Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

методов труда, производственно-технические курсы, курсы целевого назначения и школы обучения вторым профессиям на фабрике прошло 3,5 тысячи рабочих.

Годовыми планами девятой пятилетки предусмот­ рено пройти такие же курсы и школы 4800 рабочим.

Этот план претворяется в жизнь. Только за первые два года нынешней пятилетки повысили свою квали­ фикацию в упомянутых школах и на курсах более 2750 рабочих.

Забота коллектива о повышении квалификации производственников находит свое выражение и в дру­ гих мероприятиях, например в шефстве передовиков над отстающими, в различных групповых формах об­ мена передовым производственным опытом, в повсед­ невной работе инструкторов производственного обу­ чения.

Изучение и распространение передовых приемов труда производится при помощи фото- и киносъемок. Для этого созданы учебные короткометражные кино­ фильмы.

Подготовка новых рабочих взамен выбывающих осуществляется, в основном, непосредственно на фаб­ рике как индивидуальным, так и бригадным методами обучения. Используются для этого наиболее квалифи­ цированные рабочие с большим опытом работы по данной профессии, а также инструкторы производст­ венного обучения. Часть новых рабочих готовится че­ рез филиал профессионально-технической школы. И все же надо признать, что подготовка новых рабочих как непосредственно на фабрике, так и через профтех­ школу отстает от потребностей и намеченных плановых цифр.

Наряду с заботой о росте квалификации рабочих на фабрике проводится определенная работа по сокра­ щению малоквалифицированного и неквалифицирован­ ного труда. Постепенно уменьшается число предста­ вителей таких профессий, как вырезалыцицы, складывалыцицы, комплектовщицы, счетчицы, транс­ портировщики. В стадии разработки находится, напри­ мер, модернизация кругловязальных автоматов для автоматической заделки мыска, что в последующем почти полностью ликвидирует ряд малоквалифициро­

6 - 5 4 9

81

ванных операций. Труд транспортировщиков все более заменяет пневматическая и механическая транспорти­ ровка полуфабрикатов, изделий, сырья, отходов, тары.

В то же время растет число рабочих таких профес­ сий, как помощники мастера, занятые наладкой авто­ матического оборудования, слесари-ремонтники авто­ матов и полуавтоматов, прибористы и др. Это рабочие высокой квалификации, труд которых содержит зна­ чительную долю элементов умственного труда.

Растет также относительная численность запарщиц на однопроцессных отделочных агрегатах, вязальщиц на автоматах и других рабочих, труд которых также требует высокой квалификации, значительно отлича­ ется от труда таких же по названию профессий в прошлом.

Относительная численность инженерно-технических работников (без служащих) ко всему промышленно­ производственному персоналу на фабрике составила:

в1970 году — 6,5%, в 1972 году — 8,2%; ожидается

в1975 году — 9,3%.

Абсолютная численность ИТР выросла за счет пер­ сонала информационно-вычислительного центра фаб­ рики. Относительная численность их также растет, но уже за счет сокращения численности рабочих, о чем сказано выше. Без персонала вычислительного центра инженерно-технические работники составляют по от­ ношению к промышленно-производственному персона­ лу 5,2 % •

Неуклонно растет квалификационный состав ИТР за счет увеличения доли работников с высшим образо­ ванием. Число практиков, не имеющих высшего или среднего специального образования, сокращается. Вот данные об относительной численности практиков ко всем ИТР фабрики: 1966 год — 50%; конец 1972 го­ да — 10%; ожидается в 1975 году — 5—6%.

В плане социального развития на пятилетку имеет­ ся такой пункт: повысить уровень технических и дело­ вых знаний не менее 90% руководящих и инженернотехнических работников путем обучения на курсах по изучению новой техники, технологии, экономики и ор-


ганизадии производства, социологии и психологии труда.

Инженерно-технические работники фабрики систе­ матически пополняют свои знания самостоятельно, пользуются технической библиотекой и материалами научно-технической информации, обмениваются опы­ том работы с инженерно-техническими работниками родственных предприятий.

Немалый положительный эффект дает и впредь будет давать тот факт, что у нас есть теперь информа­ ционно-вычислительный центр (ИВЦ). Благодаря ИВЦ коллектив инженерно-технических работников фабрики не только обогатился новыми профессиями, но получил и все больше будет получать возможность квалифицированно и оперативно руководить производ­ ственной деятельностью.

Заметными темпами повышается уровень общего и специального образования коллектива фабрики. Так, в коллективе имели начальное образование: в 1970 го­ ду — 31,5%, в 1973 году — 14,0%; общее среднее, среднее специальное и высшее образование: в 1970 го­ ду — 24%, в 1973 году — 33,5%, по нашим расчетам в 1975 году — не менее 40% всего коллектива.

