Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексный план экономического и социального развития отражает интересы всех работающих и прожи­ вающих в районе. Его успешная реализация во многом определяется трудовой и общественно-политической активностью самих трудящихся. Поэтому партийные организации и райком КПСС должны постоянно про­ пагандировать цели и задачи плана, используя для этого все средства наглядной агитации, печать, радио.

Составление плана экономического и социального развития района — лишь начало работы. Важно, что­ бы с самого начала все коллективы, партийные и со­ ветские органы положили его в основу своей деятель­ ности. Надо также, чтобы была разработана система мер по контролю за выполнением плана.

Выполнение такого плана — долг каждого труже­ ника, каждого жителя района.

Райкому КПСС и исполкому районного Совета необ­ ходимо взять под постоянный контроль выполнение пла­ на социального и экономического развития района. На сессиях районного Совета целесообразно ежегодно обсуждать итоги реализации плана, утверждать меро­ приятия на следующий год (т. е. годовые планы) и периодически на заседаниях исполкома заслушивать сообщения о ходе выполнения плана и организатор­ ской роли служб и управлений районного Совета.

Практика показала, что большую пользу приносит обсуждение планов социально-экономического разви­ тия предприятий при заключении коллективных дого­ воров и подведении итогов их выполнения.

Благодаря тому, что районный комитет партии и райисполком глубоко и серьезно занимаются вопро­ сами социально-экономического развития коллективов, они в случае необходимости могут дополнить и откор­ ректировать план, исходя из требований жизни.

Практика показала, что составление и реализация комплексного плана развития района способствует по­ вышению эффективности работы районного комитета КПСС и исполкома райсовета, позволяет в значитель­ ной степени поднять роль и улучшить стиль работы всего партийного и советского актива.

Ход разработки и реализации комплексных планов экономического и социального развития администра­

123

тивных районов позволяет сделать вывод и о том, что с накоплением опыта такого планирования все больший круг вопросов, связанных с разработкой и реализацией планов, должны брать на себя исполни­ тельные комитеты районных (городских) Советов. В перспективе районные (городские) комитеты КПСС будут осуществлять только партийное руководство этой важной деятельностью местного Совета.

Работа по экономическому и социальному плани­ рованию должна непрерывно совершенствоваться. Хотя в настоящее время и накоплен определенный опыт, но еще имеются серьезные недостатки органи­ зационного характера и трудности. Мы считаем, что целесообразно комплексные планы экономического и социального развития сделать обязательными (на пра­ вах государственных) и основными перспективными планами всех предприятий и учреждений народного хозяйства, территориальных центров, районов и горо­ дов нашей страны. Естественно, что после этого мно­ гие практические дела будут решаться проще.

Итак, прошло три года с того времени, когда был утвержден комплексный план развития Калининского района Ленинграда. Что же сделано с тех пор, каковы первые итоги?.

Они вполне удовлетворительны.

Материальной основой для значительных социаль­ ных преобразований послужило быстрое развитие эко­ номики. Так, в процессе реализации плана удалось добиться роста объема промышленного производства за 1971—1972 гг. на 18,6% за счет повышения произ­ водительности труда, внедрения новой техники и дос­ тижений научно-технического прогресса.

Хорошие результаты в работе промышленных, стро­ ительных, автотранспортных, научно-исследователь­ ских и других организаций позволили направить зна­ чительно больше средств на решение заводских и об­ щерайонных социальных задач. Так, при долевом участии восьми предприятий построен открытый пла­ вательный бассейн для детей на Большой Охте. Две­ надцать предприятий приняли участие в строительстве сада «Нева» площадью 11 гектаров. Исполком райсо­ вета изыскал дополнительные средства на финансиро­

124


вание этих работ (в сумме 160 тысяч рублей). При долевом участии предприятий построен стадион «Дружба». С помощью районных организаций закан­ чиваются работы по очистке и благоустройству пру­ дов в районе Полюстровского источника.

Здесь важно не только сделанное, но и то, что ко­ ренным образом изменилось теперь отношение пред­ приятий и организаций к решению общерайонных со­ циальных задач.

