Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексным планом намечается повысить удель­ ный вес рабочих, занятых механизированным и авто­ матизированным трудом. Удельный вес рабочих, за­ нятых тяжелым физическим и ручным трудом, в де­ вятой пятилетке уменьшится на 10%.

На предприятиях города 31% работающих имеет только семилетнее образование, а 23% всех инженер­ но-технических работников не имеют соответствующего технического образования. Поэтому при составлении комплексного плана развития города особое внимание уделялось повышению их квалификации, созданию ус­ ловий для освоения новых профессий, пробуждению у работников стремления к учебе, к повышению своего технического, общеобразовательного и культурного уровня. Интересы коллектива и личности здесь, как правило, совпадают. В таком взаимосвязанном един­ стве эти интересы отражены в разделе плана, посвя­ щенном изменению содержания и характера труда, профессионально-квалификационной структуры и культурно-технического уровня работающих.

В осуществлении плана развития города важное место занимает вопрос профессиональной подготовки молодых рабочих. Сейчас учащиеся профессиональнотехнических училищ являются главным, если не един­ ственным резервом пополнения предприятий кадровы­ ми рабочими.

Чтобы правильно использовать этот резерв, мало иметь хорошо оснащенное училище и укомплектовать его квалифицированными преподавательскими кадра­ ми, хотя это и очень важно. Необходимо, кроме того, поставить организационно-идеологическую работу та­ ким образом, чтобы выпускники восьмого класса об­ щеобразовательных школ захотели овладеть рабочей профессией, охотно шли в профтехучилища.

Именно поэтому в комплексном плане и предусмот­ рено своевременное профессиональное ориентирование выпускников общеобразовательных школ.

Практика показывает, что выбор профессии у юно­ шей и девушек определяется зачастую простой случай­

ностью. А в результате — отсутствие интереса к

избран­

ной профессии, неудовлетворенность работой.

О проф­

ориентации молодежи говорится много, но пока мало

141

делается для того, чтобы молодой человек мог найти наиболее подходящую для его способностей профессию, которая приносила бы ему радость и удовлетворение.

Зачастую вопросы повышения профессиональной квалификации решаются без достаточных научно обо­ снованных установок. Еще не везде на предприятиях четко представляют, сколько работников определенной квалификации нужно или до какого уровня необходи­ мо поднять квалификацию рабочего. Устранению этих недостатков будет способствовать и комплексное пла­ нирование.

В комплексном плане уделяется большое внимание шефству предприятий над школами. Заинтересован­ ность школьников в труде непосредственно на заводе, фабрике зависит прежде всего от их воспитания, от организации производственного обучения в школе. В настоящее время все школы города имеют шефов — предприятия, которые участвуют в укреплении матери­ альной базы школы, создают благоприятные условия для производственного обучения.

Большое внимание в комплексном плане уделено вопросам повышения жизненного уровня трудящихся: роста заработной платы, улучшения жилищных усло­ вий, торгового, бытового и медицинского обслужива­ ния, социального обеспечения и т. д.

Прежде всего здесь обращается внимание на нере­ шенные проблемы. В городе недостаточна обеспечен­ ность населения жильем, детскими дошкольными уч­ реждениями, неравномерно размещены предприятия торговли и быта. Транспорт и связь не удовлетворяют нужды городского хозяйства.

Требуется дальнейшее развитие системы канализа­ ции, оздоровление воздушного бассейна. Медленно ре­ шаются вопросы создания санитарной защитной зоны вокруг промышленных предприятий. Понятно, что для разрешения всех этих проблем нужны большие мате­ риальные и трудовые затраты.

Часть вопросов этого комплекса решается силами производственных коллективов. Так, например, фонды, предназначенные для материального поощрения, соци­ ально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства на предприятиях, работающих в новых усло­

142


виях планирования и экономического стимулирования (а таких у нас 83% от общего количества), составили в 1972 году свыше 5 млн. рублей. Это дает возмож­ ность коллективам предприятий строить жилые дома, загородные базы отдыха, пионерские лагеря, профи­ лактории, увеличивать количество бесплатных путевок и т. д.

Итоги первых двух лет девятой пятилетки свиде­ тельствуют о том, что основные задачи комплексного плана экономического и социального развития города в области дальнейшего роста благосостояния трудя­ щихся выполняются. За 1971—1972 гг. в городе вве­ дено 107,5 тысячи квадратных метров общей жилой площади — почти на 16 тысяч метров больше, чем на­ мечено планом. Построено 30 многоэтажных домов и 3 общежития. Восемь тысяч жителей переселились в новые благоустроенные квартиры. К концу пятилетки жилой фонд города увеличится на 18,5% и средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя увеличится с 11,1 до 11,9 квадратных метра.