Но пока еще многие у нас не имеют законченного среднего образования. Среди них около 500 молодых рабочих в возрасте до 30 лет. Это обязывает нас при­ нимать меры по обеспечению повышения общеобразо­ вательного уровня прежде всего данной категории. Предусмотрели мы это и в своем плане социального развития.

С учетом итогов первых двух лет пятилетки и наме­ ченных планов на последующие годы текущей пяти­ летки должны закончить обучение в вечерних и сменных средних школах, техникумах и вузах около 500 человек из нашего коллектива, что почти в два ра­ за больше, чем в предыдущую пятилетку. В этой об­ ласти нам еще очень многое предстоит сделать.

В пятом разделе плана экономического и социаль­ ного развития предусмотрены также меры по сокра­ щению текучести кадров. Но пока мы сколько-нибудь значительных результатов не достигли. Вопрос об этом изучается, работают общественные отделы кадров. Не­

6 *

83

снижающиеся цифры текучести кадров заставляют нас глубже вникать в ее причины, принимать более эф­ фективные меры по их устранению.

Таким образом, мы видим, что действительно на фабрике «Аврора» научно-технический прогресс ведет к структурным изменениям в составе коллектива: уменьшается количество неквалифицированных рабо­ чих и одновременно растет число рабочих высокой квалификации, связанных с новой современной тех­ никой. Растет также число занятых механизированным трудом, идущим на смену малопроизводительному ручному труду.

Современный уровень технического прогресса, авто­ матизированный процесс производства на многих уча­ стках требует от рабочих умения управлять слож­ ными машинами, налаживать и ремонтировать автома­ тические устройства и агрегаты. Меняется сущность и содержание некоторых профессий, в труде рабочих ряда профессий все более возрастает доля элементов умственного труда. Растет необходимость повышения общеобразовательного уровня работающих, приобре­ тения ими все более обширных и прочных техничес­ ких и экономических знаний.

Изменения уровня технической оснащенности и структурные изменения в составе рабочих вызывают настоятельную потребность качественного измене­ ния и в составе инженерно-технических работников.

План экономического и социального развития позво­ ляет сознательно, на научной основе управлять этим процессом, ускорять его темпы.

Анализируя проделанную работу, мы видим также, что в социальном планировании в осуществлении ме­ роприятий, предусмотренных планом, имеется еще много недостатков. Все более остро ощущается тот факт, что на предприятии пока еще нет должности социолога. Очевидно, назрела необходимость в расши­ рении и улучшении подготовки кадров социологов, которые так нужны на местах.


Р. А. ХАХЕЛИС,

секретарь Резекненского ГК КП Латвии

ВОПРОСЫ коммунистического

ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ПЛАНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

Формирование нового человека — строителя комму­ нистического общества — процесс длительный, слож­ ный, многофакторный. С одной стороны, необходимо создавать объективные предпосылки для всесторон­ него развития человека. С другой стороны, становле­ ние личности требует упорной и кропотливой воспита­ тельной работы.

Вся сложная совокупность процессов, объединяемых понятием «воспитание человека», осуществляется под руководством Коммунистической партии — как непо­ средственно через партийные организации, так и через все звенья социального организма, вплоть до отдель­ ного предприятия и учреждения.

На качественно новый уровень вопросы коммунис­ тического воспитания поднимает социальное планиро­ вание.

Разработка мероприятий воспитательной работы в планах социального развития требует серьезных пред­ варительных исследований.

В городе Резекне социально-экономическое плани­ рование было сложным делом в первую очередь по­ тому, что своими силами мы не могли организовать комплексные социологические исследования в желае­ мых масштабах и достаточно глубоко. Сколько воз­ можно, использовали результаты анкетирования по от­ дельным вопросам. Обращались к документам и

85

статистическим материалам. Пытались трезво оценить, что можем, а что не в силах планировать.

Естественно, одна из наших задач состояла в том, чтобы определить основные формы и пути улучшения идейно-политической работы.

Определенная планомерность в решении задач ком­ мунистического воспитания, конечно, у нас была и прежде. Мероприятия идейно-воспитательного харак­ тера находили и находят отражение в планах работы общественных организаций, в коллективных договорах. Однако эти вопросы не всегда ставились и решались

вдолжной взаимосвязи с производственными планами. План экономического и социального развития в мас­

штабах трудового коллектива представляет собой не просто сумму, а главную координирующую основу пла­ нов развития производства и планов работы общест­ венных организаций.

