Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство. В нашей стране дейст вует система планирования научно-технического прогрес са, которая включает прогнозирование, долгосрочное, пятилетнее и годовое планирование и взаимосвязывает планы, разрабатываемые в различных звеньях народного хозяйства *.
По народнохозяйственному значению, характеру работ
иметодам планирования все исследования и разработки разбиваются на ряд групп: исследования и разработки по решению основных научно-технических проблем, входя щих в государственный план научно-исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в народ ное хозяйство; НИР по естественным и общественным наукам, проводимые под руководством Академии наук
СССР и входящие в пятилетний план НИР в области естественных и общественных наук; НИР по проблемам республиканского и отраслевого значения; инициативные
ипоисковые работы научно-исследовательских институ
тов, а также исследования и разработки предприятий, не утверждаемые вышестоящими организациями. Подав ляющая часть исследований и разработок охватывается централизованным планированием.
Планирование освоения результатов научно-исследо вательских и опытно-конструкторских работ в производ стве представлено двумя разделами государственного плана научно-исследовательских работ и внедрения'До стижений науки и техники в народное хозяйство. Первый из них — план освоения новых видов промышленной про дукции, который включает как новые виды техники, раз работанные в результате решения научно-технических проблем, так и продукцию, подвергнутую существенной модернизации. Второй раздел представляет собой план использования передовой технологии, механизации и ав томатизации производства.
В централизованном планировании участвуют все ми нистерства и ведомства, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Госплан СССР,
Академия наук СССР, а по вопросам строительства — также Госстрой СССР.
1 См. Зайцев Б. Ф., Лапин Б. А. Организация планиро вания научно-технического прогресса. М,, «Экономика», 1970.
48
Помимо централизованного плана научно-техническо го прогресса, существуют планы отраслей, республик, научно-исследовательских институтов, предприятий, а также планы НИР, утверждаемые Академией наук СССР.
Укрепление и развитие централизованного государст венного планирования сопровождается расширением опе ративно-хозяйственной самостоятельности и инициативы организаций и предприятий, органическим сочетанием директивных указаний и экономических рычагов воздей ствия на научно-технический прогресс. Имеется в виду широкое использование наряду с плановыми заданиями экономических рычагов воздействия на производство, та ких, как хозрасчет, цены, прибыль, кредит, формы мате риального поощрения и т. д.
Социалистическое государство выполняет функцию централизованного управления научно-техническим про грессом через Государственный комитет Совета Минист ров СССР по науке и технике. В его обязанности входит:
определение основных направлений развития науки и техники в стране;
организация разработки межотраслевых научно-тех нических проблем;
повышение эффективности научных исследований и обеспечение быстрого использования достижений науки и техники в народном хозяйстве;
организация научно-технической информации в стране;
технико-экономическая оценка уровня развития техни ки в отраслях народного хозяйства;
разработка и проведение в жизнь мероприятий по раз витию научных методов организации труда;
осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-технического сотрудничества и др.
В целях сокращения научно-производственного цикла Госкомитет по науке и технике совместно с Академией наук СССР, министерствами и ведомствами отбирает наи более перспективные фундаментальные исследования, вы полненные учреждениями Академии наук СССР, респуб ликанских академий и вузами, для организации дальней шей разработки их в институтах и конструкторских бюро министерств и ведомств, определяет области применения результатов научных исследований и организует их освое ние. Госкомитет по науке и технике осуществляет обще-
4?
государственный контроль за выполнением научных ис следований по основным направлениям развития науки и техники, а также за освоением в производстве научнотехнических достижений, имеющих большое народнохо зяйственное значение. Он призван разрабатывать необхо димые мероприятия по обеспечению использования в бу дущем открытий, изобретений и результатов поисковых исследований, практическое применение которых еще не подготовлено, но которые будут представлять большой интерес в дальнейшем, а также направлять работу по закупке и продаже лицензий.
В отраслях управление научно-техническим прогрес сом осуществляют соответствующие министерства и ве домства СССР, которые несут ответственность за состоя ние и дальнейшее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество продукции и наиболее полное удовлетворение потребно стей страны во всех видах продукции отрасли. Научноисследовательские, конструкторские и технологические организации осуществляют конкретные научно-исследова тельские и проектно-конструкторские работы и участвуют во внедрении результатов своих работ в производство. Цель управления при этом — проведение их с минималь ным расходом трудовых и материальных ресурсов *.
