Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и рационализаторские предложения. В результате за пределами регулируемых законом общественных изобре­ тательских отношений остаются авторы определенной части технических решений, а также прочих предложе­ ний, решающих производственные задачи другими мето­ дами. Вместе с тем не производится должной дифферен­ циации между важными изобретениями, воплощающими в себе последние научные идеи, и массой несущественных технических усовершенствований. Наконец, отсутствует органическая взаимосвязь между изобретательским пра­ вом и другими формами регулирования научно-техниче­ ского прогресса, представленными прежде всего законо­ дательством о новой технике.

Слабыми местами информационного обеспечения процесса создания и освоения новой техники являются недостаточная комплексность использования различных документальных источников и малочисленность специ­ альных служб синтезирования недостающей технико­ экономической информации. Руководители и разработчи­ ки сталкиваются с проблемой двоякого рода. С одной стороны, на них нередко обрушивается недифференциро­ ванный поток .различных научно-технических документов без четкого выделения так называемого «обязательного минимума» информации, без должного внимания к патен­ тной документации, содержащей достоверные сведения о конкретных технических решениях, без учета особенно­ стей категорий потребителей (исследователи, разработ­ чики, руководители и т. д.). С другой стороны, этим пото­ ком не охватываются все доступные документальные источники: сегодня непосредственно до разработчиков доходит лишь меньшая часть выпускаемой научно-тех­ нической информации. К тому же в этом потоке зачастую не представлены отдельные важные виды информации. Особенно острой является потребность в различной тех­ нико-экономической информации.

Непрерывность технического освоения научных дости­ жений во многом зависит от четкой организации управле­ ния всем этим процессом. Однако работники предприятий и министерств не всегда достаточно ориентированы на постоянное создание и освоение технических новшеств.

Недостаточно отработаны взаимосвязи между различ­ ными звеньями управления по вертикали (общесоюзные ведомства, отраслевые министерства, организации) и по

71

горизонтали (различные общесоюзные ведомства, различ­ ные министерства и т. д.). Общесоюзные ведомства зача­ стую лишены средств экономического воздействия на управляемые ими объекты.

Недостатки организации управления особенно замет­ но проявляются при осуществлении межотраслевых комплексных научно-технических программ. Функции управления межотраслевыми разработками возложены на Государственный комитет Совета Министров СССР

по науке и технике, который активно воздействует на них в основном лишь на стадии планирования и финансиро­ вания. Далее темы вместе с финансовыми ресурсами передаются отраслевым министерствам, которые играют ведущую роль в их осуществлении. В результате межот­ раслевые разработки нередко утрачивают комплексность, сужаясь до отраслевых *. Не менее сложно протекает первичное внедрение отдельных изобретений межотрас­ левого значения. Государственный комитет Совета Ми­ нистров СССР по делам изобретений и открытий, как правило, рекомендует их для использования и берет под контроль. Однако, не располагая достаточными директи­ вными правами и средствами финансирования соответст­ вующих разработок, ои вынужден затрачивать много усилий и времени на внедрение важных изобретений в народное хозяйство.

В области международного обмена научно-техниче­ скими достижениями, сопровождающегося патентно­ лицензионными операциями, существует неоправданное дробление отдельных функций между несколькими ве­ домствами. Нуждаются в совершенствовании централизо­ ванный учет и контроль, а также оценка экономической эффективности патентно-лицензионных операций.

В связи с отсутствием необходимых технических средств не полностью используются имеющиеся возмож­ ности централизованного руководства изобретательской и патентно-лицензинной работой: изучение динамики и тен­ денций изобретательства в стране, причин отклонения заявок, динамики внедрения изобретений; анализа пла­

нов по новой технике в

целях определения степени

ис-

1 См. Косов Е. В., Попов Г. X. Управление межотрасле­

выми научно-техническими

программами. М., «Экономика»,

1972,

с. 35—37.

 

 

72


пользования изобретении в разработках, экономической эффективности внедряемых изобретений и патептно-ли-

цензиоиных операций и т. д.

