Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Комплексный план экономического и социального развития отражает интересы всех работающих и прожи вающих в районе. Его успешная реализация во многом определяется трудовой и общественно-политической активностью самих трудящихся. Поэтому партийные организации и райком КПСС должны постоянно про пагандировать цели и задачи плана, используя для этого все средства наглядной агитации, печать, радио.
Составление плана экономического и социального развития района — лишь начало работы. Важно, что бы с самого начала все коллективы, партийные и со ветские органы положили его в основу своей деятель ности. Надо также, чтобы была разработана система мер по контролю за выполнением плана.
Выполнение такого плана — долг каждого труже ника, каждого жителя района.
Райкому КПСС и исполкому районного Совета необ ходимо взять под постоянный контроль выполнение пла на социального и экономического развития района. На сессиях районного Совета целесообразно ежегодно обсуждать итоги реализации плана, утверждать меро приятия на следующий год (т. е. годовые планы) и периодически на заседаниях исполкома заслушивать сообщения о ходе выполнения плана и организатор ской роли служб и управлений районного Совета.
Практика показала, что большую пользу приносит обсуждение планов социально-экономического разви тия предприятий при заключении коллективных дого воров и подведении итогов их выполнения.
Благодаря тому, что районный комитет партии и райисполком глубоко и серьезно занимаются вопро сами социально-экономического развития коллективов, они в случае необходимости могут дополнить и откор ректировать план, исходя из требований жизни.
Практика показала, что составление и реализация комплексного плана развития района способствует по вышению эффективности работы районного комитета КПСС и исполкома райсовета, позволяет в значитель ной степени поднять роль и улучшить стиль работы всего партийного и советского актива.
Ход разработки и реализации комплексных планов экономического и социального развития администра
123
тивных районов позволяет сделать вывод и о том, что с накоплением опыта такого планирования все больший круг вопросов, связанных с разработкой и реализацией планов, должны брать на себя исполни тельные комитеты районных (городских) Советов. В перспективе районные (городские) комитеты КПСС будут осуществлять только партийное руководство этой важной деятельностью местного Совета.
Работа по экономическому и социальному плани рованию должна непрерывно совершенствоваться. Хотя в настоящее время и накоплен определенный опыт, но еще имеются серьезные недостатки органи зационного характера и трудности. Мы считаем, что целесообразно комплексные планы экономического и социального развития сделать обязательными (на пра вах государственных) и основными перспективными планами всех предприятий и учреждений народного хозяйства, территориальных центров, районов и горо дов нашей страны. Естественно, что после этого мно гие практические дела будут решаться проще.
Итак, прошло три года с того времени, когда был утвержден комплексный план развития Калининского района Ленинграда. Что же сделано с тех пор, каковы первые итоги?.
Они вполне удовлетворительны.
Материальной основой для значительных социаль ных преобразований послужило быстрое развитие эко номики. Так, в процессе реализации плана удалось добиться роста объема промышленного производства за 1971—1972 гг. на 18,6% за счет повышения произ водительности труда, внедрения новой техники и дос тижений научно-технического прогресса.
Хорошие результаты в работе промышленных, стро ительных, автотранспортных, научно-исследователь ских и других организаций позволили направить зна чительно больше средств на решение заводских и об щерайонных социальных задач. Так, при долевом участии восьми предприятий построен открытый пла вательный бассейн для детей на Большой Охте. Две надцать предприятий приняли участие в строительстве сада «Нева» площадью 11 гектаров. Исполком райсо вета изыскал дополнительные средства на финансиро
124
вание этих работ (в сумме 160 тысяч рублей). При долевом участии предприятий построен стадион «Дружба». С помощью районных организаций закан чиваются работы по очистке и благоустройству пру дов в районе Полюстровского источника.
Здесь важно не только сделанное, но и то, что ко ренным образом изменилось теперь отношение пред приятий и организаций к решению общерайонных со циальных задач.
