ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Стрелка — низкое |
и |
узкое |
наносное |
образование, |
||
выступающее от берега в сторону моря. |
|
порта |
||||
Для |
главных гидротехнических сооружений |
|||||
принята следующая терминология. |
|
|
||||
Волнолом — не связанное с |
берегом внешнее огра |
|||||
дительное сооружение порта. |
внешнее |
оградитель |
||||
Мол — связанное с |
берегом |
|||||
ное сооружение. |
|
в виде укрепленной |
насыпи |
|||
Дамба — сооружение |
||||||
(вала) |
на берегу или |
вблизи |
берега, предназначенное |
для предохранения берега от затопления и размывания морем, для защиты каналов и рейдов от волнения и за носов, для соединения между собой различных участ ков суши.
Пирс — причальное сооружение в виде дамбы, вы ступающее от берега и служащее для швартовки су дов с продольных сторон, а иногда и с головной (мо ристой) части.
Дебаркадер — понтон, расположенный у берега и предназначенный для причала небольших судов и для перегрузочных операций.
В помощь мореплавателям для обеспечения безо пасности судовождения созданы специальные станции. Они сообщают судам различную информацию и, в случае необходимости, оказывают им помощь. К ним относятся радио-и телефонные станции, семафор, лоц манские и спасательные станции и др. Сведения о станциях приводятся в лоциях, на картах и в других навигационных пособиях («Огни и знаки», «Радиотех нические средства навигационного оборудования», Из
вещения мореплавателям, вып. № 1 каждого |
года |
||
и др.)- |
мореплавателей, |
||
Радиостанции, обслуживающие |
|||
различны по своему назначению. |
Они |
передают |
гид |
рометеорологическую информацию, |
радионавигацион |
||
ные извещения, сигналы времени |
и др. |
Ведомствен- |
61
ные радиостанции поддерживают непрерывную связь с судами, радиопеленгаторные передают сигналы, по кото
рым определяют место судна в море, и т. д. |
и |
||
Семафор |
предназначен |
для передачи сведений |
|
для ведения |
переговоров |
с судами. Иногда его |
ис |
пользуют для сообщений о запрещенных для плавания
районах, о курсах, ведущих к опасности, |
и т. д. |
|
||||
дов |
Лоцманские станции (или вахты) |
по |
запросу су |
|||
посылают лоцманов для их проводки. |
Они нахо |
|||||
дятся в портах, на |
специальных |
лоцманских |
судах и |
|||
на |
плавучих маяках. |
Сведения |
о лоцманских |
станци |
ях, о порядке вызова лоцмана на судно, об оплате лоц манских услуг и другие сведения приведены в лоциях.
Спасательные станции (или посты) предназначены
для |
оказания |
помощи |
судам, терпящим |
бедствие, и |
для |
спасения |
людей. |
Расположены они |
в портах, при |
некоторых береговых и плавучих маяках.
О режиме движения судов мореплавателей инфор мируют специальными сигналами, правилами и инст рукциями, а также навигационными и гидрометеороло гическими радиоизвещениями.
Сигналы передают по радиотелеграфу, радиотеле фону, Международному своду сигналов (МСС), сема форами, огнями и ракетами различных цветов, звуком, фигурами (шар, конус, цилиндр и т. д.) в различном их сочетании, выстрелами и др.
По назначению сигналы разделены на следующие группы: сигналы, предостерегающие об опасности; сиг налы безопасности; сигналы срочности, тревоги, бедст вия; сигналы о тральных работах, о районах с огра ничением пути следования; сигналы рыболовных су дов, лоцманские сигналы; сигналы о приливах и отли вах, о течениях, о высоте воды, о проходе мостов, штормовые сигналы и др.
Полные сведения о всех сигналах, месте, времени и форме их передачи приводятся в лоциях, в описаниях
62
местных правил плавания и в некоторых других нави гационных пособиях.
Для предупреждения судов о местных правилах плавания (глубинах на фарватере, приливах и отливах, течениях и т. д.) в портах и на маяках установлены сиг нальные мачты для передач сигналов судам и берего вым работникам, которым необходима такая информа ция. Наиболее эффективным средством передачи на су да всех видов информации является радиотелеграф.
В декабре 1898 г. английский плавучий маяк Ист Гудвин оборудовали беспроволочным телеграфом. Ма як находился на своем штатном месте у восточной
части |
песчаных |
отмелей Гудвин-Сэндз. Ранним ут |
ром 3 |
марта 1899 |
г. на него наскочил пароход «Мэт |
тьюз». Впервые в истории в эфир были поданы сиг налы бедствия. Их приняли и выслали на помощь буксиры, которые отвели плавучий маяк на мелкое место и сняли с него экипаж.
6 февраля 1900 г. капитан ледокола «Ермак» полу чил радиограмму следующего содержания: «Команди ру ледокола Ермак. Около острова Лавенсаари отор вало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Окажите не медленно содействие спасению этих людей». Капитан направил ледокол в район происшествия. Льдину об наружили, и рыбаков сняли. Выдающийся успех нового средства связи доказал всему миру огромное практиче ское значение радиотелеграфа.
3 ноября 1906 г. в Берлине Международной радио телеграфной конвенцией был установлен для радиосвя зи единый сигнал бедствия «SOS». Это короткий и ритмичный сигнал, состоящий из трех точек, трех тире и трех точек. Его легко передавать и принимать даже
вслучае быстрой и непрерывной передачи.
