Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при повышении удельного веса платы за фонды в составе прибы­ ли до 80% (второй вариант примера) сокращение производствен­ ных фондов тоже 10% приводит к увеличению расчетной прибыли

на 40%• Но это уже другая крайность.

Аналогичные несоответствия наблюдаются при перевыполне­ нии или недовыполнении плана по общей сумме прибыли без из­ менения наличия производственных фондов.

Как показано в примере, перевыполнение плана прибыли на 10% обеспечивает рост расчетной прибыли и соответственно рас­ четной рентабельности в первом варианте на 10,2%, а во втором на 50%. Все это указывает на то, что должна быть найдена ка­ кая-то оптимальная норма платы за фонды.

При изменении уровня общей рентабельности будет изменять­ ся и оптимальный размер платы за фонды. Между показателями общей и расчетной рентабельности, суммой изменения платы за производственные фонды в результате их увеличения или сокра­ щения, а также вытекающим из этого процентом изменения рас­ четной прибыли, принимаемой для исчисления фондов эконо­ мического стимулирования, существует определенная взаимо­ связь.

Оптимальное стимулирующее воздействие плата за фонды по­ казывает на эффективность использования последних в случае, если с увеличением (уменьшением) размера производственных фондов Р на т процентов расчетная прибыль Яр, наоборот, умень­ шается или увеличивается тоже на т процентов.

Расчетная прибыль определяется по формуле

 

(Р — п)Ф

( 10)

 

100

 

 

где п

— норма платы за фонды, %;

 

Р

— общая рентабельность, %;

 

Ф

— сумма производственных фондов.

 

Требуется решить задачу, при каком значении платы за фон­ ды увеличение (уменьшение) суммы производственных фондов на т процентов приведет к уменьшению (увеличению) расчетной прибыли также на т процентов, т. е.:

P — n rU П т

Р — П / 1

ч .

юо

юо

юо v

'

После соответствующих преобразований получим:

2 п => Р , п — ~ ■

Таким образом, наиболее благоприятной, с точки зрения сти­ мулирования эффективного использования производственных фон­ дов, является норма платы, равная 50% общей рентабельности. Но учитывая, что для упрощения расчетов не были приняты во

юз


внимание проценты за банковский кредит (которые для данного случая следует приравнять к плате за фонды), а также то, что значительная часть предприятий имеет более низкую рентабель­ ность по сравнению со среднеотраслевой, а по высокорентабель­ ным предприятиям часть прибыли изымается в бюджет в порядке фиксированных платежей, норму платы за фонды следует уста­ новить несколько ниже, чем на 7г среднеотраслевого нормативно­

го процента общей рентабельности.

Проведенный анализ соотношения общей рентабельности и нормы платы за фонды позволяет решить вопрос о наиболее целе­ сообразном уровне этих показателей на автомобильном транспор­ те Казахстана.

Очевидно, сумма прибыли в целом по отрасли должна по мень­ шей мере, покрывать все ее нормативные плановые расходы и, кроме того, примерно на такую же сумму плату за фонды и про­ центы за кредит (с тем чтобы около 50% накоплений составляли платежи за фонды и кредит, а остальная сумма, образующая расчетную прибыль, оставалась в распоряжении предприятия).

Так как оптимальная ставка платы за фонды вместе с процен­ тами за банковский кредит в процентах к стоимости платных про­ изводственных фондов t i \ приближается к ’/2 значения общей рен­ табельности

п -f- t i \ -*■ , а Р — Pp4-/i + #1}

то платежи за фонды и кредит в совокупности должны быть при­ мерно равными уровню расчетной рентабельности Рр:

пп х ~ Рр .

Отдельно плата за фонды составит:

И ^ Рр — П у .

Следовательно, для обоснования уровня платы за фонды не­ обходимо исходить из оптимального отраслевого процента расчет­ ной рентабельности. Распределение прибыли по автотранспорт­ ным предприятиям Министерства автомобильного транспорта Ка­ захской ССР приведено в табл. 23.

Расходы из прибыли возрастают несколько опережающими против производственных фондов темпами. Это наряду с абсолют­

ным ростом расходов

объясняется

значительным увеличением

в первые годы работы

предприятий

по льготируемым (освобож­

даемых от платы) основным фондам, созданным за счет центра­ лизованных источников, и отставанием в связи с этим прироста платных фондов.

