Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ленных предприятиях или налога с оборота по товарам народного потребления при неизменных розничных це­ нах, либо за счет повышения розничных цен, если не хватает собственных денежных средств (прибыли и на­

лога с оборота), либо за счет бюджетной

дотации, при

неизменных розничных ценах,

когда нецелесообразно

их повышать.

повышение

закупочных

Возместить произведенное

цен на мясо-молочную продукцию за счет собственных источников оказалось невозможным (с 1953 по 1965 год закупочные цены на скот и птицу были повышены примерно в 20 раз), повышать же на нее розничные цены нельзя. Если произведенное повышение закупочных цен на продукцию животноводства полностью отнести на промышленные предприятия мясной и молочной про­ мышленности, то они окажутся планово убыточными со всеми вытекающими отсюда отрицательными последст­ виями. При неизменных розничных ценах и недостаточ­ ности собственных денежных источников обеспечить этим промышленным предприятиям необходимые хоз­ расчетные условия оказалось возможным лишь при по­ мощи бюджетной дотации. С этой целью на продукцию животноводства — скот, птицу, молоко, сливки — разра­ ботаны расчетные оптовые цены, которые значительно ниже закупочных цен (с соответствующими скидками и надбавками к ним). Разница между^ ними возмещается из государственного бюджета, с особых счетов по регу­ лированию разницы в ценах. Другими словами, мясо­ молочная продукция в настоящее время является для государства убыточной. Снижать в подобных условиях розничные цены на нее практически невозможно.

Уровень розничных цен на товары народного потреб­ ления, его изменение находится под влиянием совокуп­ ности факторов и, прежде всего, соотношения доходов отдельных групп населения со степенью удовлетворения

>/27 З а к а з 194

193

их потребности в отдельных товарах, места изменения цен в общей системе источников повышения реальных доходов трудящихся (т. е. от того, повышаются ли ре­ альные доходы населения за счет дифференцированного увеличения заработной платы, за счет общественных фондов потребления или за счет снижения розничных цен), от социально-политических задач, включающих и перераспределительные процессы.

Неизменность розничных цен на товары народного потребления как политика нашего государства в пред­ стоящий период не означает, однако, неизменности сред­ них розничных цен по отдельным товарным группам. Повышение качественного спроса трудящихся сопровож­ дается появлением новых, более доброкачественных продуктов. Новые, более качественные, а значит, и доро­ гие продукты занимают все больший и больший удель­ ный вес в общем выпуске отдельных товарных групп, что приводит к ассортиментным сдвигам и к повышению средних розничных цен. В принципе это закономерное явление, свойственное повышению жизненного уровня населения. Рост средних розничных цен наблюдается и в хлебопекарной промышленности (за счет увеличения производства пшеничного хлеба из муки высшего сорта и сокращения выработки простого хлеба из муки грубо­ го помола), и в кондитерской (за счет повышения про­ изводства шоколада, шоколадных конфет и пирожных), в мясной, молочной, табачной и других отраслях — за счет производства более качественных товаров народно­

го потребления.

Неизменность розничных цен на товары народного потребления не означает неизменности в буквальном смысле слова, поскольку это лишь общее направление, генеральная линия нашей политики в области цен. На отдельные виды изделий, по мере накопления товарных запасов, и прежде всего по продукции, спрос на которую

194


зависит от моды, качества отделки, добротности, удобст­ ва, новизны и других преходящих моментов, будут ме­ няться и розничные цены. Известно, что в настоящее время наша промышленность выпускает достаточное ко­ личество тканей, швейных и галантерейных изделий, ме­ бели и бытовой техники, и т. п. Обуви, например, еже­ годно выпускается в количестве трех пар на каждого че­ ловека. И если спрос на некоторые подобные товары еще не удовлетворяется, то не потому, что их нет, а по­ тому, что они не того качества, потому что покупатель, в силу улучшения жизненного уровня, постоянно предъ­ являет все новые, более повышенные требования к каче­ ству выпускаемой продукции. Проблема качества в дан­ ном случае должна решаться комплексно, всеми имею­ щимися средствами и прежде всего непосредственно в производстве с помощью стандартизации, планирова­ ния, материального поощрения и, конечно, при помощи цен. На подобную продукцию цены, как оптовые, так и розничные, должны активно реагировать на спрос по­ купателей, и не столько с помощью их текущего измене­ ния, поскольку это занимает значительное время, сколь­ ко с помощью скидок-надбавок к ценам как более мо­ бильного ценового стимула. Думается, что в пределах средних розничных цен по каждой товарной группе следует разрешить торговым организациям самим применять надбавки к розничным ценам на изделия, пользующиеся повышенным опросом, лучшего качества и ассортимента, и скидки с розничных цен на изделия, не пользующиеся спросом, особенно произведенные про­ мышленностью без заказа торговых организаций. Этому может способствовать и более широкое распространение фирменных магазинов, где в лучшей форме налажена связь производства и торговли. Для этого необходимо разработать методологию образования и использования подобных скидок и надбавок к ценам.

