Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрелка — низкое

и

узкое

наносное

образование,

выступающее от берега в сторону моря.

 

порта

Для

главных гидротехнических сооружений

принята следующая терминология.

 

 

Волнолом — не связанное с

берегом внешнее огра­

дительное сооружение порта.

внешнее

оградитель­

Мол — связанное с

берегом

ное сооружение.

 

в виде укрепленной

насыпи

Дамба — сооружение

(вала)

на берегу или

вблизи

берега, предназначенное

для предохранения берега от затопления и размывания морем, для защиты каналов и рейдов от волнения и за­ носов, для соединения между собой различных участ­ ков суши.

Пирс — причальное сооружение в виде дамбы, вы­ ступающее от берега и служащее для швартовки су­ дов с продольных сторон, а иногда и с головной (мо­ ристой) части.

Дебаркадер — понтон, расположенный у берега и предназначенный для причала небольших судов и для перегрузочных операций.

В помощь мореплавателям для обеспечения безо­ пасности судовождения созданы специальные станции. Они сообщают судам различную информацию и, в случае необходимости, оказывают им помощь. К ним относятся радио-и телефонные станции, семафор, лоц­ манские и спасательные станции и др. Сведения о станциях приводятся в лоциях, на картах и в других навигационных пособиях («Огни и знаки», «Радиотех­ нические средства навигационного оборудования», Из­

вещения мореплавателям, вып. № 1 каждого

года

и др.)-

мореплавателей,

Радиостанции, обслуживающие

различны по своему назначению.

Они

передают

гид­

рометеорологическую информацию,

радионавигацион­

ные извещения, сигналы времени

и др.

Ведомствен-

61


ные радиостанции поддерживают непрерывную связь с судами, радиопеленгаторные передают сигналы, по кото­

рым определяют место судна в море, и т. д.

и

Семафор

предназначен

для передачи сведений

для ведения

переговоров

с судами. Иногда его

ис­

пользуют для сообщений о запрещенных для плавания

районах, о курсах, ведущих к опасности,

и т. д.

 

дов

Лоцманские станции (или вахты)

по

запросу су­

посылают лоцманов для их проводки.

Они нахо­

дятся в портах, на

специальных

лоцманских

судах и

на

плавучих маяках.

Сведения

о лоцманских

станци­

ях, о порядке вызова лоцмана на судно, об оплате лоц­ манских услуг и другие сведения приведены в лоциях.

Спасательные станции (или посты) предназначены

для

оказания

помощи

судам, терпящим

бедствие, и

для

спасения

людей.

Расположены они

в портах, при

некоторых береговых и плавучих маяках.

О режиме движения судов мореплавателей инфор­ мируют специальными сигналами, правилами и инст­ рукциями, а также навигационными и гидрометеороло­ гическими радиоизвещениями.

Сигналы передают по радиотелеграфу, радиотеле­ фону, Международному своду сигналов (МСС), сема­ форами, огнями и ракетами различных цветов, звуком, фигурами (шар, конус, цилиндр и т. д.) в различном их сочетании, выстрелами и др.

По назначению сигналы разделены на следующие группы: сигналы, предостерегающие об опасности; сиг­ налы безопасности; сигналы срочности, тревоги, бедст­ вия; сигналы о тральных работах, о районах с огра­ ничением пути следования; сигналы рыболовных су­ дов, лоцманские сигналы; сигналы о приливах и отли­ вах, о течениях, о высоте воды, о проходе мостов, штормовые сигналы и др.

Полные сведения о всех сигналах, месте, времени и форме их передачи приводятся в лоциях, в описаниях

62


местных правил плавания и в некоторых других нави­ гационных пособиях.

Для предупреждения судов о местных правилах плавания (глубинах на фарватере, приливах и отливах, течениях и т. д.) в портах и на маяках установлены сиг­ нальные мачты для передач сигналов судам и берего­ вым работникам, которым необходима такая информа­ ция. Наиболее эффективным средством передачи на су­ да всех видов информации является радиотелеграф.

В декабре 1898 г. английский плавучий маяк Ист Гудвин оборудовали беспроволочным телеграфом. Ма­ як находился на своем штатном месте у восточной

части

песчаных

отмелей Гудвин-Сэндз. Ранним ут­

ром 3

марта 1899

г. на него наскочил пароход «Мэт­

тьюз». Впервые в истории в эфир были поданы сиг­ налы бедствия. Их приняли и выслали на помощь буксиры, которые отвели плавучий маяк на мелкое место и сняли с него экипаж.

6 февраля 1900 г. капитан ледокола «Ермак» полу­ чил радиограмму следующего содержания: «Команди­ ру ледокола Ермак. Около острова Лавенсаари отор­ вало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Окажите не­ медленно содействие спасению этих людей». Капитан направил ледокол в район происшествия. Льдину об­ наружили, и рыбаков сняли. Выдающийся успех нового средства связи доказал всему миру огромное практиче­ ское значение радиотелеграфа.

3 ноября 1906 г. в Берлине Международной радио­ телеграфной конвенцией был установлен для радиосвя­ зи единый сигнал бедствия «SOS». Это короткий и ритмичный сигнал, состоящий из трех точек, трех тире и трех точек. Его легко передавать и принимать даже

вслучае быстрой и непрерывной передачи.

