ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ленных предприятиях или налога с оборота по товарам народного потребления при неизменных розничных це нах, либо за счет повышения розничных цен, если не хватает собственных денежных средств (прибыли и на
лога с оборота), либо за счет бюджетной |
дотации, при |
|
неизменных розничных ценах, |
когда нецелесообразно |
|
их повышать. |
повышение |
закупочных |
Возместить произведенное |
цен на мясо-молочную продукцию за счет собственных источников оказалось невозможным (с 1953 по 1965 год закупочные цены на скот и птицу были повышены примерно в 20 раз), повышать же на нее розничные цены нельзя. Если произведенное повышение закупочных цен на продукцию животноводства полностью отнести на промышленные предприятия мясной и молочной про мышленности, то они окажутся планово убыточными со всеми вытекающими отсюда отрицательными последст виями. При неизменных розничных ценах и недостаточ ности собственных денежных источников обеспечить этим промышленным предприятиям необходимые хоз расчетные условия оказалось возможным лишь при по мощи бюджетной дотации. С этой целью на продукцию животноводства — скот, птицу, молоко, сливки — разра ботаны расчетные оптовые цены, которые значительно ниже закупочных цен (с соответствующими скидками и надбавками к ним). Разница между^ ними возмещается из государственного бюджета, с особых счетов по регу лированию разницы в ценах. Другими словами, мясо молочная продукция в настоящее время является для государства убыточной. Снижать в подобных условиях розничные цены на нее практически невозможно.
Уровень розничных цен на товары народного потреб ления, его изменение находится под влиянием совокуп ности факторов и, прежде всего, соотношения доходов отдельных групп населения со степенью удовлетворения
>/27 З а к а з 194 |
193 |
их потребности в отдельных товарах, места изменения цен в общей системе источников повышения реальных доходов трудящихся (т. е. от того, повышаются ли ре альные доходы населения за счет дифференцированного увеличения заработной платы, за счет общественных фондов потребления или за счет снижения розничных цен), от социально-политических задач, включающих и перераспределительные процессы.
Неизменность розничных цен на товары народного потребления как политика нашего государства в пред стоящий период не означает, однако, неизменности сред них розничных цен по отдельным товарным группам. Повышение качественного спроса трудящихся сопровож дается появлением новых, более доброкачественных продуктов. Новые, более качественные, а значит, и доро гие продукты занимают все больший и больший удель ный вес в общем выпуске отдельных товарных групп, что приводит к ассортиментным сдвигам и к повышению средних розничных цен. В принципе это закономерное явление, свойственное повышению жизненного уровня населения. Рост средних розничных цен наблюдается и в хлебопекарной промышленности (за счет увеличения производства пшеничного хлеба из муки высшего сорта и сокращения выработки простого хлеба из муки грубо го помола), и в кондитерской (за счет повышения про изводства шоколада, шоколадных конфет и пирожных), в мясной, молочной, табачной и других отраслях — за счет производства более качественных товаров народно
го потребления.
Неизменность розничных цен на товары народного потребления не означает неизменности в буквальном смысле слова, поскольку это лишь общее направление, генеральная линия нашей политики в области цен. На отдельные виды изделий, по мере накопления товарных запасов, и прежде всего по продукции, спрос на которую
194
зависит от моды, качества отделки, добротности, удобст ва, новизны и других преходящих моментов, будут ме няться и розничные цены. Известно, что в настоящее время наша промышленность выпускает достаточное ко личество тканей, швейных и галантерейных изделий, ме бели и бытовой техники, и т. п. Обуви, например, еже годно выпускается в количестве трех пар на каждого че ловека. И если спрос на некоторые подобные товары еще не удовлетворяется, то не потому, что их нет, а по тому, что они не того качества, потому что покупатель, в силу улучшения жизненного уровня, постоянно предъ являет все новые, более повышенные требования к каче ству выпускаемой продукции. Проблема качества в дан ном случае должна решаться комплексно, всеми имею щимися средствами и прежде всего непосредственно в производстве с помощью стандартизации, планирова ния, материального поощрения и, конечно, при помощи цен. На подобную продукцию цены, как оптовые, так и розничные, должны активно реагировать на спрос по купателей, и не столько с помощью их текущего измене ния, поскольку это занимает значительное время, сколь ко с помощью скидок-надбавок к ценам как более мо бильного ценового стимула. Думается, что в пределах средних розничных цен по каждой товарной группе следует разрешить торговым организациям самим применять надбавки к розничным ценам на изделия, пользующиеся повышенным опросом, лучшего качества и ассортимента, и скидки с розничных цен на изделия, не пользующиеся спросом, особенно произведенные про мышленностью без заказа торговых организаций. Этому может способствовать и более широкое распространение фирменных магазинов, где в лучшей форме налажена связь производства и торговли. Для этого необходимо разработать методологию образования и использования подобных скидок и надбавок к ценам.
