ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
верял свои расчеты, но так и не нашел истинной причи ны аварии. Ответ пришел сам несколько позже, и Верхов ный суд Австралии оправдал капитана Эттвуда.
Дальнейшие события жестоко наказали истинного ви новника трагической гибели экипажа «Элингамайта»: гидрографическое судно «Пандора» во время тумана выскочило на рифы тех же островов Трех королей. При более тщательном расследовании оказалось, что гидро графы, работавшие ранее на «Пандоре», нанесли поло жения островов на карту с ошибкой в три мили.
Для счисления пути судна, т. е. учета его перемеще ния, карта должна показывать строго согласованное с на турой взаимное расположение пунктов прихода и отхода, средств навигационного оборудования и т. п.
Поверхность Земли нельзя изобразить на плоскости без искажений. Эти искажения подчиняют определенной закономерности, выбор которой зависит от целевых на значений карты. Избранный способ условного изобра жения поверхности Земли на плоскости является карто графической проекцией, а полученная в этом случае система меридианов и параллелей — картографической сеткой.
Карты различают по способу построения картографи ческой сетки и характеру искажений углов или площадей. По характеру искажений их делят на равноугольные, рав новеликие и произвольные; по методу построения карто графической сетки — на азимутальные, конические, ци линдрические и условные.
Навигационные карты для мореплавания строят в рав ноугольной цилиндрической проекции, что вызвано не которыми требованиями, предъявляемыми к картам и вы текающими из особенностей судовождения. Эти требова ния станут ясными после того, когда мы рассмотрим два важных понятия — ортодромию и локсодромию.
Кратчайшим расстоянием между двумя точками на земной поверхности является дуга большого круга, про-
68
Рнс. 17. Локсодромия
ходящая через эти точки, — ортодромия. Она пересека ет все земные меридианы под разными углами. Если бы штурман пожелал вести судно строго по ортодромии, то ему пришлось бы беспрерывно менять курс судна, произ водя много вычислений и графических построений. Ортод ромия в переводе с греческого языка означает «прямой бег». Судно, совершая плавание одним и тем же постоян ным курсом, идет по кривой линии, которая носит название локсодромии («косой бег»). Свойство локсо дромии сохранять постоянный угол (курс) между земны ми меридианами и линией, по которой идет судно, оказа лось весьма ценным для судовождения.
На поверхности Земли локсодромия изображается ли нией двоякой кривизны (рис. 17). Она всегда выгнута от ближайшего полюса, а ее кривизна меняется на экваторе. Локсодромия спиралеобразно приближается к полюсу. Разность в длине между локсодромией и ортодромией даже при сравнительно больших переходах незначи тельна.
69
К плаванию по дуге большого круга прибегают при океанских переходах, длина которых исчисляется в нес колько тысяч миль. Такое плавание носит условный ха рактер. В этом случае на дуге большого круга, как на кратчайшем расстоянии, рассчитывают несколько то чек, между которыми плавание совершают по локсо дромии.
Во время плавания учет курса судна и учет пройден ного им пути удобно вести на навигационной карте гра фическим способом. Таким же способом удобно прокла дывать направления на различные объекты или линии пеленгов, служащих для определения места судна. Отсю да следует, что для правильности пользования навигаци онной картой необходимо, чтобы линия курса и линия пе ленгов на ее картографической проекции изображались прямыми линиями. Все это возможно в том случае, если углы на картографической проекции, избранной для на вигационных целей, будут равны углам на поверхности Земли.
Решение задачи оказалось нелегким. Лишь в 1569 г. голландский картограф Герард Кремер (Меркатор) пред ложил картографическую проекцию для морских карт, которая удовлетворяла поставленным требованиям. Это было величайшим открытием, способствовавшим дальней шему успешному развитию мореплавания и картографии. Проекция, предложенная Меркатором, получила назва ние меркаторской. Она относится к разряду нормальных цилиндрических проекций, и ее до настоящего времени применяют для построения морских навигационных карт.
