Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
итогов представляет собой важное условие соревно вания.
Научно-технический прогресс, глубокие сдвиги в экономике и характере труда, комплексное решение производственных задач неизмеримо повышают значе ние опыта — как отдельных передовиков производ ства, так и целых коллективов.
У нас много примеров, когда достижения одного работника становятся достоянием многих, достижения одного коллектива — достоянием других. Но для этого надо в практике соревнования по-настоящему заботиться о распространении передового опыта.
Приведу характерный пример. В 1972 году шлифов щица цеха радиофутляров Елена Дылба сумела за счет лучшей организации своего рабочего места и ра ционального использования рабочего времени резко повысить производительность труда. Ее опыт был под хвачен и распространен на других участках. Она неод нократно выступала перед рабочими и делилась своим опытом. О ее достижениях сообщалось через завод ской радиоузел и газету. В результате коллектив ее бригады улучшил свои показатели и добился звания «Коллектив коммунистического труда». Таких приме ров у нас много.
Тот факт, что в сознании рабочего укрепляется чувство ответственности за предприятие, что типичным явлением становится хозяйское отношение рядовых тружеников к порученному делу, в конечном счете вну шительно проявляется в общих производственных ус пехах коллектива.
Во втором году пятилетки коллектив объединения полностью справился со своими социалистическими обязательствами. План реализации продукции был выполнен на 102,5%. По сравнению с 1971 годом про изводительность труда возросла на 7,6%, при росте средней заработной платы на 3,3%• 97,8% прироста объема производства в 1972 году было получено за счет повышения производительности труда. 67% всех рабочих-сделыциков план двух лет пятилетки выпол нили досрочно. В начале 1973 года более 140 рабо чих уже трудились в счет 1974 года. Рабочие объеди нения в 1972 году сэкономили 2 млн. нормо-часов.
98
За этот же период завод четырежды завоевывал в со ревновании пяти городов первое место.
Все это стало возможным в результате широко ор ганизованного социалистического соревнования, повы шения производственной активности трудящихся и при влечения их к участию в управлении производством.
Социалистическое соревнование, мобилизуя массы трудящихся на лучшее решение повседневных хозяйст венных задач, является, в свою очередь поприщем, на котором должны выдвигаться наверх, в дело уп равления, организаторские таланты. Выдвигаясь, та ким образом, они попадают в сферу управления, ста новятся сами руководителями производства. Так что и в этом направлении социалистическое соревнование оказывает прямое воздействие на социальную струк туру коллектива, видоизменяя ее.
Можно привести множество фактов такого рода и из жизни нашего коллектива.
У нас сейчас работает старшим мастером ведущего цеха Ливия Курциня. 12 лет назад она начинала работу на заводе ученицей, затем работала монтаж ницей. Л. Курциня, проявляя в соревновании свои организаторские способности, поднималась и по слу жебным ступенькам. Она стала инженерно-техничес ким работником. Росла и политически: была делега том XXIV съезда КПСС, избрана депутатом город ского Совета.
От рабочего до начальника производства завода вы рос Янис Кюрзен. Ему присвоено звание Героя Социа листического Труда.
Социалистическое соревнование влияет на измене ние социальной структуры коллектива и по другим направлениям. Более того, само планирование и вы полнение комплексных планов экономического и соци ального развития находится во взаимосвязи с резуль татами социалистического соревнования отдельных лиц и коллективов.
К примеру, вопросы повышения квалификации и уровня образования кадров являются элементами социального развития коллектива; в то же время они включаются в обязательства, которые берутся рабо
7* |
99 |
чими, инженерно-техническими работниками и служа щими при заключении договоров социалистического соревнования.
