Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
тематические планы чаще всего составляют ежегодно; они направляют творческую инициативу работников на ближайшие актуальные задачи производства. Обычно отраслевой темник (план) содержит в основном перспек тивную проблематику, а заводские — нацеливают изобре тателей на решение первоочередных задач производства. Планирование изобретательской и рационализаторской работы осуществляют отделы изобретательства мини стерств и ведомств, а также изобретательские службы предприятий и организаций. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и откры тий направляет эту деятельность посредством подготовки инструктивно-методических и нормативных материалов.
Организация патентной информации и патентных ус луг осуществляется подведомственными организациями Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, а также подразделениями, обслуживающими отраслевые и территориальные патент ные фонды. Организации Госкомитета — Центральный научно-исследовательский институт патентной информа ции (ЦНИИПИ), Всесоюзная патентно-техническая биб лиотека (ВПТБ) и производственно-полиграфическое предприятие «Патент»1 — осуществляют централизо ванное храпение, переработку и распределение информа ции о советских и зарубежных изобретениях, организуют библиотечное и справочно-информационное обслуживание государственной патентной экспертизы, предприятий и уч реждений страны, предоставляют им различные виды па тентных услуг. ЦНИИПИ, являющийся главным звеном патентно-информационного обслуживания, кроме того, проводит научные исследования и разработки в области патентной информации, экономики изобретательства, изобретательского и патентного права и осуществляет научно-методическое руководство патентно-информацион ной деятельностью в стране.
Отраслевые и территориальные патентные фонды вхо дят в состав соответствующих справочно-информацион ных фондов государственной системы научно-технической информации. В настоящее время в стране функциониру-
1 Постановлением ЦК |
КПСС и Совета Министров СССР от |
20 августа 1973 г. № 575 |
предусмотрено также создание в системе |
Госкомитета Всесоюзного |
центра патентных услуг (ВЦПУ). |
55
ют около 700 отраслевых и свыше 30 территориальных па тентных фондов. Руководство по их комплектованию, по полнению и использованию входит в компетенцию соот ветственно министерств и Госпланов союзных республик. В отраслях патентные фонды создаются либо централизо ванно— при центральных отраслевых органах информа ции, либо децентрализованію — во всех головных органи зациях отрасли, разрабатывающих новую технику.
Использование патентной информации обеспечивается патентными подразделениями предприятий и учреждений, которые организуют изучение патентной и общетехниче ской информации, составление обзоров по результатам анализа патентной документации и использование патент ной информации при планировании исследований и разра боток, при создании новой техники и оценке полученных результатов. Выполнение этого комплекса работ и обес печивает необходимые предпосылки для создания патен тоспособных и конкурентоспособных изделий.
Важнейшими показателями эффективности работы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных коллективов, занятых созданием новой техники, являются, как указывалось, количество и значи мость технических решений, признанных изобретениями. Поэтому в оценке научно-технического уровня разработок большую роль играет организация патентной экспертизы. Она включает проводимую в организациях и на предприя тиях работу по выявлению технических решений, которые могут быть признаны изобретениями, их предварительной оценке и оформлению заявочных материалов и, наконец, собственно государственную патентную экспертизу пред полагаемых изобретений на мировую новизну и их госу дарственную регистрацию. Последние функции осущест вляются Государственным комитетом Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий и одной из под ведомственных ему организаций — Всесоюзным научноисследовательским институтом государственной патент ной экспертизы (ВНИПГПЭ).
Однако темпы научно-технического прогресса в конеч ном итоге определяются не столько количеством подан ных заявок и зарегистрированных изобретений, сколько количеством и значимостью изобретений, использованных при создании объектов новой техники. Поэтому важней шей задачей общегосударственной системы управления
56
изобретательской и патентно-лицензионной работой явля ется организация использования изобретений и рациона лизаторских предложений в производстве. В организациях и па предприятиях эта работа осуществляется изобре тательскими и патентными подразделениями как при пла нировании, так и непосредственно в ходе исследований и разработок. Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий организует, на правляет и контролирует работу по внедрению изобре тений в масштабах всей страны. Организаторская работа Госкомитета заключается, во-первых, в отборе для вне- ' дрения наиболее ценных и эффективных с технико-эконо мической точки зрения изобретений и, во-вторых, в конт роле за их своевременной разработкой, эксперименталь ной проверкой и широким использованием.
Одной из важнейших форм освоения изобретений в производстве является международный обмен научно-тех ническими достижениями. Отсюда становится понятным большое значение своевременного патентования за рубе жом важнейших советских изобретений, которое укрепля ет положение нашей страны на мировом рынке, обеспечи вает охрану советского промышленного экспорта, комп лексных поставок и выставочных экспонатов, в которых использованы изобретения, а также создает благоприят ные условия для продажи лицензий. Работы по патенто ванию ведутся на самых различных уровнях управления народным хозяйством. Патентные подразделения органи заций и предприятий систематически отбирают изобрете ния для патентования, определяют цели и страны патен тования и организуют подготовку рекомендаций с обоснованием целесообразности зарубежного патентова ния.
