Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воде постоянно действующие производственные сове­ щания, Совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, Совет мастеров, Совет молодых специалистов, группа народного контроля, организация научно-технического общества имени А. С. Попова

идр.

Вруководящих органах постоянно действующих про­ изводственных совещаний участвуют 80 активистов, в том числе 46 рабочих. Здесь обсуждаются важнейшие производственные вопросы, касающиеся прежде всего укрепления экономики предприятия. Участники произ­ водственных совещаний глубоко вникают в работу про­ изводства, проявляют высокую активность, смело и решительно вскрывают имеющиеся недостатки.

Тот факт, что рабочие проявляют постоянное внима­ ние к вопросам состояния производства, создает хоро­ шую, деловую обстановку, вызывает рост инициативы

упроизводственников, способствует их активному

участию в решении задач, стоящих перед заводом.

ВСовете мастеров завода работает 26 вэфовцев. Со­ вет призван оказывать помощь мастеру как непосред­ ственному руководителю и организатору труда и про­ изводства на порученном ему производственном уча­ стке. На заводе для обучения мастеров применяется ситуационный метод, активно вовлекающий мастера в решение важных производственных задач. Ежегодно мастерам, показавшим хорошие производственные ре­ зультаты, присваиваются звания «Мастер I класса», «Мастер II класса», «Заслуженный мастер завода».

Вцехах и отделах работает 26 групп народного контроля, а на производственных участках — 66 пос­ тов. Они проводят очень важную работу по выявлению

иустранению недостатков на производстве. Коллектив вэфовцев активно участвует не только в

управлении деятельностью завода, но и в управлении государством: 9 вэфовцев избраны в Рижский город­ ской Совет депутатов трудящихся, 31 — в районные Советы, 2 — в Верховный Совет Латвийской ССР, один — в Верховный Совет СССР.

В . В . С А В И Н ,

председатель исполкома Калининского районного Совета депутатов трудящихся

г. Ленинграда

ИЗ ОПЫТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

Все шире и глубже входит в жизнь комплексное экономическое и социальное планирование, еще раз на деле показывая, какое большое значение для ус­ корения темпов коммунистического строительства име­ ет соединение достижений технического прогресса с преимуществами социалистического строя.

Исключительно важное значение имеет работа по реализации комплексных планов экономического и со­ циального развития трудовых коллективов и админи­ стративных районов в целом.

Как известно, Ленинградский областной и город­ ской комитеты партии выступили инициаторами созда­ ния планов экономического и социального развития трудовых коллективов. Эта инициатива была под­ держана ЦК КПСС, почин ленинградцев одобрен Пре­ зидиумом ВЦСПС.

Уже сейчас на ряде предприятий планы экономичес­ кого и социального развития стали организационной основой работы производственных коллективов, их технических и производственных звеньев. С помощью этих планов партийные и общественные организации, трудящиеся районов концентрируют свои усилия на решении основной задачи пятилетки — повышении материального и культурного уровня жизни совет­ ских людей.

Теперь планы экономического и социального разви­ тия переросли рамки отдельных предприятий, стали

108


планами целых районов, они составлены и выполня­ ются во всех районах города и области.

Экономическое и социальное планирование в мас­ штабах района позволяет объединить усилия всех на­ ходящихся на территории района предприятий, учреж­ дений и организаций для решения общих вопросов, способствует дальнейшему повышению эффективности производства, развитию его концентрации и специали­ зации, равномерному распределению коммунально­ бытовых и социально-культурных услуг по микрорай­ онам и т. д.

Значение районного социально-экономического пла­ нирования не исчерпывается координацией развития трудовых коллективов. Районные планы решают и ряд новых, самостоятельных задач, в частности, задач по согласованному и пропорциональному развитию эко­ номики, жилищного строительства и коммунально-бы­ тового и культурного обслуживания, созданию условий для гармоничного развития личности.

С внедрением районных планов укрепляется и суще­ ственно углубляется первичное звено территориаль­ ного планирования, что дает возможность теснее объе­ динить отраслевой и территориальный принципы уп­ равления также в начальных социально-экономических и административных ячейках нашего общества. Комп­ лексное решение проблем отраслевого и территори­ ального характера устраняет многие противоречия и недостатки, являющиеся следствием несогласован­ ности или узости ведомственных интересов.

Районные планы — это основа планов экономичес­ кого и социального развития города, области. Они по­ зволяют концентрировать усилия отдельных отраслей, объединить их с территориальными интересами.

