Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Комплексным планом намечается повысить удель ный вес рабочих, занятых механизированным и авто матизированным трудом. Удельный вес рабочих, за нятых тяжелым физическим и ручным трудом, в де вятой пятилетке уменьшится на 10%.
На предприятиях города 31% работающих имеет только семилетнее образование, а 23% всех инженер но-технических работников не имеют соответствующего технического образования. Поэтому при составлении комплексного плана развития города особое внимание уделялось повышению их квалификации, созданию ус ловий для освоения новых профессий, пробуждению у работников стремления к учебе, к повышению своего технического, общеобразовательного и культурного уровня. Интересы коллектива и личности здесь, как правило, совпадают. В таком взаимосвязанном един стве эти интересы отражены в разделе плана, посвя щенном изменению содержания и характера труда, профессионально-квалификационной структуры и культурно-технического уровня работающих.
В осуществлении плана развития города важное место занимает вопрос профессиональной подготовки молодых рабочих. Сейчас учащиеся профессиональнотехнических училищ являются главным, если не един ственным резервом пополнения предприятий кадровы ми рабочими.
Чтобы правильно использовать этот резерв, мало иметь хорошо оснащенное училище и укомплектовать его квалифицированными преподавательскими кадра ми, хотя это и очень важно. Необходимо, кроме того, поставить организационно-идеологическую работу та ким образом, чтобы выпускники восьмого класса об щеобразовательных школ захотели овладеть рабочей профессией, охотно шли в профтехучилища.
Именно поэтому в комплексном плане и предусмот рено своевременное профессиональное ориентирование выпускников общеобразовательных школ.
Практика показывает, что выбор профессии у юно шей и девушек определяется зачастую простой случай
ностью. А в результате — отсутствие интереса к |
избран |
ной профессии, неудовлетворенность работой. |
О проф |
ориентации молодежи говорится много, но пока мало
141
делается для того, чтобы молодой человек мог найти наиболее подходящую для его способностей профессию, которая приносила бы ему радость и удовлетворение.
Зачастую вопросы повышения профессиональной квалификации решаются без достаточных научно обо снованных установок. Еще не везде на предприятиях четко представляют, сколько работников определенной квалификации нужно или до какого уровня необходи мо поднять квалификацию рабочего. Устранению этих недостатков будет способствовать и комплексное пла нирование.
В комплексном плане уделяется большое внимание шефству предприятий над школами. Заинтересован ность школьников в труде непосредственно на заводе, фабрике зависит прежде всего от их воспитания, от организации производственного обучения в школе. В настоящее время все школы города имеют шефов — предприятия, которые участвуют в укреплении матери альной базы школы, создают благоприятные условия для производственного обучения.
Большое внимание в комплексном плане уделено вопросам повышения жизненного уровня трудящихся: роста заработной платы, улучшения жилищных усло вий, торгового, бытового и медицинского обслужива ния, социального обеспечения и т. д.
Прежде всего здесь обращается внимание на нере шенные проблемы. В городе недостаточна обеспечен ность населения жильем, детскими дошкольными уч реждениями, неравномерно размещены предприятия торговли и быта. Транспорт и связь не удовлетворяют нужды городского хозяйства.
Требуется дальнейшее развитие системы канализа ции, оздоровление воздушного бассейна. Медленно ре шаются вопросы создания санитарной защитной зоны вокруг промышленных предприятий. Понятно, что для разрешения всех этих проблем нужны большие мате риальные и трудовые затраты.
Часть вопросов этого комплекса решается силами производственных коллективов. Так, например, фонды, предназначенные для материального поощрения, соци ально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства на предприятиях, работающих в новых усло
142
виях планирования и экономического стимулирования (а таких у нас 83% от общего количества), составили в 1972 году свыше 5 млн. рублей. Это дает возмож ность коллективам предприятий строить жилые дома, загородные базы отдыха, пионерские лагеря, профи лактории, увеличивать количество бесплатных путевок и т. д.
Итоги первых двух лет девятой пятилетки свиде тельствуют о том, что основные задачи комплексного плана экономического и социального развития города в области дальнейшего роста благосостояния трудя щихся выполняются. За 1971—1972 гг. в городе вве дено 107,5 тысячи квадратных метров общей жилой площади — почти на 16 тысяч метров больше, чем на мечено планом. Построено 30 многоэтажных домов и 3 общежития. Восемь тысяч жителей переселились в новые благоустроенные квартиры. К концу пятилетки жилой фонд города увеличится на 18,5% и средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя увеличится с 11,1 до 11,9 квадратных метра.
