Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
тии и даже на участке, в бригаде. Понятно, что мы должны учитывать это.
Укрепление социалистической дисциплины труда — одна из целей плана социального развития, на дости жение ее направлена широкая система воспитательных мер. В их числе — повышение уровня квалификации рабочих.
Исследования показали: чем выше общеобразова тельная и профессиональная подготовка рабочих, тем выше, как правило, дисциплина труда. В связи с этим седьмой раздел плана социального развития предпри ятия предусматривает задачи повышения культурнотехнического уровня работников. Причем, опять-таки с учетом конкретных условий данного коллектива.
Всего третий год работает новое предприятие на шего города — завод «Электростройинструмент» имени XXIV съезда КПСС. Естественно, в молодом, еще только формирующемся коллективе вопросы дисцип лины труда особенно актуальны. Подготовка новых рабочих и повышение квалификации работающих на заводе планировались с учетом технических задач, потребностей завода в специалистах.
За 1972 год непосредственно в цехах завода подго товлено 145 рабочих по различным специальностям — слесари-инструментальщики, слесари-сборщики, авто матчики и другие. Кроме того, на курсах повышения квалификации обучено 158 человек, повысили разряд более 90 человек. Экономической учебой было охваче но почти 30% работающих. Руководящие работники завода учились в институте повышения квалификации. На заводе работают курсы обучения мастеров и стар ших мастеров. 125 человек учатся заочно в высших и средних учебных заведениях. В школе мастеров зани маются 30 рабочих завода.
Принятые меры по подготовке и переподготовке спе циалистов обеспечили укомплектование цехов необхо димыми кадрами.
Точно также и на заводе доильных установок боль шинство рабочих, инженерно-технических работников и служащих учатся в различных учебных заведениях, действуют разные формы политического, экономичес
89
кого образования и повышения квалификации. Общая тенденция такова: в результате учебы многие рабочие становятся людьми более активными как в производ ственной, так и в общественной жизни. С повышением уровня знаний почти всегда связано и более твор ческое отношение к труду, ко всем явлениям нашей жизни.
На заводе трудятся около 200 инженерно-техничес ких работников. Более 70% из них — бывшие рабочие этого же предприятия, которые получили соответст вующее образование и выдвинуты командирами про изводства.
Серьезная работа с кадрами содействует тому, что завод из года в год по всей номенклатуре выполняет государственные планы и технико-экономические зада ния. В 1972 году объем выпуска валовой продукции возрос по сравнению с 1970 годом на 31,2%, произво дительность труда — на 30,9%. Весь прирост выпуска продукции достигнут за счет повышения производи тельности труда.
Мы понимаем, что для успешного выполнения пла нов социального развития необходимо постоянно улуч шать такие направления идеологической работы, как партийное просвещение, политическая информация, лекционная работа и т. д.
В текущей пятилетке городской комитет партии, первичные партийные организации особое внимание уделяют пропаганде знаний в области экономики, на уки управления и связанных с ними политических про блем.
Создана дифференцированная система экономичес кого обучения специалистов, рабочих, служащих. Эко номическая теория и практика изучаются в системе политического просвещения, на экономических факуль тетах народного университета, в школах коммунисти ческого труда. Значительно возросло количество лек ций по вопросам экономической политики партии, про читанных лекторами общества «Знание».
В Резекне мы не |
всегда |
имеем возможность |
силами своих лекторов |
и пропагандистов проводить |
|
семинары, научно-теоретические |
и методические кон |
9 0
ференции. Серьезную помощь нам оказывают ученые Академии наук Латвийской ССР, преподаватели выс ших учебных заведений, руководящие работники мини стерств. Большой популярностью пользуются «Дни науки», которые регулярно проводятся в городе по различным проблемам.
Планируя вопросы коммунистического воспитания, мы учитывали, что главная задача — добиться, чтобы воспитательная работа была не суммой случайно вы бранных мероприятий, а стройной системой, направ ленной к одной цели. А эту цель можно четко опреде лить только, исходя из подробного анализа современ ного состояния дел и тенденций развития. Именно то, что у нас еще нет возможности полностью изучить социально-демографическую структуру коллективов, эффективность воспитательной работы по отдельным социальным группам, и вызывает трудности, недоста точную обоснованность, а иногда и формальный характер в планировании вопросов идеологической работы.
Несмотря на эти трудности, мы все же считаем, что социальное планирование — задача прежде всего са мого предприятия, а решать ее нужно с помощью на учно-исследовательских учреждений.
