Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лининского района были тщательно проанализированы планы развития всех без исключения предприятий и внесены необходимые коррективы.

Следующий этап работы по составлению плана — сбор базисных данных, первичной информации и их анализ. В районе были использованы следующие источ­ ники первичной информации:

а) сведения предприятий, организаций и учрежде­ ний района, получаемые по заранее составленным таб­ лицам. Эти таблицы вместе с методическими указа­ ниями рассылаются на предприятия и возвращаются заполненными для их обработки;

б) данные партийной и комсомольской организаций района, райисполкома и других организаций. Эта ин­ формация собирается также по предварительно под­ готовленным таблицам и формам;

в) показатели и мероприятия планов социального развития предприятий, организаций и учреждений района;

г) материалы разного рода социальных и экономи­ ческих исследований.

Первичная информация должна не только отражать существующее положение, но и охарактеризовать предшествующий период (в пределах прошедшей пя­ тилетки).

Следует обратить внимание на необходимость пред­ ставления сведений предприятиями и учреждениями по идентичным формам. Иначе обобщение и анализ материалов вызовут большие затруднения.

Мы твердо уверены, что составление и реализация комплексного плана экономического и социального развития должны проводиться на основе глубоких со­ циологических исследований и накопления большого информационного материала. Так, большинство пред­ приятий района дали дополнительные сведения по 250 вопросам, касающимся жизни коллектива, разви­ тия производства, возможных социальных изменений

и т. д.

Это позволило получить более полные сведения о коллективах (в разрезе социальных групп), их инте­ ресах и запросах, более четко сформулировать основ­ ные задачи партийных, общественных организаций и

s*

115

хозяйственных руководителей, усилить действенность партийного руководства. Например, в результате ана­ лиза производительных сил было установлено, что в районе имеются большие резервы для дальнейшего повышения эффективности производства, прежде всего за счет концентрации и специализации, а также тех­ нического перевооружения.

Это позволило райкому партии занять четкую пози­ цию в вопросе о создании производственных и науч­ но-производственных объединений. В результате про­ веденной работы в настоящее время у нас действует более 20 объединений.

Глубокий анализ состояния городского хозяйства района был проведен отделами и управлениями рай­ исполкома. Понятно, что и раньше в исполкоме знали количество учреждений и их расположение, знали и перспективы развития, но достаточно активно не вме­ шивались, полагаясь на городской план строительства. Анализ же убедил, что некоторые вопросы решаются не лучшим образом.

Так, нам удалось после согласования с городскими организациями изменить место отдельных площадок жилищного строительства, приблизив их к базовым предприятиям. Это даст двойной эффект — снизит те­ кучесть кадров (трудящимся удобнее жить вблизи сво­ его завода или фабрики), а также поможет разгрузить транспортные магистрали района и города.

Или другой пример. Поскольку Калининский район до сих пор развивался в рамках большого города, не имея своего перспективного плана, многие вопросы культурно-бытового и коммунального обслуживания решались некомплексно. Так, в нашем райисполкоме к началу составления районного плана не было дан­ ных о насыщенности отдельных микрорайонов теми или иными объектами коммунально-бытового обслу­ живания: магазинами, школами, детскими учреж­ дениями, библиотеками. Когда провели исследования, то выяснилось, что положение в отдельных «кустах» очень разное. В одном микрорайоне объектов больше положенного, в других не хватает.

Эти вопросы были тщательно рассмотрены в отделах райисполкома, и предложения представлены в управле­

116


ния Ленгорисполкома. С нашими соображениями со­ гласились, внесли соответствующие изменения. Мы сочли целесообразным отказаться от строительства кинотеатра, двух библиотек, изменили места строитель­ ства ряда объектов — они будут строиться там, где больше нужны населению.

Раньше предполагалось, что Калининскому району следует построить 18 детских дошкольных учрежде­ ний. Детально проанализировав реальное состояние дел, исполком пришел к выводу, что это число можно сократить, ассигнуя освободившиеся средства на школьное строительство, потребности в котором были удовлетворены не полностью.

Ход выполнения планов в дальнейшем показал, что такое решение было правильным.

Итак, собрав исходные данные, характеризующие уровень социально-экономического развития, обрабо­ тав собранную информацию на ЭВМ «Минск-32», обо­ бщив и подвергнув их всестороннему анализу, мы получили так называемый «Социальный паспорт рай­ она».

Главная цель анализа состоит в выявлении ведущих тенденций развития социальных процессов, чтобы пра­ вильно определить основные задачи на планируемый период.