Большие средства на выполнение плана социального развития района направляются за счет государствен­ ных капитальных вложений. Это дает районному Совету возможность организовать работы по благо­ устройству, улучшению обслуживания населения, ин­ тенсивному строительству.

За три последние года построено жилых домов об­ щей площадью более 460 тысяч квадратных метров, две поликлиники, кинотеатр, 18 новых магазинов, 15 столовых, 36 предприятий бытового обслуживания, стадион, четырехзальный спортивный комплекс обще­ ства «Динамо», стрелковый тир района и многое дру­ гое.

Короче говоря, мероприятия, намеченные планом со­ циального и экономического развития на 1970—1972 гг., выполнены. Это, конечно, не означает, что план выпол­ няется легко. Главные трудности впереди, в конце пятилетки.

Очень важный раздел плана социального развития —- совершенствование идейно-воспитательной работы в районе. Важный не только по значению, но и потому, что его выполнение требует значительных усилий.

Особое внимание районный Совет уделяет работе по месту жительства, где уровень идеологической ра­ боты пока еще ниже, чем на промышленных предпри­ ятиях. Была поставлена задача — творчески перенести опыт предприятий и организаций по воспитанию тру­ дящихся в жилищно-эксплуатационные конторы. И сделать это должны были партийные организации, коммунисты, активные общественники, работающие в промышленности.

Наличие комплексного районного плана помогло райкому партии и райсовету сделать эту работу более

125

действенной, найти новые организационные формы, создать стройную и четкую систему. В центре ее — жи­ лищно-эксплуатационная контора (ЖЭК).

Над ЖЭКами организовано шефство объединений, предприятий (или групп заводов и организаций, среди которых выделяется головное предприятие).

Под председательством ответственного руководителя шефствующего предприятия действует совет микрорай­ она. Этот совет с участием депутатской группы коорди­ нирует всю политико-воспитательную, культурно-мас­ совую и другую работу на этом участке, оказывает содействие в создании необходимой материально-тех­ нической базы для ее проведения. Руководитель депу­ татской группы является членом совета микрорайона, депутаты привлекают к работе и широкий актив. В этом же микрорайоне действует народная дружина шефствующего предприятия.

Шефами школ, расположенных на территории ЖЭКа, являются эти же головные организации.

Практика показывает, что такой комплексный под­ ход к решению задач воспитательной работы по месту жительства дает положительные результаты. У нас соз­ дано и действует 28 советов микрорайонов, которые ведут работу с населением по месту жительства. Всю их деятельность координирует районный Совет депута­ тов трудящихся под председательством секретаря рай­ исполкома.

Особое внимание мы уделяем организации работы с детьми и подростками. Для этого за последние годы в районе сделано немало. Практически во всех ЖЭКах работают клубы, кружки, спортивные площадки, биб­ лиотеки. В районе открыт филиал Дома пионеров и школьников, где занимаются хореографический коллек­ тив «Юный ленинградец» (400 ребят), хоровая студия «Искра», изостудия. В четырехзальном спортивном корпусе занимаются юные гимнасты.

Большая работа ведется в Доме технического твор­ чества и профтехориентации Калининского района, от­ крытом в 1972 году. Две тысячи ребят занимаются в его просторных и удобных кабинетах и лабораториях, оборудованных по последнему слову техники.

126


Строительство и оборудование такого крупного объ­ екта потребовало больших средств. «Поднять» такое строительство только своими силами не смогли бы ни одна организация, ни одно предприятие района. А об­ щими усилиями, с участием 22 предприятий — сделали! И сделали в самые короткие сроки при самом высоком качестве работ. По существу дети получили Дворец техники.

Это еще одно подтверждение того, какой эффектив­ ности можно добиться, объединив усилия всего рай­ она, скоординированные комплексным планом.

Улучшение организации дела, создание необходимых материальных условий для работы с детьми и подрост­ ками позволило Калининскому району в 1972 году за­ воевать в соревновании с другими районами Ленин­ града первое место и переходящее Красное знамя Ленгорисполкома.

