Файл: Болдырев, В. С. Методы математической статистики в гидрографии и кораблевождении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к

Ѵ с'*<Ч/С -о 'і

(3.13)

 

На момент Т2 имеем совместную систему двух уравне­ ний, которую мояеѵ. записать так:

х г

\ j

і .

(3.14)

► ■{і

 

матрица

 

этой

 

m

f Kt

О 1

(Р.І5)

л

 

л аі \

т

где К = .К + А К пА ‘ по предыдущему. Матрица коэффи-

циентов нормальных уравнений, очевидно, будет иметь

следующий вид:

„ Т

i f 1 -

( з л я )

 

а вероятиеЙлке координаты получим, решая уравнение

= с ' { А

!■ к ' №

^ *

(S.T7)

V ~2

1 -

Г

п г

)/>

I

 

 

{

 

' ”

1

 

 

ІаJ

 

-

'

 

тИх точность опре.-.‘ится корреляционной матрицей

>У-

Лг ‘ Ч Л * Lл \ /


Таким образом, задача нахождения координат и оценки их точности решается ложностью. Координаты на момент 7 можно получить и другим путем, заменяя исходную

систему уравнений погрешностей системой эквивалентных линий положения и присоединяя к ней одну обсервованную линию положения

аХ.г~€= іа .

Этот прием получил название "Метод последовательно­ го уточнения места". В качестве эквивалентных линий положения удобно взять линии, параллельные осям коор­ динат :

* * = К у

Л ^ Ѵ г ,

с корреляционной матрицей

или же линии полокния, направленные вдоль полуосей эллипса ошибок. Система уравнений ошибок на момент Тг в данном случае будет иметь вид

а ее корреляционная матрица

О

(Э .І8 )

О

186


Здесь

Кп -

корреляционная матрица вектора

пере­

мещения

корабля

за время

Тг ~ Т,

.

Матрицу коэффициен­

тов нормальных уравнений

вектора

Х г

получим

так:

или

( З Л 5 1

Напишем очевидное тождество

Умножим обе части равенства справа на

( Кл + А к п А )

Тогда

* H * s A «nAT?+ k 'J v k S K W W 7) 4

Теперь еще раэ умножим обе части равенства слева на

АТ и справа на А '■

А7КА - А \ к &+АК„А ТТ'а гКд АКпА '(Кл+АК„А Г)~‘а

и затем слева на (А ТКJ А ) •

э . { а т^ а )"а \ к^ а к п а , )"а ^ка т{к ^ а к п а ’ ) '1а .

187

ИЛИ

а т(кл+а к г а т) ' а ]

Г

J

у

/ I

Умнояив тождество справа на |/3

(^К/-АКПА )

-> i- i

A j

окончотельно получим

 

 

 

\£(Кй+АКпАт)'А \ -

[ й \ ' / 0 ~

* *., j

'

апишем (3 .1?) и ѵЗ.Ів) а

развернутом

іиде:

 

К ^ А К ПАГ

о

;

 

 

в

'

-

> ■’

 

 

 

 

ч

 

 

 

( Г . ь ' '

’рявнилая

(S .If» ) с

(3.19) и учитывая (З.ЗО), вил«»«,

что

Г> гг

Г

 

О . —и,

и, следовательно,

 

 

 

Очевидно,

что при этой

. /

Х . - Х

188


Таким образом, метол последовательного вычисления места, при правильном назначении весов АП лает такой

хе результат,

как и при обычном способе

уравнивании.

Иногда для доказательства правомерности использова­

ния метода п о сл ед о в а т ел ь н о г о ут оч н ен и я

места применят

следующие рассуждения.

 

 

Пусть в некоторый м ом ені времени Т,

измерено N-J

навигационных

параметров.

Тогда получим систему урав­

нений погреиностей:

 

 

агх *£г£~ ^г

' ' ‘ Рг >

 

Этой системе соответствует система нормальных урав­ нений:

[ p u u ] x t [ p a i ] ^ - [ f f a f y 0

^ р а б ^ X + [ Р ^ ] = О *

Исли в момент f2 измерено еще одно значение навига­

ционного параметра, то к исходной системе уравнений погрешностей долио быть добавлено еще одно N -е урав­ нение с весом /о :

' " Р ы >

оосле чего сметена нормальных уравненій примет вид:

(paa]„x t [pa* L ? - [ p afL = ° i

[ p * é ] M* + - [ p é f ]N = °

189

где [р<*<*]„= [Р“ а] +

и т .д .

