Файл: Болдырев, В. С. Методы математической статистики в гидрографии и кораблевождении учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
к
Ѵ с'*<Ч/С -о 'і |
(3.13) |
|
На момент Т2 имеем совместную систему двух уравне ний, которую мояеѵ. записать так:
х г |
\ j |
і . |
(3.14) |
► ■{і |
|
||
матрица |
|
||
этой |
|
||
m |
f Kt |
О 1 |
(Р.І5) |
л |
|
л аі \ ’
т
где К = .К + А К пА ‘ по предыдущему. Матрица коэффи-
циентов нормальных уравнений, очевидно, будет иметь
следующий вид:
„ Т
i f 1 - |
( з л я ) |
|
а вероятиеЙлке координаты получим, решая уравнение
= с ' { А |
!■ к ' № |
^ * |
(S.T7) |
|||
V ~2 |
1 - |
Г |
п г |
)/> |
I |
|
|
{ |
|
' ” |
1 |
|
|
|
ІаJ |
|
- |
' |
|
тИх точность опре.-.‘ится корреляционной матрицей
>У-
Лг ‘ Ч Л * Lл \ /
Таким образом, задача нахождения координат и оценки их точности решается ложностью. Координаты на момент 7 можно получить и другим путем, заменяя исходную
систему уравнений погрешностей системой эквивалентных линий положения и присоединяя к ней одну обсервованную линию положения
аХ.г~€= іа .
Этот прием получил название "Метод последовательно го уточнения места". В качестве эквивалентных линий положения удобно взять линии, параллельные осям коор динат :
* * = К у
Л ^ Ѵ г ,
с корреляционной матрицей
или же линии полокния, направленные вдоль полуосей эллипса ошибок. Система уравнений ошибок на момент Тг в данном случае будет иметь вид
а ее корреляционная матрица
О
(Э .І8 )
О
186
Здесь |
Кп - |
корреляционная матрица вектора |
пере |
|||
мещения |
корабля |
за время |
Тг ~ Т, |
. |
Матрицу коэффициен |
|
тов нормальных уравнений |
вектора |
Х г |
получим |
так: |
или
• |
( З Л 5 1 |
Напишем очевидное тождество
Умножим обе части равенства справа на
( Кл + А к п А ) •
Тогда
* H * s A «nAT?+ k 'J v k S K W W 7) 4 •
Теперь еще раэ умножим обе части равенства слева на
АТ и справа на А '■
А7КА - А \ к &+АК„А ТТ'а +А гКд АКпА '(Кл+АК„А Г)~‘а
и затем слева на (А ТКJ А ) •
э . { а т^ а )"а \ к^ а к п а , )"а ^к„ а т{к ^ а к п а ’ ) '1а .
187
ИЛИ
а т(кл+а к г а т) ' а ]
Г |
J |
у |
/ I |
Умнояив тождество справа на |/3 |
(^К/-АКПА ) |
-> i- i |
|
A j |
|||
окончотельно получим |
|
|
|
\£(Кй+АКпАт)'А \ - |
[ й \ ' / 0 ~ |
* *., j |
• |
' |
|
апишем (3 .1?) и ѵЗ.Ів) а |
развернутом |
іиде: |
|
||
К ^ А К ПАГ |
о |
; |
|
|
|
в |
' |
- |
> ■’ |
|
|
|
|
ч |
|
|
|
( Г . ь ' '
’рявнилая |
(S .If» ) с |
(3.19) и учитывая (З.ЗО), вил«»«, |
что |
Г> гг |
Г |
|
О . —и, |
|
и, следовательно, |
|
|
|
|
/С |
Очевидно, |
что при этой |
. /
Х . - Х
188
Таким образом, метол последовательного вычисления места, при правильном назначении весов АП лает такой
хе результат, |
как и при обычном способе |
уравнивании. |
|
Иногда для доказательства правомерности использова |
|||
ния метода п о сл ед о в а т ел ь н о г о ут оч н ен и я |
места применят |
||
следующие рассуждения. |
|
|
|
Пусть в некоторый м ом ені времени Т, |
измерено N-J |
||
навигационных |
параметров. |
Тогда получим систему урав |
|
нений погреиностей: |
|
|
|
агх *£г£~ ^г |
' ' ‘ Рг > |
|
Этой системе соответствует система нормальных урав нений:
[ p u u ] x t [ p a i ] ^ - [ f f a f y 0 •
^ р а б ^ X + [ Р ^ ] = О *
Исли в момент f2 измерено еще одно значение навига
ционного параметра, то к исходной системе уравнений погрешностей долио быть добавлено еще одно N -е урав нение с весом /о :
' " Р ы >
оосле чего сметена нормальных уравненій примет вид:
(paa]„x t [pa* L ? - [ p afL = ° i
[ p * é ] M* + - [ p é f ]N = ° ’
189
где [р<*<*]„= [Р“ а] + |
и т .д . |
Метод последовательного вычисления места состоит в замене исходной системы уравнений двумя эквивалентными:
Сюйством системы эквивалентных уравнений погрешнос тей является сохранение прежнего вида нормальных урав нений, т .е .
