Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
изобретения межотраслевого характера, дающие осо бо значительный экономический эффект народному хо зяйству Г
Государственный комитет Совета Министров СССР
по делам изобретений и открытий ежегодно составляет перечни важных изобретений для включения их в народ нохозяйственный план следующего года. Было бы целе сообразно указывать в этом перечне: а) изобретения, рекомендуемые для реализации в отдельных министер ствах (в этом случае министерство выдавало бы подве домственной организации заказ-наряд на весь комплекс работ, необходимых для реализации изобретения); б) изобретения, реализация которых требует участия раз личных министерств и ведомств (в этом случае следова ло бы вменить в обязанность Госкомитета разработку комплексной программы по реализации изобретений).
Таким образом, наряду с осуществляемым тематиче ским планированием изобретательства необходимо опре делить содержание, порядок и сроки планирования раз работки и освоения новой техники, создаваемой на основе или с использованием изобретений. При этом темати ческое планирование массового технического творчества должно быть более тесно увязано с соответствующими разделами народнохозяйственных планов. Такая увязка может быть, в частности, обеспечена посредством состав ления встречных творческих планов и их своевременного материально-технического обеспечения.
Некоторые вопросы организации использования изо бретений в разработках отражены на рис. 2.
На XXIV съезде КПСС подчеркивалась важность разработки долговременных программ и увязки их с об щими планами экономического развития страны. В сфере технического освоения научных достижений это пре жде всего имеет отношение к планированию межотрас левых комплексных научно-технических программ созда ния и освоения объектов новой техники. Управление реа
лизацией таких |
программ |
необходимо |
осуществлять |
|
в соответствии с программно-целевым принципом. |
||||
В основе планирования с использованием программ |
||||
но-целевого принципа лежит |
проект — специальная до- |
|||
1 |
См., например, |
Рассохин В. П. О единой системе внедре |
||
ния |
технических |
достижений. — «Вопросы |
изобретательства», |
1971, № 3.
96
о
с
к
к
CU
с
о
си
<и
¿
о
CR
<р
CÍ
т
к
W
о
43
а
Си
«о
а
си
&з
з
3
«и
ь
CD
Си
ѵо
о
54
3
3*
3
со
3
3
3 nj си
О
а3.
4—796 |
97 |
кумеитация, обосновывающая цель исследований и раз работок с указанием необходимого для ее достижения объема работ и ресурсов. Эта документация должна со держать информацию об имеющихся достижениях в дан ной области, предполагаемом вкладе планируемых ис следований и разработок, методике и сроках их осущест вления. Особенно важно подчеркнуть, что проект служит основанием для выделения средств, причем непосредст венным объектом финансирования является именно про ект, а не осуществляющие его организации и предприя тия.
Проектирование может охватывать либо одну из ста дий технического освоения научных достижений, либо весь научно-производственный цикл —от создания изоб ретений до опытно-промышленного освоения новой про дукции. Для решения крупных задач отдельные проекты могут комплектоваться в межотраслевые комплексные программы. Каждый проект или программа после про хождения вневедомственной экспертизы и выделения средств становится основой для формирования соответ ствующего творческого коллектива, включающего науч ных и практических работников предприятий и организа ций, располагающего нужным материально-техническим обеспечением и имеющего организационную структуру, которая непосредственно приспособлена для достижения сформулированных в проекте или программе целей.
Планирование комплексных научно-технических про грамм нуждается в совершенствовании. Некоторые авто ры высказывают, в частности, мнение о неоправданности централизованного планирования слишком широкой но менклатуры работ по новой технике. Предлагалось со средоточить усилия Госплана СССР на планировании 10—12%' всех работ по новой технике, ведущихся в цент рализованном порядке. Имеются в виду работы по прин ципиально новым образцам техники, имеющим межотра слевое значение. Планированием работ по внедрению новой техники отраслевого значения должны заниматься
впервую очередь министерства *.
Вусловиях ускорения научно-технического прогресса
нас не могут удовлетворять лишь показатели количества
1 См. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., Политиздат, 1972, с. 322—325.
98
образцов вновь создаваемой техники, включаемых в на роднохозяйственный план. Определяющими сегодня становятся их научно-технический уровень, технико экономические показатели и масштабы внедрения в на родное хозяйство страны. Поэтому в число общегосудар ственных научно-технических программ следует вклю чать только важнейшие межотраслевые разработки, направленные на создание принципиально новой техники. В планировании этих программ может принимать актив ное участие Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам изобретений и открытий, располагающий определенными возможностями осуществления вневедом ственной экспертизы и государственного контроля за на учно-техническим уровнем создаваемых в стране орудий труда, материалов и технологических процессов.
Наконец, в обеспечении высокого научно-техническо го уровня и сокращения сроков новых разработок важ ную роль играет эффективное использование междуна родного разделения труда в области создания новой тех ники. Поэтому серьезное внимание должно быть уделено централизованному и отраслевому планированию патент но-лицензионных операций с использованием механизма государственной оценки научно-технического уровня осу ществляемых в стране разработок и анализа мировой конъюнктурно-экономической ситуации в сфере создания новой техники.
Некоторые вопросы организации патентно-лицензион ной работы отражены на рис. 3.
Таким образом, при разработке и осуществлении мер планирования технического освоения научных достиже ний необходимо, с одной стороны, ориентировать иссле дования и разработки на превышение лучших мировых достижений и тем самым способствовать созданию эф фективных изобретений, их использованию в разработ ках, зарубежному патентованию и продаже лицензий; с другой стороны — увязать массовое техническое творче ство с важнейшими плановыми задачами, сделать планы лицензионной торговли неотъемлемой и обязательной со ставной частью планирования научно-технического про гресса.