В разработанном на радиозаводе им. А. С. Попова комплексном плане экономического и социального развития на 1971—1975 гг. по упомянутым элементам социального развития предусмотрено: обеспечить по вышение квалификации на производственно-техничес ких курсах, курсах целевого назначения, в школах пе редовых методов труда, в порядке обучения вторым и совмещаемым профессиям, а также в вечерних город ских профессионально-технических училищах 2600 че ловек. За два года второй пятилетки, выполняя свои социалистические обязательства, на заводе уже повы сили квалификацию свыше тысячи человек. Таким об разом, получается, что эти люди, успешно выполняя свои обязательства в социалистическом соревновании, вместе с тем обеспечили выполнение плана социаль ного развития по данному вопросу.
Планом предусматривается обучение в течение пяти летки в школах рабочей молодежи 300 человек, в ву зах и техникумах — 350 человек. Эти задания также успешно выполняются: в 1972 году вузы и техникумы окончили около 50 человек и в 1972—1973 учебном году в них обучается свыше 300 человек. Ежегодно 60 человек получают аттестаты зрелости в школах ра бочей молодежи, 280 человек обучаются в них в нас тоящее время.
Наконец, хотелось бы отметить, что социалистичес кое соревнование не только оказывает прямое воздей ствие на выполнение комплексных планов экономи ческого и социального развития, но и может способ ствовать последующим корректировкам их в сторону более быстрого достижения намеченных показателей.
Развитому социалистическому обществу в полной мере должны соответствовать и новые формы участия трудящихся в управлении производством. Одна из важнейших форм — социалистическое соревнование, которое необходимо совершенствовать и впредь.
Залогом дальнейшего повышения эффективности социалистического соревнования служит неиссякаемая энергия и творчество трудящихся масс.
я. А. СТРАУТНИЕКС,
главный инженер Рижского ордена Ленина государственного электротехнического завода ВЭФ
имени В. И. Ленина
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Одной из важнейших особенностей осуществляемого в нашей стране в условиях развитого социализма экономического и социального прогресса является все возрастающий подъем трудовой творческой инициа тивы миллионов людей.
Это хорошо видно на примере коллектива завода ВЭФ. Коллектив вэфовцев — это реальный социаль ный организм, жизнь которого многогранна и практи чески затрагивает почти все стороны бытия каждого члена этого коллектива.
Все это отражено в плане социального развития коллектива завода.
Один из разделов плана озаглавлен «Развитие об щественной активности и формирование коммунисти ческих отношений в коллективе». В нем предусматри вается комплекс мероприятий, направленных на акти визацию политико-воспитательной работы, развитие социалистического соревнования, рационализации и изобретательства, повышение роли трудящихся в уп равлении производством, укреплении трудовой дис циплины, активизацию всей культурно-массовой работы. В плане содержатся мероприятия, направлен ные на совершенствование структуры свободного вре мени вэфовцев, их всестороннее развитие.
Понятие трудовой активности работающих включает в себя борьбу за выполнение и перевыполнение производственного плана, принятие повышенных
101
обязательств, борьбу за высокое качество продукции, участие в трудовых починах, в рационализаторском и изобретательском творчестве, в общественном смотре резервов производства.
Одной из форм проявления производственной актив ности трудящихся стало социалистическое соревнова ние, которое представляет собой могучий, неиссякае мый поток народной инициативы.
На заводе ВЭФ организовано внутризаводское со циалистическое соревнование между цехами и участ ками, а также между рабочими ведущих специаль ностей.
В целях мобилизации работающих на успешное вы полнение планов и социалистических обязательств 1973 года на заводе было принято совместное поста новление партийного, профсоюзного, комсомольского комитетов и администрации «О развертывании социа листического соревнования коллективов цехов, отде лов, рабочих, инженерно-технических работников и служащих за досрочное выполнение государственного плана третьего, решающего года девятой пятилетки».
Включившись в соревнование, коллектив завода по ставил перед собой задачу — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами, сделать этот год пятилетки годом ударного труда.
Высшая форма соревнования — движение за ком мунистическое отношение к труду характеризуется следующими данными.