и т .д .
Поэтому, присоединив уравнение погрешностей (оно соответствует измеренной линии положения) как к исход ной, так и к эквивалентной, мы будем получать одну и ту же систему уравнений. Это говорит о том, что коорди наты получай те же значения независимо от способа вы числения.
От предыдущих рассуждений это доказательство отли чается тем, что в нем не показан учет ошибок счисления эа время Т2~Т/ •
§26. Статистическое моделированію л его применение для решения гидрографи
ческих и навигационных задач
Как известно, результаты всех гидрографических ис следований, а также различных задач навигационного обе спечения в значительной степени зависят от множества случайных факторов. При разработке новых методов и при
190
емов исследований влияние этих факторов можно устано вить путем постановки специальна! экспериментов, что обычно требует значительных затрат времени и материаль ных ресурсов. Эту же задачу можно решить, моделируя случайные ошибки измерений, выполняемых в ходе исследо ваний, ошибки обсерваций и т.п . Пусть, например, нам нужно исследовать влияние ошибок места при различных меадугалсовнх расстояниях на точность отображения рельефа дна, полученного в результате промера. В ка честве модели мото взять топокарту соответствующего масштаба, характер рельефа которой идентичен рельефу в исследуемом районе. На топокарту нанесем систему запланированных галсов и отметим на них точки предпо
лагаемых обсерваций. В каждой такой точке снимем глуби ну. Затем нам необходимо смоделировать случайное смеще ние обсервованных мест. Это можно выполнить двумя путями:
-моделируя случайное смещение каждой линии положе
ния f
-моделируя случайное смещение места.
Впервом случае мы должны иметь случайные числа,рас пределенные по нормальному закону, а во втором - табли цу равномерно распределенных направлений смещении от
Оде 560° и таблищу случайных чисел, распределенных
не закону Релея.
Наиболее распространенным типом таблиц случайпх чисел являются таблиш закона равномерной плотности. Нормальное случайное число можго получить, складывая 6 -8 равномерно распределенных случайных чисел. С этой
же целью можно воспользоваться вспомогательными таблич ками перехода, рассчитанными по Формулам (табл.3.2)*
191
3£блща
t |
|
P |
t |
P |
t |
P |
t |
P |
0.0 |
|
000-039 |
1.6 879-901 0.0 |
000-001 1.9 820-850 |
||||
0.1 |
040-II9 |
1.7 |
902-919 0.1 |
002-0II 2.0 851-877 |
||||
|
|
120-197 |
1.8 920-935 0.2 |
012-031 2.1 878-900 |
||||
0.2 |
|
1.9 |
936-948 0.3 |
032-059 2.2 901-920 |
||||
0.3 |
|
198-273 |
2.0 |
949-960 0.4 |
060-096 2.3 921-936 |
|||
0.4 |
|
274-347 |
2.1 |
96I-°67 0.5 |
097-140 |
2.4 |
° 37-950 |
|
0.5 |
|
348-417 |
2.2 |
968-976 0.6 |
141-190 2.5 95I-96I |
|||
0.6 |
|
418-484 |
2.3 |
977-980 |
0 .7 |
I9I-245 2.6 962-970 |
||
0.7 |
|
485-546 |
2.4 |
981-986 |
0 .8 |
246-303 2.7 971-977 |
||
0.8 |
|
547-604 |
2.5 |
987-988 0.9 |
304-063 |
2.8 978-982 |
||
0.9 |
605-657 |
2.6 |
989-991 |
1.0 |
364-423 2.9 993-987 |
|||
1.0 |
|
658-706 |
|
|
I .I |
424-484 |
3.0 |
988-990 |
I .I |
|
707-749 |
2.7 |
992-993 |
1.2 |
485-542 |
|
|
C • -h |
750-788 |
2.8 |
994-995 |
1.3 |
54Э-597 |
3.1 |
991-993 |
|
M 4 |
789-822 |
2.9 |
996 |
1.4 |
598-650 3.2 994-995 |
|||
1.3 |
||||||||
1.4 |
|
823-852 |
3.0 |
997 |
1.5 |
651-699 3.3 996 |
||
1.5 |
|
853-878 |
3.2 |
999 |
1.6 |
700-743 3.4 997 |
||
|
|
|
|
|
1.7 |
744-784 |
|
|
|
|
|
|
|
1.8 |
785-819 |
3.6 |
999 |
t-o,os
P , ( i ) - 2 $ n t U t ;
О
t+o,os
Рг Ц ) - г \ f ( t ) d t ,
192