Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

витие массового технического творчества, дальнейшее расширение его масштабов, повышение научной содержа­ тельности и эффективности; в-третьих, максимальное ис­ пользование преимуществ международного разделения труда в области создания и освоения новой техники.

Важно подчеркнуть наличие связи между тремя главными целями второго этапа построения системы. Обе­ спечение высокого научно-технического уровня плановых разработок будет сопровождаться предъявлением более высоких требований к уровню массового технического творчества и создаст основу для проведения высокоэф­ фективных патентно-лицензионных операций. С другой стороны, повышение эффективности массового техниче­ ского творчества и международного обмена научно-техни­ ческими достижениями обеспечит благоприятные условия для дальнейшего повышения научно-технического уровня новых разработок.

Третий этап построения рассматриваемой системы предполагает завершение создания общегосударственной системы управления техническим освоением научных достижений.

В число основных мероприятий могут войти: построение системы планирования и финансирования,

а также создание единого механизма экономического сти­ мулирования и материального поощрения для всех ста­ дий технического освоения научных достижений;

построение системы вневедомственной научно-техни­ ческой экспертизы, осуществляемой по завершении ста­ дий технического освоения научных достижений;

построение системы целенаправленного информацион­ ного обеспечения всех стадий технического освоения на­ учных достижений, а также функций управления этим процессом;

объединение частных норм, касающихся отдельных объектов правового регулирования (изобретения, новая техника и др.), в систему нормативных актов, регулирую­ щих весь процесс технического освоения научных дости­ жений;

определение организационных форм системы управле­ ния техническим освоением научных достижений.

Возможные методы, средства и организационные фор­ мы управления техническим освоением научных достиже­ ний более подробно рассматриваются в третьей главе.

ГЛАВА III

Методы, средства и организационные формы управления техническим освоением научных достижений

Управление техническим освоением научных достиже­ ний, как уже отмечалось, нацелено па обеспечение высо­ кого научно-технического уровня и технико-экономи­ ческих показателей вновь создаваемых орудий труда, материалов и технологических процессов, а также на со­ кращение сроков их производственного освоения и осуще­ ствляется с использованием специальных методов, средств її организационных форм.

Методы, средства и организационные формы управле­ ния тесно взаимосвязаны. Методы управления — это прежде всего способы достижения целей управления. Чтобы методы управления действительно стали орудием для достижения целей управления, они должны опирать­ ся на средства воздействия субъекта па объект управле­ ния и реализоваться посредством системы исполнения, которая неизбежно приобретает ту или иную организаци­ онную форму.

Управление техническим освоением научных достиже­ ний— сложная комплексная система. Сложность отноше­ ний управления состоит в том, что в них органически сое­ динены самые различные аспекты: социально-экономиче­ ские, научно-технические, организационно-правовые и т. д. Поэтому в данной главе рассматриваются методы, средст­ ва и организационные формы планирования и экономиче­ ского стимулирования, вневедомственной научно-техниче­ ской экспертизы, информационного обеспечения и право­ вого регулирования процессов изобретательства, создания и освоения новой техники; особое внимание уделяется во­ просам организации процесса управления техническим освоением научных достижений.

89


1.Планирование и экономическое стимулирование

технического освоения научных достижений

На XXIV съезде КПСС подчеркивалось, что задачей первостепенного значения становится дальнейшее повы­ шение научного уровня, совершенствование методов пла­ нирования. Оно должно опираться на более точное изуче­ ние потребностей общества, па научные прогнозы наших экономических возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их непосредствен­ ных и долговременных последствий

План технического освоения научных достижений мо­ жет стать важнейшим компонентом плана научно-техни­ ческого прогресса, являющегося неотъемлемой составной частью народнохозяйственного плана.

Планирование технического освоения научных дости­ жений предусматривает комплекс предплановых работ. В их число должны входить: изучение общественных по­ требностей в новой технике и их сопоставление с имею­ щимися ресурсами страны; составление прогнозов науч­ но-технического прогресса и определение на их основе наиболее эффективных направлений развития техники, важнейших межотраслевых проблем и рациональной по­ следовательности их решения; планирование техническо­ го освоения научных достижений па основе комплексного использования различных информационных источни­ ков и т. д.

Изучение общественных потребностей в новой технике и их сопоставление с имеющимися ресурсами страны предполагают постоянное слежение соответствующими плановыми органами за изменением ситуации в сфере «общественная потребность ■— ресурсы» и составление прогнозов научно-технического прогресса.

Задача прогнозов как предплановой стадии заключа­ ется в сопоставлении альтернатив, возможных направле­ ний и темпов научно-технического прогресса, в оценке ожидаемых затрат и результатов и, наконец, в рекоменда­ ции оптимального варианта. В развитии современной социалистической экономики прогнозы служат важной на­ учной основой составления планов, особенно долгосроч-

1 См. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 67.