Как получают меркаторскую проекцию? Для этого на до описать цилиндр вокруг Земли так, чтобы он своей образующей касался экватора, а ось цилиндра совпадала с осью Земли (рис. 18). Если теперь на боковую поверх ность этого цилиндра спроектировать изображения зем ных меридианов и параллелей, а затем разрезать ци линдр по образующей и развернуть его в плоскость, то
70
Рис. 18. Цилиндрическая проекция, служащая для построения морских на вигационных карт
получим нормальную цилиндрическую проекцию. На этой проекции все меридианы представляются прямыми линиями, параллельными между собой и перпендикуляр ными экватору. Параллели изображаются также прямы ми линиями, параллельными экватору и пересекающими меридианы под прямыми углами. Расстояние параллелей от экватора зависит от географической широты данной параллели. Эту зависимость можно подобрать так, что цилиндрическая проекция будет равноугольной, т. е. та кой, которая удовлетворяет требованиям, предъявляе мым к морским навигационным картам
Итак, локсодромия на морских навигационных картах, которые составлены в меркаторской проекции, проводит ся в виде прямой линии. Ортодромия на этих картах име ет вид кривой линии, которая всегда выпуклостью об ращена в сторону ближайшего полюса.
Штурману очень удобно пользоваться морской нави гационной картой, построенной в меркаторской проекции. Курсы, по которым движется судно, и направления на береговые объекты, или, как их принято называть, пелен ги, служащие для определения места судна, изобража ются прямыми линиями. Пройденные судном расстоя
71
ния откладывают в милях, которые циркулем-измерите лем снимают с боковой рамки карты, где одна минута дуги равна одной миле.
Для судовождения, кроме навигационных карт, из даваемых в меркаторской проекции, издаются карты и в других проекциях, но они носят вспомогательный ха рактер и служат для решения частных задач.
Так, например, издаются карты в гномонической про екции, на которых ортодромия изображается в виде пря мой линии. При очень больших переходах, когда необхо димо совершать плавание по ортодромии, ее наносят на карту в гномонической проекции, разбивают на опреде ленное число отрезков, определяют координаты точек концов дуги большого круга и наносят на морские кар ты в меркаторской проекции. Соединив эти точки, по лучают отрезки локсодромий, по которым должно дви гаться судно.
Перед тем, как пользоваться любой навигационной картой, ее необходимо изучить. Поэтому судоводитель должен знать условные обозначения, применяемые на морских картах, и уметь ее читать.
Изучение карты начинают с ее заголовка и знаком ства с общими сведениями о карте (масштаб, год изда ния, годовое изменение склонения, эпоха, к которой она относится, и пр.). Затем изучают примечания, предосте режения и навигационно-географические данные изобра женного на ней района.
На водной части карты указаны глубины и характе ристика грунта. Линии равных глубин (изобаты) и ха рактеристика грунта позволяют судить о рельефе мор ского дна. Плавный рельеф, отсутствие банок и островов более благоприятен для мореплавания, чем сложный рельеф с резкими скачками глубин, наличием банок и ос тровов. Сложный рельеф морского дна опасен для пла вания и требует большего внимания и предосторож ностей.
7 2
На отечественных морских картах нанесена навига ционно-гидрографическая терминология, условные зна ки и сокращения. Они помещены в книге «Условные зна ки морских карт и карт внутренних водных путей».
Несмотря на обширный материал, помещаемый на картах, они все же не могут дать исчерпывающих сведе ний, необходимых для осуществления проводки судна по наивыгоднейшему и безопасному пути. На картах не полностью отражены гидрометеорологические условия, не показан вид берега с моря, внешний вид знаков нави гационного ограждения, не указаны подробности исполь зования радиотехнических средств, специальные прави ла плавания в определенных районах и т. д. Наконец, с течением времени навигационная обстановка меняется. Весь этот материал и много других полезных сведений штурман получает из книжных изданий.
Книжные издания подразделяются на два больших отдела: руководства для плавания и справочные и вычис лительные пособия. Эти группы книжных изданий содер жат весь вспомогательный справочный материал, необхо димый для осуществления любого перехода и производ ства вычислений, связанных с различными расчетами по судовождению.
Руководства для плавания, в свою очередь, делятся на общие и специальные. К общим относятся лоция, по собия по огням и знакам и радиотехническим средствам навигационного оборудования, к специальным — прави ла плавания, описания запретных для плавания районов и навигационно-гидрографические обзоры.
Большой интерес представляют лоции, которые изда ются для всех морей и океанов на срок примерно до 10 лет. В промежутке между изданиями и переизданиями лоций выпускают дополнения к ним. Каждая лоция ох ватывает определенный водный бассейн и:
дополняет морские карты сведениями, которые не мо гут быть помещены на карте;
73
содержит материал для решения навигационных за дач, имеющих характер подготовки к рейсу, описания гидрометеорологических условий и другие справочные материалы;
содержит фотографии и зарисовки берегов, примет ных мест, маяков и знаков, облегчающих общее опо знавание места и ориентировку при подходе к берегам.
