Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
лининского района были тщательно проанализированы планы развития всех без исключения предприятий и внесены необходимые коррективы.
Следующий этап работы по составлению плана — сбор базисных данных, первичной информации и их анализ. В районе были использованы следующие источ ники первичной информации:
а) сведения предприятий, организаций и учрежде ний района, получаемые по заранее составленным таб лицам. Эти таблицы вместе с методическими указа ниями рассылаются на предприятия и возвращаются заполненными для их обработки;
б) данные партийной и комсомольской организаций района, райисполкома и других организаций. Эта ин формация собирается также по предварительно под готовленным таблицам и формам;
в) показатели и мероприятия планов социального развития предприятий, организаций и учреждений района;
г) материалы разного рода социальных и экономи ческих исследований.
Первичная информация должна не только отражать существующее положение, но и охарактеризовать предшествующий период (в пределах прошедшей пя тилетки).
Следует обратить внимание на необходимость пред ставления сведений предприятиями и учреждениями по идентичным формам. Иначе обобщение и анализ материалов вызовут большие затруднения.
Мы твердо уверены, что составление и реализация комплексного плана экономического и социального развития должны проводиться на основе глубоких со циологических исследований и накопления большого информационного материала. Так, большинство пред приятий района дали дополнительные сведения по 250 вопросам, касающимся жизни коллектива, разви тия производства, возможных социальных изменений
и т. д.
Это позволило получить более полные сведения о коллективах (в разрезе социальных групп), их инте ресах и запросах, более четко сформулировать основ ные задачи партийных, общественных организаций и
s* |
115 |
хозяйственных руководителей, усилить действенность партийного руководства. Например, в результате ана лиза производительных сил было установлено, что в районе имеются большие резервы для дальнейшего повышения эффективности производства, прежде всего за счет концентрации и специализации, а также тех нического перевооружения.
Это позволило райкому партии занять четкую пози цию в вопросе о создании производственных и науч но-производственных объединений. В результате про веденной работы в настоящее время у нас действует более 20 объединений.
Глубокий анализ состояния городского хозяйства района был проведен отделами и управлениями рай исполкома. Понятно, что и раньше в исполкоме знали количество учреждений и их расположение, знали и перспективы развития, но достаточно активно не вме шивались, полагаясь на городской план строительства. Анализ же убедил, что некоторые вопросы решаются не лучшим образом.
Так, нам удалось после согласования с городскими организациями изменить место отдельных площадок жилищного строительства, приблизив их к базовым предприятиям. Это даст двойной эффект — снизит те кучесть кадров (трудящимся удобнее жить вблизи сво его завода или фабрики), а также поможет разгрузить транспортные магистрали района и города.
Или другой пример. Поскольку Калининский район до сих пор развивался в рамках большого города, не имея своего перспективного плана, многие вопросы культурно-бытового и коммунального обслуживания решались некомплексно. Так, в нашем райисполкоме к началу составления районного плана не было дан ных о насыщенности отдельных микрорайонов теми или иными объектами коммунально-бытового обслу живания: магазинами, школами, детскими учреж дениями, библиотеками. Когда провели исследования, то выяснилось, что положение в отдельных «кустах» очень разное. В одном микрорайоне объектов больше положенного, в других не хватает.
Эти вопросы были тщательно рассмотрены в отделах райисполкома, и предложения представлены в управле
116
ния Ленгорисполкома. С нашими соображениями со гласились, внесли соответствующие изменения. Мы сочли целесообразным отказаться от строительства кинотеатра, двух библиотек, изменили места строитель ства ряда объектов — они будут строиться там, где больше нужны населению.
Раньше предполагалось, что Калининскому району следует построить 18 детских дошкольных учрежде ний. Детально проанализировав реальное состояние дел, исполком пришел к выводу, что это число можно сократить, ассигнуя освободившиеся средства на школьное строительство, потребности в котором были удовлетворены не полностью.
Ход выполнения планов в дальнейшем показал, что такое решение было правильным.
Итак, собрав исходные данные, характеризующие уровень социально-экономического развития, обрабо тав собранную информацию на ЭВМ «Минск-32», обо бщив и подвергнув их всестороннему анализу, мы получили так называемый «Социальный паспорт рай она».
Главная цель анализа состоит в выявлении ведущих тенденций развития социальных процессов, чтобы пра вильно определить основные задачи на планируемый период.