7 27*

195

Ярким подтверждением проводимой в области рознич­ ных цен политики явилось снижение цен на целый ряд промышленных товаров широкого потребления, осуще­ ствленное в январе 1977 года. Так, на 10—25% были снижены цены на изделия из искусственных и синтети­

ческих

материалов — верхние трикотажные

изделия,

белье,

чулки, женские сапожки, в среднем на

12 — на

некоторые виды холодильников, на 15 — на пылесосы, на 20 — на магнитофоны и электробритвы, на 5% — на ра­ диолы и радиоприемники.

В то же время на некоторые товары, не предопреде­ ляющие жизненного уровня трудящихся, цены были по­ вышены с учетом изменений в издержках их производ­ ства, ассортименте и качестве. Например, в последнее время значительно возросли издержки производства не­ которых видов книжной продукции вследствие улучше­ ния их художественного и полиграфического оформле­ ния, увеличения количества изданий с применением мно­ гокрасочной печати, высококачественных переплетных и других материалов.

Убыточными для государства являлись также ткани из натурального шелка. Значительно увеличились затра­ ты государства на переоснащение и техническое совер­ шенствование гражданской авиации, морского и речного флота, таксомоторных парков. Возросли скорости и про­ тяженность маршрутов, однако транспортные тарифы оставались без изменений, в результате чего снизилась рентабельность перевозок. В ряде случаев они стали убыточными. Совсем не изменялись установленные бо­ лее тридцати лет назад прейскурантные цены на пошив одежды по индивидуальным заказам.

В целях более обоснованного учета затрат на произ­ водство, устранения убыточности некоторых видов това­ ров и услуг повышены розничные цены на ткани из на­ турального шелка, некоторые виды книжной продукции,

196


ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя, не­ сколько возросла стоимость пошива по индивидуальным заказам населения, тарифы на некоторые виды пасса­ жирских перевозок. Повышение цен на указанные това­ ры и услуги будет несомненно способствовать росту их объемов и улучшению качества.

По вопросу о текущем изменении оптовых цен среди экономистов нет единого мнения. Некоторые считают, что оптовые цены должны пересматриваться не чаще одного раза в пять лет, поскольку лишь за такое время создаются необходимые для этого условия (массовое обновление продукции, изменение условий производства,

требований

потребителей

и

т. п.). Так, например,

Н. Дрогичинский считает,

что

систематический пере­

смотр цен

«...не способствует

ускорению технического

прогресса и снятию с производства устаревшей техники, а вносит в ценообразование немалую путаницу...» и предлагает «...пересмотр оптовых цен, как правило, де­ лать один раз в пятилетку, перед составлением пяти­ летнего плана, с тем чтобы новая пятилетка и ее основ­ ные показатели разрабатывались на основе новых оптовых цен»1. Другие экономисты поддерживают противоположную точку зрения, которую наиболее ярко выразили К- Н. Плотников и А. С. Гусаров: «Основным методом обеспечения гибкости цен в новых условиях хо­ зяйствования должно стать своевременное текущее из­ менение цен. Центр тяжести по совершенствованию цен должен переместиться с генеральных пересмотров на их текущее изменение»12.

В условиях хозяйственной реформы, считают они, когда прибыль, рентабельность и реализация стали ос­ новными оценочными показателями производственно-хо­

1 «Вопросы экономики», 1972, № 6, с. 38.

2 Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме. М., «Наука», 1971, с. 462.

197

зяйственной деятельности предприятий, цены могут ак­ тивно воздействовать на производство только в том случае, если они постоянно соответствуют условиям производства, реализации и качеству продукции. Это предполагает необходимость осуществления целого ря­ да мероприятий, исключающих любую возможность использования цен для получения завышенных доходов

иприбылей, особенно не зависящих от результатов рабо­ ты предприятий. Практически это означает необходи­ мость регулирования уровня рентабельности как путем имеющихся финансовых рычагов (введением фиксиро­ ванных платежей, дифференциацией нормативов отчис­ лений в поощрительные фонды предприятий и т. п.), так

исвоевременного пересмотра цен, т. е. их текущего из­ менения.