Наряду с системой управления научно-техническим прогрессом в целом в стране созданы и развиваются си стемы, сфера действия которых распространяется на от дельные аспекты этого сложнейшего процесса, такие, как фундаментальные исследования, изобретательство, стан дартизация и обеспечение качества промышленной про дукции, подготовка научных и инженерных кадров и др.21 Из их числа к области технического освоения научных достижений непосредственное отношение имеет прежде всего общегосударственная система управления изобре тательской и патентно-лицензионной работой.
Регулирование изобретательства и складывающихся в связи с ним общественных отношений имеет весьма про должительную историю. Оно зародилось в условиях капи
тализма |
и осуществляется |
там |
с помощью |
патентной |
1 См. |
Архангельский В. |
Н. |
Рационализация |
управления |
в НИИ и КБ. М., «Экономика», 1972.
2 См., например, Ланге К. А. Организация управления науч ными исследованиями. М., «Наука», 1971,
50
системы, которая представляет собой одни из наиболее ранних инструментов государственного воздействия на научно-технический прогресс. Для буржуазного общества характерны методы и формы правового регулирования изобретательских отношений на основе использования па тента на изобретение — документа, сущность которого за ключается в праве его обладателя запрещать всем другим лицам использование запатентованного изобретения, обеспечивая себе определенные экономические преиму
щества.
Воздействие буржуазной патентной системы на научнотехнический прогресс носит противоречивый характер1. С одной стороны, патентная система капитализма оказыва ет стимулирующее воздействие на развитие пауки и тех ники. Предоставление монопольного права на использо вание изобретений побуждает к раскрытию технических новшеств, которые в противном случае использовались бы втайне, активизирует исследования и разработки конку рентов, приводящие к созданию новых технических реше ний. Монопольное применение изобретений, предусмот ренное патентовладением, обычно позволяет изготовлять новые товары с более низкими издержками производства, а это стимулирует использование изобретений и поиски передовых производственно-технических методов. С дру гой стороны, патентная монополия оказывает ограничи вающее воздействие на процесс широкого использования изобретений в производстве, в частности исключая сво бодный доступ конкурирующих капиталов к использова нию запатентованных новшеств и ограничивая их широ кое распространение.
В последние десятилетия в капиталистическом мире активизировался объективный процесс обобществления исследований и разработок. Как следствие этого процес са получают развитие новые инструменты государствен ного воздействия на научно-технический прогресс: финан сируемые государством заказы на выполнение исследова ний и разработок, субсидии, налоговые льготы и другие, которые дают в определенных условиях возможность крупным монополиям получать большие прибыли незави симо от того, становятся они патентовладельцами или нет.
1 См. И в а h о в И. Д. Патентная система современного капи тализма. М., Изд. ЦНИИПИ, 1966.
51
Подсчитано, что на долю 20 крупнейших корпораций США, выполняющих 2/з исследований в промышленности по государственным контрактам, приходится лишь >/2 численности патентов на изобретения, сделанные в ходе их выполнения. За период с 1963 по 1966 г. приблизитель но 2/3 изобретений, созданных фирмами-контракторами, не охватывались патентными заявками '. Это объясняется тем, что выполнение исследований и разработок по конт рактам с правительственными ведомствами зачастую не содержит в себе риска потерь, которые оправдывали бы дополнительное обращение к патентной системе. Роль па тентной системы в капиталистическом обществе остается весьма значительной, тем не менее приведенные факты, по-видимому, указывают на существование тенденции сни жения ее удельного веса по мере развития новых инстру ментов государственного воздействия па научно-техниче ский прогресс.
В отличие от буржуазного патентного советское изо бретательское право подчинено не принципу запрета при менения изобретений, а стремлению максимально исполь зовать их на благо общества. Принятая в нашей стране система экономических мер и правовых норм закрепляет условия, не только стимулирующие к изобретательству, но и благоприятствующие реализации изобретений. Пер вое обеспечивается выдачей авторского свидетельства, га рантирующего изобретателю защиту авторства, получе ние денежного вознаграждения и т. д., а второе — включением в систему советского изобретательского права норм, способствующих скорейшему и наиболее пол ному использованию изобретений в народном хозяйстве. Сюда относятся правила опубликования и распростране ния информации об изобретениях, включая сведения о внедренных изобретениях; правила отбора изобретений для включения в планы внедрения изобретений, а также контроля за выполнением таких планов; правила о льгот ном финансировании работ по внедрению изобретений и
опремировании лиц, содействующих внедрению.