Большие средства на выполнение плана социального развития района направляются за счет государствен ных капитальных вложений. Это дает районному Совету возможность организовать работы по благо устройству, улучшению обслуживания населения, ин тенсивному строительству.
За три последние года построено жилых домов об щей площадью более 460 тысяч квадратных метров, две поликлиники, кинотеатр, 18 новых магазинов, 15 столовых, 36 предприятий бытового обслуживания, стадион, четырехзальный спортивный комплекс обще ства «Динамо», стрелковый тир района и многое дру гое.
Короче говоря, мероприятия, намеченные планом со циального и экономического развития на 1970—1972 гг., выполнены. Это, конечно, не означает, что план выпол няется легко. Главные трудности впереди, в конце пятилетки.
Очень важный раздел плана социального развития —- совершенствование идейно-воспитательной работы в районе. Важный не только по значению, но и потому, что его выполнение требует значительных усилий.
Особое внимание районный Совет уделяет работе по месту жительства, где уровень идеологической ра боты пока еще ниже, чем на промышленных предпри ятиях. Была поставлена задача — творчески перенести опыт предприятий и организаций по воспитанию тру дящихся в жилищно-эксплуатационные конторы. И сделать это должны были партийные организации, коммунисты, активные общественники, работающие в промышленности.
Наличие комплексного районного плана помогло райкому партии и райсовету сделать эту работу более
125
действенной, найти новые организационные формы, создать стройную и четкую систему. В центре ее — жи лищно-эксплуатационная контора (ЖЭК).
Над ЖЭКами организовано шефство объединений, предприятий (или групп заводов и организаций, среди которых выделяется головное предприятие).
Под председательством ответственного руководителя шефствующего предприятия действует совет микрорай она. Этот совет с участием депутатской группы коорди нирует всю политико-воспитательную, культурно-мас совую и другую работу на этом участке, оказывает содействие в создании необходимой материально-тех нической базы для ее проведения. Руководитель депу татской группы является членом совета микрорайона, депутаты привлекают к работе и широкий актив. В этом же микрорайоне действует народная дружина шефствующего предприятия.
Шефами школ, расположенных на территории ЖЭКа, являются эти же головные организации.
Практика показывает, что такой комплексный под ход к решению задач воспитательной работы по месту жительства дает положительные результаты. У нас соз дано и действует 28 советов микрорайонов, которые ведут работу с населением по месту жительства. Всю их деятельность координирует районный Совет депута тов трудящихся под председательством секретаря рай исполкома.
Особое внимание мы уделяем организации работы с детьми и подростками. Для этого за последние годы в районе сделано немало. Практически во всех ЖЭКах работают клубы, кружки, спортивные площадки, биб лиотеки. В районе открыт филиал Дома пионеров и школьников, где занимаются хореографический коллек тив «Юный ленинградец» (400 ребят), хоровая студия «Искра», изостудия. В четырехзальном спортивном корпусе занимаются юные гимнасты.
Большая работа ведется в Доме технического твор чества и профтехориентации Калининского района, от крытом в 1972 году. Две тысячи ребят занимаются в его просторных и удобных кабинетах и лабораториях, оборудованных по последнему слову техники.
126
Строительство и оборудование такого крупного объ екта потребовало больших средств. «Поднять» такое строительство только своими силами не смогли бы ни одна организация, ни одно предприятие района. А об щими усилиями, с участием 22 предприятий — сделали! И сделали в самые короткие сроки при самом высоком качестве работ. По существу дети получили Дворец техники.
Это еще одно подтверждение того, какой эффектив ности можно добиться, объединив усилия всего рай она, скоординированные комплексным планом.
Улучшение организации дела, создание необходимых материальных условий для работы с детьми и подрост ками позволило Калининскому району в 1972 году за воевать в соревновании с другими районами Ленин града первое место и переходящее Красное знамя Ленгорисполкома.
