |
предприятий |
по льготируемым (освобож |
даемых от платы) основным фондам, созданным за счет центра лизованных источников, и отставанием в связи с этим прироста платных фондов.
Расчеты показывают, что в последующем с истечением срока освобождения от платы имеющихся на конец 1972 г. льготируе мых основных фондов, сложится практически одинаковый темн роста как общих, так и платных производственных фондов. В ре-
104
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П л а н |
|
П р о е к т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1908 г. |
1909 г. |
1972 г. |
п а |
1975 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Расходы, финансируемые за счет при |
|
|
|
|
|
||||||
были предприятий: |
|
экономического |
|
|
|
|
|
||||
отчисления в фонды |
32708 |
38480 |
42486 |
45200 |
|||||||
стимулирования |
................................. |
министерства |
|||||||||
отчисления |
в резерв |
1049 |
13! |
213 |
|
1500 |
|||||
для оказания финансовой помощи . |
|
||||||||||
убытки |
...................................................на содержание |
пионерских |
1277 |
129J |
1434 |
|
1400 |
||||
расходы |
|
|
|
|
|
||||||
лагерей |
и |
культурно-оздоровитель |
250 |
278 |
13 |
|
450 |
||||
ных учреждений .................................. |
|
|
|
|
|||||||
расходы по выплате водителям 75% |
|
|
|
|
|
||||||
их ореднего заработка взамен ко |
5975 |
5910 |
4320 |
|
7С00 |
||||||
мандировочных |
.................................централизованых |
|
|||||||||
финансирование |
0484 |
6154 |
17903 |
19000 |
|||||||
капитальных |
вложений |
. . . |
. |
||||||||
прочие |
р асх о д ы .............................. |
|
|
|
200 |
200 |
— |
|
300 |
||
|
|
|
И т о г о . |
|
|
47943 |
52452 |
66369 |
74850 |
||
Среднегодовая |
стоимость |
платных |
372362 |
389812 |
495000 |
554444 |
|||||
производственных |
фондов |
. . . |
. |
||||||||
)Минимальный |
уровень |
расчетной |
рен |
|
|
|
|
|
|||
табельности |
к стоимости |
платных |
фон- |
12,7 |
13,2 |
13,4 |
13,5 |
||||
д о в .................................................................. |
|
|
|
|
|
|
зультате удельный вес платных фондов стабилизируется на уров
не 92%.
С учетом изложенного при действующем порядке финансиро вания расходов автотранспортных предприятий за счет получен ной прибыли можно принять, что эти расходы на ближайшую перспективу в относительных размерах сохранятся на уровне пла нов 1970—1975 гг., т. е. 13,5 коп. на каждый рубль платных про изводственных фондов. Таким образом, средний уровень расчет ной рентабельности в целом по автомобильному транспорту рес публики целесообразно установить в размере 13,5% к стоимости производственных фондов.
Учитывая, что сумма процентов за кредит составляет к стои мости платных производственных фондов около 2%, отраслевую норму платы за фонды следует установить в размере 12% (округ ленно). Оптимальный уровень общей рентабельности в этом слу чае составит (с учетом удельного веса платных фондов) 25,3% [1(13,5% + 12% +2% ) X0,92].
Такой уровень рентабельности обеспечивает хозрасчетную дея тельность отрасли и создание условий для максимального' стиму лирующего воздействия на использование основных производ ственных фондов и оборотных средств платы за фонды и процен
105
тов за кредит. Чтобы не допустить значительного снижения доли прибыли, направляемой на взносы за фонды и уплату процентов за банковский кредит в составе ее общей суммы, целесообразно периодически пересматривать тарифы на автомобильные перевоз ки, понижая этим рентабельность до расчетного значения.
Обоснованный размер платы за фонды является среднеотрас левым. Однако, как видно из данных табл. 24, уровень рентабель ности по отдельным предприятиям колеблется в очень значитель ных пределах.
>Х
А в т о т р а н с |
т в < |
я т р |
|
с |
и |
||
п о р т н ы е |
|||
ило ч е |
дерп р |
||
п р е д п р и я т и я |
|||
|
|
||
|
К п |
Грузовые . |
302 |
|
Автобусные |
60 |
|
Таксомотор |
19 |
|
ные . . |
i |
|
И т о г о |
|
381 |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
24 |
|
|
|
В т о м ч и с л е п о у р о в н ю р е н т а б е л ь н о с т и |
|
|
||||
|
|
|
20то 30%од |
то30 40%од |
то40 50%од |
1 |
60то 70%од |
70% обил е е |
н |
О В* |
S§ |
то50 60%од |
|||||
3? |
3? |
с\ |
|
|
|
|
|
|
ю2 |
2 ° |
|
|
|
|
|
|
|
О |
н о |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
96 |
53 |
58 |
39 |
21 |
18 |
5 |
5 |
1 |
7 |
8 |
13 |
8 |
8 |
6 |
3 |
6 |
4- |
2 |
5 |
3 |
1 |
3 |
— |
1 |
— |
12 |
105 |
66 |
84 |
48 |
32 |
24 |
9 |
11 |
Если проанализировать причины таких больших колебаний в уровне рентабельности по автотранспортным предприятиям, то оказывается, что на величину рентабельности решающее влияние оказывает тип подвижного состава, структура основных производ ственных фондов, а также ряд других факторов объективного ха рактера. Так, с увеличением средней грузоподъемности автомо билей, а также с ростом активной части основных фондов в их общей сумме повышается и рентабельность автотранспортных предприятий.