Анализ первичной информации призван установить уровень удовлетворения насущных социальных пот­ ребностей производственных коллективов и населения района и определить ресурсы для их удовлетворения. Удовлетворение социальных потребностей зависит от многих обстоятельств. Сюда входят: технический про­ гресс и изменение содержания труда, состояние со­ циальной и квалификационной структуры производст­ венных коллективов, демографическая структура населения, культурно-технический уровень трудящихся, условия труда, уровень заработной платы, жилищные условия, состояние социально-политической активнос­ ти трудящихся и населения района.

Надо сказать, что партийные организации уже на­ копили определенный опыт проведения социологичес­ ких исследований. Хочется обратить особое внимание на необходимость продуманного, тщательного подхода

117

к этой работе. Требуется определить рациональные методы получения информации, не увлекаясь ее коли­ чеством, взяв только главные направления, а затем полученные данные умело использовать для принятия конкретных решений.

«Социальный паспорт района» стал важным спра­ вочным документом, без которого мы не представ­ ляем своей повседневной работы, потому что здесь, как в зеркале, отражается специфика социальной струк­ туры района, дана обобщенная картина его жизни, проблем, перспектив дальнейшего развития.

Над составлением социального паспорта трудился большой круг специалистов и общественников, работ­ ников исполкома и депутатов. Именно этот документ во многом помог обеспечить научный подход к разра­ ботке районного комплексного плана.

Заключительным этапом работы по составлению перспективного комплексного плана социального раз­ вития является определение задач, показателей плана (это и есть собственно сам план экономического и со­ циального развития района) и перечня мероприятий, осуществление которых должно обеспечить выполне­ ние комплексного плана.

В перечне основных мероприятий указаны сроки, ис­ точники финансирования, лица и организации, ответ­ ственные за выполнение. Это дает возможность не загромождать план и упрощает контроль за его выпол­ нением.

В феврале 1970 года на сессии районного Совета депутатов трудящихся был утвержден план экономи­ ческого и социального развития Калининского района, состоящий из восьми разделов.

1. Научно-технический прогресс и экономическое развитие района. В этом разделе предусматриваются меры по дальнейшему развитию материально-техни­ ческой основы социальных преобразований путем по­ вышения темпов роста объемов производства и произ­ водительности труда, ускорения технического прогрес­ са, совершенствования организации производства и методов управления им.

Это самый важный раздел, так как только в усло­ виях постоянного улучшения деятельности предприя­

118


тий, повышения эффективности общественного произ­ водства, создаются материальные предпосылки для проведения в жизнь плана социального развития рай­ она. Поэтому первому разделу плана придается осо­ бенно большое значение.

II. Изменение социальной и квалификационно­ профессиональной структуры трудящихся. Главное в этом разделе — мероприятия по подготовке кадров, ко­ торые должны по своим знаниям, культурному и про­ фессиональному уровню удовлетворять перспективные потребности промышленных предприятий. В плане предусмотрены меры для сокращения дефицита рабо­ чих кадров за счет механизации и автоматизации тру­ доемких ручных операций, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ, уменьшения текучести кад­ ров.

III. Улучшение условий труда, предупреждение про­ фессиональных заболеваний и травматизма на пред­ приятиях и в учреждениях района. В этом разделе предусмотрены мероприятия, осуществление которых даст возможность улучшить условия труда, освободить рабочих, особенно женщин, занятых тяжелым физичес­ ким трудом, добиться снижения заболеваемости и лик­ видации ряда профессиональных заболеваний.

IV. Рост благосостояния и улучшение жилищно-бы­ товых условий трудящихся. Повышение народного бла­ госостояния — важнейшая задача плана. В этом разде­ ле объединены пункты, посвященные росту заработной платы и поощрительных премий из фондов предприя­ тий района, мероприятия, планируемые для улучше­ ния жилищных условий, коммунального и социальнобытового обслуживания трудящихся района.

V.Развитие здравоохранения, физической культуры

испорта, укрепление здоровья трудящихся. Здесь ука­ заны меры по совершенствованию медицинского об­ служивания в районе; по благоустройству и озелене­ нию территории, по созданию лучшего микроклимата, дальнейшему массовому развитию физкультуры и

спорта и для организации лучших условий отдыха.

VI. Образование и воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Дети — это наша смена, наше будущее. Поэтому так много внимания должно уде-

119

литься их воспитанию и образованию, совершенство­ ванию этой работы в школах и по месту жительства, трудовому воспитанию и созданию условий для гар­ моничного развития детей. Решению всех этих проблем и посвящается шестой раздел плана социального раз­ вития района.

