Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, ограничиться рамками традиционно понимаемых изобретательства и рационализации — зна­ чит остаться в стороне от магистрального пути научнотехнического прогресса, не воспользоваться возможностя­ ми, которые открывает современное изобретательство, развивающееся на научной основе и являющееся одним из важнейших факторов обеспечения высокого научнотехнического уровня новых разработок; а это отрицатель­ но скажется на деятельности, направленной на выполне­ ние указанной выше важнейшей задачи единой государст­ венной технической политики.

Второй этап предполагает создание переходной систе­ мы— от существующей системы управления изобрета­ тельской и патентно-лицензионной работой к будущей общегосударственной системе управления техническим освоением научных достижений. Построение переходной системы связано прежде всего с качественным преобразо­ ванием объекта управления.

Традиционным важнейшим объектом существующей системы управления является изобретательство как некая сумма творческих процессов, связанных с созданием и использованием тех частных технических решений, пред­ мет которых может быть признан изобретением согласно действующим нормам изобретательского права. Качест­ венное преобразование объекта управления переходной системы состоит в том, что изобретательство рассматрива­ ется не как совокупность обособленных процессов созда­ ния и внедрения изобретений, а как некая стадия вопло­ щения научных идей в технические решения в планомер­ ном процессе разработки новой техники, как средство обеспечения высокого научно-технического уровня разра­ боток путем осуществления их на основе научных идей, воплощенных в эффективные технические решения.

Цель качественного преобразования объекта управле­ ния — перекинуть мост из сферы нынешнего изобрета­ тельства в сферу планомерного создания и освоения прин­ ципиально новой техники, с тем чтобы воздействовать че­ рез изобретательство на научно-технический уровень новых разработок. Выполнение этой задачи потребует существенной перестройки действующей системы государ­ ственного руководства изобретательством, переосмысле­ ния многих правовых категорий. Прежде всего потребует­ ся значительно расширить круг охраноспособных объектов

80


с охватом творческои деятельности во всех основных на­ учно-технических областях и вместе с тем дифференци­ ровать регистрируемые технические решения в зависимо­ сти от их научной содержательности и творческого уров­ ня; ввести, с одной стороны, обязательную качественную оценку инженерно-технической значимости и предполагае­ мой эффективности решений в зависимости от степени их воздействия на главные свойства разрабатываемого тех­ нического объекта, а с другой — оценивать законченный объект с учетом научной содержательности и эффектив­ ности входящих в него частных решений.

Осуществление этих мероприятий потребует изменения порядка проведения экспертизы изобретении и ее сближе­ ния с оценкой научно-технического уровня разработок; поставит ряд новых задач перед информационными служ­ бами Государственного комитета Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий, и в частности за­ дачу совокупного использования различных (а не только патентных) источников информации, без которых не­ возможно оценивать уровень техники; потребует сущест­ венного расширения программы обучения в учебных заве­ дениях Госкомитета с учетом рассмотрения вопросов уп­ равления научно-техническим уровнем разработок и т. д.

Создаваемая на втором этапе переходная система уп­ равления должна быть ориентирована на достижение трех главных целей: во-первых, на обеспечение высокого научно-технического уровня плановых разработок; вовторых, на повышение эффективности массового техниче­ ского творчества и, в-третьих, на повышение эффективно­ сти патентно-лицензионных операций. Достижение этих целей предполагает соответственно стимулирование: воплощения научных идей в эффективные технические решения в процессе создания новой техники; широкого размаха и более высокой научной содержательности мас­ сового творчества, сближения его с процессом планомер­ ного создания новой техники; конкурентоспособных раз­ работок, обеспечивающих нашей стране более выгодные позиции на мировом рынке, и рационального использова­ ния зарубежного научно-технического опыта.

Мероприятия второго этапа, связанные с созданием переходной системы управления, должны, по нашему мне­ нию, составить основное содержание деятельности по построению системы управления техническим освоением

81


научных достижении в предстоящий период. Рассмотрим более подробно главные направления этой деятельности.

Одной из важнейших особенностей научно-техническо­ го прогресса является рост качества и конкурентоспособ­ ности промышленной продукции. В связи с этим принци­ пиальное значение приобретает проблема обеспечения высокого научно-технического уровня новых разработок. В основе качества, рассматриваемого не утилитарно, а с позиций научно-технического прогресса, лежат новые ма­ териалы, более совершенные орудия труда и технологиче­ ские процессы, новые промышленные модели, в которых достигается единство высоких технических и эстетических достоинств.

Среди важнейших средств повышения научно-техниче­ ского уровня особое место должно занять создание систе­ мы управления научно-техническим уровнем новых раз­ работок, т. е. стройной, последовательной системы мер, охватывающей все стадии создания и освоения новой тех­ ники. Основными элементами системы управления науч­ но-техническим уровнем разработок следует считать: пла­ нирование уровня техники с ориентацией на превышение лучших мировых достижений; стимулирование превыше­ ния существующего научно-технического уровня; госу­ дарственный контроль за научно-техническим уровнем но­ вых разработок; организацию ускоренной разработки и освоения технических объектов, превосходящих лучшие мировые достижения.