Метод последовательного вычисления места состоит в замене исходной системы уравнений двумя эквивалентными:

Сюйством системы эквивалентных уравнений погрешнос­ тей является сохранение прежнего вида нормальных урав­ нений, т .е .

и т .д .

Поэтому, присоединив уравнение погрешностей (оно соответствует измеренной линии положения) как к исход­ ной, так и к эквивалентной, мы будем получать одну и ту же систему уравнений. Это говорит о том, что коорди­ наты получай те же значения независимо от способа вы­ числения.

От предыдущих рассуждений это доказательство отли­ чается тем, что в нем не показан учет ошибок счисления эа время Т2~Т/

§26. Статистическое моделированію л его применение для решения гидрографи­

ческих и навигационных задач

Как известно, результаты всех гидрографических ис­ следований, а также различных задач навигационного обе­ спечения в значительной степени зависят от множества случайных факторов. При разработке новых методов и при­

190


емов исследований влияние этих факторов можно устано­ вить путем постановки специальна! экспериментов, что обычно требует значительных затрат времени и материаль­ ных ресурсов. Эту же задачу можно решить, моделируя случайные ошибки измерений, выполняемых в ходе исследо­ ваний, ошибки обсерваций и т.п . Пусть, например, нам нужно исследовать влияние ошибок места при различных меадугалсовнх расстояниях на точность отображения рельефа дна, полученного в результате промера. В ка­ честве модели мото взять топокарту соответствующего масштаба, характер рельефа которой идентичен рельефу в исследуемом районе. На топокарту нанесем систему запланированных галсов и отметим на них точки предпо­

лагаемых обсерваций. В каждой такой точке снимем глуби­ ну. Затем нам необходимо смоделировать случайное смеще­ ние обсервованных мест. Это можно выполнить двумя путями:

-моделируя случайное смещение каждой линии положе­

ния f

-моделируя случайное смещение места.

Впервом случае мы должны иметь случайные числа,рас­ пределенные по нормальному закону, а во втором - табли­ цу равномерно распределенных направлений смещении от

Оде 560° и таблищу случайных чисел, распределенных

не закону Релея.

Наиболее распространенным типом таблиц случайпх чисел являются таблиш закона равномерной плотности. Нормальное случайное число можго получить, складывая 6 -8 равномерно распределенных случайных чисел. С этой

же целью можно воспользоваться вспомогательными таблич­ ками перехода, рассчитанными по Формулам (табл.3.2)*

191

3£блща

t

 

P

t

P

t

P

t

P

0.0

 

000-039

1.6 879-901 0.0

000-001 1.9 820-850

0.1

040-II9

1.7

902-919 0.1

002-0II 2.0 851-877

 

 

120-197

1.8 920-935 0.2

012-031 2.1 878-900

0.2

 

1.9

936-948 0.3

032-059 2.2 901-920

0.3

 

198-273

2.0

949-960 0.4

060-096 2.3 921-936

0.4

 

274-347

2.1

96I-°67 0.5

097-140

2.4

° 37-950

0.5

 

348-417

2.2

968-976 0.6

141-190 2.5 95I-96I

0.6

 

418-484

2.3

977-980

0 .7

I9I-245 2.6 962-970

0.7

 

485-546

2.4

981-986

0 .8

246-303 2.7 971-977

0.8

 

547-604

2.5

987-988 0.9

304-063

2.8 978-982

0.9

605-657

2.6

989-991

1.0

364-423 2.9 993-987

1.0

 

658-706

 

 

I .I

424-484

3.0

988-990

I .I

 

707-749

2.7

992-993

1.2

485-542

 

 

C • -h

750-788

2.8

994-995

1.3

54Э-597

3.1

991-993

M 4

789-822

2.9

996

1.4

598-650 3.2 994-995

1.3

1.4

 

823-852

3.0

997

1.5

651-699 3.3 996

1.5

 

853-878

3.2

999

1.6

700-743 3.4 997

 

 

 

 

 

1.7

744-784

 

 

 

 

 

 

 

1.8

785-819

3.6

999

t-o,os

P , ( i ) - 2 $ n t U t ;

О

t+o,os

Рг Ц ) - г \ f ( t ) d t ,

192