Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
и рационализаторские предложения. В результате за пределами регулируемых законом общественных изобре тательских отношений остаются авторы определенной части технических решений, а также прочих предложе ний, решающих производственные задачи другими мето дами. Вместе с тем не производится должной дифферен циации между важными изобретениями, воплощающими в себе последние научные идеи, и массой несущественных технических усовершенствований. Наконец, отсутствует органическая взаимосвязь между изобретательским пра вом и другими формами регулирования научно-техниче ского прогресса, представленными прежде всего законо дательством о новой технике.
Слабыми местами информационного обеспечения процесса создания и освоения новой техники являются недостаточная комплексность использования различных документальных источников и малочисленность специ альных служб синтезирования недостающей технико экономической информации. Руководители и разработчи ки сталкиваются с проблемой двоякого рода. С одной стороны, на них нередко обрушивается недифференциро ванный поток .различных научно-технических документов без четкого выделения так называемого «обязательного минимума» информации, без должного внимания к патен тной документации, содержащей достоверные сведения о конкретных технических решениях, без учета особенно стей категорий потребителей (исследователи, разработ чики, руководители и т. д.). С другой стороны, этим пото ком не охватываются все доступные документальные источники: сегодня непосредственно до разработчиков доходит лишь меньшая часть выпускаемой научно-тех нической информации. К тому же в этом потоке зачастую не представлены отдельные важные виды информации. Особенно острой является потребность в различной тех нико-экономической информации.
Непрерывность технического освоения научных дости жений во многом зависит от четкой организации управле ния всем этим процессом. Однако работники предприятий и министерств не всегда достаточно ориентированы на постоянное создание и освоение технических новшеств.
Недостаточно отработаны взаимосвязи между различ ными звеньями управления по вертикали (общесоюзные ведомства, отраслевые министерства, организации) и по
71
горизонтали (различные общесоюзные ведомства, различ ные министерства и т. д.). Общесоюзные ведомства зача стую лишены средств экономического воздействия на управляемые ими объекты.
Недостатки организации управления особенно замет но проявляются при осуществлении межотраслевых комплексных научно-технических программ. Функции управления межотраслевыми разработками возложены на Государственный комитет Совета Министров СССР
по науке и технике, который активно воздействует на них в основном лишь на стадии планирования и финансиро вания. Далее темы вместе с финансовыми ресурсами передаются отраслевым министерствам, которые играют ведущую роль в их осуществлении. В результате межот раслевые разработки нередко утрачивают комплексность, сужаясь до отраслевых *. Не менее сложно протекает первичное внедрение отдельных изобретений межотрас левого значения. Государственный комитет Совета Ми нистров СССР по делам изобретений и открытий, как правило, рекомендует их для использования и берет под контроль. Однако, не располагая достаточными директи вными правами и средствами финансирования соответст вующих разработок, ои вынужден затрачивать много усилий и времени на внедрение важных изобретений в народное хозяйство.
В области международного обмена научно-техниче скими достижениями, сопровождающегося патентно лицензионными операциями, существует неоправданное дробление отдельных функций между несколькими ве домствами. Нуждаются в совершенствовании централизо ванный учет и контроль, а также оценка экономической эффективности патентно-лицензионных операций.
В связи с отсутствием необходимых технических средств не полностью используются имеющиеся возмож ности централизованного руководства изобретательской и патентно-лицензинной работой: изучение динамики и тен денций изобретательства в стране, причин отклонения заявок, динамики внедрения изобретений; анализа пла
нов по новой технике в |
целях определения степени |
ис- |
1 См. Косов Е. В., Попов Г. X. Управление межотрасле |
||
выми научно-техническими |
программами. М., «Экономика», |
1972, |
с. 35—37. |
|
|
72
пользования изобретении в разработках, экономической эффективности внедряемых изобретений и патептно-ли-
цензиоиных операций и т. д.
