Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Когда говорят о недостатках в материально-техни ческом снабжении, совершенно справедливо рассчиты вают (может, даже с карандашом), какое влияние ока зывает это на производство, на выпуск продукции и ее себестоимость, на производительность труда. Но есть еще другая важная сторона, а именно — моральная: как это влияет на воспитание рабочего, на его дисциплини рованность, если хотите, на присущий ему энтузиазм. Производство является величайшей школой дисциплины, воспитателем любви к труду. Нормально налаженное производство приучает к постоянному трудовому ритму, к порядку, к высокой производительности труда. Ведь именно отсюда идут лучшие качества рабочего класса— его организованность, спайка, дисциплина.
Ну а если в этот трудовой ритм врываются простои, штурмовщина, чему тогда может научиться молодой ра бочий? Что остается делать Люде Кузьменко или какомунибудь парню? Если деталей нет вообще, пошлют струж ки убирать, двор подметать или окна мазать. Если дета лей на полнормы, волей-неволей будешь эту норму «раз бавлять» и делать за восемь часов то, для чего достаточно трех-четырех.
А раз так —■ можно и по цеху послоняться, и у газет ной витрины постоять, и с подружкой поговоригь. II если это повторяется не раз, то уже (так говорят психологи) втягивается человек в полутрудовой ритм, труднее ему вернуться к настоящему ритму. А ведь человек этот со всем недавно переступил порог цеха, и не у каждого есть иммунитет от приступов дезорганизации производства.
Однако отдадим должное той части молодых, которой не чужда самокритика и которая склонна искатьнедостатки в себе. Из таблицы, например, видно, что 39 человек усмотрели возможность повышения производительности труда в укреплении дисциплины: «Когда в бригаде от личная дисциплина, когда нет опозданий на работу и ухода с работы преждевременно, то и производительность
труда высокая». А вот как написал другой рабочий; «Ра ботать так работать, а не быть слюнтяем!» Крепко ска зано!
Что ж, такое отношение к работе тоже немаловажный фактор повышения производительности труда. И все-таки полагаться па то, что все молодые так думают, нельзя.
Уиных нужно еще выработать такое отношение к работе.
Авоспитывает труд, и чем выше организация этого тру да, тем быстрее выковываются в парне или девушке луч шие из качеств, присущие рабочему классу.
Мы уже приводили отрадные данные о том, как моло дые рабочие выполняют и перевыполняют нормы. Чита тель может подумать, что такие результаты находятся в противоречии с картиной, которая только что нарисована.
Однако никакого противоречия тут нет. Не случайно 62 человека считают, что совершенствование нормирова ния — путь к росту производительности труда. Нормы ведь отражают в основном нынешний уровень организа ции производства, и это подтверждает справедливость возросших требований к его эффективности, то, что вче ра казалось относительно хорошим, сегодня уже не удов летворяет нас. Об этом и говорят ответы молодых:
«Производительность труда можно повысить за счет улучшения нормирования: ведь работающие от выработ ки не работают в полную силу, потому что боятся изме нения норм».
«Нужно больше внедрять расчетные нормы, чего на за воде пока еще очень мало».
«Нормирование у нас такое: нормировщик па участке не бывает, а пишет приблизительно».
«По-моему, на наших станках-автоматах самое глав ное— перевести наладчиков на сдельную оплату труда. Например, наладку делают три смены, а ее можно сде лать за три часа».
Есть еще один важный вопрос, затрагиваемый в отве тах на анкету,— материальное стимулирование.
44
«Производительность труда можно поднять не толь ко энтузиазмом, но и поощрением рублем».
«Необходимо премирование, которое было бы более гласным».
«Надо заинтересовать мастера во внедрении новинок в технике и организации труда».
«Нужно дать понять людям, как выгодно повышать производительность труда. А для этого надо больше заин тересовать рабочего материально».
Да, мнение молодых рабочих справедливо: резервов повышения эффективности производства много, надо только умело приводить их в действие.
Именно этому и служит экономическая реформа, по буждающая искать новое в самой сущности производства. А чтобы находить дорогу к новому, нужно твердо знать ориентиры. И молодым, конечно, тоже. Вот почему в ан кете мы поставили такой вопрос: «Что дала производству
ивам лично экономическая реформа?» Ответы видны из этой таблицы:
П р о и зв о д ств у |
|
увеличение |
М не лично |
|
|
увеличение |
мало, |
не знаю |
мало, |
не знаю |
|
продукции |
заработка, |
||||
и прибыли |
ничего |
221 |
премии |
ничего |
181 |
141 |
' 43 |
94 |
130 |
Трудно рассчитывать на успех экономической рефор мы, если ее принципы не поймут и глубоко не осознают трудящиеся массы, а тем более молодежь. Ведь все у нее впереди, ей предстоит еще активнее внедрять хозрасчет в производство, в жизнь. В этом смысле результаты опроса
4$
настораживают. Нам трудно говорить что-либо конкрет ное, ибо большинство молодых тепловозостроителей, по существу, не знают реформы. А таких, которые могли, притом поверхностно, ответить па поставленный в анке те вопрос, меньшинство. Даже из 52 инженерно-техниче ских работников, заполнивших анкету, 21 написал всего два слова: «Не знаю».