Решением Ленинградского областного и городского Советов депутатов трудящихся от 24 июля 1972 года предусмотрена разработка основных направлений ком плексного плана экономического и социального разви тия Ленинграда и области на 1976—1980 гг. и, кроме того, основных показателей социального развития го рода до 1990 года. До начала десятой пятилетки будет разработан комплексный план экономического и соци ального развития города Ленинграда, в который сос тавной частью войдут комплексные планы районов.
В связи с этим и в нашем районе начата работа по составлению комплексного плана на 1976—1980 гг.
Методика составления нового комплексного плана экономического и социального развития района в сво ей основе осталась прежней, но организация разра ботки несколько изменилась. Это и понятно, так как те перь имеется «Социальный паспорт района», комплекс ный план района и предприятий на девятую пятилетку, известны показатели, которых достигнет район к 1975 году. Накоплен опыт в планировании. И, наконец, теперь эта работа ведется на основе решения Ленгор исполкома и нормативов, установленных генеральным планом развития Ленинграда до 1990 года.
Исполком райсовета организовал работу всех пред приятий и организаций, расположенных на территории
127
района, своих отделов и управлений по разработке ос новных направлений плана экономического и социаль ного развития.
Основные вопросы, принятые к разработке, таковы:
—коммунистическое воспитание трудящихся;
—научно-технический прогресс и экономическое
развитие района;
—дальнейшее развитие городского хозяйства рай она (вопросы капитального строительства);
—улучшение эксплуатации жилого фонда;
—торговля и общественное питание;
—здравоохранение;
—социальное обеспечение;
—народное образование;
—профессионально-техническое образование;
—физическая культура и спорт;
—культура и организация отдыха трудящихся;
—коммунальное хозяйство;
—повышение уровня работы исполнительного коми тета, его отделов и управлений.
Плановой комиссией исполкома райсовета разрабо таны и направлены в отделы и управления примерная схема развернутого задания на разработку отраслевых разделов, формы основных показателей экономичесского и социального развития отрасли и показатели обеспеченности населения учреждениями обслуживания на расчетные сроки.
Всем предприятиям и организациям исполкомом даны указания о составлении основных направлений плана, определены сроки этой работы и рубежи реше ния социальных задач коллективов.
В отличие от прежних лет, когда исполком начинал анализировать планы предприятий после их разработ ки и представления, на этот раз мы, готовясь к встрече с организациями, уже заранее составили свои предло жения по решению социальных задач всех коллекти вов: службы исполкома, каждая по своей отрасли, дали их по каждому предприятию. Эти предложения обобщены и изучены руководством исполкома, подго товлены предложения по кооперированию средств предприятий.
128
Лишь после согласия райкома КПСС и райиспол кома предприятия могут представлять основные на правления плана на утверждение в отраслевой проект ный институт, министерство или ведомство.
Таким образом, целесообразность, жизненность пла нов социально-экономического развития — и производ ственных коллективов, и района в целом — доказана практикой. Это планирование позволяет повысить роль местных Советов депутатов трудящихся, усилить пар тийное руководство сложным процессом коммунисти ческого строительства.
I
9 — 549 |
I |
Н . Г. А Л Т У Х О В
первый секретарь Даугавпилсского ГК КП Латвии
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ДАУГАВПИЛСА
Успешное решение социально-политических задач, поставленных XXIV съездом, возможно лишь на основе полного и всестороннего сочетания процессов экономи ческого и социального развития не только всего обще ства, но и отдельных его структурных элементов. Та ким образом, перспективное планирование экономичес кого и социального развития коллективов предприятий, организаций и города в целом стало насущной практи ческой потребностью.
Почти все предприятия Даугавпилса имеют планы сфциально-экономического развития на 1971—1975 гг. Но было бы неправильно считать, что планы развития предприятий, организаций города включают в себя все необходимое для решения задач в масштабе города. Составление плана комплексного развития города не означает простого сведения планов отдельных пред приятий в единый план. Такое механическое соедине ние планов предприятий, принадлежащих к различным отраслям хозяйства, не может полностью опреде лить содержание развития города в целом.
