Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Ствепиым комитетом Совета Министров СССР по науке и технике. Это приведет к заметному повышению резуль
тативности управления |
научно-техническим прогрессом |
в народном хозяйстве. |
усовершенствованной техники, |
Создание и освоение |
новой техники узкоотраслевого назначения можно финан сировать из фондов министерств, а работы по модерниза ции существующей техники — за счет амортизационных отчислений и кредита, предоставляемого предприя тиям. В отраслях также оказывается весьма эффектив ным принцип программно-целевого управления. В элект ротехнической промышленности, например, для каждого вновь создаваемого изделия разрабатывается отдельный план, охватывающий во времени все стадии технического освоения научных достижений — от исследований до ос воения новой продукции в производстве, с указанием конкретных исполнителей, объемов и источников финан сирования. Причем финансируются не организации и предприятия, а самостоятельные научно-технические за дания или темы.
Наряду с централизованным планированием и финан сированием технического освоения научных достижений надо шире применять и экономические санкции к органи зациям її предприятиям за разработку, освоение и вы пуск устаревшей техники. Целесообразно, с одной сторо ны, систематически снимать с производства устаревшие машины и оборудование, а с другой — резервировать необходимые материальные ресурсы для оперативного освоения высокоэффективных объектов техники, появив шихся в течение планируемого периода и не включенных в соответствующие планы.
Эффективное техническое освоение научных достиже ний предусматривает предоставление организациям, предприятиям и отраслевым министерствам широкой оперативной самостоятельности, без которой сегодня не возможны эффективные работы по созданию и освоению новой техники. Весьма важно материально и морально заинтересовать коллективы организаций и предприятий в своевременном и эффективном использовании достиже ний научно-технического прогресса.
Экономическое стимулирование в широком смысле предполагает создание экономических условий, которые бы, во-первых, побуждали организации и предприятия
ЮЗ
принимать напряженные встречные планы, более рацио нально использовать капиталовложения и трудовые ресурсы, во-вторых, в максимальной степени стимулирова ли ускорение научно-технического прогресса, рост произ водительности труда, в-третьих, способствовали повыше нию качества продукции. Такие экономические условия стимулируют их к рациональному ведению производства, повышению производительности труда и качества продук ции на основе применения новейших достижений науки и техники, научной организации труда и управления, развитию творческой инициативы коллективов организа ций и предприятий.
Эффективность мер экономического стимулирования технического освоения научных достижений прежде все го зависит от используемой при этом системы показате лей. Поэтому существующие показатели хозяйственной деятельности организаций и предприятий должны быть приведены в соответствие с требованиями научно-техни ческого прогресса. Критерии оценки их деятельности должны не просто отражать конечный результат произ водства, но и раскрывать источники экономического рос та, в какой мере этот рост получен за счет интенсификационных факторов (повышения эффективности произ водства, производительности труда, освоения новой тех ники) ’. Важное значение приобретают критерии новизны и перспективности создаваемых и осваиваемых ору дий труда, материалов и технологических процессов. Для этого целесообразно отказаться от оценки работы пред приятий по самому убыточному периоду — по году произ водственного освоения технических новшеств, особенно когда речь идет о принципиально повой технике, создан ной на основе изобретений. Целесообразно оценивать ра боту за более длительный период, включающий время, когда затраты на новую технику будут возмещены и освоенное новшество даст прибыль. При этом длитель ность периода может возрастать пропорционально рас четной эффективности технического новшества.
Организациям и предприятиям, создающим и осваи вающим принципиально новую технику, должны обеспе чиваться привилегированные условия на основе планово-
1 См. Сухаревский Б. Экономика технического прогрес са. — «Правда», 1970, 3 декабря.
1С4
го показателя «научно-технический уровень исследований и разработок» посредством льготного финансирования, предоставления кредитов, создания более крупных фон дов поощрения, обеспечения прибыли с помощью систе мы ценообразования, возмездной передачи технического опыта, выплаты вознаграждений, премий и т. п.
Для более эффективного использования новой техни ки в производстве необходим единый механизм экономи ческого стимулирования технического освоения научных достижений, базирующийся на системе государственной оценки научно-технического уровня новых разработок, единой методологии оценки эффективности изобретений и новой техники, сближающей принципы экономического стимулирования и материального поощрения массового технического творчества и процессов планомерного со здания новой техники.
В последнее время среди экономистов утверждается мнение, что продукт прикладных исследований и разра боток входит в сферу товарного обращения и поэтому может подвергаться экономической оценке, а управлять процессом его-создания можно, опираясь на испытанные экономические рычаги Теоретической основой для при менения экономических рычагов при этом служит призна ние товарного характера продукции прикладных исследо ваний и разработок. Если определенные области науки
итехники непосредственно смыкаются с производством
ипрямо обеспечивают его потребности, на них можно рас пространить в принципе такие же формы экономических
отношений, что и для всего материального производства. Сторонники такой точки зрения считают, что как отдель ные технические решения, так и законченные объекты техники являются продуктом труда и имеют потребитель ную стоимость, которая обусловлена способностью про дукта научного труда при реализации в сфере производ ства увеличивать объем или улучшать качество произво димых благ.
