Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Не менее важно совершенствовать взаимодействие различных форм материального поощрения работников, участвующих на всех стадиях технического освоения на учных достижений: вознаграждений изобретателям, пре мий создателям новой техники и лицам, содействовавшим ее промышленному освоению.
Основной формой материального поощрения была и остается правильно построенная система заработной пла ты. Так, одним из средств дальнейшего повышения эффек тивности работы научно-исследовательского физико-хи мического института имени Карпова Академии наук
СССР явился переход на систему оплаты труда научных сотрудников, которая ставит размеры заработной платы сотрудников в зависимость от показателей их работы. Характерно, что эта система оплаты труда оказала замет ное стимулирующее воздействие и на изобретательскую деятельность, которая включена в числе учитываемых по казателей. За год после первой аттестации сотрудников количество заявок на изобретения возросло в 2,2 раза, а за второй год — более чем в 4 раза. Этот пример нагляд но подтверждает необходимость слияния отдельных меро приятий в единый механизм экономического стимулиро вания и материального поощрения всех стадий овеществ ления научных знаний в зависимости от конечного результата — реальной экономической эффективности новой продукции, достигнутой в результате ее широкого промышленного использования.
Таким образом, при разработке и осуществлении мер экономического стимулирования технического освоения научных достижений должна преследоваться цель всесто ронней поддержки необходимых разработок, превышаю щих лучшие мировые достижения, и особенно их опытнопромышленного освоения в стране и за рубежом, а также совершенствования механизма материального поощрения изобретателей, создателей новой техники и лиц, участ вующих в освоении технических новшеств. Создаваемый механизм целесообразно ориентировать на практическую реализацию достижений науки, на обязательность связи науки с техникой, стимулировать прежде всего воплоще ние научных идей в эффективные технические решения именно в процессе создания новой техники, т. е. поощрять высокий научно-технический уровень планомерно осуще ствляемых новых разработок путем реализации их на
основе научных идеи, воплощенных в эффективные тех нические решения. Иначе говоря, привилегированные условия должны создаваться организациям, одновремен но удовлетворяющим два требования: создание техниче ских решений на основе научных идей и оперативное использование их в новых разработках.
Усиление экономических рычагов воздействия на про изводство не влечет за собой ослабления плановых начал управления народным хозяйством. По-прежнему ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса будут играть централизованное планирование и сбалансирован ное финансирование исследований, разработок и освоения новой техники. Использование стоимостных отношений при социализме осуществляется в рамках укрепления и совершенствования централизованного государственного планирования.
«В своей работе по совершенствованию руководства народным хозяйством, — указывалось на XXIV съезде КПСС, — партия твердо придерживается курса на пра вильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздей ствия на производство» '.
2.Вневедомственная научно-техническая экспертиза
при создании новой техники
Непременным условием обеспечения непрерывности процесса технического освоения научных достижений, контроля за выполнением планов по науке и технике, экономического стимулирования и материального поощ рения создателей новой техники является применение объективных показателей сопоставительной оценки ре зультатов, получаемых на основных стадиях ее создания и освоения. Иными словами, речь идет об увязке экспер тизы изобретений, оценки научно-технического уровня новых разработок и аттестации качества промышленной
продукции в единую систему вневедомственной |
научно- |
||
технической экспертизы при создании новой техники. |
|||
Отсутствие единого, научно обоснованного |
порядка |
||
определения технического |
уровня |
новых разработок, |
|
1 Материалы XXIV съезда |
КПСС. М., |
Политиздат, |
1971, с. 69, |
112
должной преемственности между его оценкой, эксперти зой изобретений и аттестацией качества нередко влечет за собой ведомственный подход, стремление подменять объективные результаты самооценкой. На XXIV съезде КПСС особенно подчеркивалась необходимость независи мой, вневедомственной экспертизы, призванной противо поставить субъективному толкованию тех или иных реше ний объективную экспертизу, отражающую интересы общества и современные возможности науки и техники.
Под вневедомственной экспертизой при создании но вой техники следовало бы понимать систему государст венной оценки результатов технического и производст венного освоения научных достижений, включающую экспертизу изобретений, оценку научно-технического уровня разработок и аттестацию качества промышленной продукции. При проведении ее целесообразно обеспечить, во-первых, преемственность всех оценочных показателей с общей ориентацией на мировой уровень техники и полу чение высокого экономического эффекта, во-вторых, диф ференцированный подход к оценке результатов, получае мых на различных этапах освоения и внедрения дости жений науки в производство.
Преемственность оценочных показателей может быть обеспечена путем разработки их общей номенклатуры для вневедомственной экспертизы с указанием оценочных по казателей, обязательно используемых в той или иной сте пени на всех ее этапах. Дифференцированный подход к оценке результатов на разных этапах экспертизы будет при этом обеспечен использованием различных наборов показателей, а также изменением относительной значимо сти показателей на разных стадиях создания и освоения новой техники. Для этого требуется точнее определить существо результатов, получаемых на различных стадиях технического освоения научных достижений, и на основа нии этого выявить совокупность показателей для сопо ставительной оценки таких результатов.