Перспективный план экономического и социального развития города на 1971—1975 гг. позволяет более ра ционально распределить усилия и средства предприя тий на основе сочетания интересов каждого коллектива с интересами города. Анализ планов социального раз вития производственных коллективов Даугавпилса по казывает, что они содержат ряд задач, выходящих за
130
рамки отдельных предприятий. Это прежде всего ме роприятия по жилищному, бытовому и культурному строительству, медицинскому обслуживанию трудя щихся. От того, как организованы и насколько эффек тивно функционируют предприятия, учреждения и организации, производственная сфера и сфера обслу живания, зависит и удовлетворение разносторонних потребностей населения. Городской план не только выполняет функцию координации планов социаль ного развития коллективов предприятий, но и облег чает контроль за разработкой и реализацией этих планов.
Комплексный план развития Даугавпилса на девя тую пятилетку представляет собой нашу первую попыт ку решения проблемы организации системы научного управления экономическим и социальным развитием города. Он также является основой деятельности го родских комитетов партии и комсомола, городского Со вета депутатов трудящихся, коллективов промышлен ных предприятий, учреждений и учебных заведений.
В ходе реализации комплексный план может конкре тизироваться, уточняться и дополняться, т. к. слож ность и многогранность проблем, связанных с трудовой общественной деятельностью трудящихся города, их культурной жизнью требуют непрерывного анализа яв лений, обобщения опыта и исследований. Конкретиза ция мероприятий характерна особенно для третьего года пятилетки, задачи которого определены решени ями декабрьского (1972 г.) Пленума ЦК КПСС.
План экономического и социального развития Дау гавпилса разработан в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС и Законом ЛССР «О Государст венном пятилетием плане развития народного хозяйст ва Латвийской ССР на 1971—1975 годы», принятым вто рой сессией Верховного Совета республики в декабре 1971 года1. Большую помощь в его составлении оказало тщательное изучение комплексных планов, разрабо танных в районах и на предприятиях Ленинграда. Сос тавлению городского плана предшествовала кропотли вая подготовительная работа, в ходе которой были
1 «Советская Латвия», 1971, 17 дек.
8* |
131 |
определены основные направления экономического и социального развития города в девятой пятилетке. Работа по созданию плана проводилась под руковод ством городского комитета партии, при непосредствен ном участии планового отдела горисполкома, партий но-хозяйственного актива.
По поводу обеспечения запланированных мероприя тий необходимыми материальными ресурсами город ские организации консультировались в Госплане Лат вийской ССР, многих республиканских ведомствах. При планировании учитывалось расширение прав мест ных Советов, которое дает возможность иметь допол нительные источники финансирования по местному бюджету: 20% отчисления от прибыли всех предприя тий коммунального хозяйства и бытового обслужива ния, увеличенные отчисления от сверхплановой при были по выпуску товаров народного потребления, пере выполнение доходной части городского бюджета. Еже годно только из этих источников бюджета на развитие различных объектов городского хозяйства поступает дополнительно около 500 тысяч рублей. При составле нии комплексного плана внимание сосредоточивалось
ина строительстве объектов за счет ссуд Госбанка. Составление плана потребовало от городских орга
низаций глубокого изучения отдельных проблем. Так, например, при составлении баланса трудовых ресур сов по городу на пятилетие оказалось, что занятость на селения Даугавпилса к 1975 году составит свыше 96%, следовательно, увеличения численности работающих в сфере материального производства почти не будет. Был составлен баланс доходов и расходов населения, рассмотрена возможность объединения сил и средств различных ведомств, предприятий, а также их реали зации для развития объектов, имеющих первоочеред ное значение.
Город представляет собой сложную систему, объеди няющую все сферы, которые определяют условия жиз ни и работы человека. Но развитие многих из них регу лируется не местными органами, а преимущественно по ведомственным линиям. Предприятия города подчине ны многим министерствам, ведомствам, и каждое из них самостоятельно решает основные вопросы разви
132