Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3,5 млрд. руб. экономии. Расширяются масштабы патент но-лицензионпых операции.

Тем не менее состояние изобретательской и патентнолицензионной работы не отвечает в полной мере новым требованиям и условиям, порожденным научно-техниче­ ской революцией. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

По количеству поступающих национальных заявок

СССР в настоящее время вышел на первое место в мире. Так, в 1970 г. в СССР было подано свыше 110 тыс. нацио­ нальных заявок против 100 тыс. в Японии и 76 тыс. зая­ вок в США. Однако по количеству регистрируемых изоб­ ретений наша страна еще уступает ряду ведущих капи­ талистических стран. Это объясняется недостаточно высоким инженерно-техническим уровнем определенной части предлагаемых решений, а зачастую — некачествен­ ным составлением заявок. В результате значительный процент поступающих заявок отклоняется еще па стадии предварительной экспертизы по причине их неправильно­ го оформления или ввиду отсутствия в заявке предмета изобретения. Так, доля возвращенных заявок составила в 1972 г. 10%.

При пересчете числа заявок па тысячу ученых и ин­ женеров, занятых в исследованиях и разработках, паша страна еще отстает от некоторых индустриально разви­ тых стран. Недостаточно высок и показатель эффектив­ ности изобретательского труда, который можно выразить через отношение зарегистрированных изобретений к ко­ личеству поданных заявок. В 1972 г. он составил немно­ гим более 30%.

Из числа изобретений, рекомендуемых Госкомитетом министерствам и ведомствам, внедряется всего около 30%. Однако данные о количестве внедряемых изобрете­ ний еще мало о чем говорят. Значительно важнее другое обстоятельство: абсолютный рост числа регистрируемых изобретений сопровождается тенденцией к снижению среднего уровня инженерно-технической значимости и эффективности изобретений, внедряемых в народном хо­ зяйстве страны. Это проявляется в низких темпах роста суммы экономии от внедрения изобретений, в снижении средней экономии, приходящейся на одно изобретение1.

'Назаров Б. П. Изобретениям — широкую дорогу. — «Воп­ росы изобретательства», 1974, № 1.

63

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕ ДРЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ В СССР ЗА 1964—1973 гг.

 

О)

 

1.0

 

оо

 

СО

ю

ю

со

со

СО

 

СО

 

сч

 

со

 

 

 

04

 

со

 

’ф

 

со

 

 

 

 

04

 

о

 

СО

 

 

 

со

 

 

 

04

 

 

 

04

 

 

 

О

 

 

 

04

 

о?

 

 

 

со

 

 

со

о

 

СО

 

 

 

ю

сх О

 

 

сх

г( з

 

 

 

0)

 

 

ж я

 

К

 

я к

 

 

О я

äs

. 5

CU О

-

g о

СЗ н

; ю

О О

ІО *.

о си

со

со

 

я си

О '

 

№ сх я ю

U

К сожалению, действую­ щий порядок определения эффективности изобретений еще несовершенен. Он стро­ ится главным образом на оценке так называемой эко­ номии от внедрения изобре­ тения, которая не раскры­ вает всех элементов суммар­ ного эффекта изобретатель­ ства для народного хозяй­ ства страны. К тому же и размер такой экономии ис­ числяется на практике лишь по отношению к половине внедряемых изобретений. Тем не менее даже неполные сведения позволяют судить об уровне экономической эффективности изобрета­ тельства.

В табл. 2 отражена ди­ намика количества внедрен­ ных изобретений и роста эффективности от их внед­ рения по стране за 1964— 1973 гг. Сопоставление дан­ ных показывает существо­ вание прямой зависимости между количеством внед­ ренных изобретений и об­ щей суммой экономии от их внедрения. За указанный период количество ежегод­ но внедряемых изобрет 'НИЙ возросло С 10,6 ТЫС. до 39,8 тыс., а экономия от их внедрения увеличилась с 183,4 до 385,2 млн. руб. в год. Однако средняя эконо­ мия, приходящаяся на одно внедренное изобретение, за тот же период снизилась.