Правда, есть тому частичное объяснение. Когда мы были па заводе, предприятие работало по новой системе планирования п экономического стимулирования меньше года. Опрос был проведен незадолго до того, как рабо чие впервые получили единовременное вознаграждение, или тринадцатую зарплату (такие вещи обычно ощути мы). И все-таки повод для беспокойства налицо. Реформу осуществляют все — от директора до ученика токаря, а значит, каждый должен знать, что это за новая система, что она дает обществу, его родному заводу и ему лично, и уж, во всяком случае, не путать ее, как делают неко торые, с пятидневкой.
Правда, были и ответы, показывающие, что немало молодых тепловозостроителей сознательно стремятся уча ствовать в проведении в жизнь экономической реформы, что они понимают се сущность:
«Реформа принесла с собой бережливое отношение к средствам производства и материалам, получение допол нительных заказов, выгодных заказчику и изготовителю».
«По-моему, реформа сыграла очень важную роль на производстве. У старшего мастера и начальника цеха теперь есть фонд для поощрения трудящихся, а раньше он был только у директора».
«Благодаря реформе возросли и производительность труда, и заработок».
Но, повторяем, таких ответов совсем немного. Боль шинство других: «Действия реформы в цехе не вижу», «Ничего не дала». В то же время совсем не случайно в некоторых ответах чувствуется горячая потребность мо
46
лодежи знать экономическую реформу не только пона слышке:
«Экономическая реформа дает каждому возможность по-хозяйски взглянуть на использование всех видов энер гии, эксплуатацию оборудования и т. д. В некоторой сте пени это удалось и в нашем цехе, но не все еще пони мают важность реформы. И конечно, это не вина людей».
«По роду своей работы я связан, как никто другой, с экономической реформой. Но пока нет еще никакой ясно сти в этом деле. Нет доступной литературы».
«Если мы получим за год вознаграждение, это уже хорошо. Но мы еще почти не знаем сути дела. По-моему, мало в цехе организовать курсы экономической учебы ИТР (у нас такие есть). Нужно, чтобы каждый был эко номистом на своем рабочем месте. Надо путем разъясне ния, лекций, бесед прививать чувство бережливости».
С этим нельзя не согласиться: реформу надо пропа гандировать всеми доступными средствами! Ее непони мание можно было бы еще как-то объяснить или оправ дать, если бы завод не имел успехов в ходе реформы. По они есть. Пусть первые, но все же заметные.
Перевыполнен план по росту производительности тру да, по прибылям, созданы различные фонды, насчиты вающие миллионы рублей. Более того, на эти деньги сде лано уже многое. В живописной местности на берегу Се верского Донца, в сосновом бору, построена и действует заводская база отдыха с поэтическим названием «Лесная сказка», где для отдыхающих созданы все удобства. Есть и столовая, и водопровод (вода подается из артезианской скважины), и моторные лодки, и телевизор, часто высту пает заводская художественная самодеятельность, демон стрируются кинофильмы. В каждом из 150 жилых доми ков, рассчитанных на семью, есть радио и электрический свет. Одновременно отдыхают в пансионате 450—500 че ловек. А путевка в трехместный домик на 24 дня стоит
47
всего 15 рублем 60 копеек. Кстати, на базе этого летнего пансионата, пока имеющего как бы сезонный характер, сейчас намечено сделать стационарный круглогодичный дом отдыха. Затраты на эго будут небольшими — 75— 80 тысяч рублей, а вот польза — громадная.
Впрочем, «Лесная сказка» — это далеко не все, что уже получили тепловозостроители благодаря реформе. Стоит сказать и о новых спортивных сооружениях, и о жилых домах, построенных на заводские средства, и о ста тысячах рублей, выделенных за год только на помощь
нуждающимся.
Значит, есть о чем рассказать, есть что пропагандиро вать! Однако администрация завода, партийная и проф союзная организации к тому времени, когда мы были на предприятии, не сумели использовать сполна этот свое образный резерв; ведь знание принципов экономической реформы, естественно, увеличит вклад каждого рабочего в ее осуществление, обернется возросшей прибылью, фон дами, а в итоге — благополучием всего коллектива.