В последнее время в городе значительно повысился уровень индустриализации жилищного строительства. Взят курс на крупнопанельное домостроение. Важное место отводится также мероприятиям по сохранению и благоустройству жилого фонда. Только в 1972 году завершен комплексный капитальный ремонт десяти жилых домов. Все предприятия города участвуют в со­ здании важнейших инженерных коммуникаций. Толь­ ко в строительстве объектов городского водопровода, очистных сооружений, системы канализации и тепло­ снабжения предприятиями вкладывается 1,8 млн. руб­ лей из 8,4 млн. рублей, предусмотренных планом. Кон­ кретные задачи поставлены перед каждым предприя­ тием по развитию строительства детских садов и яслей путем кооперирования средств.

Росту благосостояния жителей Даугавпилса в опре­ деленной степени будет способствовать дальнейшее развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания. За истекший период текущей пятилет­ ки открыто 9 новых магазинов и 13 предприятий обще­ ственного питания. А всего к концу пятилетки преду­ смотрено сдать в эксплуатацию 23 магазина и 19 пред­

143

приятий общественного питания на 2 тысячи 540 мест. Розничный товарооборот в государственной торговле увеличится на 36,5%. В расчете на одного жителя объ­ ем продажи товаров возрастет с 960 до 1180 рублей.

Дальнейшее развитие получит служба быта города. Объем бытовых услуг в 1975 году в расчете на каждо­ го жителя составит 43 рубля против 31,8 в 1970 году. Уже вступили в строй 9 новых предприятий службы быта, намечается строительство дома электроники (по ремонту радио, телевизоров, холодильников), станции «Автосервис».

Перспективным планом развития города предусмот­ рено значительное улучшение медицинского обслужи­ вания населения.

Укрепляется материально-техническая база лечеб­ ных учреждений. Сдан в эксплуатацию корпус инфек­ ционной больницы, в новое помещение переведен вра­ чебно-физкультурный диспансер, реконструировано помещение бактериологической лаборатории санитар­ но-эпидемиологической станции, произведен капиталь­ ный ремонт городской больницы, детской больницы, туберкулезного диспансера. Только в 1972 году при­ обретено нового медицинского оборудования на 35 ты­ сяч рублей. В 1973 году будет закончено строительство новой поликлиники на 750 посещений в смену и боль­ ницы на 205 коек.

Много внимания при разработке комплекса меро­ приятий было уделено развитию и совершенствованию работы городского транспорта и связи. На напряжен­ ных маршрутах курсируют в основном автобусы «Икарус-556»; к концу пятилетки автопарк почти пол­ ностью будет обновлен автобусами этого типа. Успеш­ но внедрена новая бескассовая система перевозки пассажиров на автобусах, дающая ощутимый экономи­ ческий эффект. Заканчивается подготовка к переводу на этот же метод работы трамваев.

Решаются многие вопросы, связанные с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса в шко­ лах и профтехучилищах, с повышением квалификации учителей, врачей и других специалистов. Осуществля­ ются мероприятия по переходу ко всеобщему среднему

144


образованию. Активизируется работа с детьми и под­ ростками по месту их жительства.

Выполнение плана экономического и социального развития города в девятой пятилетке предполагает дальнейший подъем общественно-политической актив­ ности трудящихся и улучшение всей политико-воспи­ тательной и культурно-массовой работы.

В области общественно-политической деятельности основная задача состоит в том, чтобы, привлекая все более широкий круг трудящихся к непосредственному участию в общественно-политической работе, сущест­ венно повысить роль рабочих в руководстве общест­ венными делами социальной жизни города; постоянно совершенствовать формы общественно-политической самодеятельности трудящихся, а также общественные формы управления производством; улучшать работу постоянно действующих производственных совещаний, технико-экономических Советов, общественных конст­ рукторских бюро, отделов кадров и др.

Развитие общественно-политической активности тру­ дящихся требует совершенствования всей идеологичес­ кой работы. XXIV съезд КПСС всесторонне обосновал вывод о возрастании роли идеологической работы на современном этапе. В условиях развитого социалисти­ ческого общества, обострения идеологической борьбы на мировой арене, бурного развития научно-техничес­ кой революции действенная идеологическая работа ста­ новится важнейшим условием социального прогресса. Ныне мировоззрение, уровень знаний, сознательность советских людей оказывают все большее воздействие на подъем производительных сил и совершенствование общественных отношений.