64


Наивысший средний уровень экономии от внедрения одного изобретения был достигнут в 1966 г. (80,7 тыс. руб.). В последующем наметилось снижение средней эко­ номии. Некоторые причины этого явления будут рассмот­ рены ниже.

Основной формой реализации изобретений является использование их в новых разработках. Однако в значи­ тельной части планировавшихся в последние годы разра­ боток использование изобретений предусмотрено не было. В 1966—1970 гг. подавляющая часть заданий по новой технике в государственных планах развития народного хозяйства (около 90%) касалась усовершенствования технологии, модернизации оборудования, механизации производства и НОТ, а задания по выпуску но­ вой продукции составляли менее 10%. В итоге, хотя чис­ ло ежегодно регистрируемых изобретений продолжает неуклонно расти, научно-технический уровень и конку­ рентоспособность некоторых создаваемых объектов тех­ ники продолжают оставаться недостаточно высокими.

Невысокие показатели научно-технического уровня определенной части объектов новой техники и длитель­ ные сроки их промышленного освоения сдерживают мас­ штабы зарубежного патентования советских изобретений и продажи па них лицензий, что также представляет со­ бой одну из важных форм их освоения. Отношение коли­ чества патентуемых за границей изобретений к числу регистрируемых в нашей стране имеет тенденцию к сни­ жению.

В табл. 3 приводятся данные о состоянии изобретатель­ ской деятельности в некоторых отраслевых министерст­ вах за 1968 г. и 1971 г. Анализ данных показывает рост числа поступающих от соответствующих министерств заявок, получаемых авторских свидетельств и зарубеж­ ных патентов, а также изобретений, внедряемых в произ­ водство этих отраслей.

Вместе с тем эти данные отражают весьма низкую полезную отдачу от изобретательства, которая была ха­ рактерна практически для всех представленных в табл. 3 министерств. Это проявлялось в заметном различии меж­ ду числом подаваемых заявок и получаемых авторских свидетельств. Еще ниже было в эти годы количество изобретений, внедряемых в производство, и особенно ко­ личество изобретений, патентуемых за рубежом. Сущест-

3—796

65

Таблица З

СОСТОЯНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ

ОТРАСЛЕВЫХ МИНИСТЕРСТВАХ ЗА 1968 г. и 1971 г.

 

Количество

Количество

Количество

Количество

 

поданных

полученных

внедренных

изобретений,

 

заявок

свитетель-

изобрете­

патентуемых

 

 

 

С ТВ

 

ний

за рубежом

Министерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ci

 

 

 

со

 

и

 

 

«5

СП1

00

 

 

to

 

 

СП

 

 

F-I

СП

о

 

Минтяжмаш...............

2721

4359 1235 1939

362

399

74

73

Минхимпром ...............

2463

3735

1126

2014

371

469

62

63

Минэлектротехпром

2521

3494

940

1466

369

342

48

69

Минчермет..................

2625

3225

603

1419

388

454

44

56

Минэнерго...................

1366

ЗОН

443

1216

118

217

27

11

Минприбор..................

2095

2766

854

1224

161

199

29

9

Минцветмет...............

1545

2661

519

1118

178

278

17

26

Минсельхозмаш ....

2049

2554

780

683

137

212

22

10

Минстапкопром . . . 1583

2309

678

1141 204

251

21

35

Минавтопром..............

1171

1615

394

483

182

216

10

17

Минстройматериалы

969

1378

404

591

64

115

19

17

МПС.............................

1075

1257

300

402

271

252

16

1

венно различался

и общий вклад того или иного

мини­

стерства в ускорение технического прогресса. Так, мас­ штабы изобретательской деятельности организаций и предприятий Минтяжмаша превышали суммарные пока­ затели трех других министерств: Мипавтопрома, Минстройматериалов и МПС.

Важной причиной отмеченных недостатков в области изобретательства и патентно-лицензионной работы сле­ дует считать недостаточное соответствие действующих форм управления процессами изобретательства, создания и освоения новой техники тем изменениям, которые произошли в сфере научно-технического прогресса.