При использовании живого и овеществленного науч ного труда в производстве, после признания его действи тельной (а не потенциальной) потребительной стоимо-
1 См. Косов Е. В., Попов Г. X. Управление межотрасле выми научно-техническими программами. М., «Экономика», 1972, С. 125—126.
105
сти результаты его становятся элементами цены. Цена должна быть связана с эффектом от внедрения научных достижений, а не с индивидуальными затратами. При этом условии исполнители будут стремиться повысить этот эффект, а не объем плановых затрат. В показатели оценки результатов исследований и разработок предла гают включать обобщенный показатель прибыли, форми руемый из трех источников:
от фактической разности между ценой выполненных работ и их себестоимостью;
от реализации результатов прошлого труда (оформ ленных авторскими свидетельствами, патентами, лицен
зиями и др.) ; |
i |
от реализации излишнего оборудования. |
|
В условиях |
капитализма потребительная стоимость |
изобретения имеет значение исключительно с точки зре ния извлечения прибыли. При этом механизм образова ния цен складывается стихийно, по мере формирования рынка изобретений и открытий. При социализме открыва ется возможность планомерного управления этим процес сом с использованием, в частности, политики ценообразо вания. Научно обоснованные цены могут устанавливаться исходя из затрат на разработку и освоение технического новшества и предполагаемой прибыли за все время его производства и потребления. Предлагают, в частности, дифференцированные многоступенчатые цены: самая вы сокая, льготная — на этапе освоения; средняя — в годы массового производства уже освоенного изделия; самая низкая — когда изделие начинает стареть морально и заменяется новым.
Одним из возможных средств экономического стиму лирования является возмездная передача опыта по созда нию и освоению новой техники. Этот вопрос обсуждается в нашей литературе сравнительно долго. Еще в середине 60-х годов предлагалось закрепить право на преимуще ственное использование изобретения за организацией, в которой изобретение было создано, или за предприятием, которое первым изъявило желание внедрить изобретение, созданное вне связи со служебными заданиями1. Однако некоторые специалисты придерживаются мнения, что возмездная передача технического опыта по принципу
1 См. «Вопросы изобретательства», 1966, № 6; 1967, № 6.
106
лицензионных отношений неприемлема для условий со циалистической экономики. Другие считают, что введение системы лицензионных отношений между социалистиче скими предприятиями в принципе возможно, но только после создания системы общей экономической заинте ресованности предприятий и организаций в скорей шем внедрении технических новшеств, установления общего принципа возмездности при передаче техническо го опыта *.
По нашему мнению, передача технического опыта на возмездной основе может стать одним из важных средств экономического стимулирования научно-технического прогресса. Некоторые практические шаги в этом направ лении уже сделаны. Задача заключается сегодня в опре делении оптимальных форм регулируемых взаимоотноше ний и согласовании их с другими средствами экономиче ского стимулирования научно-технического прогресса. Одним из средств обеспечения экономических привилегий для организаций и предприятий могло бы стать введение новых форм охраны прав организаций-разработчиков, и особенно предприятий, производящих наиболее капитало емкие работы но опытно-промышленному освоению воплощенных в изобретения важных достижений научнотехнического прогресса при наладке серийного производ ства новой техники. Охрана прав таких головных органи заций и предприятий может быть обеспечена посредством: государственной регистрации факта первого использова ния изобретений в завершенных разработках и факта первого опытно-промышленного освоения новой техники, содержащей важные изобретения, введения хозрасчетных отношений при освоении и последующем широком расп ространении изобретений на основе охранного документа, удостоверяющего факт создания (освоения) изобретения данной социалистической организацией и закрепляюще го за ней право на получение определенных экономиче ских привилегий.
Ввод государственной регистрации ряда последова тельных стадий технического освоения научных достиже ний может обеспечить правовые основы для экономиче
ского стимулирования |
головных организаций и пред |
1 См. Рассохин В. |
П. О договоре возмездной передачи тех |
нического опыта. — «Вопросы изобретательства», 1970, № 9.
107
приятии, для компенсации части их затрат за счет других организаций, которые будут пользоваться рабочей доку ментацией и опытом первого внедрения технического новшества. Одновременно будут определяться источники для выплаты вознаграждений изобретателям и создате лям новой техники. Будут созданы и условия для выпус ка новых видов информации, отражающей последова тельные стадии материализации научных знаний.
Введение новых видов государственной регистрации различных стадий освоения технических новшеств пред полагает разработку основ экономических и правовых взаимоотношений между изобретателями, организация ми, создающими технические новшества, берущими на себя риск первого внедрения и приобретающими апроби рованную технологию. Упорядочение этих отношений явится важным стимулом к освоению изобретений и об легчит широкое внедрение новой техники.
Предприятия и организации, пошедшие на производ ственный риск, неизбежно связанный с освоением каждо го технического новшества, можно поощрять за проявлен ную ими инициативу посредством восполнения части затрат, связанных с работой над изобретением, за счет предприятий, использующих этот опыт в последущем. При этом предприятиям, вторично осваивающим изобре тение, надо оперативно предоставлять всю необходимую документацию и оказывать на месте техническую по мощь, требующуюся при пуске и наладке заимствованно го новшества.