Значительная часть отмеченных недостатков должна быть устранена в результате осуществления мероприятий, намеченных постановлением ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР от 20 августа 1973 г. М 575 «О дальнейшем повышении роли изобретательского дела в стране, улуч шении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повы шении их роли в ускорении научно-технического прогрес са». В постановлении отмечается, что именно широкое использование научных открытий и изобретений способ ствует решению задач по ускорению темпов научно-тех нического прогресса, повышению эффективности общест венного производства и позволяет создавать машины, приборы, материалы и технологические процессы, пре восходящие по своим технико-экономическим показате лям лучшие отечественные и мировые достижения.
Постановлением намечен ряд мер, направленных на планово-экономическое сближение процессов изобрета тельства и разработки новой техники: подготовка реко мендаций по планомерному использованию изобретений в разработках; порядок оценки научно-производственной деятельности организаций и предприятий с учетом новиз ны, патентной защищенности разработок и использования в них изобретений; единый порядок премирования за создание и внедрение новой техники, выплаты вознаграж дений изобретателям и рационализаторам и премирова ния работников за содействие изобретательству и рацио нализации; единая методика определения и учета экономической эффективности от использования в народ ном хозяйстве новой техники, изобретений и рационали заторских предложений.
Большое внимание уделено в постановлении порядку включения в планы новой техники технических объектов, создаваемых па основе открытий и изобретений с выделе нием необходимых денежных и материальных средств; координационному планированию работ по проверке и реализации наиболее важных изобретений, имеющих межотраслевой характер и др. В области правового регу лирования следует прежде всего отметить тенденцию расширения круга охраноспособных технических реше
73
нии, которая нашла выражение и в новом Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предло жениях1. Она отражает стремление расширить сферу действия норм изобретательского и патентного права, привести их в соответствие с достижениями научно-техни ческого прогресса.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР отводится значительное место совершенствованию научно-производственной деятельности организаций, подведомственных Госкомитету Совета Министров СССР
по делам изобретений и открытий, и прежде всего таким вопросам, как повышению эффективности научно-техни ческой экспертизы изобретений, патентно-информацион ному обслуживанию, содействию использования изобре тений в народном хозяйстве страны и осуществлению па тентно-лицензионных операций. Существенно расширены права Госкомитета по делам изобретений и открытий в деле управления изобретательской и патентно-лицензи онной работой.
Осуществление мероприятий, намеченных в постанов лении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 авгу ста 1973 г., несомненно, будет способствовать улучшению использования в народном хозяйстве открытий, изобре тений и рационализаторских предложений, повышению их роли в ускорении научно-технического прогресса. Тем не менее в условиях ускорения научно-технического прог ресса сохраняются противоречия между резким увеличе нием объема и сокращением сроков осуществления ис следований и разработок, с одной стороны, и существую щими организационными формами управления научно-техническим прогрессом, и особенно отдельными его звеньями, — с другой.
Научно-техническая революция резко усиливает обще ственный характер процесса производства и потребления научных знаний. По мере дифференциации науки и тех ники, возникновения все новых отраслей производства возрастает необходимость интеграции не только различ ных направлений исследований и разработок, но и после довательных стадий овеществления (материализации) научных знаний. Это обстоятельство еще в большей сте
пени |
повышает роль и значение фактора управления |
1 |
См. «Вопросы изобретательства», 1973, N2 10. |
74
научно-техническим прогрессом. Только в единстве науч ные исследования, изобретательство, технические разра ботки и управление могут обеспечить интенсивное разви тие производства.
Дальнейшее ускорение научно-технического прогрес са и повышение его экономической эффективности поэто му в первую очередь зависят от обеспечения непрерывно сти научно-производственного цикла, бесперебойности функционирования комплекса «наука—техника — про изводство», в рамках которого совершаются научные открытия, происходит техническое и производственное освоение научных достижений. Однако, как отмечает член-корреспондент Академии наук СССР Д. М. Гви шиани, ввиду чрезвычайной сложности управления этим процессом все большее значение приобретает необходи мость сосредоточения усилий на отдельных участках процесса — соответственно в сфере фундаментальной науки, прикладных научных исследований и разработок, растущие объемы и специфика которых требуют извест ной самостоятельности каждой из этих областей *.