Решением Ленинградского областного и городского Советов депутатов трудящихся от 24 июля 1972 года предусмотрена разработка основных направлений ком­ плексного плана экономического и социального разви­ тия Ленинграда и области на 1976—1980 гг. и, кроме того, основных показателей социального развития го­ рода до 1990 года. До начала десятой пятилетки будет разработан комплексный план экономического и соци­ ального развития города Ленинграда, в который сос­ тавной частью войдут комплексные планы районов.

В связи с этим и в нашем районе начата работа по составлению комплексного плана на 1976—1980 гг.

Методика составления нового комплексного плана экономического и социального развития района в сво­ ей основе осталась прежней, но организация разра­ ботки несколько изменилась. Это и понятно, так как те­ перь имеется «Социальный паспорт района», комплекс­ ный план района и предприятий на девятую пятилетку, известны показатели, которых достигнет район к 1975 году. Накоплен опыт в планировании. И, наконец, теперь эта работа ведется на основе решения Ленгор­ исполкома и нормативов, установленных генеральным планом развития Ленинграда до 1990 года.

Исполком райсовета организовал работу всех пред­ приятий и организаций, расположенных на территории

127

района, своих отделов и управлений по разработке ос­ новных направлений плана экономического и социаль­ ного развития.

Основные вопросы, принятые к разработке, таковы:

коммунистическое воспитание трудящихся;

научно-технический прогресс и экономическое

развитие района;

дальнейшее развитие городского хозяйства рай­ она (вопросы капитального строительства);

улучшение эксплуатации жилого фонда;

торговля и общественное питание;

здравоохранение;

социальное обеспечение;

народное образование;

профессионально-техническое образование;

физическая культура и спорт;

культура и организация отдыха трудящихся;

коммунальное хозяйство;

повышение уровня работы исполнительного коми­ тета, его отделов и управлений.

Плановой комиссией исполкома райсовета разрабо­ таны и направлены в отделы и управления примерная схема развернутого задания на разработку отраслевых разделов, формы основных показателей экономичесского и социального развития отрасли и показатели обеспеченности населения учреждениями обслуживания на расчетные сроки.

Всем предприятиям и организациям исполкомом даны указания о составлении основных направлений плана, определены сроки этой работы и рубежи реше­ ния социальных задач коллективов.

В отличие от прежних лет, когда исполком начинал анализировать планы предприятий после их разработ­ ки и представления, на этот раз мы, готовясь к встрече с организациями, уже заранее составили свои предло­ жения по решению социальных задач всех коллекти­ вов: службы исполкома, каждая по своей отрасли, дали их по каждому предприятию. Эти предложения обобщены и изучены руководством исполкома, подго­ товлены предложения по кооперированию средств предприятий.

128


Лишь после согласия райкома КПСС и райиспол­ кома предприятия могут представлять основные на­ правления плана на утверждение в отраслевой проект­ ный институт, министерство или ведомство.

Таким образом, целесообразность, жизненность пла­ нов социально-экономического развития — и производ­ ственных коллективов, и района в целом — доказана практикой. Это планирование позволяет повысить роль местных Советов депутатов трудящихся, усилить пар­ тийное руководство сложным процессом коммунисти­ ческого строительства.

I

9 — 549

I

Н . Г. А Л Т У Х О В

первый секретарь Даугавпилсского ГК КП Латвии

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ДАУГАВПИЛСА

Успешное решение социально-политических задач, поставленных XXIV съездом, возможно лишь на основе полного и всестороннего сочетания процессов экономи­ ческого и социального развития не только всего обще­ ства, но и отдельных его структурных элементов. Та­ ким образом, перспективное планирование экономичес­ кого и социального развития коллективов предприятий, организаций и города в целом стало насущной практи­ ческой потребностью.

Почти все предприятия Даугавпилса имеют планы сфциально-экономического развития на 1971—1975 гг. Но было бы неправильно считать, что планы развития предприятий, организаций города включают в себя все необходимое для решения задач в масштабе города. Составление плана комплексного развития города не означает простого сведения планов отдельных пред­ приятий в единый план. Такое механическое соедине­ ние планов предприятий, принадлежащих к различным отраслям хозяйства, не может полностью опреде­ лить содержание развития города в целом.

