ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
водят первое (грубое) определение места и устраняют многозначность в отсчетах. С помощью фазового мето
да определяют место с высокой точностью. |
|
|
|||
Специальные испытания |
показали, |
что «Лоран-С» |
|||
может обеспечить точность ±300 м на |
расстоянии |
до |
|||
1000 миль. Система может |
работать |
круглосуточно. |
|||
Она рассчитана для работы на |
расстояниях |
до |
2000 |
||
миль. |
|
|
|
|
|
В настоящее время в практику судовождения вводит |
|||||
ся новая фазовая глобальная |
РНС «Омега». |
Работу |
этой системы обеспечивают восемь береговых станций. Такое количество станций с особенностями их работы достаточно для того, чтобы обеспечить определения места судна с необходимой точностью в пределах всего земного шара. Полагают, что точность определения ме
ста судна по сигналам РНС «Омега» на |
расстояниях |
до 14 000 км составит 0,8—1,6 км днем |
и 1,6—3,3 км |
ночью. |
|
Радиолокация
Очень трудно совершать рейс в условиях плохой види мости — в это время резко снижается безопасность плавания. Встречные суда, айсберги и берега из-за ту мана, дождя, снега становятся видны только в непо средственной близости, когда уже невозможны маневры, предотвращающие аварию. Чтобы избежать стол кновения или посадки на мель, суда в плохую види мость плавают с умеренной скоростью, штурманы при меняют звуковые сигналы, выставляют специальных на блюдателей на баке судна — впередсмотрящих и т. д.
История мореплавания знает много случаев гибели судов. Особенно часты аварии из-за того, что в плохую видимость навигационные опасности обнаруживались слишком поздно.
144
Так, например, произошло с трансатлантическим пароходом «Титаник», который погиб, получив пробо ину из-за столкновения с айсбергом. Причина аварии заключалась и в том, что на судне не были приняты меры предосторожности после получения по телеграфу сообщения от других судов о замеченном айсберге («Титаник» не сбавил хода, а по-прежнему шел со ско ростью 22 уз).
Гибель «Титаника» вызвала острую необходимость создания такого прибора, с помощью которого можно было бы наблюдать окружающую обстановку при лю бой погоде и любой видимости.
В 1938—1939 гг. почти одновременно в СССР, Ан глии и США появились принципиально новые радиотех
нические |
средства судовождения — радиолокационные |
станции |
(РЛС), которые позволяют не только опреде |
лять место судна, но и получать на экране изображе ние окружающей обстановки (суда, берега, острова, айсберги и т. п.) при плохой визуальной видимости. С помощью РЛС, или радиолокаторов (как их еще называ ют), стало возможным во время плохой видимости вво дить суда в порты и выводить из них, осуществлять про водку судов по каналам и рекам, а также быстро и то чно определять место судна.
Так как на экранах радиолокаторов изображается окружающая обстановка, то в основу радиолокацион ных методов определения места судна в море положе ны методы, применяемые при визуальных наблюде ниях береговых объектов.
Радиолокаторы кругового обзора воспроизводят на
электроннолучевой трубке изображение |
местности в |
виде светового плана, который состоит |
из совокупно |
сти ярких отметок от деталей местности. Для штурма на особенно важно такое наглядное представление об окружающей обстановке, хотя представление об объем ных размерах объектов теряется, что вызвано распо-
6—4811 |
145 |
ложением отметок в одной плоскости, на которой по лучается световой план окружающей местности в мас штабе, установленном шкалой дальности радиолока торов.
Работа радиолокатора основана на приеме отражен ных радиоволн от объектов. Основные части радиолока тора— это передатчик, приемник, антенна с волновод ным устройством и индикатор.
Передатчик вырабатывает импульсы колебаний сверхвысокой частоты, которые затем передаются по волноводу в антенну. Волновод является лучшим сред ством для передачи волн высокой частоты. Он пред ставляет собой хорошо отполированную прямоуголь ного сечения трубку, вдоль которой распространяется радиоволна. Высокочастотные импульсы подводятся по волноводу к раструбу, откуда поступают на рефлектор антенны. Он собирает их в узкий пучок и посылает в определенном направлении. Это можно сравнить с ис точником света, помещенным в фокусе прожекторного рефлектора, который дает вместо слабого и рассеян ного света узкий луч большой силы. Посланные антен ной радиоимпульсы встречаются с объектом и отцажаются от него. Большинство отраженных радиоим
пульсов рассеивается |
объектом в окружающее прост |
||
ранство, а остальная |
часть возвращается |
и |
попадает |
на рефлектор. Рефлектор собирает в своем |
фокусе |
||
энергию определенной частоты и через |
находящийся |
там раструб вводит ее в волновод, а затем по волново ду эта энергия поступает в приемник, в котором слабо отраженные сигналы усиливаются, преобразуются и передаются на индикатор. Последний фиксирует нали чие объекта в данном направлении и расстояние от не го до радиолокатора. Процесс усиления отраженных сигналов до величины, которая способна привести в дей ствие индикатор, очень сложный. Объясняется это тем, что отраженные сигналы имеют очень малую силу, а их
146
усиление не должно исказить отличительную форму отраженного импульса.
