ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Рис. 6. Общий вид шлю почного компаса:
а — котелок; б — футляр
девиационный прибор 4. Картушка состоит из систе мы магнитных стрелок, поплавка с вделанным в него слюдяным диском, на который наклеен бумажный диск, разделенный на румбы и градусы.
Котелок компаса представляет собой латунный ре зервуар, разделенный на две камеры и залитый жид костью, состоящей из раствора этилового спирта (43% по объему) в дистиллированной воде, которая замер зает при температуре —26°. Картушка компаса нахо дится в верхней камере.
Нижняя камера служит для компенсации изменения объема компасной жидкости. Котелок устанавливают в кардановом кольце, которое сохраняет его горизонталь ное положение.
Пеленгатор служит для определения направлений на видимые предметы и небесные светила, т. е. для оп ределения пеленгов и курсовых углов.
Нактоуз представляет собой полую цилиндриче скую или квадратную основу, на которой крепят все части компаса. Внутри нактоуза находится девиацион ный прибор.
На малых судах, катерах и спасательных шлюпках применяются магнитные компасы марок КТ-М1м и
2 6
КТ-М2м. Они малых размеров и упрощенного устрой ства.
Шлюпочный компас' КТ-М1м состоит из котелка с картушкой и футляра с фонарем (рис. 6). Котелок за полнен компасной жидкостью и так же, как и морской магнитный 127-мм компас, состоит из двух камер. В основной камере находится картушка компаса, которая вращается на острие шпильки. Шкала картушки раз делена на румбы и на ней нанесены деления через 2°. Цифры на картушке указывают число десятков граду
сов, например, цифра 10 указывает |
100°, |
а цифра 15 — |
|||||
150°. В основной камере установлены |
две |
кур |
|||||
совые нити из латунной проволочки. |
Они располо |
||||||
жены |
в одной |
вертикальной |
плоскости, |
проходящей |
|||
через |
центр |
котелка, и служат |
для |
отсчета |
кру |
||
гов. |
|
|
|
|
|
|
|
Котелок шлюпочного компаса установлен в пружин |
|||||||
ном подвесе нижней части металлического |
футляра. |
||||||
Верхняя съемная часть футляра имеет |
застекленный |
||||||
вырез и прикрепленный к ней фонарь для |
освещения |
||||||
отсчетов картушки в ночное время. |
|
|
|
|
|||
Конструкция катерного магнитного компаса марки |
|||||||
КТ-М2м в основном такая же, |
как |
и морского |
127-мм |
магнитного компаса, но упрощена, и он меньших разме ров.
Преимущества магнитного компаса по сравнению с другими типами компасов заключаются в том, что он прост по устройству, автономен, мал по размерам и постоянно готов к работе. Но его показания необходи
мо исправлять поправкой, величина |
и знак которой |
||
зависят от магнитных полей |
Земли |
и судна, — это |
его |
первый недостаток. Второй, |
весьма |
существенный, |
за |
ключается в следующем. За последние |
два десятиле |
||
тия появились приборы, как, например, |
радиопеленга |
||
тор, авторулевой и другие, |
которые |
должны работать |
|
в зависимости от показаний |
компаса, |
но последний не |
27
может передавать свои показания другим приборам и в любое помещение судна.
В начале XX в. начались изыскания по изобрете нию такого прибора, который бы указывал направ ления судна в море, а его работа не зависела бы от магнитных полей Земли и судового железа. Поиски увен чались успехом. Был изобретен гирокомпас. Гироско пические компасы (гирокомпасы) обладают рядом пре имуществ по сравнению с магнитными. В их устройст ве использовано свойство быстровращающегося тела (гироскопа) сохранять в пространстве постоянное на правление главной оси вращения, что повышает точ ность ведения судна по заданному курсу. При помощи ряда специальных устройств ось гирокомпаса распола гается в плоскости гирокомпасного меридиана, направ ление которого почти совпадает с плоскостью истин ного.
Гирокомпас — прибор механический, поэтому он нс зависит от магнитных полей Земли, судна и электро установок. Гирокомпас можно отрегулировать так, что он будет показывать истинные курсы и направления, а следовательно, упростятся вычисления. Точность пока заний гирокомпаса составляет около 0,1°, что выше показаний магнитных компасов. Гирокомпасы исполь зуются для осуществления автоматического удержания судна на курсе при помощи специального прибора — авторулевого, его показания с помощью репитеров передаются и к другим приборам. Совместно с гиро компасом работает курсограф — прибор, автоматиче ски записывающий курсы судна.
Гирокомпас по сравнению с магнитным компасом имеет также и недостатки, например сложность кон струкции и необходимость в специальном обслужива нии. Большое количество вспомогательного электрообо рудования лишает гирокомпас автономности, а для введения его в рабочее состояние необходимо некото-
28
Рис. 7. Магнитное поле Земли
рое время. В районе географического полюса Земли гирокомпас, как и магнитный компас в районе магнит ного полюса, перестает указывать направление.
