Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
методов труда, производственно-технические курсы, курсы целевого назначения и школы обучения вторым профессиям на фабрике прошло 3,5 тысячи рабочих.
Годовыми планами девятой пятилетки предусмот рено пройти такие же курсы и школы 4800 рабочим.
Этот план претворяется в жизнь. Только за первые два года нынешней пятилетки повысили свою квали фикацию в упомянутых школах и на курсах более 2750 рабочих.
Забота коллектива о повышении квалификации производственников находит свое выражение и в дру гих мероприятиях, например в шефстве передовиков над отстающими, в различных групповых формах об мена передовым производственным опытом, в повсед невной работе инструкторов производственного обу чения.
Изучение и распространение передовых приемов труда производится при помощи фото- и киносъемок. Для этого созданы учебные короткометражные кино фильмы.
Подготовка новых рабочих взамен выбывающих осуществляется, в основном, непосредственно на фаб рике как индивидуальным, так и бригадным методами обучения. Используются для этого наиболее квалифи цированные рабочие с большим опытом работы по данной профессии, а также инструкторы производст венного обучения. Часть новых рабочих готовится че рез филиал профессионально-технической школы. И все же надо признать, что подготовка новых рабочих как непосредственно на фабрике, так и через профтех школу отстает от потребностей и намеченных плановых цифр.
Наряду с заботой о росте квалификации рабочих на фабрике проводится определенная работа по сокра щению малоквалифицированного и неквалифицирован ного труда. Постепенно уменьшается число предста вителей таких профессий, как вырезалыцицы, складывалыцицы, комплектовщицы, счетчицы, транс портировщики. В стадии разработки находится, напри мер, модернизация кругловязальных автоматов для автоматической заделки мыска, что в последующем почти полностью ликвидирует ряд малоквалифициро
6 - 5 4 9 |
81 |
ванных операций. Труд транспортировщиков все более заменяет пневматическая и механическая транспорти ровка полуфабрикатов, изделий, сырья, отходов, тары.
В то же время растет число рабочих таких профес сий, как помощники мастера, занятые наладкой авто матического оборудования, слесари-ремонтники авто матов и полуавтоматов, прибористы и др. Это рабочие высокой квалификации, труд которых содержит зна чительную долю элементов умственного труда.
Растет также относительная численность запарщиц на однопроцессных отделочных агрегатах, вязальщиц на автоматах и других рабочих, труд которых также требует высокой квалификации, значительно отлича ется от труда таких же по названию профессий в прошлом.
Относительная численность инженерно-технических работников (без служащих) ко всему промышленно производственному персоналу на фабрике составила:
в1970 году — 6,5%, в 1972 году — 8,2%; ожидается
в1975 году — 9,3%.
Абсолютная численность ИТР выросла за счет пер сонала информационно-вычислительного центра фаб рики. Относительная численность их также растет, но уже за счет сокращения численности рабочих, о чем сказано выше. Без персонала вычислительного центра инженерно-технические работники составляют по от ношению к промышленно-производственному персона лу 5,2 % •
Неуклонно растет квалификационный состав ИТР за счет увеличения доли работников с высшим образо ванием. Число практиков, не имеющих высшего или среднего специального образования, сокращается. Вот данные об относительной численности практиков ко всем ИТР фабрики: 1966 год — 50%; конец 1972 го да — 10%; ожидается в 1975 году — 5—6%.
В плане социального развития на пятилетку имеет ся такой пункт: повысить уровень технических и дело вых знаний не менее 90% руководящих и инженернотехнических работников путем обучения на курсах по изучению новой техники, технологии, экономики и ор-
ганизадии производства, социологии и психологии труда.
Инженерно-технические работники фабрики систе матически пополняют свои знания самостоятельно, пользуются технической библиотекой и материалами научно-технической информации, обмениваются опы том работы с инженерно-техническими работниками родственных предприятий.
Немалый положительный эффект дает и впредь будет давать тот факт, что у нас есть теперь информа ционно-вычислительный центр (ИВЦ). Благодаря ИВЦ коллектив инженерно-технических работников фабрики не только обогатился новыми профессиями, но получил и все больше будет получать возможность квалифицированно и оперативно руководить производ ственной деятельностью.
Заметными темпами повышается уровень общего и специального образования коллектива фабрики. Так, в коллективе имели начальное образование: в 1970 го ду — 31,5%, в 1973 году — 14,0%; общее среднее, среднее специальное и высшее образование: в 1970 го ду — 24%, в 1973 году — 33,5%, по нашим расчетам в 1975 году — не менее 40% всего коллектива.
