Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство. В нашей стране дейст­ вует система планирования научно-технического прогрес­ са, которая включает прогнозирование, долгосрочное, пятилетнее и годовое планирование и взаимосвязывает планы, разрабатываемые в различных звеньях народного хозяйства *.

По народнохозяйственному значению, характеру работ

иметодам планирования все исследования и разработки разбиваются на ряд групп: исследования и разработки по решению основных научно-технических проблем, входя­ щих в государственный план научно-исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в народ­ ное хозяйство; НИР по естественным и общественным наукам, проводимые под руководством Академии наук

СССР и входящие в пятилетний план НИР в области естественных и общественных наук; НИР по проблемам республиканского и отраслевого значения; инициативные

ипоисковые работы научно-исследовательских институ­

тов, а также исследования и разработки предприятий, не утверждаемые вышестоящими организациями. Подав­ ляющая часть исследований и разработок охватывается централизованным планированием.

Планирование освоения результатов научно-исследо­ вательских и опытно-конструкторских работ в производ­ стве представлено двумя разделами государственного плана научно-исследовательских работ и внедрения'До­ стижений науки и техники в народное хозяйство. Первый из них — план освоения новых видов промышленной про­ дукции, который включает как новые виды техники, раз­ работанные в результате решения научно-технических проблем, так и продукцию, подвергнутую существенной модернизации. Второй раздел представляет собой план использования передовой технологии, механизации и ав­ томатизации производства.

В централизованном планировании участвуют все ми­ нистерства и ведомства, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Госплан СССР,

Академия наук СССР, а по вопросам строительства — также Госстрой СССР.

1 См. Зайцев Б. Ф., Лапин Б. А. Организация планиро­ вания научно-технического прогресса. М,, «Экономика», 1970.

48

Помимо централизованного плана научно-техническо­ го прогресса, существуют планы отраслей, республик, научно-исследовательских институтов, предприятий, а также планы НИР, утверждаемые Академией наук СССР.

Укрепление и развитие централизованного государст­ венного планирования сопровождается расширением опе­ ративно-хозяйственной самостоятельности и инициативы организаций и предприятий, органическим сочетанием директивных указаний и экономических рычагов воздей­ ствия на научно-технический прогресс. Имеется в виду широкое использование наряду с плановыми заданиями экономических рычагов воздействия на производство, та­ ких, как хозрасчет, цены, прибыль, кредит, формы мате­ риального поощрения и т. д.

Социалистическое государство выполняет функцию централизованного управления научно-техническим про­ грессом через Государственный комитет Совета Минист­ ров СССР по науке и технике. В его обязанности входит:

определение основных направлений развития науки и техники в стране;

организация разработки межотраслевых научно-тех­ нических проблем;

повышение эффективности научных исследований и обеспечение быстрого использования достижений науки и техники в народном хозяйстве;

организация научно-технической информации в стране;

технико-экономическая оценка уровня развития техни­ ки в отраслях народного хозяйства;

разработка и проведение в жизнь мероприятий по раз­ витию научных методов организации труда;

осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-технического сотрудничества и др.

В целях сокращения научно-производственного цикла Госкомитет по науке и технике совместно с Академией наук СССР, министерствами и ведомствами отбирает наи­ более перспективные фундаментальные исследования, вы­ полненные учреждениями Академии наук СССР, респуб­ ликанских академий и вузами, для организации дальней­ шей разработки их в институтах и конструкторских бюро министерств и ведомств, определяет области применения результатов научных исследований и организует их освое­ ние. Госкомитет по науке и технике осуществляет обще-

4?


государственный контроль за выполнением научных ис­ следований по основным направлениям развития науки и техники, а также за освоением в производстве научнотехнических достижений, имеющих большое народнохо­ зяйственное значение. Он призван разрабатывать необхо­ димые мероприятия по обеспечению использования в бу­ дущем открытий, изобретений и результатов поисковых исследований, практическое применение которых еще не подготовлено, но которые будут представлять большой интерес в дальнейшем, а также направлять работу по закупке и продаже лицензий.

В отраслях управление научно-техническим прогрес­ сом осуществляют соответствующие министерства и ве­ домства СССР, которые несут ответственность за состоя­ ние и дальнейшее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество продукции и наиболее полное удовлетворение потребно­ стей страны во всех видах продукции отрасли. Научноисследовательские, конструкторские и технологические организации осуществляют конкретные научно-исследова­ тельские и проектно-конструкторские работы и участвуют во внедрении результатов своих работ в производство. Цель управления при этом — проведение их с минималь­ ным расходом трудовых и материальных ресурсов *.