Все современные суда снабжаются магнитными ком пасами и гирокомпасами, что позволяет взаимно конт ролировать работу этих приборов.
Итак, мы рассмотрели назначение компасов и об щую идею их устройств. Теперь рассмотрим, как с по мощью компасов определяют направления и как ими пользуются.
Магнитное поле Земли представляет собой прост ранство, в котором действуют магнитные силы Земли.
Оно подобно магнитному полю, |
которое |
создал |
бы |
||||||
большой |
магнитный |
брусок, |
расположенный |
в |
Зем |
||||
ле и направленный южным концом в северную |
часть |
||||||||
Америки — Гудзонов залив, а |
северным |
— в Антаркти |
|||||||
ду— Землю Южной Виктории |
(рис. 7). Магнитный по |
||||||||
люс Рт , |
расположенный |
в северном полушарии, |
на |
||||||
зывают северным магнитным полюсом, |
а |
в |
южном — |
||||||
южным Р 'т . Магнитные |
силовые |
линии земного поля |
|||||||
выходят |
из южного |
магнитного |
полюса, |
покрывают |
|||||
земную |
поверхность |
и сходятся в |
северном магнитном |
29
полюсе, образуя замкнутые кривые. Магнитные полю сы не занимают постоянного положения, их географи ческие координаты медленно изменяются. В настоящее время координаты приблизительно следующие: север ного магнитного полюса — широта <р = 72°N, долгота X = 96°W; южного магнитного полюса — широта ф = =i70°S, долгота X=150°Ost.
В каждой точке земной поверхности сила магнитно го поля характеризуется напряженностью, которая име ет определенное направление. По этому направлению стремится расположиться свободно подвешенная маг
нитная стрелка. Вертикальная |
|
плоскость, |
в |
которой |
|||||
располагается |
ось |
свободно подвешенной |
магнитной |
||||||
стрелки, |
называют плоскостью |
магнитного |
меридиана. |
||||||
Она не совпадает |
с плоскостью |
истинного |
меридиана. |
||||||
Напряженность |
магнитного |
|
поля имеет |
ряд харак |
|||||
теристик. Для |
штурмана |
наиболее важная |
из |
них — |
|||||
магнитное |
склонение d, |
т. е. |
угол |
между плоскостя |
|||||
ми истинного |
и магнитного |
меридианов. |
Магнитное |
||||||
склонение |
условились отсчитывать |
от северной |
части |
истинного меридиана к востоку или западу с соответ ствующим наименованием. При вычислениях восточно му магнитному склонению приписывают знак плюс, а
западному — минус. Значения |
магнитных |
склонений |
|
указаны на путевых морских картах, |
откуда штурман |
||
снимает их для расчета курсов. |
Их |
также |
указывают |
и на специальных магнитных картах. |
|
|
|
Следует отметить, что мйгнитное склонение, как и |
|||
другие характеристики ' магнитного |
поля |
Земли, со |
|
временем .изменяется. Это изменение, |
т. е. вариация, |
носит периодический и непериодический характер. Из менения периодического характера подчинены опреде ленной закономерности, и к ним относят вековые, го довые н суточные вариации. Для судовождения имеют значения вековые изменения, потому что они достига ют значительной величины, иногда 30—40°.
30
На морских навигационных картах величину маг нитного склонения указывают на определенный год, а для расчета па другие годы приводят годовое измене ние.
К непериодическим изменениям относят магнитные бури, которые сравнительно кратковременны и длятся несколько суток, иногда часов и даже минут. Они воз
никают во время |
северных сияний и во время появле |
|||||
ний пятен на Солнце. |
В больших |
широтах эти |
явле |
|||
ния встречаются чаще |
и достигают |
значительной вели |
||||
чины. В |
1937 г. вблизи острова Бельковского в Арктике |
|||||
во время дрейфа ледокола «Седов», |
который продол |
|||||
жался |
812 дней, |
гидрограф |
В. X. Буйницкий |
на |
||
блюдал |
магнитную |
бурю с |
изменением магнитного |
склонения на 52°. Большие магнитные бури наблюда лись и в другие годы.
Резкие отклонения магнитных склонений происходят и по другим причинам. В некоторых местах Земли на ходятся залежи магнитных пород (например, большие залежи руды), которые создают отклонения в магнит ных полях. Такие районы называются местами магнит ных аномалий. Их границы указывают на морских картах. Штурман в таких районах должен особенно тщательно следить за работой магнитного компаса и в большей мере полагаться на гирокомпас.
Магнитные аномалии встречаются нередко. В мо рях, омывающих СССР, большие аномалии встреча ются в Балтийском, Белом, Баренцевом и Охотском морях, а на Черном море — в Одесском заливе. Особен но большая магнитная аномалия находится у западных берегов Австралии.
Мы уже упоминали, что на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, кроме магнитного поля Земли, большое влияние оказывает магнитное поле, образованное судном. Магнитное поле судна от клоняет стрелку компаса от магнитного меридиана, и
31