Вцелях повышения действенности текущего регули­ рования оптовых цен они должны стать, по их мнению,

составной частью народнохозяйственных планов и зара­ нее предусматриваться в пятилетних планах в виде ин­ дексов цен. Необходимость изменения цен, конкретные отрасли, подотрасли и номенклатура продукции заранее обосновываются по принципам, выработанным для пер­

спективного планирования цен,

т. е. на основе

анализа

предстоящего изменения всех

факторов,

влияющих на

производственно-хозяйственную

деятельность

предприя­

тий, и в первую очередь — обновление

номенклатуры

ирост объема реализации продукции, изменение себе­ стоимости, прибыли и рентабельности как по отношению к производственным фондам (по отраслям, подотраслям

ипредприятиям), так и к себестоимости (включая и

конкретные виды продукции).

Плановые индексы изменения оптовых цен по годам пятилетки определяются как но отношению к действую­ щим на момент пересмотра ценам, так и по отношению к неизменным ценам, принимаемым в качестве базы для

198


расчета стоимостных показателей пятилетнего плана. Конкретные сроки изменения цен предопределяются предполагаемым превышением фактической рентабель­ ности предельного уровня нормативной рентабельности. Если под нормативной рентабельностью понимается, как уже отмечалось, планово-установленный уровень (нор­ матив) рентабельности, необходимый для хозрасчетной деятельности предприятий (отраслей, подотраслей) в но­ вых условиях хозяйствования, то ее предельный уровень представляет собой максимально допустимый предел, за которым начинают сказываться отрицательные послед­ ствия высокой рентабельности на всю производственно­ хозяйственную деятельность предприятий. Превышение предельной рентабельности ослабляет хозрасчетные принципы рационального ведения хозяйства и, <в частно­ сти, в меньшей мере стимулирует снижение издержек производства и мобилизацию внутренних резервов, ослабляет стимулирующее значение платы за производ­ ственные фонды и всей системы распределения прибыли. Предельные уровни нормативной рентабельности долж­ ны научно обосновываться, исходя из их экономической целесообразности и утверждаться по конкретным отрас­ лям, подотраслям и группам продукции.

Рассмотрим условный пример расчета индекса и сум­ мы изменения оптовых цен. Предположим, что для под­ отрасли установлен норматив рентабельности к произ­ водственным фондам в размере 15% (к себестоимости — 10%), а ее предельный уровень равен 22% (к себесто­ имости —15%). Совокупность факторов, влияющих на производственно-хозяйственную деятельность подотрас­ ли, предопределила на третий год пятилетки следующие необходимые для расчета показатели: производственные

фонды— 1000

млн. руб.;

объем реализованной продук­

ции— 1800

млн. руб.;

себестоимость

продукции—.

1500 млн. руб.; прибыль — 300 млн. руб.;

и, следователь-

199

но, рентабельность к производственным фондам в раз-

Предполагаемое превышение предельного уровня нормативной рентабельности предопределяет и необхо­ димость изменения цен. Весь расчет состоит из четырех этапов:

1. Определение суммы прибыли, обеспечивающей нормативный уровень рентабельности. В данном случае

она будет равна 150 млн. руб./

1000x15

 

1500x10

\

2.

[

100

или

loo

/

Исчисление объема реализованной

продукции в

проектируемых оптовых ценах на год

изменения

цен:

1500+150= 1650 млн. руб.

цен:

1650:1800 = 0,917.

3.

Расчет индекса снижения

4.

Определение суммы снижения цен: 1800—1650 =

= 150 млн. руб.

Проекты изменений цен разрабатываются соответст­ вующими министерствами и ведомствами, основными производителями продукции. На основе разработанных проектов составляется сводный вариант изменений цен, который утверждается Госпланом СССР вместе с народ­ нохозяйственным планом. В целях разработки годовых планов непосредственно в новых ценах Государственный комитет цен Совета Министров СССР, министерства и ведомства на основе предусмотренных пятилетним пла­ ном изменений оптовых цен должны заблаговременно организовать работу по текущему изменению цен с та­ ким расчетом, чтобы новые цены были исчислены, утверждены и доведены до всех заинтересованных по­ требителей до начала разработки нового народнохозяй­ ственного плана, т. е. до 1 мая предшествующего новому, планируемому, года. Должны заранее вноситься и со­ ответствующие коррективы во взаимоотношения пред­ приятий (министерств) с государственным бюджетом, в

200