Файл: Иванов, В. А. Интенсификация производства на горнорудных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

да рабочего следует принимать 40—50 т/чел-смену. Шахтные стволы целесообразно пройти сразу на полную глубину (500 м) н отрабатывать все запасы на один откаточный горизонт. Руду

можно собирать с отдельных очистных участков на главный го­ ризонт через рудоспуски.

На Ипгулецком ГОКе руда, грохоченая по крупности 250— 300 мм, будет поступать на подземный наклонный конвейер. Крупные куски должны отвозиться самосвалами на фабрику. Подсчеты показали, что при использовании в карьере самосва­ лов грузоподъемностью 40 т годовая производительность само­ свало-конвейерного комплекса составит 35—40 млн. т руды. В данном случае рациональнее было бы установить стационарную подземную дробилку на весь срок работы карьера и отказаться от второго вида транспорта крупных кусков автосамосвалами.

Высокая трудоемкость транспортных работ на карьерах все чаще приводит к разработке мероприятий, направленных на его совершенствование. Одно из таких предложений (см. «Горный журнал», 1972, № 6) разработано в НИГРИ, который рекомен­ дует вскрывать глубокие карьеры железнодорожными туннеля­ ми. Полагают, что в туннелях можно применять уклоны 0,06— 0,08, строить двухпутевые туннели сечением 70 м2 с затратами на 1 км готового туннеля 2—3 млн. руб., проходить его с ме­ сячной скоростью 100—150 м. Применительно к условиям Пер­ вомайского карьера СевГОКа подсчитано, что при глубине 300 м и годовой мощности карьера по руде 30 млн. т и по гор­

ной массе 60 млн.

т, транспортировании руды на расстояние

7 км и вскрышных

пород на 10 км, себестоимость перевозки

1 т руды составит 15,7 коп., породы 19,3 коп. По предлагаемой схеме вскрытия руда и порода из забоев карьера доставляется автосамосвалами к рудоспускам и породоспускам, из них по­ ступает на горизонтальный транспортный горизонт. Здесь руду и породу через люки грузят в железнодорожные составы нор­ мальной колеи и вывозят на поверхность по туннелю.

По оценке НИГРИ, туннельное вскрытие нижних горизон­ тов карьера обладает рядом достоинств. Оно позволяет: вскры­ вать нижние горизонты, не нарушая текущие работы в карьере; исключить полностью повторные реконструкции транспортных схем при дальнейшей углубке карьеров; не сооружать в карье­ рах сложные дорогостоящие грохотильные, дробильные и гро- хотильно-дробильные установки перед подачей горной массы на конвейеры; повысить пропускную способность железнодорожно­ го транспорта, автоматизировать его работу; сократить расстоя­ ние доставки руды автосамосвалами до рудоспусков; повысить концентрацию работ в карьере и интенсифицировать отработку месторождения; уменьшить коэффициент вскрыши в результате ликвидации транспортных берм; использовать вскрывающие вы­ работки для подачи свежего воздуха в застойные зоны карьера; увеличить допустимую глубину карьеров.

67


Перечисленные преимущества туннельного вскрытия можно получить путем осуществления более гибкой и менее громозд­ кой схемы: самосвал — рудоспуск — подземный железнодорож­

ный транспорт — скиповой подъем

по стволам, расположенным

у бункеров фабрики. Такая схема

транспорта пригодна и для

последующих полностью подземных работ.

Совершенствование техники и технологии на железорудных карьерах, а также улучшение организации производства и труда

привели к росту

производительности

труда персонала, занято­

го на разработке

и транспорте

горной массы

(табл. 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

 

 

 

 

 

 

 

Среднесменная

 

 

Годовая производительность

производи­

 

 

 

труда персонала, занятого на

тельность

 

 

 

разработке и транспорте

 

труда

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

чего по сырой

М инистерство, предприятие

 

 

 

 

 

руде, т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по сырой

по горной

 

 

 

 

 

руде, т

массе,

м1

1971 г.

1972 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1971 г.

1972 г.

1971 г.

1972 г.

 

 

 

Министерство черной метал­

 

 

 

 

 

 

 

 

лургии С С С Р .....................