Корреляционный анализ позволил установить, что с увеличе нием средней грузоподъемности автомобилей на 20% рентабель ность повышается на 8,5%, при росте в 2 и 4 раза рентабельность увеличивается соответственно на 42,5 и 124,8%.
Подобное влияние (только в меньшей степени) оказывает на рентабельность структура основных производственных фондов и другие факторы объективного характера.
Безусловно, при таком положении нельзя установить одинако во эффективную для всех автотранспортных предприятий единую норму платы за производственные фонды. Подобное положение сложилось прежде всего вследствие того, что существующие тари фы на автомобильные перевозки не дифференцированы по типам подвижного состава, не учитывают средней грузоподъемности ав томобилей, в результате чего различные марки автомобилей име ют различную рентабельность.
106
Если усиление экономического стимулирования лучшего ис пользования основных фондов должно обеспечиваться их платно стью, то и величина этой платы должна быть увязана с эффектив ностью использования основных фондов. Из этого следует, что не обходимо дифференцировать норму платы по автотранспортным предприятиям. Однако плата за фонды как вполне определенная экономическая категория должна иметь свои границы формиро вания нормативов, за пределами которых их применение или ослабляет стимулирующие функции, или тормозит технический
прогресс.
Поэтому целесообразно установление отраслевой нормы пла ты с учетом среднеотраслевой рентабельности действующих фон дов и производимых капитальных вложений. Такая ставка долж на быть предельной для предприятий отрасли, и ее следует рас пространить на предприятия, имеющие рентабельность выше или равную средней. Для тех групп предприятий, где рентабельность ниже, чем в среднем по отрасли, плату за фонды следует устанав ливать на более низком групповом уровне, но не ниже 6%.
На предприятиях, где рентабельность значительно выше, чем в среднем по отраслям, установление обоснованных пропорций в распределении прибыли и установлении стимулирующей роли платы за фонды должно быть достигнуто введением фиксирован ных платежей в бюджет за счет соответствующего сокращения свободного остатка прибыли.
Следует установить'отраслевую, норму платы за производ ственные фонды в размере 12% • Кроме того, необходимо иметь две групповые нормы 9 и 6%. При этом на ближайшие два-три года нужно сохранить действующий порядок в части сокращения
размера |
платы, |
за |
фонды |
|
|
|
Т а б л и ц а 25 |
||||||
до 3% и освобождения от |
|
|
|
|
|
|
|||||||
платы |
|
автотранспортных |
|
платы |
|
Количество |
Процент |
||||||
предприятий, |
не |
имеющих |
С т а в к а |
предприятий |
|||||||||
необходимого |
уровня |
рен |
з а фонды, % |
|
с данным |
|
итогу |
||||||
уровнем платы |
к |
||||||||||||
табельности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
за фонды |
|
|
||
В целях изучения дейст |
|
|
|
|
|
|
|||||||
венности |
платы |
за |
произ |
0 (освобожде |
|
|
|
|
|||||
водственные фонды и опре |
ны от платы) |
|
6i |
|
16 |
||||||||
деления на практике ее оп |
3 |
|
|
42 |
|
11,0 |
|||||||
тимальных |
размеров |
Ми |
6 |
|
|
204 |
|
53,6 |
|||||
нистерство |
автомобильного |
9 |
|
|
42 |
|
11,0 |
||||||
12 |
|
|
25 |
|
6.6 |
||||||||
транспорта |
Казахской |
ССР |
15 |
|
|
7 |
|
1 . 8 |
|||||
широко |
практикует |
диффе |
|
|
|
|
|
|
|||||
ренциацию ставок. Так, на |
Итого . . |
. |
381 |
100,0 |
|||||||||
1972 г. по отдельным авто |
|||||||||||||
транспортным |
предприяти |
платы |
за |
фонды, приведенные в |
|||||||||
ям были утверждены |
ставки |
||||||||||||
табл. |
25. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ эффективности такой дифференциации, проведенной на |
|||||||||||||
основе |
различий |
показателя |
рентабельности, |
вызванных |
фак- |
107