Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
Доля прибыли |
направленная на образование фондов |
|
|
|
стимулирования, |
% |
Годы |
|
В том числе |
|
|
Всего |
от плановой |
от сверхплановой |
|
|
прибыли |
прибыли |
1968 |
30,0 |
29,6 |
34,2 |
1969 |
27,4 |
26,7 |
40,0 |
1970 |
30,2 |
28,9 |
46,6 |
1971 |
29,7 |
28,2 |
47,1 |
1972 |
26,1 |
25,1 |
55,2 |
напряженного плана — повышенное поощрение за показатели плана. Вместо предусматривавшегося снижения размеров средств, отчисляемых в фонды экономического стимулирования из сверх плановой прибыли не менее 30%. предприятия фактически на правляли из этой части прибыли наиболее высокую долю. Это подтверждают отчетные данные в целом по автотранспортным предприятиям общего пользования Казахстана (табл. 4).
Возникает вопрос: почему размер отчислений от сверхплано вой прибыли по сниженным нормативам оказался выше, чем удельный вес части плановой прибыли, используемой для образо вания фондов по полным нормативам? Это является результатом того, что по отдельным предприятиям расчетная рентабельность, в прямой зависимости от которой создавалось в среднем 70% фон дов, опережала рост общей массы прибыли, или запланированный размер фондов был меньше, чем полагалось по групповым норма тивам, или, наконец, в плане не был предусмотрен рост прибыли и, следовательно, не «сработал» норматив за этот показатель, а по результатам отчета были произведены дополнительные от числения -от сверхплановых накоплений.
Большинство автотранспортных предприятий создавалось до завершения строительства всех ' необходимых производственных зданий и сооружений. Поэтому по мере ввода на действующих предприятиях новых основных фондов приходилось часто пере сматривать нормативы за уровень рентабельности, что отрица тельно сказывалось на их стабильности.
.Установление групповых нормативов на автомобильном транс порте, где фондообразующие показатели сильно изменяются под влиянием факторов, не зависящих от предприятий (пополнение парка, ввод в действие пассивных основных фондов и т. п.), се бя не оправдали, особенно после перевода на новую систему пла нирования и экономического стимулирования управлений и авто трестов, в пределах которых трудно выделить более или менее количественно значимую группу однородных предприятий.
Изложенные недостатки вызвали необходимость дальнейшего совершенствования методов фондообразования.
26
В условиях, когда перевод автотранспортных предприятий и средних звеньев управления уже полностью завершен, создались реальные возможности повышения роли хозрасчетных фондов предприятий в стимулировании разработки напряженных пяти летних планов. Наличие этих планов позволяет повысить обосно ванность нормативов отчислений от прибыли в фонды поощрения, увязать их с конкретными задачами в целом автомобильного транспорта, каждого управления, треста и предприятия на пер спективу, приблизить фондообразование к реальным условиям развития предприятий.
Нормативы отчислений от прибыли в фонды стимулирования на пятилетие разрабатываются с соблюдением следующих прин ципиальных направлений:
рост поощрительных фондов должен определяться с таким расчетом, чтобы обеспечить обоснованные экономические пропор ции роста заработной платы, прибыли, производительности труда и других важнейших показателей пятилетних планов предприя тий, устранить в течение пятилетки необоснованные различия в уровнях поощрения работников отдельных предприятий, обеспе чить увеличение доли средств, идущих на выплату премий и воз награждений рабочим, и тем самым повысить их материальную заинтересованность в улучшении общих итогов деятельности пред приятий;
усилить стимулирование роста объема перевозок, накоплений и повышение эффективности производства на базе интенсифика ции использования всех ресурсов производства и, в первую оче редь, подвижного состава.
Техника исчисления плановых сумм фондов поощрения по го
дам пятилетки |
относительно проста и принципиально сводится |
к следующему. |
Одновременно с доведением контрольных цифр |
пятилетки Министерство автомобильного транспорта Казахстана устанавливает трестам и управлениям, а последние подведомТ. ■ственным предприятиям предельный размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы.
Исходя из заданного предельного размера, а также плановой суммы фонда заработной платы предприятие рассчитывает сум му своего фонда материального поощрения на последний год пя
тилетки, |
после |
чего определяется прирост |
данного фонда |
на |
||
1 руб. прироста |
прибыли |
(для |
автобусных |
парков — на 1 |
руб. |
|
прироста |
доходов). Для |
этого |
прирост фонда материального |
поощрения в целом за пятилетку делится на прирост прибыли или
доходов за этот же период. |
; |
Плановый размер фонда материального поощрения |
по годам |
пятилетки определяется как сумма фонда базового года, увели ченная на .прирост фонда по годам пятилетки. При этом прирост фонда материального поощрения по годам пятилетки определя ется умножением доли прироста фонда на 1 руб. прироста прибыли (доходов) на плановый прирост соответственно при были’ или доходов к базовому году. Таким образом, общий
27
рост |
плановых |
сумм фонда |
материального поощрения по го |
дам |
пятилетки |
определяется |
пропорционально росту прибыли |
(доходов).
