Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Э. В. АБОЛИНЬ,
первый заместитель председателя Государственной плановой комиссии Совета Министров Латвийской ССР
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЕО РАЗВИТИЯ
XXIV съезд КПСС подчеркнул необходимость дальнейшего повышения научного уровня государст венного управления и планирования. Одно из важней ших направлений в решении этой задачи — глубокая разработка социальных проблем и проблем научнотехнического прогресса в неразрывном единстве с эко номическим развитием социалистического общества.
Ускорение научно-технического прогресса — это ос новной путь повышения эффективности общественного производства. Научно-техническая революция откры вает огромные возможности дальнейшего развития, но требует также громадных материальных и финансовых ресурсов.
В социалистическом обществе осуществляется ор ганическое соединение достижений научно-техничес кой революции с преимуществами социалистического строя. А это вызывает необходимость совершенство вания многих сторон в системе нашего хозяйствования и планирования.
Развитое социалистическое общество характеризу ется глубокими изменениями в характере планирова ния, которое становится все более комплексным.
Отличительной чертой планирования на современ ном этапе является и то, что оно становится все бо лее долгосрочным. В выступлении Л. И. Брежнева на XV съезде профсоюзов была поставлена задача
55
колоссальной важности — составление плана долго срочного развития страны до 1990 года.
В подготовке и осуществлении долгосрочного комп лексного экономического и социального планирования должны учитываться три основных направления:
во-первых, совершенствование производственных от ношений, и прежде всего изменение характера труда, постепенное преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, коренное улучшение условий труда, ликвидация тяжелого физи ческого труда, вытеснение ручного труда, его после довательная механизация;
во-вторых, все более полное удовлетворение духов ных потребностей людей, формирование и ускоренное развитие потребностей интеллектуального и социаль ного характера, непосредственно связанных с разви тием и применением способностей человека; резкое повышение образовательного потенциала нашего обще ства и обеспечение рационального использования сво бодного времени трудящихся, укрепление коммунисти ческих начал в образе жизни советских людей;
в-третьих, улучшение материальных условий жизни. В документах XXIV съезда КПСС разработана ши рокая программа социально-политического развития советского общества. Коммунистическая партия и Со ветское государство последовательно осуществляют управление научно-техническим прогрессом, а также его социальными последствиями. Характер научнотехнического и социального прогресса требует его рас смотрения в динамике, то есть за возможно большие периоды прошлого, в настоящий момент и на длитель
ную перспективу.
Требования системного комплексного подхода в нас тоящее время учитываются в разрабатываемом долго срочном перспективном плане развития народного хозяйства страны па 1976—1990 годы. Основные кон туры направления этого плана определены общест венно-политическими и экономическими задачами, поставленными в Программе партии и в решениях XXIV съезда КПСС.
Особого внимания при разработке этого единого комплекса требуют результаты анализа взаимодейст
56
вия между развитием производительных сил, научнотехническим прогрессом, с одной стороны, и дальней шим развитием социалистических производственных отношений, с другой.
Базой долгосрочного плана и долгосрочного про гноза является анализ научно-технического прогресса, с учетом максимально возможного использования преимуществ социально-экономического строя социа лизма.
Одно из последствий, а одновременно и требовании научно-технической революции — расширение работ по научно-технической прогностике. Необходимо ду мать о будущем в любой области науки и производ ства, научиться научно и обоснованно заглядывать вперед на 15 и более лет. Без этого может получиться так, что построенные предприятия, произведенные сложные дорогостоящие машины уже через 5—10 лет окажутся безнадежно устаревшими.
Другой комплекс проблем, связанный с последст виями научно-технической революции, — это ее влия ние на экономику, требующее глубокой перестройки в сфере управления и планирования. И, наконец, это воздействие научно-технического прогресса на глав ную производительную силу общества — человека, на условия его жизни и общественного бытия, на все его возможности как субъекта производства и как субъек та самого научно-технического прогресса.
Этот комплекс проблем связан с социальными пос ледствиями научно-технической революции и в боль шой мерс также с социальной прогностикой.
Насколько возрос научно-технический и экономи ческий потенциал Латвийской ССР за годы Советской власти, свидетельствуют следующие основные пока затели. Стоимость основных производственных фондов в расчете на одного работающего в сфере материаль ного производства в настоящее время превышает 5 ты сяч рублей, а стоимость материальных оборотных средств составляет более 2 тысяч рублей. Фондовоору женность труда работников материального производ ства возросла почти в 9 раз, а электровооружен ность — в 20 раз. В настоящее время численность
57
научных работников во всех отраслях народного хо зяйства превышает 9 тысяч человек, а в 1940 году их насчитывалось немногим более тысячи человек.