Наряду с системой управления научно-техническим прогрессом в целом в стране созданы и развиваются си­ стемы, сфера действия которых распространяется на от­ дельные аспекты этого сложнейшего процесса, такие, как фундаментальные исследования, изобретательство, стан­ дартизация и обеспечение качества промышленной про­ дукции, подготовка научных и инженерных кадров и др.21 Из их числа к области технического освоения научных достижений непосредственное отношение имеет прежде всего общегосударственная система управления изобре­ тательской и патентно-лицензионной работой.

Регулирование изобретательства и складывающихся в связи с ним общественных отношений имеет весьма про­ должительную историю. Оно зародилось в условиях капи­

тализма

и осуществляется

там

с помощью

патентной

1 См.

Архангельский В.

Н.

Рационализация

управления

в НИИ и КБ. М., «Экономика», 1972.

2 См., например, Ланге К. А. Организация управления науч­ ными исследованиями. М., «Наука», 1971,

50



системы, которая представляет собой одни из наиболее ранних инструментов государственного воздействия на научно-технический прогресс. Для буржуазного общества характерны методы и формы правового регулирования изобретательских отношений на основе использования па­ тента на изобретение — документа, сущность которого за­ ключается в праве его обладателя запрещать всем другим лицам использование запатентованного изобретения, обеспечивая себе определенные экономические преиму­

щества.

Воздействие буржуазной патентной системы на научнотехнический прогресс носит противоречивый характер1. С одной стороны, патентная система капитализма оказыва­ ет стимулирующее воздействие на развитие пауки и тех­ ники. Предоставление монопольного права на использо­ вание изобретений побуждает к раскрытию технических новшеств, которые в противном случае использовались бы втайне, активизирует исследования и разработки конку­ рентов, приводящие к созданию новых технических реше­ ний. Монопольное применение изобретений, предусмот­ ренное патентовладением, обычно позволяет изготовлять новые товары с более низкими издержками производства, а это стимулирует использование изобретений и поиски передовых производственно-технических методов. С дру­ гой стороны, патентная монополия оказывает ограничи­ вающее воздействие на процесс широкого использования изобретений в производстве, в частности исключая сво­ бодный доступ конкурирующих капиталов к использова­ нию запатентованных новшеств и ограничивая их широ­ кое распространение.

В последние десятилетия в капиталистическом мире активизировался объективный процесс обобществления исследований и разработок. Как следствие этого процес­ са получают развитие новые инструменты государствен­ ного воздействия на научно-технический прогресс: финан­ сируемые государством заказы на выполнение исследова­ ний и разработок, субсидии, налоговые льготы и другие, которые дают в определенных условиях возможность крупным монополиям получать большие прибыли незави­ симо от того, становятся они патентовладельцами или нет.

1 См. И в а h о в И. Д. Патентная система современного капи­ тализма. М., Изд. ЦНИИПИ, 1966.

51

Подсчитано, что на долю 20 крупнейших корпораций США, выполняющих 2/з исследований в промышленности по государственным контрактам, приходится лишь >/2 численности патентов на изобретения, сделанные в ходе их выполнения. За период с 1963 по 1966 г. приблизитель­ но 2/3 изобретений, созданных фирмами-контракторами, не охватывались патентными заявками '. Это объясняется тем, что выполнение исследований и разработок по конт­ рактам с правительственными ведомствами зачастую не содержит в себе риска потерь, которые оправдывали бы дополнительное обращение к патентной системе. Роль па­ тентной системы в капиталистическом обществе остается весьма значительной, тем не менее приведенные факты, по-видимому, указывают на существование тенденции сни­ жения ее удельного веса по мере развития новых инстру­ ментов государственного воздействия па научно-техниче­ ский прогресс.

В отличие от буржуазного патентного советское изо­ бретательское право подчинено не принципу запрета при­ менения изобретений, а стремлению максимально исполь­ зовать их на благо общества. Принятая в нашей стране система экономических мер и правовых норм закрепляет условия, не только стимулирующие к изобретательству, но и благоприятствующие реализации изобретений. Пер­ вое обеспечивается выдачей авторского свидетельства, га­ рантирующего изобретателю защиту авторства, получе­ ние денежного вознаграждения и т. д., а второе — включением в систему советского изобретательского права норм, способствующих скорейшему и наиболее пол­ ному использованию изобретений в народном хозяйстве. Сюда относятся правила опубликования и распростране­ ния информации об изобретениях, включая сведения о внедренных изобретениях; правила отбора изобретений для включения в планы внедрения изобретений, а также контроля за выполнением таких планов; правила о льгот­ ном финансировании работ по внедрению изобретений и

опремировании лиц, содействующих внедрению.