Следовательно, наряду с укреплением единства всех звеньев научно-технического прогресса должны разви ваться и совершенствоваться формы управления отдель ными звеньями комплекса «наука — техника—производ ство». Особое внимание необходимо уделять наиболее слабым звеньям, соединяющим науку с производством. Таковыми, как указывалось на XXIV съезде КПСС, являются звенья, связанные с практической реализацией достижений науки, с их внедрением в массовое производ ство 12.
В условиях существования противоречивых тенденций интеграции и дифференциации управления возникает крайне сложная задача оптимального членения целостно го процесса научно-технического развития и выделения в нем относительно самостоятельных объектов управле
ния. |
Решение этой проблемы связано с |
пересмотром |
1 |
См. Гвишиани Д. М. Социальная роль |
науки и научная |
политика. Научный симпозиум по проблеме «Управление, планиро вание и организация научных и технических исследований». Посто янная комиссия СЭВ по координации научно-технических исследо ваний. М., изд. ВИНИТИ, 1968.
2 |
См. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, |
1971, |
с. 57. |
75
сложившихся представлений о традиционных объектах управления в сфере научно-технического прогресса. Но вые факторы научно-технического развития делают необ ходимым внесение определенных корректив и в традици онное представление об объекте и субъекте системы уп равления изобретательской и патентно-лицензионной работой, которые отражали бы тенденцию взаимопроник новения процессов изобретательства, создания и освоения новой техники. Только в единстве современное изобрета тельство, технические разработки и процесс их промышленного освоения могут обеспечить интенсивное развитие техники и производства. Это обстоятельство должно найти отражение в новых формах управления техническим прогрессом вообще и изобретательством в частности.
3.Этапы построения системы управления техническим освоением научных достижений
Постепенное становление и организационное оформ ление комплекса «наука—техника—производство» сопро вождаются, как указывалось, тенденцией слияния изобре тательства с процессами создания и освоения новой техники в ходе исследований и разработок, превращения изобретательства в обязательную стадию процесса техни ческого освоения научных достижений.
Создание и использование изобретений все чаще про исходит сегодня не как изолированный акт, а как не отъемлемая часть процесса разработки и освоения слож ных объектов техники. При этом важные изобретения, воплощающие в себе последние научные идеи и воздей ствующие на главные свойства создаваемого объекта, непосредственно определяют научно-технический уровень
итехнико-экономические показатели разработки в целом.
Вэтих условиях развитие системы управления изобре тательской и патентно-лицензионной работой могло бы проходить в рамках создания общегосударственной систе мы управления техническим освоением научных достиже ний, включающей воплощение научных идей в техниче ские решения (изобретения), создание на их основе объектов новой техники и опытно-промышленное освоение
последних на головных предприятиях.
76
На XXIV съезде КПСС поставлена задача историче ской важности: органически соединить достижения науч но-технической революции с преимуществами социалисти ческой системы хозяйства, шире развивать свои, присущие социализму формы соединения пауки с произ водством Одной из таких форм, по нашему мнению, должна стать общегосударственная система управления техническим освоением научных достижений. Ее конечной целью явится всестороннее обеспечение успешного реше ния важнейшей задачи единой государственной техниче ской политики — создавать и внедрять принципиально новые орудия труда, материалы и технологические про цессы, превосходящие по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые дости жения.
Общегосударственная система управления техниче ским освоением научных достижений может представ лять собой совокупность методов, средств и организаци онных форм, обеспечивающих высокий научно-техниче ский уровень разработок и ускоряющих процесс создания и освоения принципиально новых технических объектов. Действующая-система управления изобретательской и патентно-лицензионной работой может стать составным компонентом новой системы; и она будет в основном призвана направлять массовое техническое творчество, осуществляемое на инициативных началах, на решение важнейших народнохозяйственных задач посредством по вышения его научной содержательности, планово-эконо мического и организационно-правового сближения с про цессом планомерного создания и освоения принципиально новой техники.
