ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
пажа судовые часы устанавливают по тому времени, которое принято в посещаемых судном портах.
При переходе судна из одного пояса в другой стрелки судовых часов переводят на 1 ч вперед, если переход совершается в восточном направлении, и на зад, если — в западном.
К чему приводит такой искусственный перевод стре лок на судах, совершающих кругосветное плавание?
Допустим, что |
от гринвичского меридиана одновре |
|||
менно отплыли |
два |
судна: одно — в |
восточном напра |
|
влении, а другое — в западном. На |
первом судне при |
|||
переходе |
из пояса |
в пояс часовую стрелку передвига |
||
ли на 1 |
ч вперед. |
После кругосветного плавания суд |
но возвратилось на гринвичский меридиан с передви нутой стрелкой в целом на 24 ч вперед. Этим самым искусственно было создано дополнительное календар ное число. На другом судне передвигали стрелку ча сов назад, поэтому после прихода на гринвичский ме
ридиан |
искусственно |
сократили одно |
календарное |
число. |
В итоге после |
прихода судов на |
гринвичский |
меридиан у первого судна календарная дата будет боль ше, а у второго — меньше на единицу относительно да ты Гринвича.
Известно много случаев расхождения дат. Так бы ло, например, в первом кругосветном путешествии эк спедиции Магеллана в 1522 г. Когда моряки возврати лись на родину, они к великому удивлению узнали, что днем их возвращения была пятница, между тем как по их счету был четверг.
В связи с этим возникает вопрос, где и каким об разом производить смену дат на судах?
Возьмем какую-либо дату, например 15 мая. В полдень в нулевом поясе время будет равно 12 ч. В этот же момент время каждого соседнего восточного пояса будет на 1 ч больше, чем в предыдущем. В две надцатом поясе время будет 24 ч 15 мая или Оч 16 мая.
5 5
В западных часовых поясах время на 1 ч умень шается; таким образом, в двенадцатом поясе, если следовать в западном направлении, время будет 0 ч 15 мая. Как видно, в одном и том же поясе в один и тот же момент показания времени одинаковое — 0 ч, но даты различны— 15 и 16 мая. Следовательно, именно в двенадцатом поясе необходимо производить смену дат.
За границу смены дат принят земной меридиан, долгота которого 180°. Этот меридиан называют ли нией смены дат. Иногда его называют линией перемены (разграничения) дат, или демаркационной линией. К вос току от линии смены дат календарные числа на еди ницу меньше, чем к западу.
Все суда, пересекающие линию смены дат в восточ ном направлении, повторяют одну и ту же дату дваж
ды, а в западном — одну дату пропускают. |
|
|||
Полная |
информация |
о временах, принятых в тех |
||
или иных |
государствах, |
границах |
часовых поясов и |
|
смены дат приведена на |
карте часовых |
поясов мира. |
||
На этой карте приведены поправки |
для |
перехода от |
||
поясного, или летнего, |
времени к всемирному време |
ни для стран и районов с постоянными поправками и также отдельно для тех, в которых поправки непосто янны; указаны даты года, когда вводится летнее время.
Для показаний времени морские суда снабжают су довыми часами, хронометрами и секундомерами.
Судовые часы — это хорошо изготовленные пружин ные часы с анкерным ходом. Их крепят на перебор ках в штурманской рубке, машинном отделении, ра диорубке, в каютах капитана, старшего механика, в каютах помощников и в других местах. Судовые ча сы устанавливают по судовому времени с точностью до 1 мин. Предназначены они для навигационных работ, вахтенной службы и организации трудовой жизни эки пажа. По этим часам ведут счисление пути судна,
56
Рис. 15. Морской хроно метр
производят навигационные определения, замечают вре мя показания приборов и ведут судовой и машинный журналы.
Для астрономических определений места судна в море необходимо знать более точное время. Основ ным прибором, предназначенным для показаний точ ного времени на судне, является хронометр (рис. 15). Хронометр изобретен в 1735 г. и к настоящему време ни достиг высокого совершенства. Этот прибор пред ставляет собой часы особого устройства. Устанавли вают его на судне по времени начального меридиана, и, следовательно, он показывает гринвичское среднее время.
В службу времени входит много задач, но все они подчинены основной цели — обеспечить точным време нем навигационные и астрономические определения, связь с берегом, расписание трудовой деятельности экипажа и организацию вахтенной службы на судне. Хорошо организованная и четко поставленная служба времени способствует безопасному и безаварийному плаванию.