Все сведения в лоции приведены к определенной дате. Навигационное пособие «Огни и знаки» издается для определенных морских районов. Полное издание охва тывает все морские районы и дает судоводителям необ ходимые сведения о маяках, об огнях, навигационных знаках и других средствах навигационного оборудова ния. Чтобы получить сведения о маяке какого-либо рай она, необходимо взять «Огни и знаки» того района, в ко тором находится этот маяк, и найти его в Алфавитном указателе. Каждому маяку в данном руководстве при своен номер. По номеру находят страницу, на которой приведены полные сведения о маяке (его координаты, высота и характер огня, рисунок, характерные черты для
опознания и др.).
Пособие «Радиотехнические средства навигационно го оборудования» содержат систематизированные сведе ния о радиомаяках, радиопеленгаторных станциях, аэро радиомаяках, а также о береговых станциях, передаю щих навигационные радиоизвещения.
К справочным пособиям относятся: методические ру ководства, гидрометеорологические атласы, описания ма териальной части штурманских приборов, учебные посо бия, условные знаки навигационных карт, таблицы рас стояний между портами и Каталог карт и книг.
Большую роль играют различного рода вычислитель ные пособия, например мореходные таблицы (МТ), Мор ской астрономический ежегодник (МАЕ), таблицы высот и азимутов светил, таблицы приливов, различные табли цы для вычисления координат места судна и т. д,
74
МорехоДпЫе таблицы состоят |
из математических, |
|
астрономических, навигационных |
и справочных |
таб |
лиц. Несмотря на то что они по |
своему содержанию |
|
охватывают вопросы судовождения, ими с успехом |
мо |
|
жно пользоваться при решении многих задач из |
дру |
|
гих отраслей знаний. |
помещенные на |
на |
С течением времени сведения, |
||
вигационных картах и в других |
навигационных |
посо |
биях, теряют свою достоверность. Для того чтобы под держивать карты и другие пособия по судовождению на уровне, соответствующем действительной обстановке, необходимо производить корректуру карт и навига ционных пособий. Эта корректура производится на ос новании Извещений мореплавателям в навигационных камерах пароходств и на судах. Извещения мореплава телям являются официальным документом, по которому выполняют корректуру.
Для того чтобы разобраться в этом большом коли честве навигационных пособий и подобрать необходи мые материалы для перехода, штурман пользуется Каталогом карт и книг, в котором в определенной по следовательности систематизированы все карты, ло ции, огни и знаки, радиотехнические средства навига ционного оборудования и другие материалы.
Навигационное оборудование на морских путях
Как уже говорилось ранее, для безопасного и успеш ного плавания судов на берегу, вблизи навигацион ных опасностей или непосредственно на них установ лены средства навигационного оборудования: маяки различных типов, светящие и несветящие береговые знаки, башни, буи, баканы, вехи, а также радиотех-
75
Пическис средства ii различные средства сигнали
зации.
Навигационное оборудование устанавливают в за
висимости от географической обстановки, |
т. е. в |
за |
висимости от очертания берегов, рельефа |
дна, нали |
|
чия опасностей, гидрометеорологических |
условий, |
а |
также интенсивности судоходства в этом районе пла вания.
Навигационное оборудование, установленное на су ше у береговой черты, составляет группу берегового ограждения. К ней относятся маяки, навигационные знаки, огни и створы.
При следовании судна в пределах видимости бере гов маяки облегчают ориентировку, помогают опозна вать берега и, самое главное, являясь основными бере говыми ориентирами, служат для точного определения места судна, так как положения всех маяков опреде
лены |
и с большой точностью нанесены на морские |
||
карты. |
|
|
|
Маяки представляют собой капитальные инженер |
|||
ные |
сооружения |
в виде башен |
различных форм |
(рис. |
19). Башни |
маяков обладают |
прочной и устойчи |
вой конструкцией, способной противостоять ветру и раз рушительной силе волн. Их верхушки заканчиваются
ажурными |
надстройками, |
в |
которых |
размещаются |
||
мощные |
оптические световые |
аппараты. |
Дальность |
|||
видимости |
огня маяков |
составляет в основном |
15 — |
|||
30 миль, |
а |
отдельные маяки |
при ясной погоде |
могут |
быть открыты с моря на расстоянии 30—50 миль, как, например, маяк Паргу в Атлантическом океане на о. Мадейра.
Различают маяки днем по форме, окраске и харак терным признакам, а ночью — по характеру огня. Характер огня может быть постоянным, проблеско вым, часто-проблесковым, затмевающимся, группо-за- тмевающимся и т. д. У некоторых маяков по направ-
76