Анализ первичной информации призван установить уровень удовлетворения насущных социальных пот ребностей производственных коллективов и населения района и определить ресурсы для их удовлетворения. Удовлетворение социальных потребностей зависит от многих обстоятельств. Сюда входят: технический про гресс и изменение содержания труда, состояние со циальной и квалификационной структуры производст венных коллективов, демографическая структура населения, культурно-технический уровень трудящихся, условия труда, уровень заработной платы, жилищные условия, состояние социально-политической активнос ти трудящихся и населения района.
Надо сказать, что партийные организации уже на копили определенный опыт проведения социологичес ких исследований. Хочется обратить особое внимание на необходимость продуманного, тщательного подхода
117
к этой работе. Требуется определить рациональные методы получения информации, не увлекаясь ее коли чеством, взяв только главные направления, а затем полученные данные умело использовать для принятия конкретных решений.
«Социальный паспорт района» стал важным спра вочным документом, без которого мы не представ ляем своей повседневной работы, потому что здесь, как в зеркале, отражается специфика социальной струк туры района, дана обобщенная картина его жизни, проблем, перспектив дальнейшего развития.
Над составлением социального паспорта трудился большой круг специалистов и общественников, работ ников исполкома и депутатов. Именно этот документ во многом помог обеспечить научный подход к разра ботке районного комплексного плана.
Заключительным этапом работы по составлению перспективного комплексного плана социального раз вития является определение задач, показателей плана (это и есть собственно сам план экономического и со циального развития района) и перечня мероприятий, осуществление которых должно обеспечить выполне ние комплексного плана.
В перечне основных мероприятий указаны сроки, ис точники финансирования, лица и организации, ответ ственные за выполнение. Это дает возможность не загромождать план и упрощает контроль за его выпол нением.
В феврале 1970 года на сессии районного Совета депутатов трудящихся был утвержден план экономи ческого и социального развития Калининского района, состоящий из восьми разделов.
1. Научно-технический прогресс и экономическое развитие района. В этом разделе предусматриваются меры по дальнейшему развитию материально-техни ческой основы социальных преобразований путем по вышения темпов роста объемов производства и произ водительности труда, ускорения технического прогрес са, совершенствования организации производства и методов управления им.
Это самый важный раздел, так как только в усло виях постоянного улучшения деятельности предприя
118
тий, повышения эффективности общественного произ водства, создаются материальные предпосылки для проведения в жизнь плана социального развития рай она. Поэтому первому разделу плана придается осо бенно большое значение.
II. Изменение социальной и квалификационно профессиональной структуры трудящихся. Главное в этом разделе — мероприятия по подготовке кадров, ко торые должны по своим знаниям, культурному и про фессиональному уровню удовлетворять перспективные потребности промышленных предприятий. В плане предусмотрены меры для сокращения дефицита рабо чих кадров за счет механизации и автоматизации тру доемких ручных операций, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ, уменьшения текучести кад ров.
III. Улучшение условий труда, предупреждение про фессиональных заболеваний и травматизма на пред приятиях и в учреждениях района. В этом разделе предусмотрены мероприятия, осуществление которых даст возможность улучшить условия труда, освободить рабочих, особенно женщин, занятых тяжелым физичес ким трудом, добиться снижения заболеваемости и лик видации ряда профессиональных заболеваний.
IV. Рост благосостояния и улучшение жилищно-бы товых условий трудящихся. Повышение народного бла госостояния — важнейшая задача плана. В этом разде ле объединены пункты, посвященные росту заработной платы и поощрительных премий из фондов предприя тий района, мероприятия, планируемые для улучше ния жилищных условий, коммунального и социальнобытового обслуживания трудящихся района.
V.Развитие здравоохранения, физической культуры
испорта, укрепление здоровья трудящихся. Здесь ука заны меры по совершенствованию медицинского об служивания в районе; по благоустройству и озелене нию территории, по созданию лучшего микроклимата, дальнейшему массовому развитию физкультуры и
спорта и для организации лучших условий отдыха.
VI. Образование и воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Дети — это наша смена, наше будущее. Поэтому так много внимания должно уде-
119
литься их воспитанию и образованию, совершенство ванию этой работы в школах и по месту жительства, трудовому воспитанию и созданию условий для гар моничного развития детей. Решению всех этих проблем и посвящается шестой раздел плана социального раз вития района.
