Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

она занимает новое положение. Это дополнительное отклонение называют девиацией. Она измеряется уг­ лом между магнитным и компасным меридианами. Де­ виацию обозначают греческой буквой б и отсчитывают от северной части магнитного меридиана к востоку и западу с соответствующими наименованиями. При вы­ числениях восточным наименованиям девиации припи­ сывают знак плюс, а западным — минус.

Большая девиация создает значительные затрудне­ ния при пользовании магнитным компасом. Поэтому на судах ее уничтожают. Это очень трудоемкая работа, ее выполняют специалисты-девиаторы, а иногда — сами судоводители. Девиацию уничтожают с помощью же­ лезных брусков, располагаемых около компаса и в девиационном приборе, помещенном в нактоузе компаса. Этим железом искусственно создают в центре ком­ паса магнитные силы, одинаковые по характеру, рав­ ные по величине, но противоположные по направле­ нию силам, вызывающим девиацию.

Уничтожить девиацию полностью не удается, поэ­ тому определяют оставшуюся девиацию (она обычно мала) и затем составляют специальные таблицы остав­ шейся девиации для данного компаса, которым штур­ ман пользуется при вычислениях. Об одном простом способе определения девиации будет рассказано ниже.

Подводя итог, можно сказать, что поправка магни­ тного компаса состоит из двух величин: магнитного склонения и девиации, т. е.

LK = d + b.

По этой формуле определяют поправку компаса у магнитных компасов на каждом новом курсе и при смене мест, в которых изменяется значение магнитного склонения. Магнитные склонение d рассчитывают, поль­ зуясь путевой навигационной картой, а девиацию б — в зависимости от курса выбирают из таблицы девиации.

32

Рис. 8. Зависимость меж­ ду истинным, магнитным и компасным направле­ ниями

Для облегчения всех расчетов в судовождении при пользовании магнитным компасом различают три мери­ диана: истинный, магнитный и компасный. Относитель­ но этих трех меридианов определяют истинный, магнит­ ный и компасный курсы, а также истинный, магнитный и компасный пеленги.

Понятия курсов и пеленгов являются основными по­ нятиями в судовождении. Курсы указывают направле­ ния движения судна, а пеленги служат для определения места судна в море.

Истинным курсом судна (ИК) называют угол между северной частью истинного меридиана и носовой ча­ стью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360° (рис. 8).

Магнитным курсом судна (МК) называют угол между северной частью магнитного меридиана и носо­ вой частью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.

Компасным курсом судна (КК) называют угол меж­ ду северной частью компасного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.

2—4811

33


Аналогично, истинным пеленгом (ИП) какого-либо объекта называют угол между' северной частью истин­ ного меридиана и направлением на данный объект, измеряемый по часовой стрелке в пределах от О до 360°.

Магнитным пеленгом (МП) какого-либо объекта на­ зывают угол между северной частью магнитного мери­ диана и направлением на данный объект, измеряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°

И, наконец, компасным пеленгом (КП) какого-либо объекта называют угол между северной частью компас­ ного меридиана и направлением на данный объект, из­ меряемый по часовой стрелке в пределах от 0 до 360°.

Если пользуются гирокомпасом, показания которо­ го не зависят от магнитных полей Земли и судна, то всегда будет только два направления: истинное и ком­ пасное. Они различаются между собой на поправку гирокомпаса, величина которой обычно постоянна и не зависит от избранного курса.

На навигационной карте прокладывают только ис­ тинные курсы и пеленги, компасные отсчитывают по компасам. Штурман при выполнении навигационных вычислений переходит от компасных направлений к ис­ тинным и обратно. В судовождении переход от истин­ ных курсов или пеленгов, снятых с карты, к компасным принято называть переводом курсов или пеленгов. Пе­ ревод курсов необходим в тех случаях, когда, зная ис­ тинный курс, по которому должно идти судно, необхо­ димо дать рулевому компасный курс, по которому он должен управлять судном. Переход от компасных кур­ сов или пеленгов, полученных по компасу, к истинным называют исправлением курсов или пеленгов. Исправ­ лением пеленгов пользуются в тех случаях, когда для определения места судна пеленгуют с помощью компа­ са береговые объекты, а на карте прокладывают их истинные пеленги.

