Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
темпов технического прогресса и роста производитель ности труда, улучшение качества выпускаемой продук ции. Нашли свое отражение и многие другие задачи, без решения которых немыслимо осуществить нашу социальную программу: совершенствование организа ции труда и управления производством, повышение уровня механизации и автоматизации, сокращение тя желого и ручного труда, улучшение условий труда и быта; повышение квалификации, образовательного и культурного уровня работников, организация их до суга и отдыха; улучшение организации социалистичес кого соревнования, укрепление трудовой и государ ственной дисциплины; повышение эффективности пропаганды и агитации, роли трудового коллек тива в коммунистическом воспитании трудящихся и другие.
Вопросы, в той или иной мере затрагивающие сферу социальной жизни коллектива (а таких вопросов очень много), постоянно находятся в центре внимания пар тийного комитета и цеховых парторганизаций. Они ре гулярно обсуждаются на заседаниях парткома, на собраниях коммунистов, семинарах и совещаниях партийного актива, изучаются в системе партийного образования.
За первые два года пятилетки только на заседаниях парткома были рассмотрены, например, следующие вопросы:
—о плане социального развития коллектива на 1971—1975 гг.;
—итоги аттестации инженерно-технических работ ников и задачи партийных организаций по улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров;
—о ходе внедрения автоматической системы управ ления (АСУП);
—о состоянии трудовой дисциплины в коллективах цехов и отделов и мерах по ее укреплению;
—о мерах по улучшению охраны труда и техники
безопасности;
—о повышении роли рабочих собраний;
—о мерах по повышению уровня автоматизации и механизации технологических процессов в цехе № 1;
71
—о плане экономического образования на 1972— 1973 годы;
—о работе профсоюзного комитета по привлечению трудящихся к управлению производством.
За каждым из обсужденных вопросов, безусловно, стоит немалая организаторская и воспитательная ра бота коммунистов, профсоюзных и комсомольских ак тивистов, руководящих кадров предприятия.
Несмотря на ряд трудностей в нашей работе, мы сегодня с удовлетворением можем отметить, что ос новные мероприятия и контрольные цифры первых двух лет нашего плана социального развития выпол нены.
Закончено строительство новых производственных корпусов. Начата реконструкция цехов и участков первой очереди завода.
За эти два года значительно возрос уровень техни ческой оснащенности производства. Внедрены новые технологические процессы, высокопроизводительное оборудование. Освоено серийное производство ряда новых полупроводниковых приборов и интегральных схем.
Только в 1972 году рост объема производства по сравнению с предыдущим годом составил около 29%. Весь прирост был обеспечен за счет повышения про изводительности труда на основе технического про гресса.
Первые группы молодых рабочих и специалистов вселились в только что выстроенное 12-этажное обще житие на улице Ленина.
Расширяются базы отдыха. Скоро на предприятии будет начато строительство двух новых кафе-столовых на 300 и 500 посадочных мест.
По инициативе партийного комитета внедрена под система учета кадров на электронно-вычислительной машине «Минск-32». Это позволяет нам сейчас иметь подробную социально-демографическую характерис тику коллектива. Мы более четко увидели его особен ности. А это очень важно для нас. Глубокое и разно стороннее знание социальной структуры коллектива позволяет вести партийно-политическую, идейно-воспи
7 2
тательную работу более конкретно и дифференциро ванно.
Имея на вооружении вычислительную технику, мы получили возможность расширить и нашу программу социологических исследований. Проведен уже ряд ис следований. Последнее из них касалось бюджета вре мени рабочих и инженерно-технических работников. Это большая и кропотливая работа. Она выполнена методическим советом нашего парткабинета в содру жестве с преподавателями Латвийского государствен ного института физической культуры.
Главная цель исследования состояла в том, чтобы установить объем свободного времени наших тружени ков, его структуру и на этой основе определить пути и меры управления свободным временем. Свободное время — наше богатство. Надо все более рационально использовать его. Это — вопрос о расширенном вос производстве духовных сил общества, одно из условий всестороннего развития творческих способностей каж дого советского человека.
