Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тематические планы чаще всего составляют ежегодно; они направляют творческую инициативу работников на ближайшие актуальные задачи производства. Обычно отраслевой темник (план) содержит в основном перспек­ тивную проблематику, а заводские — нацеливают изобре­ тателей на решение первоочередных задач производства. Планирование изобретательской и рационализаторской работы осуществляют отделы изобретательства мини­ стерств и ведомств, а также изобретательские службы предприятий и организаций. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и откры­ тий направляет эту деятельность посредством подготовки инструктивно-методических и нормативных материалов.

Организация патентной информации и патентных ус­ луг осуществляется подведомственными организациями Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, а также подразделениями, обслуживающими отраслевые и территориальные патент­ ные фонды. Организации Госкомитета — Центральный научно-исследовательский институт патентной информа­ ции (ЦНИИПИ), Всесоюзная патентно-техническая биб­ лиотека (ВПТБ) и производственно-полиграфическое предприятие «Патент»1 — осуществляют централизо­ ванное храпение, переработку и распределение информа­ ции о советских и зарубежных изобретениях, организуют библиотечное и справочно-информационное обслуживание государственной патентной экспертизы, предприятий и уч­ реждений страны, предоставляют им различные виды па­ тентных услуг. ЦНИИПИ, являющийся главным звеном патентно-информационного обслуживания, кроме того, проводит научные исследования и разработки в области патентной информации, экономики изобретательства, изобретательского и патентного права и осуществляет научно-методическое руководство патентно-информацион­ ной деятельностью в стране.

Отраслевые и территориальные патентные фонды вхо­ дят в состав соответствующих справочно-информацион­ ных фондов государственной системы научно-технической информации. В настоящее время в стране функциониру-

1 Постановлением ЦК

КПСС и Совета Министров СССР от

20 августа 1973 г. № 575

предусмотрено также создание в системе

Госкомитета Всесоюзного

центра патентных услуг (ВЦПУ).

55


ют около 700 отраслевых и свыше 30 территориальных па­ тентных фондов. Руководство по их комплектованию, по­ полнению и использованию входит в компетенцию соот­ ветственно министерств и Госпланов союзных республик. В отраслях патентные фонды создаются либо централизо­ ванно— при центральных отраслевых органах информа­ ции, либо децентрализованію — во всех головных органи­ зациях отрасли, разрабатывающих новую технику.

Использование патентной информации обеспечивается патентными подразделениями предприятий и учреждений, которые организуют изучение патентной и общетехниче­ ской информации, составление обзоров по результатам анализа патентной документации и использование патент­ ной информации при планировании исследований и разра­ боток, при создании новой техники и оценке полученных результатов. Выполнение этого комплекса работ и обес­ печивает необходимые предпосылки для создания патен­ тоспособных и конкурентоспособных изделий.

Важнейшими показателями эффективности работы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных коллективов, занятых созданием новой техники, являются, как указывалось, количество и значи­ мость технических решений, признанных изобретениями. Поэтому в оценке научно-технического уровня разработок большую роль играет организация патентной экспертизы. Она включает проводимую в организациях и на предприя­ тиях работу по выявлению технических решений, которые могут быть признаны изобретениями, их предварительной оценке и оформлению заявочных материалов и, наконец, собственно государственную патентную экспертизу пред­ полагаемых изобретений на мировую новизну и их госу­ дарственную регистрацию. Последние функции осущест­ вляются Государственным комитетом Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий и одной из под­ ведомственных ему организаций — Всесоюзным научноисследовательским институтом государственной патент­ ной экспертизы (ВНИПГПЭ).

Однако темпы научно-технического прогресса в конеч­ ном итоге определяются не столько количеством подан­ ных заявок и зарегистрированных изобретений, сколько количеством и значимостью изобретений, использованных при создании объектов новой техники. Поэтому важней­ шей задачей общегосударственной системы управления

56

изобретательской и патентно-лицензионной работой явля­ ется организация использования изобретений и рациона­ лизаторских предложений в производстве. В организациях и па предприятиях эта работа осуществляется изобре­ тательскими и патентными подразделениями как при пла­ нировании, так и непосредственно в ходе исследований и разработок. Государственный комитет Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий организует, на­ правляет и контролирует работу по внедрению изобре­ тений в масштабах всей страны. Организаторская работа Госкомитета заключается, во-первых, в отборе для вне- ' дрения наиболее ценных и эффективных с технико-эконо­ мической точки зрения изобретений и, во-вторых, в конт­ роле за их своевременной разработкой, эксперименталь­ ной проверкой и широким использованием.

Одной из важнейших форм освоения изобретений в производстве является международный обмен научно-тех­ ническими достижениями. Отсюда становится понятным большое значение своевременного патентования за рубе­ жом важнейших советских изобретений, которое укрепля­ ет положение нашей страны на мировом рынке, обеспечи­ вает охрану советского промышленного экспорта, комп­ лексных поставок и выставочных экспонатов, в которых использованы изобретения, а также создает благоприят­ ные условия для продажи лицензий. Работы по патенто­ ванию ведутся на самых различных уровнях управления народным хозяйством. Патентные подразделения органи­ заций и предприятий систематически отбирают изобрете­ ния для патентования, определяют цели и страны патен­ тования и организуют подготовку рекомендаций с обоснованием целесообразности зарубежного патентова­ ния.