Я4

Для решения этих задач пользуются соотношения­ ми, которые очевидны из рис. 8:

И К = К К + Ь К и ИП = К П + Ь К ,

где

 

= +

 

рут

Как ранее упоминалось, магнитные склонения d бе­

с карты в районе

плавания,

а девиацию б — из

таблиц девиации компаса.

курсом ИК, компас­

 

Зависимости между

истинным

ным курсом КК, поправкой компаса АК, истинным пе­ ленгом ИП, компасным пеленгом КП, магнитным скло­

нением d

и девиацией б имеют большое

значение, и

штурман

очень часто ими пользуется

при расче­

тах.

 

 

При рассмотрении магнитного склонения и девиации магнитного компаса видно, что эти величины могут изменяться по многим причинам, поэтому рассчитанная поправка магнитного компаса по магнитному склоне­ нию и девиации нуждается в дополнительном контроле. Необходимо также определять поправку гирокомпаса, которая нужна не только для расчета курсов, но и для контроля работы гирокомпаса.

Существует много способов определения поправки компаса, например по створам, небесным светилам и по сличению двух компасов, поправка одного из кото­ рых известна.

Створ — это два, а иногда и три навигационных знака, расположенных на берегу по одной линии и хо­ рошо видимых с моря. Ночью они освещаются опреде­ ленным цветом огня с постоянной характеристикой так, чтобы их можно было легко заметить с моря и легко отличить от других огней. Направление створа, т. е. его истинный пеленг, точно определен и нанесен на карту.

2*

3 5


Если необходимо определить поправку компаса, то в момент пересечения линии створа замечают его ком­ пасный пеленг. Истинный пеленг снимают с карты. Разность в показаниях истинного и компасного пелен­ гов составляет поправку компаса, которую рассчитыва­ ют по формуле

Ь.К = ИП — КП .

В открытом море штурман поправку компаса опре­ деляет по небесным светилам: звездам, планетам, Солн­ цу и Луне. Для этого наблюдают компасный пеленг светила и замечают время. По времени и географичес­ ким координатам места судна рассчитывают истинный пеленг светила. Как и в прежнем случае, разность пе­ ленгов дает поправку компаса.

Малые суда (катера, яхты и др.) часто уходят в открытое море или отходят от берегов за пределы их видимости. Нередко совершают и большие переходы, в которых поправка компаса должна надежно рассчи­ тываться по магнитному склонению и девиации. На таких судах девиация должна быть определена обяза­ тельно. Существуют способы определения девиации, которыми могут воспользоваться лица, не имеющие спе­ циальной подготовки. Один из наиболее простых и легко выполнимых на малых судах состоит в следующем.

Сущность определения девиации вытекает из суще­ ства ее природы. Следовательно, чтобы ее определить, необходимо по магнитному компасу заметить с судна компасный пеленг и сравнить его с известным магнит­ ным пеленгом того же предмета. Как видно из рис. 8, се значение будет равно разности между магнитным и компасным пеленгами, т. е.

8 = МП — КП .

Девиация магнитного компаса зависит от курса судна, поэтому ее определяют на разных курсах, луч-

36

ше всего — на восьми равноотстоящих, а именно: N, NO, Ost, SO, S, SW, W и NW. После этого девиацию легко рассчитать на любых курсах.

Также прост способ определения девиации по вза­ имным пеленгам. Он состоит в следующем. На берегу устанавливают магнитный компас. В месте его установ­ ки должна отсутствовать магнитная аномалия, обеспе­ чена хорошая взаимная видимость с судном. Компас должен находиться вдали от магнитного влияния же­ лезных масс и электропроводов. Он находится только под -влиянием магнитного поля Земли.

