Файл: Вопросы технологии машиностроения и радиотехники [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
К этому типу муфт можно прежде всего отнести муфты с ме таллическими упругими элементами, такие, например, как муф ты типа '-Бибби, со стальными стержнями, с пружинами и т. д, К этому же типу можно отнести и некоторые упругие муфты с резиновыми элементами, где петля гистерезиса относительно невелика. В этом случае для расчетов следует брать среднюю кривую между нагрузочной и разгрузочной ветвями. Однако,
применять предлагаемый способ ■расчета для муфт с неметал лическими упругими элементами следует с осторожностью, т. к. момент, передаваемый такими муфтами, может существенно за висеть от скорости деформации упругих элементов.
Рассматриваемая система представляет собой двухмассовую колебательную систему (рис. 2). Моменты инерции 1\ и h счи таются известными. В общем случае они являются функциями углов поворота ведущего и ведомого валов и могут быть пред ставлены графически.
Движение машины начнем исследовать с момента ^ = 0 .'Всё движение машины можно разбить на 3 периода (рис. 3):
1) двигается только левая часть системы до тех пор, пока момент в упругой муфте не достигнет'значения, равного момен ту сопротивления; >
2)начинается разгон ведомой части машины. Разгон про должается до тех пор, пока изменения скорости ведомого вала не станут периодическими;
3)периодическое (установившееся) движение обеих частей машины.
4—1233 |
49 |
Рассмотрим движение машины по периодам сначала для случая, когда Мд= М д(ф1), М0= М с(ф2), Мм= М м((р1—ср2), h =
=Л (ф1), h=h{^>2) •
Здесь обозначено:
Фх, ф2 — углы поворота ведущего и ведомого валов машины, Мм— момент, нагружающий муфту.
Рис. 2. Схема машины.
Уравнение движения машины на 1-ом этапе можно предста вить в виде:
<Pf
Л* “ и
откуда
• * - у |
со10 ' |
Г - |
Фо |
Вначале движения <вю=0, поэтому
Гч>г
"И(м я— м и)сгф.
- - у 1
Гфо
( 1)
(2)
50
По формулам (1) и (2) находим функцию G>i= f(cpi), для чего можно принять графочисленный метод решения, изложен ный в общих курсах ТММ, например, в работе [1]. Для этого по кривым моментов сил движущих и сил сопротивления строят график изменения кинетической энергии в функции угла пово
рота и далее по формулам (1) и (2) |
находят зависимость toi= |
|
|
фг |
|
= cl>i (<Pi)- Исходя из условия, что t0i = |
Г |
t строим график |
|
J |
©1 |
|
Фо |
|
t=f(q>i), а далее методом исключения получим искомый график <»i=(Di(0 за первый период. Дифференцируя график <b1=(Di(£) по времени, найдем зависимость ei = sj (^), что необходимо для определения сил инерции.
Рассмотрим второй период. Движение в этот период описы вается следующей системой уравнений:
. |
da. |
ш: dL |
. . . |
h |
~ + |
2dfpi = |
Мя Ы — Мм(ф! — ф2), |
|
da„ |
С0о d/0 |
( 3). |
|
(Фг— Фа) — Мс(ф2). |
||
/z~jf + ~2d(p2 - = |
Решить эту систему уравнений можно графочисленным мето дом. Для этого бесконечно малые величины заменим конечны- ' ми, но достаточно малыми, как это сделано в работе [2]. Тогда
|
(“ !(£+!)- <*и) |
|
|
|
? |
1Г |
Дф! |
|
|
|
|
(4) |
||
|
СО |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1£ ‘ |
|
|
где Дф1— шаг интегрирования. |
Дф1 |
|
|
|
|
(3), |
получим |
||
Подставив уравнения |
(4) в первое равенство |
|||
= (МД—Mm)i АФ1 |
| (3/1£ ~ 71(Ж)) •СО |
(5) |
||
®i(4-i) — |
h i |
2h i |
!£• |
Значения coi, Мя, ЛГМдля первого шага следует взять в кон це первого периода движения. По уравнению (5) можно найти угловую скорость в конце участка Дф1 первого шага интегри рования. Далее применять уравнение (5) для расчета coi бес смысленно, т. к. момент ЛГМзависит не-от угла ф1, а от разности ф1—Ф2- Поэтому после нахождения значения coi в конце перво го шага интегрирования, надо найти угол поворота ведомого вала, соответствующий (по времени) углу поворота ведущего вала Дфь
Так как co i= -^ - то заменяя бесконечно малые величины
df
конечными, но достаточно малыми, имеем
4* |
51 |
^ . = |
ЗДф! |
(6) |
|
.(“ Ui+l) “ |
|||
Mli) |
|||
По формуле (6) можно |
найти |
время, за которое ведущий |
вал повернется на угол Дфь А зная kti для данного интервала можно найти и Дсрг, для чего используем второе уравнение (3). Представим уравнение (2) в виде
2Дфо |
1 |
АЛ, Дф1 |
(Мм- М с)/. |
|
h АР |
2 |
Дф2 а р |
(7) |
|
|
|
|
|
Здесь принято, что на участке интегрирования At имеет ме сто равноускоренное или равнозамедленное движение, что до пустимо, т. к. шаг интегрирования выбирается достаточно ма лым, и тогда
|
|
|
62 |
2Дфа |
|
|
|
|
( 8.) |
|
|
|
|
At2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из уравнения (7) имеем окончательно |
|
|
|
|
||||||
' |
А„ |
|
|
2Д/2 (AfM— Mc)i |
* |
' |
(9) |
|||
^ 2 — |
|
/ |
10 / |
|
• |
|||||
|
|
|
_..У2£ + dy2(f+l) |
|
|
|
|
|||
А далее легко найти |
|
\ |
|
|
|
' |
|
|
’ |
|
|
|
|
|
— |
, |
2Дф, |
• |
|
|
(Ю) |
|
a 2(t+l) |
С+ |
д< |
|
|
|||||
|
S21—82(f+l) ~ |
2Дф3 |
* |
|
|
|
||||
|
д,2 |
|
|
(И ) |
||||||
Последовательно |
пользуясь |
выражениями •' |
(5), (6), |
'( 9 ) , |
||||||
(10), (11) можно построить графики ©i = |
©i(0> ©2= © г (0 >ei= |
|||||||||
= 8i(0. е2= е г (0 - |
|
|
муфты |
при |
этом берутся |
по |
||||
Значения момента |
|
|||||||||
разности углов cpi—ф2. |
Зная соответствующие |
значения углов |
фь фг. ф1—фг, можно найти и максимальный момент, нагружа ющий муфту.
