Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
воде постоянно действующие производственные сове щания, Совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, Совет мастеров, Совет молодых специалистов, группа народного контроля, организация научно-технического общества имени А. С. Попова
идр.
Вруководящих органах постоянно действующих про изводственных совещаний участвуют 80 активистов, в том числе 46 рабочих. Здесь обсуждаются важнейшие производственные вопросы, касающиеся прежде всего укрепления экономики предприятия. Участники произ водственных совещаний глубоко вникают в работу про изводства, проявляют высокую активность, смело и решительно вскрывают имеющиеся недостатки.
Тот факт, что рабочие проявляют постоянное внима ние к вопросам состояния производства, создает хоро шую, деловую обстановку, вызывает рост инициативы
упроизводственников, способствует их активному
участию в решении задач, стоящих перед заводом.
ВСовете мастеров завода работает 26 вэфовцев. Со вет призван оказывать помощь мастеру как непосред ственному руководителю и организатору труда и про изводства на порученном ему производственном уча стке. На заводе для обучения мастеров применяется ситуационный метод, активно вовлекающий мастера в решение важных производственных задач. Ежегодно мастерам, показавшим хорошие производственные ре зультаты, присваиваются звания «Мастер I класса», «Мастер II класса», «Заслуженный мастер завода».
Вцехах и отделах работает 26 групп народного контроля, а на производственных участках — 66 пос тов. Они проводят очень важную работу по выявлению
иустранению недостатков на производстве. Коллектив вэфовцев активно участвует не только в
управлении деятельностью завода, но и в управлении государством: 9 вэфовцев избраны в Рижский город ской Совет депутатов трудящихся, 31 — в районные Советы, 2 — в Верховный Совет Латвийской ССР, один — в Верховный Совет СССР.
В . В . С А В И Н ,
председатель исполкома Калининского районного Совета депутатов трудящихся
г. Ленинграда
ИЗ ОПЫТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
Все шире и глубже входит в жизнь комплексное экономическое и социальное планирование, еще раз на деле показывая, какое большое значение для ус корения темпов коммунистического строительства име ет соединение достижений технического прогресса с преимуществами социалистического строя.
Исключительно важное значение имеет работа по реализации комплексных планов экономического и со циального развития трудовых коллективов и админи стративных районов в целом.
Как известно, Ленинградский областной и город ской комитеты партии выступили инициаторами созда ния планов экономического и социального развития трудовых коллективов. Эта инициатива была под держана ЦК КПСС, почин ленинградцев одобрен Пре зидиумом ВЦСПС.
Уже сейчас на ряде предприятий планы экономичес кого и социального развития стали организационной основой работы производственных коллективов, их технических и производственных звеньев. С помощью этих планов партийные и общественные организации, трудящиеся районов концентрируют свои усилия на решении основной задачи пятилетки — повышении материального и культурного уровня жизни совет ских людей.
Теперь планы экономического и социального разви тия переросли рамки отдельных предприятий, стали
108
планами целых районов, они составлены и выполня ются во всех районах города и области.
Экономическое и социальное планирование в мас штабах района позволяет объединить усилия всех на ходящихся на территории района предприятий, учреж дений и организаций для решения общих вопросов, способствует дальнейшему повышению эффективности производства, развитию его концентрации и специали зации, равномерному распределению коммунально бытовых и социально-культурных услуг по микрорай онам и т. д.
Значение районного социально-экономического пла нирования не исчерпывается координацией развития трудовых коллективов. Районные планы решают и ряд новых, самостоятельных задач, в частности, задач по согласованному и пропорциональному развитию эко номики, жилищного строительства и коммунально-бы тового и культурного обслуживания, созданию условий для гармоничного развития личности.
С внедрением районных планов укрепляется и суще ственно углубляется первичное звено территориаль ного планирования, что дает возможность теснее объе динить отраслевой и территориальный принципы уп равления также в начальных социально-экономических и административных ячейках нашего общества. Комп лексное решение проблем отраслевого и территори ального характера устраняет многие противоречия и недостатки, являющиеся следствием несогласован ности или узости ведомственных интересов.
Районные планы — это основа планов экономичес кого и социального развития города, области. Они по зволяют концентрировать усилия отдельных отраслей, объединить их с территориальными интересами.
В своем выступлении на собрании Ленинградского областного партийного актива, обсуждавшего итоги ноябрьского (1971 г.) Пленума ЦК КПСС, Генераль ный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев поставил перед ленинградцами задачу разработать первый ком плексный план экономического и социального разви тия города и области.
