ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ния премий, но теперь они будут ниже. Так что у кол лектива нет опаски, что, приняв встречный план, он рискует оказаться без поощрения.
Борьба за разработку встречных план<?ц — яркое свидетельство высокой сознательности советских лю дей, глубокого понимания ими задач, поставленных партией. Они получили широкое развитие на предприя тиях Москвы и Ленинграда, на Украине и в Белорус сии, на Урале, в Ивановской, Владимирской и многих других областях страны. О высокой эффективности со ревнования по встречным планам говорят конкретные факты.
Одни из зачинателей этого движения в девятой пятилетке — работники промышленных предприятий г. Иваново и Ивановской области добились в 1973 г. дополнительного прироста продукции на 22 млн. руб. Существенно повышено качество изделий, снижены затраты на их выпуск. Основой для разработки и осу ществления встречных планов здесь стали реконструк ция и техническое перевооружение предприятий, осуще ствляемые в основном за счет фондов развития.
В речи в Новороссийске Л. И. Брежнев высоко оце нил практику разработки и реализации предприятиями встречных планов. И действительно, это исключитель но действенная форма социалистического соревно вания.
Проиллюстрируем сказанное данными по москов скому заводу «Станколит». В 1971 г. ему было установ лено задание поднять производство против уровня восьмой пятилетки на 2,1%, а коллектив увеличил его на 5%; в 1972 г. министерство планировало рост на
7,1%; а завод — на 10,4%; в 1973 |
г. — соответственно |
на 10% и 15,7% и в 1974 г.— на |
13,8% и 20,7%. На |
1975 г. заданием предусматривается изготовление про дукции на 34,2 млн. руб., а проектом встречного пла на— на 35 млн. руб. Так трудовые коллективы, моби лизуя резервы, из года в год вносят существенные по правки в задания вышестоящих органов.
И тут мы вплотную подходим к тому новому, что ро дила практика последних лет в самом нижнем звене планирования, — к личным планам рабочих. Опыт, накопленный московским заводом «Динамо», ныне в
50
той или иной мере используется на многих предприя тиях ряда отраслей.
Чтобы лучше понять сущность этого новшества, обратимся вначале к тому, как планируется и поощря ется работа там, где не внедрены еще личные планы. Задания здесь доводятся (как правило, на месяц) до цехов, участков, реже до бригад. Труд отдельного рабо чего оценивается по тарифам и уровню выполнения норм выработки. И вот что особенно важно: нормы эти перевыполняются, и притом часто весьма значительно, а задания плана по росту производства и производи тельности труда иногда оказываются сорванными. При чина в том, что сумма выполненных норм не равна сум ме плановых заданий. Где же выход из этого поло жения?
Коллектив завода «Динамо» нашел его в том, что на предприятии стали разрабатывать пятилетние и го довые задания рабочим, причем с таким расчетом, чтобы в целом по предприятию они составляли пяти летний и годовой план. В этом случае каждый рабочий имеет четкое, обоснованное задание. Он знает не только то, что должен сделать в единицу времени, но и сколько ему надо сделать за год и за всю пятилетку. К личным планам «привязали» и всю систему мате риальных стимулов. Они стали целенаправленно дей ствовать в интересах увеличения объема производства и роста производительности труда.
Опыт завода «Динамо» и других предприятий подтвердил высокую действенность соревнования по личным планам. Более эффективно стало использо ваться рабочее время, сократились прогулы и простои, уменьшилась текучесть кадров. Массовое соревнова ние, развернувшееся на заводе «Динамо», позволило коллективу досрочно выполнить взятые на себя обяза тельства по росту производительности труда. Задания девятой пятилетки по этому показателю завод выпол нил за три года и четыре месяца. Центральный Коми тет партии высоко оценил этот трудовой успех коллек тива.
Вработе по личным планам самое главное состоит
втом, чтобы создать необходимые условия для их выполнения каждым рабочим. На заводе «Динамо» они соединены воедино с комплексом мер организа
51
ционно-технического характера. Все, что обеспечивает рост производства и производительности труда, входит в единый документ — технический план, который нахо дится под неослабным контролем администрации. Технический план и личные планы рабочих вместе и создают фундамент принятия коллективом встречного плана.
