Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

итогов представляет собой важное условие соревно­ вания.

Научно-технический прогресс, глубокие сдвиги в экономике и характере труда, комплексное решение производственных задач неизмеримо повышают значе­ ние опыта — как отдельных передовиков производ­ ства, так и целых коллективов.

У нас много примеров, когда достижения одного работника становятся достоянием многих, достижения одного коллектива — достоянием других. Но для этого надо в практике соревнования по-настоящему заботиться о распространении передового опыта.

Приведу характерный пример. В 1972 году шлифов­ щица цеха радиофутляров Елена Дылба сумела за счет лучшей организации своего рабочего места и ра­ ционального использования рабочего времени резко повысить производительность труда. Ее опыт был под­ хвачен и распространен на других участках. Она неод­ нократно выступала перед рабочими и делилась своим опытом. О ее достижениях сообщалось через завод­ ской радиоузел и газету. В результате коллектив ее бригады улучшил свои показатели и добился звания «Коллектив коммунистического труда». Таких приме­ ров у нас много.

Тот факт, что в сознании рабочего укрепляется чувство ответственности за предприятие, что типичным явлением становится хозяйское отношение рядовых тружеников к порученному делу, в конечном счете вну­ шительно проявляется в общих производственных ус­ пехах коллектива.

Во втором году пятилетки коллектив объединения полностью справился со своими социалистическими обязательствами. План реализации продукции был выполнен на 102,5%. По сравнению с 1971 годом про­ изводительность труда возросла на 7,6%, при росте средней заработной платы на 3,3%• 97,8% прироста объема производства в 1972 году было получено за счет повышения производительности труда. 67% всех рабочих-сделыциков план двух лет пятилетки выпол­ нили досрочно. В начале 1973 года более 140 рабо­ чих уже трудились в счет 1974 года. Рабочие объеди­ нения в 1972 году сэкономили 2 млн. нормо-часов.

98

За этот же период завод четырежды завоевывал в со­ ревновании пяти городов первое место.

Все это стало возможным в результате широко ор­ ганизованного социалистического соревнования, повы­ шения производственной активности трудящихся и при­ влечения их к участию в управлении производством.

Социалистическое соревнование, мобилизуя массы трудящихся на лучшее решение повседневных хозяйст­ венных задач, является, в свою очередь поприщем, на котором должны выдвигаться наверх, в дело уп­ равления, организаторские таланты. Выдвигаясь, та­ ким образом, они попадают в сферу управления, ста­ новятся сами руководителями производства. Так что и в этом направлении социалистическое соревнование оказывает прямое воздействие на социальную струк­ туру коллектива, видоизменяя ее.

Можно привести множество фактов такого рода и из жизни нашего коллектива.

У нас сейчас работает старшим мастером ведущего цеха Ливия Курциня. 12 лет назад она начинала работу на заводе ученицей, затем работала монтаж­ ницей. Л. Курциня, проявляя в соревновании свои организаторские способности, поднималась и по слу­ жебным ступенькам. Она стала инженерно-техничес­ ким работником. Росла и политически: была делега­ том XXIV съезда КПСС, избрана депутатом город­ ского Совета.

От рабочего до начальника производства завода вы­ рос Янис Кюрзен. Ему присвоено звание Героя Социа­ листического Труда.

Социалистическое соревнование влияет на измене­ ние социальной структуры коллектива и по другим направлениям. Более того, само планирование и вы­ полнение комплексных планов экономического и соци­ ального развития находится во взаимосвязи с резуль­ татами социалистического соревнования отдельных лиц и коллективов.

К примеру, вопросы повышения квалификации и уровня образования кадров являются элементами социального развития коллектива; в то же время они включаются в обязательства, которые берутся рабо­

7*

99


чими, инженерно-техническими работниками и служа­ щими при заключении договоров социалистического соревнования.