Закономерность |
развития и расширения фрон |
та планирования |
предполагает распространение |
109
экономического, а также социального планирования и на такую административно-территориальную единицу, как городской район.
В пределах района осуществляется ряд важных функций, связанных с согласованием деятельности предприятий по управлению культурным, коммуналь но-бытовым и жилищным строительством, развитию не обходимых видов обслуживания, организации поли тико-воспитательной работы на производстве и по месту жительства и т. д.
Район — важное звено в административном деле нии, в деятельности местных Советов, и его развитие должно осуществляться комплексно, с перспективой, полностью отвечая задачам коммунистического строи тельства в нашей стране.
Планирование экономического и социального разви тия района есть объективная необходимость.
В нашей стране народнохозяйственные планы — это вместе с тем и планы социального развития. Ко нечной целью их является благо советского человека.
Составление планов экономического и социального развития предполагает активное участие в этой работе производственных коллективов, местных партийных и советских органов.
Социальное планирование — это одна из основных форм управления общественными процессами; оно ба зируется на принципе демократического централизма и предполагает сочетание указаний вышестоящей организации и творчества отдельных коллективов, с учетом особенностей их развития.
После XXIII съезда партии роль производственных коллективов выросла. Перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического сти мулирования позволил в более широких масштабах и более квалифицированно решать экономические и со циальные проблемы с учетом конкретных задач пред приятия, его нужд, его возможностей.
Составление планов социального и экономического развития подразумевает соединение экономических и социальных задач коллектива, взаимную связь чело века и производства.
Но нельзя представить себе деятельность отдельных
НО
предприятий вне связи с задачами района или города, в которых они находятся. Удовлетворение материаль ных и духовных потребностей человека невозможно представить себе в отрыве от деятельности районных организаций.
Создание условий для учебы, отдыха, для занятий спортом, воспитательная работа с людьми, медицин ское обслуживание — все это перерастает рамки пред приятия. Некоторые мероприятия по улучшению усло вий жизни людей могут быть решены усилиями не одного, а лишь группы предприятий. Об этом нельзя забывать при социальном планировании. Оно требует учета интересов и возможностей не только предприя тия, но и всего района.
Мелкие и средние предприятия из-за слабых мате риальных ресурсов, малочисленности коллективов, от сутствия необходимых кадров, владеющих методикой социального планирования, часто не охватывают всего комплекса вопросов, влияющих на социальное разви тие того или иного коллектива. Поэтому важно коор динировать планы экономического и социального раз вития. Это позволит избежать дублирования, пра вильно распределить усилия, учесть возможности кол лективов, нужды и положение дел в районе.
Как известно, вопросами социального развития рай онные советские и партийные органы занимались и прежде. Такие вопросы решались на сессиях местных Советов, постоянными комиссиями, депутатскими группами. Занимались ими и партийные организации. Но решались лишь частные задачи, хотя и важные для района. А вот глубокого комплексного анализа не было.
Надо иметь в виду и то, что все возрастающая вза имосвязь научно-технического и социального прогресса постоянно ставит новые задачи по социально-эконо мическому развитию района. Возникает проблема их комплексного и пропорционального решения, согласо вания всех сфер жизни района и всех звеньев деятель ности общественных организаций.
Может возникнуть вопрос: нужен ли такой план для районов крупных городов? Ведь их развитие проис ходит не автономно, а в неразрывной связи с разви-
тием всего города. Опыт разработки планов районами Ленинграда убедительно доказывает не только право мерность этой формы экономического и социального планирования, но и ее высокую эффективность.
Конечно, транспорт, некоторые учреждения культу ры, здравоохранения, учебные заведения и т. п. явля ются объектами общегородского назначения. Но ведь таких объектов не так много и не они определяют основу экономического и социального развития района. Эту основу составляет деятельность предприятий, рас положенных на территории района, развитие их кол лективов, состояние торговли, сети общественного пи тания, коммунально-бытового обслуживания, школ, детских учреждений, сети медицинской помощи, спор тивных сооружений и т. д. Развитие этих объектов в меньшей степени связано с городом, оно определяется прежде всего потребностями района и его особеннос тями.