Расчеты показывают, что в последующем с истечением срока освобождения от платы имеющихся на конец 1972 г. льготируе­ мых основных фондов, сложится практически одинаковый темн роста как общих, так и платных производственных фондов. В ре-

104


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

 

 

 

 

 

 

 

 

П л а н

 

П р о е к т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1908 г.

1909 г.

1972 г.

п а

1975 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы, финансируемые за счет при­

 

 

 

 

 

были предприятий:

 

экономического

 

 

 

 

 

отчисления в фонды

32708

38480

42486

45200

стимулирования

.................................

министерства

отчисления

в резерв

1049

13!

213

 

1500

для оказания финансовой помощи .

 

убытки

...................................................на содержание

пионерских

1277

129J

1434

 

1400

расходы

 

 

 

 

 

лагерей

и

культурно-оздоровитель­

250

278

13

 

450

ных учреждений ..................................

 

 

 

 

расходы по выплате водителям 75%

 

 

 

 

 

их ореднего заработка взамен ко­

5975

5910

4320

 

7С00

мандировочных

.................................централизованых

 

финансирование

0484

6154

17903

19000

капитальных

вложений

. . .

.

прочие

р асх о д ы ..............................

 

 

 

200

200

 

300

 

 

 

И т о г о .

 

 

47943

52452

66369

74850

Среднегодовая

стоимость

платных

372362

389812

495000

554444

производственных

фондов

. . .

.

)Минимальный

уровень

расчетной

рен­

 

 

 

 

 

табельности

к стоимости

платных

фон-

12,7

13,2

13,4

13,5

д о в ..................................................................

 

 

 

 

 

 

зультате удельный вес платных фондов стабилизируется на уров­

не 92%.

С учетом изложенного при действующем порядке финансиро­ вания расходов автотранспортных предприятий за счет получен­ ной прибыли можно принять, что эти расходы на ближайшую перспективу в относительных размерах сохранятся на уровне пла­ нов 1970—1975 гг., т. е. 13,5 коп. на каждый рубль платных про­ изводственных фондов. Таким образом, средний уровень расчет­ ной рентабельности в целом по автомобильному транспорту рес­ публики целесообразно установить в размере 13,5% к стоимости производственных фондов.

Учитывая, что сумма процентов за кредит составляет к стои­ мости платных производственных фондов около 2%, отраслевую норму платы за фонды следует установить в размере 12% (округ­ ленно). Оптимальный уровень общей рентабельности в этом слу­ чае составит (с учетом удельного веса платных фондов) 25,3% [1(13,5% + 12% +2% ) X0,92].

Такой уровень рентабельности обеспечивает хозрасчетную дея­ тельность отрасли и создание условий для максимального' стиму­ лирующего воздействия на использование основных производ­ ственных фондов и оборотных средств платы за фонды и процен­

105


тов за кредит. Чтобы не допустить значительного снижения доли прибыли, направляемой на взносы за фонды и уплату процентов за банковский кредит в составе ее общей суммы, целесообразно периодически пересматривать тарифы на автомобильные перевоз­ ки, понижая этим рентабельность до расчетного значения.

Обоснованный размер платы за фонды является среднеотрас­ левым. Однако, как видно из данных табл. 24, уровень рентабель­ ности по отдельным предприятиям колеблется в очень значитель­ ных пределах.

А в т о т р а н с ­

т в <

я т р

с

и

п о р т н ы е

ило ч е

дерп р

п р е д п р и я т и я

 

 

 

К п

Грузовые .

302

Автобусные

60

Таксомотор­

19

ные . .

i

И т о г о

 

381

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24

 

 

В т о м ч и с л е п о у р о в н ю р е н т а б е л ь н о с т и

 

 

 

 

 

20то 30%од

то30 40%од

то40 50%од

1

60то 70%од

70% обил е е

н

О В*

то50 60%од

3?

3?