Процессы совершенствования планирования — одни из самых сложных и в экономической науке и в хозяй ственной практике. Партия, ставя их, исходит из реаль ных требований современного этапа коммунистического строительства. Еще рано судить о том, что конкретно дадут принимаемые меры. Но одно сегодня совершенно ясно — выработанный партией подход к улучшению планирования правильный. В его основе лежат расту щая обоснованность директивных плановых заданий и усиление активности их исполнителей, которые име ют широкий простор для проявления инициативы, творческого поиска.
ПИРАМИДА
УПРАВЛЕНИЯ
Продолжить совершенствование управ ления народным хозяйством. Обеспечить переход в промышленности на двух- и трехзвенную систему управления.
Директивы XXIV съезда КПСС по пяти летнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971—1975 годы
В любой управляемой системе, будь то предприятие или целая отрасль, возникают сложные отношения подчиненности
структурных звеньев и должностных лиц. Далеко не просто решить уже исходный вопрос: сколько же струк турных звеньев должно быть в управлении отраслью? Конечно, идеальной была бы структура, которая вклю чает всего два.звена: министерство и предприятие. В этом случае команда «сверху» без каких-либо «перева лочных пунктов» доходила бы до исполнителей, а по каналам обратной связи отчеты и претензии с мест сразу же достигали бы управленческого звена, облада ющего всей полнотой власти.
Надо сказать, что подобная структура существо вала у нас в ряде отраслей в двадцатых годах, только вместо министерства тогда был соответствующий главк ВСНХ. Однако впоследствии, а точнее, с начала тридцатых годов, число ступеней в отраслях стало расти. К примеру, в угольной промышленности до недавних пор действовала пятиступенчатая лестница управления: союзное министерство — главк (либо республиканское министерство) — комбинат —трест — шахта.
Обычно усложнение иерархической структуры объясняют ростом объемов производства и увеличе-
53
нием количества подведомственных единиц, то есть предприятий, институтов и организаций. Отчасти это верно. Действительно, одно дело, когда министерство руководит несколькими десятками заводов, и совсем другое, когда — сотнями. Есть так называемый предел управляемости, или, иначе сказать, максимально допу стимое число подчиненных единиц, приходящихся на одно административное звено.
Однако величина эта не постоянна и в известном смысле условна. Все зависит от того, что мы вклады ваем в само понятие «управлять». Были времена, ког да высшие хозяйственные инстанции стремились на прямую воздействовать на все сколько-нибудь важные стороны производственной жизни. В этих условиях даже многоступенчатый, а следовательно, и многочис ленный аппарат отрасли, как бы хорошо и квалифици рованно он ни работал, не мог справиться с выдачей астрономического числа команд и с контролем за их исполнением. Ведь подаче каждой такой команды должна предшествовать тщательная аналитическая ра бота, ознакомление с определенными материалами и т. п. Нет поэтому ничего удивительного в том, что единую отрасль приходилось делить между двумя ми нистерствами. Многие, видимо, помнят, что одно время существовало два министерства угольной про мышленности— для восточных и для западных райо нов страны. И тем не менее руководство порой оказы валось недостаточно эффективным,
В чем основная причина такого положения? Дума ется, что если смотреть в корень, то кроется она в недостаточно творческом подходе к реализации одного из основополагающих принципов управления — прин ципа демократического централизма, с сущностьнЬ и содержанием которого мы познакомились во второй беседе.