Вот почему и у нас, и в других небольших городах республики с помощью ученых-консультантов следует готовить специалистов по социальному планированию из числа работников самих предприятий, хозяйств, служб города или района. Необходимо также обоб щить опыт и сделать доступной методику социального планирования как для предприятий, так для города или района.
Предприятие — это первичная ячейка экономичес кой и социальной жизни. Оно не может полностью ре шить многих важных для него социальных проблем —■ таких, как проблемы, связанные с транспортом, тор говлей, здравоохранением, бытовым обслуживанием, культурой. Большая часть материальных и культур ных потребностей населения удовлетворяется на уровне города. Следовательно, жизнь требует регио нальной координации планов социального развития.
91
В1971—1972 гг. под руководством горкома партии
игорисполкома разработан, принят и в настоящее время выполняется план социально-экономического развития всего города.
Комплексный план социально-экономического раз вития города позволяет яснее видеть перспективу и принимать обоснованные решения.
Контролируя ход реализации задач, намеченных в планах социально-экономического развития предприя тий и города, мы можем сказать, что в целом эти за дачи выполняются. Однако ясно видим и наши упуще ния и промахи.
Наши планы социального развития выражены в ос новном в таблицах. Практика показывает, что следует иметь текстуальные разделы плана, показывающие направления развития. Потом эти основные задачи бу дут находить отражение в виде конкретной разра ботки в перспективных и календарных планах общественных организаций.
Недостаточно глубоко мы решали вопросы рацио нального использования свободного времени. В насстоящее время одна из важнейших задач — найти пути подъема и воспитания духовных потребностей той, хотя и небольшой части людей, которые явля ются нарушителями общественного порядка, источни ком некоторой социальной дезорганизации в коллек тивах и городе.
В каждом коллективе планируется и проводится много массово-политических мероприятий, однако до сих пор недостаточно учитываются потребности и интересы некоторых категорий трудящихся, их образо вательный уровень. Мы должны настойчивее доби ваться, чтобы изучение и планирование жизни коллек тива в целом стало основой эффективной идейно воспитательной работы.
Всестороннее воспитание личности, человека комму нистического общества — главная идеологическая задача, от решения которой в значительной мере зави сит эффективность производства. Социальное плани рование позволяет более целенаправленно использо вать различные формы и средства идеологической работы.
9 2
Поэтому мы и впредь будем искать пути совершенст вования комплексного решения вопросов материаль ного производства и социального развития во имя благородной цели, которую сформулировала наша ле нинская партия: обеспечить полное благосостояние и всестороннее развитие всех членов общества.
О. к. ЛЕНЕВ,
генеральный директор Рижского производственно технического объединения «Радиотехника»
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ РАБОЧИХ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
XXIV съезд КПСС уделил особое внимание совер шенствованию системы управления экономикой, вопро сам ускорения экономического и социального разви тия. Как на важный фактор, способствующий успеху в этой работе, съезд указал на необходимость широ кого участия трудящихся в управлении производ ством.
Сама жизнь убедительно показала, что одной из действенных форм воспитания людей, вовлечения тру дящихся в управление производством является социа листическое соревнование.
Администрация, партийный комитет и комитет проф союза нашего объединения постоянно заботятся об улучшении организации социалистического соревно вания.
Мы понимаем, что ныне, в условиях научно-техни ческой революции, социалистическое соревнование призвано сыграть качественно новую роль в развитии народного хозяйства и воспитании трудящихся. Оно должно быть направлено на решение как актуальных экономических задач, так и социально-политических и идеологических задач, поставленных XXIV съездом нашей партии. В современных условиях критерием эффективности социалистического соревнования стано вится то, в какой мере оно способствует достижению экономических, социально-политических и идеологи ческих результатов.
Представляется интересным и поучительным рас
94
смотреть вопрос о том, как в нашем объединении социалистическое соревнование помогает вовлекать рабочих в управление производством, влияет на вы полнение комплексного плана экономического и соци ального развития коллектива.
У нас в объединении социалистическое соревнова ние получило широкий размах, оно стало большой си лой в борьбе коллектива за досрочное выполнение плана девятой пятилетки.
В текущем году, решающем году пятилетки, почти все труженики объединения охвачены социалистичес ким соревнованием — соревнуются 98,6% всех рабо тающих. Мы шире стали применять практику заключе ния взаимных договоров между предприятиями, це хами, участками, бригадами и отдельными рабочими.