В последнее время в городе значительно повысился уровень индустриализации жилищного строительства. Взят курс на крупнопанельное домостроение. Важное место отводится также мероприятиям по сохранению и благоустройству жилого фонда. Только в 1972 году завершен комплексный капитальный ремонт десяти жилых домов. Все предприятия города участвуют в со здании важнейших инженерных коммуникаций. Толь ко в строительстве объектов городского водопровода, очистных сооружений, системы канализации и тепло снабжения предприятиями вкладывается 1,8 млн. руб лей из 8,4 млн. рублей, предусмотренных планом. Кон кретные задачи поставлены перед каждым предприя тием по развитию строительства детских садов и яслей путем кооперирования средств.
Росту благосостояния жителей Даугавпилса в опре деленной степени будет способствовать дальнейшее развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания. За истекший период текущей пятилет ки открыто 9 новых магазинов и 13 предприятий обще ственного питания. А всего к концу пятилетки преду смотрено сдать в эксплуатацию 23 магазина и 19 пред
143
приятий общественного питания на 2 тысячи 540 мест. Розничный товарооборот в государственной торговле увеличится на 36,5%. В расчете на одного жителя объ ем продажи товаров возрастет с 960 до 1180 рублей.
Дальнейшее развитие получит служба быта города. Объем бытовых услуг в 1975 году в расчете на каждо го жителя составит 43 рубля против 31,8 в 1970 году. Уже вступили в строй 9 новых предприятий службы быта, намечается строительство дома электроники (по ремонту радио, телевизоров, холодильников), станции «Автосервис».
Перспективным планом развития города предусмот рено значительное улучшение медицинского обслужи вания населения.
Укрепляется материально-техническая база лечеб ных учреждений. Сдан в эксплуатацию корпус инфек ционной больницы, в новое помещение переведен вра чебно-физкультурный диспансер, реконструировано помещение бактериологической лаборатории санитар но-эпидемиологической станции, произведен капиталь ный ремонт городской больницы, детской больницы, туберкулезного диспансера. Только в 1972 году при обретено нового медицинского оборудования на 35 ты сяч рублей. В 1973 году будет закончено строительство новой поликлиники на 750 посещений в смену и боль ницы на 205 коек.
Много внимания при разработке комплекса меро приятий было уделено развитию и совершенствованию работы городского транспорта и связи. На напряжен ных маршрутах курсируют в основном автобусы «Икарус-556»; к концу пятилетки автопарк почти пол ностью будет обновлен автобусами этого типа. Успеш но внедрена новая бескассовая система перевозки пассажиров на автобусах, дающая ощутимый экономи ческий эффект. Заканчивается подготовка к переводу на этот же метод работы трамваев.
Решаются многие вопросы, связанные с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса в шко лах и профтехучилищах, с повышением квалификации учителей, врачей и других специалистов. Осуществля ются мероприятия по переходу ко всеобщему среднему
144
образованию. Активизируется работа с детьми и под ростками по месту их жительства.
Выполнение плана экономического и социального развития города в девятой пятилетке предполагает дальнейший подъем общественно-политической актив ности трудящихся и улучшение всей политико-воспи тательной и культурно-массовой работы.
В области общественно-политической деятельности основная задача состоит в том, чтобы, привлекая все более широкий круг трудящихся к непосредственному участию в общественно-политической работе, сущест венно повысить роль рабочих в руководстве общест венными делами социальной жизни города; постоянно совершенствовать формы общественно-политической самодеятельности трудящихся, а также общественные формы управления производством; улучшать работу постоянно действующих производственных совещаний, технико-экономических Советов, общественных конст рукторских бюро, отделов кадров и др.
Развитие общественно-политической активности тру дящихся требует совершенствования всей идеологичес кой работы. XXIV съезд КПСС всесторонне обосновал вывод о возрастании роли идеологической работы на современном этапе. В условиях развитого социалисти ческого общества, обострения идеологической борьбы на мировой арене, бурного развития научно-техничес кой революции действенная идеологическая работа ста новится важнейшим условием социального прогресса. Ныне мировоззрение, уровень знаний, сознательность советских людей оказывают все большее воздействие на подъем производительных сил и совершенствование общественных отношений.