В разработанном на радиозаводе им. А. С. Попова комплексном плане экономического и социального развития на 1971—1975 гг. по упомянутым элементам социального развития предусмотрено: обеспечить по­ вышение квалификации на производственно-техничес­ ких курсах, курсах целевого назначения, в школах пе­ редовых методов труда, в порядке обучения вторым и совмещаемым профессиям, а также в вечерних город­ ских профессионально-технических училищах 2600 че­ ловек. За два года второй пятилетки, выполняя свои социалистические обязательства, на заводе уже повы­ сили квалификацию свыше тысячи человек. Таким об­ разом, получается, что эти люди, успешно выполняя свои обязательства в социалистическом соревновании, вместе с тем обеспечили выполнение плана социаль­ ного развития по данному вопросу.

Планом предусматривается обучение в течение пяти­ летки в школах рабочей молодежи 300 человек, в ву­ зах и техникумах — 350 человек. Эти задания также успешно выполняются: в 1972 году вузы и техникумы окончили около 50 человек и в 1972—1973 учебном году в них обучается свыше 300 человек. Ежегодно 60 человек получают аттестаты зрелости в школах ра­ бочей молодежи, 280 человек обучаются в них в нас­ тоящее время.

Наконец, хотелось бы отметить, что социалистичес­ кое соревнование не только оказывает прямое воздей­ ствие на выполнение комплексных планов экономи­ ческого и социального развития, но и может способ­ ствовать последующим корректировкам их в сторону более быстрого достижения намеченных показателей.

Развитому социалистическому обществу в полной мере должны соответствовать и новые формы участия трудящихся в управлении производством. Одна из важнейших форм — социалистическое соревнование, которое необходимо совершенствовать и впредь.

Залогом дальнейшего повышения эффективности социалистического соревнования служит неиссякаемая энергия и творчество трудящихся масс.


я. А. СТРАУТНИЕКС,

главный инженер Рижского ордена Ленина государственного электротехнического завода ВЭФ

имени В. И. Ленина

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Одной из важнейших особенностей осуществляемого в нашей стране в условиях развитого социализма экономического и социального прогресса является все возрастающий подъем трудовой творческой инициа­ тивы миллионов людей.

Это хорошо видно на примере коллектива завода ВЭФ. Коллектив вэфовцев — это реальный социаль­ ный организм, жизнь которого многогранна и практи­ чески затрагивает почти все стороны бытия каждого члена этого коллектива.

Все это отражено в плане социального развития коллектива завода.

Один из разделов плана озаглавлен «Развитие об­ щественной активности и формирование коммунисти­ ческих отношений в коллективе». В нем предусматри­ вается комплекс мероприятий, направленных на акти­ визацию политико-воспитательной работы, развитие социалистического соревнования, рационализации и изобретательства, повышение роли трудящихся в уп­ равлении производством, укреплении трудовой дис­ циплины, активизацию всей культурно-массовой работы. В плане содержатся мероприятия, направлен­ ные на совершенствование структуры свободного вре­ мени вэфовцев, их всестороннее развитие.

Понятие трудовой активности работающих включает в себя борьбу за выполнение и перевыполнение производственного плана, принятие повышенных

101

обязательств, борьбу за высокое качество продукции, участие в трудовых починах, в рационализаторском и изобретательском творчестве, в общественном смотре резервов производства.

Одной из форм проявления производственной актив­ ности трудящихся стало социалистическое соревнова­ ние, которое представляет собой могучий, неиссякае­ мый поток народной инициативы.

На заводе ВЭФ организовано внутризаводское со­ циалистическое соревнование между цехами и участ­ ками, а также между рабочими ведущих специаль­ ностей.

В целях мобилизации работающих на успешное вы­ полнение планов и социалистических обязательств 1973 года на заводе было принято совместное поста­ новление партийного, профсоюзного, комсомольского комитетов и администрации «О развертывании социа­ листического соревнования коллективов цехов, отде­ лов, рабочих, инженерно-технических работников и служащих за досрочное выполнение государственного плана третьего, решающего года девятой пятилетки».

Включившись в соревнование, коллектив завода по­ ставил перед собой задачу — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами, сделать этот год пятилетки годом ударного труда.