VII. Коммунистическое воспитание. Удовлетворение потребностей духовного развития трудящихся. В этом разделе указаны пути совершенствования форм и ме­ тодов политико-воспитательной и культурно-просвети­ тельной работы с населением района, предусмотрены мероприятия по развитию материально-технической базы культурного обслуживания трудящихся.

VIII. Повышение социально-политической актив­ ности трудящихся. Здесь предусматриваются меропри­ ятия по усилению идеологической работы с населени­ ем, повышению его социально-политической актив­ ности, воспитанию идейной убежденности.

Из этого перечня разделов видно, что комплексный план включает в себя все мероприятия социального характера, выполняемые предприятиями и организа­ циями, исполкомом районного Совета депутатов тру­ дящихся, отделами и управлениями исполкома город­ ского Совета на территории Калининского района. Здесь как бы в концентрированном виде объединены все усилия предприятий и районных организаций, на­ правленные на комплексное решение общих для на­ шего района экономических и социальных задач.

Итак, район получил перспективную программу действий, отражающую интересы и проживающих, и работающих здесь людей.

Какова же должна быть, на наш взгляд, организа­ ция разработки и реализации комплексного районного плана?

Практика разработки комплексных планов экономи­ ческого и социального развития районов Ленинграда показала, что обязательными условиями этой работы являются правильный политический и научный подход, руководящая роль районных комитетов партии и ши­ рокая гласность.

Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы эти планы отражали задачи, поставленные Директивами

120



XXIV съезда КПСС и другими решениями партии и правительства, а это, в свою очередь, требует науч­ ного подхода к оценке наиболее эффективных путей и средств достижения намеченных целей. Вот почему при планировании экономического и социального раз­ вития района следует провести детальный анализ всех показателей и мероприятий плана, с тем, чтобы каждый пункт соответствовал поставленным задачам, подкреплялся соответствующими ресурсами и давал максимальный экономический и социальный эффект.

Создание комплексного плана административного района — дело ответственное, творческое. Успех его будет обеспечен только при условии, что в его состав­ лении примут участие районный комитет партии, рай­ онный Совет депутатов трудящихся, партийный, проф­ союзный и комсомольский актив. Много полезного могут подсказать хозяйственные руководители, специа­ листы и научные работники, все трудящиеся района.

Например, в разработке плана экономического и со­ циального развития Калининского района Ленинграда участвовали многие ученые и специалисты (философы, юристы, врачи, экономисты, психологи) Ленинградско­ го государственного университета им. А. А. Жданова, санитарно-гигиенического института, института проф­ техобразования.

На наш взгляд, следует создать при райкоме партии Совет по экономическому и социальному планирова-

СостаВ соВета по экономическому и социальному планированию при Калининском РК КПСС Ленинграда

Президиум

собета

Члены

собета

121

нию (см. схему). Каков должен быть состав президи­ ума этого Совета? В него должны войти — секретарь райкома КПСС (председатель Совета), председатель или заместитель председателя исполкома районного Совета депутатов трудящихся, заведующие основными отделами райкома и райисполкома, в том числе обя­ зательно председатель районной плановой комиссии, работники научных учреждений.

Задачи Совета велики и ответственны. Широко при­ влекая к своей работе актив, мы помогаем первичным партийным организациям в социальном планировании, привлекаем к этой работе партийных, советских, об­ щественных, хозяйственных и научных работников. Со­ вет организует обучение кадров основам экономичес­ кого и социального планирования и контролирует выполнение предприятиями составленных ими планов, а также направляет и координирует всю работу по со­ ставлению районного комплексного плана.

Работой такого Совета руководит районный коми­ тет партии. Он намечает этапы составления плана, выделяет ответственных за основные разделы.

Так как разработка такого плана — дело довольно длительное, а круг исполнителей широк, рекоменду­ ется составлять сетевой график на проведение всех работ. Это позволяет более четко руководить состав­ лением плана.

Все отделы райкома партии, службы и управления исполкома районного Совета должны принять самое активное участие в определении основных показателей районного комплексного плана экономического и со­ циального развития.

Нельзя упрощать работу по составлению плана и сводить ее лишь к планированию строительства на до­ левых началах некоторых объектов, необходимых для населения района. Работа эта более глубокая.

В обсуждении проекта плана должен принять учас­ тие весь актив района. Он рассматривается на пленуме РК КПСС или на совместном заседании бюро РК КПСС и исполкома райсовета, на постоянных комис­ сиях райсовета, в депутатских группах. Затем оконча­ тельный проект плана должен быть вынесен на обсуж­ дение сессии районного Совета.

122