Файл: Вопросы технологии машиностроения и радиотехники [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К этому типу муфт можно прежде всего отнести муфты с ме­ таллическими упругими элементами, такие, например, как муф­ ты типа '-Бибби, со стальными стержнями, с пружинами и т. д, К этому же типу можно отнести и некоторые упругие муфты с резиновыми элементами, где петля гистерезиса относительно невелика. В этом случае для расчетов следует брать среднюю кривую между нагрузочной и разгрузочной ветвями. Однако,

применять предлагаемый способ ■расчета для муфт с неметал­ лическими упругими элементами следует с осторожностью, т. к. момент, передаваемый такими муфтами, может существенно за­ висеть от скорости деформации упругих элементов.

Рассматриваемая система представляет собой двухмассовую колебательную систему (рис. 2). Моменты инерции 1\ и h счи­ таются известными. В общем случае они являются функциями углов поворота ведущего и ведомого валов и могут быть пред­ ставлены графически.

Движение машины начнем исследовать с момента ^ = 0 .'Всё движение машины можно разбить на 3 периода (рис. 3):

1) двигается только левая часть системы до тех пор, пока момент в упругой муфте не достигнет'значения, равного момен­ ту сопротивления; >

2)начинается разгон ведомой части машины. Разгон про­ должается до тех пор, пока изменения скорости ведомого вала не станут периодическими;

3)периодическое (установившееся) движение обеих частей машины.

4—1233

49


Рассмотрим движение машины по периодам сначала для случая, когда Мд= М д(ф1), М0= М с(ф2), Мм= М м((р1—ср2), h =

=Л (ф1), h=h{^>2) •

Здесь обозначено:

Фх, ф2 — углы поворота ведущего и ведомого валов машины, Мм— момент, нагружающий муфту.

Рис. 2. Схема машины.

Уравнение движения машины на 1-ом этапе можно предста­ вить в виде:

<Pf

Л* “ и

откуда

• * - у

со10 '

Г -

Фо

Вначале движения <вю=0, поэтому

Гч>г

(м я— м и)сгф.

- - у 1

Гфо

( 1)

(2)

50

По формулам (1) и (2) находим функцию G>i= f(cpi), для чего можно принять графочисленный метод решения, изложен­ ный в общих курсах ТММ, например, в работе [1]. Для этого по кривым моментов сил движущих и сил сопротивления строят график изменения кинетической энергии в функции угла пово­

рота и далее по формулам (1) и (2)

находят зависимость toi=

 

фг

 

= cl>i (<Pi)- Исходя из условия, что t0i =

Г

t строим график

 

J

©1

 

Фо

 

t=f(q>i), а далее методом исключения получим искомый график <»i=(Di(0 за первый период. Дифференцируя график <b1=(Di(£) по времени, найдем зависимость ei = sj (^), что необходимо для определения сил инерции.

Рассмотрим второй период. Движение в этот период описы­ вается следующей системой уравнений:

.

da.

ш: dL

. . .

h

~ +

2dfpi =

Мя Ы — Мм(ф! — ф2),

 

da„

С0о d/0

( 3).

 

(Фг— Фа) — Мс(ф2).

/z~jf + ~2d(p2 - =

Решить эту систему уравнений можно графочисленным мето­ дом. Для этого бесконечно малые величины заменим конечны- ' ми, но достаточно малыми, как это сделано в работе [2]. Тогда

 

(“ !(£+!)- <*и)

 

 

?

Дф!

 

 

 

 

(4)

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

1£ ‘

 

 

где Дф1— шаг интегрирования.

Дф1

 

 

 

(3),

получим

Подставив уравнения

(4) в первое равенство

= (МДMm)i АФ1

| (3/1£ ~ 71(Ж)) •СО

(5)

®i(4-i) —

h i

2h i

!£•

Значения coi, Мя, ЛГМдля первого шага следует взять в кон­ це первого периода движения. По уравнению (5) можно найти угловую скорость в конце участка Дф1 первого шага интегри­ рования. Далее применять уравнение (5) для расчета coi бес­ смысленно, т. к. момент ЛГМзависит не-от угла ф1, а от разности ф1—Ф2- Поэтому после нахождения значения coi в конце перво­ го шага интегрирования, надо найти угол поворота ведомого вала, соответствующий (по времени) углу поворота ведущего вала Дфь

Так как co i= -^ - то заменяя бесконечно малые величины

df

конечными, но достаточно малыми, имеем

4*

51


^ . =

ЗДф!

(6)

.(“ Ui+l) “

Mli)

По формуле (6) можно

найти

время, за которое ведущий

вал повернется на угол Дфь А зная kti для данного интервала можно найти и Дсрг, для чего используем второе уравнение (3). Представим уравнение (2) в виде

2Дфо

1

АЛ, Дф1

(Мм- М с)/.

 

h АР

2

Дф2 а р

(7)

 

 

 

 

Здесь принято, что на участке интегрирования At имеет ме­ сто равноускоренное или равнозамедленное движение, что до­ пустимо, т. к. шаг интегрирования выбирается достаточно ма­ лым, и тогда

 

 

 

62

2Дфа

 

 

 

 

( 8.)