Примечательно то, что аналогичные исследования проводились одновременно на многих других пред приятиях и в учреждениях города Риги. Мы получили возможность сравнить данные по нашему коллективу со средними данными по городу.
Итоги исследования доказали необходимость совер шенствования структуры свободного времени за счет повышения в нем удельного веса его активной части: расхода времени на учебу, чтение, общественную ра боту, творческую деятельность и любительский труд. В то же время исследование выявило возможность увеличения объема свободного времени, что также крайне важно и нужно. Однако для этого, как мы ви дим, многие проблемы должны решаться в масштабе всего города.
Два примера.
Работники завода тратят на переезд от дома до места работы сравнительно много времени. И это по нятно: лишь половина наших работников живет в Пролетарском районе, остальные в Задвинье, в Мос ковском районе и т. д. Около 50% работающих затра чивают на переезд от дома до места работы более
73
часа, 10% — более двух часов. Это лишний раз гово рит о необходимости не только улучшения работы городского транспорта, но и строительства жилых домов в районе завода.
Исследование показало, что женщина-работница только на покупку товаров и приготовление пищи, при общих затратах на домашний труд 28,8 часа в неделю, расходует до 16 часов. Требуется расширять торговлю по предварительным заказам, увеличить выпуск пище вых полуфабрикатов и концентратов и т. д.
Сейчас, когда ставится вопрос о планировании со циального развития целых административных райо нов и городов, необходимо планы социального разви тия производственных коллективов увязывать с пла нами района и города.
В общем, проблем немало, и впереди большая ра бота, которую надо вести широким фронтом. Она, безу словно, потребует значительных усилий на многих участках, на многих направлениях. И задачу партий ного руководства мы видим прежде всего в рациональ ной расстановке сил коммунистов, обеспечении пар тийного влияния на всех решающих участках работы, в подборе, подготовке и воспитании партийного, проф союзного и комсомольского актива.
Изучение состояния дел в коллективах различных цехов, отделов, участков, бригад показывает, что уро вень жизнедеятельности коллективов тем выше, чем ак тивнее работают там партийные организации и их группы, профсоюзные и комсомольские организации и их группы, школы и семинары систем партийного об разования, комсомольской политучебы, группы полит информаторов, агитколлективы, редколлегии стенных газет, постоянно действующие производственные сове щания, общественные отделы кадров, бюро экономи ческого анализа, органы народного контроля и многие другие органы, действующие на общественных нача лах, через которые рабочие и инженерно-технические работники привлекаются к участию в общественной работе, к управлению производством и которые слу жат делу воспитания, всестороннего развития творчес ких способностей членов коллективов.
Для того, чтобы в коллективах все эти органы были
74
жизнедеятельными, нужно совершенствовать подго товку и воспитание их организаторов, их руководи телей. Поэтому работе с кадрами мы уделяем большое внимание.
Второй учебный год действует в системе партийного образования семинар секретарей цеховых парторгани заций «Вопросы партийного строительства и партий ной работы в коллективе». Опыт убедил нас, что это очень важное и нужное дело. Сейчас начинает свою работу такой же семинар для председателей цеховых профсоюзных комитетов. Планируем создание семи нара с периодичностью занятий два раза в месяц для секретарей цеховых комсомольских организаций, а также для заместителей секретарей цеховых парт организаций по идеологической работе и руководи телей агитколлективов. Принимаем меры к улуч шению учебы редакторов стенных газет и других ак тивистов.
Но сделано в этом направлении пока далеко не все. Неплохо бы на отделениях факультета партийно-хо зяйственного актива и на общих факультетах универ ситета марксизма-ленинизма нашего горкома партии отвести достаточное количество часов для изучения вопросов, связанных с организационной и идейно-вос питательной работой в трудовом коллективе.
К сожалению, со стороны отдельных хозяйственных руководителей не только предприятий, но также ведомств и министерств пока не проявляется должной заботы о создании необходимых и, прежде всего, мате риальных условий для реализации планов социального развития коллективов.