Патентные подразделения министерств и ведомств обеспечивают рассмотрение представляемых подведомст­ венными организациями рекомендаций о зарубежном натептованин изобретений, осуществляют методическое руководство патентной защитой изобретений и контроли­ руют ее. Государственный комитет Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий принимает реше­ ние о патентовании изобретения и извещает об этом соот­ ветствующее министерство, ведомство и патентующую ор­ ганизацию. Далее происходят подготовка технических материалов на предприятии «Патент» и оформление па-

57


тентования за рубежом, которое проводит Управление по патентованию изобретений Торгово-промышленной пала­ ты СССР.

После патентования изобретений осуществляется про­ дажа лицензий на советские изобретения, в которой по­ следовательно принимают участие заинтересованные ор­ ганизации и предприятия, министерства и ведомства, Го­ сударственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике и Всесоюз­ ное экспортно-импортное объединение «Лицензинторг» Министерства внешней торговли СССР. Работа, связан­ ная с приобретением иностранных лицензий, по своим организационным формам несколько отличается от орга­ низации продажи лицензий; руководство ею возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике.

Подготовка патентных кадров и обучение руководя­ щих, инженерно-технических и научных работников орга­ низаций и предприятий ведению изобретательской и па­ тентно-лицензионной работы осуществляются главным образом в двух учебных заведениях Государственного ко­ митета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий: Центральном институте повышения квалифика­ ции руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы и на Высших госу­ дарственных курсах повышения квалификации руководя­ щих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства. Министер­ ства и ведомства, предприятия и учреждения организуют обучение своих сотрудников через эти учебные заведения, а также проводят совместно с Госкомитетом совещания, семинары и смотры по различным аспектам изобретатель­ ской и патентно-лицензионной работы.

Функции высшего звена в системе управления изобре­ тательской и патентно-лицензионной работой выполняет Государственный комитет Совета Министров СССР по де­ лам изобретений и открытий, который осуществляет об­ щее руководство изобретательством, рационализацией и патентно-лицензионной работой в стране.

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий — это советское ведомство по изобретательству, функции и структура которого ко-

58

ренным образом отличаются от того, что принято для за­ рубежных патентных ведомств. Различия эти обусловли­ ваются разным отношением к изобретению в социалисти­ ческом и капиталистическом обществе. Социалистическая природа авторского свидетельства, заключающаяся в том, что изобретение становится достоянием социалистическо­ го государства, всенародной собственностью, что государ­ ство берет на себя заботу о его использовании, обуслов­ ливает значительно более широкую, чем у зарубежных патентных ведомств, сферу деятельности Государственно­ го комитета Совета Министров СССР по делам изобрете­ ний и открытий. Если работа любого зарубежного патент­ ного ведомства в основном завершается выдачей патента и выпуском соответствующей информации об этом акте, то конечная цель, которую ставит перед собой Госкоми­ тет, — практическая реализация изобретения, извлечение из него максимальной пользы для народного хозяйства.

Помимо широко распространенных в мировой патент­ ной практике функций патентной экспертизы, государст­ венной регистрации, централизованного информирования о регистрируемых изобретениях и других объектах (про­ мышленных образцах, товарных знаках и в ряде стран — научных открытиях), а также контроля за соблюдением прав изобретателей, заявителей и патентовладельцев, со­ ветская система управления изобретательством выполня­ ет и ряд других функций. В их число входят: организация работ по созданию охраноспособных технических реше­ ний; содействие использованию изобретений, их зарубеж­ ному патентованию и продаже лицензий; подготовка па­ тентных кадров. Значительно расширена и информаци­ онная функция, предполагающая переработку всего мирового потока патентной информации.

Степень и форма участия Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и откры­ тий в осуществлении рассмотренных выше управляющих функций была до последнего времени различной. При вы­ полнении ряда функций Госкомитет и подведомственные ему организации играли ведущую роль. К этим функциям прежде всего относятся: централизованное патентно-ин­ формационное обслуживание, осуществление государст­ венной патентной экспертизы н подготовка патентных кадров. Некоторые важные функции управления Госкоми­ тет выполнял совместно с другими общесоюзными органа-

59


ми, например при зарубежном патентовании и лицензиро­ вании советских изобретений. Во внедрении изобретений в народное хозяйство Госкомитет участвовал преимуще­ ственно посредством подготовки соответствующих реко­ мендаций и контроля за их выполнением, в то время как сам процесс внедрения осуществлялся под руководством отраслевых министерств и ведомств. Пожалуй, наимень­ шей была степень участия Госкомитета на ответственной стадии планирования исследования и разработок. Он воздействовал на этот процесс лишь через посредство ин­ структивно-методических и нормативных материалов, касающихся использования патентной информации при определении направлений разработок, а также тематиче­ ского планирования изобретательской деятельности. В последние годы активизировалось участие Госкомитета в деятельности международных организаций, и прежде все­ го в работе Постоянного совещания руководителей ве­ домств по изобретательству стран — членов СЭВ и в ра­ боте Всемирной организации интеллектуальной собствен­ ности (ВОИС).