Высшая форма соревнования — движение за ком­ мунистическое отношение к труду характеризуется следующими данными.

1.Соревнуются индивидуально 93,2% работающих

2.Соревнуются за звание «Коллектив коммунистического

труда»

80

коллективов

3. Присвоено звание «Удар­

 

ник

коммунистического

человек

труда»

5125

4. Присвоено звание «Коллек­

 

тив коммунистического тру­

коллективам

да»

62

На заводе

стало традицией в день рождения

В. И. Ленина проводить слет передовиков соревнова­ ния за коммунистическое отношение к труду.

102


В цехах и отделах предприятия активизировалась работа по повышению культуры и эстетики производ­ ства. Коллектив завода взял повышенные социалис­ тические обязательства на присвоение заводу звания «Предприятие высокой культуры производства». В со­ циалистическом соревновании за звание «Отдел (цех, участок) высокой культуры производства» участвуют все подразделения завода. На заседаниях завкома профсоюза ежемесячно подводятся итоги этого соревно­ вания. Звание «Подразделение высокой культуры производства» завоевали уже 60 коллективов завод­ ских подразделений.

На протяжении ряда лет продолжается социалисти­ ческое соревнование по профессиям. Десяти рабочим, ИТР и служащим предприятия присвоено звание «Луч­ ший рабочий (ИТР) по профессии Министерства». Ра­ бочие завода участвуют в соревновании за звание «Лучший рабочий отрасли в Латвийской ССР». В 1972 году этого звания удостоены 16 вэфовцев.

Соревнованием за звание «Лучший по профессии на заводе» охвачено 73% работающих. Ежегодно это звание присваивается 960—980 труженикам предприя­ тия.

В соревновании за звание «Лучший молодой рабо­ чий» участвует ежегодно 72% молодежи.

Очень интересной и эффективной формой соревно­ вания являются конкурсы мастерства, проводимые непосредственно на производственных участках. В 1972 году было проведено 11 таких конкурсов — среди молодых монтажников, операторов, конструкторов, регулировщиков, слесарей, намотчиц.

При организации социалистического соревнования на заводе большое внимание уделяется гласности, сравнимости результатов, распространению передового опыта.

В целях обеспечения оперативности и наглядности при подведении итогов социалистического соревнова­ ния используется электронная вычислительная ма­ шина.

Вывешиваются выданные вычислительным центром завода печатные табуляграммы непосредственно на стендах в цехах. Каждый рабочий видит свой план,

103

ход его выполнения и может сравнить его с ходом выполнения плана другими рабочими.

При организации социалистического соревнования очень важными являются вопросы не только мораль­ ного стимулирования, которое осуществляется на за­ воде (имеется Доска передовиков производства и Га­ лерея героев труда; имена передовиков заносятся в Книгу Почета, передовикам выдаются свидетельст­ ва), — но и материального поощрения. Весьма важно, чтобы рабочий и его товарищи знали, за что он полу­ чает материальное поощрение. Между тем бывают случаи, когда премии по итогам социалистического соревнования выплачиваются вместе с зарплатой, и рабочий порой даже не знает, что его ударный труд отмечен премией.

В новых «Условиях социалистического соревнова­ ния», принятых на заводе, указывается, что премиро­ вание по итогам социалистического соревнования должно проводиться на торжественных собраниях, по­ священных подведению итогов работы в цехах и от­ делах, с вручением премий передовым работникам.В торжественной обстановке вручается также вознаграж­ дение по итогам года (13-я зарплата).

В. И. Ленин говорил, что коммунизм можно пост­ роить «... не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности,на хозяйственном расчете»1. Исходя из этого указания, мы и строим свою практическую работу, стремясь обеспечить правильное сочетание и взаимодействие моральных и материальных стимулов.

На заводе ширится движение за звание «Отличник качества». В 1972 году этого звания добились 330 чело­ век.

В творческом поиске принимают участие тысячи ра­ бочих, ИТР и служащих.