Создание системы управления научно-техническим уровнем новых разработок может осуществляться сов­ местными усилиями Госплана СССР, Госкомитета по нау­ ке и технике, Академии наук СССР, Госкомитета по де­ лам изобретений и открытий, Госстандарта СССР, а также отраслевых министерств и ведомств. При этом дея­ тельность Госкомитета по делам изобретений и открытий было бы целесообразно в первую очередь направить на организацию и осуществление государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок.

Указывая на необходимость последовательного осуще­ ствления единой государственной технической политики, А. Н. Косыгин отмечал: «Использование в производстве передовых научно-технических решений может быть обес­ печено специальной системой государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок, за хо-

82

ДОМ создания ноной техники, начиная с планирования исследований и разработок и кончая организацией серий­ ного производства новой продукции на предприятиях. Особая роль здесь должна принадлежать Государствен­ ному комитету Совета Министров СССР по науке и техни­ ке и Комитету по делам изобретений и открытий при Со­ вете Министров СССР»1.

Построение системы государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок предпола­ гает определение существа оценки научно-технического уровня, ее места и роли в общей системе вневедомствен­ ной экспертизы, связей создаваемой системы с действую­ щими звеньями экспертизы изобретений и аттестации ка­ чества продукции, а также возможных изменений в этих звеньях при создании единой системы вневедомственной экспертизы.

Оценка научно-технического уровня новых разработок представляет собой определение степени превышения оцениваемым объектом научно-технических и технико­ экономических показателей лучших образцов техники ана­ логичного назначения. Определение уровня техники — од­ но из важнейших звеньев в системе вневедомственной экспертизы новой техники, которую можно определить как систему государственной оценки результатов техни­ ческого освоения научных достижений, использующую совокупность взаимосогласованных объективных критери­ ев экспертизы изобретений, оценки научно-технического уровня новых разработок и аттестации качества промыш­ ленной продукции. Иначе говоря, система вневедомствен­ ной экспертизы представляется нам как непрерывный процесс, направленный па обеспечение высокого научнотехнического уровня разработок, а также качества новой техники, передаваемой в серийное производство. Взаимо­ связь оценки уровня техники с другими названными эле­ ментами вневедомственной экспертизы проявляется в том, что ее необходимо проводить на основе экспертизы изо­ бретений и затем использовать результаты оценки уровня при аттестации качества промышленной продукции.

Становление системы государственного контроля за научно-техническим уровнем новых разработок будет со-

'Косыгин А. Н. Социально-экономическое развитие совет­ ского многонационального государства. — «Коммунист», 11972, № 17, с. 38.

83


провождаться дальнейшим развитием действующих звеньев вневедомственной экспертизы, и в частности го­ сударственной экспертизы изобретений.

Выдвижение на передний план задачи повышения на­ учно-технического уровня плановых разработок ни в коей мере не умаляет значения массового технического творче­ ства, развивающегося па инициативных началах. Ускоре­ ние научно-технического прогресса прямо связано со все­ мерным расширением творческой инициативы масс, с еще большим размахом социалистического соревнования за более эффективное использование научно-технических достижений в общественном производстве.

Массовое техническое творчество, проявляющееся в шициативиом создании и использовании изобретений и іационализаторских предложений, имеет большое эконоіическое и социальное значение. В условиях социалистиеского общества эта деятельность превратилась в эффекивное средство вовлечения широких трудящихся масс в ,ело дальнейшего развития общественного производства,

i Массовое изобретательство и рационализация не только приносят стране миллиарды рублей ежегодной экономии, но и приобщают трудящихся к техническому творчеству,

влению производством.

Организация массового технического творчества осу­ ществляется совместными усилиями государственных и общественных организаций. Важную роль в этом деле играют, в частности, Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, Всесоюзный совет научно-техничес­ ких обществ и профессиональные союзы.

Деятельность Государственного комитета Совета Ми­ нистров СССР по делам изобретений и открытий было бы целесообразно в первую очередь сосредоточить на разра­ ботке системы мер, способствующих повышению эффек­ тивности массового технического творчества. К ним преж­ де всего относятся меры, призванные направить творче­ скую активность трудящихся па решение важнейших производственных задач.

Определение основных направлений массового твор­ чества трудящихся должно проводиться в соответствии с главными задачами государственного плана развития народного хозяйства.

В целях обеспечения размаха массового технического творчества разрабатываемая система мер должна охва-

84

тить как можно более широкий круг предложений, на­ правленных на совершенствование производства. Эти предложения могут различаться как по характеру дости­ гаемого эффекта (совершенствование техники, техноло­ гии, организации труда; повышение производительности труда; экономия топлива, энергии, сырья и материалов, дальнейшее повышение технического уровня н качества продукции и т. д.), так и по уровню и характеру проявлен­ ного при этом творчества (изобретения, разнообразные рационализаторские предложения, полезные модели, про­ мышленные образцы, товарные знаки и т. д.).

