Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
труда, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, решением хозяйственных задач, стоящих перед коллективами»1.
Уже само указание на совершенствование социаль ных отношений как на одну из целей планирования на родного хозяйства предполагает познание и использо вание объективных закономерностей развития социаль ных отношений в процессе планирования.
При этом речь идет не о какой-то абсолютной неза висимости развития социальных отношений. Напротив,, совершенствование социальных отношений осуществ ляется в основном посредством целенаправленного ис пользования материально-технических и экономичес ких средств. Для того, чтобы обеспечить оптимальный вариант социального развития, осуществить наиболее крупные социально-экономические меры и выбрать на иболее актуальные для данного периода, т. е. при дос тигнутых материально-технических и экономических ресурсах добиться наибольшей социальной эффектив ности общественного развития, недостаточно простого знания размеров и структуры этих ресурсов.
Для обеспечения оптимального варианта социаль ного развития необходимо глубокое познание законо мерностей развития и функционирования социальных отношений.
Следовательно, планы социального развития при званы повышать трудовую и общественную актив ность трудящихся, формировать новые, социалистичес кие качества работников, поднимать ответственность коллективов за каждого работника, т. е. планомерно направлять систему общественных отношений, склады вающихся в трудовых коллективах, в сторону усиле ния экономической и социальной эффективности про изводства.
Непрерывный научно-технический прогресс, интенси фикация производства, необходимость дальнейшего повышения его эффективности, хозяйственная реформа позволяют по-новому ставить и решать вопросы регу лирования воспроизводства работников в рамках пред приятия. В новых условиях хозяйствования повыша
1 «Правда», 1972, 25 ноября.
47
ется роль основного звена в регулировании воспроиз водства работников социалистического предприятия.
Динамичный научно-технический прогресс сопро вождается углублением общественного разделения труда, ростом его обобществления, вызывает измене ния в размерах, структуре и функциях предприятия. Во всем многообразии социально-экономических отно шений одно из центральных мест принадлежит отно шениям, складывающимся на предприятиях, т. е. в первичных и элементарных ячейках экономики. Эти отношения отражают общие тенденции развития об щественно-производственных отношений в масштабах всего хозяйственного комплекса.
В системе общественного производства предприятие выступает опосредующим звеном взаимосвязи между обществом и данным производственным коллективом, опосредует отношение работника с обществом, всту пает во взаимоотношения с другими производствен ными коллективами. На предприятии формируются первичные производственные отношения — каждый работник является субъектом экономических отноше ний общественного производства, он вступает в отно шения производства, распределения, обмена и потреб ления.
Выделение предприятия в объект социально-эко номических отношений необходимо для повышения уровня и эффективности управления социальными процессами и расширения сферы планомерного их функционирования.
Общественное производство характеризуется неод нородностью производственных коллективов. В совре менных условиях общественное разделение труда озна чает наличие специфических форм развития отдель ных отраслей производства и предприятий, различаю щихся по составу материально-вещественных элемен тов производительных сил, по структуре труда, соци ально-экономической структуре производственных коллективов.
Одним из главных факторов социальной дифферен циации в обществе являются социальные различия, образуемые неравенством характера и условий трудо вой деятельности, социально-экономическими различи-
48
ями в общественном труде. Социалистические произ водственные отношения имеют определенные особен ности проявления в отдельных сферах, отраслях народного хозяйства, на различных предприятиях. Эти особенности объясняются тем, что производственные отношения существуют в неразрывной связи с вещест венными и личными факторами производства.
Известная экономическая обособленность первичных хозяйственных ячеек — предприятий связана с опре деленными различиями в технической оснащен ности и экономике отдельных предприятий; имеют место социально-экономические различия между кол лективами предприятий, определенная социальная дифференциация работников, различия в потребностях работников и степени их удовлетворения предприя тием. Различные предприятия имеют неодинаковые воз можности удовлетворения потребностей работников в производственном росте, повышении квалификации, перемене труда, неодинаковые возможности совершен ствования социально-экономических условий труда и его организации, неодинаковые возможности удовлет ворения социально-бытовых и культурных потребнос тей работников и их семей.