Значительная часть отмеченных недостатков должна быть устранена в результате осуществления мероприятий, намеченных постановлением ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР от 20 августа 1973 г. М 575 «О дальнейшем повышении роли изобретательского дела в стране, улуч­ шении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повы­ шении их роли в ускорении научно-технического прогрес­ са». В постановлении отмечается, что именно широкое использование научных открытий и изобретений способ­ ствует решению задач по ускорению темпов научно-тех­ нического прогресса, повышению эффективности общест­ венного производства и позволяет создавать машины, приборы, материалы и технологические процессы, пре­ восходящие по своим технико-экономическим показате­ лям лучшие отечественные и мировые достижения.

Постановлением намечен ряд мер, направленных на планово-экономическое сближение процессов изобрета­ тельства и разработки новой техники: подготовка реко­ мендаций по планомерному использованию изобретений в разработках; порядок оценки научно-производственной деятельности организаций и предприятий с учетом новиз­ ны, патентной защищенности разработок и использования в них изобретений; единый порядок премирования за создание и внедрение новой техники, выплаты вознаграж­ дений изобретателям и рационализаторам и премирова­ ния работников за содействие изобретательству и рацио­ нализации; единая методика определения и учета экономической эффективности от использования в народ­ ном хозяйстве новой техники, изобретений и рационали­ заторских предложений.

Большое внимание уделено в постановлении порядку включения в планы новой техники технических объектов, создаваемых па основе открытий и изобретений с выделе­ нием необходимых денежных и материальных средств; координационному планированию работ по проверке и реализации наиболее важных изобретений, имеющих межотраслевой характер и др. В области правового регу­ лирования следует прежде всего отметить тенденцию расширения круга охраноспособных технических реше­

73

нии, которая нашла выражение и в новом Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предло­ жениях1. Она отражает стремление расширить сферу действия норм изобретательского и патентного права, привести их в соответствие с достижениями научно-техни­ ческого прогресса.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров

СССР отводится значительное место совершенствованию научно-производственной деятельности организаций, подведомственных Госкомитету Совета Министров СССР

по делам изобретений и открытий, и прежде всего таким вопросам, как повышению эффективности научно-техни­ ческой экспертизы изобретений, патентно-информацион­ ному обслуживанию, содействию использования изобре­ тений в народном хозяйстве страны и осуществлению па­ тентно-лицензионных операций. Существенно расширены права Госкомитета по делам изобретений и открытий в деле управления изобретательской и патентно-лицензи­ онной работой.

Осуществление мероприятий, намеченных в постанов­ лении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 авгу­ ста 1973 г., несомненно, будет способствовать улучшению использования в народном хозяйстве открытий, изобре­ тений и рационализаторских предложений, повышению их роли в ускорении научно-технического прогресса. Тем не менее в условиях ускорения научно-технического прог­ ресса сохраняются противоречия между резким увеличе­ нием объема и сокращением сроков осуществления ис­ следований и разработок, с одной стороны, и существую­ щими организационными формами управления научно-техническим прогрессом, и особенно отдельными его звеньями, — с другой.

Научно-техническая революция резко усиливает обще­ ственный характер процесса производства и потребления научных знаний. По мере дифференциации науки и тех­ ники, возникновения все новых отраслей производства возрастает необходимость интеграции не только различ­ ных направлений исследований и разработок, но и после­ довательных стадий овеществления (материализации) научных знаний. Это обстоятельство еще в большей сте­

пени

повышает роль и значение фактора управления

1

См. «Вопросы изобретательства», 1973, N2 10.

74


научно-техническим прогрессом. Только в единстве науч­ ные исследования, изобретательство, технические разра­ ботки и управление могут обеспечить интенсивное разви­ тие производства.

Дальнейшее ускорение научно-технического прогрес­ са и повышение его экономической эффективности поэто­ му в первую очередь зависят от обеспечения непрерывно­ сти научно-производственного цикла, бесперебойности функционирования комплекса «наука—техника — про­ изводство», в рамках которого совершаются научные открытия, происходит техническое и производственное освоение научных достижений. Однако, как отмечает член-корреспондент Академии наук СССР Д. М. Гви­ шиани, ввиду чрезвычайной сложности управления этим процессом все большее значение приобретает необходи­ мость сосредоточения усилий на отдельных участках процесса — соответственно в сфере фундаментальной науки, прикладных научных исследований и разработок, растущие объемы и специфика которых требуют извест­ ной самостоятельности каждой из этих областей *.