Перспективный план экономического и социального развития города на 1971—1975 гг. позволяет более ра­ ционально распределить усилия и средства предприя­ тий на основе сочетания интересов каждого коллектива с интересами города. Анализ планов социального раз­ вития производственных коллективов Даугавпилса по­ казывает, что они содержат ряд задач, выходящих за

130


рамки отдельных предприятий. Это прежде всего ме­ роприятия по жилищному, бытовому и культурному строительству, медицинскому обслуживанию трудя­ щихся. От того, как организованы и насколько эффек­ тивно функционируют предприятия, учреждения и организации, производственная сфера и сфера обслу­ живания, зависит и удовлетворение разносторонних потребностей населения. Городской план не только выполняет функцию координации планов социаль­ ного развития коллективов предприятий, но и облег­ чает контроль за разработкой и реализацией этих планов.

Комплексный план развития Даугавпилса на девя­ тую пятилетку представляет собой нашу первую попыт­ ку решения проблемы организации системы научного управления экономическим и социальным развитием города. Он также является основой деятельности го­ родских комитетов партии и комсомола, городского Со­ вета депутатов трудящихся, коллективов промышлен­ ных предприятий, учреждений и учебных заведений.

В ходе реализации комплексный план может конкре­ тизироваться, уточняться и дополняться, т. к. слож­ ность и многогранность проблем, связанных с трудовой общественной деятельностью трудящихся города, их культурной жизнью требуют непрерывного анализа яв­ лений, обобщения опыта и исследований. Конкретиза­ ция мероприятий характерна особенно для третьего года пятилетки, задачи которого определены решени­ ями декабрьского (1972 г.) Пленума ЦК КПСС.

План экономического и социального развития Дау­ гавпилса разработан в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС и Законом ЛССР «О Государст­ венном пятилетием плане развития народного хозяйст­ ва Латвийской ССР на 1971—1975 годы», принятым вто­ рой сессией Верховного Совета республики в декабре 1971 года1. Большую помощь в его составлении оказало тщательное изучение комплексных планов, разрабо­ танных в районах и на предприятиях Ленинграда. Сос­ тавлению городского плана предшествовала кропотли­ вая подготовительная работа, в ходе которой были

1 «Советская Латвия», 1971, 17 дек.

8*

131

определены основные направления экономического и социального развития города в девятой пятилетке. Работа по созданию плана проводилась под руковод­ ством городского комитета партии, при непосредствен­ ном участии планового отдела горисполкома, партий­ но-хозяйственного актива.

По поводу обеспечения запланированных мероприя­ тий необходимыми материальными ресурсами город­ ские организации консультировались в Госплане Лат­ вийской ССР, многих республиканских ведомствах. При планировании учитывалось расширение прав мест­ ных Советов, которое дает возможность иметь допол­ нительные источники финансирования по местному бюджету: 20% отчисления от прибыли всех предприя­ тий коммунального хозяйства и бытового обслужива­ ния, увеличенные отчисления от сверхплановой при­ были по выпуску товаров народного потребления, пере­ выполнение доходной части городского бюджета. Еже­ годно только из этих источников бюджета на развитие различных объектов городского хозяйства поступает дополнительно около 500 тысяч рублей. При составле­ нии комплексного плана внимание сосредоточивалось

ина строительстве объектов за счет ссуд Госбанка. Составление плана потребовало от городских орга­

низаций глубокого изучения отдельных проблем. Так, например, при составлении баланса трудовых ресур­ сов по городу на пятилетие оказалось, что занятость на­ селения Даугавпилса к 1975 году составит свыше 96%, следовательно, увеличения численности работающих в сфере материального производства почти не будет. Был составлен баланс доходов и расходов населения, рассмотрена возможность объединения сил и средств различных ведомств, предприятий, а также их реали­ зации для развития объектов, имеющих первоочеред­ ное значение.

Город представляет собой сложную систему, объеди­ няющую все сферы, которые определяют условия жиз­ ни и работы человека. Но развитие многих из них регу­ лируется не местными органами, а преимущественно по ведомственным линиям. Предприятия города подчине­ ны многим министерствам, ведомствам, и каждое из них самостоятельно решает основные вопросы разви­

132