В своем выступлении на собрании Ленинградского областного партийного актива, обсуждавшего итоги ноябрьского (1971 г.) Пленума ЦК КПСС, Генераль­ ный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев поставил перед ленинградцами задачу разработать первый ком­ плексный план экономического и социального разви­ тия города и области.

Закономерность

развития и расширения фрон­

та планирования

предполагает распространение

109

экономического, а также социального планирования и на такую административно-территориальную единицу, как городской район.

В пределах района осуществляется ряд важных функций, связанных с согласованием деятельности предприятий по управлению культурным, коммуналь­ но-бытовым и жилищным строительством, развитию не­ обходимых видов обслуживания, организации поли­ тико-воспитательной работы на производстве и по месту жительства и т. д.

Район — важное звено в административном деле­ нии, в деятельности местных Советов, и его развитие должно осуществляться комплексно, с перспективой, полностью отвечая задачам коммунистического строи­ тельства в нашей стране.

Планирование экономического и социального разви­ тия района есть объективная необходимость.

В нашей стране народнохозяйственные планы — это вместе с тем и планы социального развития. Ко­ нечной целью их является благо советского человека.

Составление планов экономического и социального развития предполагает активное участие в этой работе производственных коллективов, местных партийных и советских органов.

Социальное планирование — это одна из основных форм управления общественными процессами; оно ба­ зируется на принципе демократического централизма и предполагает сочетание указаний вышестоящей организации и творчества отдельных коллективов, с учетом особенностей их развития.

После XXIII съезда партии роль производственных коллективов выросла. Перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования позволил в более широких масштабах и более квалифицированно решать экономические и со­ циальные проблемы с учетом конкретных задач пред­ приятия, его нужд, его возможностей.

Составление планов социального и экономического развития подразумевает соединение экономических и социальных задач коллектива, взаимную связь чело­ века и производства.

Но нельзя представить себе деятельность отдельных

НО



предприятий вне связи с задачами района или города, в которых они находятся. Удовлетворение материаль­ ных и духовных потребностей человека невозможно представить себе в отрыве от деятельности районных организаций.

Создание условий для учебы, отдыха, для занятий спортом, воспитательная работа с людьми, медицин­ ское обслуживание — все это перерастает рамки пред­ приятия. Некоторые мероприятия по улучшению усло­ вий жизни людей могут быть решены усилиями не одного, а лишь группы предприятий. Об этом нельзя забывать при социальном планировании. Оно требует учета интересов и возможностей не только предприя­ тия, но и всего района.

Мелкие и средние предприятия из-за слабых мате­ риальных ресурсов, малочисленности коллективов, от­ сутствия необходимых кадров, владеющих методикой социального планирования, часто не охватывают всего комплекса вопросов, влияющих на социальное разви­ тие того или иного коллектива. Поэтому важно коор­ динировать планы экономического и социального раз­ вития. Это позволит избежать дублирования, пра­ вильно распределить усилия, учесть возможности кол­ лективов, нужды и положение дел в районе.

Как известно, вопросами социального развития рай­ онные советские и партийные органы занимались и прежде. Такие вопросы решались на сессиях местных Советов, постоянными комиссиями, депутатскими группами. Занимались ими и партийные организации. Но решались лишь частные задачи, хотя и важные для района. А вот глубокого комплексного анализа не было.

Надо иметь в виду и то, что все возрастающая вза­ имосвязь научно-технического и социального прогресса постоянно ставит новые задачи по социально-эконо­ мическому развитию района. Возникает проблема их комплексного и пропорционального решения, согласо­ вания всех сфер жизни района и всех звеньев деятель­ ности общественных организаций.

Может возникнуть вопрос: нужен ли такой план для районов крупных городов? Ведь их развитие проис­ ходит не автономно, а в неразрывной связи с разви-

тием всего города. Опыт разработки планов районами Ленинграда убедительно доказывает не только право­ мерность этой формы экономического и социального планирования, но и ее высокую эффективность.

Конечно, транспорт, некоторые учреждения культу­ ры, здравоохранения, учебные заведения и т. п. явля­ ются объектами общегородского назначения. Но ведь таких объектов не так много и не они определяют основу экономического и социального развития района. Эту основу составляет деятельность предприятий, рас­ положенных на территории района, развитие их кол­ лективов, состояние торговли, сети общественного пи­ тания, коммунально-бытового обслуживания, школ, детских учреждений, сети медицинской помощи, спор­ тивных сооружений и т. д. Развитие этих объектов в меньшей степени связано с городом, оно определяется прежде всего потребностями района и его особеннос­ тями.