Основная цель идейно-воспитательной работы в каж­ дом коллективе — развивать активность и сознатель­ ность масс, обеспечить глубокое понимание каждым трудящимся своей высокой ответственности за успех порученного дела, своего места в борьбе за осуществ­ ление политики партии. Идейная убежденность, ком­ мунистическое отношение к труду, дисциплинирован­ ность, постоянное стремление к знаниям, высокая ду­ ховная культура человека —■таковы основные цели коммунистического воспитания. Мероприятия, направ­ ленные на воспитание этих качеств, предусматрива­ ются планами социального развития.

Так, шестой раздел плана наших предприятий охва­ тывает проблемы всестороннего развития личности и совершенствования социальных отношений в коллек­ тиве.

Один из основных вопросов в этом разделе —- «Развитие социалистического соревнования, воспита­ ние коммунистического отношения к труду».

Как известно, в самом факте участия

трудящихся

в социалистическом соревновании ярко

проявляется

отношение к труду не только как к средству сущест­ вования, но и как к общественному долгу.

При разработке планов социального развития в большинстве производственных коллективов серьезно

8 6


продумали условия и организационные вопросы соци­ алистического соревнования, установили более рацио­ нальное соотношение между материальными и мораль­ ными факторами.

Совершенствованию организации социалистического соревнования помогает и то, что в коллективах наших предприятий горячий отклик получили патриотические начинания передовых людей и коллективов нашей рес­ публики и всей страны.. В настоящее время каждый четвертый работающий имеет личный план-обязатель­ ство по досрочному выполнению заданий пятилетки.

В планах социального развития предусмотрены ме­ роприятия по развитию движения за коммунистичес­ кое отношение к труду. Общественные организации стали серьезнее и взыскательнее относиться к присво­ ению почетных званий, строго учитывая производст­ венную и общественную активность человека, его нрав­ ственные качества.

Большое внимание в коллективах уделяется инди­ видуальному соревнованию за звание «лучший по профессии». Передовые рабочие принимают участие в городских и республиканских конкурсах профессио­ нального мастерства.

Молодые токари, фрезеровщики завода «Электростройинструмент» имени XXIV съезда КПСС и завода доильных установок неоднократно были в числе по­ бедителей на республиканских соревнованиях. Прак­ тика показывает, что соревнование по профессиям спо­ собствует повышению культурно-технического уровня трудящихся, помогает освоить передовые методы тру­ да, содействует усилению общественной активности коллективов.

Все мы знаем, что хороший коллектив делает чело­ века сильнее, развивает его, помогает найти свое место в общем труде и жизни. В социалистическом коллек­ тиве человек — не простой наблюдатель, не только объект воздействия, но и сам — активный строитель, участвующий в формировании коллектива, в управле­ нии им.

Составляя планы социального развития, партийные организации много думали о путях совершенствования форм и методов воспитания трудящихся на предпри­

87

ятиях, учреждениях, о повышении роли рабочих в про­ изводственной и общественной деятельности.

Планы предусматривают широкое развертывание рационализаторского движения и научно-технического творчества, активную работу общественных организа­ ций, совершенствование пропагандистской, агитацион­ ной и лекционной работы, развитие художественной самодеятельности, физической культуры и спорта.

Таким образом, с заботами, о создании в коллективе благоприятной морально-политической атмосферы свя­ зан целый комплекс проблем. Чтобы увидеть эффектив­ ность этой работы, требуется время. Уже одно это го­ ворит в пользу планирования социального развития коллектива на продолжительный период.

Совершенствование морально-политической атмос­ феры в коллективе является важным фактором также в повышении уровня трудовой дисциплины и общест­ венного порядка.

Планомерное воздействие на развитие производст­ венных и социальных процессов предполагает, в част­ ности, что в центре нашего внимания всегда находятся вопросы воспитания трудовой дисциплины.

Укрепление трудовой дисциплины — это одна из тех задач, где нашей конечной целью является не только повышение эффективности производства, но также развитие и совершенствование социалистичес­ ких общественных отношений, ибо речь идет здесь, как понимает каждый, о воспитании высокой сознатель­ ности человека.

Городской комитет партии, первичные партийные организации систематически изучают показатели ис­ пользования рабочего времени, причины потерь его, обращая особое внимание на нарушения трудовой дис­ циплины, простои, неритмичность, неудовлетворитель­ ное организационно-техническое обслуживание рабо­ чих мест.

Практика свидетельствует, что уже сам уровень по­ нимания рабочими единства общественных и личных интересов, сознательной трудовой дисциплины в раз­ ных коллективах города неодинаков, он зависит, в первую очередь, от конкретных условий на предприя­