Следовательно, наряду с укреплением единства всех звеньев научно-технического прогресса должны разви­ ваться и совершенствоваться формы управления отдель­ ными звеньями комплекса «наука — техника—производ­ ство». Особое внимание необходимо уделять наиболее слабым звеньям, соединяющим науку с производством. Таковыми, как указывалось на XXIV съезде КПСС, являются звенья, связанные с практической реализацией достижений науки, с их внедрением в массовое производ­ ство 12.

В условиях существования противоречивых тенденций интеграции и дифференциации управления возникает крайне сложная задача оптимального членения целостно­ го процесса научно-технического развития и выделения в нем относительно самостоятельных объектов управле­

ния.

Решение этой проблемы связано с

пересмотром

1

См. Гвишиани Д. М. Социальная роль

науки и научная

политика. Научный симпозиум по проблеме «Управление, планиро­ вание и организация научных и технических исследований». Посто­ янная комиссия СЭВ по координации научно-технических исследо­ ваний. М., изд. ВИНИТИ, 1968.

2

См. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат,

1971,

с. 57.

75


сложившихся представлений о традиционных объектах управления в сфере научно-технического прогресса. Но­ вые факторы научно-технического развития делают необ­ ходимым внесение определенных корректив и в традици­ онное представление об объекте и субъекте системы уп­ равления изобретательской и патентно-лицензионной работой, которые отражали бы тенденцию взаимопроник­ новения процессов изобретательства, создания и освоения новой техники. Только в единстве современное изобрета­ тельство, технические разработки и процесс их промышленного освоения могут обеспечить интенсивное развитие техники и производства. Это обстоятельство должно найти отражение в новых формах управления техническим прогрессом вообще и изобретательством в частности.

3.Этапы построения системы управления техническим освоением научных достижений

Постепенное становление и организационное оформ­ ление комплекса «наука—техника—производство» сопро­ вождаются, как указывалось, тенденцией слияния изобре­ тательства с процессами создания и освоения новой техники в ходе исследований и разработок, превращения изобретательства в обязательную стадию процесса техни­ ческого освоения научных достижений.

Создание и использование изобретений все чаще про­ исходит сегодня не как изолированный акт, а как не­ отъемлемая часть процесса разработки и освоения слож­ ных объектов техники. При этом важные изобретения, воплощающие в себе последние научные идеи и воздей­ ствующие на главные свойства создаваемого объекта, непосредственно определяют научно-технический уровень

итехнико-экономические показатели разработки в целом.

Вэтих условиях развитие системы управления изобре­ тательской и патентно-лицензионной работой могло бы проходить в рамках создания общегосударственной систе­ мы управления техническим освоением научных достиже­ ний, включающей воплощение научных идей в техниче­ ские решения (изобретения), создание на их основе объектов новой техники и опытно-промышленное освоение

последних на головных предприятиях.

76

На XXIV съезде КПСС поставлена задача историче­ ской важности: органически соединить достижения науч­ но-технической революции с преимуществами социалисти­ ческой системы хозяйства, шире развивать свои, присущие социализму формы соединения пауки с произ­ водством Одной из таких форм, по нашему мнению, должна стать общегосударственная система управления техническим освоением научных достижений. Ее конечной целью явится всестороннее обеспечение успешного реше­ ния важнейшей задачи единой государственной техниче­ ской политики — создавать и внедрять принципиально новые орудия труда, материалы и технологические про­ цессы, превосходящие по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые дости­ жения.

Общегосударственная система управления техниче­ ским освоением научных достижений может представ­ лять собой совокупность методов, средств и организаци­ онных форм, обеспечивающих высокий научно-техниче­ ский уровень разработок и ускоряющих процесс создания и освоения принципиально новых технических объектов. Действующая-система управления изобретательской и патентно-лицензионной работой может стать составным компонентом новой системы; и она будет в основном призвана направлять массовое техническое творчество, осуществляемое на инициативных началах, на решение важнейших народнохозяйственных задач посредством по­ вышения его научной содержательности, планово-эконо­ мического и организационно-правового сближения с про­ цессом планомерного создания и освоения принципиально новой техники.

