Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Следовательно, ограничиться рамками традиционно понимаемых изобретательства и рационализации — зна чит остаться в стороне от магистрального пути научнотехнического прогресса, не воспользоваться возможностя ми, которые открывает современное изобретательство, развивающееся на научной основе и являющееся одним из важнейших факторов обеспечения высокого научнотехнического уровня новых разработок; а это отрицатель но скажется на деятельности, направленной на выполне ние указанной выше важнейшей задачи единой государст венной технической политики.
Второй этап предполагает создание переходной систе мы— от существующей системы управления изобрета тельской и патентно-лицензионной работой к будущей общегосударственной системе управления техническим освоением научных достижений. Построение переходной системы связано прежде всего с качественным преобразо ванием объекта управления.
Традиционным важнейшим объектом существующей системы управления является изобретательство как некая сумма творческих процессов, связанных с созданием и использованием тех частных технических решений, пред мет которых может быть признан изобретением согласно действующим нормам изобретательского права. Качест венное преобразование объекта управления переходной системы состоит в том, что изобретательство рассматрива ется не как совокупность обособленных процессов созда ния и внедрения изобретений, а как некая стадия вопло щения научных идей в технические решения в планомер ном процессе разработки новой техники, как средство обеспечения высокого научно-технического уровня разра боток путем осуществления их на основе научных идей, воплощенных в эффективные технические решения.
Цель качественного преобразования объекта управле ния — перекинуть мост из сферы нынешнего изобрета тельства в сферу планомерного создания и освоения прин ципиально новой техники, с тем чтобы воздействовать че рез изобретательство на научно-технический уровень новых разработок. Выполнение этой задачи потребует существенной перестройки действующей системы государ ственного руководства изобретательством, переосмысле ния многих правовых категорий. Прежде всего потребует ся значительно расширить круг охраноспособных объектов
80
с охватом творческои деятельности во всех основных на учно-технических областях и вместе с тем дифференци ровать регистрируемые технические решения в зависимо сти от их научной содержательности и творческого уров ня; ввести, с одной стороны, обязательную качественную оценку инженерно-технической значимости и предполагае мой эффективности решений в зависимости от степени их воздействия на главные свойства разрабатываемого тех нического объекта, а с другой — оценивать законченный объект с учетом научной содержательности и эффектив ности входящих в него частных решений.
Осуществление этих мероприятий потребует изменения порядка проведения экспертизы изобретении и ее сближе ния с оценкой научно-технического уровня разработок; поставит ряд новых задач перед информационными служ бами Государственного комитета Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий, и в частности за дачу совокупного использования различных (а не только патентных) источников информации, без которых не возможно оценивать уровень техники; потребует сущест венного расширения программы обучения в учебных заве дениях Госкомитета с учетом рассмотрения вопросов уп равления научно-техническим уровнем разработок и т. д.
Создаваемая на втором этапе переходная система уп равления должна быть ориентирована на достижение трех главных целей: во-первых, на обеспечение высокого научно-технического уровня плановых разработок; вовторых, на повышение эффективности массового техниче ского творчества и, в-третьих, на повышение эффективно сти патентно-лицензионных операций. Достижение этих целей предполагает соответственно стимулирование: воплощения научных идей в эффективные технические решения в процессе создания новой техники; широкого размаха и более высокой научной содержательности мас сового творчества, сближения его с процессом планомер ного создания новой техники; конкурентоспособных раз работок, обеспечивающих нашей стране более выгодные позиции на мировом рынке, и рационального использова ния зарубежного научно-технического опыта.
Мероприятия второго этапа, связанные с созданием переходной системы управления, должны, по нашему мне нию, составить основное содержание деятельности по построению системы управления техническим освоением
81
научных достижении в предстоящий период. Рассмотрим более подробно главные направления этой деятельности.
Одной из важнейших особенностей научно-техническо го прогресса является рост качества и конкурентоспособ ности промышленной продукции. В связи с этим принци пиальное значение приобретает проблема обеспечения высокого научно-технического уровня новых разработок. В основе качества, рассматриваемого не утилитарно, а с позиций научно-технического прогресса, лежат новые ма териалы, более совершенные орудия труда и технологиче ские процессы, новые промышленные модели, в которых достигается единство высоких технических и эстетических достоинств.
Среди важнейших средств повышения научно-техниче ского уровня особое место должно занять создание систе мы управления научно-техническим уровнем новых раз работок, т. е. стройной, последовательной системы мер, охватывающей все стадии создания и освоения новой тех ники. Основными элементами системы управления науч но-техническим уровнем разработок следует считать: пла нирование уровня техники с ориентацией на превышение лучших мировых достижений; стимулирование превыше ния существующего научно-технического уровня; госу дарственный контроль за научно-техническим уровнем но вых разработок; организацию ускоренной разработки и освоения технических объектов, превосходящих лучшие мировые достижения.