Как уже указывалось, изобретательство все в большей степени сливается с процессом создания новых объектов техники. Однако приведенные данные свидетельствуют об определенном разрыве между размахом творческой активности изобретателей и реализацией результатов их работы, а также между изобретательством, процессом создания новой техники и патентно-лицензионными

66


операциями. Эти взаимосвязанные процессы регу­ лируются в отдельных случаях с использованием само­ стоятельных, не всегда согласованных планово-экономи­ ческих и организационно-правовых мероприятий. Это, в частности, проявляется в том, что до последнего времени существовали раздельные планы создания и внедрения изобретений, разработки и освоения новой техники, па­ тентно-лицензионных операций; самостоятельные сред­ ства экономического стимулирования, материального поощрения и организационно-правового регулирования этих видов деятельности; недостаточно согласованные критерии при экспертизе изобретений, оценке научно-тех­ нического уровня новых разработок, аттестации качества промышленной продукции, оценке эффективности патент­

но-лицензионных операций и т. д.

Важнейшим средством управления в условиях социа­ листической системы хозяйства является централизован­ ное планирование. Однако при централизованном плани­ ровании всех процессов, протекающих в комплексе «нау­ ка— техника—производство», нередко мало внимания уделяется непрерывности и эффективности технического освоения пау’піых достижений. Допускаемый зачастую при планировании разрыв между стадиями воплощения научных идей в технические решения (изобретения), раз­ работки и освоения новой техники значительно сокраща­ ет число практически реализуемых новшеств.

Казалось бы, ликвидации такого разрыва должны способствовать формы планирования изобретательства Однако традиционно они направлены главным образом па регулирование инициативного технического творче­ ства, па упорядочение индивидуальной изобретатель­ ской и рационализаторской работы. Согласно существу­ ющему положению значительная часть заданий темника должна затем отражаться в планах новой техники организаций и предприятий в виде планирования реали­ зации ожидаемых технических решений. Практически планирование изобретательства п рационализации осу­ ществлялось до последнего времени в некотором от­ рыве от планирования научно-технического прогресса в целом. В результате планирование изобретательства и рационализации, будучи в принципе полезным и нужным, не оказывало должного воздействия на научно-техниче­ ский уровень разработок.

3’

67

Ввиду отсутствия должного контроля за научно-тех­ ническим уровнем новых разработок организации, заня­ тые созданием технических объектов, не ориентируются в процессе составления и реализации планов новой тех­ ники на превышение лучших мировых достижений, мало заинтересованы в использовании эффективных изобрете­ ний. В свою очередь, массовое творчество недостаточно последовательно увязывается с решением главных народ­ нохозяйственных задач. Раздельное существование в ми­ нистерствах и на предприятиях обособленных планов новой техники и планов внедрения изобретений справед­ ливо расценивают в последнее время как одно из прояв­ лений неоправданного параллелизма в организации про­ цесса создания принципиально повой техники.

Планирование научно-технического прогресса должно подкрепляться соответствующими капиталовложениями, которые еще не в достаточной степени способствуют уско­ рению темпов технического освоения научных достиже­ ний. Значительная доля средств еще идет на развитие традиционных капиталоемких отраслей промышленности, на восстановление старой техники и т. п. Тем самым сдерживается рост потребностей производства в совре­ менной технике, которые являются мощным стимулом дальнейшего развития исследований и разработок.

Финансирование новой техники производится из цен­ трализованных фондов министерств, которые образуются за счет 3%-ных отчислений от плановой себестоимости продукции. Эти фонды не всегда восполняют все затра­ ты на освоение новой продукции. В результате часто в убытке оказываются именно передовые предприятия, ко­ торым приходится возмещать основную долю расходов по новой технике.

Существующая система управления изобретательской и патентио-лицепзиоппой работой располагает недоста­ точно действенными рычагами стимулирования процессов создания высокоэффективных изобретений, их использо­ вания в народном хозяйстве страны и за рубежом. Не обеспечиваются привилегированные условия организаци­ ям, которые первыми осваивают изобретения в процессе создания новой техники; не решены многие вопросы об­ мена опытом и содействия в разработке и использовании изобретений; редко применяются экономические санкции за разработку низкоэффективной техники.