Построение системы управления техническим освое­ нием научных достижений предполагает разработку и осуществление комплекса мер по всестороннему обеспе­ чению непрерывного научно-производственного цикла, охватывающего все стадии создания и освоения новой техники, посредством единого планирования, финансиро­ вания, экономического стимулирования, информационно­ го обеспечения, вневедомственной экспертизы, правового регулирования, руководства и контроля. Система управ-

1 См. Материалы XXIV съезда КПСС. ЛѴ, Политиздат, 1971, с. 57.

77


ления техническим освоением научных достижении может стать связующим звеном между системой управления научными исследованиями, с одной стороны, и системой управления производственным освоением научно-техни­ ческих достижений — с другой. Все эти три системы мо­ гут войти в общегосударственную систему управления научно-техническим прогрессом в целом.

Построение системы управления техническим освоени­ ем научных достижений может вызвать существенную пе­ рестройку структуры государственного руководства науч­ но-техническим прогрессом. В частности, имеются в виду внесение определенных корректив в разграничение сфер действия существующих систем управления научно-тех­ ническим прогрессом в целом и изобретательской и па­ тентно-лицензионной работой, уточнение функций воз­ главляющих эти системы Государственного комитета Со­ вета Министров СССР по науке и технике и Государст­ венного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий и др. Поэтому построение систе­ мы управления техническим освоением научных достиже­ ний, по-видимому, пройдет несколько взаимосвязанных этапов.

Рассмотрим подробнее возможный вариант построе­ ния системы управления, включающий три этапа.

Перзый этап построения системы предполагает даль­ нейшее всестороннее совершенствование действующей системы управления изобретательской и патентно-лицен­ зионной работой. Такое совершенствование не связано с существенной ломкой сложившихся представлений о тра­ диционных объектах управления. Главными объектами рассматриваемой системы управления па этом этапе попрежнему останутся изобретательство и рационализация, а также некоторые виды патентно-лицензионной работы, закрепленные за Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий в на­ стоящее время (может быть, с отдельными коррективами в сторону их расширения).

Совершенствование действующей системы управления изобретательской и патентно-лицензионной работой мо­ жет осуществляться путем усиления стимулирования изобретательства, реализации изобретений и проведения более эффективных патентно-лицензионных операций (стимулирование дальнейшего размаха изобретательско­

78

го творчества посредством дополнительного расширения круга охраноспособных технических решений, усиления защиты авторства, совершенствования системы выплаты вознаграждений и т. п.; повышение конечной эффективно­ сти изобретательского труда посредством более совер­ шенного порядка включения в планы и финансирования создаваемых на основе изобретений технических объек­ тов, введения более эффективных форм хозрасчетных от­ ношений при освоении и последующем распространении изобретений, более четкой регламентации процесса воз­ мездной передачи технического опыта, создания экспери­ ментально-конструкторских баз для доводки изобретений, активизации работ по содействию в проведении патентнолицензионных операций и т. п.).

Параллельно могут совершенствоваться традицион­ ные виды научно-производственной деятельности подве­ домственных этому Госкомитету организаций (повыше­ ние качества экспертизы изобретений, патентно-инфор­ мационного обеспечения, патентных услуг, подготовки патентных кадров и т. д.).

Реализация таких мероприятий будет в значительной мере способствовать активизации изобретательской и па­ тентно-лицензионной работы, повышению ее эффективно­ сти и в конечном итоге приведет к определенному ускоре­ нию темпов научно-технического прогресса. Однако до­ стигаемые при этом результаты, в общем приемлемые сегодня, в последующие годы уже не будут удовлетворять всех потребностей социалистического производства.

Как показывают практика и результаты исследований, отдельные улучшения существующих процессов производ­ ства и оборудования па основе частных технических реше­ ний позволяют повысить производительность труда и улучшить другие технико-экономические показатели про­ изводства в среднем на 3—5% в год. Освоение же круп­ ных достижений научно-технического прогресса и созда­ ние на их основе новых технологических систем, как правило, ведут к росту показателей производства в не­ сколько раз, а в отдельных случаях—в десятки и сотни раз. Поэтому сегодня должна, где это возможно, ставить­ ся задача разработки на высоком научно-техническом уровне и освоения целостных технологических систем, а не только отдельных объектов повой техники и частных технических решений.

79