Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тии и даже на участке, в бригаде. Понятно, что мы должны учитывать это.

Укрепление социалистической дисциплины труда — одна из целей плана социального развития, на дости­ жение ее направлена широкая система воспитательных мер. В их числе — повышение уровня квалификации рабочих.

Исследования показали: чем выше общеобразова­ тельная и профессиональная подготовка рабочих, тем выше, как правило, дисциплина труда. В связи с этим седьмой раздел плана социального развития предпри­ ятия предусматривает задачи повышения культурнотехнического уровня работников. Причем, опять-таки с учетом конкретных условий данного коллектива.

Всего третий год работает новое предприятие на­ шего города — завод «Электростройинструмент» имени XXIV съезда КПСС. Естественно, в молодом, еще только формирующемся коллективе вопросы дисцип­ лины труда особенно актуальны. Подготовка новых рабочих и повышение квалификации работающих на заводе планировались с учетом технических задач, потребностей завода в специалистах.

За 1972 год непосредственно в цехах завода подго­ товлено 145 рабочих по различным специальностям — слесари-инструментальщики, слесари-сборщики, авто­ матчики и другие. Кроме того, на курсах повышения квалификации обучено 158 человек, повысили разряд более 90 человек. Экономической учебой было охваче­ но почти 30% работающих. Руководящие работники завода учились в институте повышения квалификации. На заводе работают курсы обучения мастеров и стар­ ших мастеров. 125 человек учатся заочно в высших и средних учебных заведениях. В школе мастеров зани­ маются 30 рабочих завода.

Принятые меры по подготовке и переподготовке спе­ циалистов обеспечили укомплектование цехов необхо­ димыми кадрами.

Точно также и на заводе доильных установок боль­ шинство рабочих, инженерно-технических работников и служащих учатся в различных учебных заведениях, действуют разные формы политического, экономичес­

89

кого образования и повышения квалификации. Общая тенденция такова: в результате учебы многие рабочие становятся людьми более активными как в производ­ ственной, так и в общественной жизни. С повышением уровня знаний почти всегда связано и более твор­ ческое отношение к труду, ко всем явлениям нашей жизни.

На заводе трудятся около 200 инженерно-техничес­ ких работников. Более 70% из них — бывшие рабочие этого же предприятия, которые получили соответст­ вующее образование и выдвинуты командирами про­ изводства.

Серьезная работа с кадрами содействует тому, что завод из года в год по всей номенклатуре выполняет государственные планы и технико-экономические зада­ ния. В 1972 году объем выпуска валовой продукции возрос по сравнению с 1970 годом на 31,2%, произво­ дительность труда — на 30,9%. Весь прирост выпуска продукции достигнут за счет повышения производи­ тельности труда.

Мы понимаем, что для успешного выполнения пла­ нов социального развития необходимо постоянно улуч­ шать такие направления идеологической работы, как партийное просвещение, политическая информация, лекционная работа и т. д.

В текущей пятилетке городской комитет партии, первичные партийные организации особое внимание уделяют пропаганде знаний в области экономики, на­ уки управления и связанных с ними политических про­ блем.

Создана дифференцированная система экономичес­ кого обучения специалистов, рабочих, служащих. Эко­ номическая теория и практика изучаются в системе политического просвещения, на экономических факуль­ тетах народного университета, в школах коммунисти­ ческого труда. Значительно возросло количество лек­ ций по вопросам экономической политики партии, про­ читанных лекторами общества «Знание».

В Резекне мы не

всегда

имеем возможность

силами своих лекторов

и пропагандистов проводить

семинары, научно-теоретические

и методические кон­

9 0



ференции. Серьезную помощь нам оказывают ученые Академии наук Латвийской ССР, преподаватели выс­ ших учебных заведений, руководящие работники мини­ стерств. Большой популярностью пользуются «Дни науки», которые регулярно проводятся в городе по различным проблемам.

Планируя вопросы коммунистического воспитания, мы учитывали, что главная задача — добиться, чтобы воспитательная работа была не суммой случайно вы­ бранных мероприятий, а стройной системой, направ­ ленной к одной цели. А эту цель можно четко опреде­ лить только, исходя из подробного анализа современ­ ного состояния дел и тенденций развития. Именно то, что у нас еще нет возможности полностью изучить социально-демографическую структуру коллективов, эффективность воспитательной работы по отдельным социальным группам, и вызывает трудности, недоста­ точную обоснованность, а иногда и формальный характер в планировании вопросов идеологической работы.

Несмотря на эти трудности, мы все же считаем, что социальное планирование — задача прежде всего са­ мого предприятия, а решать ее нужно с помощью на­ учно-исследовательских учреждений.