Внастоящее время сигналы бедствия передают по радиотелеграфу в виде нескольких групп «SOS», по радиотелефону —словом « Мэйдэй», по Международно-

6 3

му своду сигналов — флагосочетанием НЦ. Его пере­ дают и визуальными сигналами: флаг с шаром над ним или под ним, пламя на судне, клубы дыма оран­ жевого цвета, ракеты, выбрасывающие с парашютом красные звезды или имеющие красный свет, непрерыв­ ный звук любого аппарата, медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны и т. п. Все суда, принявшие такие сигналы, должны оказать максимально возможную помощь терпящим бедствие.

Навигационные пособия по судовождению

Для успешного выполнения морских и больших оке­ анских переходов штурман должен иметь обширную на­ вигационную информацию и различного рода справочный материал. Все это можно найти в навигационных пособи­ ях, которые делятся на три больших раздела: морские карты, информации и книжные издания.

Морские карты, информации и большую часть книг в СССР издает Главное управление навигации и океано­

графии Министерства обороны (ГУНиО МО СССР),

а в

зарубежных странах — гидрографические службы

(де­

партаменты). Суда торгового флота снабжают картами и пособиями через навигационные камеры пароходств, т. е. через специальные отделы при пароходствах, а в иностранных портах — через агента.

Морские карты делятся на навигационные и справоч­ но-вспомогательные. Справочные карты дают судоводи­ телю сведения об условиях плавания в определенных мо­ рях и океанах. К ним относятся обзорные карты (о нави­ гационно-гидрографических, физико-географических и экономо-географических особенностях районов), карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных

64


путей, карты часовых поясов, карты звездного неба и карты гидрометеорологических элементов (обычно в ви­ де атласов). Вспомогательные карты — это карты-сетки на отдельные участки океана и некоторых морей, не пе­ рекрывающихся путевыми (см. ниже) картами. На на­ вигационных картах прокладывают предварительный маршрут и осуществляют счисление пути судна во время плавания. Морские навигационные карты по масштабу и содержанию подразделяются на генеральные, путевые, частные и карты-планы.

Генеральные карты служат для общего изучения рай­ она плавания. На них прокладывают предварительный маршрут, по которому должно следовать судно. Масштаб этих карт 1 :500 000 и мельче, поэтому на них наносят только основную навигационную обстановку.

По путевым картам прокладывают путь непосредст­ венно во время плавания вдоль побережий и в открытом

море. Их масштаб крупнее, чем масштаб

генеральных

карт: от 1:100 000 до 1:300 000. Эти карты

содержат все

необходимые сведения для безопасного плавания вдоль побережий и в открытом море.

Частные карты и планы необходимы при входе судна в порты, бухты и рейды, при проходе узкостей. Планами пользуются также для проектирования гидротехнических сооружений. Их масштаб 1:50 000 и крупнее.

В зависимости от района плавания на морских нави­ гационных картах (рис. 16) изображают часть прибреж­ ной полосы материка и водную территорию, в полосе береговой черты наносят населенные пункты, маяки, ра­ диомаяки, огни, приметные знаки, здания, памятники (на­ пример, в Одессе — памятник Неизвестному матросу в парке Шевченко, в Нью-Йорке — памятник Свободы при входе в порт), вышки и весь другой навигационный и обзорный материал, который необходим для ориентиров­ ки с моря и служит для определения местоположения судна в океане.

3—4811

65

Условные

обозначения*

о

красный цвет

зеленый цвет

желтый цвет

Рис. 16. Подход к морскому порту

Кроме того, на морскую карту до мельчайших под­ робностей наносят все навигационные опасности у бере­ говой черты. На территории водной поверхности указы­ вают глубины, линии, соединяющие одинаковые глубины (изобаты), тип грунта, подводные, надводные и осушае­ мые камни, затонувшие суда с указанием глубины над ни­ ми, вехи и другой материал, который необходим судо­ водителю для полного обеспечения безопасности пла­ вания.

Несмотря на такую подробную навигационную инфор­ мацию, к некоторым картам необходимо относиться с большой осторожностью, особенно если они переизданы с иностранных источников и охватывают недостаточно изученные районы. Известны аварии судов из-за не точ­ но нанесенной на карту навигационной обстановки.

Например, в начале нашего века пароход «Элингамайт» следовал из Сиднея в ново-зеландский порт Ок­ ленд. На борту судна находился груз и около 200 пасса­ жиров. Недалеко от порта назначения судно попало в полосу густого тумана. Капитан приказал умень­ шить ход и послал впередсмотрящих на бак. Но не про­ шло и часа, как с бака раздался крик матроса: «Прямо по носу буруны!» По приказу капитана машинам дали ход назад. Однако судно не смогло погасить инерцию и че­ рез несколько минут выскочило на гряду подводных ри­ фов острова Уэст в группе островов Трех королей. Судно оказалось в тяжелом положении, появились пробоины, через которые вода хлынула в машинное отделение и жи­ лые помещения. Команда предприняла энергичные меры, но не могла спасти пароход. Прошло менее часа, и «Элингамайт» пошел ко дну. Большая часть экипажа погибла.

После расследования суд вынес решение: «Виновни­ ком кораблекрушения считать капитана Джона Эттвуда. Управляя судном близ острова Трех королей, он не учел магнитное склонение и не придал значения действию прибрежных течений...». Однако капитан еще долго про-

3*

67