 

5 369

5 567

6514

 

6 830

26,9

28,4

Оленегорский ГОК.................

 

9 240

10216

7 929

8 627

4 7,5

5 0,3

Ковдорский Г О К .................

 

10 529

И 528

7 502

 

8 867

53,1

59,1

с с г о к ..........................................

 

3 084

3 194

7 856

8 220

14,5

15,4

Коршуновский ГОК

. . . .

5 4 12

5 670

5 632

6 350

2 7 ,2

2 8 ,9

Комбинат КМАруда

. . . .

4 224

4612

13 787

15 048

23,1

25,9*

Михайловский ЖРК

• • • ■

2 354

■2 757

7 747

7610

12,7

14,9

Стойленский рудник

. . . .

1 151

1 605

11 178

11 574

5 ,8

8,2*

Качканарский ГОК

. . . .

11 088

12 409

5014

5 274

6 0 ,4

67,2

ю г о к ..........................................

 

8 149

5 214

5719

5 937

38,8

39,8**

н к г о к ..........................................

 

6 134

5 901

5 350

6 753

35,1

33,9**

СевГОК .................................

 

6 252

6 150

6 093

6 162

3 1 ,9

31,5**

ИнГОК.....................................

 

9 932

10 584

5 397

6 054

4 7 ,9

52

7**

ц г о к ..........................................

 

5 163

5 640

5 321

5 350

2 6 ,4

30.7**

Днепровский Г О К .................

 

6 358

5 923

7 436

6 608

30,5

29,1**

*Не включен персонал автотранспорта.

*¥ Б ез персонала, занятого на взрывных работах.

Данные таблицы показывают, что на карьерах, где работы ведутся при большом коэффициенте вскрыши, производитель­ ность труда значительно снижается.

Опыт работы зарубежных карьеров

Лучшие горно-геологические условия зарубежных железорудных место­ рождении и благоприятные условия применения открытого способа разработ­ ки, более полное использование оборудования на основной работе во вре­ мени и т. д. позволяют достигать весьма хороших показателей.

6 8


 

Отдал

Отвал

1 2 3 4

_

5 6 7

Рис. 3. Типичная схем а залегания таконитов в ш тате М иннесота (СШ А)

Это можно подтвердить примерами работы отдельных зарубежных карь­ еров, опыт которых полезен для условии СССР.

На таконитовой железорудной формации Бивабик (рис. 3) в районе Месабн (США) построены наиболее крупные таконитовые горно-обогатительные предприятия Рнзерв маіінинг, Эри маіінинг, Минтак, Эвелет, Батлер. Нэшил. На них производят более 80% всей товарной железной руды в США.

Как видно из рисунка, разработка такого месторождения' отличается простотой. Она ведется при вскрыше менее 2 т/т руды и конечной глубине

карьера не

более 150—200 м. Формация 1 прикрыта безруднымн

сланцами

2 и верхним

сланцевым пластом 3, над которым залегают наносы 4.

Продук­

тивными пластами являются верхний кремнистый пласт 5, нижний сланцевый 6, нижний кремнистый 7, которые представлены магнетптовыми таконитамн. Ниже залегают безрудные кварциты 8, непромышленные таконпты 9, грани­ ты 10 и прослойки 11.

На одном из таких участков месторождения построено горно-обогати­ тельное предприятие Минтак, па карьерах которого разрабатывают крепкие,

абразивные мелковкрапленные такониты с

содержанием общего железа 30%

и в том числе 22%

магнетитового. К 1972 г. мощность предприятия доведена

до

12 млн. т, а в

1975 г. увеличится до 14 млн. т окатышей. Падение тако­

нитовой залежи 6— 14°. Одни из карьеров

имеет длину 8—9,6 км, ширину

3,2

км; конечная глубина разработки150

м; всутки на карьере добывают

43

тыс. т руды на

трех уступах высотой

по 12 м, т. е. практически в трех

забоях. Сменная нагрузка на забой по руде составляет 5—7 тыс. т. Карьер работает 20 смен в неделю. Текущий коэффициент вскрыши 0,4 т/т. МоЩг

ность наносов ие превышает 18 м.