90


ных, которые должны разрабатываться с учетом перспек­ тивных открытий и изобретений.

Прогнозирование выявляет возможные пути развития науки и техники и вероятные результаты такого развития на период 15—20 лет. Вместе с тем оно определяет и на­ учно-технические средства для разрешения противоречия между потребностями общества и возможностями их удовлетворения. Прогнозирование должно играть актив­ ную роль: не только предсказывать возможности разви­ тия науки и техники, по и ускорять реализацию этих воз­ можностей, подготавливать условия для использования изобретений в народном хозяйстве.

Прогнозы нужны не только исследователям и разра­ ботчикам новой техники, но и производственникам. Важ­ ную роль для последних будут играть те научные и техни­ ческие достижения, пути применения которых определи­ лись, и прежде всего — научные идеи, уже воплотившиеся в изобретения. Производственники должны получать ин­ формацию о прямых и косвенных последствиях внедрения новой техники — в особенности той, которая основана на крупных изобретениях. Поэтому при прогнозировании не­ обходимо предусмотреть обязательное использование ин­ формации об изобретениях и проводить анализ изобрета­ тельской деятельности в стране в сопоставлении с анали­ зом изобретательства за рубежом.

Активное участие в составлении прогнозов научнотехнического прогресса, формировании технической поли­ тики в отраслях народного хозяйства и определении наи­ более эффективных направлений научно-технического прогресса может принимать Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и откры­ тий.

Сопоставление общественных потребностей с имеющи­ мися ресурсами страны, составление прогнозов позволят выявить наиболее эффективные направления научно-тех­ нического прогресса, определить важнейшие межотрасле­ вые проблемы и установить рациональную последователь­ ность их решения, к основным направлениям научно-тех­ нического прогресса в народном хозяйстве относятся, в частности, дальнейшее развитие энергетической базы; ме­ ханизация и автоматизация производства; применение новых видов материалов и повышение их качества; созда­ ние новішу материалов с заранее заданными свойствами;

91'

широкое использование лазерных, плазменных, радиаци­ онных, электрофизических и электрохимических процес­ сов, квантовой и оптической электроники для создания и обработки материалов; максимальное использование до­ стижений в области биологии, физики и химии для про­ гресса сельского хозяйства, легкой и пищевой промыш­ ленности, медицины. К числу межотраслевых проблем можно отнести увеличение разработки и выпуска машин и средств малой механизации для технологических про­ цессов, в которых еще широко используется ручной труд (сборочные, подъемно-транспортные, погрузочно-разгру­ зочные работы и т. п.).

Планирование технического освоения научных дости­ жений имеет объективные предпосылки, такие, как зако­ номерность развития науки и наличие внутренней логики в процессе овеществления научных знаний Подтвержде­ нием тому служит независимое осуществление одних й тех же научных открытий и изобретений. К тому же в про­ цессе исследований, и особенно разработок, содержится много повторяющихся работ. Творческому решению пред­ шествуют длительная работа по сбору и анализу исход­ ных материалов, а также всесторонняя оценка сделанных открытий и изобретений и придание им конкретной физи­ ческой формы. В связи с этим обязательной предпосылкой рационального планирования является дифференцирован­ ный подход к планированию качественно различных ста­ дий исследований и разработок с учетом убывания степе­ ни неопределенности их результатов и возрастания стои­ мости осуществляемых на этих стадиях работ.

Планирование технического освоения научных дости­ жений является серьезным научным исследованием, тре­ бующим комплексного использования необходимой ин­ формации.

Анализ причин прекращения исследований и разрабо­ ток показывает, что в большинстве случаев имеет место слабое их экономическое обоснование, что обусловли­ вается недостатками при постановке задачи, недооценкой научно-технических возможностей ее решения, отсутст­ вием предпосылок для внедрения технического новшества

впроизводство и т. д.

1См. Дубровский К. И. Организация управления научны­ ми исследованиями. М., «Экономику», 1970, с, 39—44.

92


Для повышения эффективности планирования техни­ ческого освоения научных достижений, по мнению ряда авторов, необходимо разработать теорию принятия реше­ ний с целью экономически обоснованного выбора подле­ жащих выполнению проектов исследований и разрабо­ ток1. Процесс принятия решений предлагается подразде­ лить на следующие стадии: постановку проблемы и определение цели, сбор информации и ее обработку, сопо­ ставление вариантов и принятие экономически обоснован­ ного решения. При сборе и обработке информации необ­ ходимо руководствоваться следующим:

отвечает ли постановка данной задачи главным на­ правлениям развития науки и техники;

какова потребность в решении данной задачи и как эта потребность будет развиваться в перспективе;

будет ли достигнут наивысший научно-технический уровень разработки при выполнении задачи;

имеются ли возможности материально-технического обеспечения данной задачи;

достигается ли с помощью выполнения задачи макси­ мальный экономический эффект.