Вот почему и у нас, и в других небольших городах республики с помощью ученых-консультантов следует готовить специалистов по социальному планированию из числа работников самих предприятий, хозяйств, служб города или района. Необходимо также обоб­ щить опыт и сделать доступной методику социального планирования как для предприятий, так для города или района.

Предприятие — это первичная ячейка экономичес­ кой и социальной жизни. Оно не может полностью ре­ шить многих важных для него социальных проблем —■ таких, как проблемы, связанные с транспортом, тор­ говлей, здравоохранением, бытовым обслуживанием, культурой. Большая часть материальных и культур­ ных потребностей населения удовлетворяется на уровне города. Следовательно, жизнь требует регио­ нальной координации планов социального развития.

91

В1971—1972 гг. под руководством горкома партии

игорисполкома разработан, принят и в настоящее время выполняется план социально-экономического развития всего города.

Комплексный план социально-экономического раз­ вития города позволяет яснее видеть перспективу и принимать обоснованные решения.

Контролируя ход реализации задач, намеченных в планах социально-экономического развития предприя­ тий и города, мы можем сказать, что в целом эти за­ дачи выполняются. Однако ясно видим и наши упуще­ ния и промахи.

Наши планы социального развития выражены в ос­ новном в таблицах. Практика показывает, что следует иметь текстуальные разделы плана, показывающие направления развития. Потом эти основные задачи бу­ дут находить отражение в виде конкретной разра­ ботки в перспективных и календарных планах общественных организаций.

Недостаточно глубоко мы решали вопросы рацио­ нального использования свободного времени. В насстоящее время одна из важнейших задач — найти пути подъема и воспитания духовных потребностей той, хотя и небольшой части людей, которые явля­ ются нарушителями общественного порядка, источни­ ком некоторой социальной дезорганизации в коллек­ тивах и городе.

В каждом коллективе планируется и проводится много массово-политических мероприятий, однако до сих пор недостаточно учитываются потребности и интересы некоторых категорий трудящихся, их образо­ вательный уровень. Мы должны настойчивее доби­ ваться, чтобы изучение и планирование жизни коллек­ тива в целом стало основой эффективной идейно­ воспитательной работы.

Всестороннее воспитание личности, человека комму­ нистического общества — главная идеологическая задача, от решения которой в значительной мере зави­ сит эффективность производства. Социальное плани­ рование позволяет более целенаправленно использо­ вать различные формы и средства идеологической работы.

9 2


Поэтому мы и впредь будем искать пути совершенст­ вования комплексного решения вопросов материаль­ ного производства и социального развития во имя благородной цели, которую сформулировала наша ле­ нинская партия: обеспечить полное благосостояние и всестороннее развитие всех членов общества.

О. к. ЛЕНЕВ,

генеральный директор Рижского производственно­ технического объединения «Радиотехника»

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ РАБОЧИХ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

XXIV съезд КПСС уделил особое внимание совер­ шенствованию системы управления экономикой, вопро­ сам ускорения экономического и социального разви­ тия. Как на важный фактор, способствующий успеху в этой работе, съезд указал на необходимость широ­ кого участия трудящихся в управлении производ­ ством.

Сама жизнь убедительно показала, что одной из действенных форм воспитания людей, вовлечения тру­ дящихся в управление производством является социа­ листическое соревнование.

Администрация, партийный комитет и комитет проф­ союза нашего объединения постоянно заботятся об улучшении организации социалистического соревно­ вания.

Мы понимаем, что ныне, в условиях научно-техни­ ческой революции, социалистическое соревнование призвано сыграть качественно новую роль в развитии народного хозяйства и воспитании трудящихся. Оно должно быть направлено на решение как актуальных экономических задач, так и социально-политических и идеологических задач, поставленных XXIV съездом нашей партии. В современных условиях критерием эффективности социалистического соревнования стано­ вится то, в какой мере оно способствует достижению экономических, социально-политических и идеологи­ ческих результатов.

Представляется интересным и поучительным рас­

94

смотреть вопрос о том, как в нашем объединении социалистическое соревнование помогает вовлекать рабочих в управление производством, влияет на вы­ полнение комплексного плана экономического и соци­ ального развития коллектива.

У нас в объединении социалистическое соревнова­ ние получило широкий размах, оно стало большой си­ лой в борьбе коллектива за досрочное выполнение плана девятой пятилетки.

В текущем году, решающем году пятилетки, почти все труженики объединения охвачены социалистичес­ ким соревнованием — соревнуются 98,6% всех рабо­ тающих. Мы шире стали применять практику заключе­ ния взаимных договоров между предприятиями, це­ хами, участками, бригадами и отдельными рабочими.