5 7
Некоторые сведения из морской лоции
Морская лоция является составной частью науки су довождения и содержит обширный круг вопросов, ко торые необходимо знать мореплавателям для успешно го выполнения рейса.
Эта наука объединяет следующий основной круг вопросов:
навигационные опасности и их ограждение; навигационное оборудование морских путей; сигналы и сигнальные станции; карты, книги, руководства для плавания и пользо
вание ими; плавание во льдах;
приливы и приливо-отливные явления и проработка маршрута.
Навигационные опасности делят на две группы — постоянно существующие и временные. К первой от носят опасности рельефа морского дна и затонувшие суда, ко второй — опасности, обусловленные гидроме теорологическими факторами (ветер, туман, течение, волнение и т. п.), минные заграждения и плавающие предметы (сорванные с якорей мины, буи, притопленные предметы, рыболовные сети и т. п.).
Основные опасности рельефа морского дна следую щие.
Мель — более или менее обширное по площади, сложенное из нетвердых грунтов возвышение на мате риковой отмели, глубины над которым малы сравни тельно с окружающими.
Мелководье — часть моря с малыми или относи тельно малыми глубинами независимо от того, обес печивают или не обеспечивают эти глубины плавание надводных кораблей.
58
Отмель — мель, простирающаяся от берега, глуби ны над которой постепенно увеличиваются от берега в море.
Подводная |
коса — узкая, длинная отмель, являю |
||
щаяся подводным |
продолжением полуострова, |
мыса |
|
или надводной косы. |
устье |
||
Бар — мель |
или |
ряд мелей, отгораживающих |
|
реки от моря. |
|
|
|
Банка — общий навигационный термин, относящий ся ко всем изолированным и ограниченным по площа ди резким поднятиям морского дна.
Скала — отдельное, небольшое по площади резкое возвышение дна, сложенное из твердых пород (грани та, базальта, известняка). Скалы бывают подводные, надводные и осыхающие.
Риф — опасное для плавания подводное или осыхающее возвышение морского дна со скалистым грун том или скопление подводных и осыхающих камней.
Буруны — пенящиеся волны, разбивающиеся на не котором удалении от берега, иногда и в открытом мо ре над банками или над рифами.
Навигационные опасности наносят на карту с до статочной точностью. В тех случаях, когда местопо ложение навигационной опасности определено, а следо вательно и нанесено на карту, приближенно, употреб ляют обозначение «положение сомнительно» — ПС; если опасности нанесены на карту по не вполне досто верным (сомнительным) источникам, ставят обозначе ние «существование сомнительное» — СС.
Формы береговой черты и отдельных участков вод ного пространства имеют следующую терминологию.
Залив — часть океана или моря, вдающаяся в сушу.
Бухта — залив небольших размеров.
Губа— местное название заливов вытянутой фор мы.
59
Лиман — мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив с косами и пересыпями, представляющий собой затопленную морем долину устьевой части реки или
затопленную прибрежную низменность. |
|
Лагуна — вытянутый вдоль берега, как правило, |
|
мелководный залив (бухта) с соленой |
или солоноватой |
водой, соединенный с морем небольшим проходом или
совершенно отделенный от моря |
косой. Лагуной на |
||||
зывают также внутренний водоем атолла. |
вдающийся в |
||||
Фьорд — узкий, глубокий |
и |
далеко |
|||
гористую сушу залив (бухта) с высокими |
и очень кру |
||||
тыми берегами. |
|
|
плавания |
судов сре |
|
Фарватер — безопасный путь |
|||||
ди различного .рода препятствий |
(между |
островами, |
|||
подводными опасностями, |
в |
районах, опасных от мин, |
|||
и т. д.), показанный на |
карте и обычно обозначенный |
средствами навигационного оборудования.
Морской канал ■— канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье, обо
значенный |
средствами навигационного |
оборудова- |
|
н и я . |
полигон — район в море, выделенный |
для |
|
Морской |
|||
испытаний |
боевых и технических средств |
флота |
или |
для проведения учений. |
берега |
или |
|
Рейд — участок водного пространства у |
среди островов, расположенный обычно перед портом, гаванью, приморским населенным пунктом или устьем реки, используемый для стоянки, а в некоторых слу
чаях — для перегрузки судов. |
отмели, обнажающаяся |
||
Осушка — часть берега |
или |
||
в малую воду. |
|
части |
суши, выступаю |
Мыс — оконечность любой |
|||
щей в море. |
наносное |
образование, вытя |
|
Коса — низкое и узкое |
|||
нутое от мыса параллельно общему |
простиранию бе |
||
рега или направленное в |
глубь заливов (бухт). |
60