Для получения ответов на эти вопросы необходимо комплексное использование и научный анализ самых различных информационных источников. При проработке первого, третьего и отчасти пятого вопросов ценным источником сведений окажется информация об изобрете­ ниях.

Планирование технического освоения научных дости­ жений должно предусматривать создание принципиально новых орудий труда, материалов и технологических про­ цессов, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые достиже­ ния. Система показателей плана должна ориентировать все хозяйственные звенья па повышение научно-техниче­ ского уровня производства, скорейшее внедрение резуль­ татов научных исследований, систематическое обновление продукции. Повышение роли плана в обеспечении высоко­

го научно-технического уровня и качества

продукции

возможно лишь

при условии

установления

заданий по

1

См., например,

Герике Р.

Некоторые вопросы моделиро­

вания

процесса принятия решений

при планировании

исследований

и разработок в ГДР. —В кн,: «Экономика и организация НИР». Л., Изд-во ЛДНТД, 1969.

93


этим показателям. Планирование уровня и качества про­ дукции осуществляется в ряде социалистических стран Поэтому в настоящее время назрела необходимость прак­ тически решить вопрос о включении в число планируемых показателей научно-исследовательских и опытно-конст­ рукторских работ показателя «научно-технический уро­ вень исследований и разработок», характеризующего удельный вес работ, уровень которых превышает лучшие мировые достижения.

При составлении планов технического освоения науч­ ных достижений иногда приходится учитывать объектив­ ные условия. Так, например, в ряде случаев старые мето­ ды обработки материалов обходятся дешевле, переход на новую технику часто означает коренную перестройку всего технологического процесса. Кроме того, как пока­ зывает практика, накопление научно-технических знаний заметно обгоняет возможности, которыми располагает общество для их реализации. И если учесть, что общество тратит на промышленное освоение научно-технических достижений значительные средства, то становится оче­ видным, что по мере развития науки и техники все более важной будет становиться проблема научно обоснованно­ го выбора наиболее эффективных научно-технических новшеств. Тем не менее при принятии хозяйственных ре­ шений необходимо учитывать, что именно массовое ис­ пользование достижений научно-технического прогресса, и в частности наиболее важных и перспективных изобре­ тений, позволит резко повысить эффективность общест­ венного производства.

При составлении планов технического освоения науч­ ных достижений важно принимать во внимание быстроту обновления технических решений — особенно на магист­ ральных направлениях научно-технического прогресса., использовать систему показателей, ориентирующих раз­ работчиков новой техники на превышение мирового научно-технического уровня разработок к концу планиру­ емого периода, что обеспечит получение более высокого экономического эффекта — конечной цели разработки новой техники.

1 См. Бачурин А. В. Новый подход к планированию науки и техники. — В кн.: «Планирование и стимулирование научно-техни­ ческого прогресса». М., «Экономика», 1972, с. 45.

94

Важное значение для сокращения сроков технического освоения научных достижений имеет устранение сущест­ вующего разрыва между планированием изобретательст­ ва и процессов разработки и освоения новой техники. В этих целях необходимо прежде всего составлять основан­ ные на научно-технических прогнозах сквозные народно­ хозяйственные планы для всех стадий технического освое­ ния научных достижений, особо выделяя в них техниче­ ские задачи, которые целесообразно решать на уровне изобретений. Иначе говоря, планирование изобретатель­ ской, а также патентно-лицензионной работы должно стать неотъемлемой составной частью планирования тех­ нического освоения научных достижений. При этом осво­ ение значительной части изобретений, создаваемых в порядке выполнения служебных заданий, будет осуще­ ствляться непосредственно в процессе плановой разра­ ботки.

Однако и при таком порядке планирования сохранит­ ся проблема реализации изобретений, побочных по от­ ношению к плановым разработкам, важных изобретений межотраслевого значения, а также технических решений, предлагаемых - индивидуальными изобретателями. Не­ смотря на то, что удельный вес индивидуального изобре­ тательства имеет тенденцию к снижению, результаты деятельности новаторов производства по-прежнему со­ ставляют весомый вклад в технический прогресс. Поэто­ му важно планировать и использование результатов творческой деятельности новаторов. Целесообразно ис­ пользовать изобретения (свои и заимствованные) в про­ изводстве по единому плану технического освоения науч­ ных достижений. Для этого желательно разработать про­ цедуру выделения из общей массы регистрируемых изобретений особо важных и установить четкий порядок их использования при разработке новой техники. Некото­ рые авторы предлагают, в частности, выделять в качестве особо важных следующие категории изобретений:

изобретения, определяющие пути успешного решения основных научно-технических проблем;

изобретения, открывающие новые направления в раз­ витии техники;

изобретения, приводящие к созданию новых произ­ водств, новых типов особо ценных машин, приборов, ма­ териалов, технологических процессов и лечебных средств;

95