Будет происходить дальнейшее повышение эффек­ тивности работы по формированию коммунистического мировоззрения, воспитанию коммунистического отно­ шения к труду. Комплексным планом предусматрива­ ется совершенствование форм и методов работы по коммунистическому воспитанию молодежи и интелли­ генции, значительное укрепление материально-техни­ ческой базы для проведения воспитательной и куль­ турно-массовой работы. Шире будут использоваться такие формы морального поощрения, как занесение

Ю — М9

Н 5

в «Книгу Почета», присвоение звания «Заслуженный ветеран завода», «Лучший мастер-воспитатель» и т. д.

С целью улучшения культурно-просветительной рабо­ ты среди населения число мест в клубах и домах куль­ туры за время девятой пятилетки будет увеличено в расчете на 1000 жителей с 34 до 45. Значительно по­ полнятся фонды массовых библиотек, в том числе фонды политической литературы.

Расширится материально-техническая база для раз­ вития физкультуры и спорта. Предусматривается по­ строить три плавательных бассейна, шесть спортивных залов, стрелковый тир, на 10% увеличить количе­ ство занимающихся производственной гимнастикой, в четыре раза — количество занимающихся в группах здоровья.

Планы социального развития родились с помощью и при широкой поддержке партийных и общественных организаций. Они требуют серьезной поддержки и со стороны министерств и ведомств. Поэтому нужно, что­ бы план экономического и социального развития каж­ дого предприятия учитывался как составная часть в плане развития соответствующей отрасли народного хозяйства.

Практика передовых производственных коллективов уже доказала, что социально-экономическое планиро­ вание создает прочную основу для выполнения реше­ ний XXIV съезда КПСС. Оно помогает органически со­ четать интересы производства и всестороннего разви­ тия личности, позволяет доходить до каждого человека, учитывать его потребности, полнее удовлетворять их.

Организаторская работа по выполнению комплекс­ ного плана экономического и социального развития по­ может трудящимся города успешно справиться с за­ дачами, стоящими перед ними в девятой пятилетке.


Э. Э. СЛЕДЕ,

министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР

МИНИСТЕРСТВО И ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Имеющийся у нас опыт позволяет сделать некоторые выводы о состоянии и мерах улучшения комплексного социально-экономического планирования в системе Министерства автомобильного транспорта и шоссей­ ных дорог Латвийской ССР.

Наше министерство представляет собой многоотрас­ левое хозяйство. В систему министерства входят: авто­ мобильное управление, трест «Латавтодормост», речное пароходство, авторемонтные и опытно-экспери­ ментальные заводы — всего 92 предприятия. В силу этого наш комплексный план отражает развитие каж­ дой внутренней отрасли — автотранспорта, дорожного хозяйства, речного транспорта и промышленности.

Изучая Директивы XXIV съезда КПСС в области планирования и анализируя состояние фактического планирования в системе Минавтошосдора в свете по­ ставленных съездом задач, мы пришли к выводу, что технико-экономические планы министерства не отве­ чают возросшим задачам, стоящим перед отраслью в девятой пятилетке и на перспективу.

Прежде всего, до 1970 года технико-экономические планы составлялись на перспективу не более 5 лет. Кроме того, они носили разрозненный характер. Встре­ чалось несовпадение мероприятий по объему и вре­ мени исполнения, а также их дублирование в разных планах. Но главный недостаток заключался в том, что в технико-экономических планах по существу отсут-

ш*

147

ствовали конкретные мероприятия, охватывающие об­ ласть социального развития коллективов, хотя сами по себе эти планы являлись основой для решения ряда социальных задач.

Из-за отсутствия конкретного планирования соци­ ально-трудовых отношений не обеспечивалось целена­ правленное решение социальных проблем в полном объеме: решались в основном вопросы бытового харак­ тера, которые крайне недостаточно отражали основную социальную задачу — всестороннее и гармоничное развитие человека, удовлетворение его разнообразных потребностей.

Руководствуясь задачами, поставленными в Дирек- • тивах XXIV съезда КПСС по совершенствованию пла­ нирования, министерство осенью 1970 года решило пе­ ресмотреть форму и содержание планов и разработать комплексный план социально-экономического развития по всем отраслям системы министерства с перспекти­ вой до 1980 года.