В случае малейшей заминки с поставкой продукции или оборудования, министерство и главк бьют тревогу, заводу предъявляют серьезные претензии. Но еще никто ни разу не потребовал от наших хозяйственных руководителей объяснений по поводу срыва сроков строительства столовых, отсутствия клуба, красных уголков, медленных темпов строительства жилья, дет ских учреждений, баз отдыха.
Существуют общепринятые государственные нормы и правила: строительные, санитарные и другие. Однако их соблюдение не контролируется должным образом
75
ни главком, ни министерством. Мы считаем, что планы социального развития коллективов предприятий дол жны быть возведены в ранг государственного плана, ибо это дело крайне важное, государственное.
Эту мысль не следует толковать как попытку снять с партийных организаций ответственность за реализа цию планов экономического и социального развития. Мы лишь выступаем за то, чтобы и здесь строго соб людались ленинские принципы единства решения хо зяйственных и политических задач коммунистического строительства. Вопросы социального развития,безу словно, должны решаться в комплексе с вопросами экономического и технического развития предприятия.
В. Ф. РЕЙНГОЛЬД,
директор Рижской ордена Трудового Красного Знамени чулочной фабрики «Аврора»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ПЛАНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
На нашем предприятии в настоящее время дейст вует план экономического и социального развития на 1971—1975 годы. Он был разработан в 1970 году. План
обсужден в |
коллективе, одобрен партийным бюро |
и комитетом |
профсоюзной организации, утверж |
ден Министерством легкой промышленности респуб лики.
План экономического и социального развития фаб рики «Аврора» является составной частью плана эко номического и социального развития Ленинского района города Риги на 1971—1975 годы, который ут вержден в 1972 году на сессии районного Совета депу татов трудящихся.
Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями о том, как выглядит один из разделов плана — пятый раз дел, посвященный планомерным изменениям профес сионально-квалификационной структуры коллектива, повышению уровня общего и специального образова ния работников фабрики.
Несколько предварительных замечаний.
У нас, как и всюду, основой изменений в професси онально-квалификационной структуре коллектива яв ляется технический прогресс. За восьмую пятилетку было введено в эксплуатацию 1429 единиц нового оборудования, большая часть которого пошла на за мену старого. По уровню технической оснащенности, состоянию организации производства фабрика стала
77
одним из передовых чулочных производств нашей страны.
В нынешней пятилетке на фабрике продолжается внедрение новой техники и технологии, идет дальней шая механизация и автоматизация производства. Толь ко нового технологического оборудования взамен ста рого, физически и морально устаревшего, предусмот рено внедрить в течение текущего пятилетия около 400 единиц. Продолжается модернизация действую щего оборудования, совершенствование и внедрение новой прогрессивной технологии, внедрение научной организации производства и автоматизированной сис темы управления производством.
Объем производства на нашем предприятии неук лонно растет. Вот некоторые цифры. Если в 1968 году было выпущено 54,4 миллиона пар чулочно-носочных изделий, то в 1972 году уже 60,3 миллиона пар, а план на 1975 год предусматривает произвести не менее 64 миллионов пар. В то же время численность рабо тающих на фабрике сокращается.
Численность промышленно-производственного персо нала на фабрике сократилась за последние три года восьмой пятилетки на 7,6%. Этот процесс продолжа ется и в нынешней пятилетке. Все это, естественно, приводит к заметным изменениям в структуре коллек тива предприятия.
Нашим пятилетним планом экономического и соци ального развития предусмотрено увеличить число ра бочих, занятых механизированным и автоматизирован ным трудом, с 46,7% до 52,7%, в том числе в основном производстве с 49,9% до 53,4%.
Может возникнуть вопрос: как же так? Почему при сравнительно высоком уровне технической оснащен ности на фабрике довольно низок процент работаю щих, которые заняты механизированным и автомати зированным трудом?