Построение системы управления техническим освое нием научных достижений предполагает разработку и осуществление комплекса мер по всестороннему обеспе чению непрерывного научно-производственного цикла, охватывающего все стадии создания и освоения новой техники, посредством единого планирования, финансиро вания, экономического стимулирования, информационно го обеспечения, вневедомственной экспертизы, правового регулирования, руководства и контроля. Система управ-
1 См. Материалы XXIV съезда КПСС. ЛѴ, Политиздат, 1971, с. 57.
77
ления техническим освоением научных достижении может стать связующим звеном между системой управления научными исследованиями, с одной стороны, и системой управления производственным освоением научно-техни ческих достижений — с другой. Все эти три системы мо гут войти в общегосударственную систему управления научно-техническим прогрессом в целом.
Построение системы управления техническим освоени ем научных достижений может вызвать существенную пе рестройку структуры государственного руководства науч но-техническим прогрессом. В частности, имеются в виду внесение определенных корректив в разграничение сфер действия существующих систем управления научно-тех ническим прогрессом в целом и изобретательской и па тентно-лицензионной работой, уточнение функций воз главляющих эти системы Государственного комитета Со вета Министров СССР по науке и технике и Государст венного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий и др. Поэтому построение систе мы управления техническим освоением научных достиже ний, по-видимому, пройдет несколько взаимосвязанных этапов.
Рассмотрим подробнее возможный вариант построе ния системы управления, включающий три этапа.
Перзый этап построения системы предполагает даль нейшее всестороннее совершенствование действующей системы управления изобретательской и патентно-лицен зионной работой. Такое совершенствование не связано с существенной ломкой сложившихся представлений о тра диционных объектах управления. Главными объектами рассматриваемой системы управления па этом этапе попрежнему останутся изобретательство и рационализация, а также некоторые виды патентно-лицензионной работы, закрепленные за Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий в на стоящее время (может быть, с отдельными коррективами в сторону их расширения).
Совершенствование действующей системы управления изобретательской и патентно-лицензионной работой мо жет осуществляться путем усиления стимулирования изобретательства, реализации изобретений и проведения более эффективных патентно-лицензионных операций (стимулирование дальнейшего размаха изобретательско
78
го творчества посредством дополнительного расширения круга охраноспособных технических решений, усиления защиты авторства, совершенствования системы выплаты вознаграждений и т. п.; повышение конечной эффективно сти изобретательского труда посредством более совер шенного порядка включения в планы и финансирования создаваемых на основе изобретений технических объек тов, введения более эффективных форм хозрасчетных от ношений при освоении и последующем распространении изобретений, более четкой регламентации процесса воз мездной передачи технического опыта, создания экспери ментально-конструкторских баз для доводки изобретений, активизации работ по содействию в проведении патентнолицензионных операций и т. п.).
Параллельно могут совершенствоваться традицион ные виды научно-производственной деятельности подве домственных этому Госкомитету организаций (повыше ние качества экспертизы изобретений, патентно-инфор мационного обеспечения, патентных услуг, подготовки патентных кадров и т. д.).
Реализация таких мероприятий будет в значительной мере способствовать активизации изобретательской и па тентно-лицензионной работы, повышению ее эффективно сти и в конечном итоге приведет к определенному ускоре нию темпов научно-технического прогресса. Однако до стигаемые при этом результаты, в общем приемлемые сегодня, в последующие годы уже не будут удовлетворять всех потребностей социалистического производства.
Как показывают практика и результаты исследований, отдельные улучшения существующих процессов производ ства и оборудования па основе частных технических реше ний позволяют повысить производительность труда и улучшить другие технико-экономические показатели про изводства в среднем на 3—5% в год. Освоение же круп ных достижений научно-технического прогресса и созда ние на их основе новых технологических систем, как правило, ведут к росту показателей производства в не сколько раз, а в отдельных случаях—в десятки и сотни раз. Поэтому сегодня должна, где это возможно, ставить ся задача разработки на высоком научно-техническом уровне и освоения целостных технологических систем, а не только отдельных объектов повой техники и частных технических решений.
79