Общими показателями, характерными для всех ста дий вневедомственной экспертизы, следовало бы считать, во-первых, объективный показатель научной содержа тельности и творческого уровня (новизны) заложенных в продукции технических решений и, во-вторых, показатель технико-экономической эффективности законченного объекта техники. При этом относительная значимость по-
113
казателя новизны будет особенно высокой на начальном этапе вневедомственной экспертизы, а значение показате ля технико-экономической эффективности объекта техни ки будет возрастать по мере приближения к завершаю щим стадиям его разработки и освоения.
* Обязательным этапом вневедомственной экспертизы при создании новой техники является государственная экспертиза изобретений. Ее особое положение в системе вневедомственной экспертизы объясняется тем, что, вопервых, изобретения — это такие принципиальные реше ния частных задач, которые допускают последующее ис пользование изобретений в самых различных объектах техники; во-вторых, хотя воплощение научных идей в изобретения объективно является исходной стадией ове ществления научных знаний, новые технические решения могут появляться на различных стадиях разработки но вой техники. Отсюда экспертиза изобретений (в отличие от других этапов вневедомственной экспертизы) не может быть жестко привязана к определенной стадии научнопроизводственного цикла. Вместе с тем использование ее результатов — обязательное условие для проведения дру гих этапов вневедомственной экспертизы. Экспертиза изобретений производится Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и откры тий в соответствии с правилами патентной экспертизы, получившей международное признание и широко приме няющейся в различных странах мира.
В связи с возрастающим многообразием технических новшеств и резким увеличением затрат на их разработку
иосвоение перед обществом все более остро встает про блема выбора. Академик В. М. Глушков отмечал: «Об щепризнано, что в механизме обеспечения научно-техни ческого прогресса ключевыми звеньями служат отбор из непрерывно пополняющейся кладовой научных знаний экономически наиболее выгодных открытий и изобретений
ибыстрое использование их в производстве» *. Возрастает необходимость в гораздо более сложных показателях
отбора. Общество должно теперь отбирать машины, про цессы, методы и системы большими группами, целыми комплексами, не ограничиваясь при этом лишь текущими
1 Глушков В. Государственное стимулирование научно-тех нического прогресса в Англии. — «Вопросы экономики», 1967, № 12, с. 117.
114
экономическими соображениями, принимая во внимание как общую перспективность новшеств, так и вторичные — социальные и культурные — последствия технологических решений. Для осуществления содержательной оценки научно-технических достижений необходимы творческие по своему духу институты, которые обеспечили бы дело вое изучение технических новшеств, содействовали внед рению одних и препятствовали распространению других.
Стремление к отбору проявилось, в частности, в разра ботке в ряде стран различных форм выборочной (отсро ченной) экспертизы изобретений. Было бы ошибочным рассматривать новые формы патентной экспертизы лишь как следствие постепенно образующегося «завала» нерас смотренных заявок. Любые формы отбора технических новшеств — естественная реакция общества на обостряю щееся в условиях научно-технической революции проти воречие между суммарным объемом научно-технических достижений и ограниченными экономическими возмож ностями их практической реализации.
В современных условиях на передний план выдвигает ся задача ускорения реализации наиболее эффективных решений, которые являются одним из главных средств дальнейшей интенсификации производства. Отсюда глав ными задачами общегосударственной системы управле ния становятся отбор, правовая охрана и организация скорейшего практического использования в первую оче редь относительно небольшого числа изобретений, отли чающихся высокой научной содержательностью, инженер но-технической значимостью и потенциальной экономиче ской эффективностью.
Известно, что значительная часть изобретений не на ходит применения в производстве, хотя при их регист рации они обладают формальной новизной и потенциаль ной полезностью. Во многих случаях это объясняется недостатками в действующем порядке внедрения изобре тений. Однако следует иметь в виду и то обстоятельство, что «патентная» новизна далеко не всегда эквивалентна высокой экономической эффективности изобретений. Используемые при традиционной патентной экспертизе формальные показатели оценки новизны в значительной степени нивелируют действительно ценные изобретения с подавляющей массой малосущественных новшеств. Меж ду тем сплошная патентная экспертиза непрерывно расту
115
щего потока поступающих заявок, значительная часть которых вообще не содержит новых технических решений, требует привлечения большого числа высококвалифици рованных специалистов и приводит к непроизводительным затратам. Поскольку «успешные» изобретения (в смысле их мировой новизны и возможности последующего про изводственного освоения) составляют меньшинство, необ ходимо направить государственную экспертизу изобрете ний на скорейшее выявление, освоение и последующее распространение наиболее существенных отечественных достижений науки и техники.