Производительность общественного труда возросла по сравнению с 1940 годом в 7 раз. Это означает, что для производства достигнутого ныне годового объема национального дохода при сохранении уровня произ водительности общественного труда 1940 года вместо одного миллиона человек, занятых сейчас в отраслях материального производства, потребовалось бы семь миллионов человек.
Научно-технический прогресс вызвал тенденцию по вышения доли умственного труда. Если в 1935 году в буржуазной Латвии лица, занятые преимущественно умственным трудом, составляли 120 тысяч человек, или 11% от всех работающих, то в 1959 году их число в Латвийской ССР достигло 239 тысяч человек, или 22% от всех работающих.
Между переписями населения 1959 и 1970 годов чис ленность занятых в народном хозяйстве служащих возросла в республике на 70%, а их удельный вес достиг 29%. При этом численность работников механизиро ванного учета увеличилась в 16 раз, экономистов и плановиков — в 3 раза, инженеров — в 4 раза, вра чей — в 1,5 раза. Коренные изменения произошли в уровне образования занятого в народном хозяйстве населения. В 1939 году в буржуазной Латвии среди лиц, занятых в народном хозяйстве, имелось более
9% неграмотных и 72,5% составляли лица, имеющие |
||
начальное и ниже начального образования. В Латвий |
||
ской |
ССР неграмотность была |
ликвидирована до |
1959 |
года, доля лиц, имеющих начальное и ниже на |
|
чального образования, в общей |
численности занятых |
сократилась до 34% в 1970 году, или в 2,5 раза. Удельный вес лиц, имеющих неполное среднее обра зование, возрос с 10% в 1939 году до 30% в 1970 го ду; имеющих среднее специальное и общее среднее образование — соответственно с 6,6% до 27%; имею щих незаконченное высшее и высшее образование — с 1,6% до 9%.
Научно-технический прогресс воздействует также на количественный рост и качественное развитие рабо
58
чего класса — самого многочисленного класса на шего общества. Среди трудящихся, занятых в народ ном хозяйстве республики, рабочие в 1970 году сос тавили 730 тысяч человек, или 58% общего числа за нятых.
Благодаря научно-техническому прогрессу корен ным образом изменился общеобразовательный и профессиональный уровень рабочих, социальная струк тура рабочего класса.
Во-первых, возрастает доля индустриальных рабо чих. Это связано с прогрессивным изменением отрас левой структуры производства, преимущественным развитием отраслей, определяющих технический про гресс.
Во-вторых, быстрее растет численность рабочих но вых профессий, связанных с механизированными и автоматизированными процессами производства.
В-третьих, формируются новые крупные отряды рабочих, в деятельности которых преобладает умст венный труд, требующий среднего или даже высшего специального образования. Так, например, подсчи тано, что до 90% рабочего времени занимает умст венный труд у аппаратчиков, работающих у пульта автоматического управления на химическом произ водстве, и у наладчиков автоматических станочных линий.
В-четвертых, непрерывно растет образовательный, культурно-технический и квалификационный уровень рабочих. Если в 1959 году в Латвийской ССР на ты сячу рабочих приходилось 39 человек с высшим, неза конченным высшим и средним специальным образо ванием, то в 1970 году уже 62 человека, т. е. в 1,6 раза больше. Число рабочих, имеющих среднее общее обра зование, увеличилось соответственно с 64 человек до 135 человек на каждую тысячу, или в 2,1 раза. Таким образом, каждый пятый рабочий в настоящее время по своему общеобразовательному уровню соответст вует професссиям высококвалифицированного и ква лифицированного труда. В настоящее время насчиты вается уже 290 профессий, которые требуют среднего технического образования. Количество таких профес сий непрерывно увеличивается.
59
Вместе с тем следует отметить, что еще значитель ное количество рабочих в республике имеет образова ние начальное и ниже начального. Требуется провести большую работу по повышению общеобразовательно го уровня, по претворению в жизнь решений партии и правительства о переходе ко всеобщему среднему об разованию.
Все это нужно учитывать при составлении комплек сных планов экономического и социального развития.
Как же в дальнейшем, в долгосрочной перспективе, может быть определено воздействие научно-техничес кого прогресса на главную производительную силу — человека?
