ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
она занимает новое положение. Это дополнительное отклонение называют девиацией. Она измеряется уг лом между магнитным и компасным меридианами. Де виацию обозначают греческой буквой б и отсчитывают от северной части магнитного меридиана к востоку и западу с соответствующими наименованиями. При вы числениях восточным наименованиям девиации припи сывают знак плюс, а западным — минус.
Большая девиация создает значительные затрудне ния при пользовании магнитным компасом. Поэтому на судах ее уничтожают. Это очень трудоемкая работа, ее выполняют специалисты-девиаторы, а иногда — сами судоводители. Девиацию уничтожают с помощью же лезных брусков, располагаемых около компаса и в девиационном приборе, помещенном в нактоузе компаса. Этим железом искусственно создают в центре ком паса магнитные силы, одинаковые по характеру, рав ные по величине, но противоположные по направле нию силам, вызывающим девиацию.
Уничтожить девиацию полностью не удается, поэ тому определяют оставшуюся девиацию (она обычно мала) и затем составляют специальные таблицы остав шейся девиации для данного компаса, которым штур ман пользуется при вычислениях. Об одном простом способе определения девиации будет рассказано ниже.
Подводя итог, можно сказать, что поправка магни тного компаса состоит из двух величин: магнитного склонения и девиации, т. е.
LK = d + b.
По этой формуле определяют поправку компаса у магнитных компасов на каждом новом курсе и при смене мест, в которых изменяется значение магнитного склонения. Магнитные склонение d рассчитывают, поль зуясь путевой навигационной картой, а девиацию б — в зависимости от курса выбирают из таблицы девиации.
32
Рис. 8. Зависимость меж ду истинным, магнитным и компасным направле ниями
Для облегчения всех расчетов в судовождении при пользовании магнитным компасом различают три мери диана: истинный, магнитный и компасный. Относитель но этих трех меридианов определяют истинный, магнит ный и компасный курсы, а также истинный, магнитный и компасный пеленги.
Понятия курсов и пеленгов являются основными по нятиями в судовождении. Курсы указывают направле ния движения судна, а пеленги служат для определения места судна в море.
Истинным курсом судна (ИК) называют угол между северной частью истинного меридиана и носовой ча стью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360° (рис. 8).
Магнитным курсом судна (МК) называют угол между северной частью магнитного меридиана и носо вой частью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.
Компасным курсом судна (КК) называют угол меж ду северной частью компасного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.
2—4811 |
33 |
Аналогично, истинным пеленгом (ИП) какого-либо объекта называют угол между' северной частью истин ного меридиана и направлением на данный объект, измеряемый по часовой стрелке в пределах от О до 360°.
Магнитным пеленгом (МП) какого-либо объекта на зывают угол между северной частью магнитного мери диана и направлением на данный объект, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°
И, наконец, компасным пеленгом (КП) какого-либо объекта называют угол между северной частью компас ного меридиана и направлением на данный объект, из меряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.
Если пользуются гирокомпасом, показания которо го не зависят от магнитных полей Земли и судна, то всегда будет только два направления: истинное и ком пасное. Они различаются между собой на поправку гирокомпаса, величина которой обычно постоянна и не зависит от избранного курса.
На навигационной карте прокладывают только ис тинные курсы и пеленги, компасные отсчитывают по компасам. Штурман при выполнении навигационных вычислений переходит от компасных направлений к ис тинным и обратно. В судовождении переход от истин ных курсов или пеленгов, снятых с карты, к компасным принято называть переводом курсов или пеленгов. Пе ревод курсов необходим в тех случаях, когда, зная ис тинный курс, по которому должно идти судно, необхо димо дать рулевому компасный курс, по которому он должен управлять судном. Переход от компасных кур сов или пеленгов, полученных по компасу, к истинным называют исправлением курсов или пеленгов. Исправ лением пеленгов пользуются в тех случаях, когда для определения места судна пеленгуют с помощью компа са береговые объекты, а на карте прокладывают их истинные пеленги.
Я4
Для решения этих задач пользуются соотношения ми, которые очевидны из рис. 8:
И К = К К + Ь К и ИП = К П + Ь К ,
где |
|
= + |
|
рут |
Как ранее упоминалось, магнитные склонения d бе |
||
с карты в районе |
плавания, |
а девиацию б — из |
|
таблиц девиации компаса. |
курсом ИК, компас |
||
|
Зависимости между |
истинным |
ным курсом КК, поправкой компаса АК, истинным пе ленгом ИП, компасным пеленгом КП, магнитным скло
нением d |
и девиацией б имеют большое |
значение, и |
штурман |
очень часто ими пользуется |
при расче |
тах. |
|
|
При рассмотрении магнитного склонения и девиации магнитного компаса видно, что эти величины могут изменяться по многим причинам, поэтому рассчитанная поправка магнитного компаса по магнитному склоне нию и девиации нуждается в дополнительном контроле. Необходимо также определять поправку гирокомпаса, которая нужна не только для расчета курсов, но и для контроля работы гирокомпаса.
Существует много способов определения поправки компаса, например по створам, небесным светилам и по сличению двух компасов, поправка одного из кото рых известна.
Створ — это два, а иногда и три навигационных знака, расположенных на берегу по одной линии и хо рошо видимых с моря. Ночью они освещаются опреде ленным цветом огня с постоянной характеристикой так, чтобы их можно было легко заметить с моря и легко отличить от других огней. Направление створа, т. е. его истинный пеленг, точно определен и нанесен на карту.
2* |
3 5 |
Если необходимо определить поправку компаса, то в момент пересечения линии створа замечают его ком пасный пеленг. Истинный пеленг снимают с карты. Разность в показаниях истинного и компасного пелен гов составляет поправку компаса, которую рассчитыва ют по формуле
Ь.К = ИП — КП .