План экономического и социального развития района не ограничивается разработкой мероприятий, связанных со строительством тех или иных объектов, районного назначения и требующих определенных ка­ питальных вложений. Он ориентирует предприятия района на главные задачи в развитии промышленности, строительства, транспорта, определяет пути техничес­ кого перевооружения и реконструкции действующих производств, внедрения новой техники и передовой технологии, механизации и автоматизации трудоем­ ких процессов, всемерного повышения эффективности производства и роста производительности труда. Со­ ставленный на основе глубокого анализа всей жизни района, план предусматривает также усиление воспи­ тательной работы, укрепление социалистической дис­ циплины труда, повышение общеобразовательного уровня проживающих и работающих в районе, совер­ шенствование деятельности общественных организа­ ций и повышение их роли в коммунистическом воспи­ тании трудящихся, в создании условий для гармонич­ ного развития личности.

Комплексный план экономического и социального развития Калининского района Ленинграда рассчитан на 1970—1975 годы, т. е. на шесть лет.

112


Калининский район — один из крупнейших районов Ленинграда по территории, количеству населения, ко­ личеству и значению размещенных здесь промышлен­ ных, научных, транспортных и строительных органи­ заций. Это часть Выборгской стороны города — быв­ шей рабочей окраины дореволюционного Петрограда.

Территория района составляет 73 квадратных кило­ метра, а население — около 400 тысяч. Жилой фонд района составляет более 3 млн. 200 тысяч квадратных метров жилой площади. Примерно 3/4 жилплощади расположено в домах, построенных в последние 15 лет. Большинство жилых кварталов застроено комплексно, но в районе немало еще и деревянных домов, без дос­ таточного благоустройства.

На территории района размещены многие предпри­ ятия, транспортные и строительные организации. Сре­ ди них известные в стране и за рубежом фирмы, такие, как Ленинградское оптико-механическое и Станкостро­ ительное им. Свердлова объединения, заводы Метал­ лический им. XXII съезда КПСС, «Красный выбор­ жец» и др.

На предприятиях района изготавливаются уникаль­ ные турбины, высокоточные станки, сложнейшие оп­ тико-механические приборы, рентгеновская аппара­ тура, суда, строительные детали и материалы, мебель

имногое другое.

Куслугам населения района — 219 учреждений бы­ тового обслуживания, 330 столовых, кафе, ресторанов, 252 продовольственных и промтоварных магазина.

В62 школах (общеобразовательных, школах-интер­ натах и школах рабочей молодежи) обучается 52 ты­ сячи человек.

Врайоне имеется 3 вуза, 5 техникумов и 11 произ­ водственно-технических училищ.

B i l l детских садах и 33 яслях воспитывается около 20 тысяч детей. В районе нет очереди на устройство детей в детские дошкольные учреждения.

Для медицинского обслуживания населения имеется 14 поликлиник, три диспансера, четыре женских кон­ сультации, две стоматологические поликлиники, пять

8 - 5 4 9

113

больниц и другие специализированные медицинские учреждения.

Культурным обслуживанием населения района зани­ маются Дома культуры «Прогресс», Выставочный зал Союза художников, пять кинотеатров, концертный зал, 13 клубов и 210 библиотек.

На первом этапе разработки комплексного перспек­ тивного плана экономического и социального разви­ тия городского административного района очень важно ясно представить себе его основные цели и задачи. Эти цели и задачи должны находиться, естественно, в тес­ ной связи с целями развития всего нашего общества. План должен быть направлен на решение главных за­ дач, определенных Директивами партии и перспектив­ ными народнохозяйственными планами.

Специфика районного плана состоит в том, что он обращает особое внимание на пути конкретного реше­ ния социальных проблем. Задача значительного подъ­ ема благосостояния трудящихся конкретизируется, указаны пути создания условий, благоприятствую­ щих всестороннему развитию способностей и творчес­ кой активности наших людей.

Районное планирование имеет и ту особенность, что оно способно охватить развитие общественно-полити­ ческой и духовной жизни трудящихся и всего населе­ ния района. В этой области главная проблема состоит в наиболее полном удовлетворении социальных и ду­ ховных потребностей человека посредством улучшения идейно-политического воспитания различных социаль­ ных групп, повышения их общественной активности, развития социалистического соревнования. При этом учитывается изменение социальной, квалификацион­ ной и профессиональной структуры работников; улуч­ шение условий труда, сокращение профессиональных заболеваний и производственного травматизма; рост благосостояния и улучшение жилищно-бытовых усло­ вий; развитие здравоохранения, физической культуры и спорта; развитие образования и культуры и т. д.

Эти задачи уже на начальном этапе работы опреде­ лили структуру плана экономического и социального развития района.

При разработке комплексного плана развития Ка­

114