Расширение масштабов творчества должно сопровож­ даться повышением его научной содержательности, что может быть, в частности, достигнуто путем информацион­ ного обеспечения технического творчества, а также более совершенной оценки получаемых результатов, увязанной с системой выплаты вознаграждений.

Наконец, одной из важнейших задач при повышении эффективности массового технического творчества явля­ ется содействие использованию полученных при этом ре­ зультатов. Эта задача должна решаться посредством реа­ лизации комплекса экономических, организационно-пра­ вовых и других мероприятий.

Вусловиях современного международного разделения}/ труда решение внутригосударственных задач научно-тех-; нического прогресса тесно связано с программой развития/ внешнеэкономических связей, и в частности — междуна* родного научно-технического сотрудничества.

Впостановлении апрельского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС указывается, что активная, инициативная между­ народная политика КПСС, опирающаяся на могучую си­ лу и авторитет Советского государства, на поддержку все­ го народа, способствует позитивным сдвигам в мировой обстановке. Значительно укрепились позиции братских стран социализма и их единство, возросло влияние их со­ гласованной политики на ход международных событий, широкое признание получили принципы мирного сосуще­ ствования в качестве нормы отношений государств с раз­ личным социальным строем. Активизация внешнеэконоческих связей СССР с этими странами, использование новых возможностей на этом пути будут способствовать упрочению мира и отвечают интересам нашего народа.

Вэтом плане приобретает принципиальное значение раз-

85


витне сотрудничества в области экономики, торговли, нау­ ки, техники, культуры II т. п.

Выгодные позиции отечественной продукции на меж­ дународном рынке во многом обеспечиваются высоким научно-техническим уровнем новых разработок и опера­ тивностью их промышленного освоения. Однако для обес­ печения высокого уровня h конкурентоспособности отече­ ственной продукции необходимо наряду с собственными разработками использовать различные формы междуна­ родного научно-технического сотрудничества: обмен на­ учно-техническими достижениями, координацию исследо­ ваний и разработок, совместные научно-исследователь­ ские и опытно-конструкторские работы и т. д. По мере расширения масштабов внешнеэкономических и научнотехнических связей СССР со странами — членами СЭВ, а также с ведущими фирмами других зарубежных стран будет, естественно, возрастать и роль патентно-лицензи­ онных операций: защиты наших изобретений зарубежны­ ми патентами, продажи и покупки лицензий.

Анализ современного состояния международного на­ учно-технического сотрудничества подсказывает необхо­ димость разработки специальной программы обмена на­ учно-техническими достижениями, сопровождающегося патентно-лицензионными операциями, и создания меха­ низма, способствующего реализации этой программы.

Программа обмена научно-техническими достижения­ ми— часть общей программы развития внешнеэкономи­ ческих связей СССР и Комплексной программы социали­ стической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Патентно-лицензионная часть программы призвана способствовать, во-первых, реализации советских изобре­ тений и созданной на их основе продукции за рубежом, увеличению валютных поступлений от продаж лицензий и, во-вторых, более эффективному использованию зару­ бежного научно-технического опыта путем расширения покупки иностранных лицензий. При этом патентно-ли­ цензионные операции должны рассматриваться как обя­ зательный элемент единой технической политики страны, как одна из важных форм ускорения технического освое- « ния отечественных, а также зарубежных научных дости­ жений.

Механизм реализации программы международного обмена научно-техническими достижениями может в

86

дальнейшем оформиться в особую подсистему в рамках общегосударственной системы управления техническим освоением научных достижений.

Разработка и реализация программы международного обмена научно-техническими достижениями могут осу­ ществляться совместными усилиями Госплана СССР,

Госкомитета по науке и технике, Министерства внешней торговли, Госкомитета по внешним экономическим связям, Академии паук СССР и Госкомитета по делам изобрете­ ний и открытий.

Участие Государственного комитета Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий в разработке и осуществлении этой программы было бы целесообразно направить в первую очередь на повышение эффективности патентно-лицензионных операций. Решение этой задачи предполагает прежде всего подготовку рекомендаций по основным направлениям патентно-лицензионных опера­ ций. Такие рекомендации должны основываться на госу­ дарственной оценке научно-технического уровня осущест­ вляемых в стране разработок и анализе мировой конъюнк­ турно-экономической ситуации в области создания повой техники. На этой основе может быть принято одно из двух альтернативных решений:

проведение разработки собственными силами, ее про­ мышленное освоение, охрана содержащихся в ней реше­ ний за рубежом, экспорт готовой продукции или продажа лицензий;

использование зарубежных научно-технических дости­ жений.

Важнейшими организационными задачами при реали­ зации этой программы должны стать укрепление центра­ лизованного планового руководства патентно-лицензион­ ными операциями, а также разработка и осуществление мероприятий по развитию инициативы и повышению от­ ветственности отраслевых министерств и подведомствен­ ных им организаций в деле обмена научно-техническими достижениями.

Итогами деятельности по перестройке системы управ­ ления изобретательской и патентно-лицензионной работой в соответствии с охарактеризованными тремя направле­ ниями явится, таким образом, во-первых, повышение на­ учно-технического уровня и конкурентоспособности новых плановых разработок; во-вторых, целенаправленное раз-

S7