Патентные подразделения министерств и ведомств обеспечивают рассмотрение представляемых подведомст венными организациями рекомендаций о зарубежном натептованин изобретений, осуществляют методическое руководство патентной защитой изобретений и контроли руют ее. Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий принимает реше ние о патентовании изобретения и извещает об этом соот ветствующее министерство, ведомство и патентующую ор ганизацию. Далее происходят подготовка технических материалов на предприятии «Патент» и оформление па-
57
тентования за рубежом, которое проводит Управление по патентованию изобретений Торгово-промышленной пала ты СССР.
После патентования изобретений осуществляется про дажа лицензий на советские изобретения, в которой по следовательно принимают участие заинтересованные ор ганизации и предприятия, министерства и ведомства, Го сударственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике и Всесоюз ное экспортно-импортное объединение «Лицензинторг» Министерства внешней торговли СССР. Работа, связан ная с приобретением иностранных лицензий, по своим организационным формам несколько отличается от орга низации продажи лицензий; руководство ею возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике.
Подготовка патентных кадров и обучение руководя щих, инженерно-технических и научных работников орга низаций и предприятий ведению изобретательской и па тентно-лицензионной работы осуществляются главным образом в двух учебных заведениях Государственного ко митета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий: Центральном институте повышения квалифика ции руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы и на Высших госу дарственных курсах повышения квалификации руководя щих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства. Министер ства и ведомства, предприятия и учреждения организуют обучение своих сотрудников через эти учебные заведения, а также проводят совместно с Госкомитетом совещания, семинары и смотры по различным аспектам изобретатель ской и патентно-лицензионной работы.
Функции высшего звена в системе управления изобре тательской и патентно-лицензионной работой выполняет Государственный комитет Совета Министров СССР по де лам изобретений и открытий, который осуществляет об щее руководство изобретательством, рационализацией и патентно-лицензионной работой в стране.
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий — это советское ведомство по изобретательству, функции и структура которого ко-
58
ренным образом отличаются от того, что принято для за рубежных патентных ведомств. Различия эти обусловли ваются разным отношением к изобретению в социалисти ческом и капиталистическом обществе. Социалистическая природа авторского свидетельства, заключающаяся в том, что изобретение становится достоянием социалистическо го государства, всенародной собственностью, что государ ство берет на себя заботу о его использовании, обуслов ливает значительно более широкую, чем у зарубежных патентных ведомств, сферу деятельности Государственно го комитета Совета Министров СССР по делам изобрете ний и открытий. Если работа любого зарубежного патент ного ведомства в основном завершается выдачей патента и выпуском соответствующей информации об этом акте, то конечная цель, которую ставит перед собой Госкоми тет, — практическая реализация изобретения, извлечение из него максимальной пользы для народного хозяйства.
Помимо широко распространенных в мировой патент ной практике функций патентной экспертизы, государст венной регистрации, централизованного информирования о регистрируемых изобретениях и других объектах (про мышленных образцах, товарных знаках и в ряде стран — научных открытиях), а также контроля за соблюдением прав изобретателей, заявителей и патентовладельцев, со ветская система управления изобретательством выполня ет и ряд других функций. В их число входят: организация работ по созданию охраноспособных технических реше ний; содействие использованию изобретений, их зарубеж ному патентованию и продаже лицензий; подготовка па тентных кадров. Значительно расширена и информаци онная функция, предполагающая переработку всего мирового потока патентной информации.
Степень и форма участия Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и откры тий в осуществлении рассмотренных выше управляющих функций была до последнего времени различной. При вы полнении ряда функций Госкомитет и подведомственные ему организации играли ведущую роль. К этим функциям прежде всего относятся: централизованное патентно-ин формационное обслуживание, осуществление государст венной патентной экспертизы н подготовка патентных кадров. Некоторые важные функции управления Госкоми тет выполнял совместно с другими общесоюзными органа-
59
ми, например при зарубежном патентовании и лицензиро вании советских изобретений. Во внедрении изобретений в народное хозяйство Госкомитет участвовал преимуще ственно посредством подготовки соответствующих реко мендаций и контроля за их выполнением, в то время как сам процесс внедрения осуществлялся под руководством отраслевых министерств и ведомств. Пожалуй, наимень шей была степень участия Госкомитета на ответственной стадии планирования исследования и разработок. Он воздействовал на этот процесс лишь через посредство ин структивно-методических и нормативных материалов, касающихся использования патентной информации при определении направлений разработок, а также тематиче ского планирования изобретательской деятельности. В последние годы активизировалось участие Госкомитета в деятельности международных организаций, и прежде все го в работе Постоянного совещания руководителей ве домств по изобретательству стран — членов СЭВ и в ра боте Всемирной организации интеллектуальной собствен ности (ВОИС).