Такой прогноз предполагает исследование процес сов сложной системы «люди — труд — техника», ис следование и прогнозирование изменения показателей в процессах, связанных с совершенствованием самого человека, определение характера требований, предъяв ляемых к образовательной и профессионально-квали фикационной подготовке работников.
Все это определяет основное содержание долговре менных изменений в системе общего и специального образования. При этом темпы развития образования должны быть опережающими по отношению к темпам прогресса в орудиях и предметах труда, технологии и организации производства. Это объясняется тем, что полученное образование — основа функционирования работников в общественном производстве в течение длительного периода в будущем.
Повышение уровня образования будет идти в двух направлениях.
Первое из них — это увеличение контингента обу чающихся во всех звеньях образования. Оно вызывает ся требованиями научно-технического прогресса и относится как к уже занятым в производстве работни кам, так и к подрастающему поколению. Второе нап равление — это повышение качества, усиление поли технической направленности обучения. Улучшение образования заключается в коренном совершенствова нии системы и методов обучения, рассчитанном на то, чтобы у обучающихся, с учетом их возраста и под
60
готовки, вырабатывались навыки и постоянное стрем ление к образованию, к повышению квалификации, развитию творческой инициативы, к проявлению своих интеллектуальных и организаторских способностей.
Вбудущем научно-технический прогресс в развитии кабельного телевидения, особенно с двухсторонней связью, техники видеозаписи информационно-вычисли тельных систем и средств спутниковой связи обеспечит возможность создать информационную общественную службу для оказания таких видов услуг, как свобод ный индивидуальный доступ к информационным сис темам, преподавание на дому, просмотр телевизион ных программ по индивидуальным заказам.
Такая информационная служба будет способство вать повышению производительности труда во всех сферах деятельности человека.
Визменившихся научно-технических условиях, на
наш взгляд, особенно актуальными являются предло жения о восстановлении вышедшего из практики ме тода получения образования экстерном.
Свободное время является богатством общества только в том случае, если оно используется для все стороннего развития способностей человека и уве личения духовного и материального потенциала соци алистического общества. Это важно учитывать при составлении планов социального развития коллекти вов.
Научно-технический прогресс требует: в долгосроч ной перспективе на основе осуществления Основ зако нодательства СССР и союзных республик о народном образовании удельный вес лиц, имеющих среднее и высшее образование, в общей численности занятых в народном хозяйстве республики должен быть повышен до 90% по сравнению с 36%, имеющимися в настоящее время, в том числе 26% работающих должны иметь высшее образование.
Нарастающие темпы научно-технического прогрес са, внедрение комплексной автоматизации и механи зации производства, применение кибернетики и счетно решающих устройств требуют коренного улучшения подготовки рабочих кадров. Возникающее противо речие между потребностями народного хозяйства
61
в рабочих высокой квалификации и возможностями их удовлетворения в перспективе будет разрешаться пу тем все большего сосредоточения подготовки кадров
всистеме профтехобразования.
ВПостановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «О дальнейшем совершенствовании системы про фессионально-технического образования» указывается, что профтехучилища становятся все более важной школой профессиональной подготовки молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса. Развитие и улучшение профессионально-технического образования — один из важнейших факторов повыше ния темпов экономического роста, фактор, ускоряю щий использование достижений научно-технической революции1.
ВЛатвийской ССР за 1946—1971 годы в системе профессионально-технического образования всего под готовлено 187 тысяч молодых рабочих. Но за послед ние пять лет только одна треть дополнительной пот ребности в обученных кадрах рабочих удовлетворялась за счет системы государственного профессиональнотехнического образования. Две тысячи рабочих кадров прошли лишь краткосрочную подготовку на производ
стве, в том числе 4/б было обучено путем индивиду ального бригадного обучения, не являющегося, как из вестно, перспективной формой обучения.
Все это, разумеется, также должно учитываться при составлении планов экономического и социального развития коллективов.
К новым тенденциям развития советского рабочего класса, связанным с научно-техническим прогрессом, следует отнести овладение смежными профессиями, возрастание элементов политехнизма и универса лизма в трудовой деятельности, непрерывное возрас тание творческого содержания в труде рабочего.
Современный уровень производства предъявляет повышенные требования к разностороннему развитию рабочего, к его способности по мере надобности пере ключаться с одних производственных процессов на другие.
! «Правда», 1972, 29 июня.
62