Судно может быть и на акватории яхтклуба, но в

таком месте, где его

можно

будет легко

разворачивать

и устанавливать на

главные

курсы. На

каждом курсе

судно должно стоять не менее 5 мин, чтобы на этом курсе произошло перемагничивание судового железа земным магнетизмом. После этого два наблюдателя (один — с судна, другой — с берега) пеленгуют друг друга. Пеленгование производят одновременно, о вре­ мени должны договориться заранее и дать определен­ ный сигнал.

Для контроля и ослабления влияния случайных по­ грешностей наблюдений необходимо на каждом курсе заметить отсчеты трех—пяти пеленгов и затем рас­ считать средние значения.

Так как в этом методе выполняется взаимное пелен­ гование, то компасный пеленг магнитного компаса на берегу и магнитный пеленг компаса на судне, на кото­ рый действуют магнитные поля Земли и судна, будут отличаться между собой, кроме девиации, еще на 180°. Окончательно девиацию рассчитывают по формуле

8 = (МП — 180°) — КП .

В таблице девиации на компасные курсы, разделен­ ные одинаковым интервалом, приводятся значения де­ виации.

37



Определение пройденного судном расстояния

Во время плавания штурману необходимо

знать мес­

то, где находится судно в данный момент.

Поэтому,

кроме направления, по которому оно перемещается, не­ обходимо знать пройденное судном расстояние, которое определяют по лагу.

Для определения пройденного судном расстояния и скорости на море приняты другие единицы, отличные от принятых на суше. Это обусловлено особенностями построения морских карт. Так, например, за единицу расстояния принята морская миля, равная длине од­ ной минуты дуги меридиана, если принять форму Зем­

ли за шар. В СССР

длина морской мили принята

1852 м. Десятая часть

морской мили — кабельтов, его

считают равным 185 м.

 

Долгое время, включая даже шестнадцатое столе­ тие, для определения пройденного расстояния, а сле­ довательно и скорости судна, пользовались методом «голландского лага». Идея определения скорости этим методом заключалась в том, что с судна в воду бросали плавающий предмет и замечали время, за которое оп проходил мимо двух наблюдателей, стоявших на палу­ бе на известном расстоянии друг от друга. Время опре­ делялось с помощью песочных или водяных часов. Та­ ким образом, измерив время прохождения судном из­ вестного расстояния между наблюдателями, рассчиты­ вали скорость судна, а затем и пройденное за опредеделенное время расстояние.

Как видно, определение скорости судна этим мето­ дом простое. Особенность его состоит и в том, что от­ сутствуют специальные приборы. Достаточно иметь часы с секундной стрелкой и знать определенную длину вдоль судна. Поэтому на парусных судах, яхтах и там,

38

где отсутствуют специальные приборы для определения скорости судна или пройденного расстояния, этим спо­ собом пользуются и в настоящее время.

В конце XVI в. на парусных судах появился ручной лаг. Устройство его примитивно, прибор прост в обра­ щении, а при малых скоростях является достаточно точным. Поэтому до начала XIX в. он служил единствен­ ным прибором для определения скорости судна. С ним познакомиться полезно потому, что с применением руч­ ного лага связано возникновение термина «узел» — мор­ ской единицы скорости. Кроме того, на малых судах и яхтах им замеряют скорость.

Ручной лаг состоит из деревянного сектора 1, лагли­ ня 2 и вьюшки 5 (рис. 9). К нижней круглой части де­ ревянного сектора прикреплена свинцовая пластинка, а в верхней имеется отверстие. В этом отверстии крепят конец лаглиня. Второй конец лаглиня крепят на вьюш­ ке. В лаглинь вплеснены, на расстоянии примерно 1 м от сектора, два конца. К ним прикреплены клеванты 3, которые при замере скорости вставляют в деревянный

Рис. 9. Ручной лаг:

а — общий вид; б — разбивка лаглиня

39