Для выявления и ускоренного освоения наиболее эффективных изобретений необходимо внести некоторые изменения в содержание и последовательность проведе ния государственной экспертизы изобретений. Общепри нятой патентной экспертизе на мировую новизну должна, на наш взгляд, предшествовать оценка научной содержа тельности, инженеро-технической значимости и предпола гаемой экономической эффективности тех или иных тех нических решений с целью отбора более важных или перспективных изобретений и последующей рекомендации их для использования в разработках.
Изменение содержания и последовательности прове дения патентной экспертизы потребует введения нового порядка отбора организациями и предприятиями наибо лее существенных технических решений для отправки на государственную экспертизу. Организации и предприя тия— заявители должны будут производить предвари тельную оценку важности изобретений на местах, отби рать наиболее существенные технические решения, оформ лять на них заявки с заключением об их практической важности или перспективности, а также ходатайствовать о проведении государственной экспертизы на мировую новизну. Необходимо экономически стимулировать орга низации и предприятия с целью отбора для отправки на государственную экспертизу действительно важных изоб ретений. Для этого, например, можно использовать пока затели оценки деятельности организаций и предприятий не по количеству подаваемых заявок, а в зависимости от научной содержательности, инженерно-технической зна чимости и предполагаемой эффективности создаваемых изобретений. С другой стороны, следовало бы ввести воз мещение расходов на экспертизу изобретений, не обла-
116
дающих мировой новизной, за счет организаций и пред приятий, направляющих на экспертизу известные техниче ские решения. Право окончательной оценки и отбора наиболее важных и перспективных изобретений для экспертизы на новизну и последующей централизованной рекомендации для использования при разработках долж но сохраниться за Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.
Таким образом, предлагается сплошная содержатель ная оценка и выборочная патентная экспертиза техниче ских решений, при которой общепринятая проверка на мировую новизну будет прежде всего проводиться: по заявкам на технические решения, создаваемые в процессе выполнения важных народнохозяйственных заданий; по заявкам на практически важные или перспективные изоб ретения, которые предполагается централизованно реко мендовать для освоения; по запросам организаций, впер вые осваивающих эффективные изобретения, не попавшие в число централизованно рекомендуемых; в случае пред полагаемого зарубежного патентования изобретений; по иностранным-заявкам; при возникновении различных кол лизий, связанных с нарушением прав, и т. п. Высвободив шееся в результате этого от сплошной проверки на миро вую новизну значительное количество государственных экспертов будет заниматься оценкой инженерно-техниче ской значимости и предполагаемой эффективности изобретений с целью отбора и рекомендации для после дующего освоения наиболее важных и перспективных технических решений, а также участвовать в оценке науч но-технического уровня разработок и качества новой техники, подготовленной для серийного производства.
Следующим важнейшим этапом вневедомственной < экспертизы может стать государственная оценка научнотехнического уровня разработок. Необходимо ввести строгую государственную регламентацию оценки научнотехнического уровня разработок, базирующуюся на научной основе: определить виды законченных объектов разработки, подлежащих государственной оценке; разра ботать методику оценки научно-технического уровня разработок; определить порядок ее осуществления.
По-видимому, следует предусмотреть несколько стадий оценки научно-технического уровня разработок. Предва рительная оценка уровня будет проводиться при опреде-
117
лении целесообразности включения тех или иных заданий в планы новой техники, а также целесообразности финан сирования долгосрочных комплексных проектов или про грамм. Вневедомственная экспертиза проектов может стать важным фактором повышения эффективности затрат путем обнаружения возможностей сокращения объема исследований и разработок, выявления дополни тельных (побочных) целей, которые можно достигнуть на базе проектируемых работ. На основе экспертной провер ки множества проектов создается возможность комбини ровать их, связывать воедино цели многих, независимо составленных проектов в целостные программы. Проме жуточная государственная оценка научно-технического уровня разработок будет осуществляться после заверше ния разработки, но перед началом наиболее капиталоем ких работ по опытно-промышленному освоению новой техники. Окончательная оценка научно-технического уровня разработок может входить в качестве составного компонента в аттестацию качества новой продукции после наладки ее серийного производства.
Государственный комитет Совета Министров СССР
по делам изобретений и открытий мог бы утверждать результаты промежуточной оценки научно-технического уровня разработок и участвовать в предварительной и окончательной оценках.
Для осуществления государственной оценки научнотехнического уровня разработок целесообразно создать постоянные вневедомственные научно-технические КОМИС СИИ, специализирующиеся по важнейшим техническим направлениям. В комиссии должны войти ведущие спе циалисты по соответствующим видам техники, представ ляющие НИН, министерства, которые потребляют и из готовляют данную технику, а также представители Госу дарственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Государственно го комитета Совета Министров СССР по делам изобрете ний и открытий, Госстандарта СССР, ВСНТО и ВОИР. Такие комиссии могли бы работать под общим контролем Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. Непосредственную организацию их ра боты на стадии промежуточной оценки уровня закон ченных разработок мог бы осуществлять Госкомитет по делам изобретений и открытий, располагающий необхо-
118