Важное значение для характеристики действующих организационных форм управления изобретательством имеет издание Государственным комитетом Совета Ми нистров СССР по делам изобретений и открытий обяза тельных для министерств и ведомств, организаций и пред приятий указаний и разъяснений по вопросам, отнесен ным к его компетенции. Госкомитет издает указания и разъяснения по важнейшим аспектам изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, рекомендует оптимальные формы организации и осуще ствления этой деятельности. Указания Госкомитета явля ются непосредственной правовой основой, организующим началом по всем аспектам работы в области изобрета тельства.
Таким образом, в нашей стране к настоящему времени сложились как минимум две формы государственного уп равлення, имеющие непосредственное отношение к про цессу технического освоения научных достижений. Первая из этих форм представляет собой общегосударственную систему управления научно-техническим прогрессом. Для этой системы, охватывающей все звенья комплекса «нау ка—техника—производство», управление техническим освоением научных достижений — лишь один цз аспектов
60
государственной деятельности по управлению научно-тех ническим прогрессом в целом. Наряду с этим в стране функционирует специализированная общегосударствен ная система управления изобретательской и патентно-ли цензионной работой. Однако действие этой системы, ограничиваясь в основном сферой регулируемых законом изобретательских общественных отношений, не охватыва ет всех стадий технического освоения научных достиже ний. Иначе говоря, объект первой системы значительно шире, а второй — уже той области, в которой протекает рассматриваемый процесс и решаются важные задачи го сударственной технической политики.
В этих условиях необходимо искать пути дальнейшего развития системы управления изобретательской и па тентно-лицензионной работой, непосредственно нацели вая ее на ускорение технического освоения научных до стижений.
2.Необходимость дальнейшего развития существующей системы управления изобретательской и патентно-лицензионной работой
Функции действующей системы управления изобрета тельской и патентно-лицензионной работой, если рассмат ривать их в более широком плане, направлены на реше ние двух основных задач: во-первых, содействовать изобретательству посредством его информационного обес печения, планирования, выявления, экспертизы и регист рации изобретений, материального и морального поощре ния изобретателей и, во-вторых, способствовать реализа ции изобретений посредством отбора наиболее важных, содействия их внедрению, зарубежному патентованию и лицензированию.
В решении этих задач достигнуты определенные успе хи. Количество изобретений, регистрируемых в Государ ственном комитете Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, непрерывно растет. Особенно заметным и стабильным этот рост стал со второй полови ны 60-х годов, когда начали сказываться последствия осуществляемых в стране мероприятий по повышению эффективности работы научно-исследовательских орга низаций, развитию организационных форм управления
61
изобретательством, совершенствованию патентно-инфор мационного обслуживания, изобретательской и патентно лицензионной работы на местах. Так, за период с 1966 по 1970 г. в государственный реестр было внесено в 2,3 раза больше изобретений, чем в предыдущем пятилетии (1961 —1965 гг.), а за последние шесть лет—примерно столько же, сколько их было зарегистрировано за все предшествующие годы Советской власти В табл. 1 от ражены динамика и структура поступающих в Государ ственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий заявок на изобретения за 1970— 1972 гг. Сопоставление данных показывает неуклонный рост общего количества поступающих заявок и положи тельных решений о выдаче авторских свидетельств и па тентов. Наряду с этим наблюдается абсолютное и отно сительное уменьшение числа заявок, подаваемых отдель ными авторами, при одновременном росте количества заявок, поступающих от организаций страны.
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПОСТУПАЮЩИХ ЗАЯВОК |
|||||
|
|
НА ИЗОБРЕТЕНИЯ В СССР ЗА 1970—1972 гг. |
|
|||
|
|
Показатели |
|
1970 г. |
1971 г. |
1972 г. |
Количество |
поступивших |
заявок на |
115,5 |
129,2 |
132,4 |
|
изобретения, всего (тыс. |
шт.) . . . |
|||||
В том числе: |
|
81,1 |
96,3 |
102,1 |
||
от |
организации ................................. |
|||||
от |
отдельных авторов ...................... |
29,4 |
27,6 |
25,1 |
||
от |
иностранных заявителей .... |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
||
Количество |
положительных решений |
|
|
|
||
о |
выдаче |
авторских свидетельств |
37,9 |
43,6 |
46,7 |
|
и |
патентов, всего (тыс. шт.) . . . |
Рост творческой активности трудящихся и получаемо го от этого эффекта продолжается и сегодня. Повышает ся как число регистрируемых изобретений, так и количе ство тем по новой технике в государственном плане раз вития народного хозяйства, в которых используются эти изобретения. От внедрения изобретений и рационализа торских предложений только в 1973 г. получено более
1 См. Макса рев Ю. Е. Торжество ленинских принципов,—
«Вопросы изобретательства», 1974, № 1.
62