Антенна, вращаясь вокруг вертикальной оси, при нимает только те эхо-сигналы, которые отражаются от
объектов, расположенных в |
направлении, |
в котором |
|
было послано излучение. |
|
|
|
Индикатор |
радиолокатора |
может иметь |
различное |
устройство. На морских судах |
в качестве |
индикатора |
|
используют |
электроннолучевую трубку |
кругового |
|
обзора. Такой |
индикатор дает изображение |
окружаю |
щей обстановки и позволяет определить направление на объекты и расстояние до них.
Изображение на индикаторе образует развертка кругового обзора. Она вращается и на экране имеет вид светящейся радиальной линии. Ее начало — в цент ре экрана, который совпадает с местом положения судна.
Положение диаметральной плоскости судна на экра не определяется также по светящейся радиальной ли нии, которая идет от центра в направлении положения носа судна. Она носит название отметки курса.
Направление на объекты определяют с помощью неподвижной шкалы (азимутального круга) и подвиж ной, которая связана с гирокомпасом. Отсчеты пеленгов и курсовых углов определяют с помощью визира.
Изображение окружающей обстановки на индика торе кругового обзора ориентируется относительно се верной части земного меридиана либо относительно диаметральной плоскости судна.
Расстояния до объектов определяют с помощью под вижного круга дальности (ПКД) и неподвижных кон центрических кругов дальности (НКД). Измерение рас стояния с помощью подвижного круга дальности явля ется более точным.
При измерении расстояния с помощью ПКД его ра диус изменяют так, чтобы круг коснулся светящегося
6 * |
147 |
изображения отраженного сигнала. Расстояние указы вает счетчик дальномерного устройства. Неподвижные круги дальности дают приближенное общее представ ление о |расстояниях до объектов.
В радиолокаторе существуют различные шкалы даль ности. В зависимости от их установки получают соответ ствующий масштаб изображения.
Мы указывали, что место судна на экране индика тора всегда изображается в его центре. Поэтому, если судно движется, то на экране перемещается изображе ние панорамы окружающей обстановки, т. е. наблюда ется картина относительного движения. Такие радиоло каторы получили название радиолокаторов с относитель ным движением. Им присущи два недостатка. Первый вытекает из сущности относительного движения. Пере мещается изображение панорамы, поэтому новые свето вые отметки не совпадают со старыми и границы отме ток, попавших на старое изображение, размываются и теряют четкость очертаний. Второй заключается в том, что на панораме экрана не выделяется истинное дви жение других плывущих судов среди неподвижных объектов, которое более привычно глазу наблюда
теля.
В этом отношении более удобны радиолокаторы, по казывающие картину истинного движения. В них изоб ражается неподвижная панорама берега и действитель ная картина перемещения всех судов, в том числе и того, на котором производятся наблюдения.
Судовые радиолокаторы работают на радиоволнах сантиметрового диапазона. Такие радиоволны хорошо отражаются от объектов, а их распространение и отра жение происходит по таким же законам, как распрост ранение и отражение световых волн, но с несколько большим коэффицентом рефракции.
Наибольшая дальность действия радиолокатора оп ределяется радиолокационным горизонтом. Она зависит
148
от высоты антенны над уровнем моря и от высоты на блюдаемых объектов. Дальность обнаружения некото рых объектов меньше дальности действия радиолока тора. Это объясняется отражающей способностью объек та, которая зависит от размеров, формы, строения по верхности, положения объекта и т. д. Высокие крутые ка менистые берега обнаруживаются на большем расстоя нии, чем низкие, пологие и с обыкновенными грунтами. Металлические суда также обнаруживаются на большем расстоянии, чем суда таких же размеров, но деревян ные. Дождь, туман и снегопад уменьшают дальность ра диолокационного горизонта. В зависимости от интенсив ности этих явлений его дальность может уменьшиться на 10—40%. При особых гидрометеорологических усло виях, когда разность между температурой воздуха и по верхностью воды велика, наблюдается большое наруше ние в нормальном распространении радиолокационных сигналов. Это приводит к значительному уменьшению дальности обнаружения объектов или, наоборот, к зна чительному ее увеличению. Первое явление называют субрефракцией, второе — сверхрефракцией.
Наименьшая дальность действия — это наименьшее расстояние от антенны радиолокатора, на котором еще возможно обнаружение объектов. Наименьшая даль
ность— важная навигационная характеристика |
радио |
локатора, так как она определяет возможность |
прохода |
узкостей и выполнения маневров судна в условиях пло хой видимости.
Наиболее важные характеристики достоинства радио локатора—'Это наибольшая разрешающая способность локатора по дальности и направлению (по углу). Пер вая характеризуется наименьшим расстоянием между двумя объектами на местности, расположенными по од ному направлению от судна, когда на экране их отра женные сигналы еще видны раздельно. Вторая опреде ляется наименьшим углом между двумя объектами, на-
149