Важное значение для характеристики действующих организационных форм управления изобретательством имеет издание Государственным комитетом Совета Ми­ нистров СССР по делам изобретений и открытий обяза­ тельных для министерств и ведомств, организаций и пред­ приятий указаний и разъяснений по вопросам, отнесен­ ным к его компетенции. Госкомитет издает указания и разъяснения по важнейшим аспектам изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, рекомендует оптимальные формы организации и осуще­ ствления этой деятельности. Указания Госкомитета явля­ ются непосредственной правовой основой, организующим началом по всем аспектам работы в области изобрета­ тельства.

Таким образом, в нашей стране к настоящему времени сложились как минимум две формы государственного уп­ равлення, имеющие непосредственное отношение к про­ цессу технического освоения научных достижений. Первая из этих форм представляет собой общегосударственную систему управления научно-техническим прогрессом. Для этой системы, охватывающей все звенья комплекса «нау­ ка—техника—производство», управление техническим освоением научных достижений — лишь один цз аспектов

60


государственной деятельности по управлению научно-тех­ ническим прогрессом в целом. Наряду с этим в стране функционирует специализированная общегосударствен­ ная система управления изобретательской и патентно-ли­ цензионной работой. Однако действие этой системы, ограничиваясь в основном сферой регулируемых законом изобретательских общественных отношений, не охватыва­ ет всех стадий технического освоения научных достиже­ ний. Иначе говоря, объект первой системы значительно шире, а второй — уже той области, в которой протекает рассматриваемый процесс и решаются важные задачи го­ сударственной технической политики.

В этих условиях необходимо искать пути дальнейшего развития системы управления изобретательской и па­ тентно-лицензионной работой, непосредственно нацели­ вая ее на ускорение технического освоения научных до­ стижений.

2.Необходимость дальнейшего развития существующей системы управления изобретательской и патентно-лицензионной работой

Функции действующей системы управления изобрета­ тельской и патентно-лицензионной работой, если рассмат­ ривать их в более широком плане, направлены на реше­ ние двух основных задач: во-первых, содействовать изобретательству посредством его информационного обес­ печения, планирования, выявления, экспертизы и регист­ рации изобретений, материального и морального поощре­ ния изобретателей и, во-вторых, способствовать реализа­ ции изобретений посредством отбора наиболее важных, содействия их внедрению, зарубежному патентованию и лицензированию.

В решении этих задач достигнуты определенные успе­ хи. Количество изобретений, регистрируемых в Государ­ ственном комитете Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, непрерывно растет. Особенно заметным и стабильным этот рост стал со второй полови­ ны 60-х годов, когда начали сказываться последствия осуществляемых в стране мероприятий по повышению эффективности работы научно-исследовательских орга­ низаций, развитию организационных форм управления

61

изобретательством, совершенствованию патентно-инфор­ мационного обслуживания, изобретательской и патентно­ лицензионной работы на местах. Так, за период с 1966 по 1970 г. в государственный реестр было внесено в 2,3 раза больше изобретений, чем в предыдущем пятилетии (1961 —1965 гг.), а за последние шесть лет—примерно столько же, сколько их было зарегистрировано за все предшествующие годы Советской власти В табл. 1 от­ ражены динамика и структура поступающих в Государ­ ственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий заявок на изобретения за 1970— 1972 гг. Сопоставление данных показывает неуклонный рост общего количества поступающих заявок и положи­ тельных решений о выдаче авторских свидетельств и па­ тентов. Наряду с этим наблюдается абсолютное и отно­ сительное уменьшение числа заявок, подаваемых отдель­ ными авторами, при одновременном росте количества заявок, поступающих от организаций страны.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПОСТУПАЮЩИХ ЗАЯВОК

 

 

НА ИЗОБРЕТЕНИЯ В СССР ЗА 1970—1972 гг.

 

 

 

Показатели

 

1970 г.

1971 г.

1972 г.

Количество

поступивших

заявок на

115,5

129,2

132,4

изобретения, всего (тыс.

шт.) . . .

В том числе:

 

81,1

96,3

102,1

от

организации .................................

от

отдельных авторов ......................

29,4

27,6

25,1

от

иностранных заявителей ....

5,0

5,2

5,1

Количество

положительных решений

 

 

 

о

выдаче

авторских свидетельств

37,9

43,6

46,7

и

патентов, всего (тыс. шт.) . . .

Рост творческой активности трудящихся и получаемо­ го от этого эффекта продолжается и сегодня. Повышает­ ся как число регистрируемых изобретений, так и количе­ ство тем по новой технике в государственном плане раз­ вития народного хозяйства, в которых используются эти изобретения. От внедрения изобретений и рационализа­ торских предложений только в 1973 г. получено более

1 См. Макса рев Ю. Е. Торжество ленинских принципов,—

«Вопросы изобретательства», 1974, № 1.

62