Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изобретения межотраслевого характера, дающие осо­ бо значительный экономический эффект народному хо­ зяйству Г

Государственный комитет Совета Министров СССР

по делам изобретений и открытий ежегодно составляет перечни важных изобретений для включения их в народ­ нохозяйственный план следующего года. Было бы целе­ сообразно указывать в этом перечне: а) изобретения, рекомендуемые для реализации в отдельных министер­ ствах (в этом случае министерство выдавало бы подве­ домственной организации заказ-наряд на весь комплекс работ, необходимых для реализации изобретения); б) изобретения, реализация которых требует участия раз­ личных министерств и ведомств (в этом случае следова­ ло бы вменить в обязанность Госкомитета разработку комплексной программы по реализации изобретений).

Таким образом, наряду с осуществляемым тематиче­ ским планированием изобретательства необходимо опре­ делить содержание, порядок и сроки планирования раз­ работки и освоения новой техники, создаваемой на основе или с использованием изобретений. При этом темати­ ческое планирование массового технического творчества должно быть более тесно увязано с соответствующими разделами народнохозяйственных планов. Такая увязка может быть, в частности, обеспечена посредством состав­ ления встречных творческих планов и их своевременного материально-технического обеспечения.

Некоторые вопросы организации использования изо­ бретений в разработках отражены на рис. 2.

На XXIV съезде КПСС подчеркивалась важность разработки долговременных программ и увязки их с об­ щими планами экономического развития страны. В сфере технического освоения научных достижений это пре­ жде всего имеет отношение к планированию межотрас­ левых комплексных научно-технических программ созда­ ния и освоения объектов новой техники. Управление реа­

лизацией таких

программ

необходимо

осуществлять

в соответствии с программно-целевым принципом.

В основе планирования с использованием программ­

но-целевого принципа лежит

проект — специальная до-

1

См., например,

Рассохин В. П. О единой системе внедре­

ния

технических

достижений. — «Вопросы

изобретательства»,

1971, № 3.

96


о

с

к

к

CU

с

о

си

¿

о

CR

т

к

W

о

43

а

Си

«о

а

си

з

3

«и

ь

CD

Си

ѵо

о

54

3

3*

3

со

3

3

3 nj си

О

а3.

4—796

97

кумеитация, обосновывающая цель исследований и раз­ работок с указанием необходимого для ее достижения объема работ и ресурсов. Эта документация должна со­ держать информацию об имеющихся достижениях в дан­ ной области, предполагаемом вкладе планируемых ис­ следований и разработок, методике и сроках их осущест­ вления. Особенно важно подчеркнуть, что проект служит основанием для выделения средств, причем непосредст­ венным объектом финансирования является именно про­ ект, а не осуществляющие его организации и предприя­ тия.

Проектирование может охватывать либо одну из ста­ дий технического освоения научных достижений, либо весь научно-производственный цикл —от создания изоб­ ретений до опытно-промышленного освоения новой про­ дукции. Для решения крупных задач отдельные проекты могут комплектоваться в межотраслевые комплексные программы. Каждый проект или программа после про­ хождения вневедомственной экспертизы и выделения средств становится основой для формирования соответ­ ствующего творческого коллектива, включающего науч­ ных и практических работников предприятий и организа­ ций, располагающего нужным материально-техническим обеспечением и имеющего организационную структуру, которая непосредственно приспособлена для достижения сформулированных в проекте или программе целей.

Планирование комплексных научно-технических про­ грамм нуждается в совершенствовании. Некоторые авто­ ры высказывают, в частности, мнение о неоправданности централизованного планирования слишком широкой но­ менклатуры работ по новой технике. Предлагалось со­ средоточить усилия Госплана СССР на планировании 10—12%' всех работ по новой технике, ведущихся в цент­ рализованном порядке. Имеются в виду работы по прин­ ципиально новым образцам техники, имеющим межотра­ слевое значение. Планированием работ по внедрению новой техники отраслевого значения должны заниматься

впервую очередь министерства *.

Вусловиях ускорения научно-технического прогресса

нас не могут удовлетворять лишь показатели количества

1 См. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., Политиздат, 1972, с. 322—325.

98


образцов вновь создаваемой техники, включаемых в на­ роднохозяйственный план. Определяющими сегодня становятся их научно-технический уровень, технико­ экономические показатели и масштабы внедрения в на­ родное хозяйство страны. Поэтому в число общегосудар­ ственных научно-технических программ следует вклю­ чать только важнейшие межотраслевые разработки, направленные на создание принципиально новой техники. В планировании этих программ может принимать актив­ ное участие Государственный комитет Совета Министров

СССР по делам изобретений и открытий, располагающий определенными возможностями осуществления вневедом­ ственной экспертизы и государственного контроля за на­ учно-техническим уровнем создаваемых в стране орудий труда, материалов и технологических процессов.

Наконец, в обеспечении высокого научно-техническо­ го уровня и сокращения сроков новых разработок важ­ ную роль играет эффективное использование междуна­ родного разделения труда в области создания новой тех­ ники. Поэтому серьезное внимание должно быть уделено централизованному и отраслевому планированию патент­ но-лицензионных операций с использованием механизма государственной оценки научно-технического уровня осу­ ществляемых в стране разработок и анализа мировой конъюнктурно-экономической ситуации в сфере создания новой техники.

Некоторые вопросы организации патентно-лицензион­ ной работы отражены на рис. 3.