При финансовых расчетах между заключающими договорные отношения организациями следует исходить не только из конкретных затрат, понесенных «предприя тием-пионером», но и из того экономического эффекта, на который вправе рассчитывать предприятие, вторично внедряющее данное техническое решение.
Принцип возмездности при передаче научно-техниче ского опыта не означает перехода к патентам и лицензи ям, предоставляющим исключительные права их владель цам (как это представляют себе некоторые западные экономисты). Его назначение — содействовать обеспече нию экономических привилегий для передовых организа ций и предприятий, получению дополнительной прибыли, а не убытков, в частности, посредством компенсации их затрат на разработку и освоение новой техники, ни в коей
108
мере не препятствуя ее последующему широкому распро странению в народном хозяйстве.
Экономическое стимулирование технического освоения научных достижений должно распространяться и на сфе ру международного научно-технического обмена. Необхо димо завершить разработку экономических основ оценки эффективности международного обмена, сопровождаю щегося патентно-лицензионными операциями, ввести до полнительные формы их экономического стимулирования. В частности, стимулирование дальнейшего развития опе раций по продаже лицензий на советские изобретения может быть обеспечено путем освобождения организаций и предприятий от обязанности возмещать поступающие к ним поощрительные валютные отчисления за счет возв рата равноценных сумм в советских рублях (рублевого покрытия). Дальнейшее развитие операций по закупке иностранных лицензий может стимулироваться путем вы дачи кредитов в инвалюте для приобретения лицензий и преимущественного финансового обеспечения освоения лицензий с покрытием издержек на приобретение и освоение лицензий за счет экспорта новых товаров.
Важным средством ускорения технического освоения научных достижений является также материальное поощ рение работников, участвующих в создании и освоении технических новшеств. Один из наиболее слабых участков здесь — порядок выплаты вознаграждения изобретате лям. Необходимо построить более совершенную систему материального поощрения изобретателей, централизован но учитывать масштабы применения изобретений в раз работках и в промышленно-освоенной продукции, подсчи тывать их экономическую эффективность и связанные с этим размеры вознаграждений. Это будет способство вать дальнейшему развитию массового творчества трудя щихся.
Некоторые вопросы организации стимулирования изобретательства отражены на рис. 4.
Заслуживает изучения вопрос создания при Госкоми тете по делам изобретений и открытий специального фон да для выплаты ежегодных единовременных премий за особо важные изобретения народнохозяйственного значе ния, образуемого путем отчисления определенного про цента от прибыли, получаемой предприятиями в реультате материализации изобретений в объектах новой техники.
109
Ò Я СД
го р:
SCX
raCJ S
^U S
фX
О
cU 03
и
ан
и
и |
5 |
и |
н Ж |
о |
s о |
ф |
га
S оІЙ.
ин s
о К
н |
S |
оЗ |
S |
|
ф |
н |
|
||
кн ’S |
нга |
Sк |
|
|
5 |
S |
о |
|
|
|
а. eu |
а |
||
о |
|
ф |
ж |
|
ф |
|
н |
a |
ж |
|
Ф Oí |
Е> |
оcu
Жс
1
оф
S
|
ж |
Cu |
|
ф |
V© |
S a |
О |
|
ж га |
|
|
оз |
оз |
|
|
н |
|
CU |
о |
Ö? |
О |
О |
a |
о |
a |
|
•ѳ- |
|
a |
ж |
|
«5 |
Я : |
||
|
’Я |
О |
|
|
CU |
ж |
|
a |
|
|
|
ж |
НСХ |
з> |
он |
ètu |
|
ю \0 О |
|
жо Г)
с.ГО
о Я>3 |
О? |
||
о |
U |
3 |
|
|
ж *~Г |
а* |
|
|
я |
|
а |
|
Ж я |
ж |
|
|
а |
||
|
ф о |
||
сх |
eu f- |
а |
|
а |
|||
о |
a а) |
ж |
|
\о |
|
|
CU |
О |
|
|
О |
|
T |
|
|
|
Ж |
|
|
’S |
ф |
|
а |
S |
•Ѳ- |
|
Ом |
ж |
’У' |
|
|
ф |
СТ) |
|
|
н |
|
|
|
ф |
|
|
|
U, |
Ü |
|
|
\О |
|
|
|
о |
Ж |
|
|
ж |
Ф к |
|
|
S |
Ф |
S |
|
|
Я |
ж |
|
03 |
S ф |
|
|
г а. |
|
||
S |
о а |
|
|
ж |
ж |
Ф |
|
ф |
о ж |
|
|
о. |
ж га |
|
|
ж |
СП |
|
|
0? |
|
s |
|
ж |
|
н |
|
га |
Ж и |
|
|
|
ж о |
|
|
н ж ж |
|
||
Ф ф га |
|
||
С" |
а s |
|
|
»>) |
о н |
|
110