Но пока еще многие у нас не имеют законченного среднего образования. Среди них около 500 молодых рабочих в возрасте до 30 лет. Это обязывает нас при нимать меры по обеспечению повышения общеобразо вательного уровня прежде всего данной категории. Предусмотрели мы это и в своем плане социального развития.
С учетом итогов первых двух лет пятилетки и наме ченных планов на последующие годы текущей пяти летки должны закончить обучение в вечерних и сменных средних школах, техникумах и вузах около 500 человек из нашего коллектива, что почти в два ра за больше, чем в предыдущую пятилетку. В этой об ласти нам еще очень многое предстоит сделать.
В пятом разделе плана экономического и социаль ного развития предусмотрены также меры по сокра щению текучести кадров. Но пока мы сколько-нибудь значительных результатов не достигли. Вопрос об этом изучается, работают общественные отделы кадров. Не
6 * |
83 |
снижающиеся цифры текучести кадров заставляют нас глубже вникать в ее причины, принимать более эф фективные меры по их устранению.
Таким образом, мы видим, что действительно на фабрике «Аврора» научно-технический прогресс ведет к структурным изменениям в составе коллектива: уменьшается количество неквалифицированных рабо чих и одновременно растет число рабочих высокой квалификации, связанных с новой современной тех никой. Растет также число занятых механизированным трудом, идущим на смену малопроизводительному ручному труду.
Современный уровень технического прогресса, авто матизированный процесс производства на многих уча стках требует от рабочих умения управлять слож ными машинами, налаживать и ремонтировать автома тические устройства и агрегаты. Меняется сущность и содержание некоторых профессий, в труде рабочих ряда профессий все более возрастает доля элементов умственного труда. Растет необходимость повышения общеобразовательного уровня работающих, приобре тения ими все более обширных и прочных техничес ких и экономических знаний.
Изменения уровня технической оснащенности и структурные изменения в составе рабочих вызывают настоятельную потребность качественного измене ния и в составе инженерно-технических работников.
План экономического и социального развития позво ляет сознательно, на научной основе управлять этим процессом, ускорять его темпы.
Анализируя проделанную работу, мы видим также, что в социальном планировании в осуществлении ме роприятий, предусмотренных планом, имеется еще много недостатков. Все более остро ощущается тот факт, что на предприятии пока еще нет должности социолога. Очевидно, назрела необходимость в расши рении и улучшении подготовки кадров социологов, которые так нужны на местах.
Р. А. ХАХЕЛИС,
секретарь Резекненского ГК КП Латвии
ВОПРОСЫ коммунистического
ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ПЛАНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ
Формирование нового человека — строителя комму нистического общества — процесс длительный, слож ный, многофакторный. С одной стороны, необходимо создавать объективные предпосылки для всесторон него развития человека. С другой стороны, становле ние личности требует упорной и кропотливой воспита тельной работы.
Вся сложная совокупность процессов, объединяемых понятием «воспитание человека», осуществляется под руководством Коммунистической партии — как непо средственно через партийные организации, так и через все звенья социального организма, вплоть до отдель ного предприятия и учреждения.
На качественно новый уровень вопросы коммунис тического воспитания поднимает социальное планиро вание.
Разработка мероприятий воспитательной работы в планах социального развития требует серьезных пред варительных исследований.
В городе Резекне социально-экономическое плани рование было сложным делом в первую очередь по тому, что своими силами мы не могли организовать комплексные социологические исследования в желае мых масштабах и достаточно глубоко. Сколько воз можно, использовали результаты анкетирования по от дельным вопросам. Обращались к документам и
85
статистическим материалам. Пытались трезво оценить, что можем, а что не в силах планировать.
Естественно, одна из наших задач состояла в том, чтобы определить основные формы и пути улучшения идейно-политической работы.
Определенная планомерность в решении задач ком мунистического воспитания, конечно, у нас была и прежде. Мероприятия идейно-воспитательного харак тера находили и находят отражение в планах работы общественных организаций, в коллективных договорах. Однако эти вопросы не всегда ставились и решались
вдолжной взаимосвязи с производственными планами. План экономического и социального развития в мас
штабах трудового коллектива представляет собой не просто сумму, а главную координирующую основу пла нов развития производства и планов работы общест венных организаций.