Дело в следующем. По действующим инструкциям труд рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом машин, автоматов, приборов, считается немеханизиро ванным. И труд помощника мастера — а их у нас более трехсот человек — определяется как немехани зированный. Какой бы высокой ни была квалификация
78
поммастера, занятого наладкой чулочных автоматов, отделочных агрегатов и другого технологического обо рудования, этот человек по статистике проходит как лицо, занятое немеханизированным трудом.
То же самое можно сказать о слесарях-ремонтни- ках технологического оборудования, электриках и при бористах, обслуживающих сложные приборы и авто матику. При все большей насыщенности новой техни кой эта категория рабочих увеличивается. И наоборот, число основных рабочих, занятых производством про дукции на технологическом оборудовании, что счита ется механизированным трудом, с ростом производи тельности труда сокращается.
Этот процесс, как видим, не всегда находит долж ное отражение в статистике, но существо дела от это го, конечно, не меняется. Налицо рост удельного веса высококвалифицированных работников.
Вместе с этим, мы далеки от мысли, что с механи зацией и автоматизацией производственных процессов на фабрике все обстоит благополучно. Изучение поло жения показало, какими именно участками производ ства нужно заняться в первую очередь. И это преду смотрено в плане.
Низка степень механизации труда во вспомогатель ном производстве, но пока мы можем планировать ее увеличение с 19,7% лишь до 20,8%. Многое в этом вопросе нам еще предстоит решить.
В основном производстве в области механизации труда главное, над чем мы сейчас работаем, — это механизация малопроизводительного ручного труда контролеров качества готовых изделий. Полагаем, что
втекущей пятилетке эту проблему частично решим. Тяжелого ручного труда на фабрике уже длитель
ное время нет.
Высококвалифицированным и квалифицированным трудом в 1970 году было занято 60,8% рабочих, а в 1975 году будет занято 63,5%, т. е. на 2,7% больше. Соответственно сократится процент рабочих, занятых малоквалифицированным и неквалифицированным трудом.
Внедрение новой техники и технологии, дальнейшее повышение уровня механизации и автоматизации
79
производственных процессов приводит к существенным изменениям в характере труда рабочих. План экономи ческого и социального развития коллектива предприя тия, конечно же, должен отражать и отражает эти процессы.
Например, никак нельзя равнять нынешних вязаль щиц с теми работницами, которые были вязальщицами лет 10—15 назад. Уровень их квалификации резко по высился. Сегодня вязальщица обслуживает несколько автоматов, дает продукции значительно больше и луч шего качества, чем это было в прошлом.
От некоторых профессий остались, собственно, одни названия, а существо их стало совершенно иным. Ха рактерен, скажем, пример с профессией кеттелыцицы. Труд кеттелыцицы на прежних кеттельных машинах был физически не тяжелым, но в то же время доста точно изнурительным, он требовал большого напряже ния зрения, работница должна была каждую ранжеечную петлю чулка или носка вручную надеть на иглу цоколя машины. В 1968—1970 годах прежние кеттельные машины были заменены на новые автома ты «Россо», на которых надевание петель на иглы происходит автоматически, сшивка изделий произво дится так называемым методом «слепой кеттелевки». Тем самым ликвидирована утомительная напряжен ность труда.
Значительно изменился характер труда запарщиц, работающих на унифицированных красильно-формиро вочных агрегатах-полуавтоматах «УКФ-60». А помощ ник мастера, обслуживающий эти агрегаты, должен не только знать в совершенстве сам агрегат, но и иметь определенные познания в технологии крашения, в теп лотехнике, хорошо разбираться в электротехнике. Уро вень его квалификации не идет ни в какое сравнение с квалификацией прежнего поммастера красильно-от делочного производства.
Отсюда ясно, насколько необходимо проявлять по стоянную заботу о систематическом повышении квали фикации кадров. В плане социального развития фаб рики на 1971—1975 годы об этом сказано коротко: обеспечить повышение квалификации 75% рабочих.
За годы прошлой пятилетки через школы передовых
80