Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э. В. АБОЛИНЬ,

первый заместитель председателя Государственной плановой комиссии Совета Министров Латвийской ССР

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЕО РАЗВИТИЯ

XXIV съезд КПСС подчеркнул необходимость дальнейшего повышения научного уровня государст­ венного управления и планирования. Одно из важней­ ших направлений в решении этой задачи — глубокая разработка социальных проблем и проблем научнотехнического прогресса в неразрывном единстве с эко­ номическим развитием социалистического общества.

Ускорение научно-технического прогресса — это ос­ новной путь повышения эффективности общественного производства. Научно-техническая революция откры­ вает огромные возможности дальнейшего развития, но требует также громадных материальных и финансовых ресурсов.

В социалистическом обществе осуществляется ор­ ганическое соединение достижений научно-техничес­ кой революции с преимуществами социалистического строя. А это вызывает необходимость совершенство­ вания многих сторон в системе нашего хозяйствования и планирования.

Развитое социалистическое общество характеризу­ ется глубокими изменениями в характере планирова­ ния, которое становится все более комплексным.

Отличительной чертой планирования на современ­ ном этапе является и то, что оно становится все бо­ лее долгосрочным. В выступлении Л. И. Брежнева на XV съезде профсоюзов была поставлена задача

55

колоссальной важности — составление плана долго­ срочного развития страны до 1990 года.

В подготовке и осуществлении долгосрочного комп­ лексного экономического и социального планирования должны учитываться три основных направления:

во-первых, совершенствование производственных от­ ношений, и прежде всего изменение характера труда, постепенное преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, коренное улучшение условий труда, ликвидация тяжелого физи­ ческого труда, вытеснение ручного труда, его после­ довательная механизация;

во-вторых, все более полное удовлетворение духов­ ных потребностей людей, формирование и ускоренное развитие потребностей интеллектуального и социаль­ ного характера, непосредственно связанных с разви­ тием и применением способностей человека; резкое повышение образовательного потенциала нашего обще­ ства и обеспечение рационального использования сво­ бодного времени трудящихся, укрепление коммунисти­ ческих начал в образе жизни советских людей;

в-третьих, улучшение материальных условий жизни. В документах XXIV съезда КПСС разработана ши­ рокая программа социально-политического развития советского общества. Коммунистическая партия и Со­ ветское государство последовательно осуществляют управление научно-техническим прогрессом, а также его социальными последствиями. Характер научнотехнического и социального прогресса требует его рас­ смотрения в динамике, то есть за возможно большие периоды прошлого, в настоящий момент и на длитель­

ную перспективу.

Требования системного комплексного подхода в нас­ тоящее время учитываются в разрабатываемом долго­ срочном перспективном плане развития народного хозяйства страны па 1976—1990 годы. Основные кон­ туры направления этого плана определены общест­ венно-политическими и экономическими задачами, поставленными в Программе партии и в решениях XXIV съезда КПСС.

Особого внимания при разработке этого единого комплекса требуют результаты анализа взаимодейст­

56


вия между развитием производительных сил, научнотехническим прогрессом, с одной стороны, и дальней­ шим развитием социалистических производственных отношений, с другой.

Базой долгосрочного плана и долгосрочного про­ гноза является анализ научно-технического прогресса, с учетом максимально возможного использования преимуществ социально-экономического строя социа­ лизма.

Одно из последствий, а одновременно и требовании научно-технической революции — расширение работ по научно-технической прогностике. Необходимо ду­ мать о будущем в любой области науки и производ­ ства, научиться научно и обоснованно заглядывать вперед на 15 и более лет. Без этого может получиться так, что построенные предприятия, произведенные сложные дорогостоящие машины уже через 5—10 лет окажутся безнадежно устаревшими.

Другой комплекс проблем, связанный с последст­ виями научно-технической революции, — это ее влия­ ние на экономику, требующее глубокой перестройки в сфере управления и планирования. И, наконец, это воздействие научно-технического прогресса на глав­ ную производительную силу общества — человека, на условия его жизни и общественного бытия, на все его возможности как субъекта производства и как субъек­ та самого научно-технического прогресса.

Этот комплекс проблем связан с социальными пос­ ледствиями научно-технической революции и в боль­ шой мерс также с социальной прогностикой.

Насколько возрос научно-технический и экономи­ ческий потенциал Латвийской ССР за годы Советской власти, свидетельствуют следующие основные пока­ затели. Стоимость основных производственных фондов в расчете на одного работающего в сфере материаль­ ного производства в настоящее время превышает 5 ты­ сяч рублей, а стоимость материальных оборотных средств составляет более 2 тысяч рублей. Фондовоору­ женность труда работников материального производ­ ства возросла почти в 9 раз, а электровооружен­ ность — в 20 раз. В настоящее время численность

57

научных работников во всех отраслях народного хо­ зяйства превышает 9 тысяч человек, а в 1940 году их насчитывалось немногим более тысячи человек.