Внастоящее время сигналы бедствия передают по радиотелеграфу в виде нескольких групп «SOS», по радиотелефону —словом « Мэйдэй», по Международно-
6 3
му своду сигналов — флагосочетанием НЦ. Его пере дают и визуальными сигналами: флаг с шаром над ним или под ним, пламя на судне, клубы дыма оран жевого цвета, ракеты, выбрасывающие с парашютом красные звезды или имеющие красный свет, непрерыв ный звук любого аппарата, медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны и т. п. Все суда, принявшие такие сигналы, должны оказать максимально возможную помощь терпящим бедствие.
Навигационные пособия по судовождению
Для успешного выполнения морских и больших оке анских переходов штурман должен иметь обширную на вигационную информацию и различного рода справочный материал. Все это можно найти в навигационных пособи ях, которые делятся на три больших раздела: морские карты, информации и книжные издания.
Морские карты, информации и большую часть книг в СССР издает Главное управление навигации и океано
графии Министерства обороны (ГУНиО МО СССР), |
а в |
зарубежных странах — гидрографические службы |
(де |
партаменты). Суда торгового флота снабжают картами и пособиями через навигационные камеры пароходств, т. е. через специальные отделы при пароходствах, а в иностранных портах — через агента.
Морские карты делятся на навигационные и справоч но-вспомогательные. Справочные карты дают судоводи телю сведения об условиях плавания в определенных мо рях и океанах. К ним относятся обзорные карты (о нави гационно-гидрографических, физико-географических и экономо-географических особенностях районов), карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных
64
путей, карты часовых поясов, карты звездного неба и карты гидрометеорологических элементов (обычно в ви де атласов). Вспомогательные карты — это карты-сетки на отдельные участки океана и некоторых морей, не пе рекрывающихся путевыми (см. ниже) картами. На на вигационных картах прокладывают предварительный маршрут и осуществляют счисление пути судна во время плавания. Морские навигационные карты по масштабу и содержанию подразделяются на генеральные, путевые, частные и карты-планы.
Генеральные карты служат для общего изучения рай она плавания. На них прокладывают предварительный маршрут, по которому должно следовать судно. Масштаб этих карт 1 :500 000 и мельче, поэтому на них наносят только основную навигационную обстановку.
По путевым картам прокладывают путь непосредст венно во время плавания вдоль побережий и в открытом
море. Их масштаб крупнее, чем масштаб |
генеральных |
карт: от 1:100 000 до 1:300 000. Эти карты |
содержат все |
необходимые сведения для безопасного плавания вдоль побережий и в открытом море.
Частные карты и планы необходимы при входе судна в порты, бухты и рейды, при проходе узкостей. Планами пользуются также для проектирования гидротехнических сооружений. Их масштаб 1:50 000 и крупнее.
В зависимости от района плавания на морских нави гационных картах (рис. 16) изображают часть прибреж ной полосы материка и водную территорию, в полосе береговой черты наносят населенные пункты, маяки, ра диомаяки, огни, приметные знаки, здания, памятники (на пример, в Одессе — памятник Неизвестному матросу в парке Шевченко, в Нью-Йорке — памятник Свободы при входе в порт), вышки и весь другой навигационный и обзорный материал, который необходим для ориентиров ки с моря и служит для определения местоположения судна в океане.
3—4811 |
65 |
Условные
обозначения*
о
красный цвет
зеленый цвет
желтый цвет
Рис. 16. Подход к морскому порту
Кроме того, на морскую карту до мельчайших под робностей наносят все навигационные опасности у бере говой черты. На территории водной поверхности указы вают глубины, линии, соединяющие одинаковые глубины (изобаты), тип грунта, подводные, надводные и осушае мые камни, затонувшие суда с указанием глубины над ни ми, вехи и другой материал, который необходим судо водителю для полного обеспечения безопасности пла вания.
Несмотря на такую подробную навигационную инфор мацию, к некоторым картам необходимо относиться с большой осторожностью, особенно если они переизданы с иностранных источников и охватывают недостаточно изученные районы. Известны аварии судов из-за не точ но нанесенной на карту навигационной обстановки.
Например, в начале нашего века пароход «Элингамайт» следовал из Сиднея в ново-зеландский порт Ок ленд. На борту судна находился груз и около 200 пасса жиров. Недалеко от порта назначения судно попало в полосу густого тумана. Капитан приказал умень шить ход и послал впередсмотрящих на бак. Но не про шло и часа, как с бака раздался крик матроса: «Прямо по носу буруны!» По приказу капитана машинам дали ход назад. Однако судно не смогло погасить инерцию и че рез несколько минут выскочило на гряду подводных ри фов острова Уэст в группе островов Трех королей. Судно оказалось в тяжелом положении, появились пробоины, через которые вода хлынула в машинное отделение и жи лые помещения. Команда предприняла энергичные меры, но не могла спасти пароход. Прошло менее часа, и «Элингамайт» пошел ко дну. Большая часть экипажа погибла.
После расследования суд вынес решение: «Виновни ком кораблекрушения считать капитана Джона Эттвуда. Управляя судном близ острова Трех королей, он не учел магнитное склонение и не придал значения действию прибрежных течений...». Однако капитан еще долго про-
3* |
67 |