В открытом море штурман поправку компаса опре деляет по небесным светилам: звездам, планетам, Солн цу и Луне. Для этого наблюдают компасный пеленг светила и замечают время. По времени и географичес ким координатам места судна рассчитывают истинный пеленг светила. Как и в прежнем случае, разность пе ленгов дает поправку компаса.
Малые суда (катера, яхты и др.) часто уходят в открытое море или отходят от берегов за пределы их видимости. Нередко совершают и большие переходы, в которых поправка компаса должна надежно рассчи тываться по магнитному склонению и девиации. На таких судах девиация должна быть определена обяза тельно. Существуют способы определения девиации, которыми могут воспользоваться лица, не имеющие спе циальной подготовки. Один из наиболее простых и легко выполнимых на малых судах состоит в следующем.
Сущность определения девиации вытекает из суще ства ее природы. Следовательно, чтобы ее определить, необходимо по магнитному компасу заметить с судна компасный пеленг и сравнить его с известным магнит ным пеленгом того же предмета. Как видно из рис. 8, се значение будет равно разности между магнитным и компасным пеленгами, т. е.
8 = МП — КП .
Девиация магнитного компаса зависит от курса судна, поэтому ее определяют на разных курсах, луч-
36
ше всего — на восьми равноотстоящих, а именно: N, NO, Ost, SO, S, SW, W и NW. После этого девиацию легко рассчитать на любых курсах.
Также прост способ определения девиации по вза имным пеленгам. Он состоит в следующем. На берегу устанавливают магнитный компас. В месте его установ ки должна отсутствовать магнитная аномалия, обеспе чена хорошая взаимная видимость с судном. Компас должен находиться вдали от магнитного влияния же лезных масс и электропроводов. Он находится только под -влиянием магнитного поля Земли.
Судно может быть и на акватории яхтклуба, но в
таком месте, где его |
можно |
будет легко |
разворачивать |
и устанавливать на |
главные |
курсы. На |
каждом курсе |
судно должно стоять не менее 5 мин, чтобы на этом курсе произошло перемагничивание судового железа земным магнетизмом. После этого два наблюдателя (один — с судна, другой — с берега) пеленгуют друг друга. Пеленгование производят одновременно, о вре мени должны договориться заранее и дать определен ный сигнал.
Для контроля и ослабления влияния случайных по грешностей наблюдений необходимо на каждом курсе заметить отсчеты трех—пяти пеленгов и затем рас считать средние значения.
Так как в этом методе выполняется взаимное пелен гование, то компасный пеленг магнитного компаса на берегу и магнитный пеленг компаса на судне, на кото рый действуют магнитные поля Земли и судна, будут отличаться между собой, кроме девиации, еще на 180°. Окончательно девиацию рассчитывают по формуле
8 = (МП — 180°) — КП .
В таблице девиации на компасные курсы, разделен ные одинаковым интервалом, приводятся значения де виации.
37
Определение пройденного судном расстояния
Во время плавания штурману необходимо |
знать мес |
то, где находится судно в данный момент. |
Поэтому, |
кроме направления, по которому оно перемещается, не обходимо знать пройденное судном расстояние, которое определяют по лагу.
Для определения пройденного судном расстояния и скорости на море приняты другие единицы, отличные от принятых на суше. Это обусловлено особенностями построения морских карт. Так, например, за единицу расстояния принята морская миля, равная длине од ной минуты дуги меридиана, если принять форму Зем
ли за шар. В СССР |
длина морской мили принята |
1852 м. Десятая часть |
морской мили — кабельтов, его |
считают равным 185 м. |
|
Долгое время, включая даже шестнадцатое столе тие, для определения пройденного расстояния, а сле довательно и скорости судна, пользовались методом «голландского лага». Идея определения скорости этим методом заключалась в том, что с судна в воду бросали плавающий предмет и замечали время, за которое оп проходил мимо двух наблюдателей, стоявших на палу бе на известном расстоянии друг от друга. Время опре делялось с помощью песочных или водяных часов. Та ким образом, измерив время прохождения судном из вестного расстояния между наблюдателями, рассчиты вали скорость судна, а затем и пройденное за опредеделенное время расстояние.
Как видно, определение скорости судна этим мето дом простое. Особенность его состоит и в том, что от сутствуют специальные приборы. Достаточно иметь часы с секундной стрелкой и знать определенную длину вдоль судна. Поэтому на парусных судах, яхтах и там,
38
где отсутствуют специальные приборы для определения скорости судна или пройденного расстояния, этим спо собом пользуются и в настоящее время.
В конце XVI в. на парусных судах появился ручной лаг. Устройство его примитивно, прибор прост в обра щении, а при малых скоростях является достаточно точным. Поэтому до начала XIX в. он служил единствен ным прибором для определения скорости судна. С ним познакомиться полезно потому, что с применением руч ного лага связано возникновение термина «узел» — мор ской единицы скорости. Кроме того, на малых судах и яхтах им замеряют скорость.
Ручной лаг состоит из деревянного сектора 1, лагли ня 2 и вьюшки 5 (рис. 9). К нижней круглой части де ревянного сектора прикреплена свинцовая пластинка, а в верхней имеется отверстие. В этом отверстии крепят конец лаглиня. Второй конец лаглиня крепят на вьюш ке. В лаглинь вплеснены, на расстоянии примерно 1 м от сектора, два конца. К ним прикреплены клеванты 3, которые при замере скорости вставляют в деревянный
Рис. 9. Ручной лаг:
а — общий вид; б — разбивка лаглиня
39