1.Соревнуются индивидуально 93,2% работающих
2.Соревнуются за звание «Коллектив коммунистического
труда» |
80 |
коллективов |
3. Присвоено звание «Удар |
|
|
ник |
коммунистического |
человек |
труда» |
5125 |
|
4. Присвоено звание «Коллек |
|
|
тив коммунистического тру |
коллективам |
|
да» |
62 |
|
На заводе |
стало традицией в день рождения |
В. И. Ленина проводить слет передовиков соревнова ния за коммунистическое отношение к труду.
102
В цехах и отделах предприятия активизировалась работа по повышению культуры и эстетики производ ства. Коллектив завода взял повышенные социалис тические обязательства на присвоение заводу звания «Предприятие высокой культуры производства». В со циалистическом соревновании за звание «Отдел (цех, участок) высокой культуры производства» участвуют все подразделения завода. На заседаниях завкома профсоюза ежемесячно подводятся итоги этого соревно вания. Звание «Подразделение высокой культуры производства» завоевали уже 60 коллективов завод ских подразделений.
На протяжении ряда лет продолжается социалисти ческое соревнование по профессиям. Десяти рабочим, ИТР и служащим предприятия присвоено звание «Луч ший рабочий (ИТР) по профессии Министерства». Ра бочие завода участвуют в соревновании за звание «Лучший рабочий отрасли в Латвийской ССР». В 1972 году этого звания удостоены 16 вэфовцев.
Соревнованием за звание «Лучший по профессии на заводе» охвачено 73% работающих. Ежегодно это звание присваивается 960—980 труженикам предприя тия.
В соревновании за звание «Лучший молодой рабо чий» участвует ежегодно 72% молодежи.
Очень интересной и эффективной формой соревно вания являются конкурсы мастерства, проводимые непосредственно на производственных участках. В 1972 году было проведено 11 таких конкурсов — среди молодых монтажников, операторов, конструкторов, регулировщиков, слесарей, намотчиц.
При организации социалистического соревнования на заводе большое внимание уделяется гласности, сравнимости результатов, распространению передового опыта.
В целях обеспечения оперативности и наглядности при подведении итогов социалистического соревнова ния используется электронная вычислительная ма шина.
Вывешиваются выданные вычислительным центром завода печатные табуляграммы непосредственно на стендах в цехах. Каждый рабочий видит свой план,
103
ход его выполнения и может сравнить его с ходом выполнения плана другими рабочими.
При организации социалистического соревнования очень важными являются вопросы не только мораль ного стимулирования, которое осуществляется на за воде (имеется Доска передовиков производства и Га лерея героев труда; имена передовиков заносятся в Книгу Почета, передовикам выдаются свидетельст ва), — но и материального поощрения. Весьма важно, чтобы рабочий и его товарищи знали, за что он полу чает материальное поощрение. Между тем бывают случаи, когда премии по итогам социалистического соревнования выплачиваются вместе с зарплатой, и рабочий порой даже не знает, что его ударный труд отмечен премией.
В новых «Условиях социалистического соревнова ния», принятых на заводе, указывается, что премиро вание по итогам социалистического соревнования должно проводиться на торжественных собраниях, по священных подведению итогов работы в цехах и от делах, с вручением премий передовым работникам.В торжественной обстановке вручается также вознаграж дение по итогам года (13-я зарплата).
В. И. Ленин говорил, что коммунизм можно пост роить «... не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности,на хозяйственном расчете»1. Исходя из этого указания, мы и строим свою практическую работу, стремясь обеспечить правильное сочетание и взаимодействие моральных и материальных стимулов.
На заводе ширится движение за звание «Отличник качества». В 1972 году этого звания добились 330 чело век.
В творческом поиске принимают участие тысячи ра бочих, ИТР и служащих.