с\

 

 

 

 

 

 

ю2

2 °

 

 

 

 

 

 

О

н о

 

 

 

 

 

 

 

7

96

53

58

39

21

18

5

5

1

7

8

13

8

8

6

3

6

4-

2

5

3

1

3

1

12

105

66

84

48

32

24

9

11

Если проанализировать причины таких больших колебаний в уровне рентабельности по автотранспортным предприятиям, то оказывается, что на величину рентабельности решающее влияние оказывает тип подвижного состава, структура основных производ­ ственных фондов, а также ряд других факторов объективного ха­ рактера. Так, с увеличением средней грузоподъемности автомо­ билей, а также с ростом активной части основных фондов в их общей сумме повышается и рентабельность автотранспортных предприятий.

Корреляционный анализ позволил установить, что с увеличе­ нием средней грузоподъемности автомобилей на 20% рентабель­ ность повышается на 8,5%, при росте в 2 и 4 раза рентабельность увеличивается соответственно на 42,5 и 124,8%.

Подобное влияние (только в меньшей степени) оказывает на рентабельность структура основных производственных фондов и другие факторы объективного характера.

Безусловно, при таком положении нельзя установить одинако­ во эффективную для всех автотранспортных предприятий единую норму платы за производственные фонды. Подобное положение сложилось прежде всего вследствие того, что существующие тари­ фы на автомобильные перевозки не дифференцированы по типам подвижного состава, не учитывают средней грузоподъемности ав­ томобилей, в результате чего различные марки автомобилей име­ ют различную рентабельность.

106


Если усиление экономического стимулирования лучшего ис­ пользования основных фондов должно обеспечиваться их платно­ стью, то и величина этой платы должна быть увязана с эффектив­ ностью использования основных фондов. Из этого следует, что не­ обходимо дифференцировать норму платы по автотранспортным предприятиям. Однако плата за фонды как вполне определенная экономическая категория должна иметь свои границы формиро­ вания нормативов, за пределами которых их применение или ослабляет стимулирующие функции, или тормозит технический

прогресс.

Поэтому целесообразно установление отраслевой нормы пла­ ты с учетом среднеотраслевой рентабельности действующих фон­ дов и производимых капитальных вложений. Такая ставка долж­ на быть предельной для предприятий отрасли, и ее следует рас­ пространить на предприятия, имеющие рентабельность выше или равную средней. Для тех групп предприятий, где рентабельность ниже, чем в среднем по отрасли, плату за фонды следует устанав­ ливать на более низком групповом уровне, но не ниже 6%.

На предприятиях, где рентабельность значительно выше, чем в среднем по отраслям, установление обоснованных пропорций в распределении прибыли и установлении стимулирующей роли платы за фонды должно быть достигнуто введением фиксирован­ ных платежей в бюджет за счет соответствующего сокращения свободного остатка прибыли.

Следует установить'отраслевую, норму платы за производ­ ственные фонды в размере 12% • Кроме того, необходимо иметь две групповые нормы 9 и 6%. При этом на ближайшие два-три года нужно сохранить действующий порядок в части сокращения

размера

платы,

за

фонды

 

 

 

Т а б л и ц а 25

до 3% и освобождения от

 

 

 

 

 

 

платы

 

автотранспортных

 

платы

 

Количество

Процент

предприятий,

не

имеющих

С т а в к а

предприятий

необходимого

уровня

рен­

з а фонды, %

 

с данным

 

итогу

уровнем платы

к

табельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

за фонды

 

 

В целях изучения дейст­

 

 

 

 

 

 

венности

платы

за

произ­

0 (освобожде­

 

 

 

 

водственные фонды и опре­

ны от платы)

 

6i

 

16

деления на практике ее оп­

3

 

 

42

 

11,0

тимальных

размеров

Ми­

6

 

 

204

 

53,6

нистерство

автомобильного

9

 

 

42

 

11,0

12

 

 

25

 

6.6

транспорта

Казахской

ССР

15

 

 

7

 

1 . 8

широко

практикует

диффе­

 

 

 

 

 

 

ренциацию ставок. Так, на

Итого . .

.

381

100,0

1972 г. по отдельным авто­

транспортным

предприяти­

платы

за

фонды, приведенные в

ям были утверждены

ставки

табл.

25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ эффективности такой дифференциации, проведенной на

основе

различий

показателя

рентабельности,

вызванных

фак-

107