Социальная дифференциация работников общест-
1венного производства не может воспроизводиться на расширенной основе. Объективные тенденции развития материально-технической базы производства, эконо мики и социальных сфер жизнедеятельности обще ства последовательно сужают условия, воспроизводя щие социальную дифференциацию работников обще ственного производства. Постепенное преодоление социально-экономических различий между работни ками должно проходить планомерно.
Социальное планирование, развивающееся и в про изводственном, и в территориальном разрезах, как раз и направлено на оптимизацию экономических и соци альных факторов развития главной производительной силы общества, дополняя и конкретизируя централи зованные методы управления методами локальными.
На социальное развитие коллектива и его членов оказывают воздействие многочисленные факторы всей общественной системы.
4 — 549 |
49 |
Предприятие не представляет собой какую-то изо-, лированную и замкнутую ячейку. Деятельность пропроизводственного коллектива подчиняется всем объективным законам общественного развития. Это, однако, не исключает того, что формирование, разви тие коллектива и его членов происходит под воздейст вием внутренних факторов, условий микросреды.
Современные предприятия представляют собой круп ные социальные объединения, организующие не только производственную, но в значительной степени и со циально-политическую, и культурно-воспитательную деятельность людей. Общие закономерности и тенден ции социального развития проявляют свое действие и в отдельном коллективе. При этом имеют значение спе цифические особенности его состава, условия места и времени.
Проблема планирования социального развития про изводственных коллективов — это новая малоразработанная в теоретическом и прикладном аспектах об ласть социально-экономических исследований.
В соответствии с планом научных работ СЭВ и по ручением Государственного Комитета Совета Мини стров СССР по науке и технике в Ленинградском уни верситете осуществлялось на протяжении ряда лет комплексное исследование по теме «Социальное плани рование на промышленном предприятии». Результа том этой работы явились: методические рекомендации по планированию социального развития коллективов, подготовленные при участии Уральского филиала АН
СССР, ВЦСПС и Госплана СССР; разработка струк туры и типового варианта плана социального развития коллектива предприятия; внедрение комплексных пла нов в практику предприятий г. Ленинграда.
Развитие социального планирования в трудовых кол лективах неизбежно привело к возникновению плано мерного управления социальными процессами в рам ках отрасли.
Система управления и планирования социального развития необходимо должна включать ряд последо вательных ступеней организации, взаимосвязанных и субординированных. Исходная и первичная ячейка этой организации в общественном производстве — кол
50
лектив предприятия практически оказался первым объ ектом внедрения системы социального управления.
В условиях развития комплексного подхода в пла нировании и управления отраслью как социально-эко номическим звеном министерство становится субъек том не только технической и экономической, но и со циальной политики, обеспечивающей оптимизацию решения технических, экономических и социальных проблем в рамках отрасли.
Относительная самостоятельность предприятий в ре шении задач социального развития, удовлетворения социальных потребностей производственного коллек тива не означает, что предприятие способно в полной мере обеспечить сочетание территориальных и ведом ственных интересов в планировании социальных про цессов.
Каждая отрасль промышленности представляет собой систему органически связанных социально-эко номических ячеек: решая задачи технического и эко номического развития предприятий, она оказывает воз действие на социальные процессы, протекающие в их производственных коллективах, а вместе с тем и на осуществление социальных задач, носящих общеот раслевой характер. Примером первого направления является целенаправленная техническая политика в рамках отрасли, учитывающая экономические резуль таты и социальные последствия технического прогрес са на различных предприятиях отрасли.
У многих предприятий фонд развития производства недостаточен для проведения технического перевоору жения производства. Поэтому для осуществления реконструкции предприятий, внедрения нового обору дования и технологии необходимы централизованные капиталовложения, и в этом отношении отраслевое пла нирование может одновременно решить и ряд важных социальных проблем: повышение уровня механизации труда, сокращение количества рабочих мест с тяже лым физическим трудом, вредными для организма ра ботника условиями труда, прогрессивное изменение квалификационной и профессиональной структуры рабочих.
•4* |
51 |
В рамках отрасли осуществляется и планирование подготовки квалифицированных рабочих, высвобожде ния, трудоустройства и переподготовки рабочих, сокра щения текучести кадров, укрепления трудовой дисцип лины. А это — комплексные проблемы, требующие при их решении учета не только экономических результа тов, но и социальных последствий.