 

 

 

At2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из уравнения (7) имеем окончательно

 

 

 

 

'

А„

 

 

2Д/2 (AfM— Mc)i

*

'

(9)

^ 2

 

/

10 /

 

 

 

 

_..У2£ + dy2(f+l)

 

 

 

 

А далее легко найти

 

\

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

,

2Дф,

 

 

(Ю)

 

a 2(t+l)

С+

д<

 

 

 

S21—82(f+l) ~

2Дф3

*

 

 

 

 

д,2

 

 

(И )

Последовательно

пользуясь

выражениями •'

(5), (6),

'( 9 ) ,

(10), (11) можно построить графики ©i =

©i(0> ©2= © г (0 >ei=

= 8i(0. е2= е г (0 -

 

 

муфты

при

этом берутся

по

Значения момента

 

разности углов cpi—ф2.

Зная соответствующие

значения углов

фь фг. ф1—фг, можно найти и максимальный момент, нагружа­ ющий муфту.

Момент окончания 2-го периода и начала 3-гВ периода опре­ деляем по периодичности колебаний угловой скорости ведомой и ведущей частей машины. Движение в 3-й период описыва­ ется той же системой уравнений (3), так что разницы в иссле­ довании 2-го и 3-го периода нет. Среднюю скорость машины в , этом случа^ можно определить по методам, известным из курса теории механизмов и машин. Вычислив ©Ср для ведомого вала,

уже нетрудно

по графику g>2= cd2 (£ ) найти начало установив­

шегося движения, т. е. начало 3-го периода.

Приступим

теперь к решению 2-й задачи. Предполага­

ем известными

моменты сил сопротивления и сил движущих,

моменты инерции ведущей и ведомой частей, требуемый коэф­ фициент неравномерности вращения ведомой части машины б. Пока, как и раньше, рассмотрим случай АГд=Л1д(ф1)1 Мс=

52


= М с(ф2), /i = Mq>i), / г = / 22)- Для решения этой задачи пред­ варительно следует выбрать закон изменения угловой скорости

ведомого звена, который должен быть периодическим. Ввиду ограничности объема статьи подробно рассмотреть вопрос о вы­ боре оптимального закона изменения угловой скорости не пред­ ставляется возможным. Применяя принципы выбора, аналогич­ ные изложенным в работе [3], можно получить, что наиболее подходящим законом изменения угловой скорости машины сле­ дует считать закон синуса. Амплитуда и частота изменения ско­ рости определяются по заданному коэффициенту неравномерно­ сти хода машины б и средней угловой скорости:

со2 = со0 + A sin Ы,

(12)

где

 

k = con

(13)

Чтобы получить полную характеристику муфты, а не толь­ ко ее часть, характеризующую установившееся движение, нуж­ но задать и движение ведомой части в период разгона. Ско­ рость в этот период можно принять, изменяющейся по линей­ ному закону. Время разгона то же, конечно, должно быть задано из дополнительных условий. Тогда задаваемый график уг­ ловой скорости ведомой части будет иметь вид, показанный на рис. 4.'

Решение можно вести в следующем порядке:

1)по зависимости <В2= Ф 2(0 дифференцированием получае

график e2— s2(t).

Дифференцирование выполняем

графически

или аналитически,

если закон изменения скорости

принять по

уравнению (13). В последнем случае имеем:

 

 

 

 

 

 

е2

 

cos kt,

 

 

(14)

2)

интегрируя

зависимость

002= 0)2(0

получаем

функцию

ф2=фг(0-

Это можно

выполнить

или

графически в случае

сложного

вида функции a2= a 2(t)

или . аналитически.

Исполь­

зуя уравнение (13)

имеем: . ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= со0t — -^-cos kt + C,

 

(15)

где

С— произвольная

постоянная,

определяется

из

началь­

 

ных условий,

например,

t— tv, ф2=фр,

 

 

3)

дифференцируя

заданный

график

I 2— I 2(q>2) , получаем

dh

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d Фа

в виде графика. Иногда этот способ дает малую точность, тогда можно'использовать метод, данный в.работе [2],

53


4) используя второе уравнение (3), можно получить

М м = М к + / 2 ф2 +

-^ -

Ф2-

(16)

 

2

Дф2

 

Теперь имеем график зависимости М м = А 1 м (ф 2)

 

Однако, характеристикамуфты

должна иметь вид Мм(ф1

ф2) , поэтому далее надо найти углы ф ь

соответствующие углам

ф2- Далее решение ведем в виде:

 

 

 

Рис. 4. Закон изменения скорости ведомого вала машины с упру­ гой муфтой.

5) используем'1-ое уравнение системы (3):

7l* 1+ T ^ = AV

м..

(17)

 

 

Предварительно разобъем весь участок интегрирования фг на шаги Дф2. Каждому шагу интегрирования найдем соответст­ вующее время Дti по формуле:

 

AU

2Дфг

(18)

 

(ш2(£+1> + % ) ’

 

 

6)

(Зная ДU для каждого участка, получим по уравнени

(17)

и аналогично уравнению (9):

 

 

Дф1(. =

2А<?(МД-Л 1 е),

 

 

 

71г + 3/кг+1)

 

7) Строим графически зависимость Л1м= М м(ф1—ф2), вычи ляя дли каждого значения Ми, соответствующую разность ф1

—фг-

Далее по полученной характеристике можно подобрать нуж­ ную упругую муфту.

54