Головным заводом объединения — Рижским ордена Трудового Красного Знамени радиозаводом им. А. С. Попова, заключен договор о социалистическом со ревновании с родственными предприятиями городов Минска, Каунаса, Таллина. Заключены также догово ры и внутри предприятий объединения — между цеха ми, участками, бригадами и отдельными работниками.
По нашему мнению, определенного внимания заслу живает практика ежедекадного подведения итогов со циалистического соревнования между цехами основного производства. Это мы делаем для того, чтобы постоян но сосредоточивать внимание работающих на реше нии наиболее актуальных в данный момент вопросов.
Долгое время головное предприятие объединения работало неритмично, с большим применением сверх урочных часов. На заводе было организовано сорев нование за ритмичную работу цехов, в которое вклю чились все работники. Ежедекадное подведение ито гов позволило организовать планомерную борьбу за выполнение заданий каждой декады. Премиальные условия соревнования также были «привязаны» к по казателям ритмичности по декадам.
Включившись в это соревнование, рабочие, ИТР и служащие внесли много организационных и рациона лизаторских предложений. Работники цеха транзис торных приемников, видя тяжелое положение с выполнением плана в штамповочном цехе из-за отсут
95
ствия рабочей силы, взяли на себя обязательство на править в этот цех 15 рабочих, распределив их работу между собой.
В результате активного участия в этой борьбе всего коллектива завода предприятие стало работать рит мично.
Аналогичным образом в социалистических обяза тельствах конкретизировались наши задачи и по дру гим направлениям. Соревнование помогает решать вопросы улучшения качества продукции, повышения культуры производства, улучшения организации труда и управления и т. д.
Все это делает для нас совершенно очевидной ту истину, что в плане экономического и социального раз вития объединения можно и нужно намечать основные направления организации соревнования, через которые работники завода вовлекаются в управление производ ством. И, по-видимому, не только производством, но и всей общественной и культурной жизнью коллектива.
К числу испытанных средств организаторской и вос питательной работы, которые способствуют вовлече нию широких масс в управление производством, безу словно, должны быть отнесены такие, как постоянно действующие производственные совещания; участие рабочих и служащих в деятельности органов народного контроля; участие в разработке коллективных догово ров, в их обсуждении, в проверке выполнения этих двусторонних соглашений.
Большим стимулом в развитии технического творче ства новаторов является соревнование по изобрета тельству, рационализации и научной организации труда между цехами, отделами и отдельными работ никами. Мы считаем, что именно этот вид соревнова ния в 1972 году обеспечил коллективу Рижского радио завода им. А. С. Попова первые места по отраслевому управлению министерства. В течение года было внед рено 602 рационализаторских предложения, получен экономический эффект в сумме 1.234 тыс. рублей.
В целях выпуска продукции отличного качества, об легчения работы контрольного аппарата и сокращения его штатов в объединении разработано и действует положение о присвоении звания «Отличник качества».
96
Такого звания и личного клейма удостоены свыше 700 рабочих. Они свою продукцию сдают без контроля.
Учитывая требования Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистичес кого соревнования», мы стараемся развивать демокра тические основы соревнования. Привлекаем широкие массы работников объединения к разработке социа листических обязательств, проверке их выполнения и обсуждению итогов. Считаем, что это и является одной из форм привлечения трудящихся к решению общеза водских задач, к непосредственному участию в управ лении производством.
Сошлюсь на такой пример. В январе 1973 .года на общем собрании рабочих цеха радиофутляров_ обсуж дались обязательства по межцеховому соревнованию на год. На собрании рабочие внесли ряд предложений, направленных на укрепление трудовой дисциплины, изыскание резервов производства и т. д. Причем ха рактерно, что все эти предложения были направлены в сторону повышения обязательств.
Договорная система соревнования дает большие возможности полнее претворять в жизнь ленинские принципы: гласность, сравнимость результатов, пов торение лучшего опыта.
Гласность повышает инициативу работников, будит их мысль, побуждает искать новые резервы и луч шие приемы работы. Гласность благотворно сказы вается на росте политической и трудовой активности работников.
В настоящее время у нас в каждом цехе можно ви деть специально оборудованные стенды, витрины, от ражающие ход и результаты соревнования каждого рабочего, инженерно-технического работника, бригады, участка. Принцип гласности начинает действовать с момента разработки и принятия обязательств (что вве дено в практику сравнительно недавно) и до подведе ния окончательных итогов. Осуществляется это, как уже говорилось, через стенды, витрины, а также завод ской радиоузел и многотиражную газету «Радиотех ник».
От гласности неотделима и сравнимость результа тов. Постоянный и систематический показ текущих
7 — 549 |
97 |