Примером второго направления социального плани рования в отрасли является планирование таких со циальных процессов, как выравнивание уровня жизни различных категорий работающих, постепенное сокра щение категории низкооплачиваемых работников, капи тальные вложения в жилищное, социально-культурное и бытовое обслуживание, более полное удовлетворе ние потребностей производственных коллективов, вхо дящих в состав отрасли.
Разработка перспективного плана социального раз вития отрасли — сложная задача, требующая реше ния таких принципиальных вопросов методологии и организации, как:
—принципы отраслевой и территориальной коор динации планов социального развития коллективов предприятий;
—основные направления и структура плана соци ального развития отрасли;
—система показателей плана социального разви тия отрасли;
—нормативная база плана отрасли;
—система контроля за реализацией отраслевого
плана.
Новые перспективы в развитии практики социаль ного планирования в отраслях промышленности от крываются после принятия программы мер по дальней шему совершенствованию организации управления промышленностью путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбина тов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений, приближения органов хозяйственного руководства к производству.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров
СССР в постановлении «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления про
52
мышленностью»1 отмечают, что одна из важных целей этих мероприятий состоит в том, чтобы устранить мно гоступенчатость в управлении отраслями (подотрас лями) промышленности, сосредоточить непосредст венно на предприятиях, комбинатах и в объединениях решение большинства вопросов производственно-хо зяйственной деятельности.
Основным звеном в системе управления промышлен ностью становится всесоюзное или республиканское промышленное объединение.
В комплексе главных задач всесоюзного или рес публиканского промышленного объединения особо вы делены задачи в области управления и планирования социального развития коллективов. В задачи объеди нения, в частности, включаются:
—обеспечение всемерного развития социалистичес кого соревнования и широкого участия трудящихся в управлении производством, осуществление мероприя тий по социальному развитию коллективов и органи заций, входящих в состав объединения;
—улучшение культурно-бытовых и жилищных усло
вий трудящихся, создание наиболее благоприятных и безопасных условий труда2.
Новая система управления промышленностью соз дает министерствам более широкие возможности для решения важных вопросов перспективного развития отраслей, совершенствования системы планирования и методов управления на основе комплексного подхода, сочетания технических, экономических и социальных проблем в единой политике управления отраслью.
В течение последних лет опыт социального планиро вания в СССР, охватывающий как непосредственно прикладные работы по составлению социальных пла нов, так и разработку теоретико-методических доку ментов, широко распространяется. Он осмыслен и с учетом условий экономического и социально-полити ческого развития общества внедряется в управление социальными процессами в Болгарии, ГДР, Чехосло вакии и Польше.
1«Правда», 1973, 3 апр.
2Там же.
53
В исследованиях, проводимых учеными социалис тических стран по методологическим проблемам соци альной прогностики и социального планирования, все большее место занимают осмысливание и оценка тео ретического арсенала и практики социального плани рования в Советском Союзе. Рассматривая социаль ное планирование как предпосылку социальной про гностической практики, ученые подчеркивают, что целый ряд основных идей социального планирования используется в общественной практике социалисти ческих стран; наиболее зрелый опыт, особенно на уровне предприятия, был получен в последние пять лет в Советском Союзе.
Отмечая, что исходный принцип социального плани рования заключается в потребности комплексного, си стемного подхода при разработке целостной про граммы развития общества на всех уровнях его орга низации, экономисты подчеркивают, что социальное планирование невозможно в буржуазном обществе, где движущий мотив экономического развития — при быль — полностью исключает внесение планомерных прогрессивных изменений в систему социально-эконо мических отношений в общественном производстве.
Экономисты и социологи стран социализма видят в социальном планировании путь, который без поспеш ности и импровизации ведет к реализации идей клас сиков марксизма-ленинизма о научном и целенаправ ленном руководстве всем социалистическим общест вом.
Опыт развития социального планирования в Совет ском Союзе и европейских странах социализма пока зывает жизненность и научную ценность теории и практики управления социальными процессами в со циалистическом обществе.