Производительность общественного труда возросла по сравнению с 1940 годом в 7 раз. Это означает, что для производства достигнутого ныне годового объема национального дохода при сохранении уровня произ­ водительности общественного труда 1940 года вместо одного миллиона человек, занятых сейчас в отраслях материального производства, потребовалось бы семь миллионов человек.

Научно-технический прогресс вызвал тенденцию по­ вышения доли умственного труда. Если в 1935 году в буржуазной Латвии лица, занятые преимущественно умственным трудом, составляли 120 тысяч человек, или 11% от всех работающих, то в 1959 году их число в Латвийской ССР достигло 239 тысяч человек, или 22% от всех работающих.

Между переписями населения 1959 и 1970 годов чис­ ленность занятых в народном хозяйстве служащих возросла в республике на 70%, а их удельный вес достиг 29%. При этом численность работников механизиро­ ванного учета увеличилась в 16 раз, экономистов и плановиков — в 3 раза, инженеров — в 4 раза, вра­ чей — в 1,5 раза. Коренные изменения произошли в уровне образования занятого в народном хозяйстве населения. В 1939 году в буржуазной Латвии среди лиц, занятых в народном хозяйстве, имелось более

9% неграмотных и 72,5% составляли лица, имеющие

начальное и ниже начального образования. В Латвий­

ской

ССР неграмотность была

ликвидирована до

1959

года, доля лиц, имеющих начальное и ниже на­

чального образования, в общей

численности занятых

сократилась до 34% в 1970 году, или в 2,5 раза. Удельный вес лиц, имеющих неполное среднее обра­ зование, возрос с 10% в 1939 году до 30% в 1970 го­ ду; имеющих среднее специальное и общее среднее образование — соответственно с 6,6% до 27%; имею­ щих незаконченное высшее и высшее образование — с 1,6% до 9%.

Научно-технический прогресс воздействует также на количественный рост и качественное развитие рабо­

58


чего класса — самого многочисленного класса на­ шего общества. Среди трудящихся, занятых в народ­ ном хозяйстве республики, рабочие в 1970 году сос­ тавили 730 тысяч человек, или 58% общего числа за­ нятых.

Благодаря научно-техническому прогрессу корен­ ным образом изменился общеобразовательный и профессиональный уровень рабочих, социальная струк­ тура рабочего класса.

Во-первых, возрастает доля индустриальных рабо­ чих. Это связано с прогрессивным изменением отрас­ левой структуры производства, преимущественным развитием отраслей, определяющих технический про­ гресс.

Во-вторых, быстрее растет численность рабочих но­ вых профессий, связанных с механизированными и автоматизированными процессами производства.

В-третьих, формируются новые крупные отряды рабочих, в деятельности которых преобладает умст­ венный труд, требующий среднего или даже высшего специального образования. Так, например, подсчи­ тано, что до 90% рабочего времени занимает умст­ венный труд у аппаратчиков, работающих у пульта автоматического управления на химическом произ­ водстве, и у наладчиков автоматических станочных линий.

В-четвертых, непрерывно растет образовательный, культурно-технический и квалификационный уровень рабочих. Если в 1959 году в Латвийской ССР на ты­ сячу рабочих приходилось 39 человек с высшим, неза­ конченным высшим и средним специальным образо­ ванием, то в 1970 году уже 62 человека, т. е. в 1,6 раза больше. Число рабочих, имеющих среднее общее обра­ зование, увеличилось соответственно с 64 человек до 135 человек на каждую тысячу, или в 2,1 раза. Таким образом, каждый пятый рабочий в настоящее время по своему общеобразовательному уровню соответст­ вует професссиям высококвалифицированного и ква­ лифицированного труда. В настоящее время насчиты­ вается уже 290 профессий, которые требуют среднего технического образования. Количество таких профес­ сий непрерывно увеличивается.

59

Вместе с тем следует отметить, что еще значитель­ ное количество рабочих в республике имеет образова­ ние начальное и ниже начального. Требуется провести большую работу по повышению общеобразовательно­ го уровня, по претворению в жизнь решений партии и правительства о переходе ко всеобщему среднему об­ разованию.

Все это нужно учитывать при составлении комплек­ сных планов экономического и социального развития.

Как же в дальнейшем, в долгосрочной перспективе, может быть определено воздействие научно-техничес­ кого прогресса на главную производительную силу — человека?