Будет происходить дальнейшее повышение эффек тивности работы по формированию коммунистического мировоззрения, воспитанию коммунистического отно шения к труду. Комплексным планом предусматрива ется совершенствование форм и методов работы по коммунистическому воспитанию молодежи и интелли генции, значительное укрепление материально-техни ческой базы для проведения воспитательной и куль турно-массовой работы. Шире будут использоваться такие формы морального поощрения, как занесение
Ю — М9 |
Н 5 |
в «Книгу Почета», присвоение звания «Заслуженный ветеран завода», «Лучший мастер-воспитатель» и т. д.
С целью улучшения культурно-просветительной рабо ты среди населения число мест в клубах и домах куль туры за время девятой пятилетки будет увеличено в расчете на 1000 жителей с 34 до 45. Значительно по полнятся фонды массовых библиотек, в том числе фонды политической литературы.
Расширится материально-техническая база для раз вития физкультуры и спорта. Предусматривается по строить три плавательных бассейна, шесть спортивных залов, стрелковый тир, на 10% увеличить количе ство занимающихся производственной гимнастикой, в четыре раза — количество занимающихся в группах здоровья.
Планы социального развития родились с помощью и при широкой поддержке партийных и общественных организаций. Они требуют серьезной поддержки и со стороны министерств и ведомств. Поэтому нужно, что бы план экономического и социального развития каж дого предприятия учитывался как составная часть в плане развития соответствующей отрасли народного хозяйства.
Практика передовых производственных коллективов уже доказала, что социально-экономическое планиро вание создает прочную основу для выполнения реше ний XXIV съезда КПСС. Оно помогает органически со четать интересы производства и всестороннего разви тия личности, позволяет доходить до каждого человека, учитывать его потребности, полнее удовлетворять их.
Организаторская работа по выполнению комплекс ного плана экономического и социального развития по может трудящимся города успешно справиться с за дачами, стоящими перед ними в девятой пятилетке.
Э. Э. СЛЕДЕ,
министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР
МИНИСТЕРСТВО И ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Имеющийся у нас опыт позволяет сделать некоторые выводы о состоянии и мерах улучшения комплексного социально-экономического планирования в системе Министерства автомобильного транспорта и шоссей ных дорог Латвийской ССР.
Наше министерство представляет собой многоотрас левое хозяйство. В систему министерства входят: авто мобильное управление, трест «Латавтодормост», речное пароходство, авторемонтные и опытно-экспери ментальные заводы — всего 92 предприятия. В силу этого наш комплексный план отражает развитие каж дой внутренней отрасли — автотранспорта, дорожного хозяйства, речного транспорта и промышленности.
Изучая Директивы XXIV съезда КПСС в области планирования и анализируя состояние фактического планирования в системе Минавтошосдора в свете по ставленных съездом задач, мы пришли к выводу, что технико-экономические планы министерства не отве чают возросшим задачам, стоящим перед отраслью в девятой пятилетке и на перспективу.
Прежде всего, до 1970 года технико-экономические планы составлялись на перспективу не более 5 лет. Кроме того, они носили разрозненный характер. Встре чалось несовпадение мероприятий по объему и вре мени исполнения, а также их дублирование в разных планах. Но главный недостаток заключался в том, что в технико-экономических планах по существу отсут-
ш* |
147 |
ствовали конкретные мероприятия, охватывающие об ласть социального развития коллективов, хотя сами по себе эти планы являлись основой для решения ряда социальных задач.
Из-за отсутствия конкретного планирования соци ально-трудовых отношений не обеспечивалось целена правленное решение социальных проблем в полном объеме: решались в основном вопросы бытового харак тера, которые крайне недостаточно отражали основную социальную задачу — всестороннее и гармоничное развитие человека, удовлетворение его разнообразных потребностей.
Руководствуясь задачами, поставленными в Дирек- • тивах XXIV съезда КПСС по совершенствованию пла нирования, министерство осенью 1970 года решило пе ресмотреть форму и содержание планов и разработать комплексный план социально-экономического развития по всем отраслям системы министерства с перспекти вой до 1980 года.