Соотношение централизованного управления и прав, предоставляемых нижестоящим хозяйственным и уп равляющим звеньям, не есть нечто застывшее, неиз менное. Незыблем лишь принцип, а конкретные формы его реализации динамичны, изменчивы. Экономическая реформа в народном хозяйстве отвергла принцип де тальной регламентации заводской жизни, Смысл пере мен в управлении можно, пожалуй, объяснить таким
54
образным сравнением: хорошая система управления подобна пирамиде. Основная часть хозяйственных во просов должна решаться непосредственно на предпри ятиях, или в основании пирамиды. Чем ближе к верши не расположено административное звено, тем меньше команд оно должно выдавать, но зато по наиболее принципиальным, коренным вопросам. Служба же, размещенная на самой вершине, призвана определять главные направления работы,
В новых условиях хозяйствования предприятие, как основное звено народного хозяйства, получило доста точно широкие права, что позволило сократить поток команд сверху вниз. А уже вследствие этого появляет ся возможность уменьшить число управленческих звеньев. XXIV съезд партии предусмотрел перейти в течение девятой пятилетки к двух- и трехзвенной структуре управления отраслями промышленности. Эта директива развернута теперь в конкретный план перестройки. В марте 1973 г. принято постановле ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неко торых мероприятиях по дальнейшему совершенство ванию управления промышленностью», в котором указано, что переход на двух- и трехзвенную струк туру должен быть осуществлен к исходу девятой пяти летки.
Новая структура управления учитывает специфику различных отраслей производства. Поэтому в практике могут быть разные варианты и двух- и трехзвенной си стемы (см. схемы).
Двухзвенная структура управления отраслью
Вариант первый |
Вариант второй |
55
Трехзвенная структура управления отраслью
Вариант первый |
Вариант второй |
Общесоюзное или союзно республиканское министер ство (ведомство) СССР
1
1
Всесоюзное промышленное объединение
1
i
Производственное объеди нение (комбинат, предприятие)
Вариант третий
Республиканское министер ство (ведомство) союзной республики
1
1
Республиканское промыш ленное объединение
1
1
Производственное объеди нение (комбинат, предприятие)
Союзно-республиканское министерство (ведомство)
СССР
1
1
Союзно-республиканское министерство (ведомство)
союзной республики
1
i
Производственное объеди нение (комбинат, предприятие)
Вариант четвертый
Республиканское министер ство (ведомство) союзной республики
I
Министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся
I
Производственное объеди нение (комбинат, предприятие)
У читателя может возникнуть вопрос: почему столь длителен реорганизационный период? Нельзя ли ре шить эти вопросы в более сжатые сроки? В отличие от многих предшествующих реорганизаций нынешняя про грамма носит комплексный характер, охватывает все взаимосвязанные стороны руководства экономикой — управление, планирование, экономическое стимулиро-
56
вание. Значит, переход на двух-и трехзвенную структу ру сопровождается существенными переменами втамих методах руководства, в способах воздействия управлен ческих звеньев на производство.
Дело не сводится к механическому отсечению лиш них звеньев. Глубинной перестройке должны быть под вергнуты все ступени управления.
По-новому поставлена и конечная цель структур ной перестройки. В прошлом при подобных акциях во главу угла ставилось сокращение и удешевление управленческого аппарата. Между тем главный изъян многоступенчатой управленческой лестницы все же не в этом. При многозвенной структуре затрудняется руководство отраслью — непомерно длинен путь про хождения команд сверху и информации снизу, сни жается ответственность исполнителей всех рангов, а значит, уменьшается эффективность самого произ водства. Конечная цель нынешней перестройки заклю чена в том, чтобы поднять уровень руководства до тре бований, предъявляемых производством в период науч но-технической революции.
Первыми начали структурную перестройку пять от раслей— химическая, нефтяная, угольная, приборо строительная и лесная. Их опыт, а также искания в других отраслях народного хозяйства выявили неко торые общие принципы совершенствования структуры и системы управления. Рассмотрим наиболее острые проблемы, характерные для всех этажей руководства отраслью. Логичнее всего будет начать с предприятия.
„ |
, |
Поскольку |
предприятие |
является |
|
Права и обязанности |
J |
r |
г |
ступень |
|
|
|
не только определенной |
кой на управленческой лестнице, но и основным про изводственным звеном народного хозяйства, оно со хранится при любой структурной реорганизации. Тем не менее в современных условиях происходят сущест венные перемены в управлении им.
Экономическая реформа не только дала предприя тиям весьма широкие права, но тем самым подняла и их ответственность за результаты хозяйствования. Ес тественно, начались энергичные поиски механизма, ко торый обеспечил бы эту ответственность. Смысл иска ний можно показать на примере Омского нефтеперера батывающего комбината.