Основная цель идейно-воспитательной работы в каж дом коллективе — развивать активность и сознатель ность масс, обеспечить глубокое понимание каждым трудящимся своей высокой ответственности за успех порученного дела, своего места в борьбе за осуществ ление политики партии. Идейная убежденность, ком мунистическое отношение к труду, дисциплинирован ность, постоянное стремление к знаниям, высокая ду ховная культура человека —■таковы основные цели коммунистического воспитания. Мероприятия, направ ленные на воспитание этих качеств, предусматрива ются планами социального развития.
Так, шестой раздел плана наших предприятий охва тывает проблемы всестороннего развития личности и совершенствования социальных отношений в коллек тиве.
Один из основных вопросов в этом разделе —- «Развитие социалистического соревнования, воспита ние коммунистического отношения к труду».
Как известно, в самом факте участия |
трудящихся |
в социалистическом соревновании ярко |
проявляется |
отношение к труду не только как к средству сущест вования, но и как к общественному долгу.
При разработке планов социального развития в большинстве производственных коллективов серьезно
8 6
продумали условия и организационные вопросы соци алистического соревнования, установили более рацио нальное соотношение между материальными и мораль ными факторами.
Совершенствованию организации социалистического соревнования помогает и то, что в коллективах наших предприятий горячий отклик получили патриотические начинания передовых людей и коллективов нашей рес публики и всей страны.. В настоящее время каждый четвертый работающий имеет личный план-обязатель ство по досрочному выполнению заданий пятилетки.
В планах социального развития предусмотрены ме роприятия по развитию движения за коммунистичес кое отношение к труду. Общественные организации стали серьезнее и взыскательнее относиться к присво ению почетных званий, строго учитывая производст венную и общественную активность человека, его нрав ственные качества.
Большое внимание в коллективах уделяется инди видуальному соревнованию за звание «лучший по профессии». Передовые рабочие принимают участие в городских и республиканских конкурсах профессио нального мастерства.
Молодые токари, фрезеровщики завода «Электростройинструмент» имени XXIV съезда КПСС и завода доильных установок неоднократно были в числе по бедителей на республиканских соревнованиях. Прак тика показывает, что соревнование по профессиям спо собствует повышению культурно-технического уровня трудящихся, помогает освоить передовые методы тру да, содействует усилению общественной активности коллективов.
Все мы знаем, что хороший коллектив делает чело века сильнее, развивает его, помогает найти свое место в общем труде и жизни. В социалистическом коллек тиве человек — не простой наблюдатель, не только объект воздействия, но и сам — активный строитель, участвующий в формировании коллектива, в управле нии им.
Составляя планы социального развития, партийные организации много думали о путях совершенствования форм и методов воспитания трудящихся на предпри
87
ятиях, учреждениях, о повышении роли рабочих в про изводственной и общественной деятельности.
Планы предусматривают широкое развертывание рационализаторского движения и научно-технического творчества, активную работу общественных организа ций, совершенствование пропагандистской, агитацион ной и лекционной работы, развитие художественной самодеятельности, физической культуры и спорта.
Таким образом, с заботами, о создании в коллективе благоприятной морально-политической атмосферы свя зан целый комплекс проблем. Чтобы увидеть эффектив ность этой работы, требуется время. Уже одно это го ворит в пользу планирования социального развития коллектива на продолжительный период.
Совершенствование морально-политической атмос феры в коллективе является важным фактором также в повышении уровня трудовой дисциплины и общест венного порядка.
Планомерное воздействие на развитие производст венных и социальных процессов предполагает, в част ности, что в центре нашего внимания всегда находятся вопросы воспитания трудовой дисциплины.
Укрепление трудовой дисциплины — это одна из тех задач, где нашей конечной целью является не только повышение эффективности производства, но также развитие и совершенствование социалистичес ких общественных отношений, ибо речь идет здесь, как понимает каждый, о воспитании высокой сознатель ности человека.
Городской комитет партии, первичные партийные организации систематически изучают показатели ис пользования рабочего времени, причины потерь его, обращая особое внимание на нарушения трудовой дис циплины, простои, неритмичность, неудовлетворитель ное организационно-техническое обслуживание рабо чих мест.
Практика свидетельствует, что уже сам уровень по нимания рабочими единства общественных и личных интересов, сознательной трудовой дисциплины в раз ных коллективах города неодинаков, он зависит, в первую очередь, от конкретных условий на предприя