Внашей стране сложилась общегосударственная си
стема управления изобретательской и патентно-лицензи онной работой. Действие этой системы распространяется
1 См. Лебедева Е. А. США: государственное воздействие на научно-технический прогресс. М., «Наука», 1972, с. 176.
52
сегодня преимущественно па сферу регулируемых зако ном изобретательских общественных отношений, сложив шихся в связи с созданием и использованием основной части изобретений.
Цель системы — дальнейшее развитие и совершенст вование социалистического изобретательства, основанно го на плановости, массовости, взаимопомощи и сотруд ничестве, ускоренном внедрении новейших технических достижений, обеспечении широких материальных и не имущественных прав создателям изобретений и рациона лизаторских предложений.
Система государственных органов, руководящих раз витием изобретательской и патентно-лицензионной рабо ты, построена по функционально-отраслевому принципу.
Организация этой работы в отраслях рассматривает ся как один из элементов управления народным хозяйст вом, поэтому государственные органы, осуществляющие хозяйственное руководство, руководят также изобрета тельской и патентно-лицензионной работой, в соответст вующих отраслях народного хозяйства.
Однако в практике государственного руководства воз никает много общих вопросов организации и управления: проведение единой липни в вопросах развития изобрета тельской и патентно-лицензионной работы; осуществление государственной экспертизы предполагаемых открытий, изобретений, промышленных образцов и товарных знаков; централизованное обеспечение организаций и предприя тий патентной информацией; проведение работ по патен тованию изобретений за границей, продаже лицензий на отечественные изобретения и др. Все эти задачи решаются общесоюзными органами управления: Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобрете ний и открытий, а также Государственным комитетом Со вета Министров СССР по пауке и технике и Министерст вом внешней торговли СССР. Наряду с государственными органами в руководстве развитием изобретательства и рационализации принимают участие и общественные ор ганизации: Всесоюзное общество изобретателей и рацио нализаторов (ВОИР), Всесоюзный совет научно-техни ческих обществ (ВСНТО) и др.
Существующая общегосударственная система управ ления изобретательской и патентно-лицензионной работой представляет собой совокупность методов, средств и орга-
53
ішзационных форм, направленных на выполнение следую щих основных функции:
организацию работ по созданию патентоспособных и конкурентоспособных изделий;
организацию патентной информации и патентных ус луг;
организацию государственной патентной экспертизы; организацию использования изобретений и рационали
заторских предложений в производстве; организацию патентования изобретений за границей и
реализации их в виде лицензий; организацию подготовки патентных кадров.
Важнейшей формой организации работ по созданию патентоспособных и конкурентоспособных изделий явля ется составление перспективных и текущих тематических планов по изобретательству и рационализации. Планиро вание изобретательства — весьма специфическая и слож ная задача, поскольку изобретательство — это процесс, который с большим трудом поддается анализу, планиро ванию, организации и руководству. Задача планирования изобретательства была выдвинута еще М. И. Калининым па I съезде изобретателей: «Изобретать нужно пе то, что хочется, — отмечал он, — а то, чего требует наше социа листическое производство» *.
Назначение планов в данном случае не в том, чтобы предопределить появление конкретных изобретений, а в том, чтобы направить творческую мысль изобретателей и рационализаторов иа решение важнейших задач, стоя щих перед предприятием или отраслью народного хозяй ства в целом.
Планирование изобретательской и рационализатор ской работы осуществляется в соответствии с Положе нием об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, на основе которого разрабатываются спе циальные указания. В зависимости от содержания и акту альности заданий, выбранных для тематического плани рования, последнее подразделяется на перспективное и текущее. В перспективные планы включают задания, ко торые являются проблемными, наиболее важными в све те задач общего развития отрасли или предприятия на ближайшие несколько лет (от двух до пяти). Текущие
1 «Изобретатель», 1932, № 2.
54