Первый его раздел содержит общий прогноз разви тия. Здесь на основании изучения тенденции роста и изменения экономики республики даются направления и прогноз развития автотранспортных перевозок, строительства и содержания сети автомобильных до рог и промышленного производства.
В последующих разделах плана изложены конкрет ные технико-экономические мероприятия по обеспече нию перспективного развития отрасли.
Так, в разделе «Развитие производства и производ ственной базы» планируются мероприятия по расшире нию и совершенствованию существующей производ ственной базы. Предусматривается строительство
.автопарков, автовокзалов, грузовых автостанций, до рожно-строительных баз, автоматизированных асфаль тобетонных заводов, камнедробильных баз и ряда дру гих вспомогательных производств. Большое место отво дится в этом разделе плана совершенствованию произ водства, укреплению и сокращению нерентабельных производств.
В разделе «Вопросы технического прогресса» плани руются мероприятия, направленные на ускорение тем пов технического прогресса: внедрение более произво
348
дительных автомобилей и дорожно-строительной тех ники, станков, конвейерных линий, механизированных постов, средств погрузки и разгрузки, прогрессивных технологических процессов, а также мероприятия по экономии эксплуатационных материалов, электроэнер гии, повышению качества дорожно-строительных и авторемонтных работ.
Вразделе «Совершенствование системы управле ния» отводится значительное место вопросам внедре ния автоматических систем управления (АСУ), усовер шенствованных средств связи, автоматизированного контроля производственных процессов, а также меро приятиям по совершенствованию структуры управлен ческого аппарата, повышению оперативности произ водственной информации и т. д.
Вразделе «Совершенствование организации труда» предусматриваются мероприятия, способствующие ин тенсификации труда: внедрение типовых проектов ор ганизации рабочих мест, организация школ передового опыта, обучение вторым профессиям, совершенствова ние нормирования труда и т. д.
Значительное место в плане отводится научно-иссле довательским работам, направленным на изыскание наиболее эффективных и прогрессивных вариантов развития производства. Ввиду важности этих меро приятий они отражены в плане специальным разделом «Научно-исследовательские работы».
Все мероприятия перечисленных выше разделов на правлены на решение технико-экономических задач развития отрасли. Они же создают основную базу для планирования и реального развития социально-трудо вых отношений в производственных коллективах, так как реализация этих мероприятий оказывает непосред ственное влияние на совершенствование социальных процессов.
Технико-экономические факторы развития производ ства органически связаны с социальными процессами. Поэтому следующий раздел нашего плана — «Соци
альное развитие». Он отражает ряд основных направ лений развития социально-трудовых отношений.
Первое направление касается изменения содержания груда на основе совершенствования производства,
149
внедрения новой техники, технологии и научной орга низации труда. Это выражается повышением степени механизации и автоматизации труда, снижением удельного веса рабочих, занятых тяжелым физическим трудом.
В результате производительность труда возрастет на автоперевозках, в дорожном хозяйстве. Это позволит в дорожном хозяйстве подавляющую часть прироста объемов обеспечить за счет повышения производитель ности труда. Увеличение же численности рабочих на автоперевозках (в основном шоферов) произойдет за счет увеличения парка автомобилей.
Второе направление отражает совершенствование социальной и профессионально-квалификационной структуры в коллективах в результате внедрения до стижений технического прогресса: изменение соотно шения удельного веса рабочих, ИТР и служащих, меро приятия по подготовке и переподготовке кадров. При повышении производительности труда рабочих их удельный вес в общей численности работающих не сколько снижается.
Третье направление отражает динамику роста пока зателей жизненного уровня трудящихся: повышение уровня зарплаты, использование поощрительных фон дов, улучшение санитарно-бытовых и жилищных усло вий.
Рост этих показателей зависит от результатов про изводственной деятельности предприятий (отрасли), величины фондов экономического стимулирования, сте пени профессионально-квалификационной подготовки кадров. При планировании мероприятий по улучшению жизненного уровня учитывалось их фактическое состо яние.
После перехода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования созда лась возможность за счет совершенствования технико экономических факторов в 2—2,5 раза повысить раз меры фондов экономического стимулирования.
Предусмотрен рост средней заработной платы на ав тотранспорте и в дорожном хозяйстве, причем, преиму щественный рост средней заработной платы на авто
150