Создание системы управления научно-техническим уровнем новых разработок может осуществляться сов местными усилиями Госплана СССР, Госкомитета по нау ке и технике, Академии наук СССР, Госкомитета по де лам изобретений и открытий, Госстандарта СССР, а также отраслевых министерств и ведомств. При этом дея тельность Госкомитета по делам изобретений и открытий было бы целесообразно в первую очередь направить на организацию и осуществление государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок.
Указывая на необходимость последовательного осуще ствления единой государственной технической политики, А. Н. Косыгин отмечал: «Использование в производстве передовых научно-технических решений может быть обес печено специальной системой государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок, за хо-
82
ДОМ создания ноной техники, начиная с планирования исследований и разработок и кончая организацией серий ного производства новой продукции на предприятиях. Особая роль здесь должна принадлежать Государствен ному комитету Совета Министров СССР по науке и техни ке и Комитету по делам изобретений и открытий при Со вете Министров СССР»1.
Построение системы государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок предпола гает определение существа оценки научно-технического уровня, ее места и роли в общей системе вневедомствен ной экспертизы, связей создаваемой системы с действую щими звеньями экспертизы изобретений и аттестации ка чества продукции, а также возможных изменений в этих звеньях при создании единой системы вневедомственной экспертизы.
Оценка научно-технического уровня новых разработок представляет собой определение степени превышения оцениваемым объектом научно-технических и технико экономических показателей лучших образцов техники ана логичного назначения. Определение уровня техники — од но из важнейших звеньев в системе вневедомственной экспертизы новой техники, которую можно определить как систему государственной оценки результатов техни ческого освоения научных достижений, использующую совокупность взаимосогласованных объективных критери ев экспертизы изобретений, оценки научно-технического уровня новых разработок и аттестации качества промыш ленной продукции. Иначе говоря, система вневедомствен ной экспертизы представляется нам как непрерывный процесс, направленный па обеспечение высокого научнотехнического уровня разработок, а также качества новой техники, передаваемой в серийное производство. Взаимо связь оценки уровня техники с другими названными эле ментами вневедомственной экспертизы проявляется в том, что ее необходимо проводить на основе экспертизы изо бретений и затем использовать результаты оценки уровня при аттестации качества промышленной продукции.
Становление системы государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок будет со-
'Косыгин А. Н. Социально-экономическое развитие совет ского многонационального государства. — «Коммунист», 11972, № 17, с. 38.
83
провождаться дальнейшим развитием действующих звеньев вневедомственной экспертизы, и в частности го сударственной экспертизы изобретений.
Выдвижение на передний план задачи повышения на учно-технического уровня плановых разработок ни в коей мере не умаляет значения массового технического творче ства, развивающегося па инициативных началах. Ускоре ние научно-технического прогресса прямо связано со все мерным расширением творческой инициативы масс, с еще большим размахом социалистического соревнования за более эффективное использование научно-технических достижений в общественном производстве.
Массовое техническое творчество, проявляющееся в шициативиом создании и использовании изобретений и іационализаторских предложений, имеет большое эконоіическое и социальное значение. В условиях социалистиеского общества эта деятельность превратилась в эффекивное средство вовлечения широких трудящихся масс в ,ело дальнейшего развития общественного производства,
i Массовое изобретательство и рационализация не только приносят стране миллиарды рублей ежегодной экономии, но и приобщают трудящихся к техническому творчеству,
влению производством.
Организация массового технического творчества осу ществляется совместными усилиями государственных и общественных организаций. Важную роль в этом деле играют, в частности, Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, Всесоюзный совет научно-техничес ких обществ и профессиональные союзы.
Деятельность Государственного комитета Совета Ми нистров СССР по делам изобретений и открытий было бы целесообразно в первую очередь сосредоточить на разра ботке системы мер, способствующих повышению эффек тивности массового технического творчества. К ним преж де всего относятся меры, призванные направить творче скую активность трудящихся па решение важнейших производственных задач.
Определение основных направлений массового твор чества трудящихся должно проводиться в соответствии с главными задачами государственного плана развития народного хозяйства.
В целях обеспечения размаха массового технического творчества разрабатываемая система мер должна охва-
84
тить как можно более широкий круг предложений, на правленных на совершенствование производства. Эти предложения могут различаться как по характеру дости гаемого эффекта (совершенствование техники, техноло гии, организации труда; повышение производительности труда; экономия топлива, энергии, сырья и материалов, дальнейшее повышение технического уровня н качества продукции и т. д.), так и по уровню и характеру проявлен ного при этом творчества (изобретения, разнообразные рационализаторские предложения, полезные модели, про мышленные образцы, товарные знаки и т. д.).
Расширение масштабов творчества должно сопровож даться повышением его научной содержательности, что может быть, в частности, достигнуто путем информацион ного обеспечения технического творчества, а также более совершенной оценки получаемых результатов, увязанной с системой выплаты вознаграждений.