Таким образом, при разработке и осуществлении мер планирования технического освоения научных достиже­ ний необходимо, с одной стороны, ориентировать иссле­ дования и разработки на превышение лучших мировых достижений и тем самым способствовать созданию эф­ фективных изобретений, их использованию в разработ­ ках, зарубежному патентованию и продаже лицензий; с другой стороны — увязать массовое техническое творче­ ство с важнейшими плановыми задачами, сделать планы лицензионной торговли неотъемлемой и обязательной со­ ставной частью планирования научно-технического про­ гресса.

На XXIV съезде КПСС отмечалась необходимость по­ ставить в наиболее привилегированное положение те коллективы, которые действительно борются за совер-

4

9?

1____ t

 

Ч)ч>

то

 

 

ѵо

га

 

 

>>

 

»я

 

СХ

 

 

к s

 

ТО

Я со

 

я я

 

СО

ч>

ф

 

 

е;

Я

 

га

с я

 

>> •=>

 

о

 

í-

 

 

н

о —

 

о

ПО'

Ж Р

 

н

 

 

CD

то

ч>

Я

с

я

я о

я

 

я сх

то

ч>

то

с

я

га

 

о е-

о

я

Ч)

сх о

н

я

я

 

я

г*-» _

я 3

ч>

с? £

ТО

Е->

н

то

о о

Ч

Ç>

с

с *

С ч

: & _ \о я

< о я - о я

, о

з О sa а? § то

С я * Я

я

я ,

Я

то

е{ £ е< Я О Э О сх ч> о. я с сх с я

Рис. 3. Орг ан из ац ия патентнолиц ензион ной работы

* і ч> 5 сх 5 со

_ æ Я flj

я

’Я я

Я с; ч> со га

Я О н Ч> с о

я u

я к я со

К? о Ч) ч> X

я я

Я со £

Ф я о

я

Я

о| осх

я со то Û. я я

С ч га

100



шенствовапие техники и технологии, за выпуск продук­ ции, отвечающей современным требованиям !.

Организации и предприятия должны располагать средствами, которые позволили бы им разрабатывать и осваивать в производстве действительно новѵю технику, превышающую мировой научно-технический уровень, материально поощрять участников ее разработки и ос­ воения. Для этого прежде всего централизованным путем устанавливаются основные направления государственной технической политики и обеспечиваются необходимые экономические пропорции в распределении ресурсов для осуществления намечаемого ускорения научно-техниче­ ского прогресса. В то же время централизованное плани­ рование и финансирование технического освоения науч­ ных достижений должно обязательно сочетаться с эконо­ мическим стимулированием и инициативой организаций и предприятий.

Централизованное планирование и финансирование технического освоения научных достижений может осу­ ществляться с учетом относительной народнохозяйствен­ ной важности -тех или иных заданий, определяемой пре­ жде всего их научно-техническим уровнем и экономиче­ ской эффективностью. Основные ресурсы целесообразно направлять на создание принципиально новой техники. Соответственно народнохозяйственному значению новой техники надо скорректировать и источники ее финанси­ рования. Так, создание и освоение принципиально новой техники, и прежде всего объектов межотраслевого зна­ чения, должно финансироваться за счет централизован­ ных бюджетных ассигнований.

Организации — исполнители комплексных межотрас­ левых проектов или программ могут быть связаны еди­ ным финансирующим органом и общим источником стимулирования. Единое финансирование проектов и про­ грамм позволяет теснее увязывать предоставление де­ нежных средств с достижением конечного результата. На его основе происходит объединение усилий различных организаций для решения выдвигаемых задач, создаются условия для кооперации научных и производственных организаций, для создания на этой основе научно-пронз-

1 См. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 56,

101

водствешіых комплексов. Кооперация усилий многих уч­ реждений и предприятий в решении научно-производст­ венных задач означает ломку устаревших форм управ­ ления производством. Все эти учреждения и предприятия становятся звеньями единого научно-производственного процесса, соединенными друг с другом необходимостью выполнения полного цикла работ — от прикладных ис­ следований, завершающихся созданием новых изобрете­ ний, до организации серийного производства новой про­ дукции.

Финансирование проектов и программ из единых ис­ точников способствует устранению разрыва между раз­ личными стадиями технического освоения научных до­ стижений, а также между организациями и предприяти­ ями, их выполняющими. Происходит тесная увязка научно-исследовательских и проектно-конструкторских процессов с производственными, поскольку все стадии — от исследований до освоения новой продукции в произ­ водстве— детально планируются в соответствии с целя­ ми, поставленными в проекте или программе. Финансиро­ вание работ проводится по мере их выполнения и с учетом их экономической эффективности. Организации и предприятия — исполнители независимо от их ведомст­ венной подчиненности привлекаются к выполнению ра­ бот по отдельным разделам проблемы на основе хозяй­ ственных договоров.

По мнению многих авторов, организация и финанси­ рование важнейших межотраслевых комплексных про­ грамм должны осуществляться прежде всего Государст­ венным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике '. Мы разделяем мнение члена корреспондента АН СССР В. Г. Афанасьева21, считающего, что право финансирования разработки и освоения принципиальных межотраслевых новшеств, основанных на особо важных изобретениях, должно быть предоставлено Государствен­ ному комитету Совета Министров СССР по делам изоб­ ретений и открытий, который может осуществлять эти функции по согласованию с Госпланом СССР и Государ-

1 См., например, Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа. М., «Наука», 1969, с. 144; Ефимов К. Пути ускорения научно-технического прогресса. — «Вопросы экономики», 1972, № 4.

2 См. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, уп­ равление, образование. М., Политиздат, 1972, с. 370—371.

102