68


Вследствие этого наметилась отрицательная тенден­ ция внедрять наименее сложные изобретения, не требую­ щие больших затрат, простые в освоении и быстроокупа­ емые. Одна из причин подобного положения — действую­ щая система определения эффективности внедряемых новшеств, согласно которой в планы новой техники вклю­ чаются преимущественно те объекты, которые обеспечивают превышение среднегодовой прибыли и меньший срок окупаемости первоначальных затрат. Не удивительно, что при этом оказываются обойденными от­ дельные наиболее эффективные и перспективные изобре­ тения. Средства, выделяемые из отраслевых фондов освоения новой техники, часто не соответствуют потребно­ стям предприятий в затратах на эти цели, так как нет научно обоснованных нормативов общественно необходи­ мых затрат на освоение производства новой продукции.

Нуждаются в совершенствовании процедура образо­ вания и использования отраслевых фондов премирования за создание и освоение новой техники и организация поощрения изобретательства. Связанные с материальным поощрением расходы, и прежде всего суммы авторского вознаграждения, на хозрасчетных предприятиях относи­ лись до последнего времени на основное производство, т. е. включались в себестоимость продукции. Таким обра­ зом, возникло искусственное противоречие между поощ­ рением изобретательства и рационализации и экономиче­ скими интересами предприятий. Общий уровень выплат по шкале премий по повой технике значительно выше, чем вознаграждения изобретателей и рационализато­ ров ’. В итоге в более выгодном положении нередко ока­ зываются авторы малозначительных технических предло­ жений. Изобретатели же, которые занимаются одним из важнейших видов творчества, связанные с созданием пе­ редовой техники, во многих случаях не получают всего полагающегося нм вознаграждения, поскольку установ­ ленная система его выплаты пока еще чрезмерно сложна и несовершенна.

Недостатки экономического стимулирования и мате­

риального поощрения

во многом объясняются затянув-

1 См. Захаров В.,

Медведев В., Яшенькин II. Не­

которые проблемы стимулирования технического прогресса. ~ «Ком­ мунист», 1972, № 4,

69

шейся разработкой общепринятой методики оценки эф­ фективности деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций и предприятий, а также эффективности новой техники. Во многих случаях оценка деятельности организаций все еще сводится к обсуждению годовых отчетов или провер­ ке Финансовой деятельности.

В стране до последнего времени действовали три общесоюзные методики определения эффективности раз­ рабатываемой техники: методика Госплана СССР, мето­ дика Государственного комитета Совета Министров

СССР по пауке и технике и методика подсчета экономии от внедрения изобретений и рационализаторских предло­ жений. Кроме того, существует ряд отраслевых методик аналогичного назначения. Между этими методиками нет должной взаимосвязи.

Оценка эффективности новой техники непосредствен­ но связана с определением научно-технического уровня разработок и качества новой продукции. Однако не всег­ да соблюдается единый порядок определения научнотехнического уровня и не в полной мере обеспечивается должная преемственность между экспертизой изобрете­ ний, оценкой такого уровня и аттестацией качества новой продукции. Это позволяет некоторым организациям про­ являть ведомственный подход, субъективизм, стремление подменять объективные результаты самооценкой. Патен­ тная экспертиза проводится преимущественно по фор­ мальным признакам мировой новизны без должной оцен­ ки научной содержательности, инженерно-технической значимости и предполагаемой эффективности изобрете­ ний. С другой стороны, аттестация качества не всегда проводится с ориентацией па мировой уровень техники.

Разработка теоретических и прикладных проблем изобретательского и патентного права ие в полной мере отвечает требованиям практики. Существующие нормы изобретательского права и определяемые ими плановоэкономические и организационные мероприятия, призван­ ные регулировать процессы изобретательства, нередко отстают от темпов научно-технического прогресса. Раз­ мах движения новаторов производства в определенной степени сдерживается недостаточно широкими рамками технических решений, квалифицируемых в соответствии с действующими нормативными, актами как изобретения

70