Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Общий вид шлю­ почного компаса:

а — котелок; б — футляр

девиационный прибор 4. Картушка состоит из систе­ мы магнитных стрелок, поплавка с вделанным в него слюдяным диском, на который наклеен бумажный диск, разделенный на румбы и градусы.

Котелок компаса представляет собой латунный ре­ зервуар, разделенный на две камеры и залитый жид­ костью, состоящей из раствора этилового спирта (43% по объему) в дистиллированной воде, которая замер­ зает при температуре —26°. Картушка компаса нахо­ дится в верхней камере.

Нижняя камера служит для компенсации изменения объема компасной жидкости. Котелок устанавливают в кардановом кольце, которое сохраняет его горизонталь­ ное положение.

Пеленгатор служит для определения направлений на видимые предметы и небесные светила, т. е. для оп­ ределения пеленгов и курсовых углов.

Нактоуз представляет собой полую цилиндриче­ скую или квадратную основу, на которой крепят все части компаса. Внутри нактоуза находится девиацион­ ный прибор.

На малых судах, катерах и спасательных шлюпках применяются магнитные компасы марок КТ-М1м и

2 6

КТ-М2м. Они малых размеров и упрощенного устрой­ ства.

Шлюпочный компас' КТ-М1м состоит из котелка с картушкой и футляра с фонарем (рис. 6). Котелок за­ полнен компасной жидкостью и так же, как и морской магнитный 127-мм компас, состоит из двух камер. В основной камере находится картушка компаса, которая вращается на острие шпильки. Шкала картушки раз­ делена на румбы и на ней нанесены деления через 2°. Цифры на картушке указывают число десятков граду­

сов, например, цифра 10 указывает

100°,

а цифра 15 —

150°. В основной камере установлены

две

кур­

совые нити из латунной проволочки.

Они располо­

жены

в одной

вертикальной

плоскости,

проходящей

через

центр

котелка, и служат

для

отсчета

кру­

гов.

 

 

 

 

 

 

 

Котелок шлюпочного компаса установлен в пружин­

ном подвесе нижней части металлического

футляра.

Верхняя съемная часть футляра имеет

застекленный

вырез и прикрепленный к ней фонарь для

освещения

отсчетов картушки в ночное время.

 

 

 

 

Конструкция катерного магнитного компаса марки

КТ-М2м в основном такая же,

как

и морского

127-мм

магнитного компаса, но упрощена, и он меньших разме­ ров.

Преимущества магнитного компаса по сравнению с другими типами компасов заключаются в том, что он прост по устройству, автономен, мал по размерам и постоянно готов к работе. Но его показания необходи­

мо исправлять поправкой, величина

и знак которой

зависят от магнитных полей

Земли

и судна, — это

его

первый недостаток. Второй,

весьма

существенный,

за­

ключается в следующем. За последние

два десятиле­

тия появились приборы, как, например,

радиопеленга­

тор, авторулевой и другие,

которые

должны работать

в зависимости от показаний

компаса,

но последний не

27



может передавать свои показания другим приборам и в любое помещение судна.

В начале XX в. начались изыскания по изобрете­ нию такого прибора, который бы указывал направ­ ления судна в море, а его работа не зависела бы от магнитных полей Земли и судового железа. Поиски увен­ чались успехом. Был изобретен гирокомпас. Гироско­ пические компасы (гирокомпасы) обладают рядом пре­ имуществ по сравнению с магнитными. В их устройст­ ве использовано свойство быстровращающегося тела (гироскопа) сохранять в пространстве постоянное на­ правление главной оси вращения, что повышает точ­ ность ведения судна по заданному курсу. При помощи ряда специальных устройств ось гирокомпаса распола­ гается в плоскости гирокомпасного меридиана, направ­ ление которого почти совпадает с плоскостью истин­ ного.

Гирокомпас — прибор механический, поэтому он нс зависит от магнитных полей Земли, судна и электро­ установок. Гирокомпас можно отрегулировать так, что он будет показывать истинные курсы и направления, а следовательно, упростятся вычисления. Точность пока­ заний гирокомпаса составляет около 0,1°, что выше показаний магнитных компасов. Гирокомпасы исполь­ зуются для осуществления автоматического удержания судна на курсе при помощи специального прибора — авторулевого, его показания с помощью репитеров передаются и к другим приборам. Совместно с гиро­ компасом работает курсограф — прибор, автоматиче­ ски записывающий курсы судна.

Гирокомпас по сравнению с магнитным компасом имеет также и недостатки, например сложность кон­ струкции и необходимость в специальном обслужива нии. Большое количество вспомогательного электрообо­ рудования лишает гирокомпас автономности, а для введения его в рабочее состояние необходимо некото-

28

Рис. 7. Магнитное поле Земли

рое время. В районе географического полюса Земли гирокомпас, как и магнитный компас в районе магнит­ ного полюса, перестает указывать направление.