Такой прогноз предполагает исследование процес­ сов сложной системы «люди — труд — техника», ис­ следование и прогнозирование изменения показателей в процессах, связанных с совершенствованием самого человека, определение характера требований, предъяв­ ляемых к образовательной и профессионально-квали­ фикационной подготовке работников.

Все это определяет основное содержание долговре­ менных изменений в системе общего и специального образования. При этом темпы развития образования должны быть опережающими по отношению к темпам прогресса в орудиях и предметах труда, технологии и организации производства. Это объясняется тем, что полученное образование — основа функционирования работников в общественном производстве в течение длительного периода в будущем.

Повышение уровня образования будет идти в двух направлениях.

Первое из них — это увеличение контингента обу­ чающихся во всех звеньях образования. Оно вызывает­ ся требованиями научно-технического прогресса и относится как к уже занятым в производстве работни­ кам, так и к подрастающему поколению. Второе нап­ равление — это повышение качества, усиление поли­ технической направленности обучения. Улучшение образования заключается в коренном совершенствова­ нии системы и методов обучения, рассчитанном на то, чтобы у обучающихся, с учетом их возраста и под­

60



готовки, вырабатывались навыки и постоянное стрем­ ление к образованию, к повышению квалификации, развитию творческой инициативы, к проявлению своих интеллектуальных и организаторских способностей.

Вбудущем научно-технический прогресс в развитии кабельного телевидения, особенно с двухсторонней связью, техники видеозаписи информационно-вычисли­ тельных систем и средств спутниковой связи обеспечит возможность создать информационную общественную службу для оказания таких видов услуг, как свобод­ ный индивидуальный доступ к информационным сис­ темам, преподавание на дому, просмотр телевизион­ ных программ по индивидуальным заказам.

Такая информационная служба будет способство­ вать повышению производительности труда во всех сферах деятельности человека.

Визменившихся научно-технических условиях, на

наш взгляд, особенно актуальными являются предло­ жения о восстановлении вышедшего из практики ме­ тода получения образования экстерном.

Свободное время является богатством общества только в том случае, если оно используется для все­ стороннего развития способностей человека и уве­ личения духовного и материального потенциала соци­ алистического общества. Это важно учитывать при составлении планов социального развития коллекти­ вов.

Научно-технический прогресс требует: в долгосроч­ ной перспективе на основе осуществления Основ зако­ нодательства СССР и союзных республик о народном образовании удельный вес лиц, имеющих среднее и высшее образование, в общей численности занятых в народном хозяйстве республики должен быть повышен до 90% по сравнению с 36%, имеющимися в настоящее время, в том числе 26% работающих должны иметь высшее образование.

Нарастающие темпы научно-технического прогрес­ са, внедрение комплексной автоматизации и механи­ зации производства, применение кибернетики и счетно­ решающих устройств требуют коренного улучшения подготовки рабочих кадров. Возникающее противо­ речие между потребностями народного хозяйства

61

в рабочих высокой квалификации и возможностями их удовлетворения в перспективе будет разрешаться пу­ тем все большего сосредоточения подготовки кадров

всистеме профтехобразования.

ВПостановлении ЦК КПСС и Совета Министров

СССР «О дальнейшем совершенствовании системы про­ фессионально-технического образования» указывается, что профтехучилища становятся все более важной школой профессиональной подготовки молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса. Развитие и улучшение профессионально-технического образования — один из важнейших факторов повыше­ ния темпов экономического роста, фактор, ускоряю­ щий использование достижений научно-технической революции1.

ВЛатвийской ССР за 1946—1971 годы в системе профессионально-технического образования всего под­ готовлено 187 тысяч молодых рабочих. Но за послед­ ние пять лет только одна треть дополнительной пот­ ребности в обученных кадрах рабочих удовлетворялась за счет системы государственного профессиональнотехнического образования. Две тысячи рабочих кадров прошли лишь краткосрочную подготовку на производ­

стве, в том числе 4/б было обучено путем индивиду­ ального бригадного обучения, не являющегося, как из­ вестно, перспективной формой обучения.

Все это, разумеется, также должно учитываться при составлении планов экономического и социального развития коллективов.

К новым тенденциям развития советского рабочего класса, связанным с научно-техническим прогрессом, следует отнести овладение смежными профессиями, возрастание элементов политехнизма и универса­ лизма в трудовой деятельности, непрерывное возрас­ тание творческого содержания в труде рабочего.

Современный уровень производства предъявляет повышенные требования к разностороннему развитию рабочего, к его способности по мере надобности пере­ ключаться с одних производственных процессов на другие.

! «Правда», 1972, 29 июня.

62