7 27* |
195 |
Ярким подтверждением проводимой в области рознич ных цен политики явилось снижение цен на целый ряд промышленных товаров широкого потребления, осуще ствленное в январе 1977 года. Так, на 10—25% были снижены цены на изделия из искусственных и синтети
ческих |
материалов — верхние трикотажные |
изделия, |
белье, |
чулки, женские сапожки, в среднем на |
12 — на |
некоторые виды холодильников, на 15 — на пылесосы, на 20 — на магнитофоны и электробритвы, на 5% — на ра диолы и радиоприемники.
В то же время на некоторые товары, не предопреде ляющие жизненного уровня трудящихся, цены были по вышены с учетом изменений в издержках их производ ства, ассортименте и качестве. Например, в последнее время значительно возросли издержки производства не которых видов книжной продукции вследствие улучше ния их художественного и полиграфического оформле ния, увеличения количества изданий с применением мно гокрасочной печати, высококачественных переплетных и других материалов.
Убыточными для государства являлись также ткани из натурального шелка. Значительно увеличились затра ты государства на переоснащение и техническое совер шенствование гражданской авиации, морского и речного флота, таксомоторных парков. Возросли скорости и про тяженность маршрутов, однако транспортные тарифы оставались без изменений, в результате чего снизилась рентабельность перевозок. В ряде случаев они стали убыточными. Совсем не изменялись установленные бо лее тридцати лет назад прейскурантные цены на пошив одежды по индивидуальным заказам.
В целях более обоснованного учета затрат на произ водство, устранения убыточности некоторых видов това ров и услуг повышены розничные цены на ткани из на турального шелка, некоторые виды книжной продукции,
196
ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя, не сколько возросла стоимость пошива по индивидуальным заказам населения, тарифы на некоторые виды пасса жирских перевозок. Повышение цен на указанные това ры и услуги будет несомненно способствовать росту их объемов и улучшению качества.
По вопросу о текущем изменении оптовых цен среди экономистов нет единого мнения. Некоторые считают, что оптовые цены должны пересматриваться не чаще одного раза в пять лет, поскольку лишь за такое время создаются необходимые для этого условия (массовое обновление продукции, изменение условий производства,
требований |
потребителей |
и |
т. п.). Так, например, |
Н. Дрогичинский считает, |
что |
систематический пере |
|
смотр цен |
«...не способствует |
ускорению технического |
прогресса и снятию с производства устаревшей техники, а вносит в ценообразование немалую путаницу...» и предлагает «...пересмотр оптовых цен, как правило, де лать один раз в пятилетку, перед составлением пяти летнего плана, с тем чтобы новая пятилетка и ее основ ные показатели разрабатывались на основе новых оптовых цен»1. Другие экономисты поддерживают противоположную точку зрения, которую наиболее ярко выразили К- Н. Плотников и А. С. Гусаров: «Основным методом обеспечения гибкости цен в новых условиях хо зяйствования должно стать своевременное текущее из менение цен. Центр тяжести по совершенствованию цен должен переместиться с генеральных пересмотров на их текущее изменение»12.
В условиях хозяйственной реформы, считают они, когда прибыль, рентабельность и реализация стали ос новными оценочными показателями производственно-хо
1 «Вопросы экономики», 1972, № 6, с. 38.
2 Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме. М., «Наука», 1971, с. 462.
197
зяйственной деятельности предприятий, цены могут ак тивно воздействовать на производство только в том случае, если они постоянно соответствуют условиям производства, реализации и качеству продукции. Это предполагает необходимость осуществления целого ря да мероприятий, исключающих любую возможность использования цен для получения завышенных доходов
иприбылей, особенно не зависящих от результатов рабо ты предприятий. Практически это означает необходи мость регулирования уровня рентабельности как путем имеющихся финансовых рычагов (введением фиксиро ванных платежей, дифференциацией нормативов отчис лений в поощрительные фонды предприятий и т. п.), так
исвоевременного пересмотра цен, т. е. их текущего из менения.