57
Рассмотрим для начала достаточно типичную про изводственную ситуацию. Однажды здесь остановилось производство масел из-за того, что кончился фенол. Как водится, первыми, кому предъявили претензии, были снабженцы. Но те решительно отвергли их. Как это, мол, нет фенола? Вот же справка реагентного хо зяйства о том, что этого растворителя в запасах еще достаточно.
Стали разбираться дальше. Да, фенол есть, но он загрязнен — давно не чистили резервуары. Специали сты реагентного хозяйства свалили вину на лаборато рию технического контроля. Однако работники лабо ратории возразили: они проверяют качество сырья лишь один раз — когда оно поступает на комбинат...
Словом, ответственность расплывалась, подобно кругам по воде, захватывая все новые лица. А где ви новаты десятеро, там не виноват никто. Но, пожалуй, беда даже не в том, что не удалось найти конкретного виновника. Обезличка и обусловленное ею длительное разбирательство —существенный изъян. Она неизбеж но возникает, когда не срабатывает система, которая с известным автоматизмом позволяла бы выявлять в каждой подобной ситуации «автора» и предотвращала бы срывы. А то, что не сделала система, должен каж дый раз доделывать организатор. В этих условиях он будет обречен, так сказать, на постоянное тушение по жаров. Это, конечно, не лучший вид управленческой работы.
Способ построения на предприятии четкой управ ленческой системы в общем-то известен: посредством положений о структурных звеньях и должностных ин струкций очерчивают функции, ответственность, права служб и исполнителей. Есть такие документы и на Омском комбинате. Но они несовершенны тем, что слишком уж широка ответственность подразделений и должностных лиц. Обязанностей за ними записано столько, что невозможно их более или менее прилично
исполнить.
Изъян документов будет очевиден, если мы рас смотрим их с правовой точки зрения. В пореформенных условиях, когда по-новому встал вопрос о правах пред приятия, наметился один, на наш взгляд, опасный крен: безбрежное расширение прав всех и вся. В печати
58
часто можно встретить предложения о том, что надо, мол, прибавить прав мастеру, начальнику цеха, завод ским экономистам, функциональным службам. Всегда ли подобные предложения обоснованны? Возможно, что мы выскажем немодную мысль, но сегодня улуч шение системы управления предприятием мыслимо и путем уменьшения, но более четкой конкретизации прав должностных лиц и служб. Дело в том, что сум ма прав не является произвольной величиной. Мы бы даже сказали, что она более или менее статична: если она включает, к примеру, тысячу прав, то распреде лить их надо так, чтобы при сложении получалась опять тысяча, а не две и не три.
Эту вещь часто забывают при составлении долж ностных инструкций: нужны тебе права — пожалуйста, мы не жадные. И вот что выходит. На Омском комби нате, в согласии с инструкциями, запретить работу на технологической установке до недавних пор имели право шесть лиц: главный механик комбината, стар ший механик производства, его заместитель, старший механик цеха, механик участка и механик установки. А на практике никто без главного инженера комбината не посмеет выключить звено из единой технологиче ской цепочки, если, конечно, ситуация не аварийная. Нижестоящие лица могут лишь ходатайствовать об этом. И это правильно. В противном случае каждый механик по своему усмотрению мог бы прекращать ра боту всего комбината. Еще пример. Мастеру формаль но дано право увольнять нарушителей дисциплины. Надо ли пояснять, что этот пункт противоречит трудо вому законодательству и, следовательно, данное право не может быть реализовано?
Однажды бывшего управляющего трестом «Череповецметаллургстрой» Д. Мамлеева спросили, как он по ступает, когда при ежедневном обходе строек заме чает те или иные непорядки. Он объяснил:
— Я могу лишь дать полезный совет мастеру или прорабу. Ведь мое распоряжение через голову началь ника управления может оказаться некомпетентным.
Как это так: человек, который стройку насквозь ви дит,— и вдруг некомпетентен? А между тем все пра вильно. Отдав разумный приказ мастеру, управляю щий обязан взять на себя ответственность за срыв дру
59