На бурении взрывных скважин применяют четыре шарошечных станка 60-R с долотами, армированными твердосплавными вставками-штырями. Диаметр скважин 250 и 310 мм; сетка скважин от 6X6 м до 8,4X8,4 м. В В — водонаполненные для мокрых скважин; комбинация водонаполненных и АС—ДТ для сухих скважин. Взрывают одновременно 350 тыс. т такоиита в выходную смену. Руду в железнодорожные составы грузят три экскава­

тора с

ковшами

емкостью

по 6 м3.

За

смену экскаватор

грузит в

забое

длиной

360—720

м восемь

составов

по

9— 10 думпкаров

в. каждом

или

5,2—7,2 тыс. т/смену. Доставляют руду в корпус крупного дробления на расстояние 5,6 км в составах, управляемых по радио на пунктах погрузки, в движении и на разгрузке. В забоях руда усредняется по стандартному способу на основании проб руды из скважин на обогатимость, содержание магнетнтового железа и кремнезема. На год разрабатываемая площадь разве­ дывается скважинами по сетке 90X60 м. Вскрышные породы вывозят в от­ валы самосвалами грузоподъемностью 70—100 т.

69



Рис. 4.

Схема залегани я спскулярнтовы х гематитов, р а зр а б а ты в а е ­

мых

горно-обогатительным предприятием Кэрол леіік (К ан ад а)

На рис. 4 показан схематический разрез рудного тела одного из круп­ нейших в Канаде горно-обогатительных комплексов Кэрол лейк. Руда — спекуляритовый гематитовый кварцит — содержит 37% общего железа, ко­ торое на 70% представлено гематитом. Большая часть месторождения с за­ пасами для открытого способа разработки (несколько сотен млн. т)' распо­ ложена на холмах высотой 150—300 м. Руда прикрыта небольшими по мощ­ ности наносами.

Колоссальные запасы позволили расширить это предприятие до годовой мощности 22 млн. т концентрата. Для этого добыча руды увеличивается за счет ввода в эксплуатацию новых рудных площадей, приобретения экс­ каваторов с ковшами емкостью по 9 м3, станков шарошечного бурения, са­ мосвалов грузоподъемностью 120— 130 т.

Карьеры нагорного типа соединены с фабрикой туннелями, в которых сооружены рудоспуски с погрузочными бункерами. Руда в карьере достав­ ляется к рудоспускам длиной до 90 м и вместимостью 60 тыс. т автосамо­ свалами. Руда автоматически загружается из бункеров в железнодорожные составы и доставляется на фабрику. Общая суточная пропускная способность транспортных устройств достигает 150 тыс. т. На откатке занято 7 автома­ тически действующих составов каждый из 12 саморазгружающихся вагонов.

Расширение горно-обогатительного комплекса оказалось весьма эффек­ тивным. На этом комплексе годовая производительность труда рабочего пре­ вышает 4600 т окатышей.

Такие же благоприятные условия разработки имеются на месторожде­ ниях спекулярнтовых гематитов, на которых работают крупные канадские горно-обогатительные комбинаты Квебек-Картьер и Уобуш.

Так, карьер «Лак Жанин» комбината Квебек-Картьер расположен на вы­ соком холме. Первый уступ нарезан на отметке 663 м над уровнем моря. На отметке 559 м расположен корпус крупного дробления. Конечной глу­ биной нагорного карьера называют отметку 288 м. Суточный объем разра-4 ботки горной массы при режиме работы 21 смена в течение семи дней (че­ тыре сменные бригады) составляет 100 тыс. т.

Для бурения скважин диаметром 310 мм и глубиной до 13,5 м приме­ няют шарошечные станки 60-R, работающие в автоматизированном режиме по опыту работы таких же станков на карьерах комбината Минтак в США. Автоматическое управление позволяет оператору улучшить общий уход за станком и наблюдение за процессом бурения. На карьере для транспорти­ рования руды и породы применяют дизель-электрические самосвалы грузо­ подъемностью 85—110 т. С 1970 г. на карьере применяют дополнительное троллейное питание постоянным током дмзель-электрпческнх самосвалов. На

70