...Последние годы ознаменованы целым рядом социо логических исследований, в том числе и по проблемам, касающимся молодежи. Много внимания уделяет этому «Комсомольская правда». Проводились исследования на предприятиях Перми, Челябинска, серьезное исследова ние сделали ленинградцы — результаты его отражены в книге «Человек и его работа», выпущенной издательством «Мысль». Не так давно дебютировал «Телеэкран обще ственного мнения». Как правило, социологов интересо вало: удовлетворены ли молодые своей работой? Это не праздный вопрос. Ответ па него освещает проблемы, ре шив которые, можно рассчитывать на то, что молодые рабочие смогут приносить обществу еще большую пользу.
Мы тоже задали этот вопрос. Но прежде чем приво дить таблицу с результатами его, сообщаем, что форма этого вопроса, в несколько сокращенном виде, позаимст вована у ленинградских социологов.
48
Да |
Нет Не совсем |
|
(в пр о цен тах ) |
|
УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ |
70 |
20 |
4 |
|||
а) |
ВАШЕЙ р а б о т о й ? |
|
67 |
29 |
4 |
||
разнообразна ли она? . . . |
|
|
|
||||
б) привлекает ли вас важность продук |
92 |
4 |
4 |
||||
ции, которую выпускает цех, |
завод? . |
|
|
|
|||
в) |
вызывает ли работа физическое пере |
35 |
50 |
15 |
|||
|
утомление? ................................................................. |
|
|
|
|
|
|
г) дает ли она возможность повышать |
01 |
30 |
3 |
||||
квалификацию ?.................................................... |
|
40 |
32 |
22 |
|||
д) |
хороший |
ли |
з а р а б о т о к ? .......................... |
|
29 |
52 |
19 |
е) |
хорошее ли |
оборудование? . . . . |
|
|
|
||
ж) |
хороши |
ли |
санитарно-гигиенические |
аз |
-54 |
11 |
|
з) |
условия? ....................................................................... |
|
|
|
90 |
0 ,3 |
3 ,7 |
хороши ли отношения с товарищами? |
|
|
|
||||
и) |
внимательно |
ли отношение |
админи |
51 |
20 |
23 |
|
|
страции? ....................................................................... |
|
|
|
о в л е т в о р е н ы |
с в о е й |
|
работой. Но |
нельзя не обратить внимания на |
то, что |
26 процентов ответили на вопрос отрицательно. Почему? Вообще, неудовлетворенность работой — понятие емкое, зависящее от комплекса факторов, что, кстати, видно и из анкеты. Попытаемся проанализировать их.
Когда мы только готовились к опросу, кое-кто удив лялся, зачем, мол, ставить вопрос о заработке, и предуга дывал: большинство же скажет, что мало платят, а пото му и работа не по душе. А ведь это очень важный вопрос: что для удовлетворенности работой нужно молодому че ловеку прежде всего — хороший заработок или содержа
тельный труд?
Работники НИИ комплексных социальных исследова ний при Ленинградском университете, выясняя мнение
молодых на 25 предприятиях города, после весьма слож ных расчетов пришли к выводу, что сокращение числа неудовлетворенных работой в большей мере зависит от повышения содержания труда, тогда как увеличение чис ла удовлетворенных ею связано прежде всего с возмож ностями повышения реальных заработков. Поясняя,свою мысль, они пишут:
«С точки зрения психологии это означает, что для того, чтобы быть удовлетворенным своей работой, моло дому рабочему недостаточно быть вполне удовлетворен ным ее содержанием, он должен также быть удовлет ворен заработной платой. Но для того, чтобы он испы тал неудовлетворенность работой, ему достаточно неудовлетворенности ее содержанием».
Наша анкета подтвердила, возможно, даже в более категоричной форме: для рабочих важно прежде всего содержание их труда. Выше мы привели таблицу с общи ми данными. Но интересно рассмотреть отдельно группу тех, кому нравится работа, и тех, кому она не нравится, проследить, как каждая из них относится к различным факторам. Что же получается?
В первую очередь молодой человек хочет, чтобы его работа была разнообразной, не монотонной, чтоб было над чем поразмыслить, чтобы каждый раз открывать в работе что-то новое, не повторяющееся вчера, чтобы ома давала возможность повысить квалификацию. Давайте посмотрим, как отличаются ответы на вопрос «а» I груп
пы |
(назовем так |
тех, кто удовлетворен |
работой) от |
|
II группы (неудовлетворенные работой). |
Цифры — это |
|||
процент к общему числу в каждой группе. |
Нет |
Н е совсем |
||
а) |
разнообразна ли |
| Да |
||
работа? |
|
4 |
||
|
I группа |
83 |
13 |
|
|
4 |
|||
|
11 г р у п п а .................................................................. |
23 |
68- |
50