Все современные суда снабжаются магнитными ком­ пасами и гирокомпасами, что позволяет взаимно конт­ ролировать работу этих приборов.

Итак, мы рассмотрели назначение компасов и об­ щую идею их устройств. Теперь рассмотрим, как с по­ мощью компасов определяют направления и как ими пользуются.

Магнитное поле Земли представляет собой прост­ ранство, в котором действуют магнитные силы Земли.

Оно подобно магнитному полю,

которое

создал

бы

большой

магнитный

брусок,

расположенный

в

Зем­

ле и направленный южным концом в северную

часть

Америки — Гудзонов залив, а

северным

— в Антаркти­

ду— Землю Южной Виктории

(рис. 7). Магнитный по­

люс Рт ,

расположенный

в северном полушарии,

на­

зывают северным магнитным полюсом,

а

в

южном —

южным Р 'т . Магнитные

силовые

линии земного поля

выходят

из южного

магнитного

полюса,

покрывают

земную

поверхность

и сходятся в

северном магнитном

29


полюсе, образуя замкнутые кривые. Магнитные полю­ сы не занимают постоянного положения, их географи­ ческие координаты медленно изменяются. В настоящее время координаты приблизительно следующие: север­ ного магнитного полюса — широта <р = 72°N, долгота X = 96°W; южного магнитного полюса — широта ф = =i70°S, долгота X=150°Ost.

В каждой точке земной поверхности сила магнитно­ го поля характеризуется напряженностью, которая име­ ет определенное направление. По этому направлению стремится расположиться свободно подвешенная маг­

нитная стрелка. Вертикальная

 

плоскость,

в

которой

располагается

ось

свободно подвешенной

магнитной

стрелки,

называют плоскостью

магнитного

меридиана.

Она не совпадает

с плоскостью

истинного

меридиана.

Напряженность

магнитного

 

поля имеет

ряд харак­

теристик. Для

штурмана

наиболее важная

из

них —

магнитное

склонение d,

т. е.

угол

между плоскостя­

ми истинного

и магнитного

меридианов.

Магнитное

склонение

условились отсчитывать

от северной

части

истинного меридиана к востоку или западу с соответ­ ствующим наименованием. При вычислениях восточно­ му магнитному склонению приписывают знак плюс, а

западному — минус. Значения

магнитных

склонений

указаны на путевых морских картах,

откуда штурман

снимает их для расчета курсов.

Их

также

указывают

и на специальных магнитных картах.

 

 

Следует отметить, что мйгнитное склонение, как и

другие характеристики ' магнитного

поля

Земли, со

временем .изменяется. Это изменение,

т. е. вариация,

носит периодический и непериодический характер. Из­ менения периодического характера подчинены опреде­ ленной закономерности, и к ним относят вековые, го­ довые н суточные вариации. Для судовождения имеют значения вековые изменения, потому что они достига­ ют значительной величины, иногда 30—40°.

30


На морских навигационных картах величину маг­ нитного склонения указывают на определенный год, а для расчета па другие годы приводят годовое измене­ ние.

К непериодическим изменениям относят магнитные бури, которые сравнительно кратковременны и длятся несколько суток, иногда часов и даже минут. Они воз­

никают во время

северных сияний и во время появле­

ний пятен на Солнце.

В больших

широтах эти

явле­

ния встречаются чаще

и достигают

значительной вели­

чины. В

1937 г. вблизи острова Бельковского в Арктике

во время дрейфа ледокола «Седов»,

который продол­

жался

812 дней,

гидрограф

В. X. Буйницкий

на­

блюдал

магнитную

бурю с

изменением магнитного

склонения на 52°. Большие магнитные бури наблюда­ лись и в другие годы.

Резкие отклонения магнитных склонений происходят и по другим причинам. В некоторых местах Земли на­ ходятся залежи магнитных пород (например, большие залежи руды), которые создают отклонения в магнит­ ных полях. Такие районы называются местами магнит­ ных аномалий. Их границы указывают на морских картах. Штурман в таких районах должен особенно тщательно следить за работой магнитного компаса и в большей мере полагаться на гирокомпас.

Магнитные аномалии встречаются нередко. В мо­ рях, омывающих СССР, большие аномалии встреча­ ются в Балтийском, Белом, Баренцевом и Охотском морях, а на Черном море — в Одесском заливе. Особен­ но большая магнитная аномалия находится у западных берегов Австралии.

Мы уже упоминали, что на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, кроме магнитного поля Земли, большое влияние оказывает магнитное поле, образованное судном. Магнитное поле судна от­ клоняет стрелку компаса от магнитного меридиана, и

31