Внашей стране сложилась общегосударственная си­

стема управления изобретательской и патентно-лицензи­ онной работой. Действие этой системы распространяется

1 См. Лебедева Е. А. США: государственное воздействие на научно-технический прогресс. М., «Наука», 1972, с. 176.

52


сегодня преимущественно па сферу регулируемых зако­ ном изобретательских общественных отношений, сложив­ шихся в связи с созданием и использованием основной части изобретений.

Цель системы — дальнейшее развитие и совершенст­ вование социалистического изобретательства, основанно­ го на плановости, массовости, взаимопомощи и сотруд­ ничестве, ускоренном внедрении новейших технических достижений, обеспечении широких материальных и не­ имущественных прав создателям изобретений и рациона­ лизаторских предложений.

Система государственных органов, руководящих раз­ витием изобретательской и патентно-лицензионной рабо­ ты, построена по функционально-отраслевому принципу.

Организация этой работы в отраслях рассматривает­ ся как один из элементов управления народным хозяйст­ вом, поэтому государственные органы, осуществляющие хозяйственное руководство, руководят также изобрета­ тельской и патентно-лицензионной работой, в соответст­ вующих отраслях народного хозяйства.

Однако в практике государственного руководства воз­ никает много общих вопросов организации и управления: проведение единой липни в вопросах развития изобрета­ тельской и патентно-лицензионной работы; осуществление государственной экспертизы предполагаемых открытий, изобретений, промышленных образцов и товарных знаков; централизованное обеспечение организаций и предприя­ тий патентной информацией; проведение работ по патен­ тованию изобретений за границей, продаже лицензий на отечественные изобретения и др. Все эти задачи решаются общесоюзными органами управления: Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобрете­ ний и открытий, а также Государственным комитетом Со­ вета Министров СССР по пауке и технике и Министерст­ вом внешней торговли СССР. Наряду с государственными органами в руководстве развитием изобретательства и рационализации принимают участие и общественные ор­ ганизации: Всесоюзное общество изобретателей и рацио­ нализаторов (ВОИР), Всесоюзный совет научно-техни­ ческих обществ (ВСНТО) и др.

Существующая общегосударственная система управ­ ления изобретательской и патентно-лицензионной работой представляет собой совокупность методов, средств и орга-

53

ішзационных форм, направленных на выполнение следую­ щих основных функции:

организацию работ по созданию патентоспособных и конкурентоспособных изделий;

организацию патентной информации и патентных ус­ луг;

организацию государственной патентной экспертизы; организацию использования изобретений и рационали­

заторских предложений в производстве; организацию патентования изобретений за границей и

реализации их в виде лицензий; организацию подготовки патентных кадров.

Важнейшей формой организации работ по созданию патентоспособных и конкурентоспособных изделий явля­ ется составление перспективных и текущих тематических планов по изобретательству и рационализации. Планиро­ вание изобретательства — весьма специфическая и слож­ ная задача, поскольку изобретательство — это процесс, который с большим трудом поддается анализу, планиро­ ванию, организации и руководству. Задача планирования изобретательства была выдвинута еще М. И. Калининым па I съезде изобретателей: «Изобретать нужно пе то, что хочется, — отмечал он, — а то, чего требует наше социа­ листическое производство» *.

Назначение планов в данном случае не в том, чтобы предопределить появление конкретных изобретений, а в том, чтобы направить творческую мысль изобретателей и рационализаторов иа решение важнейших задач, стоя­ щих перед предприятием или отраслью народного хозяй­ ства в целом.

Планирование изобретательской и рационализатор­ ской работы осуществляется в соответствии с Положе­ нием об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, на основе которого разрабатываются спе­ циальные указания. В зависимости от содержания и акту­ альности заданий, выбранных для тематического плани­ рования, последнее подразделяется на перспективное и текущее. В перспективные планы включают задания, ко­ торые являются проблемными, наиболее важными в све­ те задач общего развития отрасли или предприятия на ближайшие несколько лет (от двух до пяти). Текущие

1 «Изобретатель», 1932, № 2.

54