План экономического и социального развития района не ограничивается разработкой мероприятий, связанных со строительством тех или иных объектов, районного назначения и требующих определенных ка питальных вложений. Он ориентирует предприятия района на главные задачи в развитии промышленности, строительства, транспорта, определяет пути техничес кого перевооружения и реконструкции действующих производств, внедрения новой техники и передовой технологии, механизации и автоматизации трудоем ких процессов, всемерного повышения эффективности производства и роста производительности труда. Со ставленный на основе глубокого анализа всей жизни района, план предусматривает также усиление воспи тательной работы, укрепление социалистической дис циплины труда, повышение общеобразовательного уровня проживающих и работающих в районе, совер шенствование деятельности общественных организа ций и повышение их роли в коммунистическом воспи тании трудящихся, в создании условий для гармонич ного развития личности.
Комплексный план экономического и социального развития Калининского района Ленинграда рассчитан на 1970—1975 годы, т. е. на шесть лет.
112
Калининский район — один из крупнейших районов Ленинграда по территории, количеству населения, ко личеству и значению размещенных здесь промышлен ных, научных, транспортных и строительных органи заций. Это часть Выборгской стороны города — быв шей рабочей окраины дореволюционного Петрограда.
Территория района составляет 73 квадратных кило метра, а население — около 400 тысяч. Жилой фонд района составляет более 3 млн. 200 тысяч квадратных метров жилой площади. Примерно 3/4 жилплощади расположено в домах, построенных в последние 15 лет. Большинство жилых кварталов застроено комплексно, но в районе немало еще и деревянных домов, без дос таточного благоустройства.
На территории района размещены многие предпри ятия, транспортные и строительные организации. Сре ди них известные в стране и за рубежом фирмы, такие, как Ленинградское оптико-механическое и Станкостро ительное им. Свердлова объединения, заводы Метал лический им. XXII съезда КПСС, «Красный выбор жец» и др.
На предприятиях района изготавливаются уникаль ные турбины, высокоточные станки, сложнейшие оп тико-механические приборы, рентгеновская аппара тура, суда, строительные детали и материалы, мебель
имногое другое.
Куслугам населения района — 219 учреждений бы тового обслуживания, 330 столовых, кафе, ресторанов, 252 продовольственных и промтоварных магазина.
В62 школах (общеобразовательных, школах-интер натах и школах рабочей молодежи) обучается 52 ты сячи человек.
Врайоне имеется 3 вуза, 5 техникумов и 11 произ водственно-технических училищ.
B i l l детских садах и 33 яслях воспитывается около 20 тысяч детей. В районе нет очереди на устройство детей в детские дошкольные учреждения.
Для медицинского обслуживания населения имеется 14 поликлиник, три диспансера, четыре женских кон сультации, две стоматологические поликлиники, пять
8 - 5 4 9 |
113 |
больниц и другие специализированные медицинские учреждения.
Культурным обслуживанием населения района зани маются Дома культуры «Прогресс», Выставочный зал Союза художников, пять кинотеатров, концертный зал, 13 клубов и 210 библиотек.
На первом этапе разработки комплексного перспек тивного плана экономического и социального разви тия городского административного района очень важно ясно представить себе его основные цели и задачи. Эти цели и задачи должны находиться, естественно, в тес ной связи с целями развития всего нашего общества. План должен быть направлен на решение главных за дач, определенных Директивами партии и перспектив ными народнохозяйственными планами.
Специфика районного плана состоит в том, что он обращает особое внимание на пути конкретного реше ния социальных проблем. Задача значительного подъ ема благосостояния трудящихся конкретизируется, указаны пути создания условий, благоприятствую щих всестороннему развитию способностей и творчес кой активности наших людей.
Районное планирование имеет и ту особенность, что оно способно охватить развитие общественно-полити ческой и духовной жизни трудящихся и всего населе ния района. В этой области главная проблема состоит в наиболее полном удовлетворении социальных и ду ховных потребностей человека посредством улучшения идейно-политического воспитания различных социаль ных групп, повышения их общественной активности, развития социалистического соревнования. При этом учитывается изменение социальной, квалификацион ной и профессиональной структуры работников; улуч шение условий труда, сокращение профессиональных заболеваний и производственного травматизма; рост благосостояния и улучшение жилищно-бытовых усло вий; развитие здравоохранения, физической культуры и спорта; развитие образования и культуры и т. д.
Эти задачи уже на начальном этапе работы опреде лили структуру плана экономического и социального развития района.
При разработке комплексного плана развития Ка
114