Наконец, одной из важнейших задач при повышении эффективности массового технического творчества явля ется содействие использованию полученных при этом ре зультатов. Эта задача должна решаться посредством реа лизации комплекса экономических, организационно-пра вовых и других мероприятий.
Вусловиях современного международного разделения}/ труда решение внутригосударственных задач научно-тех-; нического прогресса тесно связано с программой развития/ внешнеэкономических связей, и в частности — междуна* родного научно-технического сотрудничества.
Впостановлении апрельского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС указывается, что активная, инициативная между народная политика КПСС, опирающаяся на могучую си лу и авторитет Советского государства, на поддержку все го народа, способствует позитивным сдвигам в мировой обстановке. Значительно укрепились позиции братских стран социализма и их единство, возросло влияние их со гласованной политики на ход международных событий, широкое признание получили принципы мирного сосуще ствования в качестве нормы отношений государств с раз личным социальным строем. Активизация внешнеэконоческих связей СССР с этими странами, использование новых возможностей на этом пути будут способствовать упрочению мира и отвечают интересам нашего народа.
Вэтом плане приобретает принципиальное значение раз-
85
витне сотрудничества в области экономики, торговли, нау ки, техники, культуры II т. п.
Выгодные позиции отечественной продукции на меж дународном рынке во многом обеспечиваются высоким научно-техническим уровнем новых разработок и опера тивностью их промышленного освоения. Однако для обес печения высокого уровня h конкурентоспособности отече ственной продукции необходимо наряду с собственными разработками использовать различные формы междуна родного научно-технического сотрудничества: обмен на учно-техническими достижениями, координацию исследо ваний и разработок, совместные научно-исследователь ские и опытно-конструкторские работы и т. д. По мере расширения масштабов внешнеэкономических и научнотехнических связей СССР со странами — членами СЭВ, а также с ведущими фирмами других зарубежных стран будет, естественно, возрастать и роль патентно-лицензи онных операций: защиты наших изобретений зарубежны ми патентами, продажи и покупки лицензий.
Анализ современного состояния международного на учно-технического сотрудничества подсказывает необхо димость разработки специальной программы обмена на учно-техническими достижениями, сопровождающегося патентно-лицензионными операциями, и создания меха низма, способствующего реализации этой программы.
Программа обмена научно-техническими достижения ми— часть общей программы развития внешнеэкономи ческих связей СССР и Комплексной программы социали стической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Патентно-лицензионная часть программы призвана способствовать, во-первых, реализации советских изобре тений и созданной на их основе продукции за рубежом, увеличению валютных поступлений от продаж лицензий и, во-вторых, более эффективному использованию зару бежного научно-технического опыта путем расширения покупки иностранных лицензий. При этом патентно-ли цензионные операции должны рассматриваться как обя зательный элемент единой технической политики страны, как одна из важных форм ускорения технического освое- « ния отечественных, а также зарубежных научных дости жений.
Механизм реализации программы международного обмена научно-техническими достижениями может в
86
дальнейшем оформиться в особую подсистему в рамках общегосударственной системы управления техническим освоением научных достижений.
Разработка и реализация программы международного обмена научно-техническими достижениями могут осу ществляться совместными усилиями Госплана СССР,
Госкомитета по науке и технике, Министерства внешней торговли, Госкомитета по внешним экономическим связям, Академии паук СССР и Госкомитета по делам изобрете ний и открытий.
Участие Государственного комитета Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий в разработке и осуществлении этой программы было бы целесообразно направить в первую очередь на повышение эффективности патентно-лицензионных операций. Решение этой задачи предполагает прежде всего подготовку рекомендаций по основным направлениям патентно-лицензионных опера ций. Такие рекомендации должны основываться на госу дарственной оценке научно-технического уровня осущест вляемых в стране разработок и анализе мировой конъюнк турно-экономической ситуации в области создания повой техники. На этой основе может быть принято одно из двух альтернативных решений:
проведение разработки собственными силами, ее про мышленное освоение, охрана содержащихся в ней реше ний за рубежом, экспорт готовой продукции или продажа лицензий;
использование зарубежных научно-технических дости жений.
Важнейшими организационными задачами при реали зации этой программы должны стать укрепление центра лизованного планового руководства патентно-лицензион ными операциями, а также разработка и осуществление мероприятий по развитию инициативы и повышению от ветственности отраслевых министерств и подведомствен ных им организаций в деле обмена научно-техническими достижениями.
Итогами деятельности по перестройке системы управ ления изобретательской и патентно-лицензионной работой в соответствии с охарактеризованными тремя направле ниями явится, таким образом, во-первых, повышение на учно-технического уровня и конкурентоспособности новых плановых разработок; во-вторых, целенаправленное раз-
S7