Момент окончания 2-го периода и начала 3-гВ периода опре деляем по периодичности колебаний угловой скорости ведомой и ведущей частей машины. Движение в 3-й период описыва ется той же системой уравнений (3), так что разницы в иссле довании 2-го и 3-го периода нет. Среднюю скорость машины в , этом случа^ можно определить по методам, известным из курса теории механизмов и машин. Вычислив ©Ср для ведомого вала,
уже нетрудно |
по графику g>2= cd2 (£ ) найти начало установив |
шегося движения, т. е. начало 3-го периода. |
|
Приступим |
теперь к решению 2-й задачи. Предполага |
ем известными |
моменты сил сопротивления и сил движущих, |
моменты инерции ведущей и ведомой частей, требуемый коэф фициент неравномерности вращения ведомой части машины б. Пока, как и раньше, рассмотрим случай АГд=Л1д(ф1)1 Мс=
52
= М с(ф2), /i = Mq>i), / г = / 2(ф2)- Для решения этой задачи пред варительно следует выбрать закон изменения угловой скорости
ведомого звена, который должен быть периодическим. Ввиду ограничности объема статьи подробно рассмотреть вопрос о вы боре оптимального закона изменения угловой скорости не пред ставляется возможным. Применяя принципы выбора, аналогич ные изложенным в работе [3], можно получить, что наиболее подходящим законом изменения угловой скорости машины сле дует считать закон синуса. Амплитуда и частота изменения ско рости определяются по заданному коэффициенту неравномерно сти хода машины б и средней угловой скорости:
со2 = со0 + A sin Ы, |
(12) |
где |
|
k = con |
(13) |
Чтобы получить полную характеристику муфты, а не толь ко ее часть, характеризующую установившееся движение, нуж но задать и движение ведомой части в период разгона. Ско рость в этот период можно принять, изменяющейся по линей ному закону. Время разгона то же, конечно, должно быть задано из дополнительных условий. Тогда задаваемый график уг ловой скорости ведомой части будет иметь вид, показанный на рис. 4.'
Решение можно вести в следующем порядке:
1)по зависимости <В2= Ф 2(0 дифференцированием получае
график e2— s2(t). |
Дифференцирование выполняем |
графически |
|||||||
или аналитически, |
если закон изменения скорости |
принять по |
|||||||
уравнению (13). В последнем случае имеем: |
|
|
|
||||||
|
|
|
е2 — |
|
cos kt, |
|
|
(14) |
|
2) |
интегрируя |
зависимость |
002= 0)2(0 |
получаем |
функцию |
||||
ф2=фг(0- |
Это можно |
выполнить |
или |
графически в случае |
|||||
сложного |
вида функции a2= a 2(t) |
или . аналитически. |
Исполь |
||||||
зуя уравнение (13) |
имеем: . .. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
= со0t — -^-cos kt + C, |
|
(15) |
|||
где |
С— произвольная |
постоянная, |
определяется |
из |
началь |
||||
|
ных условий, |
например, |
t— tv, ф2=фр, |
|
|
||||
3) |
дифференцируя |
заданный |
график |
I 2— I 2(q>2) , получаем |
|||||
dh |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d Фа
в виде графика. Иногда этот способ дает малую точность, тогда можно'использовать метод, данный в.работе [2],
53
4) используя второе уравнение (3), можно получить
М м = М к + / 2 ф2 + |
-^ - |
Ф2- |
(16) |
|
2 |
Дф2 |
|
Теперь имеем график зависимости М м = А 1 м (ф 2) |
|
||
Однако, характеристикамуфты |
должна иметь вид Мм(ф1— |
||
ф2) , поэтому далее надо найти углы ф ь |
соответствующие углам |
||
ф2- Далее решение ведем в виде: |
|
|
|
Рис. 4. Закон изменения скорости ведомого вала машины с упру гой муфтой.
5) используем'1-ое уравнение системы (3):
7l* 1+ T ^ = AV |
м.. |
(17) |
|
|
Предварительно разобъем весь участок интегрирования фг на шаги Дф2. Каждому шагу интегрирования найдем соответст вующее время Дti по формуле:
|
AU |
2Дфг |
(18) |
|
(ш2(£+1> + % ) ’ |
||
|
|
||
6) |
(Зная ДU для каждого участка, получим по уравнени |
||
(17) |
и аналогично уравнению (9): |
|
|
|
Дф1(. = |
2А<?(МД-Л 1 е), |
|
|
|
71г + 3/кг+1) |
|
7) Строим графически зависимость Л1м= М м(ф1—ф2), вычи ляя дли каждого значения Ми, соответствующую разность ф1—
—фг-
Далее по полученной характеристике можно подобрать нуж ную упругую муфту.
54