VII. Коммунистическое воспитание. Удовлетворение потребностей духовного развития трудящихся. В этом разделе указаны пути совершенствования форм и ме тодов политико-воспитательной и культурно-просвети тельной работы с населением района, предусмотрены мероприятия по развитию материально-технической базы культурного обслуживания трудящихся.
VIII. Повышение социально-политической актив ности трудящихся. Здесь предусматриваются меропри ятия по усилению идеологической работы с населени ем, повышению его социально-политической актив ности, воспитанию идейной убежденности.
Из этого перечня разделов видно, что комплексный план включает в себя все мероприятия социального характера, выполняемые предприятиями и организа циями, исполкомом районного Совета депутатов тру дящихся, отделами и управлениями исполкома город ского Совета на территории Калининского района. Здесь как бы в концентрированном виде объединены все усилия предприятий и районных организаций, на правленные на комплексное решение общих для на шего района экономических и социальных задач.
Итак, район получил перспективную программу действий, отражающую интересы и проживающих, и работающих здесь людей.
Какова же должна быть, на наш взгляд, организа ция разработки и реализации комплексного районного плана?
Практика разработки комплексных планов экономи ческого и социального развития районов Ленинграда показала, что обязательными условиями этой работы являются правильный политический и научный подход, руководящая роль районных комитетов партии и ши рокая гласность.
Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы эти планы отражали задачи, поставленные Директивами
120
XXIV съезда КПСС и другими решениями партии и правительства, а это, в свою очередь, требует науч ного подхода к оценке наиболее эффективных путей и средств достижения намеченных целей. Вот почему при планировании экономического и социального раз вития района следует провести детальный анализ всех показателей и мероприятий плана, с тем, чтобы каждый пункт соответствовал поставленным задачам, подкреплялся соответствующими ресурсами и давал максимальный экономический и социальный эффект.
Создание комплексного плана административного района — дело ответственное, творческое. Успех его будет обеспечен только при условии, что в его состав лении примут участие районный комитет партии, рай онный Совет депутатов трудящихся, партийный, проф союзный и комсомольский актив. Много полезного могут подсказать хозяйственные руководители, специа листы и научные работники, все трудящиеся района.
Например, в разработке плана экономического и со циального развития Калининского района Ленинграда участвовали многие ученые и специалисты (философы, юристы, врачи, экономисты, психологи) Ленинградско го государственного университета им. А. А. Жданова, санитарно-гигиенического института, института проф техобразования.
На наш взгляд, следует создать при райкоме партии Совет по экономическому и социальному планирова-
СостаВ соВета по экономическому и социальному планированию при Калининском РК КПСС Ленинграда
Президиум
собета
Члены |
собета |
121
нию (см. схему). Каков должен быть состав президи ума этого Совета? В него должны войти — секретарь райкома КПСС (председатель Совета), председатель или заместитель председателя исполкома районного Совета депутатов трудящихся, заведующие основными отделами райкома и райисполкома, в том числе обя зательно председатель районной плановой комиссии, работники научных учреждений.
Задачи Совета велики и ответственны. Широко при влекая к своей работе актив, мы помогаем первичным партийным организациям в социальном планировании, привлекаем к этой работе партийных, советских, об щественных, хозяйственных и научных работников. Со вет организует обучение кадров основам экономичес кого и социального планирования и контролирует выполнение предприятиями составленных ими планов, а также направляет и координирует всю работу по со ставлению районного комплексного плана.
Работой такого Совета руководит районный коми тет партии. Он намечает этапы составления плана, выделяет ответственных за основные разделы.
Так как разработка такого плана — дело довольно длительное, а круг исполнителей широк, рекоменду ется составлять сетевой график на проведение всех работ. Это позволяет более четко руководить состав лением плана.
Все отделы райкома партии, службы и управления исполкома районного Совета должны принять самое активное участие в определении основных показателей районного комплексного плана экономического и со циального развития.
Нельзя упрощать работу по составлению плана и сводить ее лишь к планированию строительства на до левых началах некоторых объектов, необходимых для населения района. Работа эта более глубокая.
В обсуждении проекта плана должен принять учас тие весь актив района. Он рассматривается на пленуме РК КПСС или на совместном заседании бюро РК КПСС и исполкома райсовета, на постоянных комис сиях райсовета, в депутатских группах. Затем оконча тельный проект плана должен быть вынесен на обсуж дение сессии районного Совета.
122