Первый его раздел содержит общий прогноз разви­ тия. Здесь на основании изучения тенденции роста и изменения экономики республики даются направления и прогноз развития автотранспортных перевозок, строительства и содержания сети автомобильных до­ рог и промышленного производства.

В последующих разделах плана изложены конкрет­ ные технико-экономические мероприятия по обеспече­ нию перспективного развития отрасли.

Так, в разделе «Развитие производства и производ­ ственной базы» планируются мероприятия по расшире­ нию и совершенствованию существующей производ­ ственной базы. Предусматривается строительство

.автопарков, автовокзалов, грузовых автостанций, до­ рожно-строительных баз, автоматизированных асфаль­ тобетонных заводов, камнедробильных баз и ряда дру­ гих вспомогательных производств. Большое место отво­ дится в этом разделе плана совершенствованию произ­ водства, укреплению и сокращению нерентабельных производств.

В разделе «Вопросы технического прогресса» плани­ руются мероприятия, направленные на ускорение тем­ пов технического прогресса: внедрение более произво­

348


дительных автомобилей и дорожно-строительной тех­ ники, станков, конвейерных линий, механизированных постов, средств погрузки и разгрузки, прогрессивных технологических процессов, а также мероприятия по экономии эксплуатационных материалов, электроэнер­ гии, повышению качества дорожно-строительных и авторемонтных работ.

Вразделе «Совершенствование системы управле­ ния» отводится значительное место вопросам внедре­ ния автоматических систем управления (АСУ), усовер­ шенствованных средств связи, автоматизированного контроля производственных процессов, а также меро­ приятиям по совершенствованию структуры управлен­ ческого аппарата, повышению оперативности произ­ водственной информации и т. д.

Вразделе «Совершенствование организации труда» предусматриваются мероприятия, способствующие ин­ тенсификации труда: внедрение типовых проектов ор­ ганизации рабочих мест, организация школ передового опыта, обучение вторым профессиям, совершенствова­ ние нормирования труда и т. д.

Значительное место в плане отводится научно-иссле­ довательским работам, направленным на изыскание наиболее эффективных и прогрессивных вариантов развития производства. Ввиду важности этих меро­ приятий они отражены в плане специальным разделом «Научно-исследовательские работы».

Все мероприятия перечисленных выше разделов на­ правлены на решение технико-экономических задач развития отрасли. Они же создают основную базу для планирования и реального развития социально-трудо­ вых отношений в производственных коллективах, так как реализация этих мероприятий оказывает непосред­ ственное влияние на совершенствование социальных процессов.

Технико-экономические факторы развития производ­ ства органически связаны с социальными процессами. Поэтому следующий раздел нашего плана — «Соци­

альное развитие». Он отражает ряд основных направ­ лений развития социально-трудовых отношений.

Первое направление касается изменения содержания груда на основе совершенствования производства,

149

внедрения новой техники, технологии и научной орга­ низации труда. Это выражается повышением степени механизации и автоматизации труда, снижением удельного веса рабочих, занятых тяжелым физическим трудом.

В результате производительность труда возрастет на автоперевозках, в дорожном хозяйстве. Это позволит в дорожном хозяйстве подавляющую часть прироста объемов обеспечить за счет повышения производитель­ ности труда. Увеличение же численности рабочих на автоперевозках (в основном шоферов) произойдет за счет увеличения парка автомобилей.

Второе направление отражает совершенствование социальной и профессионально-квалификационной структуры в коллективах в результате внедрения до­ стижений технического прогресса: изменение соотно­ шения удельного веса рабочих, ИТР и служащих, меро­ приятия по подготовке и переподготовке кадров. При повышении производительности труда рабочих их удельный вес в общей численности работающих не­ сколько снижается.

Третье направление отражает динамику роста пока­ зателей жизненного уровня трудящихся: повышение уровня зарплаты, использование поощрительных фон­ дов, улучшение санитарно-бытовых и жилищных усло­ вий.

Рост этих показателей зависит от результатов про­ изводственной деятельности предприятий (отрасли), величины фондов экономического стимулирования, сте­ пени профессионально-квалификационной подготовки кадров. При планировании мероприятий по улучшению жизненного уровня учитывалось их фактическое состо­ яние.

После перехода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования созда­ лась возможность за счет совершенствования технико­ экономических факторов в 2—2,5 раза повысить раз­ меры фондов экономического стимулирования.

Предусмотрен рост средней заработной платы на ав­ тотранспорте и в дорожном хозяйстве, причем, преиму­ щественный рост средней заработной платы на авто­

150