На XXIV съезде КПСС отмечалась необходимость по ставить в наиболее привилегированное положение те коллективы, которые действительно борются за совер-
4 |
9? |
1____ t
|
Ч)ч> |
то |
|
|
|
ѵо |
га |
|
|
|
>> |
|
»я |
|
|
СХ |
|
||
|
к s |
|||
|
ТО |
Я со |
||
|
я я |
|||
|
СО |
ч> |
ф |
|
|
|
е; |
Я |
|
|
га |
с я |
||
|
>> •=> |
|||
|
о |
|||
|
í- |
|
||
|
н |
о — |
||
|
о |
ПО' |
Ж Р |
|
|
н |
|
|
|
CD |
то |
ч> |
Я |
|
с |
||||
я |
я о |
|||
я |
|
я сх |
||
то |
ч> |
то |
с |
|
я |
га |
|
||
a¡ |
о е- |
|||
о |
я |
|||
Ч) |
сх о |
|||
н |
я |
я |
|
|
я |
г*-» _ |
я 3 |
||
ч> |
||||
с? £ |
ТО |
Е-> |
||
н |
||||
то |
о о |
Ч |
Ç> |
|
с |
с * |
С ч |
: & _ \о я
< о я - о я
, о
з О sa а? § то
С я * Я
я
я ,
Я
то
е{ £ е< Я О Э О сх ч> о. я с сх с я
Рис. 3. Орг ан из ац ия патентнолиц ензион ной работы
* і ч> 5 сх 5 со
_ æ Я flj
я
’Я я
Я с; ч> со га
Я О н Ч> с о
я u =я
я #а к я со
К? о Ч) ч> X
я я
Я со £
Ф я о
я
Я
о| осх
я со то Û. я я
С ч га
100
шенствовапие техники и технологии, за выпуск продук ции, отвечающей современным требованиям !.
Организации и предприятия должны располагать средствами, которые позволили бы им разрабатывать и осваивать в производстве действительно новѵю технику, превышающую мировой научно-технический уровень, материально поощрять участников ее разработки и ос воения. Для этого прежде всего централизованным путем устанавливаются основные направления государственной технической политики и обеспечиваются необходимые экономические пропорции в распределении ресурсов для осуществления намечаемого ускорения научно-техниче ского прогресса. В то же время централизованное плани рование и финансирование технического освоения науч ных достижений должно обязательно сочетаться с эконо мическим стимулированием и инициативой организаций и предприятий.
Централизованное планирование и финансирование технического освоения научных достижений может осу ществляться с учетом относительной народнохозяйствен ной важности -тех или иных заданий, определяемой пре жде всего их научно-техническим уровнем и экономиче ской эффективностью. Основные ресурсы целесообразно направлять на создание принципиально новой техники. Соответственно народнохозяйственному значению новой техники надо скорректировать и источники ее финанси рования. Так, создание и освоение принципиально новой техники, и прежде всего объектов межотраслевого зна чения, должно финансироваться за счет централизован ных бюджетных ассигнований.
Организации — исполнители комплексных межотрас левых проектов или программ могут быть связаны еди ным финансирующим органом и общим источником стимулирования. Единое финансирование проектов и про грамм позволяет теснее увязывать предоставление де нежных средств с достижением конечного результата. На его основе происходит объединение усилий различных организаций для решения выдвигаемых задач, создаются условия для кооперации научных и производственных организаций, для создания на этой основе научно-пронз-
1 См. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 56,
101
водствешіых комплексов. Кооперация усилий многих уч реждений и предприятий в решении научно-производст венных задач означает ломку устаревших форм управ ления производством. Все эти учреждения и предприятия становятся звеньями единого научно-производственного процесса, соединенными друг с другом необходимостью выполнения полного цикла работ — от прикладных ис следований, завершающихся созданием новых изобрете ний, до организации серийного производства новой про дукции.
Финансирование проектов и программ из единых ис точников способствует устранению разрыва между раз личными стадиями технического освоения научных до стижений, а также между организациями и предприяти ями, их выполняющими. Происходит тесная увязка научно-исследовательских и проектно-конструкторских процессов с производственными, поскольку все стадии — от исследований до освоения новой продукции в произ водстве— детально планируются в соответствии с целя ми, поставленными в проекте или программе. Финансиро вание работ проводится по мере их выполнения и с учетом их экономической эффективности. Организации и предприятия — исполнители независимо от их ведомст венной подчиненности привлекаются к выполнению ра бот по отдельным разделам проблемы на основе хозяй ственных договоров.
По мнению многих авторов, организация и финанси рование важнейших межотраслевых комплексных про грамм должны осуществляться прежде всего Государст венным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике '. Мы разделяем мнение члена корреспондента АН СССР В. Г. Афанасьева21, считающего, что право финансирования разработки и освоения принципиальных межотраслевых новшеств, основанных на особо важных изобретениях, должно быть предоставлено Государствен ному комитету Совета Министров СССР по делам изоб ретений и открытий, который может осуществлять эти функции по согласованию с Госпланом СССР и Государ-
1 См., например, Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа. М., «Наука», 1969, с. 144; Ефимов К. Пути ускорения научно-технического прогресса. — «Вопросы экономики», 1972, № 4.
2 См. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, уп равление, образование. М., Политиздат, 1972, с. 370—371.
102