Заслуживает внимания инициатива коммуниста полировщика цеха малярно-гальванических покрытий Эдвина Копиныпа •— добиваться роста производитель­ ности труда на каждом рабочем месте. В цехах завода

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 151.

104


имеются последователи этого почина — 250 рабочих. За один год они сэкономили 100 тысяч нормо-часов.

Очень важным показателем трудовой активности коллектива завода ВЭФ является участие в рациона­ лизации и изобретательстве. Сейчас на предприятии более 1330 рационализаторов и изобретателей. Среди них можно отметить рационализаторов Л. М. Жилину, М. Т. Калныньша, В. В. Стубайло, У. Ю. Бриедиса и др. От внедрения поданных ими предложений получен экономический эффект более 75 тыс. рублей.

На заводе есть знаменитые изобретатели, которым присвоено звание «Заслуженный изобретатель респуб­ лики». Это Т. Я. Розитис, Д. М. Рекис и др.

Согласно плану социального развития за пятилетку число рационализаторов и изобретателей увеличится на 20%. Количество внедренных предложений предпо­ лагается довести до 6300 при экономическом эффекте 7 млн. 300 тыс. рублей.

Несмотря на хорошие результаты работы коллек­ тива в этом направлении, все же круг лиц, участвую­ щих в рационализаторском творчестве, довольно ог­ раничен. Незначительно число изобретателей и рацио­ нализаторов среди молодых рабочих.

Привлечение к рационализации и изобретательству как можно большего числа работающих очень важно с социальной точки зрения, т. к. именно рабочие-раци­ онализаторы трудятся наиболее сознательно, наиболее

удовлетворены своим трудом,

что весьма

существенно

и для закрепления кадров на предприятии.

проводится

На протяжении ряда лет

на заводе

общественный смотр резервов производства. В ходе смотра поступает много весьма ценных предложений. Почти каждый вэфовец — участник смотра. В завод­ ской многотиражной газете «Вэфовец» регулярно пе­ чатаются сводки, отражающие ход этого смотра, а также показатели рационализаторской и изобретатель­ ской работы в цехах и отделах.

Все перечисленные выше формы трудовой актив­ ности вэфовцев способствуют достижению большей удовлетворенности трудом. Возможность творчески трудиться — один из важных факторов, влияющих на выбор профессии.

105

Стремительные темпы научно-технического и соци­ ального прогресса, которые характеризуют современ­ ный этап развития советского общества, поднимают на новую ступень значение воспитания в каждом тру­ женике идейной зрелости, коммунистической убежден­ ности, высоких моральных качеств. Это требует усиле­ ния работы по формированию нового человека, вос­ питанию советских людей в духе коммунистических идеалов, значительного повышения общественного сознания.

План социального развития определяет рост общест­ венно-политической активности вэфовцев через их участие в работе общественных организаций, в общест­ венных формах управления предприятием, а также через их отношение к общественной работе, участие в активном процессе самообразования в сети политпро­ свещения, в овладении экономическими знаниями.

На пути строительства коммунизма особую ценность приобретают общественная работа, научная, техничес­ кая, творческая самодеятельность.

На заводе ВЭФ, по данным исследований, около 70% работающих занимаются общественной работой: некоторая часть находится на выборных должностях, другие имеют разовые общественные поручения. Среди них большой круг лекторов общества «Знание», школ коммунистического труда и рабочих лекториев.

Большой вклад в осуществление стоящих перед нами задач вносят школы коммунистического труда. Они являются одной из форм массово-политической ра­ боты среди тружеников предприятия. На заводе рабо­ тает более 30 школ коммунистического труда, свыше 20 рабочих лекториев.

Партийный комитет завода принимает меры по по­ вышению идейного и научного уровня лекционной про­ паганды. По его планам созданы лектории в отделе технических исследований, отделе главного технолога, в службах обеспечения. Школы молодого лектора за три года окончит около 40 человек. В 1973 году при парткоме создана школа по научному атеизму. Дейст­ вует, как и в прежние годы, институт политинформа­ торов.

Все больше возрастает роль, которую играют на за­

106