Головным заводом объединения — Рижским ордена Трудового Красного Знамени радиозаводом им. А. С. Попова, заключен договор о социалистическом со­ ревновании с родственными предприятиями городов Минска, Каунаса, Таллина. Заключены также догово­ ры и внутри предприятий объединения — между цеха­ ми, участками, бригадами и отдельными работниками.

По нашему мнению, определенного внимания заслу­ живает практика ежедекадного подведения итогов со­ циалистического соревнования между цехами основного производства. Это мы делаем для того, чтобы постоян­ но сосредоточивать внимание работающих на реше­ нии наиболее актуальных в данный момент вопросов.

Долгое время головное предприятие объединения работало неритмично, с большим применением сверх­ урочных часов. На заводе было организовано сорев­ нование за ритмичную работу цехов, в которое вклю­ чились все работники. Ежедекадное подведение ито­ гов позволило организовать планомерную борьбу за выполнение заданий каждой декады. Премиальные условия соревнования также были «привязаны» к по­ казателям ритмичности по декадам.

Включившись в это соревнование, рабочие, ИТР и служащие внесли много организационных и рациона­ лизаторских предложений. Работники цеха транзис­ торных приемников, видя тяжелое положение с выполнением плана в штамповочном цехе из-за отсут­

95


ствия рабочей силы, взяли на себя обязательство на­ править в этот цех 15 рабочих, распределив их работу между собой.

В результате активного участия в этой борьбе всего коллектива завода предприятие стало работать рит­ мично.

Аналогичным образом в социалистических обяза­ тельствах конкретизировались наши задачи и по дру­ гим направлениям. Соревнование помогает решать вопросы улучшения качества продукции, повышения культуры производства, улучшения организации труда и управления и т. д.

Все это делает для нас совершенно очевидной ту истину, что в плане экономического и социального раз­ вития объединения можно и нужно намечать основные направления организации соревнования, через которые работники завода вовлекаются в управление производ­ ством. И, по-видимому, не только производством, но и всей общественной и культурной жизнью коллектива.

К числу испытанных средств организаторской и вос­ питательной работы, которые способствуют вовлече­ нию широких масс в управление производством, безу­ словно, должны быть отнесены такие, как постоянно действующие производственные совещания; участие рабочих и служащих в деятельности органов народного контроля; участие в разработке коллективных догово­ ров, в их обсуждении, в проверке выполнения этих двусторонних соглашений.

Большим стимулом в развитии технического творче­ ства новаторов является соревнование по изобрета­ тельству, рационализации и научной организации труда между цехами, отделами и отдельными работ­ никами. Мы считаем, что именно этот вид соревнова­ ния в 1972 году обеспечил коллективу Рижского радио­ завода им. А. С. Попова первые места по отраслевому управлению министерства. В течение года было внед­ рено 602 рационализаторских предложения, получен экономический эффект в сумме 1.234 тыс. рублей.

В целях выпуска продукции отличного качества, об­ легчения работы контрольного аппарата и сокращения его штатов в объединении разработано и действует положение о присвоении звания «Отличник качества».

96

Такого звания и личного клейма удостоены свыше 700 рабочих. Они свою продукцию сдают без контроля.

Учитывая требования Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистичес­ кого соревнования», мы стараемся развивать демокра­ тические основы соревнования. Привлекаем широкие массы работников объединения к разработке социа­ листических обязательств, проверке их выполнения и обсуждению итогов. Считаем, что это и является одной из форм привлечения трудящихся к решению общеза­ водских задач, к непосредственному участию в управ­ лении производством.

Сошлюсь на такой пример. В январе 1973 .года на общем собрании рабочих цеха радиофутляров_ обсуж­ дались обязательства по межцеховому соревнованию на год. На собрании рабочие внесли ряд предложений, направленных на укрепление трудовой дисциплины, изыскание резервов производства и т. д. Причем ха­ рактерно, что все эти предложения были направлены в сторону повышения обязательств.

Договорная система соревнования дает большие возможности полнее претворять в жизнь ленинские принципы: гласность, сравнимость результатов, пов­ торение лучшего опыта.

Гласность повышает инициативу работников, будит их мысль, побуждает искать новые резервы и луч­ шие приемы работы. Гласность благотворно сказы­ вается на росте политической и трудовой активности работников.

В настоящее время у нас в каждом цехе можно ви­ деть специально оборудованные стенды, витрины, от­ ражающие ход и результаты соревнования каждого рабочего, инженерно-технического работника, бригады, участка. Принцип гласности начинает действовать с момента разработки и принятия обязательств (что вве­ дено в практику сравнительно недавно) и до подведе­ ния окончательных итогов. Осуществляется это, как уже говорилось, через стенды, витрины, а также завод­ ской радиоузел и многотиражную газету «Радиотех­ ник».

От гласности неотделима и сравнимость результа­ тов. Постоянный и систематический показ текущих

7 549

97