Такой порядок определения плановых размеров фонда мате риального поощрения по годам пятилетки обеспечивает стимули рование заданных пропорций: чем больше объем перевозок, дохо дов и .прибыли планируется на тот или иной год, тем выше и при
рост этого фонда.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства по годам пятилетки определяется исходя из размера фонда материального поощрения по плану и проектируемых тем пов роста фонда материального поощрения. Фонд социально-куль турных мероприятий не должен превышать 50% сумм фонда мате риального поощрения.
Фонд развития производства в части, образуемой за счет прибыли, по годам пятилетки определяется по нормативу, выра женному в процентах к балансовой прибыли на основе отчетных данных базового года. Это значит, что сумма фонда развития производства увеличивается прямо пропорционально росту прибы ли предприятия.
В процессе выполнения пятилетнего плана возможны уточне ния показателей по отдельным годам. Тогда запланированные суммы фондов поощрения должны быть скорректированы. Для этого на всех уровнях хозяйственного руководства (от министер ства до предприятия) создается система нормативов фондообра зования соответственно за рост прибыли (или доходов) и за уро вень общей рентабельности. При расчетах нормативов 40% фон дов предусматривается на стимулирование темпового показателя и 60% на стимулирование уровня рентабельности. Эти же норма тивы используются при коррективах фондов по фактическим ре зультатам работы.
Норматив отчисления от прибыли в фонд материального поощрения за каждый пункт изменения темпов роста доходов или прибыли исчисляется делением 40% фактически начисленных в базовом году средств материального поощрения в процентах к общему фонду заработной платы на среднегодовой темп роста соответствующего показателя по пятилетнему плану.
Норматив отчислений в этот же фонд за каждый пункт изме нения уровня общей рентабельности определяется делением 60% от сложившегося в базовом году размера фонда материального
поощрения в процентах к фонду заработной |
платы |
на уровень |
||
общей рентабельности, достигнутой в этом же году. |
|
|||
В текущей пятилетке дополнительно |
к |
двум |
применявшимся |
|
и ранее фондообразующим показателям |
введен |
еще |
один — рост |
производительности труда. Принцип его использования направлен на стимулирование досрочного выполнения заданий пятилетнего плана. Это достигается тем, что сумма фонда материального поощрения, утвержденная «а данный год в пятилетием плане, увеличивается (уменьшается) на 0,3% фонда заработной платы
28
базового года за каждый процент превышения или снижения тем пов роста производительности труда, исчисленных нарастающим итогом с начала пятилетки по уточненным годовым планам по сравнению с темпами роста этого показателя, заложенными в пя тилетием плане на этот же период. Указанные нормативы приме няются неизменными на все годы пятилёткйГ" .............
СлёдуёТ'ОТмстйТь, что роль нормативов в образовании фондов существенно изменилась. В определении плановых сумм фондов поощрения по годам пятилетки они не участвуют. Нормативы из фондообразующих превратились по существу в фондокорректи рующие. Если в прошлой пятилетке применялся норматив за каж дый процент роста прибыли (дохода) по сравнению с прошлым годом, то сейчас он превратился в норматив за каждый процент увеличения или снижения темпов роста прибыли (доходов) по сравнению с заданиями пятилетки. Вместо норматива отчислений за каждый плановый процент (пункт) расчетной рентабельности применяется норматив за каждый пункт отклонения уровня рен табельности от заданий пятилетки. Если раньше нормативы были связаны с годовыми показателями, то сейчас эта связь распро страняется на все пятилетие.
Увеличение или уменьшение размера фонда материального поощрения, утвержденного предприятию в пятилетием плане с распределением по годам в зависимости от превышения (сниже ния) фондообразующих показателей в уточненном годовом плане против заданий пятилетки, производится по стабильным нормати вам: за каждый пункт увеличения или уменьшения темпов роста доходов (прибыли) в ценах на 1 июля 1967 г.; за каждый пункт увеличения или уменьшения уровня общей рентабельности; за каждый пункт увеличения или уменьшения темпов роста произво дительности труда.
При этом рост прибыли (доходов) и производительности тру да «ак по пятилетнему плану, так и по уточненным годовым' планам исчисляется нарастающим итогом с начала пятилетки, т. е. к отчету за базисный год.
При исчислении фонда материального поощрения по фактиче ским результатам работы предприятия коррективы производятся по тем же нормативам, но соответственно пониженным при пере выполнении фондообразующих показателей и повышенным при их снижении не менее чем на 30%.
Отчисления в фонд социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства во всех случаях (в пятилетием плане с разбивкой по годам, в уточненных годовых планах, а также по фактическим результатам работы) определяются по единому нор мативу в процентах к фонду материального поощрения. Поэтому необходимость в наличии нормативов по фондообразующим пока зателям отпадает, что значительно упрощает все расчеты по пла нированию и начислению фонда социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства.
29