Вцелях повышения действенности текущего регули рования оптовых цен они должны стать, по их мнению,
составной частью народнохозяйственных планов и зара нее предусматриваться в пятилетних планах в виде ин дексов цен. Необходимость изменения цен, конкретные отрасли, подотрасли и номенклатура продукции заранее обосновываются по принципам, выработанным для пер
спективного планирования цен, |
т. е. на основе |
анализа |
|
предстоящего изменения всех |
факторов, |
влияющих на |
|
производственно-хозяйственную |
деятельность |
предприя |
|
тий, и в первую очередь — обновление |
номенклатуры |
ирост объема реализации продукции, изменение себе стоимости, прибыли и рентабельности как по отношению к производственным фондам (по отраслям, подотраслям
ипредприятиям), так и к себестоимости (включая и
конкретные виды продукции).
Плановые индексы изменения оптовых цен по годам пятилетки определяются как но отношению к действую щим на момент пересмотра ценам, так и по отношению к неизменным ценам, принимаемым в качестве базы для
198
расчета стоимостных показателей пятилетнего плана. Конкретные сроки изменения цен предопределяются предполагаемым превышением фактической рентабель ности предельного уровня нормативной рентабельности. Если под нормативной рентабельностью понимается, как уже отмечалось, планово-установленный уровень (нор матив) рентабельности, необходимый для хозрасчетной деятельности предприятий (отраслей, подотраслей) в но вых условиях хозяйствования, то ее предельный уровень представляет собой максимально допустимый предел, за которым начинают сказываться отрицательные послед ствия высокой рентабельности на всю производственно хозяйственную деятельность предприятий. Превышение предельной рентабельности ослабляет хозрасчетные принципы рационального ведения хозяйства и, <в частно сти, в меньшей мере стимулирует снижение издержек производства и мобилизацию внутренних резервов, ослабляет стимулирующее значение платы за производ ственные фонды и всей системы распределения прибыли. Предельные уровни нормативной рентабельности долж ны научно обосновываться, исходя из их экономической целесообразности и утверждаться по конкретным отрас лям, подотраслям и группам продукции.
Рассмотрим условный пример расчета индекса и сум мы изменения оптовых цен. Предположим, что для под отрасли установлен норматив рентабельности к произ водственным фондам в размере 15% (к себестоимости — 10%), а ее предельный уровень равен 22% (к себесто имости —15%). Совокупность факторов, влияющих на производственно-хозяйственную деятельность подотрас ли, предопределила на третий год пятилетки следующие необходимые для расчета показатели: производственные
фонды— 1000 |
млн. руб.; |
объем реализованной продук |
|
ции— 1800 |
млн. руб.; |
себестоимость |
продукции—. |
1500 млн. руб.; прибыль — 300 млн. руб.; |
и, следователь- |
199
но, рентабельность к производственным фондам в раз-
Предполагаемое превышение предельного уровня нормативной рентабельности предопределяет и необхо димость изменения цен. Весь расчет состоит из четырех этапов:
1. Определение суммы прибыли, обеспечивающей нормативный уровень рентабельности. В данном случае
она будет равна 150 млн. руб./ |
1000x15 |
|
1500x10 |
\ |
|
2. |
[ |
100 |
или |
loo |
/ |
Исчисление объема реализованной |
продукции в |
||||
проектируемых оптовых ценах на год |
изменения |
цен: |
|||
1500+150= 1650 млн. руб. |
цен: |
1650:1800 = 0,917. |
|||
3. |
Расчет индекса снижения |
||||
4. |
Определение суммы снижения цен: 1800—1650 = |
= 150 млн. руб.
Проекты изменений цен разрабатываются соответст вующими министерствами и ведомствами, основными производителями продукции. На основе разработанных проектов составляется сводный вариант изменений цен, который утверждается Госпланом СССР вместе с народ нохозяйственным планом. В целях разработки годовых планов непосредственно в новых ценах Государственный комитет цен Совета Министров СССР, министерства и ведомства на основе предусмотренных пятилетним пла ном изменений оптовых цен должны заблаговременно организовать работу по текущему изменению цен с та ким расчетом, чтобы новые цены были исчислены, утверждены и доведены до всех заинтересованных по требителей до начала разработки нового народнохозяй ственного плана, т. е. до 1 мая предшествующего новому, планируемому, года. Должны заранее вноситься и со ответствующие коррективы во взаимоотношения пред приятий (министерств) с государственным бюджетом, в
200