Заслуживает внимания инициатива коммуниста полировщика цеха малярно-гальванических покрытий Эдвина Копиныпа •— добиваться роста производитель ности труда на каждом рабочем месте. В цехах завода
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 151.
104
имеются последователи этого почина — 250 рабочих. За один год они сэкономили 100 тысяч нормо-часов.
Очень важным показателем трудовой активности коллектива завода ВЭФ является участие в рациона лизации и изобретательстве. Сейчас на предприятии более 1330 рационализаторов и изобретателей. Среди них можно отметить рационализаторов Л. М. Жилину, М. Т. Калныньша, В. В. Стубайло, У. Ю. Бриедиса и др. От внедрения поданных ими предложений получен экономический эффект более 75 тыс. рублей.
На заводе есть знаменитые изобретатели, которым присвоено звание «Заслуженный изобретатель респуб лики». Это Т. Я. Розитис, Д. М. Рекис и др.
Согласно плану социального развития за пятилетку число рационализаторов и изобретателей увеличится на 20%. Количество внедренных предложений предпо лагается довести до 6300 при экономическом эффекте 7 млн. 300 тыс. рублей.
Несмотря на хорошие результаты работы коллек тива в этом направлении, все же круг лиц, участвую щих в рационализаторском творчестве, довольно ог раничен. Незначительно число изобретателей и рацио нализаторов среди молодых рабочих.
Привлечение к рационализации и изобретательству как можно большего числа работающих очень важно с социальной точки зрения, т. к. именно рабочие-раци онализаторы трудятся наиболее сознательно, наиболее
удовлетворены своим трудом, |
что весьма |
существенно |
и для закрепления кадров на предприятии. |
проводится |
|
На протяжении ряда лет |
на заводе |
общественный смотр резервов производства. В ходе смотра поступает много весьма ценных предложений. Почти каждый вэфовец — участник смотра. В завод ской многотиражной газете «Вэфовец» регулярно пе чатаются сводки, отражающие ход этого смотра, а также показатели рационализаторской и изобретатель ской работы в цехах и отделах.
Все перечисленные выше формы трудовой актив ности вэфовцев способствуют достижению большей удовлетворенности трудом. Возможность творчески трудиться — один из важных факторов, влияющих на выбор профессии.
105
Стремительные темпы научно-технического и соци ального прогресса, которые характеризуют современ ный этап развития советского общества, поднимают на новую ступень значение воспитания в каждом тру женике идейной зрелости, коммунистической убежден ности, высоких моральных качеств. Это требует усиле ния работы по формированию нового человека, вос питанию советских людей в духе коммунистических идеалов, значительного повышения общественного сознания.
План социального развития определяет рост общест венно-политической активности вэфовцев через их участие в работе общественных организаций, в общест венных формах управления предприятием, а также через их отношение к общественной работе, участие в активном процессе самообразования в сети политпро свещения, в овладении экономическими знаниями.
На пути строительства коммунизма особую ценность приобретают общественная работа, научная, техничес кая, творческая самодеятельность.
На заводе ВЭФ, по данным исследований, около 70% работающих занимаются общественной работой: некоторая часть находится на выборных должностях, другие имеют разовые общественные поручения. Среди них большой круг лекторов общества «Знание», школ коммунистического труда и рабочих лекториев.
Большой вклад в осуществление стоящих перед нами задач вносят школы коммунистического труда. Они являются одной из форм массово-политической ра боты среди тружеников предприятия. На заводе рабо тает более 30 школ коммунистического труда, свыше 20 рабочих лекториев.
Партийный комитет завода принимает меры по по вышению идейного и научного уровня лекционной про паганды. По его планам созданы лектории в отделе технических исследований, отделе главного технолога, в службах обеспечения. Школы молодого лектора за три года окончит около 40 человек. В 1973 году при парткоме создана школа по научному атеизму. Дейст вует, как и в прежние годы, институт политинформа торов.
Все больше возрастает роль, которую играют на за
106